Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогика
Педагогич. мысль в Др. Руси первоначально выражалась в устном нар. творчестве (былинах, сказках, пословицах, поговорках и др.). Воспитат. идеалы христианства и феодальных кругов чётко сформулированы в «Поучении» Владимира Мономаха (12 в.). В ряде сборников 11-12 вв. содержались оригинальные и переводные пед. сочинения. Так, в сб. «Пчела» помещена работа неизвестного киевлянина «Слово... о чтении книг»; в тот же сборник и ряд др. («Измарагд», «Изборник» Святослава, «Златоструй» и т. д.) включались переводные отрывки из работ Сократа, Аристотеля и др. античных, а также визант. авторов. В период становления централизов. Рус. гос-ва господствовавшие взгляды на воспитание были изложены в «Домострое» (16 в.). Возникновение книгопечатания (сер. 16 в.) дало мощный толчок развитию просвещения и уч. лит-ры. Первый рус. учебник (Азбука) был напечатан Иваном Фёдоровым в 1574 во Львове. В 16-17 вв. в противовес христианско-феод. концепции воспитания начинают распространяться гуманистич. взгляды в области просвещения (Ф. Скорина, деятели братских школ, Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий и др.). Реформы Петра I (нач. 18 в.) способствовали оживлению пед. мысли, развитию уч. лит-ры, организации системы нар. образования. Введение гражд. шрифта и араб, цифр вместо буквенных обозначений (1708) облегчило усвоение широкого круга знаний (матем., астрономии, навигации и т. д.). В пед. отношении лучшим учебником было «Первое учение отроком...» Феофана Прокоповича (1720), в предисловии к к-рому он высказал прогрессивные взгляды на воспитание. В 18 в. в России началось становление гос. системы школ. Развитие пед. мысли было связано с обоснованием различных вариантов этой системы (Ф. Ф. Салтыков и др.). Одним из первых организаторов и теоретиков рус. нар. школы и проф. образования был В. Н. Татищев, открывший т. н. горнозаводские школы на Урале и разработавший систему обучения в них. Значительный вклад в организацию университетского образования и пед. мысль России внёс М. В. Ломоносов. По его инициативе был создан Московский университет (1755). Он составил регламенты московских (университетских) и академич. гимназий, основанные на достижениях русской и зарубежной педагогики. Исходя из мысли о решающей роли воспитания в развитии человека, Ломоносов главными средствами воспитания считал науку и труд. Пед. идеи Ломоносова развивали просветитель Н. И. Новиков, профессора Моск. ун-та Н. Н. Поповский, X. А. Чеботарёв, А. А. Барсов и др., выступавшие против феод.-крепостнич. взглядов на воспитание и просвещение. В кон. 18 в. начала создаваться дидактика, что было связано с необходимостью обеспечить расширявшуюся сеть нар. училищ (по Уставу 1786) учебниками и уч. пособиями, а учителей - методич. лит-рой. Дидактику разрабатывал Ф. И. Янкович, к-рый совместно с др. сотрудниками (из АН и Моск. ун-та) составил «Руководство учителям первого и второго классов Народных училищ» на основе принципов передовой педагогики, в частности дидактич. учения Я. А. Каменского. Рус. пед. мысль углубил А. Н. Радищев, к-рый с революц.-демократич. позиций определил гл. цель воспитания как подготовку «истинных сынов отечества», борцов против насилия и деспотизма. Единомышленниками Радищева были Ф. В. Кречетов, В. В. Попугаев, И. П. Пнин, А. Ф. Бестужев, декабристы. Пед. воззрения декабристов нашли практич. выражение в их деятельности в сибирской ссылке (И. Д. Якушкин, М. А. и Н. А. Бестужевы, В. К. и М. К. Кюхельбекеры, Д. И. Завалишин и др.). В 40-60-х гг. 19 в. прогрессивные пед. идеи были связаны преимущественно с революц.-демократической обществ мыслью, составляя её органич. часть (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев и др.). Целью воспитания революц. демократы считали подготовку гражданина-патриота с революц.-материалистич. мировоззрением, широко образованного и трудолюбивого. Для разработки проблем педагогики и нар. образования многое сделал В. Ф. Одоевский. Он занимался организацией дет. приютов, положил начало дошкольному воспитанию в России, создал ряд уч. книг для учащихся и дидактич. пособий для учителей. Передовые представители культуры и просвещения мн. народов Росс, империи в 18-19 вв. выступали за демократизацию образования, за воспитание в духе гуманизма, патриотизма, народности. К их числу относятся: на Украине- Г. С. Сковорода, В. Н. Каразин, А. В. Духнович; в Белоруссии и Литве - И. Ф.Копиевич, Г. Конисский, С. Даукантас; в Латвии - Г. Меркел, И. Брауншвейг; в Эстонии - К. Р. Якобсон, Г. Ф. Паррот; в Грузии - И. Багратиони, Г. Бараташвили; в Армении - А. Аламдарян, X. Абовян; в Азербайджане - А. К. Бакиханов, М. Ф. Ахундов и др. Большинство из них разделяли идеи рус. просветителей и революц. демократов, особенно Белинского и Герцена. Подъём освободит, движения, начавшийся в сер. 50-х гг. 19 в., вызвал к жизни широкое общественно-пед. движение, к-рое носило антикрепостнич. характер. В обсуждении проблем воспитания и подготавливавшейся школьной реформы участвовали видные учёные, писатели, деятели нар. образования (Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Н. X. Вессель и др.). В центре внимания находились вопросы назначения школы, гуманизации воспитания, изменения характера образования и методов обучения и т. п., началось движение за создание нац. системы воспитания. Всё это способствовало выделению педагогики в самостоят, отрасль науч. деятельности, разработке её на проф. уровне. Становление педагогики как науки в России связано с именем К. Д. Ушин-ского, к-рый, творчески использовав всё положительное, что было достигнуто педагогикой и психологией к сер. 19 в., создал стройную психолого-пед. концепцию и на её основе теорию воспитания и обучения. Комплексное рассмотрение проблем человека в свете данных всех наук, изучающих его самого и условия его существования, дало Ушинскому возможность заложить основы пед. антропологии, к-рая была для него наукой о воспитании развивающегося человека, т. е. собственно педагогикой. Исследование этих фундаментальных проблем явилось базой для теории образования и обучения, на основе к-рой были созданы лучшие из дореволюц. учебников для нар. школы и разрабатывались методы уч.-воспитат. работы. Под влиянием идей Ушинского и при активном участии его последователей в кон. 19 - нач. 20 вв. стали исследоваться как общие проблемы педагогики и дидактики (П. Ф. Каптерев, В. П. Острогорский, В. П. Вахтеров, Н. Ф. Бунаков, И. Н. Ульянов, П. Ф. Лесгафт и др.), так и методики преподавания отд. уч. предметов (В. Я. Стоюнин, В. И. Водовозов, Д. Д. Семёнов и др.). Идеи Ушинского оказали влияние на развитие пед. мысли др. народов России - Г. Агаян (Армения), И. Алтынсарин (Казахстан), Я. С. Гогебашвили (Грузия), Р. Эфендиев (Азербайджан), И. Я. Яковлев (Чувашия) и др. С кон. 19 в. благодаря деятельности первых рус. социал-демократов в России стали известны идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании (см. Коммунистическое воспитание). Осн. положения марксистского учения о воспитании были развиты в новых ист. условиях В. И. Лениным. Советская педагогика. После победы Окт. революции 1917 пути развития народного образования и связанные с этим задачи сов. педагогики были определены Программой Коммунистической партии, принятой 8-м съездом (1919). Выступления Ленина в первые послереволюц. годы содержали решения сложных вопросов: о связи политики с педагогикой, о пролет, культуре и отношении рабочего класса к культурному наследству и др. Ленин определил сущность коммунистич. морали. В социалистич. обществе у подрастающего поколения должно быть сформировано материалистич. мировоззрение, выработаны коммунистич. убеждения и высокие нравственные качества; средства для достижения этой цели - широкое науч. образование на политехнич. основе, связь обучения с производит, трудом, активное участие молодёжи в практике строительства нового общества. Претворяя в жизнь марксистско-ленинские демократические принципы воспитания и образования, сов. педагогика главное внимание уделила разработке основ построения единой трудовой политехнич. школы, определению содержания обучения и воспитания в ней, отысканию путей и методов активизации уч.-воспитат. работы, проблемам воспитывающего коллектива (Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, П. Н. Лепешинский, М. Н. Покровский и др.). Работу в этой области возглавляла Н. К. Крупская, видный педагог-марксист, к-рая внесла большой вклад в разработку проблем детского коммунистич. движения, дошкольного воспитания, политехнич. образования и трудового обучения, массовой политико-просветит. работы со взрослыми и др. Первые годы развития сов. школы и педагогики отмечены смелыми поисками новых форм и методов уч.-воспитат. деятельности, к-рые в целом давали плодотворные результаты. Вместе с тем имели место серьёзные ошибки: некритич. отношение к новым буржуазным теориям, случаи вульгаризации марксистских идей, переоценка значения личного опыта детей, их практич. деятельности, недооценка научного образования, овладения теоретич. знаниями, сведение деятельности учителя к функциям консультанта учащихся и др. В нач. 30-х гг. Коммунистич. партия и Сов. пр-во приняли ряд постановлений, определивших коренную перестройку процесса уч.-воспитат. работы в сов. общеобразовательной школе (см. раздел Народное образование). Перед школой была поставлена задача дать каждому учащемуся науч. образование на основе твёрдо зафиксированного в уч. планах и программах объёма и уровня знаний по гуманитарным и естеств.-науч. дисциплинам. В постановлениях осуждены попытки некритич. использования «новаторских» систем и методов обучения. Классно-урочная система организации уч. работы признана основной. В 20-х - 1-й пол. 30-х гг. получила распространение точка зрения, согласно к-рой педагогика может дать учителю лишь эмпирич. рекомендации, а теоретически обосновать их призвана «наука о детях» - педология. Идеалистич. и механистич. установки педологии, её антипсихологизм отрицательно сказались на развитии психологии и педагогики и причинили большой вред школе. Пренебрежительное отношение к педагогике было осуждено партией [пост. ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов», 1936], однако одностороннее понимание критики педологич. ошибок привело к тому, что в течение длит, времени недооценивалась важность применения психологич. методов изучения детей. В 30-е гг. активно разрабатывались проблемы сов. дидактики, методологии, основой к-рой стала ленинская теория отражения. Признана необходимость использования разнообразных методов обучения в зависимости от содержания образования, уровня знаний учащихся и дидактич. задач. Выдающимся достижением сов. педагогики явилась система воспитания, созданная А. С. Макаренко. В его трудах разработана теория организации и деятельности дет. коллектива, получили детальное освещение такие вопросы, как опора на положительное в характере и личности воспитанника, усиление эффективности воспитания при одновременном воздействии педагога и коллектива воспитанников, воспитание в труде и др. Развитие сов. педагогики связано с именами таких видных педагогов, авторов науч. исследований, учебников для высшей школы, как Ш. И. Ганелин, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Л. В. Занков, И. Т. Огородников, А. П. Пинкевич, М. Н. Скаткин, С. Г. Шаповаленко (дидактика); Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, И. А. Каиров, Э. И. Моносзон, И. Ф. Свадковский, В. А. Сухомлинский (теория и методика воспитания); А. Э. Измайлов, И. К. Кадыров, Н. А. Константинов, Ф. Ф. Королёв, А. А. Курбанов, Д. О. Лордкипанидзе, Е. Н. Медынский, М. М. Мехти-заде, В. 3. Смирнов, С. Р. Раджабов, С. X. Чавдаров (история педагогики) и др. Обобщению и систематизации достижений сов. педагогики способствовал выпуск пед. энциклопедич. изданий («Педагогическая энциклопедия», т. 1-3, 1927-29; «Педагогический словарь», т. 1-2, 1960; «Педагогическая энциклопедия», т. 1-4, 1964-68). За годы Сов. власти подготовлены науч. издания пед. сочинений мн. выдающихся мыслителей прошлого, внёсших вклад в создание фундамента пед. науки (Коменского, Дистервега, Локка, Песталоцци, Гербарта, Фурье, Оуэла, Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Ушинского, Лесгафта и др.). Вместе с тем критич. анализу подвергнуты осн. течения в бурж. педагогике (новое воспитание, трудовая школа, прагматизм, экспериментальная педагогика и др.). Главное направление совр. пед. исследований - отыскание оптимальных путей формирования всесторонне и гармонически развитой личности, разработка вопросов, связанных с идейно-политич. и нравственным воспитанием молодёжи, с формированием у неё коммунистич. мировоззрения. Сов. педагогика обосновывает пути развития содержания образования, приводит его в соответствие с потребностями развитого социалистич. общества. Для эпохи науч.-технич. революции характерно быстрое приращение знаний во всех областях науки, что влечёт за собой расширение объёма науч. образования, к-рое должна давать ср. школа. В связи с этим разрабатываются новые принципы и критерии отбора содержания общего образования: проблемы укрупнения единиц усвоения, генерализации знаний применительно к нуждам общего образования, усиление его системности и теоретичности, последовательное проведение принципа политехнизма как одного из ведущих критериев отбора науч. материала, подлежащего изучению, и т. п. В области организации уч. работы ведутся поиски путей активизации уч-ся, развития их самостоятельности и инициативы в процессе овладения знаниями. В связи с этим проводятся модернизация классич. формы урока посредством введения в его структуру различных видов групповой и индивидуальной работы уч-ся при сохранении руководящей роли учителя, а также исследования, направленные на усовершенствование средств и методов обучения для максимального развития у уч-ся познавательных интересов и способностей, формирования у них умений рационализировать свой труд. Значит, внимание уделяется выработке системы трудового воспитания и профориентации учащихся. Расширились исследования по общей, пед. и социальной психологии, по педагогике и психологии проф.-технич. образования, возрастной физиологии, дефектологии, психо-физиологич. проблемам дошкольного воспитания. Продолжается работа в области изучения истории школы и пед. мысли народов СССР. Академия педагогических наук СССР, научно-исследоват. ин-ты педагогики союзных республик, кафедры педагогич. вузов имеют тесные творч. связи с научными педагогич. учреждениями социалистич. стран: идёт постоянный обмен планами науч. исследований, организуются совместные двусторонние и многосторонние исследования, проводятся конференции и симпозиумы и др.; сов. учёные-педагоги ведут разработку проблем развития школы и педагогики социалистич. стран, развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Н.-и. работа в области педагогики ведётся в н.-и. ин-тах АПН СССР (в 1943-66 АПН РСФСР), министерств просвещения (нар. образования) союзных республик, Всесоюзном н.-и. ин-те профтехобразования Гос. Комитета Сов. Мин. СССР по профтехобразованию, в НИИ проблем высшей школы. Ещё в 20-х гг. Наркомпросом РСФСР были созданы в Москве н.-и. ин-ты методов школьной работы (1922), методов внешкольной работы (1923), науч. педагогики при 2-м МГУ (1926), в Ленинграде - Ин-т науч. педагогики (1924). В 1931 в Москве осн. Ин-т политехнич. образования (в 1937 преобразован в Ин-т ср. школы). В 1938 все н.-и. ин-ты пед. профиля были объединены в Ин-т школ Наркомпроса РСФСР. За годы Сов. власти сложилась система н.-и. пед. учреждений, охватившая все союзные республики. Во 2-й пол. 20-х гг. пед. н.-и. учреждения открылись на Украине (1926), в Белоруссии (1928), Грузии (1929), Узбекистане (1929), в 30-50-х гг.- во всех др. союзных республиках. См. Педагогические институты научно-исследовательские. Периодические издания: журналы «Советская педагогика» (с 1937), «Вопросы психологии» (с 1955); науч.-ме-тодич. журн.: «Дефектология» (с 1969); «Известия АПН» (с 1945), периодич. сборники «Новые исследования в педагогических науках» и др. А. И. Пискунов, М.Ф.Шабаева.
|