Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Некоторые новые методы в квантовой теории поля 40 страница






В последний период 2-й мировой войны и особенно после её окончания амер. реакция, борясь против роста междунар. авторитета СССР и распространения идей социализма, начала " охоту за ведьмами" в Голливуде. Прогрессивные кинодеятели подвергались преследованиям и лишались права работать в кинематографии, были вынуждены покинуть США (Ч. Чаплин ) или обращались к постановке главным образом развлекательных картин. В Голливуде резко усилился выпуск антисов. и антикоммунистич. фильмов; участие в них рассматривалось как свидетельство политической " благонадёжности". Амер. К. оказалось в глубоком кризисе.

В таких странах, как Германия, Италия, Япония вплоть до их военного разгрома, К. было подчинено целям империалистической и шовинистической пропаганды. В фаш. Германии и Италии особое внимание обращалось на использование в этих целях фильмов, фальсифицировавших действительность, в Японии большое распространение получили картины на историч. и совр. материале, утверждающие культ самурайской доблести.

Англ. К. 30-х гг., обращаясь к изображению жизни " среднего класса", тщательно обходило все проблемы, связанные с социальным неравенством, эксплуатацией трудящихся, классовой борьбой. Отличительная черта этого периода - выпуск " костюмных" псевдоисторич. фильмов (реж. А. Корда ), Несколько театральные по своей трактовке, они представляли интерес гл. оор. благодаря игре выдающихся актёров (В. Ли, Ч. Лотон, Л. Оливье и др. ). В 30-е гг. широко развернулась деятельность документалистов, правдиво рисовавших труд людей разных профессий. Однако и они в своих фильмах (" Рыбачьи суда" Дж. Грирсона, 1929, " Ночная почта" В. Райта и X. Уатта, 1935, и др. ) не ставили острых социальных проблем. Особое место в К. 2-й пол. 30-х гг. заняли художеств, фильмы, отмеченные стремлением режиссёров показать жизнь и труд простых людей (" Отпуск банковских служащих", 1938, " Звёзды смотрят вниз", 1940, реж. обоих фильмов К. Рид ). Деятельность англ, документалистов подготовила возникновение жанра художественно-документальных кинокартин, занявших видное место в англ. К. военных лет (" В котором мы служим", реж. Н. Коуард и Д. Лин, 1942, " Сан-ДеметриоЛондон", реж. Ч. Френд, " Нас миллионы", реж. Ф. Лаундер и С. Джиллиат, " Мы погружаемся на рассвете", реж. А. Асквит - все в 1943, и др. ). Однако в последний год войны на первое место выдвинулись камерная драма, психологич. детективные фильмы.

В бурж. К. этого периода наиболее значительны достижения франц. кино, лучшие произв. к-рого отличались поэтич. отображением жизни, психологич. глубиной разработки характеров, достоверностью атмосферы действия, поясками новых выразит, средств. В фильмах выдающихся франц. режиссёров - Р. Клера (" Под крышами Парижа", 1930, " Свободу нам", 1933, " Последний миллиардер", 1934 ), Ж. Виго (" Ноль за поведение", 1932, " Аталанта", 1934 ), Ж. Феидера, М. Карне и особенно Ж. Ренуара (" Жизнь принадлежит нам", 1936, " Великая иллюзия", 1937, " Марсельеза", 1938 ) отчётливо проявились демократич. тенденции. Эти тенденции были характерны и для франц. К. периода нем.-фаш. оккупации, когда М. Карне, Л. Дакен, Ж. Гремийоп, Ж. Беккер, нередко пользуясь эзоповым языком, выражали в своём творчестве свободолюбивые традиции франц. народа.

Четвёртый, совр. период развития К. в разных странах, начавшийся во 2-й пол. 40-1-й пол. 50-х гг., характеризуется успехами нац. кинематографии в странах, вступивших на социалистич. путь развития, первыми достижениями К. в ряде гос-в Африки и Азии, обретших самостоятельность, и в странах Лат. Америки. Сложные процессы идеологической борьбы нашли отражение в К. капиталистич. гос-в Зап. Европы и США. Резко возросло влияние революц. сов. К. на творчество прогрессивных кинематографистов всего мира. В К. капиталистич. стран получила яркое отражение борьба двух идеологий. Распространение нового средства массовой информации - телевидения стимулировало освоение техники цветного, широкоэкранного и широкоформатного кино, но в большинстве капиталистич. стран привело к уменьшению произ-ва фильмов, резкому сокращению киносети.

В Италии идеи общедемократич. антифаш. фронта определили рождение нового направления - неореализма, оказавшего влияние на К. др. стран. В лучших неореалистич. фильмах Р. Росселлини(" Рим - открытый город", 1945, " Пайза", 1946 ), Л. Висконти (" Земля дрожит", 1948), В. Де Сики (" Похитители велосипедов", 1948, " Умберто Д.", 1951), Дж. Де Сантиса (" Горький рис", 1949) и др. с тонкой наблюдательностью, правдивостью была отображена борьба против фашизма, классовая солидарность трудящихся в условиях послевоенной разрухи. Однако с сер. 50-х гг. в результате ряда внеш. и внутр. причин наступил кризис неореалистич. иск-ва. Одной из центральных проблем в творчестве ведущих совр. итал. режиссёров - Ф. Феллини, М. Антониони, П. П. Пазолини и др.- стала проблема " некоммуникабельности", одиночества человека в совр. капиталистич. мире, осн. внимание они нередко отдают индивидуалистич., подчас патологич. переживаниям героев. Продолжателями прогрессивных традиций выступили режиссёры младшего поколения: Дж. Понтекорво, Ф. Рози, Э. Петри и др.

Аналогично развивалось К. Франции. Для первого послевоен. десятилетия были характерны фильмы реж. Р. Клемана (" Битва на рельсах", 1946, " Запрещённые игры", 1952), Л. Дакена (" Рассвет", 1949), Ж. Беккора (" Антуан и Антуанетта", 1947), Ж. П. Ле Шануа (" Адрес неизвестен", 1951), Кристиана-Жака (" Если бы парни всего мира...", 1955) и др., поев, борьбе участников Сопротивления и жизни простых людей с их тяготами и заботами. Во 2-й пол. 50-х гг. на первый план в кинорежиссуре выступила т. н. " новая волна" - явление неоднородное по идейной направленности. Если такие её представители, как реж. А. Рене, в нек-рой мере развивают гуманистич. традиции франц. К., то Ф. Трюффо и К. Шаброль разрабатывают проблемы " некоммуникабельности", разобщённости людей в совр. бурж. обществе, а Ж. Л. Годар, обращаясь к социальным проблемам, трактует их с анархистских или маоистских позиций. Наиболее последовательное выражение прогрессивные тенденции франц. К. находят в творчестве режиссёров-документалистов К. Маркера, Ф. Россифа и др.

Начало новым поискам в англ. К. было положено также документалистами. Протест против далёких от жизни коммерч. фильмов вызвал появление группы " Свободное кино", организаторы к-рой Л. Андерсон, К. Рейс и др. сняли документальные фильмы, отражающие повседневную жизнь трудящихся и ставящие порой острые социальные проблемы. Группа " Свободное кино" распалась, но нек-рые участники начали работать в художеств, кинематографии, отразив в своих фильмах (" В субботу вечером, в воскресенье утром" К. Рейса, 1960, " Оглянись во гневе", 1958, и " Одиночество бегуна на дальнюю дистанцию", 1962, Т. Ричардсона, " Эта спортивная жизнь" Л. Андерсона, 1963, и др.) настроения " рассерженных молодых людей". Другое традиционное направление англ. К., связанное с использованием опыта театра, получило выражение в фильмах-экранизациях Л. Оливье (" Гамлет", 1948, " Ричард III", 1957, и др.).

В швед. К. выдвинулся реж. И. Бергман, в творчестве к-рого разрабатываются этические проблемы современности, но вместе с тем противоречиво сочетаются черты протестантской морали, экзистенциалистские идеи и натуралистич. изображение интимной жизни и переживаний героев. Интерес к острым социальным проблемам современности характеризует творчество реж. Б. Видерберга.

Кризис К. США, начавшийся во 2-й пол.- 40-х гг., привёл в кон. 50 - нач. 60-х гг. к резкому сокращению произ-ва фильмов и изменению их тематики. Продолжая традиционный выпуск " суперколоссов" - пышных постановочных псевдоисторич. " боевиков", амер. К. изменило подход к трактовке совр. действительности США. Замалчивание трагич. противоречий " процветающего общества" стало уже невозможным. Но рисуя эти противоречия, расизм, анархич. бунт молодёжи, рост преступности, наркомании, сексуальных извращений, К. США чаще всего объясняет их с фрейдистских позиций - якобы врождённой порочностью человеческой природы, но отнюдь не социальными мотивами. Лишь в творчестве нек-рых режиссёров, напр. С. Крамера, С. Кубрика, А. Пенна, А. Джуисона, С.Полака, Р. Перри и др., содержатся элементы критики.

Поражение Японии во 2-й мировой войне привело к усилению антиимпериалистич. прогрессивных тенденций, создало условия для борьбы передовых япон. кинодеятелей против диктата киномонополий. Прогрессивная социальная и антивоен. тематика характеризует мн. фильмы реж. К. Мидзогути, К. Киноситы, К. Синдо, Т. Имаи, С. Ямамото, А. Куросавы, Н. Осимы, X. Тэсигахары. Особенно значительно творчество А. Куросавы: его фильмы (в т. ч.." Расёмон", 1950) отличаются глубиной гуманистич. содержания, законченностью формы, своеобразием драматургии, высоким уровнем изобразит, решения.

Рост нац. самосознания в странах Лат. Америки обусловил подъём их К. Особенных успехов достигло К. Мексики, Бразилии, Перу, где деятели кино противопоставляют свои поиски массовой голливудской продукции, к-рой они ранее подражали. Значительны достижения, особенно в документальном жанре, молодого К. Кубы. Первых художеств, успехов добилось К. Индии, АРЕ и Ирана. Возникло кинопроиз-во в странах Африки (Алжир, Сенегал, Камерун, Родезия и др.).

В СССР в первые послевоен. годы стремление деятелей кино к обобщённому воплощению историч. опыта сов. народа порой приводило к аллегорич. и дидактич. его истолкованию. Однако лучшие фильмы этих лет (" Сельская учительница" М.С.Донского, сценарий М. Н.Смирновой, 1947; " Подвиг разведчика" Б. В. Барнета, сценарий М. Ю. Блеймана, К. Ф. Исаева и М. Б.Маклярского, 1947; " Молодая гвардия" С. А. Герасимова, по роману А. А. Фадеева, 1948) отличались глубоким проникновением во внутр. мир героев, богатством жизненных наблюдений, последовательным развитием принципов социалистич. реализма.

Временем нового подъёма сов. К., творч. завоеваний молодых кинематографий др. социалистич. стран стала 2-я пол. 50-х гг. Особенно примечателен рост К. в братских союзных республиках, где достижения связаны с творчеством режиссёров: Г. М. Сеидбейли, А. М. Ибрагимова (Азербайджан), Э. А. Карамяна, С. А. Кеворкова, Ф. В. Довлатяна, С. И. Параджанова (Армения), И.М.Добролюбова, В. Т. Турова (Белоруссия), Т. Е. Абуладзе, О. Ш. Иоселиани, Р. Д. Чхеидзе, Г. Н. и Э. Н. Шенгелая (Грузия ), Ш. К. Айманова, М. С. Бегалина (Казахстан ), Т. Океева, Б. Т. Шамшиева (Киргизия ), Л. Я. Лейманиса, Г. Н. Пиесиса (Латвия ), Р.А. Вабаласа, В.П. Жалакявичюса (Литва ), В. Г. Гажиу, Э. В. Лотяну (Молдавия ), Б. А. Кимягарова (Таджикистан ), Б. Б. Мансурова, X. К. Нарлиева (Туркмения ), Ш. С. Аббасова, Э. М. Ишмухамедова, Л. А. Файзиева (Узбекистан ), В. И. Ивченко, Ю. Г. Ильенко, Т. В. Левчука (Украина ), К.К. Кийска, Ю. Ю. Мюйра (Эстония ).

Одной из важных черт совр. сов. К. стало стремление его мастеров утверждать новую социалистич. мораль через подробное исследование характеров и взаимоотношений людей в их повседневном труде и быте. Это получило выражение в таких разных фильмах на совр. материале, как " Большая семья" (1954, реж. И. Е. Хейфиц, по роману В. А. Кочетова ), " Поэма о море" (1958, реж. Ю. И. Солнцева, сценарий А. П. Довженко ), " Девять дней одного года" (1962, реж. М. И. Ромм, сценарий Д. Я. Храбровицкого ), " Председатель" (1965, реж. А. А. Салтыков, сценарий Ю. М. Нагибина ), " Никто не хотел умирать" (1965, реж. В. П. Жалакявичюс ), " Твой современник" (1968, реж. Ю. Я. Райзман, сценарий Е. И. Габриловича ), " Доживём до понедельника" (1969, реж. С. И. Ростоцкий, сценарий Г. И. Полонского ), " У озера" (1970, реж. и сценарист С. А. Герасимов), " Начало" (1971, реж. Г. А. Панфилов, сценарий Е. И. Габриловича и Г. А. Панфилова), " Белорусский вокзал" (1971, реж. А. С. Смирнов, сценарий В. В. Трунина), " Любить человека" (1972, реж. и сценарист С. А. Герасимов ), " Укрощение огня" (1972, реж. и сценарист Д. Я. Храбровицкий ) и др.

В целом ряде фильмов, поев. Великой Отечеств, войне 1941-45, в образах её рядовых участников раскрываются высокие морально-политич. качества сов. народа, сокрушившего фаш. агрессоров и отстоявшего независимость своей родины. Таковы фильмы: " Летят журавли" (1957, реж. М. К. Калатозов, сценарий В. С. Розова), " Дом, в котором я живу" (1957, реж. Л. А. Кулиджанов и Я. А. Сегель, сценарий И. Г. Ольшанского), " Баллада о солдате" (1959, реж. Г. Н. Чухрай, сценарий В. И. Ежова), " Судьба человека" (1959, реж. С. Ф. Бондарчук, по рассказу М. А. Шолохова), " Отец солдата" (1965, реж. Р. Д. Чхеидзе, сценарий С. И. Жгенти), " Белая птица с чёрной отметиной" (1971, реж. Ю. Г. Ильенко, сценарий Ильенко и И. В. Миколайчука) и др. Не ограничиваясь воплощением темы Отечественной войны через отдельные характеры и судьбы, советское К. с огромным эпич. размахом передало важнейшие её события в 4-серийном фильме " Освобождение" (1970-71, реж. Ю. Н. Озеров, сценарий Г. Я. Бакланова и О. И. Курганова). По-новому подошли к воссозданию образа В. И. Ленина реж. Л. А. Кулиджанов в фильме " Синяя тетрадь" (1964, по повести Э. Г. Казакевича) и С. И. Юткевич в фильме " Ленин в Польше" (1966, сценарий Е. И. Габриловича), воплотив глубину ленинской мысли. Стремление раскрыть идейно-политич. истоки подвига сов. человека характеризует лучшие фильмы сов. К., поев, событиям Гражданской войны 1918-20: " Павел Корчагин" (1957, по роману Н. А. Островского " Как закалялась сталь", 1957, реж. А. А. Алов и В. Н.Наумов), " Коммунист" (1958, реж. Ю. Я. Райзман, сценарий Е. И. Габриловича), " Первый учитель" (по рассказу Ч. Айтматова, 1965, реж. А. С. Коичаловский) и др.

Значительны успехи сов. К. в области экранизации мировой и рус. классики, а также произв. сов. лит-ры - У. Шекспира (" Отелло", 1956, реж. С. И. Юткевич, " Гамлет", 1964, и " Король Лир", 1971, реж. Г. М. Козинцев), Т. Г. Шевченко (" Сон", 1964, реж. В. Т. Денисенко ), Л. Н. Толстого (" Война и мир", 1966-67, реж. С. Ф. Бондарчук ), А. П. Чехова (" Попрыгунья", 1956, реж. С. И. Самсонов, " Дама с собачкой", I960, реж. И. Е. Хейфиц), М. М. Коцюбинского (" Тени забытых предков", 1965, реж. С. И. Параджанов), А. Таммсааре (" Новый нечистый из преисподней", 1965, реж. Ю. Ю. Мюйр и Г. Е. Кроманов), А. Н. Толстого (" Хождение по мукам", 1957-59, реж. Г. Л. Рошаль), М. А. Шолохова (" Тихий Дон", 1957-58, реж. С. А. Герасимов ).

Совр. период развития сов. документального кино определился выходом фильма " Повесть о нефтяниках Каспия" (1953, реж. Р. Л. Кармен ), в к-ром процессы развития сов. общества раскрываются через труд и взаимоотношения людей, добывающих стране богатства, погребённые в глубинах моря. Стремление характеризовать действительность через документально трактованный образ передовог о сов. человека нашло яркое выражение в фильме " Катюша" (1964, реж. В. П. Лисакович, сценарий С. С. Смирнова). Выдающимся достижением сов. кин о публицистики явился фильм " Обыкновенный фашизм" (1966, реж. М. И. Ромм, сценарий М. И. Туровской и Ю. М. Ханютина) - суровый обвинительный акт гитлеризму, созданный из кадров архивных кинодокументов. Тема борьбы с империализмом успешно развивается в фильмах Р. Л. Кармена (" Пылающий континент", 1972), А. И. Медведкина и др. Большой интерес представляют экспедиционные фильмы груз, режиссёра-оператора Г. И. Асатиани. Тонкая передача с о бытий сов. действительности характерна для документалистов Киргизии, Латвии и др. союзных республик. В ряде документальных фильмов нашли отражение достижения советской науки и техники по завоеванию космич. пространства. Расширилась тематика науч.популярной кинематографии, крупное достижение к-рой - трилогия " Рукописи Ленина", " Знамя партии" и " Ленин. Последние страницы" (1960-63, реж. Ф. А. Тяпкин, сценарий Г. Е. Фрадкина ). Создан ряд значит, фильмов, популяризирующих достижения совр. физики, биологии, медицины, историч. науки, поев, творчеству выдающихся деятелей лит-ры и иск-ва. Талантливой популяризацией естественнонауч. знаний отмечены фильмы реж. Р. М. Соболева.

Определилось своеобразие сов. школы мультипликац. К., впитавшей в себя традиции лит. и изобразит. фольклора, классич. и сов. детской литературы, книжной графики. Ориентируясь гл. обр. на юных зрителей, деятели советской мультипликации (Л. К. Атаманов, В. С. и 3. С. Брумберг, В. Д. Дегтярёв, Б. Т. Дёжкин, И. П. Иванов-Вано, Р. А. Качанов, А. Г. Каранович, Э. А. Туганов, Ф. С. Хитрук, В. Д. Бахтадзе,. В. Курчевский, Н. Н. Серебряков, Б. П. Степанцев и др. ) создали фильмы, пользующиеся любовью детей во всём мире.

В К. других социалистич. стран современный период - время идейного роста мастеров кино, освоения передовых нац. художеств, традиций, интенсивных творч. поисков. Особенно значительны достижения К. Польши, где выдвинулись выдающиеся режиссёры А. Мунк, А. Вайда, Е. Кавалерович, В.Хас, К.Куц, Т.Конвицкий, К. Занусси и др., развивающие романтические традиции польского иск-ва. Участники или свидетели борьбы польского народа против фаш. оккупантов, они в своих фильмах часто обращаются к событиям военных лет, ставя проблемы истинного и мнимого патриотизма, ответственности человека за судьбы своей родины. В чехословацкой кинематографии раскрылось дарование мастеров старшего поколения - М. Фрича, И. Вейса, О. Вавры и младшего поколения, выступившего с самостоятельными постановками после окончания 2-й мировой войны, - К. Земана, Ш. Угера, В. Ясного и др. Средствами традиционного для Чехословакии искусства кукол реж. И. Трнка воплотил нац. героич. эпос, раскрывая патриотич. традиции своего народа. Лучшие фильмы Трнки пользуются широкой известностью и за пределами страны. К. ГДР опирается на демократич. традиции нац. лит-ры и кинематографии рубежа 20-30-х гг. Мн. фильмы К. Метцнга, 3. Дулова, Ф. Бейера, К. Вольфа, Г. Райша и др. поев, истории революц. борьбы герм, рабочего класса и партии, разоблачению человеконенавистнич. идеологии национал-социализма, правдивому осмыслению 2-й мировой войны, отображению борьбы рабочих, крестьян и интеллигенции ГДР за социализм. В документальном кино выдвинулись кинопублицисты Андре и Аннели Торндайк, В. Хейновский, Г. Шойман и др. В венг. К. реж. 3. Фабри, Ф. Мариашши, М. Келети, И. Сабо, М. Янчо, А. Ковач и др., обращаясь к важным для истории Венгрии явлениям, остро и бескомпромиссно ставят актуальные вопросы жизни страны, формирования личности. Болг. кино в творчестве реж. 3. Жандова, Р. Вылчанова, Б. Желязковой, Т. Динова и др. разрабатывает гл. обр. тематику героич. борьбы против нем. фашистов, социалистич. строительства; большое внимание оно уделяет также экранизации произв. нац. классич. лит-ры. В К. Румынии выдвинулись такие мастера, как Л. Чулей, М. Дрэган, А. Блайер. Своеобразный жанр кинопритчи и кинопословицы разработал в мультипликационных миниатюрах И. Попеску-Гопо.

События 2-й мировой войны и совр. действительность Югославии в центре внимания реж. В. Мимицы, П. Джорджевича и др. Наибольшей известностью за пределами страны пользуются фильмы т. н. загребской школы мультипликации, возглавляемой Д. Вукотичем. На нек-рых югосл. фильмах сказывается влияние модных на Западе экзистенциалистских идей, порой сюрреализма. Стремление правдиво отразить совр. жизнь страны отличает К. ДРВ, КНДР, МНР.

В К., как и в др. видах иск-ва, сталкиваются противоположные силы и тенденции. В условиях капиталистич. строя К., несмотря на разнообразие стилей, политич., филос. и эстетич. позиций деятелей кино, в различной степени отражая действительность, испытывает давление со стороны господствующих классов, находится в зависимости от продюсеров, от вкусов бурж. зрителя. Лучшие произв. К. социалистич. стран, покоряющие жизненной правдой, высоким гуманизмом, фильмы прогрессивных зарубежных режиссёров, исполненные протеста против капиталистич. системы, симпатий к людям труда, молодое К. развивающихся стран противостоят бурж. К., проникнутому неверием в человека и его будущее. См. также разделы Кино в статьях о союзных республиках, зарубежных странах, а также илл. к ним. С. С. Гинзбург. Лит.: Самое важное из всех искусств. Ленин о кино. Сб. документов и материалов, М., 1963; Юткевич С. И., Человек на экране, М., 1947; его же, Контрапункт режиссёра, М., 1960; Пудовкин В. И., Избр. статьи, М., 1955; Эйзенштейн С. М., Избр. произведения, т. 1-6, М., 1964-71; Л индгрен Э., Искусство кино, пер. с англ., М., 1956; С адуль Ж., История киноискусства от его зарождения до наших дней, пер. с франц., М., 1957; Гинзбург С., Рисованный и кукольный фильм, М., 1957; его же, Кинематография дореволюционной России, М,, 1963; Искусство миллионов. [Сборник], М., 1958; Герасимов С,, О киноискусстве, [М.], 1960; Научное кино. Сб. ст., М., [1961]; Дробашенко С., Экран и жизнь, М., 1962; его же, Феномен достоверности, М., 1972; Зоркая Н. М., Советский историко-революционный фильм, М., 1962; Разумный В., Эстетические проблемы советского кино, М., 1963; Ю р енев Р., Советская кинокомедия, М., 1964; его же, Краткий очерк истории кино, М., 1967; Фрейлих С. И., Фильмы и годы, М., 1964; его же, Чувство экрана, М., 1972; Бейлин А., Актёр в фильме, М.- Л., 1964; Головня А. Д., Мастерство кинооператора, М., 1965; Комаров С., История зарубежного кино, т. 1 - Немое кино, М., 1965; О киноискусстве. [Сб. ст.], М., 1965; Ждан В., Специфика кинообраза, М., 1965; Балаш Б., Кино. Становление и сущность нового искусства, пер. с нем., М., 1968; Теплиц Е., История киноискусства, пер. с польск., [т. 1 - 2], М., 1968 - 71; Кинематограф сегодня. [Сб. статей], в. 1 - 2, М., 1967 - 1971; Мифы и реальность. [Сб. ст.], в. 1 - 2, М., 1966 - 71; Мачерет А., Реальность мира на экране, М., 1968; ВахеметсаА. Л., П л о тн и к о в С. Н., Человек и искусство, М., 1968; Милев Н., Божество с тремя лицами, М., 1968; История советского кино, т. 1, М.. 1969; Краткая история советского кино [1917-1967], [М., 1969]; Лебедев Н., Очерк истории кино СССР, М., 1965; его же, Кино и зритель, М., 1969; М о нгегю А., Мир фильма, [пер. с англ.], Л., 1969; КарагановА., Рождённое революцией, [Вильнюс], 1970; Колодяжная В., Г р у т к о И., История зарубежного кино, г. 2-1929-1945 годы, М., 1970; К укаркин А. В., Десятая муза или десятая жертва?, в его кн.; Буржуазное общество и культура, М., 1970; Зайцева Л. А., Выразительные средства кино, М., 1971; Селезнева Т., Киномысль 1920-х годов, М., 1972; Jewsiewicki W., Kronika kinematojrafii swiatowej. 1895 - 1964, Warsz., 1967; Knietzsch H., Film gestern und heute, 3 Aufl., Lpz., [1968]; Toeplitz J., Historia sztukifilmowej, t. 1-5, Warsz., 1955-70. См. также лит. при ст. Киноведение.

КИНОКАДР, см. К адр.

КИНОКАМЕРА, распространённое название киносъёмочного аппарата.

КИНОКОМЕДИЯ, вид киноискусства, отличительная особенность к-рого - изображение жизненных несоответствий, возбуждающих смех зрителей. В зависимости от задач, объектов и средств осмеяния, от содержания, нац. принадлежности и эмоциональной окраски существует большое количество жанровых форм и разновидностей К. Смех разных оттенков - от гневного, обличительного до весёлого, одобрительного, жизнерадостного - вызывается преувеличением и заострением каких-либо свойств человеческого характера, смешением несходного, несоответствием цели и средств её достижения, неожиданностью или повторениями действий, гиперболизированием какого-либо одного свойства за счёт других. Специфич. свойства киноискусства, синтезирующего возможности лит-ры, пространственных и временных иск-в, а также применение трюковых киносъёмок делают выразительные средства К. необычайно разнообразными, определяя интерес к ней зрителей.

Наиболее распространённые жанры К.- эксцентрич. " комическая", музыкально-танц. обозрения и ревю, бытовые сатирич. и лирич. комедии, фантастич., абсурдные и пародийные, а также трагикомич. фильмы.

Эксцентрич. " комическая", впитавшая опыт цирка, карикатуры, комикса, построенная на бурном внешнем действии, погонях, падениях, драках, сложилась в 10-20-е гг. 20 в. (А. Дид, М. Линдер, Франция; Ч. Чаплин, Б. Китон, Г. Ллойд, США ). Её герои - неизменяющиеся комедийные типы-" маски" маленького находчивого бродяжки, рассеянного, но преуспевающего щеголя, никогда не улыбающегося чудака и др., переходящие из фильма в фильм и поднимающиеся порой до резкого сатирич. обличения бурж. общества. В звуковом кино традиции " комической" развивали муз. эксцентрики - бр. Маркс, позднее Д. Кей и Д. Люпс (США ). Большой тонкости и разнообразия достигли актёры Ж. Тати, Фернандель, П. Этекс, Л. де Фюнес (Франция ). Почти в каждой стране в разное время выдвигались комедийные актёры, создававшие национальные по характеру образы и получавшие иногда всемирную известность: в Дании-Пат и Паташон, в Великобритании - Н. Уиздом, в Италии - Тото, в Мексике - Кантинфлас, в Польше - А. Дымша. Приёмы " комической" используют совр. режиссёры - Р. Лестер (Великобритания ) и др. Близки к " комической" музыкально-танцевальные ревю и обозрения с участием популярных певцов и танцоров: Ф. Астера, Д. Дурбин (США ), М. Рёкк (Австрия, ФРГ ), Ф. Гааль (Венгрия ), М. Шевалье (Франция ). Эти К. строятся как цепь эстрадных номеров, связанных примитивным любовным сюжетом. К опыту литературы и театра, особенно т. н. " комедии положений", обращаются режиссёры, ставящие бытовые, а в бурж. странах - и салонные К. с лирич. или сатирич. окраской: Э. Любич, Ф. Капра (США ), В. Де Сика, А. Сорди, П. Джерми (Италия ), Ж. Беккер, Ж. Ле Шануа (Франция ) и мн. др. Политич., филос. и этич. проблемы поднимают в своих фильмах реж. Р. Клер (Франция ), И. ПопескуГопо (Румыния ), используя при этом элементы фантастики. Особое значение имеют резко антибурж. сатирич. комедии X. А. Бардема и Л. Берланги (Испания ), 3. Дулова (ГДР ), К. Гофмана (ФРГ ). Трагич. ирония отличает комедии реж. 4. Кричтона, А. Маккендрика (Великобритания ) с участием актёра А. Гиннесса. Для сов. К. характерно решение важных обществ, и моральных проблем, органич. сочетание сатирич. и лирич., жизнеутверждающих элементов. В 20-е гг. в " немом" кино большим успехом пользовались К. реж. Я. А. Протазанова, Б. В. Барнета, Н. П. Охлопкова, А. И. Медведкина с участием актёров И. В. Ильинского, В. П. Фогеля, В. П. Марецкой, О. А. Жизневой, А. П. Кторова. С введением звука в кино наибольшее распространение получили музыкальные К. режиссёров: Г. В. Александрова, включающие острые сатирич. эпизоды, И. А. Пырьева, лирически прославляющие труд, А. В. Ивановского, К. К. Юдина. Получили известность актёры Л. П. Орлова, Н. А. Крючков, Р. Я. Плятт, М. А. Ладынина, 3. А. Фёдорова, В. С. Володин и др. Большой вклад в развитие К. внесли режиссёры Украины, Грузии, Армении, творчество к-рых тесно связано с традициями нац. театр, иск-ва и лит-ры. Во 2-й половине 50-х-60-х гг. в области К. выдвинулись реж. Э. А. Рязанов, Л. И. Гайдай, Г. Н. Данелия, актёры Ю. В. Никулин, Е. П. Леонов, А. Д. Папанов и др.

Элементы К. органически входят в кинопроизведения др. жанров кино - в ист. эпопеи и драмы, приключенч. детективные фильмы, что особенно характерно для совр. кинорежиссёров, сочетающих в поисках новых форм элементы различных жанров.

Лит.: Арнольд и Э. М., Комическое в кино, М.- Л., 1929; Юренев Р. Н., Советская кинокомедия, М., 1964; его же, Смещное на экране, М., 1964; Комики мирового экрана, М., 1966; Durgnat R., The crazy mirror, L., Г1969]. P. Н.Юренев.

КИНОКОПИРОВАЛЬНЫЙ АППАРАТ, аппарат для печатания изображения и фонограммы в кинофильме. По способу печатания различают К. а. контактные (киноплёнки во время экспонирования плотно прижимаются друг к другу ) и оптические (копируемое изображение проецируется через оптич. систему на светочувствит. слой киноплёнки ). Оптические К. а., кроме копирования в масштабе 1: 1, позволяют переводить изображения с одного формата на другой, напр, с 35- мм киноплёнки на 16- мм и 8- мм, с 16-мм на 35- мм и т. п., а также изготовлять комбинированные изображения, впечатывать надписи в кадр и т. д. Печатание изображения может происходить прерывисто (рис. ) - в тот момент, когда в кадровом окне К. а. киноплёнки находятся в строго фиксированном положении, или непрерывно - в процессе движения киноплёнок у щели, через к-рую они засвечиваются. Печатание фонограмм всегда осуществляется при непрерывном движении киноплёнок. Число возможных экспозиций у большинства К. а. равно 20. Их можно применять в различных сочетаниях. При прерывистом движении киноплёнок смена экспозиций происходит во время закрытия светового потока обтюратором, при непрерывном движении - на площади одного кадра. Экспозицию в процессе печатания регулируют механич. способами, устанавливая диафрагмы, серые светофильтры или др. приспособления на пути светового потока, освещающего кадровое окно или щель, и электрич. способом - изменением накала нити печатающей лампы. Многие К. а. снабжены блокирующими устройствами для остановки аппарата в случае окончания копируемого изображения, обрыва киноплёнки, перегорания печатающей лампы и т. д., а также пылеотсосами, счётчиками и др. вспомогат. механизмами. К. а. относятся к прецизионному оборудованию киностудий и копировальных фабрик и регулярно проверяются на устойчивость кадра, резкость изображения(отсутствие повреждений киноплёнок и т. д. По производительности К. а. весьма различны: от 2 кадров в сек до неск. тыс. м в час.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал