Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XVI. Драматический театр 38 страница
Первым сов. энциклопедич. изданием была выпущенная в 1927-29 в Москве 3-томная " Педагогическая энциклопедия" под редакцией А. Г. Калашникова и М. С. Эпштейна при участии виднейших сов. педагогов. Несмотря на неразработанность многих проблем сов. педагогики в 20-х гг., разнохарактерность взглядов авторов, идеологич. и методологич. ошибки в ряде статей, энциклопедия обобщила большой материал по истории и теории обучения и воспитания. В 1960 АПН РСФСР издала краткий 2-томный " Педагогический словарь" (гл. ред. И. А. Каиров). В 1964-68 издательство " Советская Энциклопедия" осуществило выпуск 4-томной " Педагогической энциклопедии" (гл. ред. И. А. Каиров и ф. n. Петров). Энциклопедия содержит ок. 3 тыс. статей по основным психологопед. вопросам воспитания, общим проблемам педагогики, дидактике, методике воспитания, внешкольной и внеклассной работе, пед. и детской психологии и физиологии, дефектологии, о системах нар. образования в СССР и др. странах, отраслях спец. образования, об отечественных и зарубежных педагогах и просветителях. Среди общих П. э. и словарей зарубежных стран имеют значение или сохраняют его для характеристики педагогики своего времени следующие издания. Великобритания: Флетчер А., " Педагогическая энциклопедия Зонненшейна" (Fletcher А. Е., " Sonnenschein's cyclopaedia of education", L., 1888; 3 rev. ed., L.- N. Y., 1906); " Учительская энциклопедия по теории, методике, практике, истории и развитию педагогики в Великобритании и за рубежом", ред. А. П. Лори, т. 1-7 (4) (" The teacher's encyclopedia of the theory, method, practice, history and development of education at home and abroad", ed. by A. P. Laurie, v. 1-7, L., 1911 -12; 2ed., v.1-4, L., 1922); Уотсон Ф., " Энциклопедия и словарь по педагогике", т. 1-4 (Watson F., " Encyclopaedia and dictionary of education", v. 1-4, L. [a. o.], 1921-22); " Практика преподавания в начальной школе [издательства] Макмиллана", ред. Э. Дж. С. Лей, т. 1-7 (" Macmillan's teaching in practice. An encyclopaedia of modern methods of teaching in primary school", by E. J. S. Lay, v. 1-7, L., 1931-39); " Практика преподавания в школах младших ступеней [издательства] Макмиллана", ред. Э. Дж. С. Лей, т. 1-7 (" Macmillan's teaching in practice for junior schools. A new encyclopaedia of teaching", ed. by E. J. S. Lay, v. 1-7, L., 1938); " Практика преподавания в последнем классе школы [издательства] Макмиллана", ред. Э. Дж. С. Лей, т. 1-8 (" Macmillan's teaching in practice for seniors. An encyclopaedia of modern methods of teaching", ed. by E. J. S. Lay, v. 1-8, L., 1938); " Педагогическая энциклопедия [издательства] Блонда", ред. Э. Блишен (" Blond's encyclopaedia or education", ed. by E. Blishen, [L., 1969]). ГДP: " Малая педагогическая энциклопедия", ред.-изд. Г. Франкевич и др. (" Kleine padagogische Enzyklopadie", hrsg. von n. Frankiewicz [u.a.], В., 1960); " Педагогическая энциклопедия", ред. Г. Франкевич и др., т. 1-2 (" Padagogische Enzyklopadie", hrsg. von H. Frankiewicz [u.a.], Bdl-2, В., 1963). Германия (до 1945): Рейтер Д., " Педагогический энциклопедический словарь, или Справочник по воспитанию и обучению" (Reuter D., " Padagogisches Reallexikon, oder Repertorium fur Erziehungs- und Unterrichtskunde und ihre Literatur", Nurnberg, 1811); " Энциклопедический педагогический словарь, или Полный алфавитный справочник и пособие по педагогике и дидактике", переработка и ред. И. Г. X. Вёрле (" Encyklopadisch-padagogisches Lexicon, oder Vollstandiges alphabetisch geordnetes Hand- und Hilfsbuch der Padagogik und Didaktik", bearb. und hrsg. von J. G. C. Worle, Heilbronn, 1835); " Универсальный энциклопедический словарь по воспитанию и обучению", ред. М. К. Мюнх, т. 1-3 (" Universal-Lexicon der Erziehungs- und Unterrichtslehre", hrsg. von М. С. Munch, Bd 1-3, Augsburg, 1841-42; 3 Aufl., Augsburg, 1859-1860); " Педагогический энциклопедический словарь, или Энциклопедический словарь по воспитанию и обучению и их истории...", ред. К. Г. Херганг, т. 1-2 (" Padagogische Real-Encyklopadie, oder Encyklopadisches Worterbuch des Erziehungs- und Unterrichtswesens und seiner Geschichte...", hrsg. von K. G. Hergang, Grimma, 1843-47; 2. Aufl., Bd 1 -2, Grimma, 1851-52); " Энциклопедия по всем вопросам воспитания и обучения", т. 1-10 (" Encyklopadie des gesamten Erziehungs- und Unterrichtswesens", Bd 1-10, Gotha, 1859-75; 2. Aufl., 1876-87); " Энциклопедия по педагогике с точки зрения современной науки", т. 1-2 (" Encyklopadie der Padagogik vom gegenwartigen Standpunkte der Wissenschaft", Bd 1-2, Lpz., 1860); " Энциклопедический словарь по воспитанию и обучению на основе католических принципов", переработка и общая ред. Г. Рольфус и А. Пфистер, т. 1-4 (" Real-Encyklopadie des Erziehungs- und Unterrichtswesens nach katholischen Principien", bearb. und hrsg. von H. Rolfus und A. Pfister, Bd 1-4, Mainz, 1863-66; 2. Aufl., Bd 1-4, Mainz, 1872-74, Ergаnzungsband, 1884); Витшток А., " Краткая энциклопедия по педагогике" (Wittstock a., " Encyklopadie der Padagogik im GrundriB", Heidelberg, 1865); Фогель a., " Систематическая энциклопедия по педагогике" (Vogel a., " Systematische Encyklopadie der Padagogik", Eisenach, 1881); Зандер Ф., " Энциклопедический словарь по педагогике" (Sander F., " Lexikon der Padagogik", Lpz., 1883; 2. Aufl., Breslau, 1889); " Энциклопедический справочник по педагогике", ред. В Рейн, т. 1-7 (10) (" Encyklopadisches Handbuch der Padagogik", hrsg. von W. Rein, Bd 1-7, Langensalza, 1895- 1899; 2. Aufl., Bd 1-10, 1903-11); " Энциклопедический словарь по педагогике", ред. М. Ролов, т. 1-5 (" Lexikon der Padagogik", hrsg. von Roloff, Bd 1-5, Freiburg im Breisgau, 1913-17; 2. Aufl., 1921); " Настольный словарь по народному образованию", ред. Э. Клаусницер и др. (" Handworterbuch des Volksschulwesens", hrsg. von E, Clausnitzer [u. a.], Lpz.- В., 1920); " Педагогический энциклопедический словарь", ред. Г. Шварц, т. 1-4 (" Padagogisches Lexikon", hrsg. von H. Schwartz, Bd 1-4, Bielefeld-Lpz., 1928-31); " Справочник по педагогике", ред. Г. Ноль и Л. Паллас, т. 1-5, дополнит, т. указателей (" Handbuch der Padagogik", hrsg. von H. Nohl und L. Pallat, Bd 1-5, Erg.-Bd, B. [u.a.], 1928-33); " Энциклопедический словарь по современной педагогике", ред. И. Шпилер, т. 1-2 (" Lexikon der Padagogik der Gegenwart", hrsg. von J. Spieler, Bd 1-2, Freiburg im Breisgau, 1930-32); Хельман В. " [Краткий] педагогический словарь" (Hehlmann W., " Padagogisches Worterbuch", Lpz., 1931; 7. Aufl. [в ФРГ], " Worterbuch der Padagogik", Stuttg., 1964). Польша: " Энциклопедия воспитания", под ред. Любомирского [и др.], т. 1-9 (" Encyklopedyja wychowawcza", pod red. J. Т. Lubomirskiego [a. o.], t. 1-9, Warsz., 1881-1922); Керский Ф., " Настольная педагогическая энциклопедия", т. 1-2 (Kierski F., " Podreczna encyklopedja pedagogiczna", t. 1-2, Lwow, 1923-25); Крулиньский К., " Настольный педагогический энциклопедический словарь" (Krolinski К., " Podreczny leksykon pedagogiczny", Poznan, 1935); " Энциклопедия воспитания", гл. ред. С. Лемпицкий, т. 1-3 (" Encykippedja wychowania", red. naczelny S. Lempicki, t. 1-4, Warsz., 1933). США: " Энциклопедия по педагогике", ред. X. Кидл, А. Шем (" The cyclopaedia of education", ed. by H. Kiddle and A. J. Schem, N. Y.- L., 1877); первая пед. энциклопедия на англ. яз., изд. в США и Великобритании; " Энциклопедия по педагогике", ред. П. Монро, т. 1-5 (" A cyclopedia of education", ed. by P. Monroe, v. 1-5, N. Y., 1911-1913; переиздание в 1926-28); " Энциклопедия педагогических исследований", ред. У. Монро (" Encyclopedia of educational research", ed. by W. S. Monroe, N. Y., 1941; 3 ed., by Ch. W. Harris with the assist, of M. R. Liba, 1960; пер. на исп. яз.: " Enciclopedia de la educacion cientifica", La Habana, 1956); " Энциклопедия по руководству детским воспитанием", ред. Р. Б. Уинн (" Encyclopedia of child guidance", ed. by R. B. Winn, N. Y., 1943); " Энциклопедия современной педагогики", ред. Г. Н. Ривлин (" Encyclopedia of modern education", ed. H. N. Rivlin, assoc. ed. H. Schueler, N. Y., 1943; 2 ed., 1948; пер. на исп. яз.: " Enciclopedia de la educacion moderna", v. 1-2, B. Aires, 1956); " Словарь по педагогике", ред. К. В. Гуд (" Dictionary of education", prepared under the auspices of Phi Delta Kappa C. V. Good ed...., N. Y.- L., 1945; 2 ed., N.Y., 1959); Дьюи Дж., " Словарь по педагогике", ред. Р. Б. Уинн (Dewey J., " Dictionary of education", ed. by R. B. Winn, N. Y., 1959). Франция: Морар Т. В., " Общеупотребительный словарь по воспитанию и обучению, или Искусство самообразования и обучения других" (Morard Т. V., " Dictionnaire general usuel et classique d'education, d'instruction et d'enseignement, ou 1'Art de s'ins ruire soi-meme et d'enseigner les autres", P., 1836); " Bсeобщий словарь по воспитанию и обучению", ред. Э. М. Кампань (" Dictionnaire universel d'education et d'enseignement", red. par Campagne, Bordeaux, 1869; 3 ed., P., 1873); " Словарь по педагогике и начальному образованию", изд. под рук. Ф. Бюиссона, ч. 1 (т. 1-2) - ч. 2 (т. 1-2), 2 дополнит. т. (" Dictionnaire de pedagogie et d'instruction primaire", publ. sous la dir. de F. Buisson, pt. 1 (t. 1-2) -2 (t. 1-2), 2 suppl., P., 1878-87), 2 tir. [2 ed.], 1887-88; " Новый словарь по педагогике и начальному образованию", изд. под руководством Ф. Бюиссона (" Nouveau dictionnaire de pedagogie et d'instruction primaire", publ. sous la dir. de F. Buisson, P., 1911); " Общая энциклопедия французского воспитания", т. 1-4 (" Encyclopedic generale de l'education francaise", t. 1-4, P., 1952-54); " Практическая энциклопедия воспитания во Франции" (" Encyclopedic pratique de I'education en France", P., 1960). ФРГ: " Педагогический словарь" (" Padagogisches Fachworterbuch", Donauworth, 1952); " Энциклопедический словарь по педагогике", т. 1-4, дополнит. т. (" Lexikon der Padagogik", 3. Aufl., Bd 1-4, Freiburg, 1952-55; Erganzungsband, 1964, 4. Aufl., Bd 1-5, 1964-65); " Педагогический энциклопедический словарь", ред. Г. Г. Гротхоф, М. Штальман " Большой энциклопедический словарь для родителей и воспитателей", ред.-изд. В. и А. Нёйбауэр (" Das groBe Lexikon fur Eltern und Erzieher", hrsg. von V. und A. Neubauer, Fr./M.- Innsbruck, 1962); " Педагогический энциклопедический словарь", т. 1-2 (" Padagogisches Lexikon", hrsg. von V. Horney [u. a.], Bd 1-2, [Gutersloh, 1970]; " Справочник основных педагогических терминов", ред.-изд. И. Шпек и Г. Веле, т. 1-2 (" Handbuch padagogischer Grundbegriffe", hrsg. von J. Speck und G. Wehle, Bd 1-2, Munch., 1970); " Новый педагогический энциклопедический словарь", гл. ред.- изд. Г. Г. Гротхоф и М. Штальман (" Neues padagogisches Lexikon", hrsg. von n. n. Grothoff und M. Stallrnann, Stuttg.-В., 1971). Чехословакия: " Педагогическая энциклопедия", ред. О. Хлуп, И. Кубалек, И. Угер, ч. 1-3 (" Pedagogicka encyclopedic", red. О. Chlup, J. Kubalek, J. Uher, dil. 1-3, Praha, 1938-1940); " Педагогический словарь", гл. ред. Б. Куяль [и др.], ч. 1-2 (" Pedagogicky slovnik", hlav. red. В. Kujal [а. о.], dil. 1-2, Praha, 1965-67). Швейцария: " Энциклопедический словарь по педагогике", т. 1-3 (" Lexikon der Padagogik", Bd 1-3, Bern, 1950-52); Ханзельман Г., " Энциклопедический словарь для родителей" (Наnselmann n., " Eltern-Lexikon", Z., 1956). Югославия: " Энциклопедический словарь по педагогике", ред. Д. Франкович [и др.] (" Enciklopedijski rjecnik pedagogije", ured. D. Frankovic [a. o.], Zagreb, 1963); " Педагогический словарь", гл. ред. Р. Теодосич, 1-2 (" Педагогики речник", у ред. гл. уред. Р. Теодрсипа, 1-2, Београд, 1967). п. К. Колмаков. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ П. Г. ШЕЛАПУТИНА, высшее учебное заведение в дореволюц. России, открытое в 1911 в Москве на средства действит. статского советника П. Г. Шелапутина. В ин-т принимались мужчины, окончившие высшие уч. заведения и желавшие стать учителями ср. школы. Изучались пед. дисциплины, а также спец. дисциплины в соответствии с уч. предметами, включёнными в уч. план ср. школы. Ин-т имел хорошо оборудованные уч. кабинеты, пед. музей. Выпускники ин-та ежегодно собирались на пед. съезды. До 1917 состоялось 4 выпуска (ок. 100 чел.). Институт издавал " Известия педагогического института" (7 вып., 1912-16). В 1919 на базе ин-та создана Академия социального воспитания (с 1923 - Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской). " ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СБОРНИК", ежемесячный пед. журнал, издаваемый Гл. управлением военно-уч. заведений в Петербурге в 1864-1918. Один из популярных пед. журналов России, содействовал развитию пед. теории и методики, большое внимание уделял вопросам практики обучения и воспитания. В " П. с." помещались описания образцовых уроков, публиковались статьи по истории обучения и воспитания, освещался пед. опыт др. стран. В журнале сотрудничали рус. педагоги К. Д. Ушинский, Н. Ф. Бунаков, Н. X. Вессель, В. И. Водовозов, А. Я. Герд, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, Л. Н. Модзалевский, А. Н. Острогорский, Д. Д. Семёнов, Д. И. Тихомиров и др. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки пед. кадров (учителей, воспитателей и т. п.) для общеобразовательной школы и др. учебно-воспитат. учреждений в пед. ин-тах, уч-щах и ун-тах; в широком смысле - подготовка пед. и научно-пед. кадров для уч. заведений всех типов, включая проф.-технич., средние специальные и высшие. (См. Высшее образование, Среднее специальное образование, Профессионально-техническое образование, Аспирантура, Учёные звания и степени, Повышение квалификации и статьи об отраслях спец. образования, напр. Филологическое образование, Музыкальное образование.) В дореволюционной России осн. типом уч. заведений для подготовки учителей нач. школы были учительские семинарии. Учителей нач. школы готовили также пед. классы женских гимназий, женских епархиальных училищ и женский педагогич. ин-т в Петербурге. При нек-рых высших начальных училищах и прогимназиях имелись 2-годичные педагогич. курсы. Для цер-ковно-приходских школ учителей готовили церковно-учительские школы, а также второклассные учительские школы. Многие учителя, особенно на окраинах страны, не имели пед. образования и получали звание учителя после сдачи спец. экзаменов. Учителей для городских и уездных училищ готовили учительские институты с 3-годичным сроком обучения. Учительские семинарии и ин-ты ограничивали продолжение образования: по окончании семинарии можно было поступить только D учительский ин-т, по окончании учительского ин-та- в коммерческий ин-т. Нек-рые пед. уч. заведения благодаря усилиям прогрессивных педагогов отличались хорошей постановкой учебно-воспитат. работы. Учителями ср. уч. заведений назначались, как правило, лица, окончившие ун-ты и нек-рые высшие уч. заведения непедагогич. профиля, а также духовные академии. В соответствии с университетским уставом 1804 были открыты 3-годичные пед. ин-ты при ун-тах: Московском (1804), Харьковском (1811), Казанском (1812), Дерптском (впоследствии Юрьевском, ныне Тартуском; 1820) и Киевском (1834). Среди пед. институтов, выделялся Петербургский, созданный в 1804 на базе учительской семинарии и в 1816 преобразованный в Главный педагогический институт. В 60-70-х гг. 19 в. были открыты Высшие женские курсы университетского типа, готовившие учителей гл. обр. женских ср. уч. заведений и младших классов мужских ср. школ. Широкую известность имели Высшие женские курсы воспитательниц и учительниц Д. И. Тихомирова в Москве, Женский пед. ин-т в Петербурге, Фребелевские курсы в Петербурге, Фребелевский ин-т в Киеве и др. В 1908 в Петербурге В. М. Бехтерев организовал Психоневрологич. ин-т - высшее медико-пед. уч. заведение для подготовки врачей, учителей и юристов. Развитию П. о. во многом способствовала деятельность Н. А. Добролюбова, К. Д. Ушинского, Н. И. Лобачевского, Д. И. Менделеева, К. А. Тимирязева, А. М. Бутлерова, и др. Д. И. Менделеев придавал большое значение высшему П. о., от состояния к-рого, как он утверждал, зависят все отрасли высшего образования. Прогрессивными общественными деятелями и учёными созданы в 1907 в Петербурге Педагогическая академия Лиги образования, в 1911 в Москве Педагогический институт имени П. Г. Шелапутина, которые давали пед. подготовку лицам, имевшим высшее образование. Дореволюционные пед. уч. заведения не могли удовлетворить потребностей общеобразовательной школы в учителях. П. о. в СССР. Окт. революция 1917 коренным образом изменила характер нар. образования, систему подготовки учителей, классовый и нац. состав студенчества в пед. уч. заведениях. Определяющее значение для строительства новой школы (в т. ч. системы подготовки учителей) имели идеи В. И. Ленина, его непосредственное участие в руководстве деятельностью Наркомпроса. Становление сов. системы П. о. связано с именами Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, Покровского, А. С. Бубнова, В. П. Потёмкина, И. А. Каирова и др. В 1918-20 были организованы сравнительно небольшие специализированные школьные, дошкольные и другие пед. уч. заведения и курсы, к-рые затем объединялись в пед. вузы. Дореволюционные учительские семинарии были преобразованы в 4-годичные ин-ты нар. образования, остальные - в постоянно действующие пед. курсы для подготовки учителей нач. школы. В 20-е гг. в РСФСР сложилась следующая система П. о.: пед. техникумы (с 1937 - пед. уч-ща), пед. ин-ты и университетские пед. ф-ты. Пед. ин-ты и пед. ф-ты университетов, как правило, имели отделения социального воспитания, подготовки преподавателей техникумов и политико-просветительные. Один из первых крупных сов. пед. вузов - Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, в к-рой были заложены основы сов. системы П. о. В 1918 на базе Высших женских курсов В. И. Герье создан Московский 2-й университет, в Петрограде - Гос. пед. ин-т (см. Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена). В 30-е гг. в Москве открылись городской (впоследствии им. В. П. Потёмкина) и областной пед. ин-ты (см. Московский областной педагогический институт им. Н. К. Крупской и Высший коммунистический институт просвещения). В 1930 на базе пед. ф-та 2-го МГУ осн. Московский педагогический институт (с 1941 - МГПИ им. В. И. Ленина). В 20-е гг. открылись в Москве Академия трудового просвещения (1920-21) и Индустриально-пед. ин-тим. К. Либкнехта (1923-42), пед. ф-ты при ун-тах во Владивостоке, Воронеже, Иркутске, Н. Новгороде, Перми, Ростове-на-Дону, Саратове, Казани и др., значительное число различных педагогических курсов, в т. ч. высших. В 30-е гг. сложилась в основном система пед. уч. заведений. На базе пед. и других ф-тов ун-тов была создана сеть пед. ин-тов, в т. ч. иностранных языков педагогических институтов. Особое внимание было обращено на развитие просвещения и культуры народов Севера, Ср. Азии и Закавказья. В 1939 открылся Ленингр. гос. пед. ин-т народов Севера (в 1958 реорганизован в ф-т ин-та им А. И. Герцена). В связи с особенностями развития женского образования в нек-рых республиках Ср. Азии и Закавказья в качестве временной формы П. о. были созданы женские пед. уч. заведения (впоследствии реорганизованные в обычные). С введением в стране всеобщего семилетнего образования получили развитие учительские институты (в 50-е гг. реорганизованы в пед. ин-ты и уч-ща). Началась подготовка учителей по заочной и вечерней формам обучения (см. Вечернее образование, Заочное образование). Для совершенствования системы П. о. большое значение имели постановления ЦИК СССР " Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах" (1932) и СНК СССР и ЦК ВКП(б) " О работе высших учебных заведений и руководстве высшей школой" (1936), постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР " О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования, улучшению подготовки и использования специалистов" (1963), " О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране" (1966), " О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране" (1972), " О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы" (1972). Основными типами совр. системы пед. уч. заведений являются педагогические училища (в т. ч. муз.-педагогические), индустриально-педагогические техникумы, педагогические институты (в т. ч. иностранных языков), а также ун-ты. Учителей для младших классов школы, воспитателей дошкольных учреждений и старших пионервожатых готовят пед. училища (на пед. работу в школу направляется также часть выпускников других ср. спец. уч. заведений). В уч. план подготовки учителей в пед. уч-щах включаются общеобразовательные дисциплины, изучаемые в ср. школе, и специальные (методика преподавания, анатомия и физиология детей младшего школьного возраста, школьная гигиена, психология, педагогика и др.). Кроме того, предусматривается длительная пед. практика. Учителей для ср. школы готовят пед. ин-ты и ун-ты. В пед. ин-тах имеются следующие специальности с 4-летним сроком обучения: рус. яз. и лит-pa, родной яз. и лит-pa, математика, физика, химия, биология, география, история, черчение и рисование, педагогика и психология (дошкольная), дефектология, физич. воспитание, музыка и пение, педагогика и методика нач. обучения. По двухпрофильным специальностям (напр., биология и химия, география и биология) и иностр. яз. установлен 5-летний срок обучения. В уч. планы всех специальностей пед. ин-тов входят следующие дисциплины: история КПСС, марксистско-ленинская философия, политич. экономия, науч. коммунизм (факультативно изучаются основы марксистско-ленинской этики и эстетики и основы науч. атеизма), педагогика, история педагогики, психология, методика преподавания предмета, школьная гигиена, физич. воспитание. Ведущее место в уч. плане занимают профилирующие дисциплины по избранной специальности. Отличительной чертой университетского П. о. является более широкая научно-теоретич. подготовка студентов, но вместе с тем несколько меньшая педагогическая и методическая. Срок обучения, как правило, 5 лет. (О содержании и истории развития отдельных видов П. о. см. в статьях об отраслях образования, напр. Историческое образование, Механико-математическое образование и др.) Пед. уч. заведения и ун-ты в целом удовлетворяют потребности общеобразовательной школы в учителях. В 1974/75 уч. г. подготовку учителей осуществляли св. 400 пед. уч-щ (ок. 300 тыс. уч-ся), 199 пед. ин-тов, 63 ун-та (см. табл.). В 1974 в общеобразоват. школе работало 2, 4 млн. учителей (в 1914 в России было 208 учительских семинарий, 53 учительских ин-та, работало 280 тыс. учителей). Преподавателей для ср. школы готовят также нек-рые искусств институты, физической культуры институты. О подготовке учителей за рубежом см. в разделе Просвещение (Народное образование) в статьях об отдельных странах. Н. В. Александров. Подготовка учителей в СССР в педагогических институтах и университетах (на 1 окт. 1974, тыс. чел.)
ПЕДАНТ (франц. pedant, от итал. pеdante, первонач. - учитель, педагог), человек, отличающийся чрезмерной, преувеличенной точностью, мелочностью, формализмом, буквоедством. ПЕДЕРАСТИЯ (греч. paiderastia, от pais - мальчик и еrао - люблю), в узком смысле - мужеложество с мальчиками, в более широком - мужской гомосексуализм. Подробнее см. Половые извращения. ПЕДЕРСЕН (Pedersen) Кристьерн (ок. 1480 - 16.1.1554), датский писатель-гуманист. Деятель Реформации. Образование получил в Париже. С 1505 каноник в Лунде, в 1522 секретарь дат. короля Кристиана II. После того как король был свергнут, П. отправился с ним в изгнание, в 1526-32 жил в Нидерландах, в 1532-33 был книгопечатником в Мальме. В 1541 поселился в Копенгагене. Перевёл " Датскую хронику" Саксона Грамматика (1514) и нар. кн. о Хольгере-Датчанине (изд. после 1532) и др. Переводы П. части Нового завета (1529) и Псалмов Давида (1531) на дат. яз. оказали большое влияние на дат. лит-ру. Перевёл Библию (т. н. Библия короля Кристиана III, 1550). Издал книги для нар. чтения. Автор соч. " Описание жизни Эзопа и его басни" (1556). Соч.: Danske skrifter, bd 1 - 5, Kbh., 1850-55. Лит.: Горн Ф. В., История скандинавской литературы, М., 1894; Jensenius К., Dansk litteraturhistorie, 2 utg., Kbh., 1955; Norrild S v., Dansk litteraturhistorie, Kbh., 1956. Л. Ю. Брауде. ПЕДЕРСЕН (Pedersen) Хольгер (7.4. 1867, Гельбалле, близ Коллинга, Ютландия, - 25.10.1953, Копенгаген), датский языковед. Окончил Копенгагенский ун-т (1890), с 1903 проф., в 1914-37 зав. кафедрой сравнит. грамматики там же. Специалист в области индоевропеистики и сравнительно-историч. языкознания, сравнит. фонологии и морфологии индоевропейских (кельтских, хетто-лувийских, алб., арм., тохарских, славянских и др.), а также семитских и финно-угорских языков. Разрабатывал теорию ностратического родства языков, доказательством которого П. считал значительные совпадения в области консонантизма. Автор книги о развитии компаративистики 19 в. Соч.: Vergleicher de Grammatik der keltischen Sprachen, v. 1 - 2, Gott., 1909 - 13; Sprogvidenskaben, Kbh., 1924; Linguistic science, Camb., 1931; Hittitisch und die anderen indoeuropaischen Sprachen, 2 Aufl., Kbh., 1938. Лит.: Melanges linguistique offerts a Holger Pedersen..., Kbh., 1937; Sоmmerfelt A., Holger Pedersen, " Orbis", 1954, v. 3, № 1. ПЕДЖЕНТ (англ, pageant, от лат. pagina - пластина, плита), передвижная сцена в ср.-век. театре, применявшаяся при постановке мистерий, мираклей, театрализованных процессий и др. Представлял собой большую повозку, на к-рой устраивался двухъярусный балаган; в нижнем ярусе переодевались актёры, а в верхнем, имевшем занавес, примитивную декорацию, показывалось представление (сцена или акт многоактной пьесы); затем П. переезжал на новое место и играл эту же сцену перед др. зрителями, а его место занимал следующий П., на к-ром продолжалось развитие действия. Сцены исполнялись в строгом соответствии с сюжетом. Распространение получил в Англии; применялся и в др. европ. странах. В нач. 20 в. П. называли театр. представления с применением передвижной сценич. площадки (устраивались в Великобритании, США).
|