Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Математика. I. Определение предмета математики, связь с другими науками и техникой 115 страница






Лит.: Ксенофонтова Н. А., Матона. Традиционные социальные связи в обшине, в кн. Социальные структуры доколониальной Африки, М., 1970 (библ.).

МАШТАГА, посёлок гор. типа в Азерб. ССР, на Апшеронском п-ове, входит в Ленинский р-н Г. Баку. 22, 9 тыс. жит. (1972). Консервный з-д, деревообр. комбинат; каменные карьеры. Молочно-овощной и субтропич. совхозы.

МАШУК, изолированная гора на Сев ' Кавказе, в р-не Кавказских Минеральных Вод (Ставропольский край РСФСР) Вые. 993 м. М. является лакколитом со скрытым под осадочными породами (известняками и мергелями верхнего мела и палеогена) кристаллич. ядром; выходы углекисло-сероводородных вод. Вершина сглаженно-куполоооразная. На юж. склоне находится карстовая шахта " Провал" (20 м глубиной). Склоны покрыты широколиственными лесами (ясень граб дуб, бук); в Перкальском питомнике насчитывается ок. 800 видов и сортов древесных и кустарниковых растений. У подножия М.- место дуэли М. Ю. Лермонтова (имеется обелиск с горельефом поэта), а на юж. склоне - могила рус. воен. топографа А. В. Пастухова У подножия и на склонах М.- бальнеологич. курорт и г. Пятигорск.

МАШУМИ (сокр. от Majelis Sjuro Muslimin Indonesia - Консультативный совет индонезийских мусульман), крупнейшая мусульманская партия в Индонезии в 1945-60. Её программа предусматривала создание в Индонезии гос-ва, основанного на принципах ислама. Выражала интересы помещиков и торгово-ростов-щич. буржуазии. Массовой базой партии было крестьянство. В руководстве наиболее сильными позициями обладали т. н. религиозные социалисты, стремившиеся с помощью империалистич. гос-в способствовать быстрому развитию капитализма в Индонезии и имевшие прозападную внешнеполитич. ориентацию. В 1960 за участие в антиправительств, мятежах партия была распущена декретом президента Сукарно, а лидеры, замешанные в них, арестованы. Пр-во Сухарто, пришедшее к власти в Индонезии в 1965-67, не разрешило воссоздать М., но её руководители были выпущены из тюрьмы. Многие бывшие члены М. вошли в Мусульманскую партию Индонезии, созданную в 1968.

МАЭБАСИ, город в Японии, в центр, части о. Хонсю. Адм. ц. префектуры Гумма. 233, 7 тыс. жит. (1970). Трансп. узел. Один из центров крупного шелководческого района и шёлковой пром-сти. 3-ды трансп. и с.-х. машиностроения.

MA ЮАНЬ, Цинь-шань [р. в кон. 12в.- ум. в 1-й пол. 13 в., пров. Шаньси], китайский живописец. Деятель академии живописи в Ханчжоу. Последователь Ли Тана. Автор пейзажей (" Одинокий рыбак на реке в холодную пору", Нац. музей, Токио), а также произв., выполненных в жанре " цветы-птицы" (" Цветы сливы, камни и дикие утки в горном потоке", Музей Гугун, Пекин). Для пейзажей М.Ю. (монохромных и с подцветкой), глубоко воплотивших философскую концепцию природы как единого и бесконечного мира, характерно проникнутое сдержанным волнением созерцательное настроение. М. Ю. широко использовал такие новые для кит. живописи приёмы, как. асимметричность композиции (" пейзаж, сдвинутый в угол"), резкие, широкие мазки (" большие удары топора"). Илл. см. т. 12, табл. XX (стр. 240-241).

Лит.: Николаева Н. С., Художник, поэт, философ... Ма Юань и его время, М., 1968; Чжан Ань-чжи, Ма Юань, Ся Гуй, Пекин, 1959 (на кит. яз.).

МАЮРИ (Maiuri) Амедео (7.1.1886, Вероли, близ Фрозиноне, -7.4.1963, Неаполь), итальянский археолог. В 1916-24 директор археол. музея на о. Родос, в 1924-63 директор Нац. музея в Неаполе. Руководил археол. раскопками в Помпеях и Геркулануме.

С о ч.: La peinture romairie, [Gen., 1953]. Pompei ed Ercolano. Fra case ed abitanti, [Padova], 1950; Pompei, Ercolano e Stabia, Novara, 1961; Aspetti ignoti о росо noti di Pompei, " Stud! Romani", 1962, № 6.

МАЮСКУЛЫ (от лат. majusculus - несколько больший), буквы, имеющие прописное начертание (обычно в древней латинской и греческой письменности). См. Маюскульное письмо.

МАЮСКУЛЬНОЕ ПИСЬМО, древнее латинское и греческое (в т. ч. византийское) письмо, имеющее начертание из одних маюскул, т. е. прописных букв. Греч. М. п. представлено классич. монументальным греч. алфавитом, утверждённым в Афинах в 4 в. до н. э. Лат. М. п.- монументальный лат. алфавит, представленный лапидарным капитальным и лапидарным квадратным (6-4 в. до н. э.), рустич. капитальным (1-5 вв.) письмом, унциалом (4-7 вв.). Визант. почерк представлен в уставном и унциальном письме (5-9 вв.).

МАЯ, Майя, река в Хабаровском крае и Якут. АССР, прав, приток р. Алдан (басе. Лены). Дл. 1053 км, пл. басс. 171 тыс. км2. Берёт начало двумя истоками (Правая и Левая М.) и протекает б. ч. в пределах Юдомо-Майского нагорья. В верх, и ср. течении долина широкая заболоченная, в низовьях более узкая. Питание смешанное. Ср. расход воды 1180 м3/сек. Половодье с мая по сентябрь. Замерзает во 2-й пол. октября, вскрывается в мае. Крупный приток - Юдома (прав.). Судоходна на протяжении ок. 500 км от устья. Во 2-й пол. 17 в. по долине М. шёл путь из Якутска к Охотскому м.

МАЯГУЭС (Mayaguez), город на 3. Пуэрто-Рико. 87, 5 тыс. жит. (1971). Порт на Атлантическом побережье. Производство сахара, табачных изделий, кустарные промыслы. Вывоз сахара, кофе, табака, фруктов.

МАЯК, сооружение башенного типа, служащее ориентиром для опознавания берегов, определения места судна и предупреждения о навигац. опасности.

М. оборудуются светооптич. системами" а также другими технич. средствами сигнализации: акустическими воздушными (наутофон, диафон, сирена и др.) или подводными (подводный колокол, осциллятор); радиотехническими (см. Радиомаяк); радиоакустическими (приёмно-передающее устройство радиомаяка, синхронно работающее с наутофоном или осциллятором).

М. обычно устанавливаются на выступающих в море частях берега, при входе в порты, заливы или устья рек, иногда на скалах, рифах или отмелях. Для предупреждения о расположенных в море (в отдалении от берега) опасностях или в качестве приёмных при подходе к портам используются плавучие М., представляющие собой суда спец. конструкции, устанавливаемые на якорях и несущие на себе маячное оборудование. Для уверенного опознавания каждому М. присваиваются световые, акустические и радиосигналы определённого характера.

Осн. характеристики М.: отличительная архитектура башни, сектор освещения, высота огня над уровнем моря, цвет огня и его характер (непрерывный ровный свет, одинарные проблески или группы проблесков через равные промежутки времени, затмевающийся свет, постоянный огонь, усиливающийся через равные промежутки времени и др.). Характеристики радиомаяков - рабочая частота, расписание их работы и кодовый сигнал. Акустич. сигналы также характеризуются расписанием (обычно работают только при плохой видимости) и кодом.

Дальность действия М. (км): светящих 20-50, радиомаяков 30-500 и более, с воздушными акустич. сигналами от 5 до 15, гидроакустич. до 25.

Использование М. началось в глубокой древности и связано с развитием мореплавания. Вначале это были костры, разжигаемые на высоких точках берега, а затем искусств, сооружения. Одно из " семи чудес" древнего мира - Александрийский, или Фаросский, светящий М. выс. 143 м., сооружённый из белого мрамора в 283 до н. э., просуществовал ок 1500 лет. В России первые светящие М. были построены в 1702 в устье р. Дон и в 1704 на Петропавловской крепости в Петербурге.

Светооптическая система М. состоит из источников света, оптич. аппарата и фонарного сооружения, предохраняющего оптич. устройства от атмосферных воздействий. Источниками света служат электрич. лампы накаливания, газосветные трубки, импульсные лампы; используются также ацетиленовые (реже керосино-калильные) лампы.

Оптич. аппарат включает систему отражат. или преломляющих линз, концентрирующую излучаемый источником света поток в пучок с небольшим углом рассеяния. Данные о М. приводятся в т. н. описательных книгах, лоциях и на морских навигац. картах. Лит.: Мартынов К. Б., Навигационное оборудование морских путей, М., -1962. ' В. Л. Ондзуль.

МАЯК, посёлок гор. типа в Донецкой обл. УССР, в 2 км от ж.-д. ст. Ливенка (на линии Макеевка-Иловайское). Молочно-овощеводч. совхоз.

" МАЯК", круглосуточная информационно-муз. радиопрограмма в СССР; 2-я программа Всесоюзного радио. Впервые её позывные (муз. фраза из песни В. П. Соловьёва-Седого " Подмосковные вечера") прозвучали в эфире 1 авг. 1964. Расписание " М." позволяет информировать слушателей с максимальной оперативностью. Через каждые 30 мин передаются 5-минутные информац. выпуски. Кроме того, с 06.00 до 08.30 по моек, времени (кроме отрезка 07.05-07.30), как правило, каждые 10-12 мин в эфир идут дополнит. 2-минутные выпуски новостей. " М." информирует о событиях общественно-по-литич., экономич. и культурной жизни страны и за рубежом, ежедневно знакомит с осн. материалами газет " Правда", " Известия", " Советская Россия", передаёт заметки о спорте, сведения о погоде, а также ведёт прямые трансляции и репортажи с места события. Муз. часть чМ." в отрезках времени между информац. выпусками содержит сборные и тематич. концертные программы, репортажи из концертных и театральных залов. Волновое расписание предусматривает устойчивый приём передач " М." для разных районов страны. Л. В. Гюне.

МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович [7(19).7.1893, с. Багдади, ныне пос. Маяковский Груз. ССР, -14.4.1930, Москва], русский советский поэт. Род. в семье лесничего. После смерти отца семья переехала в Москву (1906). М. учился в моек, гимназии. Общался со студентами-большевиками, вступил в партию, кооптировался в состав Моск. комитета РСДРП(б) (1908). Трижды подвергался арестам, в 1909 был заключён в одиночную камеру Бутырской тюрьмы. Выйдя из тюрьмы, где он начал писать стихи, М. решает чделать социалистическое искусство": чЯ прервал партийную работу. Я сел учиться" (Полн. собр. соч., т. 1, 1955, с. 18). В 1911 М. поступил в Моск. училище живописи, ваяния и зодчества. К 1912 относятся первые поэтич. опыты, связанные с теорией и практикой группы кубофутуристов (см. Футуризм), к-рые привлекали его протестом против устоев оурж. общества. Но если антиэстетизм футуристов проявлялся преим. в области " чистой" формы, то М. воспринимал его по-своему, как подступ к решению задачи - создать новый демократич. поэтич. язык. Об этом он скажет в революц. поэме чОблако в штанах" (1915): ч...Улица корчится безъязыкая - ей нечем кричать и разговаривать" (там же, с. 181).

Творчество М. по своему обществ, звучанию не укладывалось в рамки футуризма, что особенно проявилось в трагедии " Владимир Маяковский" (пост. 1913). Пафос трагедии - в протесте против установлений бурж. общества, против власти ч бездушных вещей ". Трагедия в конечном счёте восходит к настроениям масс, возмущённых несправедливостью мира, но ещё не осознавших своей силы. Пафос отрицания бурж. действительности ощутим и в ранних стихах поэта (" Адище города", чНате! ", 1913, и др.). За участие в публичных лит. выступлениях футуристов М. был исключён из училища (1914). Начало 1-й мировой войны 1914-18 отразилось в его творчестве неоднолинейно: в статье " Штатская шрапнель" (ноябрь 1914) он писал, что чсегодня нужны гимны..." (там же, с. 303), но в стихах чВойна объявлена" (июль 1914) и " Мама и убитый немцами вечер" (ноябрь 1914) проявилось его отвращение к войне, к её кровавой бессмыслице. В стихах, напечатанных в журн. " Новый сатирикон" (" Гимн судье", " Гимн учёному", " Гимн взятке", 1915), М. воздаёт саркастич. " хвалу" мерзостям жизни, в к-рой предметом хулы становится честный труд, чистая совесть и высокое иск-во.

В. В. Маяковский. Эскиз декорации 1-го действия " Мистерии-буфф" - " Потоп".1919.

В. В. Маяковский.

В. В. М а я к о в с к и й. " Хорошее отношение к лошадям". Илл. А. Г. Тышлера.

Новым этапом явилась поэма " Облако в штанах". " „Долой вашу любовь", „долой ваше искусство", „долой ваш строй", „долой вашу религию" - четыре крика четырёх частей", - так характеризовал сам поэт осн. социально-эстетич. направленность " Облака" (Предисл. ко 2-му изд., 1918, там же, т. 12, 1959, с. 7). Поэма отразила растущую силу миллионов, стихийно поднимающихся против капитализма и осознающих свой путь в борьбе. Осн. пафосом дооктябрьских поэм М.- " Флейта-позвоночник" (1916), " Война и мир" (отд. изд.

1917), " Человек" (1916-17, опубл. 1918) - был протест против бурж. отношений, калечивших подлинную натуру Человека. Это сближало поэта с М. Горьким, к-рый, выделяя М. из среды футуристов, привлёк его к участию в журн. " Летопись".

Радостно встретив Октябрьскую революцию 1917, М. определил свою позицию: " Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось" (там же, т. 1, с. 25). Поэт стремился эстетически осмыслить чпотрясающие факты" новой социалистич. действительности. До Октября у М. не было чёткой социальной перспективы. Нек-рые догмы футуристич. группы накладывали отпечаток на особенности формы его стихов и на систему социально-эстетич. взглядов. После Октября творчество М. приобретает новую социально-эстетич. окраску, обусловленную борьбой за идеалы коммунизма (как в позитивном, так и в сатирическом плане). Это сказалось уже в пьесе ч Мистерия-буфф" (1918, 2-й вариант, 1921) - ч...героическом, эпическом и сатирическом изображении нашей эпохи" (там же, т. 2, 1956, с. 167), первой сов. пьесе на совр. тему. Утверждая величие и героизм простых людей, М. разоблачал творч. бессилие буржуазии; строить чковчег" нового мира под силу только чнечистым" с их нравств. чистотой и классовой солидарностью. В чЛевом марше" (1918), своеобразном гимне пролет, мощи и целеустремлённости, поэт призывал к борьбе с врагами революции. Но эстетич. палитра М. была многоцветной: в стих, ч Хорошее отношение к лошадям" (1918) он выступал за богатство эмоций нового человека, к-рому должно быть доступно сочувствие всему живому, всему беззащитному.

Гуманистич. направленность поэзии М. приобретала новое социальное качество. Поэма ч! 50 000 000" (1919-20, 1-е изд. без имени автора, 1921) утверждала ведущую роль рус. народа как провозвестника социалистич. революции. В. И. Ленин отрицательно воспринял поэму, видя в ней образец футуризма, к к-рому относился негативно. В эти годы М. начинал пролагать путь к истинно демократич. иск-ву, созвучному настроению масс. Переехав в марте 1919 в Москву, он работает в чОкнах РОСТА" - рисует плакаты со стихотв. текстами агитац. характера (за 3 года создано ок. 1100 чокон"). В этих плакатах, а также в пром. и книжной графике М. 20-х гг. особенно ярко проявились его талант и опыт художника, его броско-лаконичная манера (М. обращался к изобразит, иск-ву начиная с 10-х гг.; сохранились его многочисл. портретные зарисовки, эскизы лубков, театр, работы). Эта деятельность " поэта-рабочего", отдавшего свои перо и кисть на нужды революции, была глубоко органична для М., отвечала его эстетич. концепции вторжения иск-ва в действительность.

В. Маяковский читает поэму " Хорошо! " в Политехническом музее. 1927

В поэзии М. 20-х гг. появляется лирич. герой нового типа: он не отделяет свой интимный мир от большого мира социальных бурь, не мыслит интимное вне социального - " Люблю" (1922), " Про это" (1923), " Письмо Татьяне Яковлевой" (1928) и др. В результате поездок М. в капигалистич. страны (США, Германия, Франция, Куба и др.) появляются циклы стихов " Париж" (1924-25) и " Стихи об Америке" (1925-26). М. выступал как полпред молодого социалистич. гос-ва, бросающий вызов бурж. строю

Пафос безымянности (" миллионы пою") в творчестве поэта уступал место более гармоничной концепции личности. Как и М. Горький, М. стоит у истоков сов. ленинианы. В поэме " Владимир Ильич Ленин" (1924) деятельность вождя пролетарской революции художественно воссоздана на широком ист. фоне. М. осознавал огромное значение личности Ленина- " самого человечного человека", " организатора победы" пролетариата. Поэма явилась гимном " атакующему классу" - пролетариату и его партии. Ощущая себя "...солдатом в шеренге миллиардной" (там же, т. 7, 1958, с. 166), М. рассматривал устремлённость к коммунистич. будущему как критерий всей созидат. деятельности, в т. ч. и поэтической. "...Великое чувство по имени класс" (там же, т. 6, 1957, с. 304) было осн. движущей силой творчества М. сов. времени. Поэму " Хорошо! " (1927) А. В. Луначарский назвал " Октябрьской революцией, отлитой в бронзу"; М. воспевал здесь " весну человечества" - своё социалистич. отечество. Наряду с Горьким М. становится основоположником социалистического реализма в сов. лит-ре.

В эти годы М. создал такие лирич. шедевры, как " Товарищу Нетте, пароходу и человеку", " Сергею Есенину" (оба 1926), " Стихи о советском паспорте" (1929) и др.

Лиризм М. всеобъемлющ - в нём выразился небывалый духовный рост человека нового об-ва. М.-лирик, трибун, сатирик - поэт огромного, " сплошного сердца". Вера в торжество коммунистич. идеалов сочетается в его стихах с непримиримостью ко всему, что мешает " рваться в завтра, вперёд". Выступление М. против бюрократизма и заседательской суетни в стих. " Прозаседавшиеся" (1922) вызвало большое " удовольствие" Ленина (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 13). Вдохновлённый одобрением вождя революции, М. и позднее громил всяческих " помпадуров", примазавшихся к партии и прикрывавших партбилетом своё эгоистич. мещанское нутро (" Помпадур", 1928, " Разговор с товарищем Лениным", 1929). В стихах конца 20-х гг., в пьесах " Клоп" (1928, пост. 1929) и " Баня" (1929, пост. 1930) предстала целая галерея типов, опасных своей социальной мимикрией и пустопорожней демагогией. Сатирич. пьесы М., новаторские и по содержанию, и по форме, сыграли большую роль в развитии сов. драматургии.

М. создал новаторскую поэтич. систему, во многом определившую развитие как сов., так и мировой поэзии; его воздействие испытали Назым Хикмет, Луи Арагон, Пабло Неруда, И. Бехер и др. Исходя из своей идейно-художеств. задачи, М. существенно реформировал рус. стих. Новый тип лирич. героя с его революц. отношением к действительности способствовал формированию новой поэтики максимальной выразительности: вся система художеств, средств поэта направлена на предельно драматизированное речевое выражение мыслей и чувств лирич. героя. Это сказывается в системе графич. обозначений: повышенная экспрессивность передаётся и при помощи изменений в рамках традиц. орфографии и пунктуации, и введением новых приёмов графич. фиксации текста -" столбика", а с 1923-" лесенки", отражающих паузирование. Стремление к максимальной выразительности стиха проходит по разным линиям: лексики и фразеологии, ритмики, интонации, рифмы. М. возглавлял лит. группу ЛЕФ (Левый фронт искусств) и позднее - РЕФ (Революционный фронт искусств); редактировал журн. " ЛЕФ" (1923-25) и " Новый ЛЕФ" (1927-28), но пришёл к выводу, что замкнутые группировки препятствуют нормальному творч. общению сов. писателей, и в февр. 1930 вступил в РАПП, к-рую рассматривал как массовую лит. организацию. Сложная обстановка последних лет личной жизни и лит. борьбы привела М. к депрессии и самоубийству. Поэма " Во весь голос" (1930) воспринимается как поэтич. завещание М., полное глубокой внутр. веры в торжество коммунизма. Творчество М. широко изучается и в СССР, где создан целый ряд крупных монографич. исследований, и за рубежом. Однако его поэзия явилась объектом субъективистской интерпретации со стороны т. н. советологов, пытающихся исказить поэтич. облик М., выхолостить революц. содержание его поэзии. Произв. М. переведены на все осн. языки народов Сов. Союза и зарубежных стран.

" Клоп". Сцена из спектакля Театра им. Вс. Мейерхольда. Москва. 1930.

В. В. Маяковский. " Окно сатиры РОСТА" № 427.

В 1937 была открыта Библиотека-музей М. в Москве (б. Гендриков переулок, ныне переулок Маяковского); в янв. 1974 в Москве открыт Гос. музей М. (проезд Серова, 3). В 1941 Музей М. открыт в пос. Маяковский (б. Багдади) Груз. ССР.

Соч.: Поли. собр. соч., т. 1 - 12, М., 1934 - 38; Поли. собр. соч., т. 1 - 12, М., 1939 - 49; Поли. собр. соч., т. 1 - 13, М., 1955-61; Маяковский -художник. [Альбом-Автор-составитель В. А. Катанян. Вступ. ст. Б. Слуцкого], М., 1963.

Лит.: Винокур Г., Маяковский - новатор языка, М., 1943; Ф е и г е л ь м а н Л., Маяковский в странах народной демократии - Чехословакии, БолгаринПольше, М., 1952; Паперный 3., О мастерстве Маяковского, 2 изд., доп., М.,. 1957; его же. Поэтический образ у Маяковского, М., 1961; Ш т о к м а р М., Риф ма Маяковского, М., 1958; Катанян В., Маяковский. Литературная хроника, 4 доп. изд., М., 1961; Тимофеева В., Язык поэта и время. Поэтический язык Маяковского, М.- Л., 1962; Наумов Е., В. В. Маяковский. Семинарий, 4 изд., Л., 1963; Дувакин В., Радость, мастером кованная. Очерки творчества В. В. Маяковского, М., 1964; Луначарский A. Вл. Маяковский - новатор, Собр. соч., т. 2, М., 1964; Маяковский и советская: литература, М., 1964; Метченко А., Маяковский. Очерк творчества, М., 1964; Тимофеев Л., Советская литература. Метод. Стиль. Поэтика, М., 1964; Маяковский и проблемы новаторства, М., 1965; Гончаров Б., Маяковский в кривом зеркале " советологии", " Вопросы литературы", 1970, № 3; Перцов В., Маяковский. Жизнь и творчество (1893 - 1917), М., 1969; то же, (1918 - 1924), М., 1971; то же, (1925-1930), М., 1972; Харджиев Н., Тренин В., Поэтическая культура Маяковского, М., 1970; Поэт и социализм. К эстетике В. В. Маяковского, М., 1971; А г а-gon L., Litteratures sovietiques, P., 1955; Stern A., Poezja zbuntowana, Warsz., 1964; Huppert H., Wladimir Majakowski in Selbstzeugnissen und Bilddocumenten, Hamb., 1965; Duwakin W., Rostafen-ster. Majakowski als Dichter und bildender Kunstler, Dresden, 1967. Б. П. Гончаров.

МАЯКОВСКИЙ (до 1940- Багдади), посёлок гор. типа, центр Маяковского р-на Груз. ССР. Расположен на р. Ханисцкали (приток Риони), в 19 км к Ю.-В. от ж.-д. станции Риони (на линии Самтредиа-Хашури). Консервный, винный з - ды, мебельная ф - ка. Народный театр. В с. Багдади в 1893 родился В. В. Маяковский; имеется музей.

МАЯКОВСКОГО ПИК, горная вершина на юго-западном Памире, в зап. части Шахдаринского хр., в Тадж. ССР. Вые. 6096 м. На склонах - ледники. С сев. стороны - отвесные скалистые стены. Первое восхождение на М. п. совершено в 1947 сов. альпинистами во главе В. А. Будановым.

МАЯРИ (Mayari), город на В. Кубы, на р. Маяри, в пров. Орьенте. 34 тыс. жит. (муниципия, 1970). Мясная пром-сть, а также кож.-обув., таб., стройматериалов. Домостроит. комбинат. Центр с.-х. р-на (сах. тростник, табак, фрукты, животноводство).

МАЯТНИК, твёрдое тело, совершающее под действием приложенных сил колебания около неподвижной точки или оси. В физике под М. обычно понимают М., совершающий колебания под действием силы тяжести; при этом его ось не должна проходить через центр тяжести тела. Простейший М. состоит из небольшого массивного груза С, подвешенного на нити (или лёгком стержне) длиной l. Если считать нить нерастяжимой и пренебречь размерами груза по сравнению с длиной нити, а массой нити по сравнению с массой груза, то груз на нити можно рассматривать как материальную точку, находящуюся на неизменном расстоянии l от точки подвеса О (рис. 1, а). Такой М. наз. математическим. Если же, как это обычно имеет место, колеблющееся тело нельзя рассматривать как материальную точку, то М. наз. физическим.

Рис. 1. Маятники: а - круговой математический маятник; б- физический маятник.

Математический маятник. Если М., отклонённый от равновесного положения Со, отпустить без начальной скорости или сообщить точке С скорость, направленную перпендикулярно ОС и лежащую в плоскости начального отклонения, то М. будет совершать колебания в одной вертикальной плоскости по дуге окружности (плоский, или круговой математич. М.). В этом случае положение М. определяется одной координатой, напр, углом ф, на к-рый М. отклонён от положения равновесия. В общем случае колебания М. не являются гармоническими; их период Т зависит от амплитуды. Если же отклонения М. малы, он совершает колебания, близкие к гармоническим, с периодом:
[ris]
где g - ускорение свободного падения; в этом случае период Т не зависит от амплитуды, т. е. колебания изохронны. Если отклонённому М. сообщить начальную скорость, не лежащую в плоскости начального отклонения, то точка

Рис. 2. Маятники: а - сферический маятник; 6 - конический маятник.

С будет описывать на сфере радиуса l кривые, заключённые между 2 параллелями z = z1 и z = z 2 (рис. 2, а), где значения z 1 и z2 зависят от начальных условий (сферический маятник). В частном случае, при z 1 = z 2 (рис. 2, б) точка С будет описывать окружность в горизонт, плоскости (конический маятник). Из некруговых М. особый интерес представляет циклоидальный маятник, колебания к-р'ого изохронны при любой величине амплитуды.

Физический маятник. Физ. М. обычно наз. твёрдое тело, совершающее под действием силы тяжести колебания вокруг горизонт, оси подвеса (рис. 1, 6). Движение такого М. вполне аналогично движению кругового математич. М. При малых 'углах отклонения ф М. также совершает колебания, близкие к гармоническим, с периодом
[ris]
где l - момент инерции М. относительно оси подвеса, l - расстояние от оси подвеса О до центра тяжести С. М - масса М. Следовательно, период колебаний физ. М. совпадает с периодом колебаний такого математич. М., к-рый имеет длину lo = I/Ml. Эта длина наз. приведённой длиной данного физ. М.

Точка К на продолжении прямой ОС, находящаяся на расстоянии lо от оси подвеса, наз. центром качаний физ. М. При этом расстояние OK = l0, всегда больше, чем ОС = l. Точка О оси подвеса М. и центр качаний обладают свойством взаимности: если ось подвеса сделать проходящей через центр качаний, то точка О прежней оси подвеса станет новым центром качаний и период колебаний М. не изменится. Это свойство взаимности используется в оборотном маятнике для определения приведённой длины l0; зная l0 и Т, можно найти значение g в данном месте.

Свойствами М. широко пользуются в различных приборах: в часах, в приборах для определения ускорения силы тяжести (см. Маятниковый прибор), ускорений движущихся тел, колебаний земной коры (см. Сейсмограф), в гироскопических устройствах, в приборах для экспериментального определения моментов инерции тел и др. См. также Фуко маятник.

Лит.: Бухгольц Н. Н., Основной курс теоретической механики, ч. 1, М., 1967, § 38, пп. 5, 13, 14; ч. 2, М., 1969, § 12, п. 4; Т а р г С. М., Краткий курс теоретической механики, 7 изд., М., 1970, гл. 28, § 155; X а и к и н С. Э., Физические основы механики, 2 изд., М., 1971, гл. 13, § 90, 91. С. М. Торг.

МАЯТНИКОВАЯ МИГРАЦИЯ, условное название регулярных поездок населения из одного пункта (места жительства) в др. пункт - на работу и обратно. М. м. не относят к миграции населения.

МАЯТНИКОВЫЙ ПРИБОР, инструмент для измерения ускорения силы тяжести относительным методом (см. Гравиметрия). Гравиметрич. исследования с помощью М. п. основываются на измерении разности зависящих от ускорения силы тяжести периодов свободных колебаний маятника неизменной длины на двух пунктах: исследуемом и пункте с известным ускорением силы тяжести. Маятники являются основными элементами М. п. В М. п. применяются 2-4 маятника с периодом собств. колебаний ~ 1 сек. С помощью кварцевых стандартов частоты в современных М. п. период определяется с точностью 1*10-8 сек, что обеспечивает измерение ускорения силы тяжести с точностью до 10-2 мгл; применяется фотографич. или фотоэлектрич. система регистрации колебаний. Маятники термостатируются и помещаются в вакуумную камеру. Во время измерений на пунктах контролируются возможные изменения амплитуды колебаний маятников, их темп-ры, плотности остаточного воздуха в вакуумной камере, качания штатива и др.; в случае необходимости вводятся соответствующие поправки. При измерениях ускорения силы тяжести учитывается её изменение вследствие лунного и солнечного притяжений. Спец. конструкции М. п. предназначены для измерений ускорения силы тяжести на морях. М. п. с оборотными маятниками использовались для абс. определений ускорений силы тяжести в Потсдаме (Германия, ГДР), Вашингтоне (США), Таддингтоне (Великобритания), Ленинграде (СССР), Буэнос-Айресе (Аргентина). М. У. Сагитов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал