Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Библиотеки 2 страница
Центральный военно-морской музей в Ленинграде. Открыт в 1805 на основе коллекций Модель-камеры (осн. в 1709 в здании Адмиралтейства), в к-рой собирали модели и чертежи кораблей, адмиралтейств, эллингов и т. д. В музей были переданы коллекция моделей и мн. личные вещи Петра I. Среди собраний - коллекции трофейных флагов и гюйсов, носовых украшений кораблей. Экспозиция рассказывает о создании и развитии рус. и сов. ВМФ, его традициях, о героизме сов. моряков в годы Гражданской и Великой Отечеств. войн. С 1940 музей размещается в здании б. Фондовой биржи. В 1975 в фондах насчитывалось св. 400 тыс. единиц хранения. В 1975 музей посетило св. 600 тыс. чел. В 1975 музей награждён орденом Красной Звезды. Село Шушенское. Дом крестьянина А. Д. Зырянова, в котором жил В. И. Ленин. Филиал музея - крейсер «Аврора». Государственный музей этнографии народовСССР в Ленинграде. Первая экспозиция музея была открыта в 1923 как отдел Русского музея. В 1934 отдел был выделен и преобразован в Гос. музей этнографии, в 1948 в его состав вошли коллекции моск. Музея народов СССР, и он получил совр. название. В фондах сосредоточены этнографич. коллекции по 157 народам, народностям и этнич. группам СССР. Даются сведения об этногенезе, историч. этапах формирования народов и расселения отдельных этнографич. групп, о природных и экономич. условиях их жизни, о развитии нар. традиций и творчества, расцвете и сближении социалистич. наций страны. Среди экспонатов много высокохудожественных изделий нар. творчества (ткани, одежда, домашняя утварь, ювелирные изделия народных мастеров). В 1975 в фондах насчитывалось св. 400 тыс. единиц хранения. В 1975 музей посетило 253 тыс. чел. Крупнейшие мемориальные музеи. Центральный музей В. И. Лени н а ИМЛ при ЦК КПСС в Москве. Открыт 15 мая 1936 по постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР (1935) на основе музейного отделения Ин-та В. И. Ленина, к-рое формировалось с 1924 по решению 13-го съезда РКП(б). В 1975 в фондах музея было св. 400 тыс. единиц хранения, в экспозиции-ок. 15 тыс. экспонатов. Экспозиция музея рассказывает о жизни и деятельности Ленина - теоретика марксизма, создателя марксистской партии в России, вождя Окт. революции 1917, организатора и руководителя первого в мире социалистич. гос-ва. Среди экспонатов - копии рукописей, первые издания работ В. И. Ленина, номера газет «Искра», «Вперёд», «Правда» и др. с его статьями, первые декреты Сов. власти, подписанные Лениным; фотографии, личные вещи; произведения изобразит, иск-ва и нар. творчества, воплощающие образ Ленина. Много экспонатов прислано в дар музею из др. социалистич. стран, от коммунистич. и рабочих партий капиталистических и развивающихся стран. Посещают музей ежегодно 1, 2-1, 5 млн. чел. Музей награждён орденом Ленина (1974). Филиалы: Кабинет и квартира В. И. Ленина в Моск. Кремле, Павильон-музей «Траурный поезд В. И. Ленина» в Москве, Дом-музей В. И. Ленина в Горках, Дом-музей В. И. Ленина в Подольске, музеи В. И. Ленина в Ленинграде, Ульяновске, Ташкенте, Тбилиси, Львове, Киеве, Баку. Дома-музеи В. И. Ленина: в Ульяновске (в 1970 открыт мемориал), Казани, Куйбышеве, с. Шушенском (в 1976 открыт мемориал), Уфе, Пскове, Риге; в Ленинграде и под Ленинградом имеется 11 домов- и квартир-музеев Ленина (в Разливе, Выборге, пос. Ильичёве и др.). Музей К. МарксаиФ. Энгельса ИМЛ при ЦК КПСС в Москве. Открыт 7 мая 1962 на основе коллекций, собиравшихся музейным отделением при Ин-те К. Маркса и Ф. Энгельса с 1921. Экспозиция рассказывает о жизни и деятельности основоположников марксизма, об истории рабочего и коммунистич. движения, о торжестве идей марксизма-ленинизма. Здесь же представлены материалы о В. И. Ленине как продолжателе учения и дела Маркса и Энгельса. Среди экспонатов - копии рукописей Маркса и Энгельса, первые издания трудов и экземпляры газет с их статьями, наиболее полное собрание фотографий Маркса, Энгельса, членов семьи Маркса, участников Парижской Коммуны 1871, личные вещи Маркса и Энгельса, вещи семьи Маркса, произведения изобразительного искусства времён Революции 1848-49, Парижской Коммуны и мн. др. В 1975 в фондах насчитывалось 100 тыс. единиц хранения. В 1975 музей посетило 69 тыс. чел. Ульяновск. Ленинский мемориальный комплекс. Всесоюзный музей А. С. Пушкина в Ленинграде. Основан в 1938 на базе Всесоюзной Пушкинской выставки 1937 в Москве, материалы к-рой были переданы в Ленинград. С 1967 размещён в б. Церковном флигеле Екатерининского дворца (г. Пушкин). В фондах музея - более 80 тыс. предметов. Среди них - личные вещи Пушкина, уникальная иконографич. коллекция, прижизненные первые издания пушкинских сочинений, произведения живописи, скульптуры. При музее имеется б-ка (62 тыс. тт.). В 1975 музей посетило св. 500 тыс. чел. В 1975 награждён орденом Трудового Красного Знамени. Филиалы: в Ленинграде музей-квартира А. С. Пушкина на набережной р. Мойки; музей-лицей в здании б. Царскосельского лицея (г. Пушкин); музей-дача в доме А. Китаевой (г. Пушкин). Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна». Основан в 1921. Здесь собраны личные вещи и б-ка писателя, документы, характеризующие культуру эпохи, в к-рую он жил и работал, первоиздания основных сочинений, а также материалы, показывающие развитие изучения творчества Толстого в сов. время. Музей состоит из лит. экспозиции (во флигеле) и мемориального комплекса, в к-рый входят дом, усадьба и парк. На территории парка могила Л. Н. Толстого. Ежегодно музей посещает св. 300 тыс. чел. Музей М.Горького в Москве (литературный) основан в 1937 (ул. Воровского). Здесь находятся первые публикации произведений, фотокопии рукописей, зарубежные издания произведений Горького, фотографии и автографы выдающихся деятелей культуры, портреты писателя, иллюстрации к его произведениям и т. д. В 1965 открыт мемориальный музей в доме, где в 1931-36 жил и работал М. Горький (ул. Качалова). Искусствоведческие музеи. К ним относятся музеи, собирающие и экспонирующие памятники иск-ва: художественные, музеи театра, музыки, кино. Художеств, музеи различаются по составу коллекций: рус. иск-ва (напр., Гос. Русский музей в Ленинграде), нац. иск-ва союзных республик (напр., Киевский музей укр. иск-ва), зарубежного иск-ва (напр., Музей западного и восточного иск-ва в Одессе) и музеи смешанного типа (коллекции отечественного и зарубежного иск-ва, напр. Гос. Эрмитаж в Ленинграде). Действуют также музеи народного (в Палехе, Мстёре и др.) и прикладного иск-ва. Художеств, отделы имеются в ряде историч. и краеведческих музеев. Государственный Эрмитаж в Ленинграде - самый крупный музей СССР, имеющий мировое значение. Созданный в 1764 как дворцовое художеств, собрание, доступное узкому кругу аристократии, Эрмитаж в советское время стал одним из наиболее популярных музеев. В фондах музея в 1975 насчитывалось св. 2, 5 млн. единиц хранения, в т. ч. ок. 15 тыс. картин, 12 тыс. скульптур, 600 тыс. графических произведений, св. 600 тыс. археологических памятников, 1 млн. монет и медалей, 224 тыс. произведений прикладного искусства. Экспозиция размещается по отделам: Истории первобытной культуры, Культуры и иск-ва античного мира, Культуры и искусства народов Востока, Русской культуры, Истории зап.-европ. иск-ва, Нумизматики, Художественной промышленности. Каждый из отделов располагает уникальными памятниками и ценнейшими коллекциями. В 1975 музей посетило около 4 млн. чел. В 1964 Государственный Эрмитаж награждён орденом Ленина. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. П у ш к и н а в Москве. Открыт в 1912. Основой для его создания послужили коллекция слепков и нумизматич. коллекция Моск. ун-та, а также коллекция памятников Др. Египта, собранная В. С. Голенищевым. Одним из основателей музея был проф. Моск. ун-та И. В. Цветаев. В сов. время музей пополнился произведениями живописи, графики. В 1975 насчитывалось св. 500 тыс. экспонатов. Среди них собрания живописи и скульптуры Италии, Германии, Нидерландов, Испании, Фландрии и др. Мировое значение имеют собрания франц. и голл. живописи, а также памятники иск-ва и культуры Др. Египта, археоло-гич. и нумизматич. коллекции, уникальное собрание графики (гравюрный кабинет). В 1975 музей посетило более 1 млн. 200 тыс. чел. В зале греческого искусства. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва. Государственный Русский музей в Ленинграде. Открыт в 1898. Его основой послужили коллекции, переданные из Эрмитажа, Академии художеств и ряда дворцов. После 1917 пополнился за счёт национализации художеств, ценностей, принадлежавших царской фамилии и частным лицам, и превратился в крупнейший в мире музей рус. иск-ва. В 1932 создан отдел сов. иск-ва. В 1975 в фондах насчитывалось ок. 307 тыс. единиц хранения. В экспозиции наиболее полно представлено рус. иск-во 18 - 1-й пол. 19 вв.; много работ передвижников, полотен художников кон. 19 - нач. 20 вв., сов. художников, богатейшая коллекция рус. и сов. скульптуры и графики. В 1975 музей посетило св. 1 млн. 200 тыс. чел. Государственная Третьяковская галерея в Москве. Основой для создания музея явилось художеств. собрание П. М. Третьякова, переданное им в дар г. Москве в сентябре 1892 вместе с коллекцией его брата С. М. Третьякова (первоначально называлась Московской городской галереей Павла и Сергея Третьяковых); в коллекции насчитывалось ок. 3500 произведений. В 1918 галерея была национализирована с сохранением имени её основателя. В сов. время в состав музея влились Музей иконописи и живописи (собрание И. С. Остроухова), собрание картин Румянцевского музея и мн. частные коллекции, галерея пополнялась произведениями сов. иск-ва. В 1975 фонды насчитывали более 55 тыс. единиц хранения. Экспозиция раскрывает развитие рус. искусства начиная с конца 11 в. В ней представлены уникальные произведения др.-русской живописи (А. Рублёва, С. Ф. Ушакова и др.); особенно богата коллекция живописи 2-й пол. 19 в. Галерея обладает лучшей коллекцией многонациональной сов. живописи, графики и скульптуры. В 1975 музей посетило св. 1 млн. 600 тыс. чел. В 1956 галерея награждена орденом Трудового Красного Знамени. У входа в Третьяковскую галерею. Москва. Государственный Центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки в Москве. Открыт в 1943 на базе Мемориального музея Н. Г. Рубинштейна (осн. в 1912). В 1975 в фондах имелось ок. 500 тыс. единиц хранения. В экспозиции - крупнейшее в СССР собрание муз. инструментов народов Сов. Союза и зарубежных стран. Среди экспонатов уникальные экземпляры муз. инструментов (лира да гамба итал. мастера 17 в. Франческе Берталотти; клавесин англ, мастера 18 в. Бурката Шюди и др.). Рус. муз. культура представлена личными фондами выдающихся композиторов и исполнителей, а также документальными материалами. В фондах находятся коллекция нот, фонотека, в к-рой собраны граммофонные и магнитофонные записи муз. произведений в исполнении лучших коллективов и выдающихся исполнителей. Филиалы: Музей-квартира нар. артиста СССР проф. А. Б. Гольденвейзера и Творческая лаборатория дирижёрского мастерства Н. С. Голованова (оба в Москве). Государственный театральный музей им. А. А. Бахрушин а в Москве. Основан А. А. Бахрушиным в 1894, но только после 1917 музей стал доступен массовому посетителю. В 