Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Математика. I. Определение предмета математики, связь с другими науками и техникой 114 страница
Опережающее развитие М., всё большее насыщение нар. х-ва совр. орудиями труда обеспечили систематич. рост производительности обществ, труда. В 1972 по сравнению с 1940 производительность труда в пром-сти возросла примерно в 5, 5 раза, в М.- более чем в 12 раз. Успехи в развитии М. СССР связаны в огромной степени с расширением и совершенствованием его технич. базы. К кон. 1972 стоимость машин и оборудования, составляющих технич. базу М. и металлообработки, по предприятиям, состоящим на самостоят, балансе, оценивалась в 23 млрд. руб. и равнялась примерно 1/5 стоимости всех машин и оборудования в пром-сти СССР, причём большая часть этой суммы приходилась на металлообр. оборудование. В основной своей массе парк оборудования М.- это высокопроизводит.станки и кузнечно-прессовые машины, литейное и сварочное оборудование, подъёмно-транспортные и перемещающие механизмы. Значит, место в парке металлообрабат. оборудования М. принадлежит совр. агрегатным, спец. и специализированным, уникальным тяжёлым и прецизионным станкам, авто-матич. линиям. Возможности технич. базы М. по произ-ву машин и оборудования чрезвычайно велики. Мн. виды продукции, изготовленной на предприятиях этой отрасли пром-сти, уникальны и созданы впервые в мире (напр., технич. устройства для исследования космоса). По объёму выпускаемой машиностроит. и металлообрабат. продукции СССР занимает 1-е место в Европе и 2-е в мире (1972). Особенно значительны достижения М. СССР в области совершенствования орудий произ-ва во всех отраслях нар. х-ва, создания и внедрения высокопроизводит. оборудования. Повысились мощность, скорость и точность работы оборудования, улучшились его эксплуатац. качества, уменьшился вес единицы оборудования. Только за 1966-72 в М. СССР создано ок. 21, 7 тыс. новых типов машин и оборудования и 7, 5 тыс. новых видов приборов и средств автоматизации. Большое развитие получает М. в 9-й пятилетке (1971-75). Особенно быстро растёт выпуск высокоэффективных видов машин и оборудования для энергетики, металлургии, химич., лёгкой и пищ. пром-сти, подвижного ж.-д. состава, лроиз-во станков с числовым программным управлением (ЧПУ), автомобилей, приборов и средств автоматизации. С. х-во обеспечивается большим количеством тракторов, с.-х. машин, автомобилей, землеройной техники. Укрупняются единичные мощности машин и оборудования, что позволяет повысить их эффективность. Для достижения высокого уровня произ-ва машиностроит. продукции планируется значит, расширение и технич. перевооружение М. На машиностроит. предприятия направляется большая часть ресурсов металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования. М. совершенствует свою техническую базу, технологию, организацию производства на основе последних достижений науки и техники. Ускорение научно-технич. прогресса в М. в значит, мере связано с процессом концентрации и специализации произ-ва. Вместо универсальных предприятий, изхотовляющих для себя почти все необходимые узлы и детали, создаются крупные комплексы специализированных производств и объединения различного типа. Высокими темпами развивается М. и в других социалистич. странах. В 1972 по сравнению с 1950 объём валовой продукции М. и металлообработки возрос в Болгарии в 48 раз, Венгрии в 9 раз, ГДР в 5 раз, МНР в 20 раз, Польше в 33 раза, Румынии в 40 раз, Чехословакии в 11 раз. Социалистич. страны располагают возможностями для произ-ва высокоэффективной техники широкой номенклатуры. Они имеют совр. машиностроит. предприятия и квалифицированные кадры. В 1972 в М. и металлообработке Болгарии было занято примерно 25% промышленно-производств. персонала, работающего в пром-сти, в Венгрии 31%, ГДР ок. 42%, Польше св. 31%, Чехословакии более 37%. Из отраслей М. широкое развитие получили: в Болгарии - произ-во нек-рых видов внутризаводского транспорта, в Венгрии - произ-во автобусов, радиопромышленность, в Польше - судостроение, в Румынии - произ-во химич. и нефтяного машиностроения, в Чехословакии - тяжёлое машиностроение, в ГДР - приборостроение, судостроение, произ-во машин и оборудования для тяжёлой пром-сти, в Югославии - судостроение. Увеличение объёма валовой продукции М. социалистич. стран обеспечивается ростом производств, осн. фондов М. и производительности труда. Большое значение для развития М. социалистич. стран, в первую очередь стран - членов СЭВ, имеет междунар. социалистич. разделение труда, основанное на межотраслевой специализации произ-ва. В 1966-70 сов. импорт продукции М. из стран - членов СЭВ составил почти 12 млрд. руб. Изменяется структура поставок, увеличивается в ней доля совершенных машин, средств механизации и автоматизации производств, процессов, электронной вычислит. техники и т. д., что предопределяет дальнейшее развитие М. в этих странах. Большое влияние на увеличение объёмов валовой продукции М. социалистич. стран - членов СЭВ оказывает осуществление Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистич. эко-номич. интеграции, принятой 25-й сессией СЭВ в 1971. Осн. масса продукции М. капиталистич. мира производится в США, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии, Японии, Швейцарии. Среди этих стран доминирующее положение занимают США. В 1970 на их долю приходилось примерно 30% стоимости произ-ва металлообрабат. оборудования осн. капиталистич. стран, ок. 50% электрооборудования пром. и бытового назначения, св. 60% электронного оборудования, 45% энергетич. оборудования, почти 30% выпуска тракторов, св. 30% легковых и грузовых автомобилей. Следующее за США место в произ-ве машиностроит. продукции (за исключением судов, автомобилей и электронного оборудования) занимает ФРГ. Япония занимает 1-е место в капиталистич. мире по стр-ву судов и 2-е место после США по произ-ву электронного оборудования и автомобилей. Произ-во машин и оборудования в капиталистич. странах с развитым М. высокомонополизировано (см. Машиностроительные монополии). С целью расширения рынков сбыта машин и оборудования, обеспечения загрузки производств, мощностей ведущие монополии в М. осуществляют за пределами своих стран крупные капиталовложения. В особенности сильна экспансия амер. монополий в Зап. Европу. В результате больших капиталовложений в автомобилестроение стран Зап. Европы под контролем монополий США в нач. 70-х гг. находилось св. 50% всего выпуска легковых автомобилей в Великобритании, 1/3 выпуска автомобилей в ФРГ, до 1/3 выпуска легковых автомобилей в Нидерландах. Монополистич. капитал США контролирует более 20% произ-ва тракторов в ФРГ и примерно 45% их произ-ва во Франции. Американским филиалам в Зап. Европе принадлежит 50% выпуска полупроводников, 95% -интегральных схем и 80% - ЭВМ. Крупнейшие монополии играют всё большую роль в капиталистич. произ-ве машиностроит. продукции, одновременно придавая ему в силу агрессивности политики империализма милитаристский характер. В наибольшей степени милитаризованными в совр. условиях являются радиоэлектронная и судостроит. пром-сть, не считая тех отраслей и произ-в М., к-рые обеспечивают машинами и оборудованием воен. пром-сть. См. также Авиационная промышленность, Автомобильная промышленность, Бытовых приборов и машин промышленность, Инструментальная промышленность, Приборостроение^, Радиопромышленность, Сельскохозяйственное машиностроение, Станкостроение, Судостроение, Тракторостроение, Тяжёлое машиностроение. Электротехническая промышленность, Энергетическое машиностроение. Лит.: Материалы XXIV съезда КПСС" М., 1971; Государственный пятилетний плав развития народного хозяйства СССР на 1971 -1975 годы. [Сборник], М., 1972; Р о-зенфельдЯ. С., Клименко К. И., История машиностроения СССР, М., 1961; Экономика машиностроительной промышленности СССР, М., 1968; Статистический ежегодник стран - членов Совета Экономической Взаимопомощи, М., 1972. Н. П. Ясновский. " МАШИНОСТРОЕНИЕ", центральное книжно-журнальное издательство Гос. комитета Сов. Мин. СССР по делам из. дательств, полиграфии и книжной торговли, выпускает науч., производств.-технич., учебную, справочную лит-ру по теории, конструированию, устройству, технологии изготовления, ремонту, эксплуатации машин и оборудования, применяемых в различных отраслях пром-сти, с. х-ва, транспорта и др. Образовано в 1964 в результате слияния научно-технич. издательств " Машгиз" и " Оборонгиз". Находится в Москве, имеет отделение в Ленинграде. В 1972 книжная продукция " М." включала 890 названий; тираж- 10789 тыс. экз., объём- 148, 5 млн. печатных листов-оттисков. Наряду с книгами, плакатами, альбомами, каталогами издательство выпускает 14 научно-технич. и производственно-массовых журналов. Ежегодно выходит св. 200 номеров журналов тиражом ок. 10 млн. экз. А. П. Астахов. " МАШИНОСТРОИТЕЛЬ", ежемесячный массовый производств.-технич. журнал, орган Науч.-технич. об-ва машиностроит. пром-сти. Издаётся в Москве с 1931. В 1941-55 не выходил. Распространяет опыт в области науч. организации труда и управления, экономики произ-ва, механизации и автоматизации производств, процессов в машиностроении, прогрессивной технологии; информирует о новой технике и материалах, о приспособлениях и инструменте, технике безопасности, ремонте и модернизации оборудования, освещает работу новаторов произ-ва и др. Тираж (1974) 44 тыс. экз. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ И ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, отрасль технич. образования, система подготовки инженеров, техников и квалифицированных рабочих различного профиля по конструированию, исследованию, технологии произ-ва, испытанию и эксплуатации машин, приборов, аппаратов, оборудования и др. Истоки М. и п. о. в России относятся к нач. 18 в., когда в Москве была организована Школа математических и навигацких наук (1701). Основы теории и практики машиностроения и приборостроения заложены М. В. Ломоносовым и механиками-изобретателями И. И. Ползуновым, К. Д. и П. К. Фроловыми, И. П. Кули-биным, Е. А. и М. Е. Черепановыми и др. Ведущую роль в становлении отечественного М. и п. о. в 19 в. сыграло Московское технич. уч-ще (осн. в 1830, ныне Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана), в к-ром сформировалась научно-методич. школа подготовки инженеров-механиков. Развитие М. и п. о. тесно связано с именами таких учёных, как М. В. Остроградский, П. Л. Чебышев, И. А. Вышнеградский, Н. Е. Жуковский, С. А. Чаплыгин, А. С. Ершов, В. Л. Кирпичёв, А. П. Гаврилен-ко, Н. П. Петров, И. П. Балашов, Ф. Н. Королёв, С. А. Акимов, П. Н. Погорельский, Н. А. Любимов, Н. А. Зернов, П. В. Фёдоров, Д. К. Советкин, А. М. Михайлов, М. Я. Киттары. Важное значение для развития М. и п. о. имел состоявшийся в 1895 в Петербурге съезд деятелей технич. образования. В кон. 19 в. ив нач. 20 в. созданы политехнич. ин-ты, в к-рых специальности М.ип. о. стали ведущими: Львовский (1844), Киевский (1898), Петербургский (1902) и Томский (1896), Донской (1907, Новочеркасск). После Великой Окт. социалистич. революции М. и п. о. стало одной из основных отраслей технич. образования. За годы Сов. власти создано более 200 машиностроит. и приборостроит. вузов и св. 1 тыс. техникумов. Наиболее крупные вузы (1973): МВТУ им. Н. Э. Баумана, политехнич. ин-ты - Азербайджанский (Баку), Белорусский (Минск), Волгоградский, Грузинский (Тбилиси), Дальневосточный (Владивосток), Ереванский, Иркутский, Казахский (Алма-Ата), Киевский, Каунасский, Куйбышевский, Красноярский, Ленинградский, Львовский, Ново-черкасский, Одесский, Пензенский, Рижский, Таллинский, Ташкентский, Томский, Уральский (Свердловск), Челябинский; Всесоюзный (Москва) и Северо-Западный (Ленинград) заочные политехнич. ин-ты; Ижевский и Ленинградский механические ин-ты; Куйбышевский, Казанский, Московский, Харьковский авиационные; московские энергетический, автомеханич., автодорожный, инженерно-физич., полиграфич., станко-инструментальный, физико-технич., электронной техники, электронного машиностроения; Ростовский с.-х. машиностроения; ленинградские авиаприборостроения и точной механики и оптики; Рязанский радиотехнич. ин-ты. Группа специальностей М. и п. о. - наиболее многочисленная среди отраслей технич. образования и подразделяется на подгруппы: машины, оборудование и технология машиностроит. з-дов; машины и оборудование горно-металлургич., строит., дорожного, химико-технологич. произ-ва, пищ. и лёгкой пром-сти; энергетич. и транспортное машиностроение; проектирование, произ-во и исследование приборов - оптико-электронных, квантовой электроники, автоматики и телемеханики, вычислит, техники, автоматич, систем управления, гироскопич., радиотехнич., мед. и др., а также различных уникальных приборов для исследований в области физики, математики, технич. наук, биологии, химии, астрономии и др. М. и п. о. предусматривает глубокую общенауч. и инж. подготовку студентов - изучение общетехнич. и общенауч. дисциплин, комплекса спец. профилирующих дисциплин, а также самостоят, работу в лабораториях и на производстве, курсовое и дипломное проектирование и др. Специалисты направляются на работу в качестве инженеров-конструкторов и исследователей, инженеров-технологов конструкторских бюро, теоретич. или технологич. отделов, цехов предприятий, науч. учреждений. В уч. планах техникумов значит, место занимают общеобразоват. и общетехнич. предметы. Общетехнич. и спец. дисциплины соответствуют в основном уч. планам аналогичных вузовских специальностей. Практич. подготовку уч-ся получают в процессе лабораторных занятий, производств, практики (с обязательной сдачей квалификационной пробы на рабочий разряд по одной из рабочих профессий); так же, как в вузе, они выполняют несколько курсовых и дипломный проекты. Высшее и среднее М. и п. о. осуществляется, как правило, в системе дневного обучения, по отдельным специальностям - в вечерних и заочных уч. заведениях (ф-тах, отделениях). Рабочих массовых машиностроит. и приборостроит. профессий токарей, фрезеровщиков, сварщиков, электромонтажников, шлифовальщиков и др. готовят проф.-технич. уч. заведения. В 1972 на специальностях М. и п. о. обучалось в вузах св. 920 тыс. чел., в техникумах-ок. 750 тыс. чел., приём соответственно составил в вузах - ок. 190 тыс. чел., в техникумах - ок. 200 тыс. чел., выпуск-ок. 130 тыс. чел., св. 170 тыс. чел. Науч. и пед. кадры готовятся в аспирантуре, организованной в большинстве вузов и н.-и. учреждений этого профиля. Право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации по машиностроит. и приборостроит. специальностям предоставлено вузам. За рубежом М. и п. о. дают политехнические, машиностроит. и приборостроительные ин-ты, ун-ты, технич. ун-ты, технологич. и инж. колледжи и др. Крупнейшие школы М. и п. о. в социалистических странах - Белградский, Будапештский, Варшавский, Пражский, Софийский политехнические институты, Дрезденский и Магдебургский технич. ун-ты; в капиталистич. странах - политехнич. и технологич. ин-ты: Бруклинский, Брюссельский, Вашингтонский, Венский, Иллинойсский, Калифорнийский, Льежский, Массачусетсский, Миланский, Парижский, Цюрихский, Эдинбургский; ун-ты: Вашингтонский, Гарвардский, Калифорнийский, Кембриджский, Оксфордский и др. л. П. Лазарев. Кр упнейшие монополии общего машиностроения капиталистического мира (1972, млн. долл.)
1 Расположены по размеру оборота по продаже в убывающем порядке. 2 Образована слиянием " Уортингтон" (основана в 1916) и " Студебекер" (основана в 1903). МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ И МЕХАНИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, вузы, готовящие инженеров для общего и спец. машиностроения и приборостроения, в т. ч. электромашиностроения, электроприборостроения и др. В 1972/73 уч. г. в СССР было 16 М. и м. и., в т. ч. 11 машиностроительных: Брянский транспортного машиностроения (осн. в 1930), Ворошиловградский (1960), Всесоюзный заочный (1936, Москва), Запорожский (1930), Кировоградский с.-х. машиностроения (1967), Курганский (1959), Могилёвский (1961), Московский станкоинструментальный (1930), Московский электронного машиностроения (1962), Московское высшее техническое уч-ще (МВТУ) им. Н. Э. Баумана (1830), Ростовский-на-Дону с.-х. машиностроения (1930); 5 механических: Ижевский (1952), Ленинградский (1932), Ленинградский точной механики и оптики (1930), Московский автомеханический (1939), Севастопольский приборостроительный (1964). В большинстве ин-тов, помимо дневных, есть вечерние, заочные и подготовит, отделения, аспирантура; нек-рые ин-ты имеют филиалы (ф-ты, отделения) в др. городах. Московским (кроме Всесоюзного заочного), ленинградским и Ростовскому М. и м.и. предоставлено право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации. Срок обучения 5-6 лет. Выпускники защищают дипломный проект и получают квалификацию инженера-механика (-электромеханика, -технолога, -электрика), радиоинженера и др. См. также Машиностроительное и приборостроительное образование. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МОНОПОЛИИ капиталистических стран (общее машиностроение). В отраслях общего машиностроения основных промышленно развитых капиталистич. стран (металлообрабат., металлургич., энергетич., подъёмно-трансп., строит., дорожное, с.-х., хим., нефт., насосно- компрессорное, холодильное, целлюлозно-бум., текст., кож., пищ., полиграф, оборудование и др.) имеется ряд крупных компаний (см. табл.). В металлургич. машиностроении ведущее положение занимают 4 монополии США (на к-рые в 1971 приходилось примерно 85% общего произ-ва мeтaллypгич. оборудования в стране), 5 компаний ФРГ и по 3 Великобритании, Франции и Японии, 2 из к-рых - " Мицубиси хэви индастрис" (Mitsubishi Heavy Industries) и " Хитати" (Hitachi) сильно диверсифицированы, являясь одновременно судостроит. компаниями, а также изготовителями энергетич. и др. оборудования и транспортных средств. Осн. поставщиками энергетич. оборудования являются две швейц. фирмы - чБроун, Бовери" (Brown, Boveri) (выпускающая также электротехнич. оборудование), дизелестроит. " Зульцер" (Sulzer) и франц. концерн чШнейдер" (Schneider). Гл. роль на рынке атомных реакторов занимают 4 амер. монополии, а также 12 компаний др. стран - ФРГ, Великобритании, Франции, Италии, Японии (по две), Швеции и Канады (по одной). В США их осн. изготовителями являются электрвтехнич. монополии - " Дженерал электрик" (General Electric), " Вестингауз электрик" (Westinghouse Electric) (в 1970 на их долю приходилось соответственно 39% и 29% всех произведённых в США реакторных установок), " Комбасчен инджиниринг" (Combustion Engineering) (20%), выпускающая, кроме того, металлургич., нефтеперерабат., подъёмно-трансп. и холодильное оборудование, и " Бабкок энд Уилкокс" (Babcock and Wilcox) (12%), производящая также энергетич., насосно-компрессорное и хим. оборудование. В ФРГ - " Гутехоффнунгсхютте" (Gutehoffnungshutte) и " Крафт-верке унион" (Kraftwerke Union) и т. д. В тракторостроении осн. капиталистич. стран господствует также небольшое число монополий. В США 75% произ-ва тракторов в 1971 приходилось на 8 компаний - " Интернэшонал харвестер" (International Harvester), " Катерпиллар трактор" (Caterpillar Tractor), " Дир энд Ко" (Deere and Co), " Аллис-Чалмерс" (Allis-Chalmers), автомобильную-" Форд" (Ford) и др. В Великобритании их произ-во сосредоточено в основном у 6 фирм, причём на долю двух из них - англ. отделения " Масси-Фергюсон" (Massey-Ferguson) и филиала " Форда" приходится примерно 75% общего выпуска тракторов в стране. Во Франции 4 компании производят ок. 90%, в ФРГ 6 фирм - более 60% и в Италии 4 компании - примерно 80% всей продукции тракторостроения этих стран. В произ-ве подшипников ведущее место занимает швед, фирма СКФ (SKF) (ок. 25% выпуска капиталистич. мира). Уровень монополизации в ряде отраслей общего машиностроения не высок. Выпуском, напр., станков и кузнечно-прессового оборудования заняты сотни компаний, из них небольшое число крупных. Так, в США, занимающих 1-е место среди капиталистич. стран в произ-ве металлообрабат. оборудования, в 1970 только 3 фирмы входили в число 400 крупнейших амер. монополий. В целом уровень концентрации произ-ва, а также концентрации и централизации капитала в общем машиностроении ниже, чем в электротехнич. и транспортном машиностроении. Для монополий (особенно американских) ряда отраслей общего машиностроения (как и для электротехнич. и транспортного машиностроения) характерен вывоз капитала - создание филиалов и дочерних предприятий как в промышлен-но развитых капиталистич. гос-вах, так и в развивающихся странах. Наиболее широко монополии США проникли в тракторостроит. пром-сть Зап. Европы, а также ряда стран Азии, Африки и Лат. Америки. Так, " Интернэшонал харвестер" имеет тракторостроит. заводы во Франции, ФРГ и Великобритании и более 20 предприятий по произ-ву и сборке тракторов и с.-х. машин в развивающихся странах. У " Дир энд Ко" филиалы находятся в ФРГ, Франции и Швейцарии, а у " Аллис-Чалмерс" - в Италии и Бельгии. Междунар. канад-ско-англо-амер. компания " Масси Фергюсон", помимо крупных заводов в этих 3 странах, имеет филиалы в ФРГ, Франции и Италии и ок. 20 предприятий по сборке тракторов и с.-х. машин в развивающихся странах. В целом на долю 4 указанных тракторостроит. монополий, а также компании " Форд" (имеющей дочерние компании, выпускающие тракторы в Великобритании и Бельгии) вместе со всеми их заграничными филиалами и контролируемыми предприятиями приходится ок. 60% мирового капиталистич. произ-ва колёсных тракторов. У крупнейшей амер. компании по произ-ву дорожно-строительного оборудования и гусеничных тракторов " Катерпиллар трактор" дочерние компании и филиалы находятся в 11 странах, где ею контролируются 17 предприятий. " Комбасчен инджиниринг" имеет отделения и филиалы в 8 странах Западной Европы, " Студебекер-Уортингтон" (Studebaker-Worthington), выпускающая насоснокомпрессорное, энергетич., химич. и холодильное оборудование, - в 7 странах, а известный поставщик бытовых, а также пром. швейных машин, конторского и электронного оборудования амер. компания " Зингер" (Singer)- в 10 странах Зап. Европы и в ряде развивающихся стран. Монополии общего машиностроения значительную долю выпускаемой продукции поставляют на внешние рынки. Расширению экспорта продукции общего машиностроения, несмотря на обострение конкурентной борьбы, способствуют усиливающаяся специализация и научно-технич. прогресс, ускоряющий моральный износ находящихся в эксплуатации машин и оборудования и приводящий к созданию нового и совершенствованию существующего оборудования. См. также Автомобильные монополии, Авиа- и ракетостроительные монополии, Картель международный, Электротехнические и электронные монополии. А. А Змеев. МАШИНОСЧЁТНАЯ СТАНЦИЯ (МСС), организация, выполняющая вычисления, связанные с обработкой статистич., бухгалтерской и планово-экономич. информации. Осн. оборудование МСС состоит из счётно-перфорационных комплектов: перфораторов, контрольников, сортировальных машин и табуляторов; как правило, имеется неск. клавишных вычислительных машин. Крупные хозрасчётные МСС получили название фабрик механизированного счёта (ФМС). При объёмах работ, недостаточных для нормальной загрузки оборудования МСС, организуют машиносчётные бюро (МСБ), в к-рых используют только клавишные вычислит, машины. Более мощными организациями по обработке информации являются вычислительные центры, оснащённые электронными цифровыми вычислит, машинами. Информация на МСС поступает в виде различных документов. Технологич. процесс обработки данных на МСС можно условно разделить на три этапа. Первый этап-приём документов и их первичная обработка (например, таксировка - умножение показателей, суммирование - сложение или сальдирование показателей и контроль каждой из этих операций). Второй этап - подготовка машинных носителей информации (напр., перфокарт) и контроль записи. Третий этап включает группировку перфокарт и её контроль, обработку данных (составление отчётных сводок), выверку полученных табуляграмм и их выпуск (оформление). Всё оборудование МСС размещается обычно в одном помещении (здании). Иногда для повышения оперативности обработки данных устройства первичной обработки документов (счётно-клавишные устройства, перфораторы, контрольники и т.