Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
V. Политическое деление 48 страница
В Белграде в 1950 создана Академия театра, кино, телевидения. В Нови-Саде выходит (с 1965) журн. " Сцена" (" Scena"). Н. М. Вагапова. Илл. см. на вклейке, табл. X, XI (стр. 272-273). Лит.: История Югославии, т. 1 - 2, М., 1963; Грачев В. П., Сербская государственность в X-XIV вв., М., 1972; Д о с т я н И. С., Борьба сербского народа против турецкого ига. XV - нач. XIX вв., М., 1958; Писарев Ю. А., Сербия и Черногория в первой мировой войне. 1914-1918, М., 1968; Jиречек К., Исторша Срба, кн. 1 - 2, Београд, 1952; Б о д р и н В. В.. Авдеичев Л. А., Югославия. Экономико-географическая характеристика, М., 1970; Статистически годншгьк СФРУ. Београд, 1954-; Тачковin Т.Б., Географске области Соцjалистичке Федеративне Републике Jyroславще, Београд. 1972; РаковскийС.Н., Б у л а в и н В. И.. По Югославии. М., 1970; П ы п и н А. Н., С п а с о в и ч В. Д., История славянских литератур, 2 изд., т. 1 - 2, СПБ, 1879-81; Эпос сербского народа (изд. подготовил И. Н. Голенищев-Кутузов), М., 1963; Зарубежные славянские литературы. XX век, М., 1970; Срнска кшижевност у кшижевно) критици, 2 изд., кн.. 1 - 12, Београд, 1972 - 73; С к е р л и h J., Сабрана дела, кн.. 1 - 13. Београд, 1964 - 67; Поповиh М., Иcтopnja српске кньижевности. Романтизам, кн. 1 - 3. Београд, 1968 - 72; Г л и г о р и h В., Српски реалиста. 5 изд., Београд, 1968; П а в и h M., Исторша српске кшижевности, Београд, 1970; Погодин А., Руско-српска библиографиjа, 1800 -1925, К№. 1, дио 1-2, Београд, 1932-36; Окунев Н. Л., Сербские средневековые стенописи, Прага, 1923; Алёшина Л. С., Яворская Н. В., Искусство Югославии. Очерки, М., 1966; Белоусов В. Н., Современная архитектура Югославии, М., 1973: Боиковиh H., Средаевековна уметност у Србjи и Македонjи, Београд, 1948; Д е р о к о А., Сдоменици архитектуре IX-XVIII века у Jугославиjи, Београд, 1964; Радоjчиh С., Старо српско сликарство, Београд, 1966; S г е j о v i с D., Praistorija, [Beograd, 1967]; G о г е п с М., Antika, [Beograd, 1967]; R a d о j с i с S., Geschichte der serbischen Kunst, В., 1969; П р о т и h М. Б., Српско сликарство XX века, кнэ. 1 -2, Београд, 1970; ЯмпольскийИ., Музыка Югославии, М., 1958, с. 9-10, 35-36, 60-77, 83-91, 06-113; D u r i c-K 1 a j n S., Razvoj muzicke umjetnosti u Srbiji, (B кн.: A n d r e i s J., CvetkoD., Duric-K 1 a j n S., Histrrijski razvoj muzicke kulture u Jugoslaviji, Zagreb, 1962, s. 529-709; Вагапова Н. М., Театр народов Югославии, в кн.: История зарубежного театра, ч. 2, М., 1972, с. 312 - 25; Солнцева Д., Театр народов Югославии, в кн.: История западноевропейского театра, т. 6, М., 1974; Српско народно позориште у Новом Саду. Споменица 1861 - 1961, Нови Сад, 1961; Ледан век Народног позоришта у Београду, 1868 - 1968, Београд, 1968; J о в а н о в и h P. В., Драма, Београд, 1973. СЕРБОЛУЖИЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература лужичан, лужицких сербов, серболужичан, зап.-слав. народности в ГДР. Охватывает письменность на двух лит. языках: верхне- и нижнелужицком (см. Лужицкий язык). Развитие С. л. связано с нац. возрождением лужицких сербов (40-70-е гг. 19 в.). Наиболее распространены были стихотворные жанры и рассказы; драматургия появилась позже, роман - только после 2-й мировой войны 1939-45. Более развита С. л. на верхнелужицком лит. яз. (см. Лужичане, раздел Литература). Среди поэтов, пишущих на нижнелужицком лит. яз., выделяются X. Ф. Стемпель (1787-1867) и М. Косык (1853-1940). До освобождения от фашизма С. л. боролась за пробуждение нац. самосознания лужичан. В условиях строительства социализма в ГДР ведущими темами С. л. стали борьба с фашизмом и реакцией, формирование нового человека, дружба народов (см. Германская Демократическая Республика, раздел Литература). СЕРБО-ЧЕРНОГОРСКО-ТУРЕЦКИЕ ВОЙНЫ 1876 - 78, войны между Сербией и Черногорией с одной стороны и Османской империей - с другой. Происходили в обстановке подъёма нац.-освободительного движения на Балканах. В войну 1876 (объявлена Сербией и Черногорией в июне) Черногория и Сербия (требовавшая от Османской империи передачи Боснии и Герцеговины под своё управление) вступили неподготовленными. В ходе воен. действий тур. войска заняли ряд населённых пунктов в Сербии. Благодаря ультиматуму России, предъявленному тур. пр-ву в октябре 1876, между воюющими сторонами было заключено перемирие, а в февр. 1877 Сербия заключила с Османской империей мир на условиях довоен. положения (Черногория мирный договор не подписала). С началом рус.-тур. войны 1877-78 Черногория в апр. 1877 возобновила воен. действия. В дек. 1877 Сербия вновь вступила в войну, явившуюся фактически частью рус.-тур. войны 1877-78. В ходе воен. действий сербские и черногорские войска добились значит. успехов. Сербия освободила гг. Ниш, Пирот и ряд других терр. на Ю. и В. страны. Победа России в рус.-тур. войне 1877-78 сыграла решающую роль в завоевании Сербией и Черногорией независимости. Независимость и значит. расширение своих терр. Сербия и Черногория получили по решению Берлинского конгресса 1878 (см. карту к ст. Берлинский конгресс 1878). СЕРБСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (ССДП), осн. 2 авг. 1903 в Белграде на съезде, принявшем устав и программу ССДП (по образцу Эрфуртской программы герм. с.-д. партии). В 1903-04 в ССДП шла борьба между марксистами (Р. Драгович, Д. Ту-цович) и оппортунистами, настаивавшими на примате экономич. борьбы рабочего класса над политической, на первенствующей роли профсоюзов; в дек. 1904 оппортунисты были исключены из ССДП. В 1909-10 марксистское крыло вело борьбу с анархо-синдикалистами. В 1903, 1905-08, 1912-14 депутаты ССДП входили в скупщину. В янв. 1910 ССДП участвовала в конференции с.-д. партий балканских стран. В начале 1-й мировой войны 1914-18 депутаты с.-д. в скупщине отказались вотировать воен. кредиты. Мобилизация в армию, а затем австро-герм. оккупация Сербии (с окт. 1915) привели к ослаблению деятельности ССДП. В обстановке революц. подъёма в Сербии, начавшегося под влиянием Окт. революции 1917 в России, ССДП в апр. 1919 на 1-м Объединит. съезде Социалистич. рабочей партии Югославии (коммунистов) вошла в её состав. Лит.: Српска соцщалдемохратска napraja, Београд, 1966. М. А. Бирман. СЕРБСКИЕ АНТИТУРЕЦКИЕ ВОССТАНИЯ, народные восстания в 1-й четв. 19 в. в Сербии против тур. ига. См. Первое сербсксе восстание 1804-13, Второе сербское восстание 1815. СЕРБСКИЙ Владимир Петрович [14(26).2.1858, Богородск, ныне Ногинск Моск. обл., - 5(18).4.1917, Москва], русский психиатр, один из основоположников судебной психиатрии в России. Окончил в 1880 физико-математич., а в 1883 -мед. ф-т Моск. ун-та. Ученик С. С. Корсакова. В 1892-1900 читал курс судебной психиатрии на юридич., а с 1900 -курс психиатрии на мед. ф-те Моск. ун-та. С 1902 проф. и директор психиатрич. клиники Моск. ун-та. В 1911 вышел в отставку в знак протеста против реакционной политики министра Л. А. Кассо; в том же году на съезде рус. психиатров и невропатологов произнёс речь, направленную против самодержавия, что послужило причиной закрытия съезда; выступил в печати с разоблачением экспертизы по Бейлиса делу (1913). Доказал (1890), что кататония - не самостоятельное заболевание. С. принадлежит идея совр. форм патронажа психич. больных. Разработал положение о двух критериях невменяемости, процедуру судебно-психиатрич. освидетельствования. Автор двухтомного руководства " Судебная психопатология'' (1896-1900). Один из основателей " Журнала невропатологии и психиатрии имени С. С. Корсакова" и Рус. союза психиатров и невропатологов. Создал школу психиатров (П. Б. Ганнушкин, Е. К. Краснушкян, Н. Е, Осипов, Л. М. Розен-штейн и др.). С 1921 имя С. носит Центр. ин-т судебной психиатрии в Москве. Соч.: формы психического расстройства, описываемые под именем кататонии, М., 1890; К вопросу о раннем слабоумии (Dementia praecox). [M., 1902]; Краткая терапия душевных болезней, 2 изд., М., 1911; Психиатрия, 2 изл., М.. 1912. Л-ст.: Введенский И. Н., В. П. Сербский и его роль в общей и судебной психиатрии, в кн.: Проблемы судебной психиатрии. Сб. 7, М., 1957; Ф р у м к и н Я. П., Завилянский И. Я., В. П. Сербский, " Врачебное дело", 1958, № 4. В.А.Баэанов, А.М.Сточик. СЕРБСКОХОРВАТСКИЙ ЯЗЫК, сербохорватский язык, язык сербов, хорватов, черногорцев и боснийцев-мусульман. Распространён гл. обр. в СФРЮ. Число говорящих на С. я.- ок. 15 млн. чел. (1971, оценка). Принадлежит к юж. группе славянских языков. Имеет 3 осн. диалекта: штокавский, чакавский, кайкавский. Каждый гласный (и, е, а, о, у) может быть долгим и кратким; из 25 согласных j, л, н, h, Б - мягкие, остальные твёрдые. Согласный " р" может быть слоговым (прет - " палец"). Существуют " экавская" (на терр. Сербии) и " иекавская" орфоэпич. нормы: на месте древнего е (ъ) произносят или е (рус. " э"), или je (в кратком слоге), иjе (в долгом слоге). Ударение экспираторно-тонич. (музыкальное): восходящее долгое (рука-" рука"), восходящее краткое (нога -" нога"), нисходящее долгое (врат - " шея"), нисходящее краткое (око - " глаз"). Существительные, прилагательные, местоимения и нек-рые числительные склоняются (6 падежей и звательная форма). Глагол имеет 4 формы прошедшего времени (сложные - перфект и плюсквамперфект, простые - аорист и имперфект; в живой речи преобладает перфект) и 2 формы будущего времени (с вспомогат. глаголами, эквивалентными рус. " хотеть" и " быть"). В С. я. 2 алфавита - кириллица, близкая к рус. азбуке, и латиница - видоизменённый лат. алфавит (ц-с, ч-с, h-c, з-z, ж-z, ц-dz, Fj-Ct, Лз-lj, a-nj). Древнейшие памятники датируются 12 в. Совр. лит. яз. сложился в 1-й пол. 19 в. на основе нар. говоров штокавского диалекта; определяющее значение при этом имела деятельность В. Караджича и Л. Гая. Внутри лит. яз. существуют терр., гл. обр. лексич., различия, вызванные неодинаковыми условиями его развития в хорв. и серб. областях. Лит.: Кульбакин С.М., Сербский язык, 2 изд., Полтава, 1917; Гудко в В.П., Сербохорватский язык, М. 1969; Толстой И. И., Сербско-хорватско-русский словарь, М., 1970; И в и h П.. Диjалектологиjа српскохрватског jeзикa, Нови Сад, 1956; В га b ее I., Hraste М., Z i v k ovic S., Gramatika hrvatskosrpskoga iezika, 9 izd., Zagreb, 1970; Стевановип М., Савремени српскохрватски jезик. 2 изд., кн>. 1 - 2, Београд, 1969-70. В. П. Гудков. СЕРБЫ, нация в Югославии. Числ. 8, 1 млн. чел. (1971, перепись). Компактно живут в Сербии (6 млн. чел.), а также в ряде р-нов Боснии и Герцеговины, в вост. р-нах Хорватии. Ок. 180 тыс. С. живёт за пределами Югославии - гл. обр. в Румынии и Венгрии, а также в США. С. говорят на сербскохорватском языке. Осн. масса верующих С.- православные, имеются также католики, протестанты, мусульмане. Южнославянские племена - предки совр. С., частично смешавшиеся с местным романизированным иллирийским и фракийским населением, в 6-7 вв. заселили значит. пространства в центре Балканского п-ова. Впервые назв. " С." упоминается в источниках 9 в. Складывание феод. гос-ва у С. в раннем средневековье шло медленно, единого центра политич. жизни не было - он перемещался то во внутр., то в приморские р-ны. Расцвет ср.-век. Сербии приходится на царствование Стефана Душана (1331-55). Вскоре после поражения на Косовом Поле в 1389 серб. земли на несколько веков попали под власть Османской империи. Турецкое иго задержало историч. развитие серб. народа - многие годы сохранялась экономич. и культурная отсталость; в быту долго держались пережитки патриархально-родовых отношений. Нац.-освободит. борьба способствовала росту нац. самосознания серб. народа. Центром серб. освободит. движения стала терр. совр. Воеводины, где в 18 в. у С. началось формирование капиталистич. отношений. Начало освобождения С. от турецкого господства связано с первым (1804-13) и вторым (1815) серб. восстаниями. Часть серб. земель была провозглашена Серб. княжеством. Но лишь в 1878 Сербия получила полную независимость и расширила свои границы. Однако значит. часть С. и после этого продолжала оставаться под иноземным (тур. и австр.) господством. В 3-й четв. 19 в. активизировался процесс консолидации серб. нации; серб. Омладина (1866-1872) фактически призывала к нац. сплочению С. независимо от гос. границ. В 1918 С. и др. югославянские народы объединились в единое гос-во - Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия), в к-ром господств. положение заняла великосербская буржуазия. В Федеративной Нар. Республике Югославии (с 1945) и затем в СФРЮ С.- один из равноправных народов федерации, участвующих в социалистич. строительстве и развивающих свою нац. культуру. С. представляют собой монолитную нацию, но среди них ещё сохраняются названия отдельных этнографич. групп, выделяемых обычно по гесграфич. признаку (шумадийцы, ужичане, мачване и др.). Об истории, экономике и культуре С. см. в ст. Сербия, Югославия. Лит.: Народы Зарубежной Европы, т. 1, М., 1964. М. С. Кашуба. СЕРВАЖ (франц. servage, от лат. servus - раб), вид феод. зависимости крестьянства в странах Зап. Европы в средние века, отличавшийся наибольшим ограничением гражд. и хоз. прав крестьян. Не будучи формой крепостного права, в целом неизвестного ср.-век. Зап. Европе, С. включал, однако, отд. его элементы: сервы были в той или иной мере ограничены в правах перехода из сеньории в сеньорию, отчуждения земельных держаний, а также в свободе наследования и при выборе брачной партии; судьёй серва в большинстве случаев был его же сеньор. Получив распространение (как вполне сложившийся институт) в период феод. раздробленности, С. во всех зап.-европ. странах (исключая Англию) представлял не общегосударственный, а частноправовой институт, его конкретные формы отличались локальным многообразием. Сочетаясь с рядом других менее суровых видов феод. зависимости, С. охватывал, как правило, лишь часть феод.-зависимого крестьянства. В большинстве зап.-европ. стран (исключая Англию, см. Вилланы) распространение С. не было связано с к.-л. одной формой земельной ренты: С. был развит не только там, где господствовала барщина, но и там, где наиболее распространены были натуральная и ден. формы ренты; во Франции, Италии, Испании наивысшее развитие С. приходится на время вытеснения барщины оброками. Ранний С. (преобладал в раннее средневековье, сохранившись в Италии до 8 в., во Франции до 10 в., в Германии до 11 в., в Англии до 12 в.) был ещё близок к позднеантичному рабству; часть сервов использовалась в это время в качестве безземельных дворовых работников, часть была посажена на земельные наделы. В период развитого феодализма С. охватывал держателей земельных наделов и был известен в двух формах: лично-наследственной и поземельной. Лично-наследственный С. предполагал наследственное подчинение крестьянина судебно-адм. власти одного определённого сеньора, в пользу к-рого с сервов взыскивали нек-рые личные поборы: чаще всего поголовную подать, пошлины, ограничивавшие свободу наследования (см. Мёртвой руки право) и свободу брака (Формаръяж), а также произвольную талью. В силу лично-наследственного характера этих поборов сервы платили их независимо от места жительства сверх поборов за земельные держания. При условии продолжения уплаты личных поборов и подчинения судебно-адм. власти наследственного сеньора серв мог переселиться в другую сеньорию. В 12-14 вв. в ходе т. н. освобождения крестьян мн. сервы добились уничтожения личнонаследственной зависимости. Но в ряде стран Зап. Европы складывается в это время новая форма С.- поземельный С., распространявшийся на крестьянина на время владения им особыми " сервильными" держаниями. За пользование ими держатели должны были выполнять почти все обязанности прежних сервов, но с той разницей, что от них можно было освободиться ценою отказа от земли. Охватывая в первую очередь малоземельных крестьян, вынужденных из-за нехватки земли соглашаться на самые тяжёлые условия держаний, новый С. представлял одно из проявлений феод. реакции. Исчезновению его в 15 в. способствовал бурный рост товарно-ден. отношений; сильный удар по С. был нанесён массовыми народными восстаниями в ряде стран Зап. Европы во 2-й пол. 14-15 вв. В 16-18 вв. С. уцелел лишь в отдельных отсталых р-нах (см. в ст. Менмортабли). Лит.: Бессмертный Ю. Л., Северо-французский серваж, в сб.: Средние века, в. 33, М., 1971. Ю. Л. Бессмертный. СЕРВАЛ (Felis serval), хищное млекопитающее сем. кошачьих. Дл. тела до 1 м, хвоста до 30 см, высота в плечах до 50 см, весит до 16 кг. Тело стройное, ноги длинные, уши очень большие. Окраска желтовато-серая с бурыми или чёрными пятнами и полосами С. широко распространён в Африке, где обитает преим. на травянистых и кустарниковых равнинах. Охотится гл. обр. ночью на птиц, грызунов, зайцев, молодых антилоп. В юж. областях ареала детёныши (от 1 до 4) появляются в конце зимы, в тропиках - в разное время года. Объект промысла (шкура идёт на меховые изделия); численность резко сокращается. СЕРВАНТЕС Сааведрa (Cervantes Saavedra) Мигель де (крещён 9.10. 1547, Алькаладе-Энарес, - 23.4. 1616, Мадрид), испанский писатель. Сын хирурга, бедного идальго. В молодости служил солдатом, отличился в морской битве при Лепанто (7 окт. 1571), в к-рой лишился левой руки. Возвращаясь морем на родину, С. был захвачен пиратами и продан в рабство алжирскому паше. В неволе пробыл 5 лет. После 4 неудачных попыток к бегству выкуплен миссионерами (1580). По возвращении в Мадрид написал пасторальный роман " Галатея" (1585), патриотическую трагедию " Нумансия" и ок. 30 других пьес. Скудость литературного заработка вынудила С. переехать в Севилью и стать агентом по закупке провианта для флота, позже - сборщиком недоимок. Гражд. служба (1587-1603) была не более удачна, чем армейская: трижды С. попадал в тюрьму. Соприкосновение по роду занятий с разными обществ. кругами крупнейшего порта мировой империи определило более реалистич. и плодотворный поздний период его творчества, к-рый открылся 1-й ч. романа " Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанч-ский" (1605), начатой ещё в севильской тюрьме в 1602. Роман во многом - итог, личной жизни С., полной героич. дерзаний и катастрофич. неудач. Всенародный и общеевропейский успех романа соблазнил некоего А. Фернандеса де Авельянеду (псевд.) выпустить " подложное" окончание. Задетый огрублением замысла и главных образов, С. опубл. 2-ю ч. " Дон Кихота" (1615). Ранее он издал ''Назидательные новеллы" (1613), " Новые восемь комедий и интермедий" (1615). На смертном одре закончил любовно-приключенч. роман " Странствия Персилеса и Сихизмунды" (опубл. 1617). Преследуемый нищетой и унижениями, С. перед смертью вступил в Орден терциариев и был похоронен за счёт братства. Могила С. затерялась. Через всё творчество С. проходят контрасты идеальной " поэзии" душевной жизни, " романтики" непреклонных устремлений человека - и убогой " прозы" окружающего мира, иронически или юмористически освещённого. Этим контрастом отмечены два жанра его драм: пьесы о доблестных в борьбе с превратностями судьбы, о любящих, неизменно верных своему чувству (" Алжирские нравы", " Великая султанша" и др.), - и сатирические в плутовском духе интермедии (" Вдовый мошенник", " Бдительный страж", " Судья по бракоразводным делам" и др.), яркий бытовой колорит к-рых не потускнел до наших дней. Те же контрасты в новеллах: любовно-авантюрные истории в духе новорыцарских поэм эпохи Возрождения (" Великодушный поклонник", " Английская испанка" и др.)- и плутовские новеллы, сатирически изображающие повседневный быт (" Беседа двух собак", " Ринконете и Кор-тадильо"). Синтетичны в этом смысле рассказы с идеальными героинями на фоне " низкой" (трактирной, цыганской) среды: " Высокородная судомойка", " Цыганочка", к-рой С. открыл для европ. лит-ры романтику " цыганской" темы, оказавшей впоследствии влияние на В. Гюго, П. Мериме, А. С. Пушкина. Особо стоят новеллы с напряжёнными, до патологического, состояниями души героя, маниакальными персонажами: " Ревнивый эстремадурец", " Лиценциат Видриера", герой к-рой помешан на том, что он стал " стеклянным" (исп. vidriera); в " хрупкой" и безумной, для окружающих всего лишь забавной, " мудрости" героя этой новеллы уже сказывается грустный юмор автора " Дон Кихота". М. Сервантес. Реалистич. гений С. и неизменный вкус к героике и романтике органически слились во всей мощи лишь один раз: в субъективно героич. пафосе странствующего " безумно мудрого" рыцаря Дон Кихота, в открытии " донкихотской ситуации". Великий многоплановый роман С. возник из скромного замысла - высмеять модные в его время новорыцарские романы. Этот внешний литературно-пародийный план сюжета более всего ощутим в начальных пяти главах. За ним - в связи с историей " книжного рыцаря", проведённого сквозь все круги реальной жизни, - открывается многообразная панорама исп. общества (в " Дон Кихоте" ок. 670 действующих лиц) на стыке двух веков нац. развития: восходящего и нисходящего. За романтикой "... поры странствующего рыцарства" буржуазии (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 83), за эпохой Великих географич. открытий и колон. завоеваний начинает складываться капиталистич. общество - процесс, к к-рому Испания, ослеплённая прошлыми успехами, приспособилась хуже других стран; её политика и экономика отмечены в это время бесплодным авантюризмом, " донкихотским" отсутствием " такта действительности" (см. В. Г. Белинский, Полн. собр. соч., т. 6, 1955, с. 34). Роман С., художеств. энциклопедия исп. жизни классич. периода её культуры, изображает трагикомически бесплодный энтузиазм благородной личности на фоне жалкого прозябания самодовольных обывателей: мир непрактичного духа и бездуховной практики. М. Сервантес. " Дон Кихот". 1851. Картина О. Д омье. Сюжет " Дон Кихота", его осн. ситуация, строится на двояком контрасте: центральная пара странствующих " безумцев" противостоит " трезвому" и пассивному социальному окружению, а рыцарь-" идеалист" - оруженосцу-" реалисту"; в обоих контрастах у каждой из сторон хватает " мудрости" (здравого смысла) лишь на то, чтобы развенчать иллюзии (безумие) другой стороны: специфически испанский нац. -историч. план " донкихотской" ситуации. За нац. " донкихотством", за кризисом исп. культуры С. уловил и нечто большее -всеевроп. кризис гуманизма Возрождения, его представлений о рождающемся новом обществе и о месте, отведённом в нём человеческой личности. Среди великих реалистов нового времени С. первый зафиксировал " прозаический" (обывательский), а не героич. характер рождающегося общества. Грустным смехом над " героическим безумием", над утопич. " романтикой" эпохи (осмеяние-прославление Дон Кихота) С. реалистически завершил эволюцию иск-ва Ренессанса, прославлявшего идеализированную свободную личность, " творца своей судьбы", " сына своих дел". Вместе с тем С. положил начало новоевроп. роману как " личностному эпосу", а в истории комического - юмору " высокого смеха" как смеха над высоким, над лучшим и благороднейшим в человеке, над вечной активностью человеческого сознания, над " истинно рыцарским" (на языке Дон Кихота) воодушевлением, вмешательством в ход жизни, когда одушевлённое лучшим сознание " прекраснодушно" теряет " такт действительности ". В этом непреходящее, вечное значение общечеловеческого плана романа. На всех своих уровнях смысл романа С. раскрывался перед потомством постепенно. 17 в. воспринял лишь пародийно-сатирич. план. 18 в., особенно в лице мастеров англ. романа (Г. Филдинг, О. Голдсмит, Л. Стерн), открыл благоприятность " донкихотских" положений для комич. энциклопедии совр. общества и для нац. колорита юмористич. характеров. Величайшей славы С. достиг в 19 в., начиная с нем. романтиков, к-рые восторгались в " Дон Кихоте" непревзойдённой поэтизацией разлада между идеальным и реальным, усматривая в Дон Кихоте и Сан-чо Пансо " вечную пару" и " величайшую сатиру на человеческую восторженность" (Гейне Г., Собр. соч., т. 7, [М.], 1958, с. 39), "...мифологические лица для всего культурного человечества..." (Ш е л л и н г Ф., Философия искусства, М., 1966, с. 385). Непреходящее значение образа Дон Кихота, свободное от односторонностей романтич. трактовок, раскрыла в 19 в. реалистич. критика (в рус. лит-ре В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, а также Ф. М. Достоевский); об этом же свидетельствуют нац. " варианты" донкихотской темы (в англ. лит-ре " Записки Пиквикского клуба" Ч. Диккенса, во франц.- " Тартарен из Тараскона" А. Доде, в рус.- " Идиот" Достоевского, и др.). Художеств. мысль и критика 20 в. акцентируют особую актуальность воинственного гуманизма для нашего времени, а в рыцарском пафосе его героев - " аппеляцию к будущему" (см. А. В. Луначарский, Собр. соч., т. 4, 1964, с. 140). История показывает, что образ Дон Кихота всегда раскрывается в ходе веков с новой стороны, что его ситуация для художеств. сознания в принципе незавершаемая, неисчерпаемая, вечно " открытая". С о ч.: Obras completas, ed. publicada рог R. Schevill у A. Bonilla, v. 1 - 19, Madrid, 1914-41; в рус. пер.- Собр. соч., т. 1 - 5, М., 1961. Лит.: Белинский В. Г., Тарантас, Поли. собр. соч., т. 9, М., 1955; Тургенев И., Гамлет и Дон Кихот, Полн. собр. соч. и писем. Сочинения, т. 8, М.- Л., 1964; Г е й-н е Г., Введение к Дон Кихоту, Собр. соч., т. 7, [М.], 1958; Д е р ж а в н н К. Н., Сервантес, М., 1958; Менендес П и даль Р., Избр. произв., М., 1961; Пинский Л., Сюжет " Дон Кихота" н конец реализма Возрождения, в его кн.: Реализм эпохи Возрождения, М., 1961; Сервантес н всемирная литература, под ред. Н. И. Балашова [и др.], М., 1969; Снеткова Н., " Дон Кихот" Сервантеса, М.- Л., 1965; A s t r a n a М а г i n L., Vida ejemplar у heroica de М. de Cervantes Saavedra, t. 1 - 7, Madrid, 1948-58; Castro A., Hacia Cervantes, 3ed., Madrid, 1967; М. де Сервантес Сааведpa. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке. 1763-1957, М., 1959. Л. Е. Пинский. СЕРВЕ (Servais) Адриен Франсуа (6.6.1807, Халле, близ Брюсселя, -26.11. 1866, там же), бельгийский виолончелист и композитор. Ученик Н. Ж. Плателя. Дебютировал как виолончелист в 1833 в Париже. Гастролировал в странах Европы, в т. ч. в России (с 1839); в 1848 неоднократно приезжал и жил в России. С.- яркий представитель виолончельного иск-ва 19 в., его виртуозно-романтич. направления. О мастерстве С. писали В. Ф. Одоевский и А. Н. Серов. С 1848 проф. Брюссельской консерватории. Автор произв. для виолончели - 3 концертов, фантазий, этюдов, дуэтов на оперные темы со скрипкой (совм. с А. Вьётаном, с Ю. Леонаром) и с фп. (совм. с Ж. М. Ж. Грегуаром). П. И. Чайковский отмечал салонный характер музыки С. Лит.: Гинзбург Л. С., История виолончельного искусства, кн. 2, М., 1957; Раабен Л. Н., Жизнь замечательных скрипачей и виолончелистов, [Л., 1969]. " СЕРВЕЙЕР" (" Surveyor"), наименование серии амер. космич. летательных аппаратов для исследования Луны: определения механич. характеристик, хим. состава и электромагнитных свойств грунта, тепловых условий на её поверхности, получения телевиз. изображений поверхности с целью изучения топографии рельефа и структуры грунта, регистрации лазерного излучения, посылаемого с Земли, проведения астрономических исследований (съёмка звёзд, Солнца, планет). " С." называется также программа разработки и запусков этих аппаратов (1960-68). Техническая задача " С." - отработка системы мягкой посадки. Конструкция " С." состоит из двигательной (3 корректирующих жидкостных ракетных двигателя и тормозной твердотопливный двигатель) и энергетической (солнечная и химич. батареи) установок, радиотехнич. оборудования, системы управления полётом и ориентации. Науч. аппаратура: альфа-анализатор для определения хим. состава лунного грунта по отражённому альфа-излучению (" С.-5", " С.-6", " С.-7"), ковш-захват для исследования механич. характеристик грунта (" С.-З", " С.-4", " С.-7"), приборы для обнаружения магнитных веществ в грунте (" С.-4", " С.-5", " С.-6", " С.-7"), телевиз. камера для съёмок Луны на участке подлёта (" С.-1" и " С.-2"). На всех " С." устанавливалась панорамная телевиз. камера для получения снимков после посадки на Луну (всего ок. 86 500 снимков лунной поверхности, Солнца, планет). Макс. диаметр всех " С." (по опорам развёрнутого посадочного шасси) 4, 27 м, высота (при сложенном шасси) ок. 3 м, стартовая масса 995-1038 кг, после посадки - 276-297 кг. Запуски осуществлялись ракетой-носителем " Атлас-Центавр". Всего было запущено 7 аппаратов (1966-68), из к-рых совершили мягкую посадку и выполнили поставленные задачи " С.-1", " С.-З", " С.-5", " С.-6" и " С.-7".
|