1975 в фондах имелось св. 800 тыс. единиц хранения, представляющих историю рус., сов. и мирового театра. В экспозиции - эскизы декораций, рукописи воспоминаний, фонозаписи, первые издания драматургич. произведений, театральные костюмы, афиши, фотографии, подлинные вещи и автографы выдающихся деятелей театр, иск-ва, произведения изобразит, иск-ва. В 1975 музей посетило ок. 110 тыс. чел. Крупнейшие технические и естественнонаучные музеи. Политехнический музей в Москве. Создан в 1872 на основе первой в России политехнич. выставки. В 1877 для музея было построено здание (к-рое он занимает и ныне). В экспозициях отражены осн. этапы истории развития техники и фундаментальных наук (физики, химии и др.), а также достижения отраслей социалистич. экономики (отделы: Энергетика, Машиностроение, Металлургия, Горный, Автоматика, Радиоэлектроника и электросвязь, Космонавтика и др.). В 1975 музей посетило св. 900 тыс. чел. В 1972 награждён орденом Трудового Красного Знамени. Музей антропологии и этнографии в Ленинграде. Открыт в 1878 на основе антропологич. и этнографич. коллекций Кунсткамеры. В 1975 его фонды насчитывали св. 300 тыс. предметов. Имеются собрания, купленные Петром I, а также составленные рус. экспедициями 18 в. акад. И. Г. Гмелина, С. П. Крашенинникова, П. С. Палласа, материалы из кругосветных путешествий И. Ф. Крузенштерна, Ю. Ф. Лисянского, О. Е. Коцебу, экспедиций Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева, Н. Н. Миклухо-Маклая и мн. др. В экспозиции представлены коллекции по этнографии народов Азии, Океании, Юж. Америки, Австралии, Африки, обширный антропологич. материал (в т. ч. остатки неандертальца из пещеры Киик-Коба, скелеты мезолитич. людей и т.д.). Минералогический музей им. А. Е. Ферсманав Москве. Создан в 1716 как Минеральный кабинет в Кунсткамере (Петербург). В 1836 выделился в Минералогич. музей, к-рый в 1898 вместе с др. геологич. собраниями АН был преобразован в Геологич. и минералогич. музей им. Петра Великого. С нач. 20 в. руководитель музея - В. И. Вернадский, с 1919 - А. Е. Ферсман. После 1917 в музей стали поступать минералы из всех крупнейших геологич. экспедиций. В 1934-35 музей переведён в Москву. В 1975 в фондах насчитывалось ок. 118 тыс. образцов минералов. Работают и систематически обновляются постоянные тематич. выставки (Систематика и история минеральных видов в земной коре; Минералогия химич. элементов Земли и др.). Зоологический музей в Ленинграде. Ведёт начало от Кунсткамеры, как самостоятельный музей существует с 1832. Один из крупнейших в мире естественной сторич. музеев, имеет (1975) в экспозиции ок. 50 тыс. видов животных, науч. фонды составляют ок. 15 млн. экз. беспозвоночных и ок. 500 тыс. экз. позвоночных животных. Зоологич. материалы, собранные экспедициями рус. и сов. исследователей: Н. М. Пржевальского, Г. Н. Потанина, Н. А. За-рудного, Л. С. Берга, дрейфующими станциями «Северный полюс» и мн. др., характеризуют фауну СССР, всей Палеарктической области. Ботанический музей в Ленинграде. Основан в 1823 в составе Имп. ботанич. сада. В 1917-30- Главный ботанич. сад РСФСР, в 1930 передан АН СССР. Фонды музея (1975) содержат до 60 тыс. образцов, сгруппированы в 4 отдела (экономич. ботаника, карпологич. коллекция, дендрологич. коллекция, био-логич. коллекция). Коллекции собраны многими поколениями отечеств, ботаников и путешественников. Экспозиция рассказывает об истории и эволюции растит, мира, о растительности мира по ботанико-географич. областям и о флоре СССР. Крупнейшие музеи под открытым небом. Латвийский этнографический музей под открытым небом (под Ригой). Основан в 1928 в период бурж. Латвии. Вначале экспонатами были постройки зажиточных крестьян. В Сов. Латвии осн. внимание направлено на пополнение экспозиции экспонатами, отражающими быт различных слоев всего сел. населения. Помимо жилищных построек, представлены дом-мастерская гончара 19 в., ветряные мельницы, бани, корчмы, школы, культовые сооружения, характеризующие хозяйственный и бытовой уклад латыш, народа 18-19 вв. Музей расположен на берегу озера, где в естеств. природных условиях представлены нар. зодчество и предметы материальной культуры 4 культурно-историч. областей Латвии-Курземе, Земгале, Латгале, Видземе. Государственный историко-а рхитектурный музей-заповедник «К и ж и». Осн. в 1960 на одноимённом острове на Онежском оз., где сохранились памятники рус. деревянного зодчества. В состав музея входят 26 архит. памятников: церкви, часовни, крест, дома (многие из к-рых свезены сюда из близлежащих мест). Уникальны памятники архитектуры 18 в. - 22-главая Преображенская церковь (1714), Покровская церковь (1764). В экспозиции собрано ок. 5 тыс. бытовых вещей, произведения нар. творчества, др.-русской живописи. В 1975 музей посетило 160 тыс. чел. См. также Музеи; статьи о музеях по профилям (напр., Исторические музеи, Краеведческие музеи и др.), а также об отд. музеях (напр., Музей Революции СССР, Политехнический музей и др.). И. А. Анощенко. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО ЛИТЕРАТУРА Многонациональная сов. лит-pa представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической направленностью, общностью гуманистических идеалов и эстетических принципов, сов. лит-pa складывалась после Великой Окт. социалистической революции. Народы Сов. Союза по праву гордятся духовными ценностями, накопленными за их многовековую историю, богатыми культурными традициями. В глубокой древности создавались героич. сюжеты и образы эпоса об Амирани (у грузин), сказания о Рустаме (у предков совр. таджиков), о Давиде Сасунском (у армян), о Манасе (у киргизов), о Джангаре (у калмыков), «Лачплесис» (у латышей), «Калевала» (у карело-финнов) и др. Эти произв. в течение веков воспринимались как энциклопедии истории, быта, нравств., религ., эстетич. представлений создавших их народов. Разнообразные по фабуле, характерам героев, степени композиц. завершённости, эпосы родственны друг другу утверждением народности, любви к родной земле, отрицанием и осуждением зла и несправедливости. Многообразное ист. и социальное содержание художественно обобщено в рус. былинах, в гл. героях к-рых персонифицированы типические черты нац. характера; Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович и др. - выразители неисчерпаемой силы нар. духа, его безграничных творч. возможностей. Осознание народом своего конкретного ист. опыта закреплялось в песнях, легендах, сказаниях, посв, реальным событиям и личностям. Нар. память опоэтизировала образы Разина, Пугачёва, Хмельницкого, Довбуша, Кармелюка как выразителей свободолюбивых чаяний народа. В сказках народ утверждал торжество добра, находчивость, ловкость, храбрость, самопожертвование, так ярко воплощённые в образах рус. и укр. Иванушки, белорус. Нестерки, азерб. и тадж. Моллы Насреддина, казах. Алдар-Косе и др. Идейное и образное богатство фольклора стало живительным источником для творчества А. С. Пушкина, М. К). Лермонтова, Н. В. Гоголя, Т. Г. Шевченко, Я. Райниса, Важа Пшавелы, О. Туманяна Г. Тукая, Янки Купалы и др. писателей 19 - нач. 20 вв. Арм. и груз, лит-ры насчитывают около двух тысячелетий. В нач. 5 в. арм. учёный, просветитель Месроп Маштоц создал арм. алфавит. В том же веке появилось соч. Мовсеса Хоренаци «История Армении» - произведение, к-рое благодаря высокому уровню лит. языка и выразительности описания ист. событий считается выдающимся памятником древней культуры. Самобытная агиографич. беллетристика развивается с 5 в. в груз, лит-ре («Мученичество Шушаники» Якова Цуртавели, анонимное «Житие Нины Каппадокийской» и др.). В эпоху феодализма сформировалась богатейшая поэтич. культура таджиков; вследствие общности исторических судеб, культуры и языка, существовавших в период средневековья между таджикским и персидским народами, выдающиеся представители этого периода развития литератур - Рудаки, Фирдоуси, Омар Хайям, Саади, Хафиз и др. стали классиками как персидской, так и таджикской лит-ры. Их творчество получило мировую известность. Эпич. произв. древности восходят к образам фольклора, обогащаются его идеями, сконцентрированным в них жизненным опытом. В колоссальной по размеру поэме «Шахнаме» (976-1010; ок. 100 тыс. строк) Фирдоуси создал многогранный, драматически сложный образ героя-патриота богатыря Рустама, образы простых людей, способных на высокие чувства и подвиги во имя справедливости и человеческого достоинства, воспел разум, как высший дар, как залог бессмертия человека. Высокая гуманистич. устремлённость, героич. дух, ёмкость и благородство мысли, классич. ясность выражения отличают такие шедевры мировой лит-ры, как созданные почти одновременно (во 2-й пол. 12 в.) «Витязь в барсовой шкуре» Ш. Руставели, «Пятерица» Низами и выдающееся произв. др.-рус. лит-ры «Слово о полку Игореве». Эти поэмы оказывали существ, воздействие на формирование обществ, сознания народов, их представлений о добре, мужестве, дружбе. В лёгких, музыкальных стихах, складывающихся в сложную, но гармонически совершенную поэтич. форму, Руставели воспел любовь, товарищество, поэзию как «отрасль мудрости», продемонстрировал глубокое проникновение во внутр. сущность явлений и психологию человека, создал мир идей, имеющих всеобщее значение, предвосхитил гуманистич. концепции Раннего Возрождения. Пять поэм Низами, оказавших влияние на развитие мн. вост. лит-р, свидетельствуют о выдающемся культурном, филос. диапазоне автора, излагающего свои смелые и оригинальные представления о мире, гос-ве и человеке в стихах, отличающихся высокой поэтич. техникой, сложностью образного строя, тонким лиризмом и эпич. размахом. Органически впитав богатства рус. нар. поэзии, автор «Слова о полку Игореве» создал непреходящие по своей художеств, ценности образы верности патриотич. долгу и любовному чувству. В «Слове...» рус. народ заявил о своих политических интересах, суть к-рых К. Маркс определил как «...призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ» (М а р к с К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 29, с. 16). Черты героич. самосознания, патриотизма содержатся во мн. памятниках др.-рус. лит-ры, в т. ч. в ряде «поучений» и посланий, в апокрифах, агиографич. сочинениях, летописях (напр., «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о погибели русской земли», «Житие Александра Невского», «Повесть временных лет» и др.). Лит-pa периода Киевской Руси - общий источник рус., укр., белорус, лит-р. С 13 в. начался период разрушит, нашествий монголо-тат. полчищ, перс., тур., нем. завоевателей. Передовые писатели и мыслители, носители художеств, традиций и культурного прогресса повсюду становились на защиту интересов своих народов. В 15 в. значит, воздействие на ход лит. процесса на Востоке оказало творчество узб. поэта Алишера Навои. Его стихи (ок. 30 сборников), поэмы, из к-рых выделяются составляющие знаменитую «Пятерицу» (своеобразный «ответ» на аналогичное произв. Низами), прозаич. сочинения и науч. трактаты всесторонне раскрывали духовную жизнь современной поэту Ср. Азии, утверждали ценность человеческой личности. В 16 в. развернулась просветит, деятельность основателя книгопечатания в России и на Украине Ивана Фёдорова и основоположника вост.-слав, книгопечатания белорус, учёного-гуманиста Франциска Скорины. В сер. 17 в. Украина воссоединилась с Россией; в думах и песнях укр. народ воспевал товарищество-побратимство, воен. доблесть, презрение к личным страданиям, красоту родной земли. К 18 в. относится творчество выдающегося укр. философа-просветителя, человека энциклопедич. культуры, писателя и педагога Г. Сковороды; его поэтич. произведения, собранные в кн. «Сад божественных песней», восхваляли свободу, силу человеческого духа, обличали крепостничество. Гуманистич. традиции Руставели развивались в дидактическо-воспитат. произведении груз, писателя и по-литич. деятеля, одного из основателей новогруз. лит. языка С. Орбелиани «О мудрости вымысла», в к-ром утверждалась мысль о том, что невежество - первопричина обществ, зла. Традиции Руставели были продолжены и в творчестве последнего крупного груз, поэта 18 в. Д. Гурамишвили. В поэме «Беды Грузии» (1787), повествующей о трагич. периоде истории страны, опустошаемой внеш. врагами и внутр. междоусобицами, открыто проводилась мысль о разложении светской и духовной феод, знати, на к-рую автор возлагает ответственность за судьбу родины. В поэме «Пастух Кацвия» (1787) Гурамишвили проявил себя как мастер нар.-поэтич. формы, тонкий знаток нар. языка и специфики нар. мышления. Глубоко народными по духу, содержанию и форме были лирич. произведения азерб. лириков 18 в. Вагифа и Видади, однако общеполитич. ситуация в стране способствовала развитию в их творчестве мотивов пессимизма и религ. мистики. Крупнейшим нар. певцом-импровизатором, тонким лириком и мыслителем явился арм. поэт Саят-Нова, на арм., груз., азерб. языках воспевавший любовь как вечный источник жизни мира и высшую ценность жизни - человека. Просветит, идеи оказали влияние на творчество литов. поэта 18 в. Кристионаса Донелайтиса, давшего в дидактич. поэме «Времена года» (изд. 1818) яркое изображение картин нар. быта, и на преобразователя туркм. поэтич. языка Махтумкули, утверждавшего в своих стихах принципы нар. мудрости и морали. В России Просвещение как осн. направление обществ, мысли 18 в. возникло на благоприятной идеологич. почве, подготовленной реформами Петра I. Культурно-политич. концепция рус. Просвещения основывалась на идее гражд. долга и общего блага нации. Необходимость создания общенац. лит-ры, лит. реформ утверждалась в теоретич. выступлениях, творч. практике А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, торжеств, оды к-рого вместе с трагедиями А. П. Сумарокова сделались основными лит. жанрами времени, знаменовали начало новой рус. лит-ры. Важным шагом в развитии поэтич. иск-ва стало творчество Г. Р. Державина; его стихи, несмотря на типичную для классицизма дидактику и аллегоризм, оживлялись введением личных биографич. мотивов, конкретностью изображения, пластичностью образов, элементами живой разговорной речи. Этапное произведение рус. лит-ры - первая социальная комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» (пост. 1782, опубл. 1783), сыгравшая важную роль в развитии рус. нац. театр, иск-ва. В комедии с блестящим остроумием подвергались критике созданные крепостным правом общественные отношения. Сатирическое направление русской литературы получило яркое выражение в проникнутых подлинной народностью баснях И. А. Крылова. Широтой охвата рус. действительности кон. 18 в., глубиной проникновения в социальные противоречия эпохи отличается революц. энциклопедия рус. Просвещения - книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790). В произведениях Фонвизина, Радищева, а также в сатирах Кантемира зарождались элементы критич. реализма. В прозе Н. М. Карамзина, признанного главы рус. сентиментализма, была создана новая для рус. лит-ры эмоционально-психологич. структура повествования; предпринятые писателем попытки выражения личности в её многообразии и индивидуальной неповторимости оказали несомненное влияние на дальнейшее развитие рус. прозы. В элегич. поэзии В. А. Жуковского выявлялись тенденции своеобразного мистико-романтич. тяготения к поэтич. фантастике (см. Романтизм). Лит. процесс 16-18 вв. подготовил новый этап - этап становления нац. лит-р и создания лит. языков. В 19 в. процессу взаимодействия и взаимовлияния лит-р в немалой степени способствовало освободит, движение в России. На всех трёх этапах - дворянском, разночинном, пролетарском - оно формировало передовую обществ, мысль, определяло содержание нац. лит-р.; в совместной борьбе с царизмом складывались и крепли их интернац. связи. Это нашло выражение в развитии активного романтизма и критич. реализма, в идеях свободолюбия, обществ, долга, деятельного патриотизма, ненависти к любому проявлению зла и насилия, мракобесия и отсталости. Вершинные образцы рус. классич. лит-ры 19 - нач. 20 вв. стали достоянием духовной культуры человечества. В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824) с позиции декабристской идеологии были раскрыты коренные социально-политич. проблемы рус. жизни, обострившиеся в период 1812-25. Осуществлённое Грибоедовым соединение разговорной речи со стихом, ёмкость, афористичность выражения стали важным этапом в развитии рус. реалистич. языка. Всемирно-историч. значение приобрели завоевания реализма в произв. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, А. И. Герцена, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, идейно-эстетич. концепции революц. демократов В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. В Пушкине рус. народ впервые со всей полнотой осознал себя художественно, в его творчестве выразился глубокий нравств. смысл народных идеалов. Достоевский указывал на «всемирность и всечеловечность» гения Пушкина, имея в виду не только место поэта в истории мировой культуры, но и органическое усвоение им духовного опыта человечества, заложенную в пушкинской концепции мира нац. рус. идею всечеловечески братского единения людей. Историзм мышления, попытки уяснить предпосылки обществ, справедливости в самом ходе ист. процесса привели Пушкина к глубокому осмыслению «судьбы человеческой» и «судьбы народной». Исторически конкретно осознавая дисгармоничность мира, поэт противопоставлял ей идеал новой жизни. Светом этого идеала, опирающегося на сознание универсальности всемирной истории и культуры, на веру в безграничность духовных возможностей личности и заложенные в нар. сознании нравств. ценности, освещён весь путь рус. лит-ры. В поэзии Ф. И. Тютчева была создана романтич. концепция личности; мир, природа и человек предстают в его стихах в постоянной борьбе, в столкновении противодействующих сил. Трагич. мотивы сочетаются у него с прославлением сильных духом, с поэтизацией гроз и бурь в природе и душе человека. В безграничном максимализме лермонтовского мировосприятия, в сознании фатальной неосуществимости идеала и одновременно принципиальной невозможности отступиться от него возникла новая последекабристская романтич. революционность и гражданственность. Объективно-ист, предопределённость и плодотворность драмы лирич. героя Лермонтова - в предощущении того необходимого духовного кризиса, в к-ром рождаются новая, нерацио-налистич. нравственность и новый, неметафизич. гуманизм. Остросатирич. осмеяние противоестественности господствующих в крепостнич. России обществ, форм, пагубной необузданности царивших в ней социальных привилегий, власти денег, уродливых представлений о ценности и достоинстве человека сочеталось в творчестве Гоголя с утверждением всеобъемлющего идеала жизнеустройства, выдвигаемого как идеал нац. возрождения. Перспективу духовного обновления рус. людей Гоголь видел в самой природе рус. нац. характера.
|