Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Математика. I. Определение предмета математики, связь с другими науками и техникой 118 страница






Лит.: Попов В. С., Электротехнические измерения и приборы, 7 изд., М., 1963. Е. Г. Билык.

МЕГРЕЛИЯ, историч. область в Зап. Грузии, населённая мегрелами - этнич. группой Грузии. Включает терр. от р. Цхенисцкали до р. Энгури (Ингури). В 16 - нач. 19 вв. М. была одним из самостоят, феод, княжеств (см. Мегрельское княжество).

Статуэтка бо жества, найденная в Ме-гиддо. Бронза, покрытая золотом. Около 13 в. до н. э.

МЕГРЕЛЫ, мингрелы, грузины, занимавшие в прошлом центр, и предгорные р-ны древней Колхиды; ныне живут в правобережных р-нах р. Риони, басс. pp. Хоби, Ингури и др., а также компактными группами в Абхазии и ряде др. областей Груз. ССР. Мегрельские груз, племена в древности вместе с племенами картов, сванов и др. составили основу формирования груз, народа. М. говорят на грузинском яз., в быту - и по-мегрельски (см. Картвельские языки), до недавнего прошлого у них сохранялись нек-рые особенности культуры и быта.

МЕГРЕЛЬСКИЕ КОЗЫ, местные козы, разводимые в р-нах Зап. Грузии (Мегрелия). Различают два типа М. к.- низменный и горный. Животные первого типа мельче, более нежной конституции, с большей молочной продуктивностью. М. к. весят 35-45 кг. Удой за лактацию 200-350 кг. Шерсть белая и светло-рыжая, грубая, с незначит. пуховым подшёрстком. Плодовитость 110-120 ягнят на 100 маток.

МЕГРЕЛЬСКИЙ ХРЕБЕТ, горный хребет на юж. склоне Б. Кавказа; см. Эгрисский хребет.

МЕГРЕЛЬСКИЙ ЯЗЫК, м и н г р е л ь с к и й, и в е р с к и и язык, бесписьменный язык картвельской группы языков (см. Картвельские языки). Представлен на западе Груз. ССР двумя близкими диалектами: зугдидско-самурзаканским и сенакским. В Абх. АССР распространено мегрельско-абхазское двуязычие.

В М. я. 5 гласных - а, е, i, о, и (в зугдидско-самурзаканском диалекте - э) - и 28 согласных фонем (беднее по сравнению с др. картвельскими языками представлен фарингальный ряд). Скопления согласных ограничены гармонич. комплексами и группами с I, r, m, n и w. Распространена ассимиляция гласных и диссимиляция согласных. В морфологии - относительно высокая степень синтеза. Парадигмы словоизменения унифицированы. Именная основа (за исключе нием исхода) стабильна; в глагольной нередки аблаутные чередования: dirak ~ ~dirik ~ dir'k - " сгибаться". Девять падежей: именительный, эргативный, дательный, трансформативный, родительный, творительный, исходный, направительный, предназначительный.

Помимо общих для картвельских языков категорий, глагол выражает префиксами категории удостоверительности, взаимности, потенциалиса. Различаются пятнадцать модально-временных форм. Эргативная конструкция предложения мало распространена. Особенность лексики - множество звукосимволических и звукоподражательных слов, часто образующих соотносительные ряды. Наряду с обилием грузинизмов есть турецкие, абхазские и другие заимствования. Очень развито глагольное словообразование.

Лит.: Кипшидзе И., Грамматика мингрельского (иверского) языка с хрестоматией и словарём, СПБ. 1914; Хубуа М., Мегрельские тексты, То., 1937; Кизириа А. И.. Занскпй язык, в кн.: Языки народов СССР, т. 4, М., 1967; К luge Th., Beitrage zur mingrelischen Grammatik, В., 1916. Г. А. Климов.


МЕГРЕЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ 1857, антикрепостническое выступление груз. крестьян. Началось в кон. 1856 под руководством сельского кузнеца Уту Микава. Вскоре охватило почти всю Мегрелию. Повстанцы заняли неск. сёл, а 12 мая 1857 - центр Мегрельского княжества - Зугдиди. Повстанцы отказывались от выполнения феод, повинностей, организовывали новое управление, осуществляли суд, устанавливали цены на товары первой необходимости и т. п. М. в., несмотря на героич. сопротивление крестьян, было подавлено царскими войсками и отрядами местных помещиков. 38 руководителей М. в. были сосланы в отдалённые р-ны России.

МЕГРЕЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО, феод, княжество Зап. Грузии. Ок. сер. 16 в. выделилось из Имеретинского царства, его владетели из рода Дадиани признавали власть имеретинских царей лишь номинально. До нач. 17 в. в состав М. к. входила также Абхазия. В кон. 17 в. династия Дадиани была свергнута родом Чиковани во главе с Кацией Чиковани. Сын Кации Георгий принял фамилию прежних владетелей М. к.- Дадиани. Владетель М. к. Григорий в 1803 вступил в росс, подданство. В 1857 наместник Кавказа кн. Барятинский ввёл в М. к. рус. управление. Юридически М. к. прекратило существование в 1867.

Лит.: История Грузии, ч. 1, Тб., 1962;

МЕГРИ, посёлок гор. типа, центр Мегринского р-па Арм. ССР. Расположен на р. Мегри (приток р. Араке), в 5 км от ж.-д. станции М. (на линии Баку - Ереван). Заводы: винный, консервный, сыродельный, гренажный, каменно-щебёночный.

МЕГРИНСКОЕ УЩЕЛЬЕ, ущелье на р. Араке (выше пос. Мегри в Арм. ССР), левый борт к-рого образован южной оконечностью Зангезурского хр. Глубина до 600-700 м. Полупустынный ландшафт с сухолюбивыми кустарниками и полукустарниками.

МЕГХАЛАЯ, штат на С.-В. Индии. Образован в 1970 за счёт части терр. штата Ассам. Пл. 22 тыс. км2. Нас. 980 тыс. чел. (1971). Адм. ц.-г. Шиллонг. В рельефе преобладают холмы и низкогорья (массив Шиллонг вые. до 1961 м). Климат тропический, муссонный с очень влажным летом. Осадков местами св. 10 000 мм в год. Естеств. растительность - тропич. леса и заросли кустарников. Преим. аграрный, отсталый в хоз. отношении штат. Б. ч. нас. ведёт натуральное х-во, основанное на подсечно-огневой системе земледелия " джуминг". Осн. продовольств. культура - рис, преим. в долинах; на возв.- кукуруза и просо, то-

варные культуры - картофель и апельсины. Шелководство. Лесозаготовки. Небольшая добыча угля.

МЕГХНА, М е г н а, вост. рукав общей дельты Ганга и Брахмапутры, на терр. Бангладеш. Образован слиянием р. Сурма с одним из вост. рукавов Брахмапутры. Дл. ок. 240 км. После слияния с гл. рукавом дельты (Падма) образует эстуарий шир. до 60 км. Судоходен на всём протяжении. Многоводен в течение всего года, так как бассейн частично расположен в пределах гор Шиллонг (самого влажного места на Земле). Долина М. подвержена частым наводнениям из-за приливов. По берегам ниже г. Чандпур - мангровые леса.

МЕГЮЛЬ, Мею ль (Mehul) Этьенн Никола (22.6.1763, Живе, -18.10. 1817, Париж), французский композитор. Чл. Института Франции (1795). Вместе с др. передовыми художниками в обстановке революц. Парижа М. создавал массовое иск-во, руководил устройством грандиозных празднеств, был одним из организаторов Нац. муз. ин-та (позднее - Консерватория; первый её инспектор). В творчестве М. преломились традиции героич. и трагедийного иск-ва К. В. Глюка. Популярны были песни М.- " Походная песня", " Песня победы" и др. Автор 45 опер, в т. ч. " Стратоника" (1792), " Ариодант" (1798), " Иосиф" (1807), театральной музыки, 2 симфоний и др.

Лит.: Р а д и г е А., Французские музыканты эпохи Великой французской революции, пер. с франц., М., 1934, с. 162 - 77; Brancour R., Mehul, P., 1912.

МЁД пчелиный, сладкое сиропо-образное вещество, вырабатываемое рабочими пчёлами гл. обр. из нектара медоносных цветов и используемое ими в качестве корма; ценный продукт питания человека. В соответствии с природными источниками взятка М. делят на цветочный (из нектара), падевый (из сладких выделений на листьях и стеблях растений). Среди цветочных М. различают липовый, гречишный, клеверный, подсолнечниковый, кипрейный и др. Хим. состав М. зависит от вида растений, климатич. условий, способа товарной обработки. Состав цветочного М. (%): 13-20 воды, св. 80 углеводов (в основном глюкоза и фруктоза; кроме того, сахароза, мальтоза и др.), 0, 4 белков, 0, 3 золы. В М. входят органич. к-ты (яблочная, лимонная, глюконовая и др.), ферменты (амилаза, каталаза, инвертаза и др.), ароматич. и минеральные вещества (К, Na, Ca и др.), в небольшом количестве витамины (В2, РР, С, В6, Н, К и Е), алкалоиды и красящие вещества. Свежеотложенный в ячейки сотов М. имеет жидкую консистенцию. По мере испарения воды он созревает, уплотняется, становится вязким; под действием фермента инвертазы сахароза нектара превращается в глюкозу и фруктозу. После созревания М. пчёлы запечатывают соты восковыми крышечками. Выделенный из сотов М. при хранении постепенно кристаллизуется. Кристаллизация начинается с поверхности, постепенно кристаллы опускаются на дно. Цвет М. белый (с кипрея), жёлтый (с белой акации, эспарцета, липы, подсолнечника), тёмно-бурый (с гречихи, вереска и др.). Вкус большинства М. сладкий, иногда острый; аромат и привкус зависят от происхождения. Совокупность вкуса и аромата наз. " букетом" М. Вязкость М. различная - жидкий акациевый, очень клейкий - падевый. Падевый М. (и цветочный со значит, примесью падевого) для питания пчёл вреден. Товарный М. получают извлечением из сотов центрифугированием в медогонке, иногда прессованием. В сотах М. поступает в продажу редко. Для нормализации густоты М., получения желательного аромата, цвета и вкуса иногда применяют купаж (смешивание) разных сортов. Тарой для М. служат бочки из липы, бука, чинары, вербы, кедра, ольхи. От дубовых бочек М. чернеет, от бочек из хвойных пород приобретает смолистый запах. Хранят М. в помещениях без посторонних запахов. М. ценен как диетич. и леч. средство (напр., при истощении). Используют его и в пищ. пром-сти.

Лит.: Каблуков И. А., О меде, воске, пчелином клее и их подмесях, 2 изд., М., 1941; Темпов В. А., Технология продуктов пчеловодства, М., 1967; М л а д е н о в С., Мед и медолечение, пер. с болг., София, 1969. S. Чудаков.

МЕДАВАР (Medawar) Питер Брайан (р. 28.2.1915, Рио-де-Жанейро), английский биолог. Чл. Лондонского королев, об-ва (1949), почётный чл. Нью-Йоркской АН (1957). Окончил Магдален-колледж в Оксфорде (1939) и преподавал в нём (1938-45, 1946-47). Проф. зоологии ун-та в Бирмингеме (1947-51), зоологии и сравнит, анатомии - в университетском колледже в Лондоне (1951). В 1962-71 директор Нац. нн-та мед. исследований (Милл Хилл). С 1966 президент Между-нар. трансплантационного об-ва. Работы М. посвящены росту и старению организма, его реакциям на пересадки тканей, в частности иммунореакциям, препятствующим гетеротрансплантации, трансплантационным антигенам н антилимфоцитарным сывороткам. Открыл явление приобретённой иммунотолерантности и воспроизвёл его в эксперименте. Нобелевская пр. 1960 (совм. с Ф. Бёрнетом). Чл. ряда научных обществ Великобритании и США.

Соч.: Uniqueness of the individual, L., 1957; Future of man, L., 1960; Immunological tolerance, в кн.: Les prix Nobel en 1960, Stockh., 1961, p. 125 - 34; The art of soluble, N Y - L, 1967; Induction and intuition in scientific thought, Phil., 1969.

МЕДАЛИ СССР, гос. награда за особые заслуги (наряду с орденами и почётными званиями СССР). Согласно Конституции СССР 1936 (ст. 49, п. " з"), право учреждения М. СССР и награждения ими принадлежит Президиуму Верх. Совета СССР. Одновременно с учреждением каждой медали Президиум Верх. Совета СССР утверждает положение о ней н её описание. В положении указывается, за какие заслуги производится награждение медалью, порядок её ношения. Общий порядок награждения М. СССР регламентируется также Указом Президиума Верх. Совета СССР от 11 февр. 1958 " О порядке награждения орденами и медалями СССР" (" Ведомости Верховного Совета СССР", 1958, № 4, ст. 87).

В СССР (на 1 февр. 1974) учреждено 45 М. (приведены ниже в установленном порядке ношения; в таком же порядке медали расположены на вклейке: " Золотая Звезда" - знак отличия Героя Советского Союза; " Серп и Молот" - знак отличия Героя Социалистического Труда; " За отвагу" (17 окт. 1938); медаль Ушакова (3 марта 1944); " За боевые заслуги" (17 окт. 1938); " За отличие в охране государственной границы СССР" (13 июля 1950); " За отличную службу по охране общественного порядка" (1 нояб. 1950); медаль Нахимова (3 марта 1944); " XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии" (24 янв. 1938); " За трудовую доблесть" (27 дек. 1938); " За трудовое отличие" (27 дек. 1938); " За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина" (5 нояб. 1969); " За отвагу на пожаре" (31 окт. 1957); " За спасение утопающих" (16 февр. 1957); " Партизану Отечественной войны" 1-й и 2-й степени (2 февр. 1943); " За оборону Ленинграда" (22 дек. 1942); " За оборону Москвы" (1 мая 1944); " За оборону Одессы" (22 дек. 1942); " За оборону Севастополя" (22 дек. 1942); " За оборону Сталинграда" (22 дек. 1942); " За оборону Киева" (21 июня 1961); " За оборону Кавказа" (1 мая 1944); " За оборону Советского Заполярья" (5 дек. 1944); " За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг." (9 мая 1945); " Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (7 мая 1965); " За победу над Японией" (30 сент. 1945); " За взятие Будапешта" (9 июня 1945); " За взятие Кенигсберга" (9 июня 1945); " За взятие Вены" (9 июня 1945); " За взятие Берлина" (9 июня 1945); " За освобождение Белграда" (9 июня 1945); " За освобождение Варшавы" (9 июня 1945); " За освобождение Праги" (9 июня 1945); " За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (6 июня 1945); " За восстановление предприятий чёрной металлургии Юга" (18 мая 1948); " За восстановление угольных шахт Донбасса" (10 сент. 1947); " За освоение целинных земель" (20 окт. 1956); " В память 800-летия Москвы" (20 сент. 1947); " В память 250-летия Ленинграда" (16 мая 1957); " 30 лет Советской Армии и Флота" (22 февр. 1948); " 40 лет Вооружённых Сил СССР" (18 дек. 1957); " 50 лет Вооружённых Сил СССР" (26 дек. 1967); " 50 лет Советской милиции" (20 нояб. 1967); " Медаль материнства" 1-й и 2-й степени (8 июля 1944); " Ветеран труда" (18 янв. 1974).

По уполномочию Президиума Верх. Совета СССР и от его имени награждение нек-рыми М. СССР производится Президиумами Верх. Советов союзных и авт. республик, исполкомами краевых, областных, гор. Советов депутатов трудящихся, а медалью " За отличие в охране государственной границы СССР" - пред. К-та гос. безопасности при Сов. Мин. СССР. Вручение медалей награждённым производится от имени Президиума Верх. Совета СССР, как правило, в исполкомах гор. и районных Советов депутатов трудящихся.

М. прикрепляются к одежде при помощи спец. пятиугольных колодок, обтянутых шёлковой муаровой лентой (её цвет устанавливается положением о соответств. медали). Медаль " Золотая Звезда" и золотая медаль " Серп и Молот" прикрепляются при помощи прямоугольных колодок размером 19, 5 X 15 мм, обтянутых красной шёлковой муаровой лентой, " Медаль материнства" - при помощи металлических, покрытых белой эмалью колодок в виде банта, перехваченного в середине узорчатой позолоченной пластинкой.

М. носят на левой стороне груди после орденов, медаль " Золотая Звезда" и золотую медаль " Серп и Молот" - над орденами и другими медалями; " Медаль материнства" 1-й и 2-й степени- левее орденов и других медалей или ниже их. Вместо М. СССР награждённые могут носить ленточку присвоенных данной медали цветов. Б. А. Жалейко.

МЕДАЛЬ (франц. medaille, от итал. medaglia, от лат. metallum - металл), 1) металлич. знак с двусторонним (реже односторонним) изображением, выпускаемый в честь к.-л. выдающегося деятеля или события. Чаще всего М. имеет круглую или овальную форму, иногда выпускаются многоугольные М., т. н. плакетки. М. впервые была выпущена в Италии в 14 в. Первоначально М. выпускались не только гос-вом, но и отдельными лицами, обществами и т. д. Однако с 17-18 вв. право чеканки М. принадлежит, как правило, только гос-ву. В СССР, напр., выпускались М. в ознаменование запуска в СССР первого в мире искусств, спутника Земли, в честь В. И. Ленина, Юрия Гагарина (учреждена 61-й Ген. конференцией Междунар. авиационной федерации), в качестве сувенира выпускались М. " Всесоюзная сельскохозяйственная выставка", " Верховный Совет СССР", " Москва. Ленинские горы", " Москва старая. Кремль", " Ленинград - город-герой" и др. 2) Вид гос. награды за заслуги (наградные М.). Впервые М. как награда была учреждена в 17 в. швед, королём Густавом Адольфом для награждения офицеров. В кон. 18 в. наградные М. были введены в Польше, во Франции, в Пруссии. В России наградная М. впервые была учреждена в правление царевны Софьи. Первоначально М. жаловались за воен. заслуги, а затем и за гражд. службу. В большинстве совр. бурж. гос-в существуют гл. обр. наградные М. за воен. заслуги (напр., в США почётные М. армии и флота, солдатская М., М. возд. сил, М. воен.-мор. сил; во Франции М. за воен. заслуги; в Бельгии воен. М. короля Альберта; в Дании М. за участие во 2-й мировой войне и др.). О М. как форме гос. награды в СССР см. в ст. Медали СССР. 3) Награда за достижения в науке, культуре, экономике и др. М. вручаются, напр., лауреатам Междунар. Ленинских премий " За укрепление мира между народами", лауреатам междунар. конкурсов исполнителен, лауреатам Нобелевских премий, победителям международных спортивных соревнований и т.д. В нек-рых государствах существуют М. за отличие в с. х-ве и промышленности (Италия), за заслуги в иск-ве и лит-ре (Австрия, Бельгия) и т. д. В СССР учреждены М. за успехи в нар. х-ве (напр., М. Выставки достижений нар. х-ва), в науке (напр., золотые М. им. М.В. Ломоносова, А. С. Попова, И. И. Мечникова, В. В. Докучаева, А. П. Карпинского, С. И. Вавилова, К. Э. Циолковского, И. П. Павлова, серебряная медаль К. Д. Ушинского, медали Географич. об-ва СССР: большая золотая М., золотые М. им. Ф. П. Литке, П. П. Семёнова, Н. М. Пржевальского и др.), культуре (напр., М. для авторов произведений, отмеченных лит. премиями, - им. Н. Островского, Я. Галана; М. за лучшие произведения изобразит, иск-ва, медаль им. А. С. Макаренко). Б. А. Жалейко.

" МЕДАЛЬ МАТЕРИНСТВА", см. в ст. Медали СССР.

МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО, искусство изготовления монет и медалей, особая область мелкой пластики, родственная глиптике. В качестве материала для монет и медалей используются металлы (медь, серебро, золото и др.), к-рые благодаря их относит, прочности и мягкой податливости позволяют добиться чёткости мелкофигурных изображений. М. и. возникло в Лидии и Др. Греции с появлением монет (рубеж 8 и 7 вв. до н. э.). М. и. подчинено осн. стилевым закономерностям развития искусств пластических, но имеет и ряд особенностей. Для М. и. характерны: устойчивость иконографич. типов и композиц. приёмов, связанных с необходимостью вписать изображение в заданную форму (гл. обр. круг) и добиться органичного композиц. сочетания изображений с надписями; поиски ясных и лаконичных пластич. решений, способствующих облегчению восприятия изображений; широкое применение символов, эмблем, аллегорий. О юриднч., экономич. и социально-историч. аспектах М. и. см. в статьях Монета, Медаль, Монетное дело, Нумизматика.

Для изготовления монет в древности использовалась гл. обр. чеканка при помощи штемпелей из закалённого металла с гравированными углублёнными негативными изображениями. Реже, преим. при выполнении крупных монет, применялось литьё в глиняных и гипсовых формах (италийские монеты 5 - 4 вв. до н. э.). Монеты архаической Греции (7 - 6 вв. до н. э.), выполнявшиеся из электра и серебра, были небольшими и односторонними. Помещённые на них рельефные изображения голов или фигур животных отличались лаконизмом и отточенностью, тяготением к стилизации и орнаменталь-ности. В классич. период (5 - 4 вв. до н. э.) монеты укрупняются, на их лицевых сторонах располагается профильное изображение головы божества, на оборотных - многофигурные композиции на мифологич. темы. В кон. 5 в. до н. э. в Сиракузах чеканятся монеты с фасовым и трёхчетвертным изображением головы божества. Шедевры др.-греч. М. и. - монеты 5 - 4 вв. до н. э. городов Сицилии и Великой Греции (иногда подписанные именами резчиков - Кимон, Эвенет, Теодот). Их отличают совершенная простота композиции, классич. ясность изображений, мягкость градаций рельефа и тщательность трактовки деталей. В эллинистнч. период (кон. 4 - 1 вв. до н. э.) на лицевой стороне монет впервые появляются портреты правителей, на оборотной - фигуры божеств в обрамлении надписей. Наряду с идеализированными портретами (монеты Александра Македонского) встречаются и правдивые (монеты Понта и Бактрии). Для монет Парфии и Сасанидов (2, 'в. до н. э. - 7 в. н. э.) с идеализированным портретом царя характерна вычурная орнамент, трактовка царских аксессуаров (одежды, короны). В Др. Риме крупные литые монеты из меди (5 - 4 вв. до н. э.) сменяются в 3 в. до н. э. чеканными серебряными денариями с изображением головы Ромы (божества города Рима) на лицевой стороне и всадников Диоскуров - на оборотной. Позже наряду с фигурами божеств на рим. монетах появляются сложные мифология, сцены, изображения статуй и храмов. В имп. период (1-5 вв. н. э.) распространяются и золотые монеты, возникает новый тип монеты с изображением императора или членов его семьи внутри круговой надписи. На оборотных сторонах наряду с фигурами божеств и аллегориями встречаются воспроизведения триумфов и сцен жертвоприношения. Выполненные в невысоком рельефе профильные погрудные портреты императоров, отличающиеся строгой отобранностью наиболее существ, портретных черт и тщательностью моделировки форм, не уступают по художеств, качествам произведениям рим. круглой скульптуры. Намечающиеся в М. и. Др. Рима с нач. 3 в. н. э. черты схематизма и графич. условности усиливаются на монетах Византии (где наряду с отвлечённо-схематическими портретами императоров появляются христ. символы, а с 7 в.- изображения Христа, богоматери и святых).

Ср.-век. монеты Зап. Европы в целом свидетельствуют об упадке М. и. В 9- 12 вв. получает распространение мелкая монета из серебра (денарий) с плоскостными портретами, изображениями храмов, святых и т. п., часто несущими отголоски рим. и визант. традиций. Тщательностью и изяществом выполнения выделяются денарии Чехии 12 в. В Италии ок. 1231 в подражание рим. монетам чеканились золотые " августалы" имп. Фридриха II Гогенштауфена. Появившиеся в Центр. Европе в кон. 12 - нач. 14 вв. тонкие серебряные односторонние монеты (брактеаты) чаще всего имеют несложные изображения геральдич. характера. Сложностью и графич. изяществом плоскорельефных изображений и надписей выделяются некоторые герм, брактеаты (на к-рых встречаются изображения феодала на троне, воина-всадника, видов городов и монастырей). Первые монеты стран мусульм. Востока (монеты Омейядов 7-8 вв.) подражали визант. и сасанидским образцам. Однако в дальнейшем здесь получили распространение серебряные монеты с изощрёнными каллиграфич. надписями, складывающимися в орнамент, композиции. В Китае, где в древности (с 8 в. до н. э.) бытовали литые медные монеты в форме реальных предметов (мотыги, ножа, ключа), в ср.-век. период были распространены круглые монеты с квадратным отверстием посредине и иероглифич. надписями.

На рубеже 14 и 15 вв. в Италии возникает медаль, т. е. памятный знак, не имеющий покупательной силы. Портретные изображения на лицевой стороне итал. медалей, отражающие влияние антич. М. и., служат увековечению человеческой личности. На оборотной стороне медалей, выполненных преимущественно в технике литья, обычно помещались эмблемы и аллегории, комментирующие портретное изображение. Лучшие итал. медали отличают строгая простота композиции, мягкая обобщённость пластич. лепки, свободное пространств, расположение фигур, органически связанных с плоскостью. Среди медальеров итал. Возрождения (15-16 вв.) - Пизанелло, Маттео де Пасти, Никколо Фьорентино, Сперандио Савелли, К. Джеремия, Л. Леони, Б. Челлини. Нек-рые из них выполняли также и штемпеля для чеканки монет. Нем. медали 16 в. складываются в своеобразную галерею портретов королей, герцогов, епископов и бюргеров, поражающих жизненностью образов. На них часто помещаются (под влиянием Реформации) религиозно-алле-горич. композиции. Во Франции стиль ренессанс в М. и. представляют Э. де Лон и Ж. Пилон. В 16-18 вв. в Зап. Европе преобладающей монетой становится талер (крупная монета из серебра), чаще всего с портретом правителя и гос. гербом. Особое место занимают спец. выпуски монет (гл. обр. немецкие) со сложными разноплановыми изображениями батальных сцен, видов городов, отд. зданий, сцен коронаций и др., а также с изображениями агитац. характера (напр., антипапские монеты протестантских князей). В 17-18 вв. монеты по своему облику часто приближаются к медали. В 17 в. достижения в области металлургии позволяют изготовлять более твёрдые стальные штемпеля, что приводит к расцвету штемпеле-резного мастерства. Появляется возможность чеканить монеты и медали в большем числе экземпляров, насыщая их всё более мелкими деталями. Характерными особенностями франц. медалей 17 в., нередко отмеченных чертами барокко, становятся пышная репрезентативность и вместе с тем правдивость портретных образов, ювелирная тщательность отделки деталей (Ж. Варен, Г. Дюпре, П. Ренье), нем. и польск. медалей - тяготение к насыщенным деталями мелкофигурным композициям (И. Хён, С. Дадлер). В 18 в., когда выпуск медалей становится гос. монополией, творчество медальеров попадает в зависимость от дворов монархов. Произв. М. и., часто приобретающие офиц. характер, перегружаются аллегориями и эмблематикой. Одновременно усиливаются функции медали как ист. памятника, возникают " медальерные серии" (Ж. Можье, Ж. Дювивье - во Франции, Ф. Г. Мюллер - в Германии). В нач. 19 в. М. и. испытывает воздействие ампира, что выражается в поисках простых и строгих художеств, средств (Б. Андриё, Н. Брене - во Франции, Б. Пиструччи - в Англии, X. Кристенсен - в Дании). Отд. мастера в нач. 19 в. (П. Ж. Давид д'Анже - во Франции) вносят в М. и. черты романтизма, прибегая к живописности лепки и придавая образам внутр. взволнованность. Художеств, выразительность монет в 19 в. обедняется в связи с механизацией чеканки и повсеместной стандартизацией монетной типологии. Вместе с тем изобретение штемпелерезной машины, сделавшей возможным механич. копирование лепных моделей, расширяет возможности мастеров М. и. На рубеже 19- 20 вв. ряд медальеров (Ф. Понкарм, Ж. Шаплен, О. Роти - во Франции, А. Шарф - в Австрии) ищет новые выразит, средства, используя под воздействием импрессионизма эффекты светотени и мягкой лепки. В 20 в. усиливаются пластич. эксперименты. Мастера М. и. обращаются к фактурным и живописным эффектам, применяя в медалях контррельеф, углублённый контур, чернение и эмали, прибегают к динамич. асимметрии композиции и т. п. В М. и. проникают приёмы кубизма и экспрессионизма. Новые технич. средства используются и при изготовлении монет. Среди европ. медальеров выделяются: во Франции - А. Л. Гальтье, Р. Деламар, Ж. Лей, А. Ж.

Адам, в Бельгии - Д. Ледель; в Чехословакии - О. Шпаниель, Я. Т. Фишер, И. Прадлер, Р. Прибиш, Я. Кулих; в Польше - Е. Копчуньский, Б. Хромы, 3. Демковская, В. Ковалик. Лучшим современным европейским мемориальным медалям при фактурной выразительности, лаконизме и остроте композиции нередко свойственна яркая публицистичность художественного образа в целом.

Рус. М. и. зарождается с появлением монет в Киевской Руси (10 в.). Первые рус. медали (рубеж 17-18 вв.) посвящены воен. победам Рус. гос-ва. Своего расцвета рус. М. и. достигает во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв., в эпоху классицизма. Медальеры С. Ю. Юдин, Т. И. Иванов, К. А. Леберехт, А.А.Клепиков, А. П. Лялин, П. П. Уткин посвящают свои работы важнейшим ист. событиям в жизни России, великим полководцам, деятелям науки и культуры. Строгой простотой композиции и пластич. моделировки, совершенством технич. выполнения выделяются медали Ф. П. Толстого. В кон. 19 - нач. 20 вв. рус. М. и., находившееся в ведении царского двора и всё более становившееся выразителем реакц. идей, переживало упадок. Сов. медальеры 1920- 1930-х гг. (А. Ф. Васютинский, Н. А. Соколов, Д. К. Степанов, С. А. Мартынов, И. И. Цыганков) стремились возродить М.и., найти новый художеств, язык, отразить дух эпохи. Их работам, посвящённым героям и событиям Октябрьской революции 1917 и Гражданской войны 1918-20, присущи простота композиции, известная плакатность пластического языка, стремление к документальности изображений. Великая Отечественная война 1941-45 приостановила работу над созданием памятных медалей. С 1950-х гг. выпуск мемориальных медалей приобрёл регулярный характер. В 1955 при Министерстве культуры СССР создан Художественный совет по памятным и юбилейным медалям. В 1971 проведена 1-я Всесоюзная выставка М. и. Лучшим произв. сов. М. и. (работы В. М. и Н. Н. Акимушкиных, Э. Амашукели, Л. М. Белокурова, И. А. Дарагана, А. А. Зайле, А. Г. Кнорре, А. А. Королю-ка, П. В. Мельниковой, Ю. Г. Нероды, П. Римши, И. М. Рукавишникова, С. Л. Тульчинского, М. А. Шмакова), посвящённым памятным событиям истории КПСС и Сов. гос-ва, достижениям в коммунистич. строительстве и освоении космоса, юбилеям учреждений, деятелей партии, правительства, науки и культуры, присущи романтич. приподнятость образов, смелость и острота композиционных решений, выразительная обобщённость пластической лепки, многообразие технических приёмов и художественных манер.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал