Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XII. Архитектура и изобразительное искусство 24 страница






Лозунг " С." широко используется идеологами буржуазии в пропагандистских целях, поскольку он обладает неотразимой привлекательностью в глазах широких нар. масс. Именно этим объясняется, напр., применение лозунга " свободный мир" для обозначения капиталистич. Запада, слова " С." в самых различных сочетаниях наиболее реакц. орг-циями в целях саморекламы. Многие бурж. идеологи, напр. М. Фридман, Г. Уоллич, Ч. Уайтейкер и др., ныне открыто противопоставляют С. равенству. Наряду с этим на Западе широкое распространение получают различные технократич. и бихевиористские концепции (см. Технократия, Бихевиоризм), умаляющие и даже откровенно отрицающие всякую С. личности, напр. амер. социальный психолог Б. Ф. Скиннер и его последователи, оправдывающие манипуляцию сознанием и поведением людей. В условиях кризиса бурж. индивидуализма, когда гос.-монополистич. бюрократия ущемляет С. личности и попирает её достоинство, такие концепции импонируют, с одной стороны, тем представителям правящего класса, к-рые стремятся к подавлению демократич. прав и усилению бюрократич. контроля над массами, а с другой -разделяются представителями либеральной интеллигенции и радикально настроенной молодёжи, к-рые настолько изверились в Традиционных ценностях бурж. цивилизации, что склонны считать фикцией всякую С. личности. В историч. перспективе, однако, расширение С.-это диалектич. и необратимый процесс, развивающийся в направлении последовательного социального и нац. освобождения человечества.

Объективные условия подлинной С. реализуются только в результате ликвидации антагонистич. отношений между людьми, порождённых частной собственностью. Когда на смену стихийным процессам в обществе приходит планомерное развитие, в значит. мере исключающее непредвиденные экономич. и социальные последствия, обществ. деятельность людей становится подлинно свободным и сознательным историч. творчеством. В ком-мунистич. обществе, писал Энгельс, " объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей. И только с этого момента люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю, только тогда приводимые ими в движение общественные причины будут иметь в преобладающей и все возрастающей мере и те следствия, которых они желают. Это есть скачок человечества из царства необходимости в царство свободы" (" Анти-Дюринг", 1966, с. 288). Вместе с тем для того чтобы в полной мере была достигнута индивидуальная С., цели, к-рые ставит перед собой каждая отд. личность, должны согласовываться с интересами остальных составляющих общество людей. Одновременно с этим каждый член общества приобретает реальные возможности для всестороннего и полного развития заложенных в нём способностей и талантов, для свободного доступа к накопленному человечеством опыту, знаниям и остальным духовным ценностям, обладая при этом свободным временем для овладения ими.

Социалистич. революция положила начало этому процессу освобождения людей во всех сферах жизни общества. Он протекает ускоряющимися темпами вместе с бурным ростом производит. сил, развитием научно-техннч. революции, совершенствованием обществ. отношений, всеобщим культурным подъёмом. В ком-мунистич. обществе С. воплотится в создании всех необходимых условий для всестороннего гармонич. развития личности. Как отмечал Маркс, при коммунизме, по ту сторону царства необходимости (т. е. за пределами собственно материального произ-ва), "... начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное царство свободы, которое, однако, может расцвести лишь на этом царстве необходимости, как на своем базисе" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 387).

Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Э н-ге л ь с Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20, отд. 1, гл. 2, отд. 2, гл. 2, отд. 3; е г о же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21, гл. 4; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, гл. 5; Ленин В. И., Что такое " друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18, гл. 3; его же, Государство и революция, там же, т. 23; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1974; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Милль Дж. Ст., О свободе, пер.
с англ., СПБ, 1901; Г е г е л ь Г. В. Ф., Соч., т. 8, М.- Л., 1935; Л а м о н т К., Свобода должна быть свободой на деле, пер. с англ., М., 1958; Янагида К., Философия свободы, пер. с япон., М., 1958; А п т е-к е р Г., О сущности свободы, пер. с англ., М., 1961; Д а в ы д о в Ю. Н., Труд и свобода, М., 1962; Г о б б с Т., О свободе и необходимости, Избр. произв., т. 1, М., 1964; Коммунисты и демократия. (Материалы обмена мнениями), Прага, 1964; Николаева Л. В., Свобода - необходимый продукт исторического развития, М., 1964; Н и-р и н г С., Свобода: обещание и угроза, пер. с англ., М., 1966; Ойзерман Т. И., Марксистско-ленинское понимание свободы, М., 1967; Давидович В., Грани свободы, М., 1969; Б а л л е р Э., Человек и свобода, М., 1972; F г о m m E., Escape from freedom, N. Y.- Toronto, 1941; Sartre J.-P., L'existentialisme est un humanisme, P., 1946; Dobzhansky Th. G., Biological basis of human freedom, N. Y., 1956; Adler M. J., Idea of freedom, v. 1 - 2, N. Y., 1958; G u r v i t с h G., Determinis-mes sociaux et liberte humaine, 2 ed., P., 1963; Skinner B. F., Beyond freedom and dignity, 7 ed., N. Y., 1972; Beyond the punitive society, S. F., 1973. Э. А. Араб-оглы.

СВОБОДА ВОЛИ, филос. категория, обозначающая филос.-этич. проблему -самоопределяем или детерминирован человек в своих действиях, т. е. вопрос об обусловленности человеческой воли. Ожесточённые споры, ведущиеся вокруг С. в. со времён Сократа, вызваны особой жизненной значимостью этой проблемы, ибо от её решения зависит признание ответственности человека за свои поступки. Если каждое действие строго предопределено и не может быть иным, чем оно есть, то его нельзя вменить в вину или поставить в заслугу. Но, с другой стороны, представление о воле как ничем заранее не обусловленной " конечной причине" действия предполагает разрыв причинного ряда явлений, что противоречит потребности науч. объяснения.

В соответствии с двумя сторонами этой антиномии в истолковании С. в. выявились гл. обр. две филос. позиции: детерминизм, отстаивающий причинную обусловленность воли, и индетерминизм, отвергающий причинную зависимость воли. Сообразно факторам (физич., психич. и др.), признаваемым причиной волевых актов, среди филос. детерминистич. концепций принято различать механич. детерминизм (Б. Спиноза, Т. Гоббс) и менее строгий, детерминизм психический, или психологический (Т. Липпс). Примером наиболее последовательного индетерминизма могут служить учения И. Фихте и М. Ф. Мен де Бирана.

Однако в истории философии более распространены смешанные, эклектич. доктрины С. в., сочетающие противоположные позиции. Таков дуализм И. Канта. Как разумное существо, принадлежащее интеллигибельному (умопостигаемому) миру, человек, по мысли Канта, обладает С. в. Но в эмпирич. мире, где господствует естеств. необходимость, он несвободен в своём выборе, а воля его причинно обусловлена. Следы подобной непоследовательности носит и концепция Ф. Шеллинга: с одной стороны, он определяет свободу как внутр. необходимость, с другой стороны - признаёт самополагающий характер первоначального акта выбора. Г. Гегель, провозглашая С. в., по существу наделяет ею не человека, а " мировой дух", воплощающий " чистое" понятие С. в.

В бурж. философии кон. 19-20 вв. среди тенденций в истолковании С. в. преобладает волюнтаристский и персо-налистич. индетерминизм, а также распространена позитивистская установка обходить эту проблему.

У А. Бергсона, напр., обе эти тенденции переплетаются. Отстаивая С. в., он ссылается на органич. цельность душевных состояний, не поддающихся разложению на отд. элементы и, согласно Бергсону, причинно не обусловленных. В. Винделъбанд рассматривает волевые акты в одних случаях как причинно обусловленные, в других - как свободные. Проблема С. в. стоит в центре внимания атеистич. экзистенциализма (Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер), к-рый усматривает в человеке носителя абс. свободы, противостоящего внешнему миру, сводя по существу С. в. к своеволию.

В теистич. религ. учениях проблема С. в. ставится в плане самоопределения человека по отношению к богу, причём само понятие С. в., без к-рого невозможна религ. этика, сталкивается с понятием " благодати" и непреложного божеств. предопределения. Попытки разрешить возникающие здесь противоречия порождали различные, часто противоположные течения религ. философии [напр., то-мизм и молинизм в католицизме, кальвинизм и арминианство (см. Арминиане и гомаристы)в протестантизме]. Крайние религ.-детерминистскиеварианты учений о предопределении, ставящие человеческую личность в абс. зависимость от сверхъ-естеств. силы, божеств. воли, составляют совместно с натуралистич. детерминизмом и с языческой верой в судьбу осн. набор концепций фатализма.

В марксистской философии основой для оценки проблемы С. в. является диалектика свободы и необходимости. См. Свобода.

Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Ленин В. И., Философские тетради, Поли. собр. соч.. 5 изд., т. 29; Спиноза Б., Избр. произв., т. 1, М., 1957; Кант И., Соч., т. 4, М., 1965; Гегель Г., Соч., т. 7, М. - Л., 1934; Шопенгауэр А., О свободе воли, Поли, собр. соч., т. 4, М., 1910; Виндельбанд В., Прелюдии, философские статьи и речи, пер. с нем., СПБ, 1904; Г у т б е р-л е т К., Свобода воли и ее противники, пер. с нем., М., 1906; Соловьев В. С., Собр. соч.. т. 10, СПБ, 1914; Лосекий Н. О., Свобода воли, Париж, [1927]; Дробницкий О. Г., Понятие морали, М., 1974; W е n z I A., Philosophic der Freiheit, Bd 1 -2, Munch., 1947 - 49; Ricoeur P., Le volontaire et 1'involontaire, P., 1949 (Philosophie de la volonte, t. 1); Spakqvskу A. von, Freedom, determinism, inde-terminism, The Hague, 1963. P. А. Гальцева.

СВОБОДА ПЕЧАТИ, см. в ст. Свободы демократические.

СВОБОДА СЛОВА, см. в ст. Свободы демократические.

СВОБОДА СОБРАНИЙ, МИТИНГОВ, УЛИЧНЫХ ШЕСТВИЙ И ДЕМОНСТРАЦИЙ, см. в ст. Свободы демократические.

СВОБОДА СОЮЗОВ, см. Право ассоциаций.

СВОБОДА ТОРГОВЛИ, см. Фритредерство.

СВОБОДНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (СвДП) в ФРГ (Freie Demokratische Partei, FDP), либерально-буржуазная партия. Создана в 1948. Выражает интересы либеральных кругов крупной буржуазии, средних и мелких предпринимателей, служащих, чиновников, зажиточного крестьянства и ремесленников. СвДП активно участвовала в конституировании ФРГ; её лидер Т. Хейс был первым президентом ФРГ (1949-59). Неоднократно создавала правительственные коалиции совместно с ХДС/ХСС. В 1956-61 и 1966-69 находилась в оппозиции. С 1969 в коалиции с СДПГ; имеет в пр-ве 4 министерских поста, в т. ч. пост мин. иностр. дел. Представитель СвДП занимает также пост вице-канцлера (в 1969-74 В. Шеель, с 1974 X. Д. Геншер). Вместе с СДПГ предприняла шаги к разрядке напряжённости в Европе, улучшению отношений с СССР и др. социалистич. странами на основе заключённых в 1970-73 договоров между ФРГ и СССР, ПНР, ЧССР и ГДР. В 1974 Шеель (пред. партии в 1968-74) избран президентом ФРГ. Числ. СвДП 70 тыс. чл. (авг. 1974). Пред. СвДП (с окт. 1974)-X. Д. Геншер.

СВОБОДНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, см. Конкуренция.

" СВОБОДНАЯ ФРАНЦИЯ" (" La France libre"), официальное наименование (до июля 1942) сложившегося во время 2-й мировой войны 1939-45 по призыву ген. Ш. де Голля движения, ставившего целью борьбу за освобождение Франции от нем.-фаш. захватчиков и их ставленников. В июле 1942 в связи с активизацией антигитлеровской борьбы приняло название " Сражающаяся Франция". Руководящий центр движения " С. Ф." был в Лондоне.

СВОБОДНАЯ ЭНЕРГИЯ, один из потенциалов термодинамических; то же, что изохорно-изотермический потенциал, или Гельмгольцева энергия. С. э. определяется как разность между внутренней энергией термодинамич. системы (U) и произведением её энтропии (S) на темп-ру (Т). Величину ST, вычитаемую при нахождении С. э. из значения внутр. энергии, иногда наз. связанной энергией.

СВОБОДНОГО ХОДА МЕХАНИЗМ, механизм, в к-ром передача вращения от ведущего звена к ведомому возможна лишь при определённом направлении их относительного вращения. Принцип действия С. х. м. аналогичен принципу действия обгонной муфты, в качестве к-рой он часто используется. Лит, см. при ст. Муфта.

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ, концепция в бурж. педагогике 2-й пол. 19 -нач. 20 вв., для к-рой характерны крайняя индивидуализация воспитания, категорическое отрицание воспитания и систематического обучения, основанных на подавлении личности ребёнка, регламентации всех сторон его жизни и поведения. Идеал сторонников С. в.- не стесняемое никакими ограничениями развитие всех сил и способностей ребёнка. Идеи С. в. неразрывно связаны с пед. взглядами Ж. Ж., Руссо. Одним из первых пропагандистов С. в. была шведская писательница Э. Кей, к-рая в книге " Век ребёнка" (1900) выступила за предоставление детям права на свободное развитие, избавление их от гнёта взрослых, обучение только тому, что необходимо в повседневной жизни. Нем. педагоги Г. Шаррельман, Ф. Гансберг, Л. Гурлитт и нек-рые др. требовали предоставить учителю и уч-ся права на свободное творчество и свободное выражение своей индивидуальности. По их мнению, не должно существовать никаких пед. систем, поскольку они отучают учителя от творческой работы, превращают его в ремесленника.

В конце 19 - нач. 20 вв. идеи С. в. нашли отражение в педагогических взглядах и деятельности сторонников анархизма - П. А. Кропоткин, С. Фор и П. Робен (Франция) и др. Развивая мысль об интегральном (всестороннем, целостном) образовании, вооружающем молодое поколение знанием основ наук и трудовой подготовкой, Кропоткин ставил вопрос и о С. в., к-рое превращает ребёнка в гармонически развитую личность, самостоятельно мыслящую, готовую к активной деятельности в обществе. В отличие от нем. педагогов-индивидуалистов, педагоги-анархисты ставили акцент на социально-трудовой аспект С. в., придавали особенно большое значение добровольному сотрудничеству детей, развитию у них стремления к взаимопомощи. К сторонникам С. в. принадлежала М. Монтессори (Италия). Под влиянием идей С. в. в бурж. педагогике конца 19 - нач. 20 вв. сложилась педоцентрич. концепция, сущность к-рой состоит в том, что за основу воспитания и обучения детей принимаются их спонтанные интересы и потребности. В практике работы нач. школы, где идеи педоцентризма получили наибольшее распространение, эта точка зрения находила выражение в недооценке организации систематич. обучения, в увлечении различными видами детской самодеятельности.

В России идеи С. в. развивал Л. Н. Толстой, к-рый в 1859 организовал школу, работавшую на основе принципов С. в.

В период Революции 1905-07 в России и особенно после её подавления сторонниками С. в. были С. Т. Шацкий, И. И. Горбунов-Посадов, А. У. Зеленко, Н. В. Чехов, К. Н. Вентцелъ. Сторонники С. в. считали, что в основу практики школьного дела должны быть положены следующие принципы: школы организуются при участии уч-ся и их родителей; уч. занятия строятся в зависимости от интересов детей и полностью индивидуализированы; все отношения учителей и уч-ся следует строить на взаимном доверии и симпатии; учителям надо иметь полную свободу в выборе и применении методов и приёмов обучения. Эти идеи были частично реализованы в " Доме свободного ребёнка" (в виде самоуправляющейся общины детей 5-10 лет, родителей и учителей), открытом сторонниками Вентцеля в Москве в 1906 и просуществовавшем до 1909. Идеи С. в. находили отражение на страницах журн. " Свободное воспитание" (1907-18).

Идеи С. в. в педагогике явились одной из форм выражения недовольства демократически настроенной мелкой буржуазии и части бурж. интеллигенции существующим положением в обществе. Педагогам-анархистам С. в. представлялось средством переустройства общества на новых началах, обеспечивающим всестороннее развитие духовных и физических сил детей, их творческую активность, учителям - свободу пед. творчества и др.

Отрицая идеи как авторитарного, так и С. в., марксистско-ленинская педагогика рассматривает воспитание как процесс целенаправленного и систематич. формирования всесторонне развитой личности.

Лит.: К е й Э., Век ребёнка, 2 изд., [М.], 1910; Вентцель К. Н., Теория свободного воспитания и идеальный детский сад, 4 изд., П.- М., 1923; его же, Дом свободного ребенка, 3 изд., М., 1923; Руссо Ж. Ж., Эмиль, или О воспитании, СПБ, 1913; Шаррельман Г., В лаборатории народного учителя, 2 изд., П., 1921; Свободное трудовое воспитание. Сб. статей.

Под ред. Н. К. Лебедева, П.- М., 1921; Дьюи Д., Школа и ребёнок, 2 изд., М. -П., 1923; Толстой Л. Н., Пед. соч., М.- Л., 1948; Крупская Н. К., К вопросу о свободной школе, Пед. соч., т. 1, М., 1957. А. И. Пискунов.

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ, часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. Границы С. в. определяются на основе различения в составе общего времени жизнедеятельности людей собственно рабочего (включая дополнит. труд с целью заработка) и внерабочего времени и выделения в составе последнего различных элементов занятого (несвободного) времени.

В жизни совр. общества явление С. в. отличается исключит. сложностью, отражает существ. характеристики того или иного типа общества, наполняется различным, подчас весьма противоречивым, содержанием. В развитых капиталистич. странах наряду с положит. тенденцией увеличения С. в. неизменно присутствуют негативные тенденции заполнения сферы досуга " массовой культурой", явлениями антикультуры (алкоголизм, преступность и т. п.), др. занятиями, свойственными идеалам " потребительского общества". Применительно к условиям социализма можно говорить прежде всего о двух осн. функциях С. в.: функции восстановления сил человека, поглощаемых сферой труда и иных непреложных занятий, и функции духовного (идейного, культурного, эстетического и т. п.) и физич. развития человека, приобретающей всё большее значение. Именно её имея в виду, К. Маркс говорил, что время "... остается свободным для удовольствий, для досуга, в результате чего открывается простор для свободной деятельности и развития. Время - это простор для развития способностей..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3, с. 264). Как социально-историч. категория С. в. характеризуется тремя осн. параметрами: объёмом (величиной), структурой и содержанием. Величина С. в. зависит в первую очередь от продолжительности времени труда, характерной для того или иного общества, т. е. от общей величины внерабочего времени. Социалистич. общество последовательно стремится сократить величину рабочего дня. Вместе с тем на совр. этапе развития объём С. в. в значит. степени определяется временем, затрачиваемым на нек-рые непреложные затраты в рамках внерабочего времени, в первую очередь на бытовые нужды и транспорт. Поэтому гл. путями увеличения объёма С. в. являются развитие и совершенствование служб быта, внедрение в практику более рациональных принципов гор. и пром. строительства, расселения и т. д.

В зависимости от аспекта рассмотрения и задач анализа в структуре С. в. обычно выделяют неодинаковое (до неск. десятков) количество элементов. Приняв за основание классификации характер осуществляемой человеком в С. в. деятельности с точки зрения её влияния на развитие человеческой личности, можно получить ряд наиболее широких категорий, образующих структуру С. в. Это -активная творческая (в т. ч. общественная) деятельность; учёба, самообразование; культурное (духовное) потребление, имеющее индивидуальный (чтение газет, книг и т. п.) и публично-зрелищный (посещение кино, театров, музеев и т. д.) характер; физич. занятия (спорт и т. п.); любительские занятия типа хобби; занятия, игры с детьми; товарищеские встречи, общение с др. людьми; пассивный отдых; затраты времени, совпадающие с явлениями антикультуры (напр., злоупотребление алкоголем). Т. о., при одном и том же объёме С. в. его структура может быть более или менее прогрессивной. Гл. пути совершенствования структуры С. в. в условиях социализма - увеличение объёма С. в., создание мощной материально-технич. базы досуга, повышение эффективности организаторской и идеоло-гич. работы с трудящимися и т. п.

Конкретные занятия человека и их качество в рамках той или иной деятельности в С. в. составляют его содержание. Обеспечение содержания С. в., соответствующего целям коммунистич. строительства, - длительный процесс, связанный с дальнейшим изменением положения личности в сфере экономич., по-литич., духовной жизни общества, в частности с более широким привлечением трудящихся к политич. творчеству, управлению социальными процессами, с расцветом общей культуры масс и т. п. См. также Досуг.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 117; Струмилин С. Г., Рабочий день и коммунизм, М., 1959; Пруденский Г. А., Время и труд, М., 1964; его же, Проблемы рабочего и внерабочего времени, М., 1972; Г р у ш и н Б. А., Свободное время. Актуальные проблемы, М., 1967; Г о р-дон Л. А., Клопов Э. В., Человек после работы, М., 1972; Орлов Г. П., Свобод" ное время как социологическая категория, Свердловск, 1973; Anderson N., Work and leisure, L., 1961; De Grazia S., Of time, work and leisure, N. Y., 1962; D u-mazedier, Vers une civilisation du loi-sir?, P., 1967; его же, Sociologie empirique du loisir, P., 1974. Б, А. Грушин.

СВОБОДНОПОРШНЕВОЙ ГЕНЕРАТОР ГАЗА, безвальный мотогенератор, агрегат, обеспечивающий газовую турбину рабочим телом необходимых параметров; состоит из двигателя внутреннего сгорания со свободно движущимися поршнями и поршневого компрессора. Рабочее тело - горячая сжатая смесь продуктов сгорания топлива в двигателе и продувочного воздуха из компрессора. Двигатель приводит компрессор в действие и является генератором газа. Компрессор подаёт сжатый воздух в цилиндры двигателя для их продувки и наддува. С. г. г. с газовой турбиной образуют силовую установку. Идея такой установки (состоящей из генератора газа и расширительной машины) впервые была предложена и осуществлена В. И. Гриневецким. Первая конструкция С. г. г. была разработана в 1922-23 сов. инж. Е. Е. Лонткевичем для газотурбинной установки трансп. типа. В 1951 во Франции был выпущен первый пром. образец С. г. г. по схеме Пескара. В С. г. г. обычно используют двухтактный дизель с прямоточно-щелевой продувкой и высоким наддувом. Продукты сгорания или их смесь с избытком продувочного воздуха поступают в ресивер, а затем в турбину. Газы на выходе из С. г. г. имеют темп-ру 400-550 °С и давление 0, 4 -0, 5 Мн/м2 (4-5 кгс/см2). Эти сравнительно низкие параметры рабочего тела позволили создать дешёвую и экономичную газовую турбину мощностью 10-50 Мвт.

Силовая газотурбинная установка с С. г. г. сочетает в себе положительные свойства дизеля и газовой турбины, и её кпд достигает 40%. На одну газовую турбину могут работать неск. С. г. г. Силовые газотурбинные установки с С. г. г. применяют в различных отраслях пром-сти, на транспорте и в энергетике.

Схема силовой газотурбинной установки со свободнопоршневым генератором газа: / - форсунка; 2 -камера сгорания; 3 - поршень дизеля; 4 - нагнетательный клапан компрессора; 5 - впускной клапан компрессора; 6 - поршень компрессора; 7 - буферная полость генератора; 8 -ресивер; 9 - газовая турбина; 10 - выпускные окна; 11 - продувочные окна.

Недостатки С. г. г.: нерациональное использование энергии на холостом ходу и малых нагрузках, громоздкие газопроводы, сложность синхронизации работы поршней.

Лит.: Двигатели внутреннего сгорания, под ред. А. С. Орлина, 2 изд., [т. 1 - 4], М., 1970 - 73; Жуков В. С., Газотурбинные установки со свободно-поршневыми генераторами газа в энергетике, М., 1971.

Н. Ф. Кайдаш.

СВОБОДНОСТРУЙНАЯ ГИДРОТУРБИНА, гидротурбина, у к-рой давление в потоке воды при входе в рабочее колесо и на выходе из него равно атмосферному, т. е. она является активной турбиной. Поток воды в С. г. направляется в рабочее колесо в виде свободной струи. Если в С. г. из подводящего устройства выходит одна кольцевая струя, к-рая попадает сразу на все лопасти, то такая С. г. наз. непарциальной. У парциальной С. г. вода на лопасти поступает только при прохождении ими зоны действия струи. Все С. г. (за исключением гидротурбины " Сфиндекс", предложенной в 1963 швейцарской фирмой " Эшер-Вис") являются парциальными, причём самая распространённая из них - ковшовая гидротурбина.

СВОБОДНЫЕ КОЛЕБАНИЯ, колебания в любой колебательной системе, происходящие в отсутствие внешнего воздействия; то же, что собственные колебания.

СВОБОДНЫЕ РАДИКАЛЫ, см. Радикалы свободные.

СВОБОДНЫЕ ХЛЕБОПАШЦЫ, вольные хлебопашцы, в России 19 в. бывшие помещичьи крестьяне, освобождённые от крепостной зависимости на основании указа имп. Александра I от 20 февр. 1803. По этому указу помещики получили право освобождать как отдельных крестьян, так и целые селения с обязательным наделением их землёй. Крестьяне за получение воли и земли должны были платить помещикам выкуп или выполнять различные повинности. При невыполнении этих условий крестьяне могли быть возвращены помещику. Широкого применения указ не получил.

За время царствования Александра I в С. х. было превращено только 47 тыс. чел. муж. пола (ок. 0, 5% от всех крепостных крестьян). В разряд С. х. входили также дворовые люди и крестьяне, лично отпущенные на волю, если они приобретали землю. Юридически С. х. близки к государственным крестьянам, в состав к-рых они и были включены в 1848.

Лит.: С е м е в с к и й В. И.. Кресты янский вопрос в России в XVIII н первой пол. XIX в., т. 1, СПБ, 1888.

СВОБОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МАСТЕРСКИЕ, Государственные свободные художественные мастерские, советские художественные учебные заведения (1918 - нач. 1920-х гг.). Были созданы на базе местных художеств. училищ (в т. ч. в Москве, Петрограде, Казани, Саратове, Одессе, Харькове) с целью реформировать художеств. образование, связать его с задачей строительства сов. художеств. культуры. Наряду со сторонниками традиц. методов обучения в С. х. м. большую роль играли представители " левых" течений в иск-ве и приверженцы производственного искусства. Педагогич. принципы С. х. м. не успели сложиться в определённую систему. На основе моск. С. х. м., созданных на базе Строгановского художеств. уч-ща (1-е ГСХМ) и Моск. уч-ща живописи, ваяния и зодчества (2-е ГСХМ), в 1920 был образован Вхутемас.

СВОБОДНЫЙ (до 1924 - Алексеевск), город областного подчинения, центр Свободненского р-на Амурской обл. РСФСР. Ж.-д. станция в 180 км к С. от Благовещенска. Порт на правом берегу р. Зея (приток Амура). 68 тыс. жит. (1975, в 1939-44 тыс., в 1959-56 тыс. жит.). Перевалочная база грузов с ж. д. на водный транспорт. 3-ды: вагоноремонтный, " Автозапчасть", литейно-механич., высоковольтной аппаратуры, судоремонтно-судостроит., строит, деталей; швейная ф-ка. Техникумы: вечерний механич., ж.-д. транспорта, кооперативный; мед. училище.

СВОБОДНЫЙ, посёлок гор. типа в Базарно-Карабулакском р-не Саратовской обл. РСФСР. Ж.-д. станция (Ка-рабулак) на линии Аткарск - Вольск. Птицекомбинат. Совхоз по откорму кр. рог. скота и свиней. Строится (1975) элеватор.

СВОБОДНЫЙ ВЕКТОР, см. Вектор.

СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ в музыке, полифонический стиль, характеризующийся свободой и разнообразием в построении мелодии, господством двух ладов - мажора и минора. См. Полифония.

СВОБОДНЫЙ СТИХ, верлибр (франц. vers libre), особая система стихосложения, характеризуемая не выясненными до конца закономерностями; в качестве единственного постоянного признака всех видов С. с., отграничивающего его от художеств. прозы, обычно указывают графич. установку на стих и возникающие вследствие этого межстиховые паузы. Чередование строк различной длины, отсутствие рифмы, малая упорядоченность ударений и междуударных интервалов обособляют С. с. от строгих стихотворных форм. Вместе с тем слоговым составом, акцентной системой и единообразием синтаксич. организации в пределах произведения С. с. связан с более традиц. формами родной поэзии-с силлаботоникой и тоникой в России, с александрийским стихом во Франции, с книттельферсом (нар. четырёхударным стихом) и нем. гекзаметром в Германии и т. д. С. с. чаще всего написаны произв. с эпич. началом, филос. проблематикой, мотивами воспоминаний. Стимулы возникновения и эволюции С. с.: потребность в обновлении стихотворных систем; влияние форм нар. поэзии; влияние библейского и литургич. стиха; оскудение рифменного репертуара; опыт (переводы, подражания, поиски метрико-ритмич. эквивалентов) иноязычных лит-р; воздействие разговорной речи.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал