Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVI. Драматический театр 37 страница






П. ж. в зарубежных странах. Болгария: " Народна просвета", София, выходит с 1945; " Начално образование", София, 1961; " Професионално образование", София, 1956; " Семейство и училище", София, 1949; Великобритания: " Adult education", L., 1926; " British journal of educational studies", L., 1952; " Education", L., 1903; " Education today", L., 1951; " Educational philosophy and theory", Oxf., 1969; " Educational research", L., 1958; " Educational review", Birmingham, 1948; " Journal of education", L., 1867; " Oversea education", L., 1929; " Sociology of education abstracts", Liverpool, 1965; " Trends in education", L., 1966; " Studies in education", [Hull], 1947; " Times educational supplement", L., 1910; " Visual education", L 1950; Венгрия: " Kozneveles", Bdpst, 1945; " Magyar pedagogia", Bdpst, 1961; " Pedagogiai szemle", Bdpst, 1951; Г Д Р: " Fachschule", В., 1953; " Neue Erziehung im Kindergarten und Heim", В., 1948; " Padagogik", В., 1946; " Polytechnische Bildung und Erziehung", В., 1959; ранее: " Schule und Production", В., 1957; " Sozialistische Erziehung", В., 1955; Дания: " Dansk paedagogisk tidsskrift", Kabenhavn, 1953; Италия: " Problemi della pedagogia", Roma, 1955; КНДР: " Инмин кёюк", Пхеньян, 1946; Куба: " Pedagogo", La Habana, 1949; " Educacion", La Habana, 1971; МНР: " Сурган хумуужуулэгч", Улаанбаатар, 1961; Норвегия: " Norsk pedagogisk tidskrift", Oslo, 1917; Польша: " Kwartalnik pedagogiczny", Warsz., 1956; " Nowa szkofa", Warsz., 1950; " Oswiata dorostych", Warsz., 1957; " Wychowanie", Warsz., 1958; " 2ycie szkoty wyzszej", Warsz., 1953; Румыния: " Revista de pedagogie", Buc., 1952; " Revista de referate". [Ser.] Pedagogie, psichologie, Buc., 1961; США: " American educational research journal", Wash., 1964; " Child development. Abstracts and bibliography", Chi., 1927; " Comparative education review", N. Y., 1957; " Education digest", Ann Arbor, 1935; " Elementary school journal", Chi., 1900; " Harvard educational review", Camb. (Mass.), 1931; " History of education quarterly", Pittsburg, 1961; " Journal of education", Boston, 1875; " Journal of educational research", Madison, 1925; " Journal of experimental education", Madison, 1931; " Journal of secondary education", Burlingame, 1925; " Journal of teacher education", Wash., 1950; " Research in education", Wash., 1966; " Review of educational research", Los Angeles, 1915; " School and society", N. Y., 1915; " School review", Chi., 1893; " Soviet education", N. Y., 1959; " Today's education", Wash., 1921; Франция: " Bulletin signaletique". [Ser.] 520. " Sc ences de 1'education", P., до 1970: " Pedagogic", " Ecole et la nation", P., 1950; " Education", P., до 1968: " Education nationale", P., 1944; " Pedagogie", P., 1945; ФРГ: " Westermann's padagogische Beitrage", Braunschweig, 1949; " Bildung und Erziehung", Bonn, 1948; " Padagogische Rundschau", Ratingen bei Dusseldorf, 1946; " Padagogische Welt", Munchen, 1946; " Vierteljahrsschrift fur wissenschaftliche Padagogik", Bochum, 1924; Чехословакия: " Novinky literatury. Spolecenske vedy", Rada 8. " Pfehled. pedagogicke literatury", Praha, 1948; " Odborna vychova", Praha, 1950; " Pedagogika", Praha, 1951; " Socialisticka skola", Praha, 1961; " Ucebni pomucky ve skole a osvete", Praha, 1961; " Vysoka skola", Praha, 1953; " Rodina a scola", Bratislava, 1953; " Vychovatel", Praha, 1957; Швеция: " Pedagogisk tidsskrift", Stockholm, 1865; Югославия: " Pedagogija", Beograd, 1963.

В социалистических странах, кроме того, издаётся значит. количество П. ж. по методикам преподавания отд. предметов в школе, а также ряд П. ж. по дошкольному, эстетич. и физич. воспитанию.

Международные П. ж. " Современная высшая школа. Международный журнал социалистических стран", Варшава, 1973 (на рус. яз.); " Educational documentation and information", Geneve, до 1972; " Bulletin of the International bureau of education", Gen., 1927; " International review of education", 's-Gravenhage, 1955; " Lehrer der Welt", Intern. Zeitschrift, В., 1963; " Parents et! es maitres", P., 1959; " Teachers of the world", Prague, 1962. Лит.: Периодическая печать СССР. 1917 - 1949, Библиогр. указатель, [т. 6], М., 1956; Davis S. e., Educational periodicals during the nineteenth century, Wash., 1919; America's educational press, A classilied list of educational publications issued in the United States of America together with an international list of educational periodicals, P., [1957]; Educational periodicals, [P., 1963]. П. К. Колмаков. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ в СССР, основной тип вузов, готовящих учителей средней школы (преподавателей общеобразоват. дисциплин в массовых школах, ср. специальных, проф.- технич. уч. заведениях, спец. дисциплин - в пед. уч-щах), а также педагогов для дошкольных учреждений, специальных школ.

В 1974 в СССР было 199 П. и., в т. ч. 11 иностранных языков педагогических институтов, Узбекский респ. ин-т рус. языка и лит-ры (осн. 1963, Ташкент), Карагандинский физич. воспитания (1970). П. и. находятся в ведении мин-в просвещения (нар. образования) союзных республик. К группе П. и. относят также ряд вузов, находящихся в системе мин-в культуры: муз.-пед. ин-ты - им. Гнесиных (Москва), Ростовский-на-Дону и Донецкий, Чимкентский пед. ин-т культуры и Дальневосточный (Владивосток) пед. ин-т иск-в (см. Искусств институты, Культуры институты). П. и. имеются во всех союзных республиках: в РСФСР - 94, УССР - 30, Казах. ССР - 19, Узб. ССР - 16, БССР -7, Груз. ССР - 8, Азерб. ССР - 6, Арм. ССР - 4, Кирг. ССР, Тадж. ССР и Молд. ССР - по 3, Латв. ССР и Лит. ССР - по 2, Туркм. ССР и Эст. ССР - по 1. В 1974 в П. и. обучалось ок. 786 тыс. студентов, в т. ч. 398 тыс.- на дневных отделениях, на 1-й курс принято 158, 8 тыс. чел.; выпуск - 140 тыс. учителей. В 71 П. и. имеется аспирантура (в 1973 - ок. 4 тыс. аспирантов). Право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации предоставлено П. и.: Казахскому им. Абая [осн. (ведёт свою историю) в 1928, Алма-Ата], Киевскому им. А. М. Горького (1920), Ленинградскому ордена Трудового Красного Знамени ин-ту им. А. И. Герцена (1918), московским - ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени ин-ту им. В. И. Ленина (1872), ин-там им. Н. К. Крупской (1931) и иностранных языков им. Мориса Тореза (1930); кандидатские - Азерб. ордена Трудового Красного Знамени ин-ту им. В. И. Ленина (1921, Баку), Арм. ордена Трудового Красного Знамени ин-ту им. X. Абовяна (1922, Ереван), Волгоградскому им. А. С. Серафимовича (1931), Казанскому (1918), Киевскому иностранных языков (1948), Красноярскому (1932), Куйбышевскому им. В. В. Куйбышева (1929), минским - им. А. М. Горького (1931) и иностранных языков (1948), Новосибирскому (1935), Тбилисскому им. А. С. Пушкина (1935), Ярославскому ордена Трудового Красного Знамени ин-ту им. К. Д. Ушинского (1918). На 1 янв. 1974, кроме названных П. и., в стране действовали: Абаканский (осн. 1944), Адыгейский (1952, Майкоп), Азербайджанский рус. языка ин-т им. Мирзы Фатали Ахундова (1952, Баку), Азербайджанский иностранных языков ин-т им. 50-летия СССР (1973, Баку), Актюбинский (1966), Алма-Атинский иностранных языков (1940), Ангренский (1967), Андижанский ин-т языков (1966), Андижанский им. 30-летия комсомола (1931), Арзамасский им. А. П. Гайдара (1952), Аркалыкский (1972), Армавирский (1954), Архангельский им. М. В. Ломоносова (1932), Астраханский им. С. М. Кирова (1932), Балашовский (1952), Барнаульский (1933), Батумский им. Шота Руставели (1945), Башкирский (1967, Уфа), Белгородский им. М. С. Ольминского (1957), Бельцкий им. А. Руссо (1953), Бердянский им. П. Д. Осипенко (1953), Бийский (1953), Бирский (1952), Благовещенский им. М. И. Калинина (1930), Борисоглебский (1952), Брестский им. А. С. Пушкина (1950), Бурятский им. Доржи Банзарова (1932, Улан-Удэ), Бухарский им. Серго Орджоникидзе (1930), Вильнюсский (1944), Винницкий им. Н. А. Островского (1912), Витебский им. С. М. Кирова (1918), Владимирский им. П. И. Лебедева-Полянского (1950), Вологодский (1930), Воронежский (1931), Ворошиловградский им. Т. Г. Шевченко (1923), Глазовский им. В. Г. Короленко (1952), Глуховский (1874), Горийский (1939), Горно-Алтайский (1953), Горьковский им. А. М. Горького (1919), Горьковский иностранных языков им. Н. А. Добролюбова (1937), Горловский иностранных языков (1949), Гродненский им. Я. Купалы (1944), Гурьевский (1955), Дагестанский (1954, Махачкала), Даугавпилсский (1952), Джамбулский им. 50-летия Октябрьской революции (1967), Дрогобычский им. И. Я. Франко (1952), Душанбинский им. Т. Г. Шевченко (1934), Елабужский (1953), Елецкий (1953), Енисейский (1954), Ереванский русского и иностранных языков ин-т им. В. Я. Брюсова (1949), Житомирский им. И. Я. Франко (1919), Запорожский (1930), Ивано-Франковский им. В. С. Стефаника (1940), Измаильский (1953), Иркутский (1920), Иркутский иностранных языков им. Хо Ши Мина (1948), Ишимский (1954), Казахский женский (1944, Алма-Ата), Калужский им. К. Э. Циолковского (1948), Каменец-Подольский им. В. П. Затонского (1921), Камчатский (1958, Петропавловск-на-Камчатке), Каракалпакский им. Т. Г. Шевченко (1944, Нукус), Карачаево-Черкесский (1957, Карачаевск), Карельский (1931, Петрозаводск), Кар-шинский им. X. Алимджана (1956), Кзыл-Ординский им. Н. В. Гоголя (1937), Киргизский женский им. В. В. Маяковского (1952, Фрунзе), Кировабадский им. Г. Б. Зардаби (1943), Кироваканский (1969), Кировоградский им. А. С. Пушкина (1933), Кировский им. В. И. Ленина (1918), Кишинёвский им. И. Крянгэ (1940), Кокандский им. Мукими (1954), Кокчетавский им. Ч. Валиханова (1962), Коломенский (1953), Коми (1932, Сыктывкар), Комсомольский-на-Амуре (1954), Костромской им. Н. А. Некрасова (1949), Криворожский (1930), Кулябский (1953), Курганский (1952), Курский (1934), Кустанайский им. Амангельды (1955), Кутаисский им. А. Цулукидзе (1933), Кызылский (1956), Ленинабадский им. С. М. Кирова (1934), Ленинаканский им. М. Налбандяна (1934), Лиепайский им. В. Лациса (1954), Липецкий (1954), Луцкий им. Леси Украинки (1951), Магаданский (1961), Магнитогорский (1938), Марийский им. Н. К. Крупской (1931, Йошкар-Ола), Мелитопольский (1933), Мичуринский (1952), Могилёвский (1930), Мозырский им. Н. К. Крупской (1952), Мордовский им. М. Е. Евсевьева (1962, Саранск), Московский заочный (1951), Мурманский (1956), Наманганский им. Ниязи (1955), Нахичеванский им. Ю. Г. Мамедалиева (1972), Нежинский ордена Трудового Красного Знамени ин-т им. Н. В. Гоголя (1820), Нижнетагильский (1952), Николаевский им. В. Г. Белинского (1913), Новгородский (1953), Новозыбковский (1930), Новокузнецкий (1944), Одесский им. К. Д. Ушинского (1920), Омский им. А. М. Горького (1932), Оренбургский им. В. П. Чкалова (1930), Орехово-Зуевский (1950), Орловский (1931), Орский им. Т. Г. Шевченко (1952), Ошский (1951), Павлодарский (1962), Пензенский им. В. Г. Белинского (1941), Пермский (1921), Петропавловский им. К. Д. Ушинского (1955), Полтавский им. В. Г. Короленко (1919), Пржевальский (1953), Псковский им. С. М. Кирова (1932), Пятигорский иностранных языков (1939), Ровенский им. Д. 3. Мануильского (1953), Ростовский (1931, Ростов-на-Дону), Рязанский (1930), Самаркандский им. С. Айни (1967), Саратовский (1931), Свердловский (1930), Семипалатинский им. Н. К. Крупской (1937), Славянский (1954), Смоленский им. К. Маркса (1918), Ставропольский (1930), Степанакертский (1973), Стерлитамакский (1954), Сумский им. А. С. Макаренко (1930), Сухумский им. А. М. Горького (1932), Сырдарьинский им. Г. Гуляма (1967), Таганрогский (1953), Талды-Курганский (1973), Таллинский им. Э. Вильде (1952), Тамбовский (1930), Ташкентский им. Низами (1935), Ташкентский иностранных языков ин-т им. Ф. Энгельса (1948), Тбилисский иностранных языков ин-т им. Чавчавадзе (1948), Телавский им. Я. Гогебашвили (1939), Термезский им. М. Т. Айбека (1964), Тернопольский (1969), Тираспольский им. Т. Г. Шевченко (1930), Тобольский им. Д. И. Менделеева (1954), Томский им. Ленинского комсомола (1931), Тульский им. Л. Н. Толстого (1938), Туркменский им. В. И. Ленина (1959, Чарджоу), Ульяновский им. И. Н. Ульянова (1932), Уманский им. П. Г. Тычины (1930), Уральский им. А. С. Пушкина (1932, Уральск), Уссурийский (1954), Усть-Каменогорский (1952), Ферганский им. Улугбека (1930), Хабаровский (1930), Харьковский им. Г. С. Сковороды (1919), Херсонский им. Н. К. Крупской (1917), Хорезмский им. В. И. Ленина (1944, Ургенч), Целиноградский им. Сакена Сейфуллина (1962), Челябинский (1935), Череповецкий (1954), Черкасский им. 300-летия воссоединения Украины с Россией (1930), Черниговский им. Т. Г. Шевченко (1916), Чимкентский им. Н. К. Крупской (1954), Читинский им. Н. Г. Чернышевского (1938), Чувашский им. И. Я. Яковлева (1930, Чебоксары), Шадринский (1954), Шуйский (1952), Шяуляйский им. К. Прейкшаса (1954), Юго-Осетинский (1932, Цхинвали), Южно-Сахалинский (1954). См. Педагогическое образование и статьи об отдельных отраслях спец. образования, напр. Историческое образование, Химическое образование. n. e. Ковалёв, Т. К. Жаров.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ научно - исследовательские, научные учреждения Академии педагогических наук СССР и мин-в просвещения (нар. образования) союзных республик. Осуществляют фундаментальные и прикладные исследования по проблемам коммунистич. воспитания, образования, обучения; подготовку и повышение квалификации научно-педагогич. кадров; участвуют во внедрении результатов науч. исследований в практику, в пропаганде передового пед. опыта и пед. знаний, в создании учебников, уч. и методич. пособий; оказывают научно-методич. помощь органам нар. образования, ин-там усовершенствования учителей.

В системе АПН СССР (1974) 12 НИИ, реорганизованных из соответствующих ин-тов АПН РСФСР или созданных на базе их подразделений в 1969; 11 НИИ в Москве: Ин-т общей педагогики (на базе НИИ теории и истории педагогики, осн. в 1944), 230 науч. сотрудников, в т. ч. 15 докторов и 96 кандидатов наук; Ин-т общей и пед. психологии (на базе Ин-та психологии, осн. в 1912 при Московском ун-те и вошедшего в 1944 в состав АПН РСФСР, в 1972 награждён орденом Трудового Красного Знамени), ок. 250 сотрудников, в т. ч. 24 доктора и 96 кандидатов наук; Ин-т общих проблем воспитания (на базе НИИ теории и истории педагогики), ок. 150 сотрудников, в т. ч. 3 доктора и 56 кандидатов наук; Ин-т содержания и методов обучения (на базе НИИ общего и политехнич. образования, осн. в 1944, до 1960 наз. Ин-том методов обучения), св. 250 сотрудников, в т. ч. 17 докторов и 131 кандидат наук; Ин-т физиологии детей и подростков (на базе НИИ возрастной физиологии и физич. воспитания, осн. в 1944 как Ин-т школьной гигиены, в 1949-63 Ин-т физич. воспитания и школьной гигиены), св. 100 сотрудников, в т. ч. 13 докторов и 49 кандидатов наук; Ин-т дошкольного воспитания (на базе НИИ того же названия, осн. в 1960), св. 100 сотрудников, в т. ч. 6 докторов и 42 кандидата наук; Ин-т трудового обучения и профессиональной ориентации (на базе НИИ производственного обучения, осн. в 1960), св. 60 сотрудников, в т. ч. 5 докторов и 36 кандидатов наук; Ин-т школьного оборудования и технич. средств обучения (осн. в 1969), св. 60 сотрудников, в т. ч. 4 доктора и 26 кандидатов наук; Ин-т художественного воспитания (на базе НИИ того же названия, осн. в 1947), св. 50 сотрудников, в т. ч. 3 доктора и 27 кандидатов наук; Ин-т преподавания русского языка в нац. школе (осн. в 1969), ок. 50 сотрудников, в т. ч. 5 докторов и 25 кандидатов наук; Ин-т дефектологии (на базе НИИ того же названия, ведёт свою историю с 1920, с 1944 был в составе АПН РСФСР), ок. 150 сотрудников, в т. ч. 17 докторов и 82 кандидата наук; Ин-т общего образования взрослых [на базе НИИ вечерних (сменных) и заочных средних школ, осн. в 1960 в Ленинграде], ок. 100 сотрудников, в т. ч. 6 докторов и 44 кандидата наук. Право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации имеют НИИ общей педагогики, общей и пед. психологии, физиологии детей и подростков, содержания и методов обучения, дефектологии; кандидатские - НИИ общих проблем воспитания, школьного оборудования и технич. средств обучения, трудового обучения и проф. ориентации, преподавания рус. языка в нац. школе. Во всех НИИ АПН СССР есть аспирантура, организована науч. стажировка. НИИ имеют 14 экспериментальных школ; проводят науч. исследования в 800 опорных учебно-воспитат. учреждениях.

Пед. НИИ имеются во всех союзных республиках (1974): Ин-т школ Мин-ва просвещения РСФСР (осн. в 1967 в Москве), Ин-т национальных школ Мин-ва просвещения РСФСР (1949, Москва), Ин-т педагогики Мин-ва просвещения УССР (1926, Киев), Ин-т психологии Мин-ва просвещения УССР (1945, Киев), Ин-т педагогики Мин-ва просвещения БССР (1928, Минск), Ин-т пед. наук Мин-ва просвещения Узб. ССР (1929, Ташкент, филиал в Нукусе, Каракалпакская АССР), Ин-т пед. наук им. И. Алтынсарина Мин-ва просвещения Казах. ССР (1933, Алма-Ата), Ин-т пед. наук им. Я. С. Гогебашвили Мин-ва просвещения Груз. ССР (1929, Тбилиси), Ин-т психологии им. Д. Н. Узнадзе АН Груз. ССР (1941, Тбилиси), Азербайджанский гос. ин-т педагогики (1931, Баку), Ин-т педагогики Мин-ва просвещения Литов. ССР (1958, Вильнюс), Ин-т педагогики Мин-ва нар. образования Молд. ССР (1946, Кишинёв), Ин-т педагогики Мин-ва просвещения Латв. ССР (1952, Рига), Ин-т педагогики Мин-ва нар. образования Кирг. ССР (1951, Фрунзе), Ин-т пед. наук Мин-ва нар. образования Тадж. ССР (1933, Душанбе), Ин-т пед. наук Мин-ва просвещения Арм. ССР (1939, Ереван), Ин-т пед. наук Мин-ва нар. образования Туркм. ССР (1954, Ашхабад), Ин-т педагогики Мин-ва просвещения Эст. ССР (1959, Таллин). В 1944 организован в Махачкале НИИ школ Мин-ва просвещения Дагестанской АССР. В 1974 в республиканских пед. НИИ работало св. 1, 5 тыс. науч. сотрудников, в т. ч. 62 доктора и ок. 600 кандидатов пед. наук.

Действуют также Всесоюзный н.-и. ин-т профтехобразования Гос. Комитета Сов. Мин. СССР по профтехобразованию (осн. в 1963, Ленинград; ок. 200 науч. сотрудников, в т. ч. 3 доктора и 40 кандидатов наук) и НИИ проблем высшей школы Мин-ва высшего и ср. спец. образования СССР (осн. в 1974, Москва; ок. 200 науч. сотрудников, в т. ч. 10 докторов и 60 кандидатов наук). в. С. Грибов.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ, дополнительные (8-е) классы, учреждённые в женских средних уч. заведениях дореволюц. России по Положению 1870 о женских гимназиях. С 1892 в нек-рых гимназиях П. к. были преобразованы в 2-годичные. С 1900 П. к. создавались также при епархиальных училищах. Уч. план включал курс педагогики (с особым разделом дидактики), методики преподавания предметов нач. обучения, а также пед. практику в приготовительном и 1-3 классах гимназии. Окончившие получали звание домашней учительницы или домашней наставницы с правом преподавания в нач. школе и младших классах женских гимназий. В 1915 в П. к. обучалось св. 20 тыс. чел. В СССР в 40-50-е гг. П. к. (11-е) имелись при нек-рых средних школах для подготовки учителей нач. классов (выпускники приравнивались в правах к окончившим пед. уч-ща).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ, одна из форм повышения квалификации и подготовки учителей общеобразовательной школы и преподавателей спец. уч. заведений. В дореволюц. России получили распространение во 2-й пол. 19 в. летние учительские курсы, организуемые земствами, гор. управами, П. к. при уч. округах (двухгодичные), пед. классы при женских гимназиях и др. В числе руководителей летних П. к. были педагоги И. Н. Ульянов, Н. Ф. Бунаков, Д. И. Тихомиров, В. И. Водовозов, В. П. Вахтеров и др. Учительниц, имевших право преподавать в женских гимназиях и младших классах мужских гимназий, готовили высшие женские курсы пед. профиля. В первые годы Сов. власти П. к. осуществляли подготовку и переподготовку учителей в соответствии с задачами новой, социалистич. системы нар. образования. С созданием институтов усовершенствования учителей эти П. к. перешли в их систему. В 1920-1960 функционировали стационарные высшие педагогические курсы различного профиля по подготовке преподавателей пед. и др. спец. дисциплин для средних спец. и профессионально-технич. уч. заведений из числа окончивших вузы. С 1962 при ряде вузов работают высшие П. к. по подготовке высококвалифицированных преподавателей иностранных языков для высшей школы (принимаются лица с высшим образованием), в 1973 они действовали при 10 вузах.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА, добровольные объединения педагогов - учителей, деятелей пед. науки и др. работников нар. образования, имеющие целью участие в разработке актуальных проблем теории и практики обучения и воспитания.

В России первые П. о. появились во 2-й пол. 19 в. в условиях подъёма общественно-пед. движения. Основанное в 1860 Петербургское П. о. объединяло передовых педагогов для разработки проблем нар. просвещения, направленных на преобразование содержания, методов и организации обучения и воспитания в школе. Создателями и активными членами П. о. были П. Г. Редкий, К. Д. Ушинский, А. А. Чумиков, Н. X. Вессель, В. И. Водовозов, А. С. Воронов, И. И. Паульсон, Д. Д. Семёнов, В. Я. Стоюнин, Ф. Г. Толль и др. В 1869 П. о. было официально признано Мин-вом нар. просвещения. В 1876-77 общество издавало ежемесячный журн. " Педагогическая летопись". Его члены организовывали пед. курсы, созывали пед. съезды; для учителей были открыты библиотека и ссудо-сберегат. касса. В 1879 П. о. было закрыто пр-вом как " вредная организация". В 1898 группа прогрессивных учёных создала П. о. при Московском ун-те. В работе П. о. участвовали П. Г. Виноградов, Н. А. Умов, Д. Н. Анучин, Н. Д. Зелинский, А. П. Сабанеев, В. И. Герье и др. Его деятельность носила либерально-бурж. характер. Подъём общественного движения накануне Революции 1905-07 обусловил размежевание членов общества, к руководству пришла группа большевиков - И. И. Скворцов-Степанов,. Покровский, С. И. Мицкевич. Правление П. о. добивалось проф. объединения учителей, использовало общество для легальной революц. пропаганды. П. о. содействовало разработке наиболее актуальных общественно-пед. проблем: совместное обучение, перестройка содержания и методов работы в школе, подготовка учителей и др.; по инициативе общества проведено неск. съездов по нар. образованию. При П. о. функционировали музей, библиотека, лекционное бюро. В 1907 по решению пр-ва П. о. было закрыто. В нач. 20 в. П. о. были созданы в Казани (1900, при ун-те), Юрьеве (ныне Тарту, 1909), Томске (1910). Разработкой вопросов дошкольной педагогики и содействием учреждениям по дошкольному воспитанию занимались Фребелевские общества (первое в Петербурге с 1871).

П. о. в СССР. В 1929 при Коммунистич. академии было организовано общество педагогов-марксистов. Среди учредителей - Н. К. Крупская, А. В.Луначарский, А. С. Бубнов, Я. Б. Гамарник, М. Н. Покровский, Н. А. Семашко, С. Т. Шацкий, М. М. Пистрак, М. С. Эпштейн, Л. Р. Менжинская и др. Направления деятельности общества: развитие марксистской педагогики, критич. изучение зарубежного пед. опыта, борьба с реакц. бурж. пед. учениями, пропаганда марксистско-ленинских идей в области культуры и нар. образования. Филиалы действовали в областных центрах, при высших и средних спец. уч. заведениях, крупных школах и др. В соответствии с пост. ЦК ВКП(б) " О начальной и средней школе" (5 сент. 1931) деятельность общества была направлена на оказание методич. помощи учителям, на совершенствование содержания уч. программ. Общество существовало до 1935. В 1960 пост. Сов. Мин. РСФСР создано П. о. РСФСР - научно-пед. общественная организация, призванная содействовать проведению в жизнь мероприятий КПСС и Сов. пр-ва в области теории и практики обучения и коммунистич. воспитания детей и молодёжи. На местах организованы районные (городские), областные, краевые и респ. (автономные) отделения, к-рые имеют сеть первичных организаций в уч. заведениях, науч. и методич. центрах, органах нар. образования и др. На 1 янв. 1973 П. о. (72 областных, краевых и респ. отделения) объединяло св. 800 тыс. членов. Среди коллективных членов П. о. общеобразовательные школы, дошкольные и внешкольные учреждения, проф.-технич., ср. спец. и высшие уч. заведения, н.-и. ин-ты, предприятия, колхозы и др. Высший орган П. о.- съезд, созываемый не реже 1 раза в 4 года; съезд избирает Центр. совет, стоящий во главе П. о. При Центр. совете и местных отделениях на обществ. началах создаются секции, лаборатории, ин-ты и др. творческие объединения, к-рые организуют и проводят конференции, симпозиумы, педагогич. чтения и др. Материалы этих научно-практич. мероприятий издаются в виде книг и брошюр. В 60-е гг. П. о. созданы на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Грузии, Армении и Азербайджане.

П. о. существуют также в ряде др. социалистич. стран (Венгрии, Югославии, Чехословакии). Г. С. Цовьянов.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА в СССР, средние спец. уч. заведения, готовящие учителей начальных (1-3-х) классов общеобразоват. школы, воспитателей дошкольных учреждений, учителей физич. воспитания, музыки, изобразительного иск-ва и черчения, трудового обучения для 4-8-х классов, муз. руководителей дошкольных учреждений, старших пионерских вожатых. Первые средние пед. уч. заведения (педтехникумы) возникли в 20-е гг., с 1937 получили название П. у. Обучение в П. у. осуществляется в осн. на дневных отделениях (подготовка воспитателей дошкольных учреждений есть и на заочных, вечерних отделениях). Срок обучения для окончивших 8 классов 3-4 года (в зависимости от специальности), для выпускников ср. школы - 2-3 года. В 1973 функционировало 405 П. у. (290, 5 тыс. уч-ся), на 1-й курс принято 90, 1 тыс. чел., выпуск - 80, 2 тыс. чел. Учителей со средним лед. образованием выпускают также муз. уч-ща (см. Музыкальное образование), техникумы физич. культуры (см. Физкультурное образование) и индустриально-педагогические техникумы.

В дореволюц. России основным типом среднего пед. уч. заведения была учительская семинария. См. также Педагогическое образование. В. А. Пичугин.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ, периодически проводимые совещания педагогов - учителей, деятелей пед. науки и др. работников народного образования, представителей общественности, имеющие целью обобщение и распространение передового пед. опыта. В СССР первые П. ч. проведены АПН РСФСР в 1945 в Москве. С 1968 организуются всесоюзные П. ч. Мин-вом просвещения СССР, АПН СССР и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и науч. учреждений. Всесоюзным П. ч. предшествуют П. ч. в школах, районах (городах), областях, краях, авт. и союзных республиках. Подготовку и проведение местных П. ч. осуществляют органы нар. образования, ин-ты усовершенствования учителей, местные организации пед. общества. Доклады, представляющие особый интерес, заслушиваются на всесоюзных П. ч. и публикуются в печати. На 3-х всесоюзных П. ч. (1973, Минск) было прочитано 1, 2 тыс. докладов, св. 1, 1 тыс. вошло в обзоры. На предшествовавших им местных П. ч. заслушано 114 тыс. докладов; в П. ч. участвовало св. 1, 1 тыс. педагогов, 3, 5 тыс. руководителей школ и др. учебно-воспитат. учреждений и св. 0, 8 тыс. др. работников нар. образования. П. ч. организуются также в системе проф.-технич. и среднего спец. образования. П. ч. проводятся в ряде др. социалистич. стран.

Г. С. Цовьянов.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ и словари, научно-справочные издания по педагогике и нар. образованию, содержащие сведения по истории, теории и практике воспитания и образования (в целом или по отдельным отраслям пед. науки). Различают по содержанию П. э. общего характера и посвящённые отдельным проблемам, разделам, дисциплинам пед. науки; по структуре - алфавитно-словарные (основной тип) и систематические; терминологич. словари - одноязычные и т. н. языковые. П. э. как особый вид пед. лит-ры начали появляться в кон. 18 - нач. 19 вв. Увеличение числа изданий учебно-пед. пособий и теоретич. работ по педагогике, пед. психологии обусловило необходимость обобщения накопившегося пед. опыта в наиболее удобной для обозрения энциклопедич. форме. Характерным примером такого сводного фундаментального труда является 16-томное издание " Общий пересмотр школоведения и воспитания" (" Allgemeine Revision des gesamten Schulund Erziehungswesen", Hamb. -[u. a.], 1785-1792), составленный под рук. нем. педагога-филантрописта И. Г. Кампе. С нач. 19 в. П. э. составлялись во мн. странах; наибольшее влияние на их развитие оказали издания Германии и Франции, в 20 в.- Великобритании и США.

В России первая попытка создания свода пед. идей сделана Ф. Ангальтом, составившим два сборника нравоучительных афоризмов (на рус., франц., нем., лат. языках) - " Говорящая стена" (" La muraille parlante", St. Petersbourg, 1790) и " Зал отдыха" (" La salle de recreations", St. Petersbourg, 1791). В 1829 издатель С. Глинка выпустил в Москве повторное издание этих афоризмов, назвав его " Искусство учиться, прогуливаясь, или Ручная энциклопедия для воспитания". Более серьёзную попытку дать свод пед. идей, притом впервые в алфавитно-словарной форме, на основе назидательных примеров из истории и цитат из произведений (однако почти не затрагивая вопросов обучения) сделал П. Н. Енгалычев в своих книгах " О физическом и нравственном воспитании с присовокуплением словаря добродетелей и пороков" (СПБ, 1824), " Словарь физического и нравственного воспитания" (ч. 1-2, СПБ, 1827), " Словарь добродетелей и пороков с прибавлением некоторых достопамятных происшествий" (ч. 1-2, СПБ, 1828). В 1898-1910 родительский кружок Пед. музея военно-уч. заведений в Петербурге издавал серию брошюр по проблемам дошкольного воспитания - " Энциклопедию семейного воспитания и обучения" (59 брошюр); серия создавалась на основе докладов в кружке педагогов, врачей и родителей под ред. П. Ф. Каптерева. В начале 20 в. Харьковское общество распространения в народе грамотности выпустило в составе издаваемой им " Народной энциклопедии научных и прикладных знаний" 2 пед. тома: т. 9 - ч Философия и педагогика" (М., 1911) и т. 10- " Народное образование в России" (М., 1912), с широким систематическим охватом пед. знаний и большим фактич. материалом. Одновременно ряд деятелей культуры (Н. В. Чехов, Е. М. Чарнолусская, М. М. Рубинштейн, Л. Б. Хавкина, В. П. Кащенко, Г. И. Россолимо и др.) создали под общей редакцией Н. В. Тулупова и П. М. Шестакова " Практическую школьную энциклопедию" (М., 1912), проникнутую идеями трудовой школы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал