Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Советская внешняя политика в послевоенный период
Самым важным событием мировой истории после победы Великой Октябрьской революции было превращение социализма в мировую систему. Вместо враждебного «санитарного кордона» соседями СССР стали в большинстве своём дружеств. гос-ва. Расширились связи Сов. Союза с др. странами: до войны СССР имел дипломатич. отношения с 26 гос-вами, а к концу войны - с 52. Стало ещё более ясно, что ни один вопрос мировой политики не может быть решён без участия СССР. Перед сов. внеш. политикой встали новые задачи: развитие братской дружбы со странами нар. демократии и всемерное укрепление мировой системы социализма; поддержка нац.-освободит, движения и дружественное сотрудничество с молодыми гос-вами, сбросившими колониальное иго. В то же время внеш. политика СССР по-прежнему была направлена на защиту мира и разоблачение агрессивной сущности империализма, на проведение и закрепление ленинских принципов мирного сосуществования государств и развитие деловых связей со всеми странами. Формирование и совершенствование новых взаимоотношений между государствами мировой системы социализма. Когда Сов. Армия начала освобождать от фашизма страны Европы, там уже действовали антифашистские силы, опиравшиеся на успехи Советской Армии. В ходе борьбы народов с захватчиками и поддержавшими их силами внутр. реакции созревали предпосылки для перерастания движения Сопротивления в нар.-демократич. революции. Сов. Армия оградила страны Восточной и Юго-Вост. Европы от экспорта контрреволюции и попыток реакции развязать гражд. войны. В этих условиях в период 1944- 1948 нар.-демократич. революции в Польше, Чехословакии, Югославии, Албании, Румынии, Венгрии переросли в социалистические. В Болгарии революция с самого начала имела социалистич. характер. И на Д. Востоке СССР выполнил свой интернац. долг. Благодаря помощи СССР, МНР и молодых нар.-демократич. гос-в Европы нац.-освободит, революции в Сев. Корее, Китае и Сев. Вьетнаме переросли в социалистические. В 1949 на терр. Вост. Германии было создано независимое суверенное герм, гос-во - Герм. Демократич. Республика, первое гос-во рабочих и крестьян на нем. земле. Нар. антиимпериалистическая революция на Кубе переросла в социалистич. революцию. В 1961 Куба также вступила в семью социалистич. гос-в. В трудные первые послевоен. годы СССР оказывал молодым государствам нар. демократии всестороннюю бескорыстную помощь поставками сырья, оборудования, продовольствия и др. Торг.-экономич. соглашения 1947-50 выражали стремление СССР помочь им восстановить экономику и освободить её от прежней зависимости от империалистич. монополий. Росли и укреплялись взаимовыгодные связи СССР и стран нар. демократии и между самими странами нар. демократии. В. И. Ленин писал: «Сущность международных отношений при капитализме: открытый грабеж слабого...» (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 20, с. 245). Послевоен. эпоха породила новый тип междунар. отношений - социалистический, осн. на принципе пролет, интернационализма. Для его формирования огромное значение имел опыт тесных связей и совместного развития сов. республик и сотрудничества СССР и МНР. Весь опыт развития отношений Сов. Союза с братскими странами социализма показал, что общность социального строя, совпадение коренных интересов и целей позволяют, при правильной политике правящих марксистско-ленинских партий, успешно решать возникающие проблемы так, чтобы это способствовало укреплению каждой страны социализма и всей мировой социалистич. системы. В новых условиях расширились рамки самого понятия междунар. отношения - прежде оно было равнозначно официальным межгос. отношениям, теперь охватывает все стороны жизни народов. Важнейшую роль стали играть братские отношения между коммунистич. и рабочими партиями, стоящими на платформе марксизма-ленинизма, а также массовыми обществ, орг-циями трудящихся. Для налаживания широкого сотрудничества социалистич. стран большую роль сыграло создание в янв. 1949 Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Со 2-й пол. 50-х гг. в практику вошли совещания представителей коммунистич. партий и пр-в стран СЭВ. Совещание 1962 обсудило и одобрило «Основные принципы международного социалистического разделения труда». Гл. методом деятельности СЭВ была признана координация перспективных и текущих нар.-хоз. планов членов СЭВ. Этим подтвердился прогноз В. И. Ленина, к-рый указывал на тенденцию...к созданию единого, по общему плану регулируемого пролетариатом всех наций, всемирного хозяйства как целого, каковая тенденция... подлежит дальнейшему развитию и полному завершению при социализме (там же, т. 41, с. 164). Символом такого единого мирового хоз. организма, о к-ром говорил Ленин (см. там же, т. 37, с. 347), стали нефтепровод «Дружба», Междунар. банк эко-номич. сотрудничества, Междунар. инве-стиц. банк, Междунар. ин-т проблем мировой социалистич. системы и др. Создана коллективная валюта социалистич. стран - переводной рубль. Работает Центр, диспетчерское управление объединённых энергосистем. Осуществлена организац. перестройка СЭВ. Создан Исполнит, комитет Совета - организатор совместной деятельности по координации планов, специализации и кооперированию произ-ва. Особое значение страны содружества придают задаче укрепления между ними политич. отношений. В формировании таких отношений важное место занимают договоры СССР с др. социалистич. гос-вами о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Первый из них (в форме Протокола о взаимной помощи) был подписан 12 марта 1936 с МНР. Аналогичные договоры заключены в разное время между др. странами социалистич. содружества. В совокупности они составляют прочную и эффективную систему союзнических обязательств, к-рые обеспечивают защиту от происков империализма, безопасность границ, способствуют социалистич. преобразованиям и коммунистич. строительству. В условиях роста воен. угрозы со стороны агрессивного блока НАТО социалистические страны Европы подписали оборонительный Варшавский договор 1955. Руководящим центром координации внешнеполитической деятельности социалистических гос-в стал высший орган Орг-ции Варшавского договора - Политич. консультативный комитет. Междунар. реакция не раз пробовала испытать на прочность содружество социалистических стран. Силы внутр. реакции, подстрекаемые междунар. империалистич. кругами, развязали контрреволюционный мятеж 1956 в Венгрии. Верный своему интернац. долгу, СССР помог трудящимся подавить мятеж, не допустил прямого империалистич. вмешательства. Согласованные выступления стран социализма на междунар. арене - характерная черта их внешнеполитич. деятельности. События в Чехословакии в 1968- 1969 показали, что силы империализма ещё не отказались от попыток отколоть поодиночке страны от социалистич. содружества. Интернац. солидарность братских стран обеспечила трудящимся ЧССР условия для мирного труда, разрушила надежды империалистов, ещё прочнее укрепила зап. границы социалистич. содружества. Благодаря ленинской внеш. политике усилиями СССР и братских стран сложилась система тесного взаимодействия суверенных социалистич. гос-в, объединяющая их борьбу за построение коммунизма, за всеобщий мир и междунар. безопасность. По осн. вопросам мировой политики социалистич. гос-ва успешно координируют свою деятельность. Их внеш. политика учитывает социальные процессы совр. общества, закономерности и изменения в междунар. обстановке, вытекающие из социальных революций и развернувшегося в послевоен. время бурного науч.-технич. прогресса. В своей внешнеполитич. деятельности страны социализма сочетают отпор проискам империалистич. реакции с конструктивной линией на мирное урегулирование междунар. проблем. По их инициативе разработаны и подписаны важные соглашения и договоры, к-рые закладывают прочный фундамент новых отношений между гос-вами. Существование социалистич. содружества, его огромные ресурсы, его крепнущее единство, последовательно миролюбивый курс политики являются важнейшими факторами, оказывающими влияние на всё международное развитие. С кон. 50-х гг. своим раскольнич. шовинистич. курсом, несовместимым с принципами марксизма-ленинизма, резко обострили отношения с СССР и др. социалистич. странами руководители КНР. Оказывая решит, противодействие враждебной делу мира и социализма политике кит. руководителей, СССР и др. социалистич. страны в то же время стремились и стремятся нормализовать отношения с Китаем. Идя на поводу у маоистов, перестала участвовать в работе СЭВ, порвала связи с Орг-цией Варшавского договора Албания, хотя СССР делал всё возможное, чтобы нормализовать отношения и восстановить с ней дружбу. Политика СССР в отношении Китая, готовность к восстановлению добрых отношений между двумя странами была со всей ясностью и силой подтверждена в речи Л. И. Брежнева на Пленуме ЦК КПСС (окт. 1976) и полностью одобрена Пленумом. Борьба СССР за упрочение независимости развивающихся стран. В послевоен. период всемирно-ист, значение приобрёл подъём нац.-освободит, движения в зависимых и колон, странах. Он положил начало распаду колон, системы империализма. СССР был единственной великой державой, к-рая оказывала поддержку боровшимся за свободу народам. С гос-вами, добившимися независимости (часто неполной, урезанной быв. колонизаторами), Сов. Союз устанавливал отношения полного равноправия, без к.-л. оговорок. Социальные сдвиги в мире привели к изменению в соотношении сил между двумя обществ, системами в пользу социализма. Ликвидация после 2-й мировой войны колон, господства империалистов - второе по ист. значению явление после образования мировой системы социализма. Мощь и влияние социализма вынудили империалистов идти на уступки, во многих случаях воздерживаться от применения силы и вмешательства во внутр. дела молодых гос-в. Сов. пр-во предложило и Ген. Ассамблея ООН 14 дек. 1960 приняла историческую Декларацию о предоставлении независимости колон, странам и народам. Коренное изменение соотношения сил на мировой арене дало возможность активно участвовать в междунар. жизни развивающимся гос-вам. Но колонизаторы ещё не оставили попыток продолжать эксплуатировать молодые, отставшие в своём развитии страны, используя новые формы и методы. В частности, неоколониализм стремится создать такую систему междунар. разделения труда, к-рая постоянно бы воспроизводила зависимость экономически отсталых стран от зап. держав, подчиняла бы их экономику потребностям империализма. Сов. внеш. политика с первых дней образования Сов. гос-ва направлена на поддержку нац.-освободит, движений, на помощь развивающимся странам в отражении империалистич. агрессии. Она способствует тому, что мн. развивающиеся страны отвергают путь капитализма и избирают некапиталистич. путь развития - социалистич. ориентацию. Ленинская внешняя политика направлена на упрочение независимости и содействие прогрессу развивающихся стран. По настоянию СССР требование об ч уважении принципа равноправия и самоопределения народов» было включено в Устав ООН. Крепнущие экономические связи с СССР и всем социалистическим содружеством способствуют преодолению подчинения развивающихся стран западным капиталистическим державам. Сов. Союз оказывает политическую и экономич. помощь освободившимся от колониализма странам и не преследует при этом получение прибыли и прав в отношении пром. предприятий и др. объектов, сооружаемых с его помощью. СССР оказывает развивающимся странам помощь в подготовке нац. кадров. В ходе строительства и эксплуатации новых предприятий сов. специалисты подготовили сотни тысяч квалифицированных рабочих и техников различных национальностей. В 1960 в Москве открылся Ун-т дружбы народов им. П. Лумумбы, где готовятся специалисты по всем отраслям науки и техники. В сов. вузах обучаются студенты из 84 стран Азии, Африки и Лат. Америки. Все они учатся бесплатно, получают стипендии за счёт Сов. гос-ва. СССР придаёт большое значение развитию дружеств. отношений с народам» араб, стран. Отношения с этими странам» были и остаются важной областью внеш. политики Сов. Союза. В борьбе араб, народов за самостоятельный путь развития и социально-экономич. преобразования сов. внеш. политика сыграла исключительно важную роль, сорвала планы мирового сионизма и империализма. СССР решительно поддержал Египет, Сирию и Иорданию, подвергшихся в 1967 израильской агрессии, помог арабским государствам укрепить их обороноспособность. Советская внешняя политика направлена на ликвидацию израильско-арабского конфликта на справедливой основе, на обеспечение прочного мира на Бл. Востоке. Ключевыми условиями для такого мира были и остаются - вывод израильских войск со веет оккупированных в 1967 араб, территорий, признание и претворение в жизнь законных нац. прав араб, народа Палестины вплоть до создания своего гос-ва, а также гарантии независимого существования и развития всех гос-в этого района, СССР успешно развивает политические, экономические и культурные отношения со мн. странами Азии, в т. ч. с одной из крупнейших - Индией, отношения с к-рой покоятся на глубоком взаимном уважении и доверии. Сов.-инд. договор 1971 подвёл под эти отношения ещё более прочную основу. Сов. внеш. политика сыграла важную роль в урегулировании индо-пакистанского конфликта (см. Ташкентская декларация 1966) и налаживании отношений между Индией и Пакистаном. Последовательный сторонник свободы и общественного прогресса народов, Сов. Союз выступил за обеспечение независимости, суверенитета и терр. целостности Республики Кипр. СССР поддержал народ Анголы в борьбе с силами империализма, расизма и реакции, выступившими против создания нового независимого гос-ва. Равноправный характер связей СССР с развивающимися гос-вами укрепляет их позиции по отношению к империалистич. державам, вынуждая последние идти на уступки, смягчать условия кредита и т. п. Появление большой группы независимых гос-в, не входящих в воен.-политич. союзы и в целом проводящих антиимпериалистич. политику, оказывало и оказывает существенное влияние на решение мировых проблем. Взаимоотношения СССР с капиталистическими государствами - одно из гл. направлений сов. внеш. политики. Это определяется тем, что именно в них наиболее полно проявляется осн. противоречие совр. эпохи - противоборство капитализма и социализма, наиболее резко отражается классовая борьба на мировой арене. После окончания 2-й мировой войны зап. державы, напуганные ростом влияния и авторитета СССР, сыгравшего решающую роль в разгроме герм, фашизма, размахом революц. движения и нац.-освободит, борьбы, круто изменили свой внешнеполитич. курс. Их правящие круги стали отходить от междунар. сотрудничества на основе равноправия и уважения интересов Сов. Союза, от принятых странами - участницами антигитлеровской коалиции во время войны согласованных решений, подчинили свою политику целям антикоммунизма, антисоветизма. Исходя из представлений о «монополии» США на атомное оружие и их «неуязвимости», руководители империалистич. гос-в пришли к выводу, что могут теперь с «позиций силы.» навязывать свою волю остальному миру, используя атомный шантаж. Открытый поворот к вражде, к «холодной войне», борьбе против СССР и др. сил свободы и демократии знаменовала речь Черчилля в г. Фултоне (США, март 1946), произнесённая в присутствии президента США Трумэна и получившая его полное одобрение. Она продемонстрировала истинные цели руководящих кругов зап. держав и заложила один из краеугольных камней в создание под флагом антикоммунизма и антисоветизма агрессивного воен.-политич. блока империалистич. держав. Едва закончилась 2-я мировая война, как мир и безопасность народов оказались под угрозой новой войны. Миролюбивая сов. внеш. политика должна была защитить в междунар. отношениях принцип уважения суверенитета и невмешательства во внутр. дела гос-в, отстоять мир и обеспечить междунар. безопасность. При подготовке мирных договоров с побеждёнными гос-вами СССР стремился заключить с быв. союзниками Германии - Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией - такие договоры, к-рые сохраняли бы их экономич. независимость, ограждали от вмешательства во внутр. дела, определяли их законные границы. Подготовка и подписание договоров 10 февр. 1947 (см. Парижские мирные договоры 1947) свидетельствовали о возможности сотрудничества между СССР и капиталистич. странами и в послевоен. время. Ещё в 1946 СССР выдвинул в ООН предложения: о мирном сосуществовании двух различных социальных систем; о продолжении сотрудничества между державами, совместно выигравшими войну; об укреплении ООН, в первую очередь обеспечении равноправия всех её членов; о выводе войск с терр. невражеских гос-в и ликвидации иностр. воен. баз; о всеобщем сокращении вооружений; о запрещении атомного оружия. Предложения СССР легли в основу резолюции Ген. Ассамблеи ООН в дек. 1946 «О принципах всеобщего регулирования и сокращения вооружений». Однако империалистич. круги, крупные державы Запада отвергли миролюбивые предложения СССР. В 1947 США провозгласили Трумэна доктрину, означавшую, что США присваивают себе право вмешиваться в дела всех стран на стороне реакции и контрреволюции. Эта доктрина служила целям экспансии и агрессии. Как средство использовать амер. экономич. помощь для обеспечения господствующего влияния в разорённых войной гос-вах Зап. Европы, остановить путём амер. вмешательства подъём революц. движения в этих странах, а также изолировать от СССР и вернуть на рельсы капитализма страны нар. демократии, тогда же был выдвинут Маршалла план. СССР разоблачил стремления США, поддержанные англо-франц. империалистич. кругами, лишить суверенитета европ. гос-ва и сделать их зависимыми от амер. монополистич. капитала. Первый антисов. воен.-политич. блок зап.-европ. гос-в был создан в марте 1948. Под покровительством США в «Западный союз» вошли Великобритания, Франция, Бельгия, Голландия и Люксембург. Неоднократные предложения СССР о переговорах для улучшения сов.-амер. отношений отвергались США. В экономич. области большинство зап. держав установило дискриминационные ограничения, к-рые привели к свёртыванию деловых связей с СССР и др. странами социализма. Созданная в апр. 1949 Opr-ция Североатлантич. договора (НАТО) агрессивна по своей природе и направлена против СССР, а также др. миролюбивых стран. СССР твёрдо придерживался постановлений Крымской и Потсдамской конференций, осуществлял демократизацию, денацификацию и демилитаризацию терр. сов. зоны оккупации быв. фаш. рейха. Западные же державы объединили свои зоны и, в нарушение межсоюзнических соглашений создав в сент. 1949 ФРГ, начали ускоренную ремилитаризацию, восстановление её вооруж. сил. Вся эта политика создавала серьёзную угрозу безопасности народов Европы. СССР не допустил вмешательства в ход общественного развития в Вост. Германии, на территории к-рой после образования ФРГ была создана ГДР (окт. 1949). Население ГДР избрало путь строительства социализма. И на Д. Востоке политика Сов. Союза была направлена на утверждение прочного мира. После нанесения поражения япон. милитаризму и капитуляции Японии СССР выступил за восстановление её полного суверенитета и независимости, осудил стремление США превратить Японию в свой воен. плацдарм. Тем не менее в 1951 США заключили сепаратный мирный договор с Японией (см. Сан-Францисский договор 1951). В наиболее острых формах империалистич. политика США проявилась в Корее. После освобождения Кореи от япон. войск СССР твёрдо отстаивал свободу и независимость кор. народа, создавшего КНДР, признал её и оказал большую экономич. помощь, вывел в 1948 из Кореи свои войска и призвал к этому США. Но амер. правящие круги прямым вмешательством во внутр. дела кор. народа не допустили образования единой независимой Кореи. 25 июня 1950 послушное США пр-во Юж. Кореи развязало войну против КНДР. Затем последовало прямое амер. вторжение под флагом «войск ООН». Опираясь на всестороннюю помощь СССР и др. стран социализма, нар. армия КНДР и кит. добровольцы дали отпор агрессорам. 30 нояб. 1950 президент США выступил с угрозой применить атомное оружие. Сов. внеш. политика мобилизовала все миролюбивые силы, чтобы сорвать этот преступный план. Готовность СССР выполнить обязательства по договору о дружбе, союзе и взаимной помощи (14 февр. 1950) предотвратила воен. нападение США на КНР. В то же время США помогали франц. колонизаторам в Войне Сопротивления вьетнамского народа 1945-54. Лишь Женевские соглашения 1954, большую роль в подготовке и заключении к-рых сыграл Сов. Союз, создали условия для укрепления мира на Индокитайском п-ове и в Юго-Вост. Азии, для закрепления в междунар. соглашениях побед вьетнамского народа над колонизаторами. Углубляя международную напряжённость, в сент. 1954 США создали новый агрессивный воен. блок в Юго-Вост. Азии - СЕАТО. Желая ослабить впечатление от сов. предложений на Берлинском совещании 1954 заключить «Общеевропейский договор о коллективной безопасности в Европе» и ликвидировать воен. группировки, зап. державы развернули широкую пропаганду, пытаясь представить НАТО как «оборонительный союз». Чтобы показать фальшь этой пропаганды, 31 марта 1954 Сов. Союз предложил рассмотреть вопрос об участии СССР в Североатлантич. пакте. Это обращение было отклонено. Подписание зап. державами Парижских соглашений 1954 создало обострение напряжённости в центре Европы. Несмотря на многократные предостережения Сов. пр-ва, они 5 мая 1955 вступили в силу. Это и заставило принять необходимые меры предосторожности Сов. Союз и 7 социалистич. гос-в Европы, подписавших 14 мая 1955 оборонительный Варшавский договор. Эта крупная, продиктованная обстановкой акция сыграла и продолжает играть огромную роль в обеспечении европ. безопасности. Стремления СССР выработать условия справедливого решения послевоен. проблем Европы на Женевском совещании глав правительств четырёх держав 1955 и Женевском совещании министров иностранных дел четырёх держав 1955 не были поддержаны зап. гос-вами, взявшими курс на ремилитаризацию Зап. Германии. Успехом сов. внеш. политики было заключение 15 мая 1955 Государственного договора о восстановлении независимой и демократической Австрии, к-рую зап. державы стремились также включить в НАТО. Австрия обязалась придерживаться политики постоянного нейтралитета, а СССР, США, Великобритания и Франция - уважать её нейтралитет. По инициативе СССР были установлены дипломатич. отношения с ФРГ (сент. 1955). Была подписана сов.-япон. декларация, провозгласившая прекращение состояния войны и восстановление дипломатических и консульских отношений между двумя странами (19 окт. 1956). Были осуществлены меры по улучшению на взаимной основе отношений со Швецией, Норвегией, Данией и Исландией. Эти миролюбивые акции Сов. Союза, основанные на ленинских принципах внеш. политики, способствовали сковыванию сил агрессии, дальнейшему упрочению мира. Иной курс политики проводили крупные страны Запада. Защищая интересы империалистических нефт. монополий на Бл. Востоке и стремясь подавить нац.-освободит. борьбу араб, народов, они предприняли англо-франко-израильскую агрессию против Египта в 1956. Решит, предупреждение СССР заставило их прекратить воен. действия. В нач. 1957 США приняли Эйзенхауэра доктрину -конгресс предоставил президенту право посылать войска в любую страну Ближнего и Ср. Востока под предлогом борьбы с «международным коммунизмом». СССР противодействовал этому и 11 февр. 1957 предложил зап. странам подписаться под принципами, обязывающими все страны решать спорные вопросы мирным путём, не вмешиваться во внутр. дела гос-в этого р-на, отказаться от вовлечения их в воен. блоки, ликвидировать иностр. базы и вывести иностр. войска с их территорий, содействовать экономич. развитию этих гос-в без навязывания к.-л. условий. Зап. державы не согласились принять такие принципы. США предприняли попытку вооруж. интервенции против Сирии. СССР предупредил, что окажет помощь жертве агрессии. Принятые меры помогли Сирии отстоять независимость. В 1958 СССР, активно поддержанный в ООН, не допустил амер.-англ, оккупации Ливана, Ирака, Иордании. Последовательно проводя политику мира, Сов. Союз осенью 1957 предложил 12-й сессии Ген. Ассамблеи ООН принять декларацию о мирном сосуществовании гос-в. Ассамблея приняла решение, признав, что в основу отношений между гос-вами - членами ООН, независимо от их обществ, системы, должны быть положены принципы ненападения, взаимного уважения, суверенитета, равенства и терр. неприкосновенности, невмешательства во внутр. дела. Неоднократно, 10 дек., 21 дек. 1957, 8 янв. 1958, СССР обращался к гос-вам - участникам НАТО, а также ко всем гос-вам - членам ООН и пр-ву Швейцарии с предложениями, направленными на ослабление междунар. напряжённости. Сов. предложения были поддержаны широкими кругами общественности во всех странах, но не нашли отклика со стороны пр-в стран - членов НАТО. 15 июля 1958 СССР предложил европ. странам заключить договор о дружбе и сотрудничестве. Пр-во США приглашалось принять участие в этом договоре. Это предложение также не было принято зап. державами, как и ряд др. предложений, выдвигавшихся Сов. Союзом в 1956-59. Придавая большое значение в укреплении мира установлению прочных отношений сотрудничества между двумя крупнейшими державами мира, Сов. Союз ещё в 1956 предложил США заключить договор о дружбе и сотрудничестве. Но и эта инициатива не встретила понимания. В 1959 СССР предпринял новые усилия. Была достигнута договорённость об организации встречи глав пр-в СССР, США, Великобритании и Франции в мае 1960. Однако вторжение амер. разведывательных самолётов в возд. пространство СССР и заявление Эйзенхауэра о том, что такие полёты представляют нац. политику американского пр-ва, к-рую оно будет проводить и впредь, сделали невозможным проведение совещания глав 4 держав. По-прежнему важным направлением сов. внеш. политики являлась борьба за упрочение мира и безопасности на Д. Востоке и в бассейне Тихого ок. В 1957 СССР предложил созвать совещание по вопросам сближения Северной и Юж. Кореи. Но это предложение зап. державы не приняли, как и предложение о выводе иностр. войск из Юж. Кореи. Использование США Юж. Кореи, Тайваня и Японии в качестве воен. баз для ведения войны в Индокитае осложнило обстановку. В целях обеспечения безопасности СССР и КНДР заключили в 1961 договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. Придавая большое значение позиции Японии, Сов. пр-во в кон. 1958 заявило, что она могла бы внести вклад в обеспечение мира, став на путь нейтралитета. Со своей стороны СССР выразил готовность (20 апр. 1959) гарантировать уважение соблюдению постоянного нейтралитета Японии и согласился обсудить вопрос о заключении соответствующего договора. В унисон с позицией США япон. пр-во заняло отрицат. позицию, выдвигая необоснованные терр. претензии к СССР. В янв. 1960 Япония заключила т. н. договор безопасности с США, по к-рому на япон. терр. сохраняются амер. воен. базы. Два противоположных курса во внеш. политике столкнулись в связи с обстановкой, к-рая складывалась вокруг Кубы. Попытка вооруж. вторжения США на Кубу (1962) провалилась. Твёрдая позиция Сов. Союза, выдержка и трезвый учёт им сложившейся обстановки предотвратили тяжёлую трагедию для человечества и обеспечили ликвидацию Карибского кризиса 1962. Вмешательство США во внутр. дела стран Индокитая после прекращения войны в 1954 вновь обострило обстановку в Юго-Вост. Азии. Усилиями СССР было созвано совещание по Лаосу, но достигнутые Женевские соглашения 1962 США нарушили, воен. действия в Лаосе возобновились; в 1964 началась неприкрытая вооружённая Американская (США) агрессия во Вьетнаме. (В 1970 США перенесли войну на терр. Камбоджи.) По предложению СССР 20-я сессия Ген. Ассамблеи ООН 1965 приняла Декларацию о недопустимости вмешательства во внутр. дела гос-в, об ограждении их суверенитета и независимости. В 1967 по инициативе Сов. Союза была созвана Чрезвычайная спец. сессия Ген. Ассамблеи по Бл. Востоку. При его активном участии Совет Безопасности ООН принял 22 нояб. 1967 резолюцию, предусматривающую вывод израильских войск с оккупированных в июне 1967 территорий. Верный своей политике уважения ООН и необходимости использования этой всемирной орг-ции для дела укрепления мира, Сов. Союз вновь ставил в ООН важные вопросы поддержания мира и уменьшения напряжённости. Большое значение имеет принятая в 1970 Ген. Ассамблеей по предложению СССР и др. социалистич. стран Декларация об укреплении междунар. безопасности. С первых дней своего существования Сов. гос-во, руководствуясь ленинскими идеями, прилагало и прилагает усилия для развития экономич. связей СССР с капиталистич. гос-вами. 30 окт. 1964 СССР и Франция подписали торг, соглашение на 1965-69, увеличившее товарооборот примерно в 2 раза. 5 янв. 1968 СССР и Великобритания заключили соглашение об урегулировании взаимных финанс. и имуществ. претензий; товарооборот между ними в 1969 составил 600 млн. руб. Крепли деловые связи с Италией - 4 мая 1966 был подписан протокол об участии фирмы ФИАТ в стр-ве пром. комплекса предприятий по произ-ву легковых автомобилей. Несмотря на сопротивление реакц. кругов Японии, налаживалось сов.-япон. сотрудничество; в 1956 товарооборот составлял 3, 6 млн. руб., в 1970 - 653 млн. руб., в 1974 - 1683, 2 млн. руб. В упорной борьбе, добиваясь разрядки напряжённости в мире, сов. внеш. политика неизменно обеспечивала рост авторитета СССР и др. социалистич. стран. В результате принципиальной и последовательной политики СССР в Европе, в т. ч. в вопросах отношений с ФРГ, в Зап. Германии постепенно возобладала более реалистич. тенденция в политике и в отношениях со странами социализма. Произошёл серьёзный сдвиг в сов.-западногерм. отношениях. В дек. 1969 начались переговоры, а в авг. 1970 был подписан договор СССР с ФРГ. Этот договор, а также заключённые затем договоры ГДР, ПНР, ЧССР с ФРГ прежде всего закрепили нерушимость послевоен. границ в Европе. С начала возникновения Сов. гос-ва борьба за разоружение является важным направлением ленинской внеш. политики. В условиях создания ядерного оружия особенно опасной стала гонка вооружений, подстёгиваемая странами НАТО. Сразу же после 2-й мировой войны СССР выступил с требованием запрещения атомного оружия и сокращения вооружений и вооруж. сил вообще. Зап. державы во главе с США взяли курс на сохранение огромных армий, создание сети воен. баз на чужих территориях, на гонку в производстве ядерных вооружений. Ликвидация Сов. Союзом монополии США на атомное оружие на рубеже 50-х гг., а затем создание совершенных средств доставки такого оружия привели к утрате США относительной неуязвимости. Большой размах и более организованный характер приобрело движение против гонки вооружений. В 1959 СССР выдвинул на 14-й сессии Ген. Ассамблеи ООН программу всеобщего и полного разоружения, а на 15-й сессии Ген. Ассамблеи ООН (1960) Советское пр-во внесло проект ч Основных положений договора о всеобщем и полном разоружении». Страны Запада под разными надуманными предлогами не поддержали сов. предложение. Осн. противниками, как и в др. аналогичных случаях, были страны НАТО. Добиваясь всеобщего и полного разоружения, Сов. гос-во всегда проявляло готовность договориться и о частичных мерах. Так, в кон. 50-х - нач. 60-х гг. сов. внеш. политика возглавила борьбу за прекращение ядерных испытаний. Проявив настойчивость и гибкость, СССР добился крупного успеха - подписания Договора о запрещении испытаний ядерного оружия 1963 в атмосфере, в космич. пространстве и под водой. Этот пример показал, что возглавляемая СССР борьба миролюбивых сил вынуждает империалистич. державы идти на подписание междунар. договоров, ограничивающих возможности агрессии и отвечающих задаче уменьшения междунар. напряжённости. Договор о космосе 1967 исключает использование космич. пространства и небесных тел в воен. целях. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 явился также крупным успехом внеш. политики СССР в борьбе против гонки вооружений. По инициативе Сов. пр-ва Комитет по разоружению разработал в 1969-70 Договор о морском дне, запрещающий размещение на дне морей и океанов и в его недрах ядерного и др. оружия массового уничтожения. Конвенция о бактериологическом оружии, проект к-рой СССР предложил в сент. 1969 (одобрена Ген. Ассамблеей ООН в дек. 1971), также представляет собой реальную меру разоружения. Сов. Союз выступил инициатором созыва Всемирной конференции по разоружению, промежуточным этапом на пути к к-рой могла бы стать спец. сессия Ген. Ассамблеи ООН, посвящённая разоружению.
|