Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Многоканальные С. п. с селективной модуляцией 89 страница






Диалектич. материализм рассматривает категорию С. как одну из важных в совр. познании, но раскрывающую свой эвристич. смысл лишь в тесной связи со всей системой категорий диалектики.

Лит.: Свидерский В. И., О диалектике элементов и структуры в объективном мире и в познании, M., 1962; В а л ь т Л. О., Соотношение структуры и элементов, " Вопросы философии", 1963, №5; Овчинников H. ф., Структура и симметрия, в кн.: Системные исследования. Ежегодник - 1969, M., 1969; Б л а у б е р г И. В., Юдин Э. Г., Становление и сущность системного подхода, M., 1973, гл. IV, § 3.

H. Ф. Овчинников, Э. Г. Юдин.

СТРУКТУРА, решётка (матем.), важное алгебраич. понятие. С. наз. непустое множество S, для элементов к-рого определены две операции - объединение и пересечение, обозначаемые соответственно значками U и П (т. е. каждой паре элементов [ris] и [ris] из S однозначно сопоставлен элемент [ris] U Ь из S - их объединение и элемент а П Ъ из S - их пересечение), причём эти операции удовлетворяют следующим условиям (аксиомам С.):

I. Ассоциативность (a U b) U с = = a U (b U с), П b ) П с = = an (b П с);

II. Коммутативность a U b = b U а, а П b= b П a;

III. Абсорбция (a U b) П [ris] = [ris], (aП b) U a= a.

Примеры C.: 1) множество целых положительных чисел с операциями взятия наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного; 2) множество всех подмножеств произвольного множества с операциями взятия теоретико-множественных объединения и пересечения подмножеств; 3) множество действительных чисел с операциями взятия большего и меньшего числа из двух данных чисел.

Подробно изучены различные специальные типы С., т. е. С., на к-рые наложены дополнит, условия (напр., дистрибутивные С., модулярные, или дедекиндовы, С., С. с дополнениями). Весьма важным частным случаем С. являются булевы алгебры, т. е. дистрибутивные С. с единицей и нулём, обладающие дополнениями к каждому элементу. Булевы алгебры имеют большое значение для матем. логики и теории вероятностей. Другие типы С. находят применение в теории множеств, топологии, функциональном анализе.

В С. можно ввести частичное упорядочение (см. Упорядоченные и частично упорядоченные множества) элементов, естественным образом связанное с операциями в С.; этим устанавливается равносильность теории С. и теории частично упорядоченных множеств.

Появление понятия С. относится к сер. 19 в.; наиболее полно оно было определено в работах P. Дедекинда.

Лит.: Биркгоф Г., Теория структур пер. с англ., M., 1952; Скорняков Л. А. Элементы теории структур, M., 1970; Сик о р с к и и Р., Булевы алгебры, пер с англ., M., 1969; Владимиров Д. А. Булевы алгебры, M., 1969.

СТРУКТУРА металла, строение металла (сплава). С. можно наблюдать невооруж. глазом или при небольших увеличениях (см. Макроструктура), чтобы установить присутствие и распределение по объёму изделия раковин, пор, неметаллических включений и т. п. дефектов металлов, а также расположение и форму крупных зёрен (рис.). С помощью светового и электронного микроскопов изучают микроструктуру, характеризуемую размерами, формой и взаимным расположением кристаллитов (зёрен) разных фаз, а также их относит, количеством (см. Структурная составляющая).

Макроструктура кованой стальной заклёпки. Волокна видны вследствие неоднородного распределения примесей в металле. Натуральная величина.

Ещё более тонкие детали строения металла, определяемые расположением дислокаций и их скоплений, а также субграниц внутри зёрен (см. Субструктура), наблюдают с помощью электронной и рентгеновской дифракц. микроскопии. Иногда под С. понимают строение кристаллической решётки металла или фаз сплава. См. также Металлография.

СТРУКТУРА ГОРНЫХ ПОРОД, особенности строения горных пород, обусловленные размерами и формой минеральных зёрен, степенью кристалличности, способами сочетания кристаллов между собой и со стеклом и т. п. См. Строение горных пород.

СТРУКТУРА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ в СССР, количественные соотношения формирующих заработную плату элементов: оплата по тарифу или окладу; надбавки к тарифу или окладу; оплата рабочих-сдельщиков за перевыполнение норм (заданий); премии, доплаты, коэфф. к заработной плате. Каждый из элементов играет определенную роль в выполнении функций заработной платы в системе экономич. отношений общества.

Тарифная часть включает оплату по тарифным ставкам и должностным окладам. Оплата по тарифу - основной, обязательный элемент заработной платы каждого рабочего и служащего, средство обеспечения единства в оплате труда в соответствии с его сложностью и квалификацией работников (см. Тарифная система). Исходный уровень тарифной заработной платы определяется с учётом установленного в стране минимума заработной платы.

Надбавки и доплаты к тарифу систематически выплачиваются рабочим и служащим за непрерывный стаж работы; на работах с высокой интенсивностью труда; при повременной оплате за выполнение большего объёма работ с меньшей численностью работников: за совмещение профессий, а также мастерство; за работу в ночное время; за сверхурочные работы и др.

Оплата рабочих-сдельщиков за перевыполнение норм (заданий) стимулирует рост производительности труда. Сдельная форма заработной платы применяется на работах, где труд поддаётся точному и полному учёту.

Премиальная часть заработной платы, связанная с решениями дополнительных производств, задач, включает все виды премий, выплачиваемых как из фонда заработной платы, так и из фонда материального поощрения (см. Премирование). В связи с большим различием природно-климатических и др. условий жизни в отд. районах страны применяются районные коэффициенты к заработной плате.

В 9-й пятилетке (1971-75) в результате введения минимума заработной платы 70 руб. в месяц с одновременным повышением тарифных ставок и окладов среднеоплачиваемых категорий рабочих и служащих производств, отраслей доля тарифных ставок и окладов в С. з. п. возросла: у рабочих- с 62 до 70-75%, инженерно-технических работников - с 74 до 78-82%, что позволило повысить уровень нормирования труда. Вследствие расширения сферы применения поощрительных систем и увеличения премиальных выплат возросла доля премий в С. з. п. Доля же оплаты рабочих-сдельщиков за перевыполнение норм выработки в результате введения новых тарифов и пересмотра норм, а также вследствие сокращения применения сдельной оплаты уменьшается. Увеличены доплаты за работу в ночное время (в текстильной и хлебопекарной пром-сти - с 14 до 50%, а в др. отраслях пром-сти - до 20%). Установлены надбавки за непрерывный стаж работы в районах Европ. Севера. В то же время доля др. доплат (напр., за сверхурочные часы) снижается.

Д. H. Карпухин.

СТРУКТУРА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, строение произведения словесного искусства, его внутр. и внеш. организация, способ связи составляющих его элементов. Наличие определённой структуры обеспечивает целостность произв., его способность воплощать и передавать выражаемое в нём содержание. При непосредств. восприятии произв. иск-ва его структура не фиксируется сознанием, не выделяется, ибо для восприятия произведение существует именно как конкретная целостность. Когда же науч. искусствознание ставит своей задачей изучение того, " как сделано" произв., тогда оказывается необходимым вычленение структуры произв. и углублённое исследование как её самой, так и её роли в процессах создания и восприятия художеств, объекта.

Осознанный анализ структуры художеств, произв. можно найти во всяком науч. искусствоведческом исследовании. Однако в 20 в. в связи с общефилос. разработкой проблем структурного анализа (см. Структура и Структурализм) изучение структуры произв. стало осмысляться как специальная методологич. установка искусствознания (литературоведения). Она получила различные теоретич. обоснования в зависимости от общеметодологич. ориентации учёных (см., напр., Структурализм в литературоведении).

Отрыв структурного анализа от изучения содержания произв. присущ, напр., как феноменологич. эстетике H. Гартмана или P. Ингардена, где искусствоведческое исследование сводится преим. к выявлению " слоевой" структуры, так и ряду работ представителей ОПОЯ За, посвящённых изучению системы " приёмов", с помощью к-рых сделано произведение. В совр. советском литературоведении наметились различные пути преодоления ограниченности структурного анализа в наследии " формальной школы". Единое понимание структуры, способов её анализа и их места в общей искусствоведческой (литературоведческой) методологии ещё не достигнуто; однако можно уже обозначить осн. пути решения данной задачи.

Как ни своеобразна структура каждого конкретного, напр, лит., произв., она имеет ряд общих черт с принципами строения другого произв. того же жанра, того же рода и вида иск-ва. Структура оказывается носительницей не только индивидуальных содержательно-формальных особенностей данного произв., но и общих признаков жанра, рода, общего стиля, художеств, течения всей лит-ры как вида иск-ва и, наконец, иск-ва в целом как опредмеченной художественной деятельности.

Если эстетика ставит задачу построить структурную модель художеств, произв. (как целостной системы образов), то теория лит-ры призвана показать преломление общих для всех иск-в инвариантных законов строения произв. в творении словесного иск-ва. Вместе с тем теория лит-ры должна учитывать широкую вариационную способность общих принципов строения лит. произв. как в морфологическом (жанрово-родовом), так и в историческом (порождаемом изменениями творческих методов, стилей, течений) направлениях.

Структурную модель лит. произв. можно представить в виде ядра, окружённого несколькими оболочками. На внеш. оболочке располагается словесный материал, из к-рого непосредственно состоит произв. Рассматриваемый сам по себе материал представляет собой некий текст, к-рый, будучи известной " выборкой" из нар. или лит. языка нации, обнаруживает, как правило, определённую самостоят, эстетическо-стилистич. ценность (так, говорят о возвышенности слога в одах M. В. Ломоносова, о салонной изысканности лексики " поэз" И. Северянина, о нарочитой огрублённости словаря В. В. Маяковского), однако художественным смыслом ещё не обладает. Художественно-значимой (см. Речь художественная) структурная " оболочка " произв. становится лишь постольку, поскольку она приобретает знаковый характер, т. е. выражает заключённую в ней духовную информацию, излучает ту специфическую поэтическую энергию, которая исходит из содержательного " ядра" произв. Само ядро, включающее тему и идею произв., имеет, в отличие от содержания бытовых, деловых, науч. и пр. текстов, двустороннее, двухэлементное (интеллектуально-эмоциональное) собственное строение, т. к. иск-во познаёт жизнь и одновременно оценивает её. Необходимость органически соединить словесную оболочку с духовным ядром, сделав её предельно прозрачной для него, выразительной, поэтически осмысленной, приводит к появлению в структуре двух промежуточных оболочек, обычно именуемых внутр. и внеш. формой. Внутренняя форма - система образов, к-рые имеют ещё, как и само содержание, чисто идеальный характер, но уже обладают чувственной конкретностью и потому обращены к воображению воспринимающего, - т. е. образов-персонажей (т. н. характеры) и их взаимодействие (сюжет). Внешняя же форма есть ступень дальнейшей чувственной конкретизации содержания, на к-рой оно уже предстаёт непосредственно созерцанию, а не воображению. Применительно к литературе внешняя форма - система материальных средств организации языковой ткани, к-рые позволяют добиться активизации звуковой стороны текста (в стихе - это рифмы, ассонансы, аллитерации; см. Фоника) и к-рые осуществляют его ритмич. (а в поэзии - метро-ритмическую), стилистич. и композиц. упорядоченность (архитектоника произв., последовательное или инверсионное развитие действия, принципы сопряжения описаний, диалога персонажей, прямой авторской речи и т. д.; см. также Композиция), что и делает текст носителем новой, сверхсемантич., художеств, информации, находящейся в подтексте произв.

T. о., понятие С. л. п. охватывает все частные и конкретные проявления его строения - характеры, сюжет, фабулу, композицию, архитектонику и т. п., позволяя тем самым выявить не только каждое из них, но и их координацию и соподчинение в структуре произв. как художеств, целого. Это существенно, поскольку структура имеет иерархич. характер, т. к. элементы, находящиеся на содержат, уровне (идейно-тематич. ядро), играют роль управляющей подсистемы, к-рая последовательно передаёт свою информацию с уровня на уровень, пока она не разольётся по всему словесному субстрату произв. Вместе с тем, как и во всякой самоуправляющейся системе, здесь существует обратная связь (традиционно определяемая как обратное влияние формы на содержание): упорядочение словесного материала, превращающее его во внеш. форму произв., а затем рождение внутр. формы из внешней корректируют " приказы", посылаемые из содержат, ядра, приводя подчас к его серьёзному изменению.

T. о., изучение С. л. п. не противостоит его традиц. анализу в плоскости " содержание - форма", но лишь развивает и конкретизирует такой анализ, поскольку раскрывает внутр. строение как содержания, так и формы произв. Вместе с тем структурный подход помогает объяснить морфологич. и историко-методологич. многообразие лит. форм, связанное именно с варьированием общих принципов строения произв. словесного иск-ва. Варьирование выражается в том, что каждый структурный элемент лит-ры приобретает то больший, то меньший удельный вес в конкретной целостности произв.: скажем, в поэзии удельный вес внеш. формы значительно больший, чем в прозе; в детективном романе роль сюжета неизмеримо большая, чем в др. жанрах; в лирике и в эпосе различно соотношение интеллектуальных и эмоциональных " зарядов" содержания; с др. стороны, вполне отчётливы, напр., изменения во всей структуре драмы, порождённые класси-цистич. методом П. Корнеля, романтическим - Л. Тика, реалистическим - А. П. Чехова. Следовательно, анализ структуры конкретного произв., напр. литературного, предполагает: а) определённое представление об общих принципах строения художеств, произв.; б) знание законов их модификации в лит-ре, а затем - в данном роде, жанре, направлении, стиле и, наконец, в) умение выявить структурную неповторимость изучаемого произв., диктуемую своеобразием решаемой художником творческой задачи.

Лит.: Выготский Л.С., Психология искусства, 2 изд., M., 1968; Г a P т м а н H., Эстетика, пер. с нем., M., 1958; И н г а рден Р., Исследования по эстетике, пер. с польск., M., 1962; Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении, [кн. 1], M., 1962; Структурно-типологические исследования, M., 1962; Гей H. К., Искусство слова, M., 1967; Соколов A. H., Структура художественного произведения, в его кн.: Теория стиля, M., 1968: Лот мая Ю. M., Структура художественного текста, M., 1970; Успенский Б. А., Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы, M., 1970; Проблемы художественной формы социалистического реализма, т. 1-2, M., 1971; Каган M. С., Морфология искусства, ч. 1-2, Л., 1972; U t i t z E., Grundlegung der allgemeinen Kunstwissenschaft, Bd 1 - 2, Stuttg., 1914- 1920; Wellek R., Warren А., Theory of literature, 3 ed., N. Y., 1963 (есть лит.); Poetica Poetyka. Поэтика, [т. 1 - 2], Warsz.- P.- The Hague, 1964-66; Structure in art and science, N. Y., 1970.

M. С. Каган.

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА, определённое соотношение между отраслями производства, выражающее нар.-хоз. пропорции и состояние обществ, разделения труда (см. Пропорции общественного производства) в условиях данной системы производственных отношений. Науч. основой анализа С. о. п. является марксистско-ленинская теория воспроизводства, к-рая определила состав и осн. элементы структуры, закономерности её изменения - общие и специфические для различных способов производства, факторы, влияющие на её развитие и совершенствование.

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНАЯ, сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы, обусловленных отношениями классов и др. социальных групп, разделением труда, характером социальных ин-тов. Различают С. с. общества в целом, охватывающую совокупность всех обществ, отношений, и С. с. отд. его подсистем и сфер - произ-ва, политики, науки, культуры и т. д. Марксизм-ленинизм выделяет экономич. отношения (структуру) в качестве определяющих другие С. с., подчёркивая важность обратного влияния последних на экономические (см. Исторический материализм, формация общественно-экономическая). Важнейшее значение в обществе имеет его классовая структура (см. Классы). Потребности социального управления определяют важность изучения С. с. (социального состава) населения с точки зрения и других признаков - профессиональных, национальных, половозрастных, культурных и т. п. См. статьи об отд. классах, а также статьи Интеллигенция, Служащие, Социальная стратификация и лит. при них.

СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, см. Структура литературного произведения.

СТРУКТУРА ЯЗЫКА, 1) множество уровней данного языка и связывающие их отношения (см. Уровни языка). 2) Термин, употребляемый нек-рыми учёными в значении система языковая.

СТРУКТУРАЛИЗМ, научное направление в гуманитарном знании, возникшее в 20-х гг. 20 в. и получившее позднее различные филос. и идеологич. интерпретации. Возникновение С. как конкретно-научного направления связано с переходом ряда гуманитарных наук от преимущественно описательно-эмпирич. к абстрактно-теоретич. уровню исследования; основу этого перехода составило использование структурного метода, моделирования, а также элементов формализации и математизации. Лежащий в основе конкретно-научного С. структурный метод первоначально был разработан в структурной лингвистике (или лингвистическом С.), а несколько позднее был распространён на литературоведение (см. Структурализм в литературоведении), этнографию, историю и нек-рые др. гуманитарные науки. Поэтому С. в широком смысле фактически охватывает целый ряд областей знания, заметно различающихся как по конкретным модификациям структурного метода, так и по его реальной роли в исследованиях. В более узком (и строгом) смысле под С. имеют в виду комплекс науч. и филос. идей, связанных с применением структурного метода и получивших наибольшее распространение в 60-х гг. во Франции (франц. С.). Его осн. представители - франц. учёные: этнолог К. Леви-Строс, историк культуры M. Фуко, психоаналитик Ж. Лакан, литературовед P. Барт, а также искусствовед У. Эко (Италия).

Основу структурного метода образует выявление структуры в специфически структуралистском понимании этой категории - как совокупности отношений, инвариантных при нек-рых преобразованиях. В такой трактовке понятие структуры характеризует не просто устойчивый " скелет" к.-л. объекта, а совокупность правил, по к-рым из одного объекта можно получить второй, третий и т. д. путём перестановки его элементов и нек-рых др. симметричных преобразований. T. о., выявление единых структурных закономерностей нек-рого множества объектов достигается здесь не за счёт отбрасывания различий этих объектов, а путём выведения различий как превращающихся друг в друга конкретных вариантов единого абстрактного инварианта. Правила такого дедуктивного выведения и превращения черпаются из ряда разделов дискретной, " качеств." математики -теории групп, комбинаторики и др.

Поскольку при таком подходе центр тяжести падает на операции преобразования, применяемые к объектам самой различной природы, характерную черту структурного метода составляет перенесение внимания с элементов и их " природных" свойств на отношения между элементами и зависящие от них реляционные, т. е. системоприобретённые свойства (в С. это формулируется как методологич. примат отношений над элементами в системе). Можно указать следующие осн. процедуры структурного метода: 1) выделение первичного множества объектов (" массива", " корпуса" текстов, если речь идёт об объектах культуры), в к-рых можно предполагать наличие единой структуры; для изменчивых объектов гуманистики это означает прежде всего фиксацию их во времени - ограничение сосуществующими объектами и временное отвлечение от их развития (требование методологич. примата синхронии над диахронией: сначала исследовать синхронич. отношения сосуществования и непосредств. взаимодействия, а потом-историю, диахронич. развитие); 2) расчленение объектов (текстов) на элементарные сегменты (части), в к-рых типичные, повторяющиеся отношения связывают разнородные пары элементов; выявление в каждом элементе существенных для данного отношения реляционных свойств; 3) раскрытие отношений преобразования между сегментами, их систематизация и построение абстрактной структуры путём непосредств. синтезирования или формально-логич. и математич. моделирования, а затем выведение из структуры всех теоретически возможных следствий (конкретных вариантов) и проверка их на практике.

Осуществление этих процедур предполагает, следовательно, наложение определённых ограничений на объект (напр., это может быть отвлечение от развития, от субстрата элементов и т. д.), за счёт чего и удаётся выявить абстрактную структуру как совокупность скрытых внутр. отношений, на пересечении к-рых находятся элементы - носители реляционных свойств. Если эти процедуры осуществлены в логически завершённом виде, к полученной структуре могут быть применены логико-математич. операции, дающие возможность достаточно строгого дедуктивного построения теории.

Внедрение в гуманитарные науки структурного метода в такой его трактовке связано с радикальной перестройкой самого предмета этих наук - с построением новых типов идеальных объектов, обладающих высокой степенью конструктивности, с возникновением новых типов межпредметных связей. Как правило, вычленение структурного аспекта в гуманитарных дисциплинах осуществляется на нек-рой знаковой системе, благодаря чему конкретно-научный С. тесно переплетается с семиотикой, образуя единый комплекс структурно-семиотич. исследований со значит, удельным весом методов кибернетики и теории информации. Характерную черту структуралистского подхода к знаковым системам составляет стремление за сознат. манипулированием знаками, словами, образами, символами обнаружить неосознаваемые глубинные структуры, скрытые механизмы этих систем. С точки зрения С., именно переход к изучению таких структур бессознательного обеспечивает науч. объективность исследования, позволяя либо отвлечься от понятия субъекта, либо постичь его как вторичное, производное от этих структур образование. Понятие бессознательного здесь, навеянное традицией фрейдизма, вместе с тем существенно переосмыслено: бессознательное " структурировано как язык" (Лакан), оно " накладывает структурные закономерности" на поступающие извне элементы - импульсы, эмоции, представления, воспоминания (Леви-Строс).

Объект исследования конкретно-научного С.- культура как совокупность знаковых систем, важнейшая из к-рых - язык, но в к-рую входят также наука, иск-во, религия, мифология, обычаи, мода, реклама и т. д. Именно на этих объектах структурно-семиотич. анализ позволяет обнаружить скрытые закономерности, к-рым бессознательно подчиняется человек. Этим закономерностям соответствуют глубинные пласты культуры, по-разному определяемые в разных концепциях (понятия " эпистема" и " дискурсивные формации", характеризующие глубинные уровни знания у Фуко, понятие " письмо" у Барта и Ж. Деррида, " ментальные структуры" у Леви-Строса и т. д.), но во всех случаях рассматриваемые в качестве опосредующих отношение человеческого сознания и мира. Сознание и самосознание человека, игнорирующие это опосредование, оказываются, по С., источником иллюзий относительно свободной и суверенной деятельности человеческого " Я". В связи с этим в С. пересматривается ряд традиц. понятий гуманистики - таких, как автор, творчество, произведение и др. Выступая против традиц. " истории идей", С. делает упор на качеств, преобразованиях культуры, основанных на радикальных перестройках глубинных структур. Одновременно на др. уровне абстракции в С. развиваются поиски широких типологич. обобщений, общечеловеческих универсалий, всеобщих схем и законов деятельности интеллекта.

Конкретно-научный С. показал свою плодотворность в изучении культуры первобытных племён, в фольклористике и др. областях. В то же время он вызвал острые дискуссии в конкретно-научном и филос. плане.

Филос. интерпретации С. можно разделить на две осн. линии - филос. идеи самих учёных-структуралистов и структуралистскую идеологию, распространившуюся в 60-е гг. во Франции. Филос. идеи структуралистов формулировались в процессе осмысления перехода гуманитарного знания на абстрактно-теоретич. уровень и его сближения с естествознанием. Это осмысление, осуществляясь в значит, мере в рамках картезианско-кантианской традиции (но испытывая также влияние позитивизма и фрейдизма), привело к выдвижению дуалистич. концепций - " кантианства без трансцендентального субъекта " Леви-Строса. " исторических априори" Фуко. Преувеличсние роли бессознат. механизмов знаковых систем и культуры в целом в соединении со слишком широкими обобщениями привносит в концепции С. элементы эклектики, хотя в своих исходных принципах они в общем воспроизводят с нек-рыми модификациями кантовский дуализм формы (в данном случае бессознат. структур) и содержания (эмпирич. данных). Их специфическая " антисубъектная" тенденция в сильной степени связана с борьбой против экзистенциализма и др. субъективистских течений, отрицающих возможность объективного познания человека. В то же время, выступая не в виде теоретически развёрнутых систем, а в виде отд. высказывании, филос. гипотез, концепции С. нередко оказываются неустойчивыми, склонными к компромиссу с тем же экзистенциализмом, с феноменологией и т. п. К такому же сближению приводят и попытки построения более или менее целостной филос. концепции, охватывающей " дознаковый" и " доструктурированный" уровень реальности (Деррида).

Структуралистская идеология воплощает в себе ещё один шаг к абсолютизации нек-рых конкретно-научных положений С. (отчасти вопреки самим структуралистам), а также перенос их в плоскость глобального осмысления проблем совр. общества. На этом уровне С.- в глазах как нек-рых его адептов, так и критиков - представляется в виде некоего совр. мировоззрения, осн. на противопоставлении структуры человеку и истории (т. н. концепция " смерти человека", получившая особенно широкое распространение среди критиков С.). В этом противопоставлении в превращённой форме отражаются противоречия между личностью и структурами гос.-монополистич. капитализма. Вместе с тем подмена конкретных обществ, структур " структурой вообще", символизирующей некое антигуманное начало, мистифицирует реальные обществ, проблемы и используется как технскратизмом, так и анархизмом. Обострение социальных конфликтов в кон. 60-х гг. во Франции и др. странах, воспринятое как практич. опровержение мифа о " всесилии структур", нанесло удар по структуралистской идеологии.

Представители экзистенциализма, персонализма, феноменологии подвергли С. в целом острой критике как " сциентистское" (см. Сциентизм), " антигуманистич." течение. Эта критика, исходившая из позиций абстрактного гуманизма и субъективистского иррационализма, была в значит, мере нацелена против самой идеи научного исследования обществ. явлений. В отличие от нигилистич. критики, часто не разграничивавшей конкретно-научный и филос. уровни в С., марксисты во Франции, в СССР и др. странах дают научный анализ С. как сложного и противоречивого комплекса идей, требующего дифференцированного подхода. Подчёркивая правомерность и вместе с тем ограниченность структурного метода как одного из специально-научных методов, марксистская критика даёт отпор отд. попыткам противопоставить структурный метод материалистич. диалектике или подменить первым вторую. Подвергая принципиальной критике структуралистскую идеологию, марксисты в то же время отграничивают её от позитивных конкретно-научных исследований.

Лит.: Леви-Стросс К., Структура мифов, " Вопросы философии", 1970, № 7; его же, Колдун и его магия, " Природа", 1974, №7-8; Грецкий M. H., Французский структурализм, M., 1971; его же, Структурализм: основные проблемы и уровни их решения, " Филоссфские науки", 1974, № 4; Сэв Л., О структурализме, " Проблемы мира и социализма", 1971, № 5 - 6; Сенокосов Ю. П., Дискуссия о структурализме во Франции, " Вопросы философии", 1968, Mo 6; Автономов a H. С-, Концепция " археологического знания" M. Фуко, там же, 1972, № 10; её ж е, Психоаналитическая концепция Жака Лакана, там же, 1973, N° 11; M у л у д H., Современный структурализм, пер. с франц., M., 1973; Б л а у б е р г И. В., Ю Д и н Э. Г., Становление и сущность системного подхода, M., 1973, гл. IV; С а х а р о в а Т. А., От философии существования к структурализму, M., 1974; Филиппов Л. H., Структурализм (философские аспекты), в кн.: Буржуазная философия XX века, M., 1974; Структурализм: " за" и " против", сб. переводных ст., M., 1975; Levi-Strauss С., Anthropologie structurale deux, P., 1973; Foucault M., Les mots et leschoses, P., 1966; его же, L'archeologie du savoir, P., 1969; его же, Surveiller et punir, P., 1975; Lacan J., Ecrits, P., 1966; B a r t-h e s R., Le degre zero de I'ecriture, suivi de Elements de Semiologie, P., 1965; его же, Le systeme de Ia mode, P., 1967; D e r r id a J., L'ecriture et Ia difference, P., 1967; Theorie d'ensemble, P., 1968; Ec о U., Opera aperta, Milano, 1967; Problemes du structuralisme, " Les Temps modernes", 1966, № 246; Structuralisme et marxisme, " La Pensee", 1967, №135; Se bag L., Marxisme et structuralisme, P., 1964; P i a g e t J., Le structuralisme, P., 1968; Structuralism; a reader, L., 1970. M. H. Грецкий.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал