Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XII. Архитектура и изобразительное искусство 23 страница
СВИРЬ, река в Ленинградской обл. РСФСР. Вытекает из Онежского оз., впадает в Ладожское оз. Дл. 224 км, пл. басс. 84 400 км2. Общее падение ок. 28 м. Сток С. зарегулирован Онежским оз., Верхнесвирскои ГЭС [образует Ивин-ский разлив (116 км2)]и Нижнесвирской ГЭС. Ср. расход воды ок. 790 м3/сек. Замерзает в ноябре - декабре (иногда январе), вскрывается во 2-й пол. апреля - 1-й пол. мая. С.- часть Волго-Балтийского водного пути. Осн. пристани: Вознесенье, Подпорожье, Лодейное Поле, Свирица. СВИРЬСТРОЙ, посёлок гор. типа в Лодейнопольском р-не Ленинградской обл. РСФСР. Расположен на левом берегу р. Свирь, в 16 км выше г. Лодейное Поле. Ж.-д. станция (Янега) на линии Волхов-Петрозаводск. Нижнесвирская ГЭС, рыбный з-д. СВИСЛОЧЬ, река в БССР, прав. приток р. Березины (басс. Днепра). Дл. 327 км, пл. басс. 5160 км2. Берёт начало на Минской возв., течёт по Центрально-березинской равнине. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Ср. расход воды в 88 км от устья 24, 3 м3/сек. Сток зарегулирован водохранилищами Гонолес (пл. 31 км2)и Осиповичским (11, 9 км2). Замерзает обычно в декабре, иногда в ноябре или феврале, вскрывается в марте - начале апреля. На С.-г. Минск; Осиповичская ГЭС. СВИСЛОЧЬ, река в БССР, частично по границе с Польшей, лев. приток Немана. Дл. 137 км, пл. басс. 1750 км2. Берёт начало на Волковысской возв. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Ср. расход в 12 км от устья 7, 6 м31сек. Половодье с февраля по апрель, осенью дождевые паводки. В низовьях ГЭС. СВИСЛОЧЬ, посёлок гор. типа, центр Свислочского р-на Гродненской обл. БССР. Расположен в 2, 5 км от ж.-д. ст. Свислочь (конечная ст. ж.-д. ветки от линии Барановичи - Берестовица). Комбинат стройматериалов, молокозавод. СВИСТКИ, акустические излучатели, преобразующие энергию струи в энергию акустич. колебаний. В отличие от сирены, в С. нет движущихся частей, поэтому они более просты в изготовлении и удобны в эксплуатации. По типу рабочего тела и среды, для к-рой они предназначены, С. делятся на газоструйные и жидкостные. Газоструйные С., в свою очередь, подразделяются на С. низкого и высокого давления. С. низкого давления, как правило, обладают сравнительно высоким кпд, но излучают малую мощность, поэтому до последнего времени ими пользовались лишь для сигнализации; однако найдены методы повышения их мощности, и они начинают применяться для пром. целей (коагуляции аэрозолей, ускорения процессов тепло- и массообмена и др.). Наиболее простой С. низкого давления - губной (рис. 1), состоящий из щелевого сопла / и резонансной камеры 2 (чаще всего цилиндрич. типа). Рис. 1. Схема губного свистка: / - сопло; 2 -резонансная камера; 3 -острый край резонатора. Воздух, подаваемый в сопло, разбивается острым краем 3 резонатора на 2 потока: один выходит в окружающую среду, другой попадает в камеру, повышая в ней давление. Через определённые промежутки времени, зависящие от размеров камеры, второй поток прерывает осн. струю, вследствие чего возникают периодич. сжатия и разрежения воздуха, распространяющиеся в виде акустич. волн. Обычно губные С. работают при давлениях воздуха, не превышающих 1, 4 am, с акустич. мощностью порядка 1 вm. Существуют конструкции, позволяющие получить мощности до неск. квт. К С. низкого давления относятся также ультразвуковой Гальтона свисток и вихревые С. Вихревой С. представляет собой цилиндрич. камеру, в к-рую газ (или жидкость) вводится тангенциально; по оси камеры расположена узкая трубка, через к-рую выходит отработанный газ и излучается звуковая энергия. Рис. 2. Схема жидкостного свистка: / -металлическая пластина; 2 - сопло. Упругие колебания образуются вследствие понижения давления на оси С. при вихревом движении газа и его периодич. выравнивания в результате проскока газа из атмосферы в выходную трубку. На частотах до 30 кгц мощность вихревых С. составляет обычно неск. em. К С. высокого давления относится Гартмана генератор, обладающий мощностью до 0, 5 квт. Принцип действия и конструкция жидкостных С. аналогичны газоструйным. Наиболее распространён тип пластинчатых жидкостных С., действие к-рого основано на возбуждении резонансных колебаний вибратора - пластины или стержня (рис. 2) струёй жидкости, вытекающей под большим давлением. Лит.: Школьникова Р. Ш., Воздухоструйные генераторы акустических колебаний для коагуляции аэрозолей, " Акустический журнал", 1963, т. 9, № 3, с. 368-75; Бергман Л., Ультразвук и его применение в науке и технике, пер. с нем., 2 изд., М., 1957. Ю. Я. Борисов. " СВИСТОК", сатирический отдел журнала " Современник". В 1859-63 всего вышло 9 номеров. Создателем и осн. автором " С." был Н. А. Добролюбов (см. его Собр. соч., т. 7, 1963). В " С." сотрудничали Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, печатались пародии Козьмы Пруткова. В соответствии с лит.-политич. программой " Современника'' " С." обличал мракобесов и крепостников, высмеивал " прогрессистов" -либералов, бичевал " чистое искусство". Среди сатирич. жанров " С." преобладали стихотворная пародия и лит. фельетон. Лит.: Л е о н т ь е в Н. Г., Добролюбов-пародист, " Уч. зап. ЛГУ. Серия филологич. наук", 1957, в. 30; Боград В. Э., Журнал " " Современник". 1847 -1866. Указатель содержания, М.- Л., 1959. СВИСТУНЫ (Leptodactylus), род бесхвостых земноводных. Внешне похожи на настоящих лягушек рода Rana, но в отличие от них у С. между пальцами нет плавательной перепонки. Дл. тела до 20 см. Ок. 60 видов; распространены в тропич. р-нах Америки. Нек-рым С. присуща забота о потомстве. Напр., глазчатый С. (L. ocellatus) делает из ила кольцеобразный валик, выступающий над водой, и в образованный внутри кольца бассейн диаметром до 30 см самка мечет икру. Усатый С. (L. mystacinus) откладывает икру на суше под камнями, упавшими стволами деревьев и т. п.; икринки заключены в пенистую массу, предохраняющую их от высыхания; в период дождей места, где отложена икра, покрывает вода, и в ней происходит развитие головастиков. Звук, издаваемый С., похож на свист (отсюда назв.). " СВИТ" (Svit), предприятие кожевенно-обувной пром-сти ЧССР (производит кожи и обувь всех видов). Расположено в г. Готвальдов (б. Злин). Осн. в 1894 как товарищество Батя по произ-ву войлочных домашних туфель. Рабочие предприятия активно участвовали в революц. борьбе. В 1945 предприятие национализировано, в 1949 переименовано в " Свит". В 1974 годовой выпуск обуви на предприятии составил 43 млн. пар. " С." -ведущее предприятие чехосл. обувной пром-сти, занимает 1-е место в Европе по произ-ву обуви. Продукция экспортируется более чем в 90 стран. Имеется музей истории обуви. Награждено орденом Труда (1955), орденом Республики (1969), орденом Победоносного февраля (1973). СВИТА, свитка, верхняя народная мужская и женская одежда украинцев, русских и белорусов. Покрой старинной С.- прямой, более поздней (со 2-й пол. 19 в.) - в талию; длина обычно ниже колен. С. делали однобортной или двубортной с застёжкой на левой стороне. Иногда её носили внакидку. С. обычно шили из домотканого сукна естеств. цвета овечьей шерсти, иногда (напр., праздничную С. украинцев) - из красного, нередко украшали вышивкой, отделкой шнуром, кожей. СВИТА ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ, осн. единица региональных стратиграфических подразделений, сложенная пластами осадочных, вулканогенных или метаморфич. горных пород, в одних случаях однородных по составу, в других представленных чередованием пород различного типа (см. Стратиграфия). С. г. имеют собств. гео-графич. названия и объединяются в серии; подразделяются на подсвиты и пачки. Ведущий признак при выделении С. г.- особенности литологич. состава (для нек-рых С. г.