Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Музыковедение
Муз.-теоретич. мысль, зародившаяся в странах древнего мира, достигла значит, развития в ср. века у народов Ср. Азии. Вопросы музыки занимали большое место в трудах аль-Фараби (10 в.), Ибн Сины (10-11 вв.) и др. В 17 в. были созданы выдающиеся труды: «Азбука знаменного пения» рус. монаха Александра Мезенца, обобщающая многовековый опыт одноголосного певческого иск-ва Др. Руси, «Мусикийская грамматика» укр. теоретика Н. П. Дилецкого, обосновывающая многоголосный стиль партесного пения, пришедший на смену старой традиции. Развитие муз. науч. мысли в 18-19 вв. было тесно связано с борьбой за передовое нац. муз. иск-во, с защитой и обоснованием его творч. и эстетич. идеалов. Важным этапом рус. музыковедения была деятельность В. Ф. Одоевского, А. Н. Серова, В. В. Стасова, Г. А. Лароша, Ц. А. Кюи (Серов ввёл термин «музыкознание»). Передовое рус. музыковедение способствовало утверждению прогрессивных творч. принципов нац. классической муз. школы. В этом отношении важную роль сыграли работы Одоевского, Серова и Стасова о М. И. Глинке и А. С. Даргомыжском; Стасова о М. П. Мусоргском и А. П. Бородине; Н. Д. Кашкина о П. И. Чайковском и др. Серов, Ларош и др. деятели рус. музыковедения стремились рассматривать муз. явления на широком историч. фоне. Стасов выступал как пламенный пропагандист рус. иск-ва, борец за передовые идеалы реализма и народности. Рус. музыковедению принадлежат также значит, заслуги в разработке отд. музыкально-теоретич. дисциплин (учебники гармонии Н. А. Римского-Корсакова и Чайковского, труды «Основы оркестровки» Римского-Корсакова и «Подвижной контрапункт строгого письма»С. И. Танеева), в создании капитальных работ о зап.-европ. музыкальной классике (3-томная монография А. Д. Улыбышева о В. А. Моцарте, работы Серова о Л. Бетховене), в разоблачении эстетики муз. формализма в зарубежном бурж. музыковедении (критика Серовым, Стасовым, Чайковским и др. формалистической сущности взглядов, высказанных в книге австр. историка музыки и критика Э.Ганслика «О музыкально-прекрасном»). Большое внимание рус. музыковедение уделяло нар. муз. иск-ву. В теоретич. трудах Одоевского, Серова, Ю. Н. Мельгунова, П. П. Сокальского охарактеризованы нек-рые существ, особенности муз. склада нар. песни. В кон. 19 - нач. 20 вв. в связи с формированием и развитием различных нац. школ украинскими (Сокальский, Н. В. Лысенко), грузинскими (3. П. Палиашвили, Д. И. Аракишвили), армянскими (Комитас), латышскими (А. Юрьян, Э. Мелнгайлис) и др. исследователями был внесён значит, вклад в изучение муз. фольклора различных народов. Советское музыковедение. После Окт. революции 1917 активно развивалась наука о музыке. В первые послереволюц. годы были созданы науч. учреждения, разрабатывавшие проблематику различных иск-в, в т. ч. и музыки: в Ленинграде - Гос. ин-т истории иск-в (1921, позднее н.-и. отдел Ин-та театра, музыки и кинематографии), в Москве - Гос. ин-т муз. науки (ГИМН, 1921) и Гос. академия художеств, наук (ГАХН, 1921). В работах сов. музыковедов утверждалось марксистско-ленинское понимание музыки как одной из форм обществ, сознания. Это позволило по-новому раскрыть и объяснить ряд явлений муз. иск-ва прошлого и настоящего. Сов. музыковедение с первых своих шагов активно боролось против чуждых влиянии, реакц. бурж. тенденций, за подлинно народное муз. иск-во. Основополагающими для развития сов. музыковедения явились идеи В. И. Ленина о лит-ре и иск-ве. Укреплению методологич. позиций сов. музыковедения способствовали работы А. В. Луначарского о музыке, в к-рых даны образцы марксистского идейно-художеств. анализа муз. творчества, подвергнуты критике проявлявшиеся в 20-х гг. вулыарно-социологич. и формалистич. тенденции. В 30-х гг. были достигнуты определ. успехи в разработке важнейших проблем муз. теории и эстетики, касающихся полноценного отражения сов. действительности в музыке, применения в ней метода социалистич. реализма. Большое значение имела деятельность Б. В. Асафьева (псевд.- Игорь Глебов), работавшего в различных отраслях теории и истории музыки. Одним из крупных достижений сов. муз. теоретич. и эстетнч. мысли явилась созданная им теория интонации, дающая ключ к объяснению конкретного механизма отражения действительности в музыке («Музыкальная форма как процесс», ч. 2, Интонация, и др.). Науч. ценность представляет обширный цикл работ Асафьева по рус. муз. классике, совр. сов. и зарубежной музыке. Основы сов. музыковедения в 20 - 30-х гг. разрабатывали также Н. А. Гарбузов, М. В. Иванов-Борецкий, К. А. Кузнецов, А. В. Оссовский, Б. Л. Яворский. Гарбузов существенно обогатил муз. акустику, доказав зонную природу восприятия человеком муз. интонации, ритма, темпа, тембра. Выдвинутая Яворским теория ладового ритма объясняла ряд закономерностей музыки как выразит, речи. Одной из важнейших задач музыковедения было создание новых методов анализа, помогающих раскрытию идейно-образного содержания муз. произведений. Большое значение имели работы Л. А. Мазеля и В. А. Цуккермана, ещё в 30-х гг. начавших разработку метода т. н. целостного анализа, исследующего форму муз. произв. как систему организации всех выразит, средств, служащих для воплощения определ. замысла. Ценный вклад в развитие этого метода в 50-70-х гг. внесли С. С. Скребков, В. В. Протопопов, В. П. Бобровский. В области гармонии Г. Л. Катуар, И. В. Способин, С. В. Евсеев и др. в 20 - 30-е гг. оригинально трактовали и творчески развивали положения т. н. функциональной школы. В. О. Берков разработал вопрос о формообразующей роли гармонии, Ю. Н. Тюлин создал теорию переменных функций, дающую ключ к пониманию нек-рых гармонич. явлений в музыке 20 в. Совр. гармонии посвящены работы Скребкова, Ю. Н. Холопова и др., классич. гармонии - труд Мазеля (1975). С. С. Богатырёв развил нек-рые стороны учения Танеева о подвижном контрапункте; Протопопов создал серию работ по истории полифонии. Вопросам теории жанров посвящены работы В. А. Васиной-Гроссман (романс и песня), М. С. Друскина, Б. М. Ярустовского (оперная драматургия). В области истории музыки усилия исследователей сосредоточены в первую очередь на изучении путей развития отечеств, муз. культуры. В 1928-29 вышел в свет фундаментальный труд Н. Ф. Финдейзена «Очерки по истории музыки в России с древнейших времён до конца XVIII века»; позднее появились включающие новые материалы исследования о рус. музыке 18 в. Т. Н. Ливановой (в 1938, 1952-53) и Ю. В. Келдыша (в 1947-54), коллективные общие курсы истории русской музыки. В 40-60-х гг. были созданы капитальные монографич. труды о классиках рус. музыки (Асафьева о Глинке, М. С. Пекелиса о Даргомыжском, Н. В. Туманиной о Чайковском, А. Н. Сохора о Бородине, Г. Н. Хубова о Мусоргском, А. А. Соловцова о Римском-Корсакове и др.), а также работы, поев. отд. жанрам рус. музыки: книги А. Д. Алексеева и В. И. Музалевского о фп. музыке, Васиной-Гроссман и О. Е. Левашёвой о камерной вокальной лирике, А. А. Гозенпуда об оперном театре, И. М. Ямпольского о скрипичной музыке, Л. С. Гинзбурга о виолончельном иск-ве, Л. Н. Раабена о камерном инструм. ансамбле, и др. В 1956-63 вышла в свет 4-томная «История советской музыки», написанная коллективом сотрудников Ин-та истории искусств. Отд. жанры сов. муз. творчества рассматриваются в работах В. М. Богданова-Березовского (опера), Сохора (песня) и др. В 50 - 60-х гг. создано много монографич. исследований, критико-биографич. и аналитич. очерков о творчестве выдающихся сов. композиторов - книги И. В. Нестьева и М. Е. Тараканова о Прокофьеве, Бобровского, Л. В. Данилевича, М. Д. Сабини-ной о Шостаковиче, А. А. Иконникова, Ливановой о Мясковском, Хубова о Хачатуряне, Сохора о Свиридове и др. Многие явления зарубежной музыки по-новому освещены в трудах А. А. Альшванга, Р. И. Грубера, Д. В. Житомирского, В. Д. Конен, Ю. А. Кремлёва, И. И. Соллертинского, В. Э. Фермана и др. В большинстве союзных республик широкий размах получила работа по собиранию и изучению нар. муз. творчества. Новые пласты казах., узб. и туркм. фольклора были открыты А. В. Затаевичем и В. А. Успенским. Крупный вклад в исследование ср.-азиат, муз. культур внесли В. М. Беляев и В. С. Виноградов. Большую ценность имеют труды «Основы азербайджанской народной музыки» (1945) У. Гаджибекова и «Вопросы истории и теории армянской монодической музыки» (1958) X. С. Кушнарёва; их значение не исчерпывается теоретич. осмыслением особенностей муз. культур этих народов. Уже в 20-х гг. появились работы по истории укр. музыки Н. А. Гринченко, груз, музыки - Д. И. Аракишвили. В последующие десятилетия, особенно в 50-60-х гг., ценных результатов достигли Э. А. Абасова, К. А. Касимов (Азербайджан), Р. А. Атаян, Г. Г. Тигранов, А. И. Шавердян (Армения), Г. И. Цитович (Белоруссия), В. Г. Донадзе, А. Г. Цулукидзе (Грузия), А. К. Жубанов, В. Г. Ер-закович (Казахстан), Я. Я. Витолинь (Латвия), Ю. К. Гаудримас (Литва), Ф. М. Кароматов, Т. С. Вызго (Узбекистан), Л. Б. Архимович, Н. М. Гордейчук (Украина) и др. В работах А. М. Листопадова, Е. В. Гиппиуса и А. В. Рудневой утверждается принцип дифференцированного изучения рус. нар. песни по областным стилям. Укр. музыковед-фольклорист К. В. Квитка выдвинул и обосновал метод сравнит, изучения фольклора слав, народов. Дальнейшее развитие этот метод получил в работах В. Л. Гошовского на Украине и Ф. А. Рубцова в РСФСР. В 1970-74 вышел в свет 5-томный коллективный труд «История музыки народов СССР от 1917 года». Значит, успехов достигла в 60-70-е гг. муз. критика. Пост. ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер „Великая дружба", „Богдан Хмельницкий", „От всего сердца"» (1958), подчеркнувшее основополагающее значение принципов реализма, народности, партийности иск-ва, способствовало изживанию догматич. тенденций в сов. муз. критике. Важное значение для её развития имело пост. ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» (1972), к-рое помогло преодолеть поверхностность, описательность, недостаточную глубину, свойственные нек-рым прежним критич. выступлениям. В качестве особой дисциплины оформились теория и история муз.-исполнит, иск-ва. Работы в этой области опубликовали Алексеев, Л. А. Баренбойм, Л. С. Гинзбург, Г. М. Коган, Я. И. Мильштейн, А. А. Николаев, Раабен, Б. А. Струве, Ямпольский. Большое внимание уделяется источниковедческой и справочно-библиографической работе как базе для исследований по истории музыки. В 1970-х гг. развернулись муз.-социологич. исследования. Сов. музыковедение вносит значит, вклад в строительство муз. культуры развитого социалистич. общества. Музыковедов готовят многочисл. консерватории, ин-ты иск-в РСФСР и др. союзных республик. Проблемы музыковедения изучаются в Ин-те истории иск-в (Москва, 1944), н.-и. отделении Ин-та театра, музыки и кинематографии (Ленинград), Ин-те искусствоведения, этнографии и фольклора АН УССР (Киев, 1945) и ряде др. респ. ин-тов, в секторах искусствоведения, входящих в состав институтов АН союзных республик. Укрепились контакты сов. музыковедов с учёными др. стран, в особенности социалистических. Музыковеды СССР участвуют в деятельности Интернац. об-ва музыковедения и др. междунар. орг-ций. На различных междунар. конгрессах и симпозиумах они отстаивают принципы реализма и народности, подвергают критике реакционные идеалистич. и формалистич. тенденции в области музыки и науки о ней. Важную роль в упрочении междунар. авторитета сов. музыковедения и сближении передовых муз. исследователей разных стран сыграл 7-й конгресс Международного муз. совета при ЮНЕСКО, состоявшийся в Москве в 1971. Периодические издания: журналы «Советская музыка» (с 1933), «Музыкальная жизнь» (с 1957), «Музика» (К., с 1923), а также тематич. сборники «Музыка и современность», «Вопросы музыкальной формы», «Вопросы музыкально-исполнительского искусства» и др. См. раздел Музыка, а также Музыковедение. Ю. В. Келдыш.
|