Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Кино 41 Страница. В УК рсфср нормы об ответственности за эти преступления выделены в отдельную главу, в УК ряда др






В УК РСФСР нормы об ответственности за эти преступления выделены в отдельную главу, в УК ряда др. республик ответственность за них предусматривается в главах, касающихся преступлений против жизни, здоровья и др. прав личности. В УК тех республик, на терр. к-рых подобных преступлений вообще не бывает (в УК УССР, БССР, республик Сов. Прибалтики), составы такого рода не предусмотрены.

П., с. п. м. о., делятся на 2 группы: преступления, связанные с обычаем кровной мести, и преступления, посягающие на свободу и равноправие женщины в семье и быту. К первым относится, напр., уклонение от примирения (УК РСФСР, ст. 231). На терр., где ещё сохранилась кровная месть, созданы спец. примирительные комиссии, выявляющие случаи кровной вражды, с тем чтобы принять меры к примирению враждующих, и т. д. Уклонение родственников убитого от примирения, неявка без уважит. причин в примирительную комиссию и т. д. наказываются ссылкой на срок до 2 лет или высылкой на срок до 3 лет. Убийство на почве кровной мести рассматривается как самостоятельное тяжкое преступление и наказывается лишением свободы на срок от 8 до 15 лет (со ссылкой или без неё) либо смертной казнью. Преступлениями, посягающими на свободу и равноправие женщины в семье и быту, являются: принятие выкупа за невесту её родителями, родичами или свойственниками деньгами, скотом или др. имуществом (наказывается лишением свободы на срок до 1 года с конфискацией выкупа или исправит. работами на тот же срок с конфискацией выкупа); уплата выкупа за невесту женихом, его родителями или свойственниками (наказывается исправит. работами на срок до 1 года или обществ. порицанием); принуждение женщины к вступлению в брак или к продолжению брачного сожительства, либо воспрепятствование женщине вступить в брак, а также похищение её для вступления в брак (наказывается лишением свободы на срок до 2 лет); заключение по местным обычаям соглашения о браке с лицом, не достигшим брачного возраста (лишение свободы на срок до 2 лет или исправит. работы на срок до 1 года).

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ, по сов. уголовному праву преступные деяния, нарушающие правильное функционирование социалистич. нар. х-ва. Предусмотрены в спец. главе УК всех союзных республик (напр., в У К РСФСР, гл. 6). П. х. могут быть совершены как должностными, так и частными лицами. Подразделяются на общие П. х., совершаемые в любой отрасли нар. х-ва, и П. х., совершаемые в отд. отраслях нар. х-ва. К общим относятся: занятие запрещённым промыслом, приписки и др. искажения в отчётности о выполнении планов, частнопредпринимательская деятельность, коммерч. посредничество, незаконное изготовление, сбыт, хранение спиртных напитков. П. х., совершаемые в отд. отраслях нар. х-ва, включают преступления в области пром-сти (выпуск недобро-качеств., нестандартной или некомплектной продукции, незаконное пользование товарными знаками), в области с. х-ва (нарушение ветеринарных правил, правил по борьбе с болезнями и вредителями растений, умышленная потрава посевов и повреждение полезащитных и иных насаждений), в области торговли (спекуляция, обман покупателей, продажа не-доброкачеств., нестандартных и некомплектных товаров), преступления, нарушающие правила охраны природных богатств (незаконное занятие рыбными и др. водными добывающими промыслами, незаконный промысел морских котиков и морских бобров, производство лесосплава или взрывных работ с нарушением правил охраны рыбных запасов, незаконная охота, нарушение правил разработки недр и сдачи гос-ву золота, незаконная порубка леса), в области связи, транспорта и финансов (подделка знаков почтовой оплаты и проездных билетов, скупка, продажа и обмен в небольших размерах валюты и ценных бумаг).

Законодательством нек-рых союзных республик предусмотрены такие составы П. х., как бесхозяйственность (УК Казах. ССР), недоброкачеств. ремонт (УК Кирг. ССР и Казах. ССР) и др.

П. х. выражаются как в активных действиях, так и в бездействии (напр., в непринятии мер по охране рыбных запасов). Уголовная ответственность наступает в одних случаях за сам факт нарушения установл. законом запрещений или предписаний, независимо от его конкретных последствий (напр., выпуск недоброкачеств. продукции, занятие запрещённым промыслом, спекуляция), в других - только при наступлении значит, вредных последствий (напр., при нарушении ветеринарных правил, правил по борьбе с болезнями и вредителями растений). Нек-рые виды П. х. могут быть совершены только должностными лицами. См. также Преступления должностные.

ПРЕСТУПНОСТЬ, социальное, исторически обусловленное явление, возникшее на определённой стадии развития общества. Характеризуется совокупностью всех преступлений, к-рые были совершены в течение конкретного периода. С учётом латентной преступности П. практически характеризуется совокупностью преступлений, обнаруженных в пределах данной территории (района, города, области и т. д.). Термин " П." употребляется также для обозначения в целом преступлений, совершённых лицами, принадлежащими к определённому контингенту населения (напр., П. несовершеннолетних).

Понятие П.- одно из осн. в уголовной (судебной) статистике и в криминологии. Юридическим критерием для отнесения тех или иных явлений к числу преступлений служит общий для них признак - наличие в уголовном законе соответствующих статей, признающих данное деяние преступным (см. Состав преступления). П. характеризуется уровнем (абсолютное число преступлений и преступников или коэффициент на 100 тыс. чел. населения), структурой (распределением по видам преступлений и по укрупнённым группам, по степени общественной опасности, характеру вины, направленности умысла), особенностями контингента преступников (по полу, возрасту, роду занятий и т. д.), долей групповой П. и рецидива, динамикой (изменение во времени совокупности названных признаков).

В марксистской науке исследованы причины П. и показано, что она вызывается комплексом социальных явлений и связана с материальными и идеологич. условиями существования людей. Марксизм исходит из того, что человек не появляется на свет с врождёнными -индивидуальными или расовыми - признаками преступника, а становится им в силу тех социальных усиовий, в к-рых он воспитывается, работает, живёт. Разумеется, при изучении П. и её причин нельзя отрицать особенностей психологии конкретного лица, однако те черты личности, к-рые существенны в этом отношении, формируются и изменяются под воздействием условий жизни и воспитания.

В капиталистич. странах П. органически присуща самой природе строя, основанного на частной собственности, эксплуатации, социальном неравенстве, при к-ром культивируются и распространяются идеология и мораль стяжательства, наживы, человеконенавистничества. В совр. капиталистич. странах наблюдается увеличение уровня тяжких преступлений, рецидивной П. Так, в США за 1963-72 П. возросла в 2, 1 раза, а П. среди молодёжи - в 2, 3 раза, в 9 раз опережая рост населения. В ФРГ уровень П. в 1970 был выше, чем в 1963, на 23%, она росла в 4 раза быстрее роста населения, в Японии - соответственно на 20% и в 15 раз и т. д. П. несовершеннолетних, по данным Европейского совета, возросла в 1958-68 в Бельгии на 400%, во Франции на 180%, в ФРГ на 77%, в Шотландии на 85% и т. д. Эти данные подтверждают, что П. коренится в самой основе капиталистич. обществ. строя и любые попытки решить проблему П. в рамках эксплуататорского общества заведомо обречены на неудачу. Бурж. наука делает вывод о " вечности" П., причины к-рой заключены якобы в природе человека, в действительности же она " вечна" только для эксплуататорского общества.

В социалистич. обществе уничтожены коренные причины П., впервые в истории создаются и растут возможности её ликвидации как обществ, явления. Существующая ещё П. связана с тем, что социализм в экономическом и нравственном отношениях носит " родимые пятна" старого общества. Причины П.- это пережитки прошлого, ещё существующие в различных сферах жизни общества, а также в сознании и психологии людей, в их быту. Эти причины, не утрачивая характера социальных явлений, остаточны и органически чужды социалистич. обществу, а сама П. в социалистич. обществе - регрессирующее явление. " Рост материальной обеспеченности, культурного уровня и сознательности трудящихся, - говорится в Программе КПСС, - создаёт все условия для того, чтобы искоренить преступность" (1974, с. 106). В СССР уровень П. снизился по сравнению с периодом 20-30-х гг. в 3-4 раза; искоренена профессиональная П.; постепенно " смягчается" характеристика П. по мотивации, способам, последствиям и т. д. В Болгарии уровень П. снизился более чем в 2 раза, в Венгрии - в 2 раза, в Польше - почти в 2 раза, в Чехословакии - на 1/3 по сравнению с первыми послевоенными годами, в ГДР коэффициент П. на 100 тыс. населения в 4 раза ниже, чем в ФРГ. Причинами совершения отдельных видов преступлений обычно являются: отрицательное влияние семьи или бытового окружения (привитие чуждой идеологии, дурные примеры и т. д.); подстрекательство преступных элементов; разлагающее влияние пропаганды " западного образа жизни"; алкоголизм. Отрицательное влияние на состояние П. оказали последствия 2-й мировой войны 1939-45, лишившей многих детей и подростков нормальных условий семейного воспитания. Наряду с выяснением причин, толкнувших конкретное лицо на преступление, выявляют способствовавшие этому условия: безнадзорность, отрыв от коллектива учебного заведения или предприятия; недостатки воспитат. работы; отсутствие должной заботы об организации культурного досуга по месту жительства, работы, учёбы; безнаказанность малозначительных нарушений норм обществ. поведения; отсутствие в конкретном случае достаточной заботы об условиях труда, быта, о вовлечении в учёбу и обществ. жизнь членов данного коллектива; отсутствие действенной борьбы с т. н. отсевом учащихся из нек-рых школ; недостатки в деятельности гос. органов и общественности по выявлению и пресечению конкретных источников вредных влияний, по охране обществ. порядка; недостатки учёта, охраны гос. и обществ. имущества и т. д.

В социалистическом обществе главное направление в борьбе с П.- предупреждение преступлений. Это сложный социальный процесс, связанный с целой системой мероприятий, осуществляемых на различных уровнях и в различных социальных сферах. В общесоциальном плане предупреждение преступлений - составная часть целого комплекса экономич., политич., идеологич., правовых, организационных и прочих мероприятий по совершенствованию социалистич. гос-ва. В СССР, напр., к числу таких относятся постоянное повышение материального благосостояния трудящихся, дальнейшая демократизация управления и повышение обществ. активности масс, рост образования и культуры, формирование коммунистич. нравственности, преодоление влияния бурж. идеологии и т. д. Все эти процессы существенно способствуют решению задачи борьбы с П., создавая условия, исключающие саму возможность её существования.

Спец. криминологич. предупреждение преступлений включает мероприятия, непосредственно направленные на устранение причин и условий совершения различных преступлений. Такими мерами являются, напр.: сокращение производства крепких спиртных напитков; финансирование мероприятий по усилению охраны и контроля за социалистич. собственностью; борьба средствами массовой агитации и пропаганды с антисоциальными взглядами и привычками, разъяснение советских законов для повышения уровня правосознания граждан, устранение тех недостатков в деятельности учреждений и предприятий, к-рые способствовали совершению преступлений; совершенствование структуры и повышение эффективности работы правоохранит. органов; привлечение общественности к охране обществ. порядка и борьбе с П. Важное значение в борьбе с П. имеют совершенствование законодательства, устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений. Криминалистич. меры по предупреждению П. заключаются в использовании технич. средств, препятствующих совершению преступлений (автоматизация охранит. устройств, технич. защита документов от подлога, расширение науч. средств обнаружения следов преступлений и т. п.). Специально криминологии, предупреждение преступлений осуществляется по нескольким направлениям: по отдельным видам преступлений и типам преступного поведения (корыстные, насильственные, неосторожные, рецидив и т. п.); в различных сферах обществ. жизни, где происходит нравств. формирование человека и складываются ситуации, влияющие на его поведение (семья, школа, произ-во, быт, досуг и т. д.); в различных социальных группах (несовершеннолетние, молодёжь и т. п.) и различных отраслях нар. х-ва (торговля, транспортное стр-во), для к-рых характерны специфич. криминогенные факторы, а также применительно к отдельным республикам, областям, экономич. районам с учётом специфики П.

В общей системе предупреждения П. важное значение имеет индивидуальное предупреждение, заключающееся в применении общесоциальных и специально-криминологич. мероприятий в отношении конкретного лица.

Уголовно-правовые меры борьбы с П.-выявление и изобличение лиц, совершивших преступление, их наказание, исправление и перевоспитание. Хотя уголовно-правовые меры применяются к уже совершившим преступления, социальное значение этих мер состоит именно в предупреждении преступлений (частной и общей превенции). Установление в законе уголовной ответственности за определённые общественно опасные деяния и реализация этой ответственности в случаях нарушения закона являются особой формой воздействия не только на совершившего преступление, но и на более широкий круг лиц, к-рые воспринимают принцип неотвратимости наказания за нарушение требований закона. Нек-рые виды уголовного наказания обеспечивают устранение условий, способствующих совершению преступлений (изоляция лица от неблагоприятного окружения и отрицат. связей; прекращение доступа к материальным ценностям; запрещение заниматься определённой деятельностью и т. п.). Предупредит. значение имеют и нек-рые уголовно-процессуальные меры: задержание подозреваемого, избрание меры, пресечения, обязанность следователя и суда выявлять причины и условия совершения преступлений и принимать меры к их устранению. Предупреждению преступлений служат также принудительное лечение алкоголиков и наркоманов (см. Принудительные меры медицинского характера) и принудительные меры воспитательного характера в отношении несовершеннолетних правонарушителей. См. также Детская преступность, Преступлен ие.

Лит.: Сахаров А. Б., О личности преступника и причинах преступности в СССР, М., 1961; ГерцензонА. А., Никифоров А. С., Преступность в капиталистическом мире после второй мировой войны. М., 1963; Криминология, [2 изд.], М., 1968; Кудрявцев В. Н., Причинность в криминологии, М., 1968; Карпец И. И., Проблема преступности, М., 1969; Кузнецова Н. Ф., Преступление и пре-ступность, М., 1969; Бабаев М. М., Миньковский Г. М., Преступность несовершеннолетних и её предупреждение, М., 1971.

Г. М. Миньковский, А. Б. Сахаров.

ПРЕСТУПНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ, совокупность преступлений, совершаемых лицами, для к-рых уголовно наказуемые действия являются постоянным занятием и осн. источником получения денежных средств. Лица, занимающиеся П. п., имеют комплекс навыков и средств, необходимых для преступной деятельности, специализируются в к.-л. определённом её виде (воровство, мошенничество и др.). П. п. имеет свою психдлогию и обычаи.

В СССР П. п. имела определённое распространение в нач. 30-х гг.; её социальной базой были преступники из числа классово чуждых, нетрудовых или деклассированных элементов, а наиболее распространёнными видами - бандитизм, контрабанда, кражи со взломом, спекуляция, мошенничество, скупка краденого. П. п. как социальное явление ликвидирована.

В капиталистич. гос-вах П. п. занимает значит. место в структуре преступности и имеет тенденцию к опережающему росту. В частности, всё большее распространение и влияние приобретают объединения профессиональных преступников (т. н. синдикаты), монополизирующие различные сферы преступного бизнеса (торговля наркотиками, похищение людей для получения выкупа, кражи произведений искусства, контрабанда, вымогательство, содержание притонов и т. д.) в масштабе всей страны или даже группы стран. См. также Гангстеризм, Организованная преступность.

ПРЕТЕНЗИОННЫЙ ПОРЯДОК, в СССР одна из форм регулирования спорных вопросов между кредитором и должником, при к-рой кредитор до передачи спора в соответствующий компетентный орган (арбитраж, суд и т. д.) обязан предъявить должнику претензию. Должник обязан дать ответ на претензию в установленный срок. При отказе должника от удовлетворения претензии либо неполучении ответа в установленный срок кредитор вправе предъявить иск. П. п. регулируется Положением о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, орг-циями и учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам, утверждённым Советом Министров СССР 17окт. 1973. Положение распространяется на требования социалистич. орг-ций (кроме требований, вытекающих из отношений с участием колхозов и межколхозных орг-ций, претензий к орг-циям транспорта и связи по перевозке грузов и операциям по оказанию услуг связи и нек-рых др.). Претензии о возмещении стоимости недостающей или некомплектной продукции, а также продукции ненадлежащего качества предъявляются и рассматриваются в течение одного месяца; по др. основаниям - в течение двух месяцев. П. п. установлен также по требованиям, вытекающим из нарушений договоров внешнеторговой поставки, заключаемых между хоз. орг-циями стран - членов СЭВ.

П. п. по требованиям орг-ций и граждан к перевозчику, вытекающим из договора перевозки, установлен спец. законодательством: претензии, связанные с перевозкой грузов различными видами транспорта, предъявляются в течение 6 мес, об уплате штрафов и премий - в течение 45 сут и рассматриваются соответствующим органом в течение 45 дней, 3 либо 6 мес, если перевозка осуществлялась прямым смешанным сообщением. Особый П. п. установлен в отношении перевозок в заграничном сообщении. Спец. П. п. в отношении требований клиентов к органам связи предусмотрен Уставом связи СССР.

ПРЕТЕНЗИЯ (от позднелат. praetensio - притязание, требование), по сов. гражд. праву требование кредитора к должнику об уплате долга, возмещении причинённых убытков, уплате штрафа, устранении недостатков поставленной продукции, проданной вещи или выполненной работы. В отношениях между социалистич. орг-циями предъявление П. должно предшествовать передаче спора в арбитраж. Клиенты органов связи и транспорта (орг-ций и граждане) также не могут обращаться с иском в соответствующие органы без предварит. заявления П. к перевозчику или органу связи (см. Претензионный порядок). По поводу недостатков товаров с гарантийными сроками, продаваемых через розничные торг, орг-ций, П. предъявляются в течение этих сроков, исчисляемых со дня продажи товара.

ПРЕТОР (лат. praetor, от praeitor -идущий впереди, предводительствующий), в Др. Риме гос. должность. Первоначально в период ранней рим. республики название высших магистратур (консулы и диктаторы). В 367 (или 366) до н. э. была учреждена должность П. как младшего коллеги консула, ведшего суд. процессы по гражд. делам на основании издаваемого им самим преторского эдикта (см. Преторское право), а в отсутствии консулов имевшего высшую власть. С 242 до н. э. избиралось два П.: наряду с городским П. (Praetor urbanus), ведавшим суд. процессами среди рим. граждан, П. для чужестранцев (Praetor peregrinus). При Сулле число П. увеличилось до 8; после исполнения претор-ских обязанностей они посылались в качестве пропреторов или проконсулов в провинции. В эпоху империи П. наз. также высшие должностные лица в городах.

ПРЕТОРИАНЦЫ (лат. praetoriani), преторианские когорты, в Др. Риме привилегированная часть войска. Первоначально П. наз. охрана полководцев, они набирались из рим. союзников, а со 2 в. до н. э.- из рим. всадников. Созданная при Августе императорская гвардия (9 когорт по 1000 человек в каждой) также наз. П. Комплектовались П. только из италийцев, служили меньший срок, чем легионеры, получали повышенное жалованье. Во главе П. стоял префект претория. Постепенно П. стали набираться из жителей провинций и потеряли прежнее значение.

При имп. Константине Великом (нач. 4 в.) П. были заменены дворцовыми частями - domestici.

В переносном смысле - наёмные войска, служащие опорой власти, основанной на грубой силе.

Лит.: Duггу М., Les cohortes pretoriennes, [P.], 1938.

ПРЕТОРИУС (Pretorius) Андриес Вильхельмус Якобус (27.11.1798, близ Храфф-Рейнета, Капская пров., - 23.7.1853, Магалисберг), бурский политич. деятель. Возглавлял войска бурских переселенцев, к-рые в 30-50-х гг. 19 в. захватили земли к С. от р. Вааль, принадлежавшие банту и др. афр. народам. В 1838 руководил бурскими войсками в сражении с зулусской армией Дингаана на р. Инкоме. Боролся за создание независимого от англичан бурского гос-ва; в янв. 1852 Великобритания признала независимость захваченной бурами терр. (Трансвааль), к-рая в 1856 была провозглашена Южно-Африканской Республикой.

ПРЕТОРИУС (Pretorius) Мартинус Весселе (17.9.1819, близ Храфф-Рейнета, Капская пров., - 19.5.1901, Почефструм), бурский политический деятель. Сын А. В. Я. Преториуса. Один из руководителей колонизации бурами земель к С. от р. Вааль, принадлежавших африканцам. П.- один из создателей Южно-Афр. Республики (Трансвааль). В 1857-60 и 1864-71 президент Южно-Афр. Республики (ЮАР). В 1860-63 президент Оранжевого Свободного гос-ва. П.- один из руководителей борьбы буров против аннексии ЮАР Великобританией. В 1881 подписал с брит. представителями конвенцию о признании Великобританией независимости ЮАР.

ПРЕТОРИЯ (Pretoria), столица Южно-Африканской Республики и адм. ц. провинции Трансвааль. Расположена в сев.-вост. части страны, на высоте 1738 м, по обоим берегам несудоходной реки Апис. Важный трансп. узел (ж.-д. и шоссейные магистрали, связывающие различные р-ны ЮАР со странами Юго-Вост. и Центр. Африки); в 43 км от города - аэропорт междунар. значения Смэтса. Самый холодный месяц - июнь (ок. 10 °С), самый жаркий - январь (21, 4 °С). Осадков 741 мм в год. Вместе с пригородами П. занимает площадь более 560 км2. Нас. 544 тыс. чел. (1970; по др. данным, 571, 5), в т. ч. 304, 6 тыс. лиц европ. происхождения и 234, 7 тыс. африканцев; афр. население П. подвергается жестокой расовой дискриминации.

П. осн. в 1855 бурами. Названа в честь А. В. Я. Преториуса. В 1860 стала столицей Южно-Афр. Республики (офиц. название бурской республики Трансвааль). С 1910 - столица Южно-Афр. Союза, с 1961 - ЮАР.

Важный пром. центр, росту к-рого способствовала близость важнейшего в стране пром. р-на Витватерсранд. Средоточие чёрной металлургии; ок. 1/2 всех рабочих П. занято на металлургич. комбинате гос. корпорации " ИСКОР". Предприятия маш.-строит, и металлообр. (сборка автомашин, произ-во велосипедов, электрооборудования), химич., текст., пищ., табачной, цем., стек., поли-графич. пром-сти; крупные ж.-д. мастерские. Вблизи П. - з-д по произ-ву феррованадия, в окрестностях П.- добыча алмазов (на руднике Премьер) и жел. руды. А. С. Покровский.

Город имеет регулярную планировку. Ист. центр П.- пл. Керк-платс, где расположены быв. ратуша (1899) и др. эклектич. постройки 19 в. Среди сооружений 20 в.: неоклассицистич. произв. X. Бейкера, функционалистские постройки Н. Итона, X. Макинтоша, Б. Сэнд-рока. Для совр. П. характерны обилие зелени, небоскрёбы (преим. в вост., деловой части города) и наряду с этим трущобы в пригородах, где сосредоточено цветное население. Близ П.- мемориал первым трансваальским поселенцам (завершён в 1949).

В П. находятся Ун-т Юж. Африки, Ун-т П., Технич. колледж; ряд н.-и. учреждений и науч. обществ: Директорат с.-х. исследований (ему подчинено 11 ин-гов, 6 из к-рых находятся в П.), Нац. зоосад Юж. Африки, Геологич. служба Юж. Африки, обсерватория " Рад-клиффк Ин-т Африки, Юж.-Афр. академия наук и искусств и др.; крупнейшие библиотеки: б-ка провинции Трансвааль (объединяет 20 региональных б-к), Гос. б-ка, б-ка Ун-та П., б-ка " Сан-лам" Ун-та Юж. Африки и др.; музеи: Муниципальная художеств, галерея, Музей естеств. наук и индустрии, Музей Трансвааля. Музей истории нац. культуры.

ПРЕТОРСКОЕ ПРАВО (lus praetorium), в Др. Риме нормы частного права, выработанные особыми должностными лицами - преторами. В Дигестах указывалось, что преторы могут -" подкреплять, дополнять или поддерживать цивильное право", т. е. исконное рим право, основанное на законе. Поскольку цивильное (гражданское) право в силу присущего ему формализма не сумело приспособиться к условиям быстро развивавшихся хоз. связей рабовладельч. общества, П. п. к концу республиканского периода превратилось по существу в самостоят. правовую систему. При вступлении в должность претор, стремясь обеспечить более гибкую защиту интересов частных собственников, издавал спец. эдикт (edictum tralaticium), к-рый предусматривал введение новых исков и др. процессуальных средств, фактически прекращая действие устаревших норм. Пре-торский эдикт действовал в течение 1 года, но каждый новый претор при составлении эдикта использовал наиболее важные правовые установления своих предшественников. Нормотворческий характер деятельности преторов усилился с сер. 2 в. до н. э., после издания закона Эбуция, согласно к-рому претору было дано право составлять в ходе судебного процесса обязательную для судей юри-дич. инструкцию (т. н. формулярный процесс). П. п. существенным образом реформировал такие институты частного права, как владение, договор, наследование. На основе П. п. сложился новый вид собственности (т. н. бонитарная собственность), особая форма " преторского наследования" и др. После падения республики нормотворческая деятельность преторов вступила в противоречие с растущим полновластием императоров. После того как во 2 в. н э. по указанию имп. Адриана рим. юрист Сальвий составил окончат, текст преторского эдикта (edictum perpetuum Hadriani), явившийся своего рода кодификацией П. п., развитие П. п. прекратилось.

Претория. Комплекс правительственных учреждений. 1910 -13. Арх. X. Бейкер.

В 4-5 вв. н. э. произошло сближение систем П. п. и цивильного права, приведшее к полному их единообразию.

ПРЕФЕКТ (лат. praefectus - начальник, от praeficio - ставлю во главе), 1) в Др. Риме должностное лицо, осуществлявшее контроль за префектурами. Со времени Августа (кон. 1 в. до н. э.) П. назначался для управления Египтом, а затем и др. провинциями. В период империи П. наз. начальники отд. ведомств. П. с исключительно суд. функциями (Praefectus iuri dicundo) Б эпоху республики были помощниками преторов по ведению тяжб в городах Италии, а в период империи -и провинций. 2) Во Франции лицо, возглавляющее департамент как представитель центр. пр-ва; назначается президентом Франции. Считается главой всех гос. учреждений в данном департаменте. Обладает широкими полномочиями (в частности, имеет право опротестовать отд. акты местных органов самоуправления, отменять решения департаментского совета). В Париже управление осуществляется двумя П.- П. департамента Сены и П. полиции.

ПРЕФЕКТ ПРЕТОРИЯ (лат. praefectus praetorio), в Др. Р и м е, 1) командир преторианцев. Должность П. п. была введена при Августе (кон. 1 в. до н. э.); назначались из всадников, до 3 в. н. э. обычно двое, позднее один. Нек-рые П. п. становились всесильными временщиками (напр., Сеян при имп. Тиберии). Должность П. п. ликвидирована при Константине Великом (нач. 4 в.). 2) Высшая гражданская должность в префектуре.

ПРЕФЕКТУРА (лат. praefectura), I) в Древнем Риме в период республики муниципии, лишённые Римом самоуправления и находившиеся под надзором рим. префекта. Со времени имп. Константина Великого (нач. 4 в.) единица адм. деления. Вся империя была поделена на 4 П. - Восток, Иллирия, Италия и Галлия, управлявшиеся префектами претория. 2) В Японии название основной адм.-терр. единицы.

ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ, при мажоритарной системе абсолютного большинства метод голосования, обеспечивающий результативность выборов и исключающий, т. о., необходимость проведения второго тура или перебаллотировки. При П. г. избиратель проставляет в бюллетене свои преференции, указывая цифрами 1, 2, 3 и т. д., кого он желает видеть избранным в первую очередь, кого во вторую и т. д. При определении результатов голосования подсчитываются первоначально голоса, полученные кандидатами при первой преференции. Если никто не набрал абсолютного большинства голосов, то голоса, поданные за наименее успешного кандидата, передаются другим кандидатам, а сам он исключается из дальнейшего подсчёта. Эта процедура повторяется до тех пор, пока к.-л. кандидат не наберёт необходимого большинства голосов. Различные формы П. г. (альтернативное голосование, система единого передаваемого голоса) применяются в Ирландии, Индии, Австралии. П. г. может использоваться и в качестве дополнения к пропорциональной системе в качестве метода определения тех кандидатов партийного списка, к-рые получают право на мандат (Италия).

ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ПОШЛИНЫ, см. Преференции.

ПРЕФЕРЕНЦИИ (позднелат. praeferentia - предпочтение, от лат. praefero -предпочитаю), особо льготные (или предпочтительные) ввозные пошлины, устанавливаемые данным гос-вом для всех или нек-рых товаров отд. стран и не распространяемые на товары прочих стран (см. также Пошлины таможенные). Империалистич. державы используют П. гл. обр. для получения дешёвого сырья и продовольствия из зависимых и развивающихся стран. П. практиковались обычно в торговле между метрополией и колониями. Великобритания широко применяла П. в торговле со странами стерлинговой зоны (см. Валютные зоны). После 2-й мировой войны 1939-45 П. используются США, Францией, Бельгией, Нидерландами. Напр., почти все основные товары, ввозимые из стран Лат. Америки и Филиппин в США, облагаются преференциальными пошлинами, а во мн. случаях ввозятся беспошлинно. Это даёт основание США добиваться снижения цен на ввозимые из этих стран сырьё и продовольствие и диктовать цены, по к-рым они экспортируют свои товары. При установлении П. 'важное значение имеют политич. интересы стран-импортёров. Так, до нар. революции на Кубе (1959) США в торговле с ней применяли П. Социалистич. преобразования на Кубе послужили причиной того, что в окт. 1962 эта страна была официально лишена таможенных П. и включена в список гос-в, не пользующихся в США режимом наибольшего благоприятствования. Таможенные льготы и преференции афр. стран, ассоциированных с " Общим рынком", позволяют зап.-европ. монополиям урезывать цены на сырьё, экспортируемое афр. странами, и повышать цены на пром. товары, экспортируемые зап.-европ. монополиями. По данным Экономич. комиссии ООН для Африки, к 1970 афр. страны в результате неравноправных условий торговли с ЕЭС потерпели убытки на сумму 7 млрд. долл.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал