Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XVII. Танец. Балет. Казах, народ издавна имел самобытную танц
Казах, народ издавна имел самобытную танц. культуру. Танец, подобно др. видам нац. иск-ва, существовал в быту кочевников-скотоводов и в танц. образах передавал все его особенности. Подтверждением служат сохранившиеся нар. танцы, среди к-рых- трудовые (ормек би - танец ткачей), охотничьи (коян би-охота беркута на зайца, кусбеги-дауылпаз - обучение сокола охоте), танцы-состязания (утыс би), шуточные, сатирич., юмористич. (насыбайши), танцы подражания животным (ортеке-козёл-прыгун, кара жорга, тепенкок - танец скакуна, бег иноходца, аю би - медвежий танец). В муз. фольклоре бытовали лирич. театрализованные танцы с пением, танцы-хороводы и др. Особой популярностью в народе пользовались празднества, связанные с календарём трудового года. На них исполнялись танцы-состязания - переплясы, показывающие зрителям ловкость и выносливость плясунов, танцы-игры, ночные хороводы вокруг костров. Свадебные обряды, длившиеся по неск. дней, выливались в яркое театрализованное представление, пронизанное пантомимич. действием, шуточными танцами. Существовали пляски религиозные, к-рые исполнялись только шаманами как средство лечения больных и служили для " изгнания злого духа". В отличие от узбеков, таджиков и др. вост. народов мусульм. вероисповедания, казахи имели танцы парные, исполняемые юношей и девушкой, - коян беркут. Школ по обучению танцу (как это было В Индии, Японии, Китае и др. странах Востока) не существовало. Иск-во плясунов передавалось из поколения в поколение. В патриархально-феод. обществе каждый род имел своих мастеров-профессионалов. Они были на положении придворных шутов или в числе нар. забавников-комиков " ку". Канонич. форм нар. плясок у казахов не существовало. Импровизация - непременное условие танц. фольклора. Наиболее характерные особенности танца - экспрессивность исполнения, резкость движений, подвижность плеч, " игра" суставов, напряжённость и собранность корпуса, гибкость, позволяющая танцовщику включать сложные акробатич. приёмы. Типично также сочетание яркого эмоционального характера танца с разнообразием хореографич. рисунка, что особенно проявлялось в танцах-состязаниях (утыс би, сылкыма). Наибольшей спецификой отличались пляски на коне, но это не была джигитовка. Джигитовать умел каждый казах, плясать же, стоя в седле, - только профессиональные танцовщики, у к-рых и конь подчинялся ритму. Танец исполнялся под аккомпанемент домбры (или барабана). Энергичный и чёткий ритм би кюйев (танцевальных мелодий) служил основой для упорядочения ритма и темпа танца. Предрассудки тормозили развитие танцевальной культуры. Иск-во плясунов не получило такого распространения, как муз. творчество. В период феодализма плясать на потеху народа считалось " презренным занятием", уделом неимущих бедняков. Распад патриархально-родового строя, изменения экономич. и социальной жизни народа сопровождались закономерным изживанием старинных обычаев и традиций, древние формы нар. плясок деградировали и к кон. 19 в. почти полностью исчезли из нар. быта. В условиях социалистич. общества, с развитием материальной и духовной культуры, созданием профессионального театра (30-е гг.) началось развитие нац. танц. иск-ва. Старинные казах, танцы, воспринятые профессиональными танцовщиками, обогащённые новыми выразит, средствами и содержанием, со сцены профессионального театра перешли в нар. самодеятельные коллективы. Такие танцы, как айжан кыз, кииз басу, тепенкок, маусымжан, саунши женгей, бескыз, келинчек, мерген, кокпар и др., стали наиболее популярными танцами в нар. развлечениях. В 1939 был создан первый ансамбль нар. танца при Казах, филармонии (худ. рук.- засл. деят. иск-в Казах. CCP А. Исмаилов). Значит, вклад в развитие нар. танц. иск-ва внесла концертная деятельность нар. арт. Казах. CCP Шары Жиенкуловой (руководителя Ансамбля песен и танцев мира), засл. арт. Казах. CCP H. Тапаловой (руководителя Ансамбля песни и танца). В 1955 создан Ансамбль песни и танца Казах. CCP. В его репертуаре старинные казах, танцы; ансамбль ведёт также большую работу по созданию совр. нар. танца. Среди ведущих исполнителей -засл. артисты Казах. CCP 3. Розмухамедова, А. Исмаилов. В 1968 создан хореографич. ансамбль классич. и нар. танца " Молодой балет Алма-Аты" (худ. рук.-засл. арт. Казах. CCP Б. Г. Аюханов), в репертуаре к-рого казах, танцы " Беркут и лиса", " Танец акынов", " Акку", " Джигитовка", танц. сцены из оперы " Кыз-Жибек" E. Г. Бру-силовского и на темы эпоса. Первые образцы сценич. танца появились в муз. спектакле " Айман-Шолпан" (1934), операх " Кыз-Жибек" (1934), " Жалбыр" (1935), " Ер-Таргын" (1937) E. Г. Брусиловского. Объединённый театр казах, и рус. оперы (создан в 1936; с 1937-Казах, театр оперы и балета) в сезон 1936-37 поставил балетные спектакли " Коппелия" Л. Делиба, " Лебединое озеро" П. И. Чайковского, в 1938- первый нац. балет " Калкаман и Мамыр" В. В. Великанова, в 1940-" Коктем" И. H. Надирова, в 1950-" Камбар и Ha-зым" Великанова, в 1958- " Дорогой дружбы" (" Джунгарские ворота") H. А. Тлендиева, Л. Б. Степанова и E. В. Манае-ва, в 1966-" Акканат" и" Хиросима" (" Ле-генда о белой птице") Г. А. Жубановой, в 1969- уйгурский балет " Чин-Томур" К. X. Кужамьярова, " Козы-Корпеш и Баян-Слу" Брусиловского (1971). Среди др. балетов: " Конёк-Горбунок" Ч. Пуньи (1939), " Раймонда" А. К. Глазунова (1940), " Лауренсия" А. А. Крейна (1942), " Жизель" А. Адана (1943), " Дон Кихот" Л. Минкуса (1946), " Доктор Айболит" И. В. Морозова (1950), " Эсмеральда" Пуньи, P. M. Глиэра, С. H. Василенко (1953), " Шурале" Ф. З.Яруллина (1956), " Легенда о любви" А. Д. Меликова (1963) и др. В числе балетмейстеров: засл. деятели иск-в Казах. CCP Д. Абиров, 3. Рай-баев. Среди ведущих артистов балета: нар. арт. Казах. CCP С. Кушербаева, засл. артисты Казах. CCP А. Бекбосынов, Д. Джалилов, P. Тажиева, С. Тулусано-ва и др. В 1934 в Алма-Ате при муз. школе открыто балетное отделение, преобразованное в 1937 в Хореографич. уч-ще. Л. П. Сарынова.
|