п.)устанавливают непосредственно на обслуживаемом предприятии (в филиалах МСС), а высокопроизводительное оборудование, применяемое для выполнения операций третьего этапа, используется централизованно. Лит.: Иванов Ю. В., Щедрин Н.И., Организация механизированного учета, М., 1963; И саков В. И., Р о ж н о в В. С., Основы механизации и программирование вычислительных работ, М., 1964; Механизация учетно-плановых и вычислительных работ, М., 1964. Д. П. Брунштейн. МАШКИН Николай Александрович [28.1(9.2).1900, с. Соколки, ныне Бугульминского р-на Тэт. АССР, - 15.9.1950, Москва], советский историк античности, доктор ист. наук (1942), проф. (1939). Окончил МГУ в 1921. Зав. кафедрами древней истории Моск. ин-та истории, философии и лит-ры (с 1941) и МГУ (с 1943). Зав. сектором древней истории Ин-та истории АН СССР (с 1948). Осн. труд - " Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность" (1949; Гос. пр. СССР 1951). В этой работе М. показал закономерность перехода Рима от республики к империи. М. изучал историю рим. провинций, прежде всего Африки (особое значение имеют его работы по истории движения агонистиков). Ряд работ М. посвящён историографии, в т. ч. изучению античности в России. Автор учебника " История Древнего Рима" (1947, 5 изд.-1956). ' Лит.: Проф. Н. А. Машкин. [Некролог], " Вестник древней истории*, 1950, № 4 (там же список науч. работ М.); К 10-летию со дня смерти Н. А. Машкина, там же, 1960, № 3. МАШКОВ Илья Иванович [17(29).7.1881, станица Михайловская, ныне Волгоградской обл., -20.3.1944, Москва], советский живописец, засл. деят. иск-в РСФСР (1928). Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1900-09) у К. А. Коровина и В. А. Серова. Чл. объединений " Бубновый валет " (с 1910), " Мир искусства " (с 1916), ОМХ (1927-28), АХРР (с 1924). В кон. 1900-х - 1910-е гг. испытал влияние П. Сезанна и кубизма, обращался к традициям лубка; работы этих лет (натюрморты, пейзажи, портреты) отличаются нарочитой деформацией натуры и вместе с тем чувственной конкретностью образа, грубоватой экспрессией контурного рисунка, сочной, пастозной манерой письма (" Фрукты на блюде", 1910; " Камелия", 1913; портрет Н. М. Усовой, 1915; все - в Третьяковской гал.). Отойдя от принципов " Бубнового валета", с нач. 20-х гг. М. стремился к большей жизненной достоверности изображаемого, к более непосредств. воплощению материальной насыщенности мира, чувства полноты бытия (" Снедь московская: мясо, дичь", 1924; " ЗАГЭС", 1927; " Натюрморт. Ананасы и бананы", 1938; все произв.- в Третьяков, гал.). Преподавал в своей студии (1902-17), Вхутемасе-Вхутеине (1918-30). Лит.: [Дружинин С.], И. И. Машков, М., 1961; [Арбузов Г. С., П у ш к а р ё в В. А.], Илья Машков, Л., [1973] (на англ., франц., нем. н рус. языках). МАШО (Machaut) Гильом де (ок. 1300-1377), французский поэт и композитор; см. Гильом де Майю. МАШОНА, народ, живущий прёим. в Юж. Родезии, а также в сопредельных р-нах Мозамбика. Общая числ. св. 3, 2 млн. чел. (1970, оценка). М. говорят на яз. чишона, относящемся к языковой семье банту. Большинство М. придер-живается местных традиц. верований (культ предков, культы сил природы), остальные - христиане (протестанты, католики). М. достигли высокого уровня развития задолго до прихода европейцев - сыграли ведущую роль в создании культуры Зимбабве и политич. объединения Мономотапа. Гл. занятие - земледелие (просо, кукуруза, сорго, бобовые), отчасти - скотоводство. С кон. 19 в. их земли захвачены колонизаторами и М. вынуждены жить в резерватах и уходить на заработки в города, на рудники.
|