- наличие ископаемых остатков животных и растений), характер к-рых остаётся постоянным для всей С. г., возраст С. г. на площади её распространения приблизительно одинаков, хотя границы могут несколько смещаться во времени. Значительно больший разброс во времени допускается для формации в понимании амер. геологов, к-рая по существу является синонимом С. г. Лит.: Стратиграфическая классификация, терминология и номенклатура, Л., 1965; Данбар К., Роджерс Дж., Основы стратиграфии, пер. с англ., М., 1962. СВИТОК, рукопись в виде ленты, свёртываемой в трубку, один из древнейших видов книги, характерный для культур Др. Египта, а также Др. Греции и Рима. С. обычно изготовлялись из папируса и иногда украшались миниатюрами. С 4-6 вв. в Европе С. вытесняются кодексами из пергамена (тогда как в странах Д. Востока С. бытуют вплоть до нового времени). В ср. века форму С. сохраняют лишь не очень большие по объёму документы и отд. литургич. тексты. Илл. см. т. 12, табл. XXIX (стр. 336-337). СВИФТ (Swift) Джонатан (30.11.1667, Дублин, -19.10.1745, там же), английский писатель. Род. в семье стряпчего. В 1682-88 учился в Тринити-коллед-же Дублинского ун-та. В 1689-99 сек ретарь и библиотекарь отставного дипломата и видного эссеиста У. Темпла. С 1695 священник; доктор богословия (1701). В нач. 1690-х гг. пробовал силы в поэтических жанрах; сгущённо-пародийный стиль обрёл в прозе. Первое произв. С.- памфлет " Битва книг" (1697) - жестокое осмеяние поборников идейной и культурной новизны самоутверждавшейся бурж. цивилизации. Жанровый поиск " Битвы книг" успешно завершился в " Сказке о бочке" (1704), написанной от лица продажного писаки, составляющего нечто вроде энциклопедии грядущего помешательства. Устами " Автора" С. формулирует религ., гуманистич., утопич. претензии бурж. прогресса и обнажает их глубинную фальшь. Сказочка о трёх братьях (каждый из к-рых олицетворяет одну ветвь христианства-католическую, англиканскую или кальвинистскую церковь) становится поводом для бесконечных пародийных отступлений, где уже средствами собственно языка разоблачаются новейшие идейные извращения. В 1701 С. получил место викария в Ларакоре (Ирландия) и в Лондоне бывал наездами. С. уже приобрёл славу политич. памфлетиста, и виги считали его своим сторонником, но памфлетами " Соображения английского церковника" (1708) и " Рассуждение об отмене христианства" (1709)С. подтвердил свою идейно-политич. независимость. Дж. Свифт. В те же годы С. создал цикл нашумевших памфлетов, в к-рых под маской " учёного" предсказателя патриота Бикерстаффа на жизненных примерах продемонстрировал силу печатной пропаганды, способной произвольно измышлять и отменять факты. В 1710-14 С. сблизился с руководителями пр-ва тори, стремившегося вывести Великобританию из затянувшейся войны за Испанское наследство и стабилизировать положение внутри страны. С. активно поддерживал и направлял правительств. политику в статьях журн. " Экза-минер" (1710-11), в памфлетах " Поведение союзников" (1711), " Общественный дух вигов" (1714) и др. Его каждодневные письма-отчёты 1710-13 в Ларакор бывшей воспитаннице Эстер Джонсон составили посмертно изданный " Дневник для Стеллы". В 1713 получил должность декана (настоятеля) собора Сент-Патрик в Дублине. Живя почти безвыездно в Ирландии на положении политич. изгнанника, С. включился в борьбу за попранные права ирл. народа (памфлеты " Предложение о всеобщем употреблении ирландской мануфактуры", 1720; " Скромное предложение относительно детей ирландских бедняков", 1729). В 1723-24 в серии " Писем суконщика", воспроизводя логику и язык рядового обывателя, С. так умело связал широкую политич. агитацию с конкретным событием, что англ, пр-во едва предотвратило нар. восстание в Ирландии. Вершина творчества С.- " Путешествия Гулливера" (1726). Пародируя и одновременно совершенствуя литературу путешествий, С. " открывает" фанта -стич. страны, сатирически комментируя реальные перспективы и идеалы европейского общественного устройства. Его комичным, снижающим отражением предстаёт мирок лилипутов; здравый и свободный рассудок выносит приговор новейшим свершениям истории (" Путешествие в Бробдингнег"); в " Путешествии в Лапуту" осмеяно безумие " чистого" науч. прогресса; несостоятельность бурж. просветит, гуманизма демонстрируется в " Путешествии в страну гуигнгнмов", где выдвинута иронич. дилемма: " разумная" лошадиная утопия либо обезьянье жизнеустройство, схожее с социально извращённым человеческим существованием. Книга С.- не проповедь безысходного пессимизма, а дальновидный пересмотр со-циально-идеологич. установок бурж. прогресса. " Вперёдсмотрящим" назвал его А. В. Луначарский. Среди последних произв. С., в основном повторяющих прежние темы и мотивы, выделяются памфлеты " Наставления слугам" и " Серьёзный и полезный проект устройства приюта для неизлечимых" (1733). Дж. С в и ф т. " Путешествия Гулливера" (М., 1935). Илл. Ж. Гранвиля. Осн. приёмом сатиры С. была реали-стич. пародия: нелепость и чудовищность предстают у него как социальная норма, как действительная и перспективная характеристика изображаемых явлений. Драматич. сатира С. запечатлела идейную панораму раннего англ. Просвещения. Соч.: The prose works, v. 1 -14, Oxf., 1939 - 68; The poems, v. 1 - 3, Oxf., 1958; в рус. пер.- Памфлеты, М., 1955; Сказка о бочке, М., 1930; Путешествия в некоторые отдаленные страны Лемюэля Гулливера, М., 1967. Лит.: ЗаблудовскпйМ. Д., Сатира и реализм Свифта, в сб.: Реализм XVIII в. на Западе, М., 1936; Левидов М. Ю., Путешествие в некоторые отдаленные страны. Мысли и чувства Джонатана Свифта, М., 1964; Муравьев В., Джонатан Свифт, М., 1968; С г a i k H., The life of Jonathan Swift, v. 1 - 2, L., 1894; Quintana R., The mind and art of Jonathan Swift, L.-N. Y., 1936; Williams K., Jonathan Swift and the age of compromise, Lawrence, 1958; Ehrenpreis I., Swift..., v. 1 - 2, L., 1964 - 1967; Swift. Ed. by C. J. Rawson, L., [1971]. В. С. Муравьёв. " СВИФТ ЭНД K°" (Swift and Co., с 1973 " Эсмарк", США), крупнейший в мире трест мясохладобойной пром-сти; см. Пищевые монополии. СВИШТОВ (Свищов), город и порт на С. Болгарии, на Дунае, в Великотырнов-ском округе. 25 тыс. жит. (1972). Комбинат искусств. волокон; пищевкус. пром-сть (консервная, мясная, винодельческая). Высший финансово-экономич. ин-т. СВИЩ, фистула (от лат. fistula -трубка), канал, патологич. сообщение между полыми органами либо органа, полости тела, очага заболевания с поверхностью тела. Обычно имеет вид узкого канала, выстланного эпителием или грануляциями, с постоянным отделяемым (гной, слизь, жёлчь, моча, каловые массы). Врождённые С. (напр., пупочные) - пороки развития, приобретённые - следствие хронич. воспалительных процессов (напр., остеомиелита), опухолей, травм. Лечение, как правило, оперативное. Искусственные С.- результат операции. Они могут соединять полые органы и тогда наз. внутренними С. или анастомозами, соустьями (напр., гастроэнтероанастомоз при руб-цовом сужении выходного отдела желудка). Наружные С.- с т о м ы - создают для искусств, кормления больного (га-стростома) или для отведения мочи, кала (напр., цистостома - С. мочевого пузыря - при сдавлении мочеиспускательного канала опухолью). При наружных С. важен уход, предупреждающий раздражение и инфицирование кожи вокруг С. Лит.: Стручков В. И., Гнойная хирургия, 2 изд., М., 1967. СВИЩЁВ Георгий Петрович [р. 11(24).12. 1912, Ленинград], советский учёный в области авиации и механики, чл.-корр. АН СССР (1966), Герой Социалистич. Труда (1957). Чл. КПСС с 1945. По окончании в 1935 Моск. дирижаблестроит. ин-та работал в КБ дирижаблестроения, в 1940-54 в Центр, аэрогидродинамич. ин-те им. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), с 1950 зам. нач. ЦАГЙ. В 1954-67 нач. Центр, ин-та авиац. моторостроения им. П. И. Баранова (ЦИАМ), с 1967 нач. ЦАГИ. Осн. труды по аэродинамике самолёта и двигательных установок. Гос. пр. СССР (1946, 1952). Награждён 2 орденами Ленина, 4 др. орденами, а также медалями. Соч.: Исследование профиля сопротивления с различными деформациями носика, М., 1946; Эффективность руля и шарнирные моменты, М., 1948; Сверхзвуковые течения газа в перфорированных границах, М., 1967 (совм. с др.). СВИЯГА, река в Ульяновской обл. и Тат. АССР, правю приток р. Волги. Дл. 375 км, пл. басс. 16 700 км2. Берёт начало на вост. склоне Приволжской возв., течёт на С. в широкой долине параллельно Волге, впадает в Свияжский зал. Куйбышевского водохранилища. Питание преим. снеговое. Ср. расход воды в 26 км от устья 34 м3/сек. Замерзает в ноябре -начале декабря, вскрывается в апреле -начале мая. На С.- г. Ульяновск. СВИЯЖСК, село в Верхнеуслонском р-не Татарской АССР, при впадении р. Свияги в Волгу. После создания Куйбышевского водохранилища располагается на острове. Основан в 1551 как крепость, к-рая была собрана за 4 недели из сплавленных по Волге деталей, заготовленных в р-не Углича. С. являлся базой рус. войск в период осады Казани (1552).Со 2-й пол. 16 в.- уездный город; с 18 в. в Казанской губ. С 1932 - сел. населённый пункт. Памятники архитектуры: церковь Константина и Елены (1704), монастыри -Успенский [собор (1560, в формах псковской архитектуры, реконструирован в 17-18 вв. в формах барокко, фрески 16 в.), Никольская церковь (перестроена в 17-18 вв. из одностолпной, квадратной в плане трапезной с церковью 1556)], Иоанно-Предтеченский [б. Троице-Сергиевский; деревянная Троицкая церковь (1551, перестроена), Сергиевская церковь (перестроена в 17-18 вв. из одностолпной, квадратной в плане трапезной с церковью 2-й пол. 16 в.)]. СВИЯЗЬ, свияга, свистун (Anas-penelope), птица сем. утиных. Дл. тела ок. 55 см; весит обычно 650-800 г, иногда до 1 кг. С. широко распространена в Европе и Азии, преим. в лесной зоне, иногда в тундре; кроме того, гнездится по степным озёрам Казахстана, в Крыму и Закавказье. Свиязь: 1 -самец; 2 -самка. Питается гл. обр. зелёными частями растений и корневищами. Объект промысла. СВОБОДА (Svoboda) Людвик (р. 25.11. 1895, Грознетин, Чехия), гос., политич. и воен. деятель ЧССР, генерал армии (ноябрь 1945), трижды Герой ЧССР (1965, 1970, 1975), Герой Сов. Союза (1965). Л. Свобода. Род. в крест. семье. Получил аг-рономич. образование. В 1915 был призван в австро-венг. армию и направлен на рус. фронт. Возглавив группу чеш. патриотов, перешёл линию фронта и в 1916 вступил в чехословацкий легион. В 1920 вернулся на родину, стал кадровым офицером чехосл. армии. В 1931-34 преподавал в Воен. академии в Границе (Моравия), затем был командиром пехотного батальона. После оккупации Чехословакии нем.-фаш. войсками был одним из организаторов подпольной антифаш. воен. орг-ции. Летом 1939 выехал в Польшу, сформировал чехосл. воинскую часть, с к-рой в сент. 1939 перешёл в Сов. Союз. С. - инициатор создания в февр. 1942 в Бузулуке 1-го Чехосл. отд. пехотного батальона, впервые вступившего в бой с нем.-фаш. войсками в марте 1943 под Соколова. В 1943 возглавил 1-ю Чехословацкую отдельную бригаду, сражавшуюся под Киевом, Белой Церковью, Жашковом. В 1944 во главе 1-го Чехословацкого армейского корпуса участвовал в Дукельской операции, в боях в Словакии. В 1945-50 мин. нац. обороны. Вместе с др. чехосл. деятелями подписал Кошицкую программу. В 1948 вступил в компартию Чехословакии (КПЧ), был избран депутатом Нац. собрания. В 1950-1951 зам. пред. пр-ва Чехословакии и пред. Гос. к-та по делам физкультуры и спорта. В 1955-59 нач. Воен. академии им. К. Готвальда. В марте 1968 - мае 1975 президент ЧССР, Верховный главнокомандующий вооруж. силами ЧССР. Чл. ЦК КПЧ в 1948-49 и с авг. 1968; чл. Президиума ЦК КПЧ с авг. 1968. Награждён орденами К. Готвальда (1959, 1970), Ленина (1943, 1965), Октябрьской Революции (1970), Суворова 2-й степени (1943) и 1-й степени (1945). Чехословацкая премия мира (1968), Междунар. Ленинская премия " За укрепление мира между народами" (1970). СВОБОДА, способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. В истории обществ. мысли проблема С. традиционно сводилась к вопросу: обладает ли человек свободой воли, иначе говоря, обусловлены или нет его намерения и поступки внешними обстоятельствами. Материалистич. понимание истории отвергает идеалистич. представление о С. личности как независимости её сознания от объективных условий. Марксизм выступает также против метафизич. противопоставления С. и необходимости, распространённого среди философов и естествоиспытателей 17-19 вв. (Т. Гоббс, П. Гольбах, Ж. Ламетри, П. Лаплас, Е. Дюринг и др.). Марксистское понимание С. в её диалектич. взаимодействии с необходимостью противостоит как волюнтаризму, проповедующему произвольность человеческих поступков, так и фатализму, рассматривающему их как предопределённые. В отличие от идеалистов, ограничивающих проблему С. сферой сознания (Г. Гегель, экзистенциализм), марксизм считает, что одно сознание С., без возможности её практич. воплощения в деятельности, - это лишь иллюзия реальной С. В повседневной практич. деятельности люди сталкиваются не с абстрактной необходимостью как таковой, а с её конкретно-Историч. воплощением в виде реально существующих социальных и экономич. отношений, к-рые обусловливают круг их интересов, а также в виде материальных средств для достижения поставленных целей. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают известной С. в выборе целей, поскольку в каждый данный момент обычно существует не одна, а неск. реальных возможностей, хотя и с разной долей вероятности; даже тогда, когда нет альтернативы, они в состоянии замедлить наступление не желаемых для них явлений либо ускорить приближение желаемых. Наконец, они более или менее свободны и в выборе средств достижения цели. С., следовательно, не абсолютна, а относительна и претворяется в жизнь путём выбора определённого плана действия. Она тем больше, чем лучше люди сознают свои реальные возможности, чем больше средств для достижения поставленных целей находится в их распоряжении, чем в большей мере совпадают их интересы со стремлениями больших масс людей, обществ. классов и с объективными тенденциями общественного прогресса. Отсюда вытекает марксистское определение С. как " познанной необходимости", согласно к-рому С. личности, коллектива, класса, общества в целом заключается " не в воображаемой независимости" от объективных законов, а в способности выбирать, "... принимать решения со знанием дела" (Э н-г е л ь с Ф., Анти-Дюринг, 1966, с. 112). Это относительная исторически, но вместе с тем реальная практически С. личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах возлагает на неё моральную и социальную ответственность за свои поступки. Т. н. " отрицательная свобода" (от лишений, эксплуатации, социального и национального гнета) является условием " положительной свободы" (для творческого труда, самоуправления, всестороннего развития личности и т. д.). С. отнюдь не равнозначна произволу. Человек свободен в своих мыслях и поступках вовсе не потому, что они причинно ничем не обусловлены. Причинная обусловленность человеческих мыслей, интересов, намерений и поступков не отменяет С., т. к. они не детерминированы однозначно. Независимо от происхождения своих целей и намерений люди обладают С. постольку, поскольку они сохраняют реальную возможность выбора и предпочтения, к-рая объективно соответствует их интересам, поскольку внешние обстоятельства не вынуждают их поступать вопреки их личным интересам и потребностям. Абстрактной С. вообще не существует. С. всегда конкретна и относительна. В зависимости от объективных условий и конкретных обстоятельств люди могут обладать С. или же быть лишены её; они могут обладать С. в одних сферах деятельности и быть лишены её в других; наконец, и степень их С. может быть весьма различной - от С. в выборе целей через С. в выборе средств до С. приспособления к действительности. В реальной действительности С. присутствует в необходимости в виде непрерывной цепи С. выбора, к-рая была осуществлена людьми в прошлом и привела общество к его данному состоянию, в свою очередь, и необходимость присутствует в С. в виде объективных обстоятельств и не может претвориться в жизнь иначе как благодаря свободной деятельности людей. Историч. детерминизм, следовательно, не отрицает С. выбора в обществ. деятельности людей, но предполагает её и включает в себя как её результат. Свободная сознательная деятельность, по определению Маркса, составляет родовой признак человека, выделяющий его среди животных, а сама С., к-рой обладают люди в каждую данную эпоху, является необходимым продуктом история, развития; " Первые выделившиеся из животного царства люди были во всем существенном так же несвободны, как и сами животные; но каждый шаг вперед по пути культуры был шагом к свободе" (Энгельс Ф., там же). Несмотря на все противоречия и антагонистич. характер обществ. развития, оно сопровождается в общем и целом расширением рамок С. личности и в итоге ведёт к освобождению человечества от социальных ограничений его С. в бесклассовом, коммуни-стич. обществе, где "... свободное развитие каждого является условием свободного развития всех" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 447). Если объём человеческой С. может служить мерой обществ. прогресса, то, в свою очередь, его темпы непосредственно зависят от степени С., к-рой располагают люди в процессе своей деятельности. Мера С., к-рой в каждую конкретную историч. эпоху обладают люди, в общем и целом определяется уровнем развития производит, сил, степенью познания ими объективных процессов в природе и обществе, наконец, социальным и политич. строем данного общества. С. личности всегда представляет собой лишь часть С., к-рой располагает данное общество в целом. И в этом смысле, как отмечал Ленин, опровергая анархич. индивидуалистич. концепции С. личности, " жить в обществе и быть свободным от общества нельзя" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 104). В антагонистич. обществе разделение труда, частная собственность на средства произ-ва и раскол общества на антагонистич. классы обусловливают господство партикулярных интересов и стихийно действующих процессов, выходящих из-под контроля людей и сопровождающихся социальными бедствиями. В таких условиях С. господствующего класса распоряжаться собственностью, материальными богатствами и знаниями оборачивается для эксплуатируемого класса необходимостью трудиться ради обогащения других и выполнять чужую волю; во взаимоотношениях между отд. личностями индивидуальная С. одних подрывается произволом других поступать по своему усмотрению. Мерой индивидуальной С. становятся размеры частной собственности, обусловливающие в значит. степени возможность распоряжаться материальными и духовными благами. При этом ущемляется не только С. подавляющей массы людей, одновременно происходит колоссальная растрата материальных и людских ресурсов данного общества. Стремясь экспроприировать в свою пользу по возможности всю С., к-рой потенциально обладало общество в целом, правящий класс в антагонистич. обществе всегда максимально регламентировал поведение остальных людей различными кастовыми, сословными, иерархич., правовыми и др. социальными нормами. Такие возведённые в закон ограничения в поведении большинства людей становятся условием С. и произвола привилегированного меньшинства. На протяжении всей истории человечества борьба людей против социальных ограничений своей С., в какие бы идеологич. формы она ни облекалась, была могучей движущей силой обществ, прогресса. Требования С. и равенства были взаимно обусловлены, хотя обосновывались идеологами различных классов по-разному. Накануне бурж. революций в Зап. Европе и Сев. Америке они были провозглашены как естественное право всех людей в равной мере пользоваться достижениями цивилизации и распоряжаться плодами своего труда и своей судьбой. Под лозунгом " Свобода, равенство, братство! " прогрессивная буржуазия повела за собой нар. массы на борьбу против феодализма. Однако эти принципы оказались неосуществимыми в условиях капиталистич. общества. История капиталистич. общества опровергла бурж. доктрины С., в частности популярную в 19 в. либеральную концепцию А. Смита, И. Бентама и Дж. С. Милля, к-рые полагали, будто макс. ограничение сферы деятельности гос-ва, свободное распоряжение людьми своей частной собственностью и преследование каждым своих разумных интересов будут сопровождаться всеобщим благосостоянием и расцветом индивидуальной С. всех членов общества. Даже в самых развитых капиталистич. странах С. личности в значит. мере остаётся формальной, а те реальные права, к-рых нар. массы добились в ходе упорной борьбы (С. слова, совести, организаций, собраний и др.), подвергаются постоянным посягательствам со стороны реакции (см. Свободы демократические).
|