Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XII. Архитектура и изобразительное искусство 27 страница
СВЯТЛОВСКИЙ Владимир Владимирович (16.1.1869, Петербург, - 22.11.1927), русский историк, экономист. В 1890-92 жил в Петербурге, вошёл в интеллигентский центр Бруснева группы, участник первомайских сходок в 1891-92. В 1892 эмигрировал, учился в Мюнхенском ун-те; в 1897 защитил докторскую диссертацию о развитии древнерус. ден. системы. По возвращении в Петербург (1898) участвовал в с.-д. движении (" экономист", позднее примыкал к меньшевикам). С ноября 1905 чл. Центр. бюро Пе-терб. профсоюзов, редактор его журн. " Профессиональный союз". В декабре 1905, после ареста 1-го состава Исполкома Петерб. совета рабочих депутатов, вошёл от Центр. бюро в новый состав Исполкома. В последующие годы отошёл от революц. деятельности. В 1902-24 на преподават. работе в Петерб. (Пет-рогр.) ун-те (где одним из первых читал курс истории социализма), Психоневрологич. ин-те, Военно-мор. академии. В своих работах С. исследовал агр. и жилищный вопросы, проблемы проф. движения, историю экономич. учений. Им сделана первая попытка систематич. обзора истории рус. экономич. мысли, к-рую он рассматривал в отрыве от классовой борьбы. С. ошибочно видел в экономич. науке России преим. лишь отражение экономич. воззрений Зап. Европы. Соч.: К истории политической экономии и статистики в России, Сб. ст., СПБ, 1906; Очерки по истории экономических воззрений на Западе и в России, ч. 1, СПБ, 1913; История экономических идей в связи с историей экономического быта, М., 1923; История экономических идей в России, т. 1, П., 1923. Лит.: Список соч. В. В. Святловского (1887-1911), СПБ, 1911. СВЯТОВИТ, Световит, Свантовит, в зап.-слав, мифологии один из главных богов. Главный храм бога С. был на о. Рюген (слав. Руяна) в г. Арко-на. Находившаяся в храме каменная статуя С. изображала его в виде четырёхликого бога с мечом и турьим рогом в руках. Атрибутами божества являлись седло, уздечки и меч. Ежегодно в честь С. устраивались празднества и приносились жертвы. В 1169 храм и статуя С. были разрушены датчанами. СВЯТОГО ЛАВРЕНТИЯ ЗАЛИВ (Gulf of Saint Lawrence), полузамкнутое море Атлантич. ок. у вост. берега Сев. Америки (Канада). О-вами Ньюфаундленд и Кейп-Бретон отделён от океана, с к-рым соединяется проливами Кансо на Ю., Кабота на Ю.-В. и Белл-Айл на С.-В. Пл. ок. 263 тыс. км2. Впадает р. Св. Лаврентия. Глуб. до 572 м. На С.-З. расположен о. Антикости, на Ю.- о. Принс-Эдуард. Климат муссонный. Зимой господствуют холодные сев.-зап. ветры, летом - тёплые юго-западные. Ср. темп-pa воздуха в феврале -10 °С, в августе 15 °С. Течения образуют циклональный круговорот. Ср. темп-pa воды зимой ниже -1 °С, летом до 15 °С. Солёность на С.-В. до 32°/оо, на 3. 12-15°/оо. На глубине 100 м темп-pa ниже О °С, солёность 32-33°/оо, у дна 5 °С и ок. 35°/оо соответственно. Приливы полусуточные, их величина до 2 л. С декабря по май покрыт льдом. Встречаются айсберги. Судоходство. Рыбный промысел (пикша, мор. окунь, палтус, камбала, сельдь и др.). Порты - Квебек (в устье р. Св. Лаврентия), Сет-Иль. СВЯТОГО ЛАВРЕНТИЯ ОСТРОВ (Saint Lawrence Island), остров на С. Берингова м., к Ю.-В. от Чукотского п-ова. Принадлежит США. Пл. 4, 9 тыс. км2. Нас. св. 700 чел. (1970). Поверхность низменная, с изолированными вулканич. возвышенностями выс. до 673 м. Тундровая растительность. Мор. (зверобойный) промысел. Главные населённые пункты -Гамбелл и Савунга. Открыт рус. мореплавателем В. Берингом в 1728. СВЯТОГО ЛАВРЕНТИЯ РЕКА (Saint Lawrence River), река на В. Сев. Америки. Осуществляет сток всей системы Великих озёр. Длина собственно С. Л. р. (вытекает из оз. Онтарио и впадает в зал. Св. Лаврентия) ок. 1200 км, длина всей водной системы - от истоков р. Сен-Луи, впадающей в оз. Верхнее, - 3350 км. Пл. басе. 1269 тыс. км2. Важнейшие притоки: слева - Оттава, Сен-Морис, Сагеней, справа - р. Ришельё. соединённая каналом с р. Гудзон (США). В верхнем течении (от оз. Онтарио до г. Корнуолл) служит гос. границей между США и Канадой, ниже протекает целиком по терр. Канады. Вместе с Великими озёрами является важнейшим естеств. путём, соединяющим внутр. части обеих стран с Атлантич. ок. Долина С. Л. р. расположена в обширной тектонич. впадине на стыке Канадского щита и Аппа-лачских гор; между гг. Прескотт и Монреаль река пересекает узкий отрог щита (имеется порожистый участок с падением до 70 м на протяжении 175 км, в обход к-рого проложены каналы). Ниже г. Квебек С. Л. р. образует эстуарий дл. ок. 400 км и шир. до 50 км, открывающийся в зал. Св. Лаврентия. Берега эстуария высокие и крутые. Питание реки снегодождевое. Ср. многолетние расходы воды у оз. Онтарио составляют 6750 м 3/ сек, ниже устья р. Оттава - ок. 7800 м3/сек. Ледостав с декабря по апрель (эстуарий остаётся свободным от льда; судоходство по нему прекращается только в период весеннего ледохода). Мор. приливы распространяются до г. Труа-Ривьер, достигая у г. Квебек выс. 5, 5 м. В результате завершения в 1959 реконструкции водного пути крупные морские суда могут беспрепятственно проходить от устья до оз. Верхнего. На участке между Монреалем и оз. Онтарио, помимо обводных каналов, сооружён каскад гидроузлов с водохранилищами. Самая крупная ГЭС - Св. Лаврентия (мощность 1, 9 Гвт) используется совместно США и Канадой; ГЭС - Боарнуа (1, 6 Гвт) и Роберт-Сандерс (1, 7 Гвт) принадлежат Канаде. Гл. города и порты: Кингстон, Корнуолл, Монреаль, Сорель, Труа-Ривьер, Квебек. А. В. Анптпова. " СВЯТОЙ АННЫ" ЖЁЛОБ, грабенообразная депрессия между Баренцевым и Карским морями, юго-восточнее о-вов Земля Франца-Иосифа. Дл. ок. 600 км. Глуб. до 500-600 л на С.; к Ю. глубины уменьшаются до 300-400 м и по мере приближения к Н. Земле рельеф дна выравнивается. На Ю. порогом Брусилова отделяется от Вост.-Новоземельского жёлоба. Назван в честь корабля экспедиции Г. Л. Брусилова. СВЯТОЙ ЕЛЕНЫ ОСТРОВ (Saint Helena Island), остров в юж. части Атлан-тич. ок. Колония Великобритании. Пл. 122 км2. Нас. 4, 8 тыс. чел. (1969). Гл. город и порт - Джеймстаун. Сложен гл. обр. базальтами; в юж. части - неск. кратеров потухших вулканов. Вые. до 818 м. Климат тропический, пассатный. Растительность - луга и кустарники. Возделывается преим. новозеландский лён (св. 85% экспорта). Открыт в 1502 португальцами. В 1815 сюда был сослан Наполеон I, где и умер в 1821. СВЯТОЙ НОС, название нескольких мысов по побережью Сев. Ледовитого ок.: 1) на юж. берегу моря Лаптевых (Якут. АССР, при входе в пролив Дмитрия Лаптева); 2) на Тиманском берегу Баренцева м. (Архангельская обл. РСФСР); 3) на Кольском п-ове, на берегу Баренцева м., между Терским и Мурманским берегами. СВЯТОПОЛК ИЗЯСЛАВИЧ (1050-1113), князь полоцкий (1069-70), новгородский (1078-88), туровский (1088-1093), вел. кн. киевский (1093-1113), сын вел. кн. Изяслава Ярославича. Участвовал в Любечском съезде 1097 князей, после к-рого вместе с владимиро-волынским кн. Давидом Игоревичем пленил теребовльского кн. Василька Ростиславича и позволил Давиду ослепить его. В 1098 под давлением Владимира Мономаха и др. князей пошёл на Давида Игоревича войной, изгнал его из Владимира-Волынского, но был разбит при попытке отнять нек-рые земли у Володаря Ростиславича и Василька Ростиславича. Был участником Витичевского съезда (1100) и съездов на р. Золотче (1101) и у Долобского оз. (1103). В 1103, 1107 и 1111 вместе с Владимиром Всеволодовичем Мономахом и др. князьями совершал успешные походы против половцев. Приближённые С. И. вели спекуляцию солью, что вызвало нар. недовольство (см. Киевское восстание 1113). Лит.: Древнерусское государство и его международное значение, М., 1965. СВЯТОПОЛК ОКАЯННЫЙ (ок. 980-1019), князь туровский (988-1015) и вел. кн. киевский (1015-19), сын Владимира Святославича. Был женат на дочери польского короля Болеслава Храброго. С его помощью С. О. готовил заговор против отца, после смерти к-рого овладел великокняжеским столом, убив своих братьев Бориса, Глеба и Святослава (за что получил прозвище Окаянный). Против С. О. выступил его брат, новгородский кн. Ярослав Мудрый. После поражения в битве при Любече (1016) С. О. бежал в Польшу., Вернувшись в 1018 с польск. войском, С. О. разбил Ярослава на р. Буг и изгнал его из Киева. Недовольство нар. масс владычеством иноземцев вынудило польск. войска оставить Русь. В 1019 Ярослав вновь выступил против С. О., к-рый был вынужден уйти к печенегам. В битве на р. Альте С. О. был разбит, бежал в Польшу, затем в Чехию и в пути погиб. Лит.: К о р о л ю к В. Д., Западные славяне и Киевская Русь в X -XI вв., М., 1964. СВЯТОПОЛК-МИРСКИЙ Пётр Данилович [1857 - 16(29).5.1914], князь, русский гос. деятель; ген.-лейтенант (1901), ген.-адъютант (1904). Окончил Пажеский корпус (1875) и Академию Генштаба (1881). С 1895 пензенский, с 1897 екатеринославский губернатор. В 1900-02 товарищ мин. внутр. дел и командующий корпусом жандармов; в 1902-04 виленский, ковенский и гродненский ген.-губернатор. С авг. 1904 мин. внутр. дел. С.-М. заигрывал с либералами и несколько ослабил охранительную политику пр-ва (частичная амнистия, ослабление цензуры, разрешение земских съездов). В ноябре 1904 выступил с проектом реформ, предусматривавших включение в Гос. совет выборных представителей от земств и гор. дум. По инициативе С.-М. был издан царский указ 12 дек. 1904, обещавший ряд гос. реформ, но при непременном сохранении самодержавия. Политика С.-М., т. н. " эпоха доверия", не смогла предотвратить Революцию 1905-07. 18 янв. 1905 он был уволен в отставку. СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ (г. рожд. неизв.- ум. 972 или 973), великий князь киевский (он. 945-972), полководец. При нём до 969 Киевским гос-вом (см. Киевская Русь) в значит. мере правила его мать - княгиня Ольга, так как С. И. почти всю жизнь провёл в походах. В 964-966 С. И. освободил вятичей от власти хазар и подчинил их Киеву. В 60-х гг. 10 в. разгромил Хазарский каганат и разрушил хазарские города Саркел (на Дону) и Итиль - столицу каганата. Воевал с волжско-камскими болгарами и взял их столицу на Волге. На Сев. Кавказе С. И. захватил хазарскую крепость Семендер, разбил ясов и касогов. В 967 или 968, используя предложение Византии, стремившейся ослабить своих соседей Русь и Болгарию, столкнув их друг с другом, С. И. вторгся в Болгарию и обосновался в устье Дуная, в Переяславце. Визант. пр-во, чтобы воспрепятствовать утверждению С. И. в Болгарии, послало к Киеву печенегов. С. И. возвратился на защиту столицы, но, отбив печенегов, снова пришёл в Болгарию. Ок. 971 он в союзе с болгарами и венграми начал воевать с Византией. После боя с превосходящим по численности визант. войском у Большого Преслава и Доростола, выдержав со своим войском 3-месячную осаду, С. И. заключил в 971 мир с имп. Иоанном I Цимисхием (см. Договоры Руси с Византией). На обратном пути в Киев С. И. у днепровских порогов погиб в бою с печенегами, предупреждёнными визант. пр-вом о его возвращении. Мит.: Р ы б а к о в Б. А., Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи, [М., 1963]. СВЯТОСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ (1027-1076), князь черниговский (1054-73), вел. кн. киевский (1073-76), сын Ярослава Мудрого. Вместе с братьями кн. Всеволодом и вел. кн. Изяславом входил в своеобразный княж. триумвират, распоряжавшийся в 1054-72 всеми делами на Руси. В 1067 С. Я. с братьями разбил на р. Немиге полоцкого кн. Всеслава Брячеславича и взял его в плен. В 1068 братья потерпели поражение от половцев на р. Альте. С. Я. сумел вскоре лишь с одной дружиной нанести поражение половцам у Сновска, чем сильно поднял свой престиж на Руси. Вместе с братьями является одним из составителей Русской правды (т. н. Правды Ярославичей). В 1073 С. Я., заручившись поддержкой Всеволода Ярославича, отнял у старшего брата Изяслава великокняжеский стол. По заказу С. Я. в 1073 и 1076 были составлены Изборники Святослава. Лит.: Древнерусское государство и его международное значение, М., 1965. СВЯТОТАТСТВО, поругание церковной святыни, кощунство, богохульство. В переносном смысле - оскорбление чего-либо всеми почитаемого. СВЯТЦЫ, 1) Месяцеслов, список в календарном порядке христианских святых по дням их поминовения. 2) Церковная книга, содержащая Месяцеслов и пасхалию (таблицу для определения времени ежегодного празднования пасхи и др." подвижных" религиозных праздников), а также некоторые молитвы и т. д. СВЯТЫЕ, мифические или исторические лица, к-рым в различных религиях (христианстве, исламе) приписываются благочестие, праведность, богоу годность, посредничество между богом и людьми. Почитание С. привносит в монотеистич. религии элементы многобожия. На формирование в христианстве культа С. оказал большое влияние культ героев греко-рим. мифологии. Для успеха распространения христианства среди язычников церковь нередко включала местных богов в христ. пантеон в качестве С. Поместные соборы 4 в.- Гангрский и Лаоди-кейский - узаконили чествование С. Вероучение о почитании С. развивали церк. писатели 4 в. (Ефрем Сирии, Василий Кесарийский, Григорий Нисский и др.). Церковь вела энергичную борьбу с противниками культа С.- павликианами, богомилами, альбигойцами, гуситами и др. 7-й Вселенский собор (787) объявил анафему всем отказывающимся от почитания С. Церковь установила для каждого С. день его памяти. Первоначально отдельные христ. общины имели своих С., затем причисление к С., введение культа нового С. централизовались путём канонизации. В число С. включались " мученики", " подвижники", " пострадавшие за веру", а также мн. папы (Григорий I, Лев III, Лев IX и др.), князья (напр., Владимир Святославич, Александр Невский, Борис и Глеб), государи (Карл Великий, франц. король Людовик IX и др.). Церковь создала жизнеописания С. (см. Жития святых). Предметом культа в христ. религии являются изображения С. (см. Икона), их святость символизирует нимб. В протестантизме почитания С. нет, однако в нек-рых протестантских течениях (напр., в лютеранстве) имеются элементы почитания С. как замечательных личностей, но без обращения к ним как посредникам между людьми и богом или покровителям. В исламе культ С. закрепился с распространением суфизма, приблизительно с 10 в. Официальная канонизация С. отсутствует; обычно признание " святым" (вали, в Сев. Африке - марабут) того или иного лица (соответственно и его способности к посредничеству между богом и людьми) возникает ещё при его жизни и закрепляется традицией. Ретроспективно рассматриваются как С. первые сподвижники Мухаммеда, ряд военачальников периода араб. завоеваний, ранние " мученики за веру". В исламе включаются в число С. и нек-рые доисламские местные божества, ряд христ. С., эпонимы (родоначальники) нек-рых племён, основатели суфийских орденов и др. Существует своеобразная иерархия С. Культ каждого С. распространяется большей частью лишь на определённый р-н, иногда достаточно обширный, или бытует только внутри определённой секты или определённого суфийского ордена. Существует обширная агиографич. лит-pa. Против культа С. как нарушающего основы монотеизма выступали в раннем исламе мутазилиты, ханбалиты, в новое время - ваххабиты и нек-рые др. течения. Иудаизму чужд культ С., но в возникшем в нём в 18 в. течении - хасидизме -функциями С. по существу наделены цадики, к-рые уже при жизни рассматриваются как посредники между богом и людьми; к ним как боговдохновенным совершаются паломничества за получением наставлений. Лит.: Р а н о в и ч А., Происхождение христианского культа святых, М.- Л., 1931; его же, Как создавались жития святых, М., 1961; Белов А. В., Правда православных " святых", М., 1968; Гольдциер И., Культ святых в исламе, пер. с нем., М., 1938; Климович Л. И., Обряды, праздники и культ святых в исламе, Грозный, 1959. Б. Я. Рамм, Л. И. Климович. " СВЯЩЕННАЯ ДРУЖИНА", тайная орг-ция, созданная придворной аристократией в России летом 1881 для борьбы с революц. движением. Основана после покушения народовольцев на царя Александра II. Руководил деятельностью " С. д." центр. комитет, находившийся в Петербурге, во главе с П. П. Шуваловым. В руководство входили вел. князья, министры и генералы. Орг-ция имела разветвлённую сеть шпионов и провокаторов, двойную конспирацию - не только от революционеров, но и от полиции. Участники " С. д." громили подпольные типографии, пытались организовать политич. сыск. Была создана обширная заграничная агентура, в Женеве издавались газ. " Вольное слово" и " Правда". В конце 1882 деятельность " С. д." прекратилась. Лит.: Сенчакова Л. Т., " Священная дружина" и ее состав, " Вестник МГУ. Серия 9. История", 1967, № 2. " СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ", " Священная Римская империя германской нации", средневековая империя, включавшая Германию (занимала в империи господствующее положение) и др. королевства, герцогства и земли (часть Италии, Чехию, Бургундское королевство, или Арелат, Нидерланды, швейц. земли и др.), к-рые в разное время и в разной степени действительно или номинально подчинялись императорам. Осн. в 962 герм. королём Оттоном I, завоевавшим Сев. и Ср. Италию. В 10 - 1-й пол. 13 вв. империя представляла реальное гос. образование, т. к. в самой Германии королев, власть была относительно сильной. Империя в интересах герм, феодалов вела агрессивную политику, гл. обр. на В. (земли полабских славян) и на Ю. (Италия), куда герм. короли регулярно совершали походы для получения императорской короны из рук рим. пап и с целью подчинения Италии (к-рую приходилось фактически каждый раз завоёвывать заново). Борьба императоров " С. Р. и." с папами в 11-13 вв. (за инвеституру и др.) привела к утере империей Италии (2-я пол. 13 в.), к ослаблению императорской власти и усилению отд. герм. княжеств. Со временем подчинённые империи области превратились в подвассальные владения, лишь в слабой степени зависимые от императора. В самой Германии, распадавшейся на территориальные княжества, власть императора становилась всё более эфемерной (особенно со времени междуцарствия 1254-73). С 13 в. избрание императора производилось князьями-избирателями- курфюрстами (юридически закреплено Золотой буллой Карла IV 1356). С 1438 императорская корона фактически закрепилась за домом Габсбургов. Общеимперское (по существу лишь германское) со-словно-представительное учреждение -рейхстаг (имперский сейм) было орудием в руках имперских князей. Попытки имперской реформы в конце 15 - начале 16 вв. (введения имперского налога, создания более действенных центр. учреждений) оказались малоэффективными. К концу средневековья " С. Р. и." представляла собой архаическое гос. образование; императоры (особенно Карл V) в борьбе за гегемонию в Европе и за сохранение своей власти в завоёванных землях неизменно опирались на реакц. идею возрождения " С. Р. и.". Эта политика представляла угрозу для гос-в, формировавшихся на нац. основе, и встречала их сопротивление. После Тридцатилетней войны 1618-48 имперское устройство определялось положениями Вестфальского мира 1648; власть императора окончательно стала номинальной. Формально " С. Р. и." просуществовала до 1806, когда последний имп.- Франц П отрёкся от престола в ходе наполеоновских войн. См. также ст. Германия. Лит.: Неусыхин А. И., Очерки по истории Германии в средние века, в его кн.: Проблемы европейского феодализма, М., 1974; К о л е с н и ц к и и Н. Ф., Исследование по истории феодального государства в Германии (IX - первая пол. XII в.), " Уч. зап. Московского обл. пед. ин-та", 1959, т. 81. (Труды кафедры всеобщей истории, в. 2); его же, " Священная Римская империя" в освещении современной западногерманской историографии, в сб.: Средние века, в. 14, М., 1959. Н. Ф. Колесницкий. СВЯЩЕННИК (офиц. церковное -иерей, народное - поп), служитель православной церкви, имеющий право совершать церк. обряды (литургию, таинства). Посвящение в сан С. и назначение на должность (в приход) производится епархиальным архиереем. Старший С. наз. протоиерей, монашествующий - иеромонах. В лит-ре иногда С. называют служителей и др. церквей (протестантской, лютеранской и др.). СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ, религиозные иудейские и христ. книги, составляющие Библию, согласно вероучению написанные " по внушению бога". В иудаизме С. п. считается лишь Ветхий завет, в христианстве - и Ветхий и Новый заветы. В исламе роль, аналогичную С. п., играет Коран. СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ, совокупность книг, к-рые христ. (православная и католич.) церковь рассматривает как " божественные", ставит их по значимости непосредственно за Священным писанием. Так названо (в отличие от Священного писания) потому, что часть входящих в него произведений, согласно церк. вероучению, была первоначально передана (апостолами) изустно и лишь впоследствии записана. В С. п. входят " Символы веры", " Правила апостольские", решения вселенских и нек-рых поместных церк. соборов, отд. творения отцов церкви и др. Состав С. п. православной и католич. церквей различен, в частности в католич. С. п. большое место занимают папские декреталии (постановления). Придавая С. п. силу " божественного права", церковь получает возможность санкционировать диктуемые меняющимися исто-рич. условиями практич. меры, нормы (к-рые нельзя обосновать Священным писанием) и закрепить их таким образом как незыблемые (напр., общехрист. учение о Троице, догмат о непогрешимости рим. папы - у католиков). Роль, аналогичную С. п., играют: в иудаизме - Талмуд, в исламе - Сунна. " СВЯЩЕННЫЕ ВОЙНЫ", в Древней Греции войны 6-3 вв. до н. э. между членами амфиктионии (союза племён или городов) за гегемонию внутри её и влияние в Греции. Поводом к " С. в." обычно являлось нарушение кем-либо из членов амфиктионии общих постановлений (отсюда назв. " С. в."), а также неприкосновенности святилищ и общей казны. Наиболее известны войны членов дельфийско-пилейской (святилище в Дельфах) амфиктионии (355-346; 340-339 до н. э.). СВЯЩЕННЫЙ ИБИС (Threskiornis aethiopica), птица сем. ибисов отр. голенастых. Дл. тела ок. 75 см, клюв ок. 17 см, слегка изогнутый книзу. Оперение белое, концы крыльев с черно-зелёным отливом. Голова и шея чёрные, голые, у молодых оперённые. Распространён С. и. в Африке к Ю. от Сахары, на Ю. Аравийского п-ова и на Мадагаскаре; до 19 в. встречался в Египте. В СССР залетал на Каспий. На Ю. Африки и в Судане - перелётная птица. В Др. Египте считался священной птицей, т. к. прилёт его совпадал с половодьем на Ниле, от чего зависело орошение полей. Гнездится по берегам водоёмов на деревьях, кустах или на земле. В кладке 2-3 яйца. Питается рыбой, мелкими пресмыкающимися, насекомыми, моллюсками. СВЯЩЕННЫЙ СОЮ3, союз европейских монархов, заключённый после крушения наполеоновской империи для борьбы против революц. и нац.-освободит. движения и обеспечения незыблемости решений Венского конгресса 1814-1815. Т. н. Акт С. с. был подписан 26 сенг. 1815 в Париже рус. имп. Александром I, австр. имп. Францем I и прусским королём Фридрихом Вильгельмом III. 19 нояб. 1815 к С. с. присоединился франц. король Людовик XVIII, а затем большинство монархов Европы. Великобритания, не присоединившаяся к С. с., поддерживала его политику по ряду вопросов, особенно в первые годы после создания союза, и принимала активное участие в его конгрессах. Ведущую роль на конгрессах играли Александр I и Меттерних. На 1-м, Ахенском, конгрессе (1818) был решён вопрос о досрочном выводе союзных оккупац. войск из Франции, приняты меры к сохранению в Европе гос. границ, установленных Венским конгрессом, и абсолютистских режимов. В ноябре 1820 на Троппауском конгрессе С. с. Россия, Австрия и Пруссия подписали протокол, провозглашавший право их вооруж. вмешательства в дела др. гос-в в целях борьбы с революцией. В соответствии с решениями этого конгресса Австрия подавила Неаполитанскую революцию 1820-21 и революцию 1821 в Пьемонте. Лайбахский конгресс (1821), являвшийся продолжением конгресса в Троппау, санкционировал австрийскую интервенцию в Неаполе и Пьемонте. На Веронском конгрессе (1822), последнем конгрессе С. с., было принято решение о вооруж. вмешательстве в исп. дела (в 1823 франц. армия вторглась в Испанию, восстановив в ней абсолютизм). Конгресс осудил восстание против тур. господства в Греции и отказался принять греч. делегацию, приехавшую за помощью в Верону. Обострялись противоречия между С. с. и Великобританией (в частности, в связи с выявившимся на Веронском конгрессе различием их позиций в отношении войны за независимость исп. колоний в Лат. Америке), а также внутри союза - между Россией и Австрией по вопросу об отношении к греческому нац.-освободит. восстанию 1821-29. Революц. и освободит. движение продолжало развиваться, вопреки всем усилиям европ. монархов. В 1825 в России произошло восстание декабристов. В 1830 вспыхнули революции во Франции и в Бельгии; началось восстание против царизма в Польше (1830-1831). Это нанесло тяжёлый удар самому существованию союза; попытки его восстановления окончились неудачей. Лит.: Маркс К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 573 - 74, т. 5, с. 310, 351, т. 6, с. 521; Внешняя политика России XIX и начала XX века. Документы Российского Министерства иностранных дел, сер. 1, т. 8, М., 1972; Мартене Ф., Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россиею с иностранными державами, т. 4, 7, СПБ, 1878-85; НарочницкийА. Л., Международные отношения европейских государств с 1794 до 1830 г., М., 1946; М а н-Фред А. 3., Общественно-политические идеи в 1815 г., " Вопросы истории", 1966, №5; Зак Л. А., После Ватерлоо, " Новая и новейшая история", 1969, № 3; Дебидур А., Дипломатическая история Европы, пер. с франц., т. 1, М., 1947; Р i г е n n е J. Н., La Sainte-Alliance, t. 2, P., 1949; Schaeder H., Autokratie und Heilige Allianz, Darmstadt, 1963. Л. А. Зак. СГОННО-НАГОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ, спады и подъёмы уровня воды у берегов водоёма (моря, озёра, водохранилища), вызванные течениями, образующимися под действием ветра. Воздух, движущийся над водной поверхностью, вследствие трения увлекает за собой частицы воды. Движение частиц поверхности передаётся в глубину. В результате приходит в движение слой воды толщиной в неск. десятков м. У берега, к к-рому устремляется поток воды, уровень повышается, а у противоположного - понижается. Наибольшие колебания уровня воды происходят на участках у берегов с пологим подводным склоном, в длинных, постепенно сужающихся в вершине заливах, узких проливах и устьях рек (пролив Ла-Манш, заливы Таганрогский, Финский, Обская губа и др.). В таких местах изменения уровня вследствие С.-н. я. достигают 2-3 м и даже 5 л и сопровождаются: при сгонах - обнажением дна и обмелением фарватеров, при нагонах - затоплением островов, берегов, разрушением портовых и др. сооружений. Сильные наводнения, обусловленные нагонами вод с моря, известны на побережьях Нидерландов, Бельгии, Великобритании, в устьях Невы, Темзы и др. СГРАФФИТО, граффито (итал. sgraffito или graffito, букв.- выцарапанный), разновидность монументально-декоративной живописи, принцип к-рой основан на процарапывании верхнего тонкого слоя штукатурки до обнажения нижнего слоя, отличающегося по цвету от верхнего. В древности принцип С. применялся в керамике (архаич. вазы Греции и Этрурии). В 15-17 вв. С. распространилось в Италии как способ украшения стен (в основном фасадов, благодаря особой прочности этой техники). Из Италии С. проникло и в др. страны (Германию, Чехию и др.). С. широко используется в монументально-декоративном иск-ве 20 в. Лит.: Крестов М. А., Штукатурка сграффито, М., 1938. Сграффито. Б. Тальберг. Портрет К. Э. Циолковского. 1967. Музей космонавтики имени К. Э. Циолковского. Калуга. СГС СИСТЕМА ЕДИНИЦ, система единиц физических величин. в к-рой приняты три основные единицы: длины - сантиметр, массы - грамм и времени - секунда. Система с основными единицами длины, массы и времени была предложена образованным в 1861 Комитетом по электрическим эталонам Британской ассоциации для развития наук, в к-рый входили выдающиеся физики того времени [У. Томсон (Кельвин), Дж. Максвелл, Ч. Уитстон и др.], в качестве системы единиц, охватывающей механику и электродинамику. Через 10 лет ассоциация образовала новый комитет, к-рый и выбрал окончательно в качестве основных единиц сантиметр, грамм и секунду. Первый Междунар. конгресс электриков (Париж, 1881) также принял СГС с. е., и с тех пор она широко применяется в научных исследованиях. С введением Международной системы единиц (СИ) в научных работах по физике и астрономии наряду с единицами СИ допускается использовать единицы СГС с. е.
|