Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XVI. Драматический театр 40 страница
К нач. 17 в. в творчестве итальянца Аннибале Карраччи, нидерландца II. Бриля и немца А. Эльсхеймера оформляются принципы идеального П., подчинённого идее разумного закона, скрытого под внеш. многообразием различных аспектов природы. В иск-ве классицизма окончательно закрепляется система кулисной 3-плановой композиции, а также утверждается принципиальное различие наброска или этюда и законченного П.-картины. Наряду с этим П. становится носителем высокого этич. содержания, что особенно характерно для творчества Н. Пуссена и Лоррена, произв. к-рых представляют собой два варианта идеального П.- героический и идиллический. В барочном П. (фламандец П. П. Рубенс, итальянцы С. Роза и А. Маньяско) преобладают образы, воссоздающие стихийную мощь природы. Элементы пленэра появляются в отмеченных необычайной свежестью восприятия пейзажах Д. Веласкеса. Голл. живописцы и графики 17 в. (Я. ван Гойен, X. Сегерс, Я. ван Рёйсдал, М. Хоббема, Рембрандт), детально разрабатывая свето-воздушную перспективу и систему валёров, соединяют в своих произведениях ощущение изменчивости мира с идеей постоянной взаимосвязи обжитой, интимно близкой человеку среды и величавых, поистине беспредельных пространств природы. Голл. мастера создали многообразные типы нац. П. (в т. ч. марину и гор. П.), сохранившиеся вплоть до 20 в. С 17 в. широко распространяется топографический видовой П. (гравёры - немец М. Мериан и чех В. Голлар), развитие к-рого было во многом предопределено применением камеры-обскуры, позволившей с невиданной до сих пор точностью переносить отд. мотивы на холст или бумагу. Такого рода П. в 18 в. достигает расцвета в насыщенных воздухом и светом итал. гор. видах, т. н. ведутах (живописцы Каналетто, Б. Беллотто). Качественно новый этап открывают произв. Ф. Гварди, выделяющиеся виртуозным воспроизведением влажной свето-воздушной среды. Видовой П. играет также решающую роль в становлении П. в странах, где до 18 в. не было самостоят. пейзажного жанра (напр., в России, где крупнейшими представителями видового П. в 18 в. были графики А. Ф. Зубов, М. И. Махаев, живописец Ф. Я. Алексеев). Особое место занимает графич. пейзаж итальянца Дж. Пиранези, проникнутый романтикой руин и наделяющий памятники антич. зодчества сверхчеловеческой грандиозностью. Классицистич. традиция идеального П. обретает изысканно декоративистское истолкование в духе рококо (П. руин француза Ю. Робера), отчасти связанное с особенно частым в 18 в. применением серийных пейзажных панно, зрительно расширяющих реальное пространство интерьера; однако в целом идеальный П., занявший (под назв. исторического или мифологического) второстепенное положение в классицистич. системе жанров, на протяжении 18 в. вырождается в академич. направление, подчиняющее природные мотивы отвлечённым композиц. вариациям. Предромантич. веяния угадываются в интимно-лирич. парковых фонах в картинах А. Ватто, О. Фрагонара во Франции, а также в творчестве родоначальников англ. школы П.- Т. Гейнсборо, Р. Уилсона. Дж. С. Котмен. " Мост через реку Грета". Акварель. Ок.1806. Британский музей. Лондон. В кон. 18-1-й пол. 19 вв. в П. преобладают романтич. тенденции (Дж. Кром, Дж. С. Котмен, Дж. Р. Козенс, Дж. Тёрнер в Англии; Ж. Мишель во Франции; К. Д. Фридрих в Германии; Ю. К. К. Даль в Норвегии; огромную роль П. играет также в творчестве Ф. Гойи и Т. Жерико). Важное значение П. в художеств. системе романтизма объясняйся тем, что романтики сближали жизнь человеческой души с жизнью природы, видя в возврате к естеств. среде средство для исправления моральных и социальных несовершенств. Обострённое внимание к видам, с наибольшей чистотой воплощающим в себе категории возвышенного и живописного, сосуществует у них с чуткостью к индивидуальной неповторимости огд. состояний природы, к своеобразию нац. ландшафтов. Последние черты особенно заметны в творчестве Дж. Констебла, в наибольшей мере способствовавшего эволюции П. от идеализированных решений к образам, сохраняющим свежесть натурного этюда. Обобщённость, поэтическая просветлённость восприятия мира, а также интерес к проблемам пленэра характерны не только для Дж. Констебла, но и для др. мастеров, стоящих у истоков нац. школ реалистич. П. (ранний К. Коро во Франции; отчасти К. Блехен в Германии; А. А. Иванов, отчасти С. Ф. Щедрин и М. И. Лебедев в России). Представители реалистич. П. сер. и 2-й пол. 19 в. (К. Коро, барбизонская школа, Т. Курбе, Ж. Ф. Милле, Э. Буден во Франции; маккъяйоли в Италии; А. Менцель и отчасти дюссельдорфская школа в Германии; Я. Б. Йонгкинд и гаагская школа в Голландии) стремятся показать внутр. достоинство природы посредством раскрытия объективной сути происходящих в ней процессов. Пейзажисты этого периода добиваются естественности и простоты композиции (в частности, отказываясь в большинстве случаев от " вселенских", панорамных видов), детально разрабатывают светотеневые и валёрные отношения, позволяющие передать материальную ощутимость среды. Унаследованное от романтизма этико-философское звучание П. принимает теперь более демократическую направленность. В рус. П. 19 в. романтические традиции играют ведущую роль в творчестве Ф. М. Матвеева, Воробьёва и И. К. Айвазовского. На 2-ю пол. 19 в. приходится расцвет реалистического П., тесно связанного с деятельностью передвижников. Преодолевая искусственность и театрализованность академич. П., рус. художники обращаются к родной природе (Л. Л. Каменев, М. К. Клодт), мотивы к-рой отличаются особой монументальностью и эпич. размахом в произв. И. И. Шишкина. Тенденция к изображению переходных состояний природы, лирич. насыщенность, свойственная творчеству А. К. Саврасова, обретает драматически напряжённый оттенок у Ф. А. Васильева. Позднеромантические веяния проступают в произв. А. И. Куинджи, сочетавшего пристрастие к сильным эффектам освещения с декоративной трактовкой картинной плоскости. В кон. 19 в. линия эмоционально-лирич. П. находит продолжение в П. настроения; к такого рода П. относятся отмеченные мягкой созерцательностью произв. В. Д. Поленова и особенно полотна И. И. Левитана, сочетавшего интимный психологизм с возвышенным социально-философским толкованием пейзажных мотивов. Доминирующее значение обретает П. у мастеров импрессионизма, считавших работу на пленэре непременным условием создания пейзажного образа. Важнейшим компонентом произв. импрессионисты сделали вибрирующую свето-воздуш-ную среду, обволакивающую все предметы и тем самым обеспечивающую нерасторжимую слитность и однородность природы и человека. В их работах была также дана многогранная и динамичная картина жизни совр. города, благодаря чему гор. П. обрёл равные права с изображениями природы. На рубеже 19-20 вв. в П. складывается несколько направлений, коренным образом перерабатывающих импрессионистич. принципы. П. Сезанн утверждает в своих произв. монументальность и мощь природы; его пейзажи порой (особенно в позднем творчестве) абсолютно свободны от присутствия человека (т. е. стаффажных фигурок) и в каждой частице своей несут следы творческих усилий мастера. Ж. Сера подчиняет мотивы среды строго выверенным, плоскостно-декоративным построениям. В. ван Гог стремится к повышенному, нередко трагич. эмоциональному звучанию пейзажных образов, придавая отд. деталям П. почти человеческую одушевлённость. Произв. П. Гогена, радикально переосмысляющего образ П.- идиллии, содержат мн. черты П. символизма. Художники, связанные с символизмом и " модерном" (" яябм" во Франции, Ф. Ходлер в Швейцарии, Э. Мунк в Норвегии, А. Галлен-Каллела в Финляндии), вносят в П. мысль о таинственном сродстве человека и " матери-земли" (отсюда-популярные в этот период типы П.- мечты и П.-воспоминания), обыгрывают в своих композициях различного рода " сквозные формы" (ветви, корни, стебли и т. д.), орнаментальная компоновка которых создаёт иллюзию непосредственной имитации ритмов самой природы. В это же время усиливаются типичные для нац.-романтич. течений поиски обобщённого образа родины, нередко насыщенного фольклорными или ист. реминисценциями и сочетающего в себе наиболее устоявшиеся приметы нац. ландшафта (поляк Ф. Рущиц, чех А. Славичек, латыш В. Пурвит). М. Утрилло. " Набережная Анжу". 1925. Национальная галерея современного искусства. Рим. В иск-ве 20 в. мастера фовизма с помощью радостных или драматически напряжённых цветовых созвучий подчёркивают декоративные качества и динамич. напряжённость ландшафта. Общим для модернистских течений 20 в. является тяготение к деформации пейзажного изображения, нередко превращающее П. в предлог для отвлечённых построений, в своеобразное переходное звено к абстрактному искусству (подобную роль П. сыграл в творчестве голландца П. Мондриана, швейцарца П. Клее и русского В. В. Кандинского, где он окончательно утратил всякую жанрово-изобразит. специфику). Модернистский индустриальный П. трактует мир техники как антиприроду, непреодолимо враждебную людям (амер. живописцы Ч. Демут, Н. Спенсер, Ч. Шилер), а в гор. П. окружающая среда принимает то заострённо агрессивный (гор. П. футуристов и экспрессионистов), то отчуждённый облик, проникнутый настроениями трагической безысходности или тоски. Вместе с тем бурно развивается П. реалистического и национально-романтического толка, в к-ром образы первозданно прекрасной природы часто превращаются в прямую антитезу капиталистической цивилизации (Б. Паленсия в Испании, Кьярваль в Исландии, " группа семи" в Канаде, Р. Кент в США, А. Наматжира в Австралии). В русском П. на рубеже 19-20 вв. реалистич. традиции 2-й пол. 19 в. переплетаются с влияниями импрессионизма и " модерна". Близки к левитановскому П. настроения, но более камерны по духу произв. В. А. Серова, Л. В. Туржанского, изображающие преим. скромные, лишённые внеш. эффектности виды и отличающиеся этюдной непосредственностью композиции и колорита. Соединение лирич. интонаций с повышенной звучностью цвета характерно для творчества К. А. Коровина и в особенности И. Э. Грабаря. Нац.-романтич. черты присущи произв. А. А. Рылова и пейзажно-жанровым композициям К. Ф. Юона; фольклорный, ист. или лит. момент играет важную роль у А. М. Васнецова, М. В. Нестерова, Н. К. Рериха, а также в героич. пейзажах К. Ф. Богаевского. В кругу мастеров " Мира искусства" культивируется тип П.-воспоминания, возникают элегичныеисторико-архит. виды (А. Н. Бенуа, e. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева), остродраматичный гор. П. (М. В. Добужинский). Среди вариаций на тему ирреального П.-мечты в духе В. Э. Борисова-Мусатова, типичных для художников " Голубой розы", выделяются ориенталистские композиции П. В. Кузнецова и М. Сарьяна, а также картины Н. П. Крымова, стремившегося к строгой уравновешенности колористич. и композиционных решений. В П. " Бубнового валета" энергичный колористич. строй сосуществует с лаконичной композицией, деформирующей реальный мир, но вместе с тем в нек-рой степени выявляющей его пластич. мощь. Для сов. П., проникнутого духом социалистич. реализма, наиболее характерны образы, раскрывающие жизнеутверждающую красоту мира, тесную связь её с преобразовательной деятельностью людей, строительством социализма. В этой области выдвинулись мастера, сложившиеся в дореволюционный период, но теперь вступившие в новую фазу творческого развития (В. Н. Бакшеев, И. Э. Грабарь, Н. П. Крымов, А. В. Куприн, А. П. Остроумова-Лебедева, А. А. Рылов, К. Ф. Юон и др.), а также художники, чья деятельность уже всецело связана с сов. временем (Л. И. Бродская, С. В. Герасимов, А. М. Грицай, В. В. Мешков, Н. М. Ромадин, Я. Д. Ромас, Б. Я. Ряу-зов, С. А. Чуйков). В 1920-е гг. зарождается сов. индустриальный П. (Б. Н. Яковлев и др.), складывается тип мемориального П. (напр., полотна В. К. Бялыницкого-Бирули с видами Горок Ленинских и Ясной Поляны). В 30-50-е гг. преимущественное распространение получает П.-картина, основанная на тщательном переосмыслении этюдного материала. В произведениях сов. пейзажистов сквозь черты к.-л. конкретной местности всё чаще проступает синтетич. образ Родины, благодаря чему даже виды, традиционно связанные с романтич. концепцией П. (напр., виды Крыма или Крайнего Севера), лишаются налёта экзотич. отчуждённости. Художников привлекают мотивы, позволяющие показать взаимодействие индустриальных и природных форм, динамич. сдвиги в пространственном восприятии мира, связанные с созидательным трудом советского человека (А. А. Дейнека, Г. Г. Нисский). В республиканских школах сов. П. ведущее место принадлежит творчеству И. И. Бокшая, А. А. Шовкуненко на Украине, Д. Какабадзе в Грузии, М. Сарьяна в Армении, У. Тансыкбаева в Узбекистане, А. Жмуйдзинавичюса и А. Гудайтиса в Литве, Э. Китса в Эстонии. В 60-е гг. сохраняет значение принцип П.-картины, но на первый план выступает тяготение к обострённой декоративности колорита, к обнажённым, активно воздействующим на зрителей композиционным ритмам. Среди наиболее значительных советских пейзажистов, выдвинувшихся в 50-60-е гг., - Б.Ф. Домашников, Т. Салахов, В. Ф. Стожаров и др. Т. Салахов. " Утренний эшелон". 1958. Музей искусств им. Р. Мустафаева. Баку. Лит.: Фёдоров-Давыдов А., Русский пейзаж XVIII - нач. XIX века, М., 1953; его же, Советский пейзаж, М., 1958; его же, Русский пейзаж конца XIХ- начала XX века, М., 1974; Мальцева Ф., Мастера русского реалистического пейзажа, в. 1 - 2, М., 1952-59; Мастера советского пейзажа о пейзаже, М., 1963; Сопоцинский О., Образ нашей Родины в советской живописи, М., 1963; Виноградова Н. А., Китайская пейзажная живопись, М., 1972; Калитина Н., Французская пейзажная живопись. 1870-1970, Л., 1972; Friedlander М., Essays uber die Landschaftsmalerei und andere Bildgattungen, Den Haag, 1947 (нов. изд.- Munch., 1953); Clark K., Landscape into art, L., [1949]; Borsch-Supan e., Garten-, Landschafts-und Paradiesmotive im Innenraum, B., 1967; Santini E.. Modern landscape painting, N. Y., 1971; Росhat G., Figur und Landschaft, В.-N.Y., 1973. ПЕЙЛ, Пэль (англ. Pale, букв.- граница, ограда), название англ. ср.-век. колонии в юго-вост. Ирландии. Осн. англо-нормандскими феодалами в 70-х гг. 12 в. Название вошло в употребление во 2-й пол. 14 в. Границы П. менялись в ходе борьбы завоевателей с населением независимой части острова - Айришри; на пограничной полосе сооружались замки и укрепления. К кон. 15 в. терр. П. охватывала часть совр. графств Лаут, Мит, Дублин и Килдэр. П. послужил плацдармом для полного покорения Ирландии англичанами в 16-17 вв. ПЕЙН (Paine) Томас (29.1.1737, Тетфорд, Великобритания, -8.6.1809, Нью-Йорк, США), общественный и политич. деятель США и Великобритании, представитель революц. крыла просветительства 18 в. В 1774 с рекомендат. письмом Б. Франклина уехал в Сев. Америку, где вскоре выдвинулся в первые ряды борцов за независимость англ. колоний. В памфлете " Здравый смысл" (1776) П., исходя из рационалистич. теорий естеств. права и общественного договора, защищал идею суверенитета народа и его право на революцию, доказывал необходимость разрыва североамер. колоний с Великобританией, образования ими независимой республики; идеи памфлета получили отражение в Декларации независимости 1776. Вместе с Т. Джефферсоном П. выступал за отмену рабства. Во время Войны за независимость в Северной Америке 1775-83 написал 13 прокламаций под назв. " Американский кризис" (1776-83). В 1777-79 П.- секретарь К-та конгресса по иностр. делам, в 1781 участвовал в Париже в переговорах с франц. пр-вом о помощи сев.-амер. колониям. Великая франц. революция, заставшая П. в Великобритании, нашла в нём страстного приверженца. В трактате " Права человека" (1791-92) И. развивал идеи нар. суверенитета и республиканизма, защищал революц. принципы франц. Декларации прав человека и гражданина. В Великобритании книга П. была запрещена, он был вынужден эмигрировать во Францию, где был избран чл. Конвента. П., однако, разошёлся с якобинцами по вопросу о казни Людовика XVI и был в кон. 1793 заключён в тюрьму, где находился около года. Итогом деятельности П. во Франции было развитие его социальных взглядов в области критики с мел-кобурж. позиций бурж. имуществ. отношений. В работе " Аграрная справедливость" (1797) П. осуждал систему распределения собственности и высказал догадку о труде рабочих как источнике капиталистич. прибыли. П. развивал утопич. проект гос. обеспечения неимущих за счёт налогообложения состоятельных классов общества и национализации земли за выкуп. П. явился также одним из зачинателей атеистических традиций на американской почве. В работе " Век разума" (1794) П. решительно противопоставлял силу разума религиозным заблуждениям. Филос. позиции П. можно охарактеризовать как непоследовательный метафизич. материализм. После возвращения в США (1802) П. подвергся травле со стороны реакц. политич. и религ. кругов, умер в бедности. Взгляды П., наиболее последовательного представителя радикально-демократич. направления в амер. общественно-политич. движении кон. 18 в., оказали непосредственное влияние на формирование идеологии чартистского движения в Великобритании. Соч.: The complete writings, v. 1 - 2, [1945]; в рус. пер.- Избр. соч., М., 1959. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.. Соч., 2 изд., т. 2, с. 598-99; т. 10, с. 365; Аптекер Г., История американского народа, [т. 2] - Американская революция 1763-1783, М., 1962; Громаков Б. С., Политические н правовые взгляды Пейна, М., 1960; Гольдберг Н., Томас Пейн, М., 1969; Паррингтон В. Л., Основные течения американской мысли, т. 1, М., 1962; Соnway М. D., The life of Thomas Paine, v. 1 - 2, N. Y.- L., 1892; Aid ridge A. O., Man of reason. The life of Thomas Paine, Phil., 1959. И. П. Дементьев. ПЕЙПЕР (Peiper) Альбрехт (23.10.1889, Грейфсвальд, - 7.10.1968, Лейпциг), немецкий педиатр, действит. чл. Германской академии естествоиспытателей " Леопольдина", Германской АН в Берлине, Саксонской АН. В 1914 окончил мед. ф-т в Грейфсвальде. С 1943 зав. кафедрой детских болезней там же, в 1948-58 - на кафедре педиатрии в Лейпциге. Осн. работы по изучению нервной деятельности у детей раннего возраста, а также по истории педиатрии. Нац. пр. Отто Гейбнера Германского общества детских врачей (1953). Соч.: Die Schwerkraftreflexe des Saunglings, В., 1959; в рус. пер.- Функции мозга грудного ребёнка, М.- Л., 1929. ПЕЙПЕР (Pijper) Виллем (8.9.1894, Зейст, близ Утрехта, -19.3.1947, Лейдсендам, близ Гааги), нидерландский композитор. Был муз. критиком периодич. изданий (1926- 33), в т. ч. журн. " De Muziek". С 1918 преподавал в Амстердаме (1925-30 проф. композиции консерватории), в 1930-47 директор консерватории в Роттердаме. Среди учеников - X. Бадингс, Г. Ландре. Был президентом нидерл. секции Междунар. об-ва совр. музыки. П.- представитель новой нидерл. композиторской школы. Использовал полиритмию, манотематизм (муз. ткань вырастает из одного " зерна" - аккорда или мелодич. оборота). В 1940-е гг. обратился к традиционной полифонии. Автор опер " Халевейн" (1933) и " Мерлине" (не оконч.), 3 симфоний, 6 симф. " эпиграмм", концертов с оркестром для фп., скрипки, виолончели; камерно-инструм. ансамблей; песен; музыки к пьесам Софокла, Еврипида, У. Шекспира и Й. ван ден Вондела. Лит.: Ваrеn К. van, W. Pijper, Amst., 1957. В. В. Ошис. ПЕЙСЛИ (Paisley), город в Великобритании, в Шотландии, на р. Уайт-Карт, притоке р. Клайд. Адм. ц. графства Ренфру. 95 тыс. жит. (1971). Пром. центр конурбации Клайдсайд. Текст. пром-сть (хл.-бум. нитки и др.), машиностроение (в т. ч. текст. и пищ. пром. оборудование), пищевкусовая, хим. и деревообр. пром-сть. ПЕЙТ (Peyt) Яков (ум. 1328), фламандский крестьянин, один из вождей крестьянско-плебейского восстания 1323-28 во Фландрии. Был предательски убит, восстание подавлено (решающее сражение - 23 авг. 1328 при Касселе). ПЁЙТИНГЕР (Peutinger) Конрад (15.10. 1465, Аугсбург, -28.12.1547, там же), немецкий гуманист, глава аугсбургского кружка гуманистов. Был дипломатом и советником имп. Максимилиана I. П. сыграл видную роль в становлении национальной нем. историографии: обосновал необходимость изучения отечеств. истории, публиковал источники по истории Германии, собирал надписи, был антикваром и нумизматом. Основные соч.- " Книга императоров" (доведена до правления Карла Великого), " Застольные беседы о дивных древностях Германии", в к-рых, в частности, поднят вопрос о юж. и зап. границах Германии. Приветствовал выступление М. Лютера, но с развитием реформационного движения отошёл от него. Лит,: Вайнштейн О. Л., Западноевропейская средневековая историография, М.- Л., 1964; Тhоnеiсk А. С., Peutinger..., Munster, 1971. ПЕКАЛОНГАН (Pekalongan), город и порт в Индонезии, на сев. побережье Центр. Явы. 112 тыс. жит. (1971). Текст. и пищевкусовая (в т. ч. сах., табачная) пром-сть. П. и его окрестности -крупный р-н произ-ва батика. ПЕКАН (Carya illinoensis, прежде С. olivaeformis, С. pecan), дерево сем. ореховых. Ствол Выс.до 50 м и диаметром 2-2, 5 м, с глубоко трещиноватой корой. Листья очередные, крупные, непарноперистые, из 11-17 удлинённо-ланцетных пильчатых листочков. Тычиночные цветки в многоцветковых повисающих серёжках (по 3 на общей ножке) на прошлогодних побегах; пестичные по 2-12 на концах молодых побегов. Плод костянкообразный (" орех"), дл. 3, 5-8 см, с мясисто-кожистой наружной оболочкой, при созревании древеснеющей и растрескивающейся на 4 створки. Семена съедобны, содержат до 70% масла. Растёт П. вюго-вост. р-нах Сев. Америки, в лесах, долинах рек. Издавна его широко культивируют ради плодов; в СССР П. культивируют на Кавказе, реже на Украине и в Ср. Азии. Пекан: а - ветвь с плодами; б - пестичный цветок; в - серёжки тычиночных цветков. Лит.: Деревья и кустарники СССР, т. 2, М.- Л., 1951; Орехоплодные древесные породы, М., 1969. ПЕКАРЖ (Pekar) Йосеф (12.4.1870, Мали-Рогозец, -23.1.1937, Прага), чехословацкий историк. Окончил в 1893 Карлов ун-т в Праге. С 1898 редактор чеш. ист. журнала " Cesky casopis Historicky". С 1905 проф. Карлова ун-та. Чл. Чеш. АН (1916). В 1931-32 ректор Пражского ун-та. Известен многочисл. работами по чеш. и всеобщей истории. Осн. проблематика- история крестьянства, Тридцатилетняя война 1618-48 и гуситские войны. Осуждал гуситское революционное движение, считал, что оно было порождено заимствованными извне " идеями..., чуждыми чешскому духу" и привело Чехию к разорению и упадку. Отрицательно относился к борьбе чеш. народа против Габсбургов; считал, что только Габсбурги и католич. церковь могли обеспечить условия для прогрессивного развития Чехии. Признавая полководч. талант Я. Жижки, П. называл его жестоким фанатиком. В 20-30-е гг. выступал также как публицист с антибольшевистских и клерикалистских позиций. Соч: Ceske katastry 1654-1789, Praha, 1913-16; 2izka a jeho doba, dl 1-4, Praha, 1928-33; Valdstejn, dl 1-2, Praha, 1933-34. Лит.: Pachta J., Pekaf a pekarovstina v ceskem dejepisectvi, Brno, 1950. Б. Т. Рубцов. ПЕКАРИ (Tayassu), род нежвачных парнокопытных млекопитающих сем. свиней. Нек-рые зоологи выделяют П. в отд. семейство. Дл. тела 75-100 см, высота 44-57 см, весят 16-30 кг. Внешне напоминают небольших свиней. Отличаются от них более лёгким телосложением, тонкими ногами, коротким хвостом, двухкамерным желудком, 2 парами сосков, 3 пальцами на задних ногах; на спине имеют железу, выделяющую мускусоподобный секрет. 2 вида: ошейниковый и белобородый; распространены в Юж. и Центр. Америке. Живут в различных условиях, от сухих степей до влажных тропических лесов. Держатся небольшими стадами. Питаются травами, корнями и плодами растений, мелкими животными. Самки приносят 1-2 детёнышей. Объект охоты, используются мясо и шкура. Ошейниковый пекари с детёнышем. ПЕКАРСКИЙ Пётр Петрович [19(31).5. 1827, поместье Отрада, ок. Уфы, - 12(24)7.1872, Павловск, ныне Ленингр. горсовета], русский историк и библиограф, академик Петерб. АН (1864). Из дворян. Окончил Казанский ун-т (1847). Служил в Мин-ве финансов (с 1851), в Гос. архиве Мин-ва иностр. дел (с 1862). Печататься начал в 1855 в " Современнике". Изучал историю науки, лит-ры и просвещения в России 18 в. (в частности, журналистику, цензуру, театр); рус. масонство. Много сделал для выявления и собирания ист. документов. Работы П. богаты фактич. материалом и написаны с либеральных позиций. Чл. Археологического об-ва (с 1858), чл. Рус. историч. об-ва (с 1870). Соч.: Наука и литература в России при Петре Великом, т. 1-2, СПБ, 1862; История имп. Академии наук в Петербурге, т. 1 - 2, СПБ, 1870 - 73; Маркиз де ля Шетарди в России 1740-1742 годов, СПБ, 1862. Лит.: Машкова М. В., П. П. Пекарский, М., 1957. ПЕКАРСКИЙ Эдуард Карлович [13(25).10.1858, Игуменский у., ныне Червенский р-н Минской обл., -29.6.1934, Ленинград], советский языковед, этнограф, фольклорист, почётный акад. АН СССР (1931; чл.-корр. 1927). Учился в Харьковском ветеринарном ин-те (1877-78). За участие в народническом движении был сослан в Якутию (1881), где начал составлять словарь якут. языка (1-й вып. в Якутске, 1899). В 1894-96 участвовал в экспедиции Вост.-Сиб. отделения Рус. геогр. об-ва, в 1903-в Аяно-Нельканской экспедиции. При содействии Академии наук вернулся из ссылки в Петербург (1905). Редактировал журн. " Живая старина" (1914-17). В последние годы жизни работал в Ин-те востоковедения АН СССР. Осн. труд - " Словарь якутского языка" (в. 1-13, 1907-30, при участии Д. Д. Попова и В. М. Ионова; 2 изд., т. 1-3, 1958). Опубликовал работы по этнографии якутов и эвенков (на рус. и польск. яз.), редактировал " Образцы народной литературы якутов" (т. 1-3, на якут. яз., 1907-18). П. внёс уточнения в классификацию эпич. жанров якут. фольклора. Лит.: Эдуард Карлович Пекарский. (К 100-летию со дня рождения), Якутск, 1958; Оконешннков Е. И., Э. К. Пекарский как лексикограф, Якутск, 1972. Р. А. Агеева. ПЕКАРЫ-СЛЁНСКЕ (Piekary Slaskie), город в Польше, в Катовицком воеводстве, в Верхнесилезской агломерации. 40, 1 тыс. жит. (1973). Добыча угля, свинцово-цинковых руд. Выплавка свинца. Металлообработка. ПЕКИ (от голл. pek-смола), остатки от перегонки смол (коксования, полукоксования, сланцевой, пиролизной и др.) или дёгтей (торфяного, древесного). Твёрдая (иногда густая вязкая) масса чёрного цвета; при ударе раскалывается с раковистым изломом; под постоянной нагрузкой проявляет пластичность. В зависимости от исходного сырья различают П. каменноугольный, торфяной, древесный, нефтяной. В составе каменноугольного П. преобладают высокомолекулярные аро-матич. углеводороды; содержатся высшие фенолы и органич. основания. Нерастворимая часть включает свободный углерод (8-30%, в зависимости от темп-ры размягчения П.), золу (0, 2% и выше) и асфальтены. Плотность П. 1, 2-1, 3 г/см3. П. неэлектропроводны, нерастворимы в воде (П. торфяной и древесный содержат малые количества водорастворимых веществ), растворяются во многих органич. растворителях (пиридине, бензоле и др.); устойчивы к действию кислот. П. применяются гл. обр. для получения электродного (беззольного) кокса, в качестве связующего при брикетировании твёрдых топлив, как гидроизоляц. материал и в произ-ве толя и рубероида, при изготовлении лаков для окраски металлоконструкций и для др. целей, Д .Д. Зыков. ПЕКИН, Бэйцзин (букв.- северная столица), столица, политич., экономич., науч. и культурный центр КНР. Второй (после Шанхая) по величине город страны. Расположен на Великой Китайской равнине, у подножия обрамляющих её с С.-З. Сишаньских гор, в басс.р. Юндинхэ. Климат умеренный, муссонный. Ср. темп-pa января -4, 6 оС, июля 26 °С. Осадков 636 мм в год, ок. 2/3 выпадает в июле - августе. Нас. 7570 тыс. чел. с подчинёнными сел. уездами (1970, оценка; 6, 8 млн. чел. в 1959). Пл. 17, 8 тыс. км2, включая пригородные с.-х. территории. (Карту-схему см. т. 12, вклейка к стр. Городское управление. П.- город центр. подчинения, выделен в самостоят. адм. единицу. Согласно конституции КНР, органы власти и управления в П. - гор. собрание нар. представителей и нар. комитет, к-рые были распущены в период " культурной революции" (2-я пол. 60-хгг.). В 1967 был создан т.н. " ревком". Глава " ревкома" является и первым секретарём горкома Коммунистич. партии Китая (КПК). Историческая справка. Первые сведения о населённом пункте в районе совр. П. относятся ко 2-му тыс. дон. э. В 1-м тыс. до н. э.-10 в. н. э. упоминается в летописях как г. Цзи. В 936 носил назв. Сицзинь, с 937 - Наньцзин (юж. столица киданьского гос-ва до сер. 12 в.), с сер. 12 в.- Чжунду, или Дасин (ср. столица чжурчжэньского гос-ва Цзинъ). В 1215 город заняли монголы. Под назв. Даду, или по-монгольски Ханбалык, в 13-14 вв.- столица монг. империи Юань. С 1368, после освобождения Китая от власти монголов, назывался Бэйпин (умиротворённый север). В 1421, став столицей китайской империи Мин, получил название Бэйцзин (отсюда русское - Пекин). В 1644 был занят крест. повстанческой армией под руководством Ли Цзы-чэна и тогда же - маньчжурами, утвердившими в Китае свою династию Цин. В 1618 П. посетил рус. путешественник И. Петлин. В том же, 17 в. сюда ездили российские послы Ф. И. Байков, И. С. Перфильев, С. Аблин, Н. Г. Спафарий. В 1716 в П. создана Российская духовная миссия, св. 150 лет фактически являвшаяся неофициальным дипломатич. представительством (была крупным центром рус. китаеведения).
|