Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Библиотеки 4 страница
И. Э.Бабель. «Конармия». Илл. М. П. Клячко. 1967. К сер. 30-х гг. в СССР был в основном построен социализм, утвердилось социально-политич. единство сов, общества. Связь лит-ры с жизнью народа, борьба за повышение её художеств, уровня, укрепление принципов историзма, социального анализа, народности, коммунистич. партийности, идейности составляли реальное содержание многонац. лит. процесса в 20-30-е гг., обусловили общность творч. платформ сов. лит-р. Деятельность Коммунистич. партии и ведущих сов. художников во главе с Горьким по идеологич. консолидации творч. сил способствовала преодолению групповых противоречий. Особую роль в этом процессе сыграло пост. ЦК РКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932), к-рое выдвинуло задачу «... объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем» («О партийной и советской печати». Сб. документов, 1954, с. 431). На 1-м Всесоюзном съезде сов. писателей (17 авг.- 1 сент. 1934, Москва) 582 делегата представляли более 40 лит-р сов. народов. В докладе Горького был отмечен рост междунар. авторитета сов. лит-ры, а также то важнейшее обстоятельство, что сов. лит-ра «...не является только литературой русского языка, это - всесоюзная литература», что «...разноплеменная, разноязычная литература всех наших республик выступает как единое целое перед лицом пролетариата Страны Советов, перед лицом революционного пролетариата всех стран...» (Собр. соч., т. 27, 1953, с. 324, 296). В уставе СП СССР, принятом съездом, социалистический реализм определялся как основной метод сов. художеств, лит-ры и лит. критики, к-рый «...требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма. Социалистический реализм обеспечивает художественному творчеству исключительную возможность проявления творческой инициативы, выбора разнообразных форм, стилей и жанров» (Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографич. отчёт, 1934, с. 716). Пред. Правления Союза писателей СССР был избран Горький. Образование единого писательского союза - итог обществ, устремлений, завоевание ленинской нац. и культурной политики и естеств. результат художеств, процесса. Г. Т а б и д з е. «Стихи». (Тбилиси, 1927). Обложка. Одним из самых важных и непосредственных результатов деятельности нового творч. союза явилось расширение взаимосвязей лит-р народов СССР, что плодотворно сказалось на каждой из нац. лит-р, особенно молодых, возникших незадолго до Октября или в сов. время, как младописьменные. Развитие лит. языка, освоение реалистич. мастерства, жанровое обогащение лит-р, проблемы творч. использования фольклорного и классич. наследия были общими проблемами для лит-р сов. народов в период после 1-го съезда. Творч. использование опыта рус. сов. лит-ры, к-рая в свою очередь обогащалась от соприкосновения с новыми для неё культурными регионами, создавало особую специфику общесоюзного лит. процесса. С 30-х гг. в Москве начали проходить декады и дни искусства и литературы народов СССР, общесоюзный характер приобрели нек-рые лит. дискуссии (о творч. методе сов. лит-ры, о формализме, о пережитках вульгарного социологизма в критике, об отношении к нац. классич. наследию и др.), заметную роль стали играть всесоюзные юбилеи нац. лит. классики. М. Шолохов. " Тихий Дон". Илл. А. Д. Базилевича. 1960. Непререкаемым авторитетом в лит. жизни, заботливым наставником молодых писателей, вдохновителем многочисл. важных и плодотворных начинаний был Горький. Своей прозой, драматургией, публицистикой 30-х гг. он учил широте ист. мышления, смелости в постановке важнейших вопросов современности. В романе-эпопее «Жизнь Клима Самгина» (1925-36) Горький нарисовал многоплановую картину предреволюц. жизни России и убедительно обосновал закономерность Окт. революции. Чувством ист. глубины и устремлённости в будущее пронизаны крупные эпич. повествования, созданные Фадеевым, В. Я. Шишковым, К. Гамсахурдиа, Головко, О. Десняком, А. Шияном, Я. Коласом, Чорным, Айбеком, С. Мукановым, Д. Шенгелая, Д. Бергельсоном и др. Многослойное живописное полотно, рисующее пути в революции и Гражд. войне лучшей части старой рус. интеллигенции, движение нар. масс, руководимых большевиками, развернул в трилогии «Хождение по мукам» (1920- 1941) А. Н. Толстой. 30-е гг. отмечены появлением произв., посвящённых раскрытию духовной биографии нового героя (иногда -на автобиографич. основе), показывающих становление характера современника - участника великих событий: «История одной жизни» (1934-38) С. Зорьяна, «Манифест молодого человека» (1940) Мир Джалала, «Кочубей». (кн. 1-2, 1937) А. А. Первенцева; произв. Ю. Смолича, С. Айни, Муканова и др. Призывом к подвигу во имя революции, яркой демонстрацией коммунистич. представления о смысле жизни и месте в ней человека стал роман Н. А. Островского «Как закалялась сталь» (1935), оказавший огромное воспитат. воздействие на мн. поколения сов. и зарубежной молодёжи. Преображение человека общеполезным трудом показано в романе " Дорога на океан" (1936) и пьесах Леонова, в романах «Педагогическая поэма» (ч. 1-3, 1933-35, новые главы - 1936) А. С. Макаренко, «Люди из захолустья» (1937- 1938) Малышкина, «Танкер " Дербент"» (1938) Ю. С. Крымова, «Рождается город» (1932) А. Копыленко, «История радости» (1938) И. Ле, «Мои сверстники» А. Кутуя и др. Сложную проблематику человеческих отношений, отражение в сфере быта и повседневного труда результатов мощного преобразующего воздействия на психологию человека новой обществ, атмосферы разрабатывала новеллистика 30-х гг. (А. П. Платонов, И. И. Катаев, Олеша, И. Сенченко, А. Каххар, Н. Сарыханов и др.). Опираясь на образы и мотивы уральского фольклора, воспевал человека труда П. П. Бажов («Малахитовая шкатулка», 1939). В прозе выявляется лирич. тенденция: «Жень-шень» (1933) М. М. Пришвина, «Летние дни» (1937) Паустовского, рассказы и очерки И. С. Соколова-Микитова. Художественное осмысление истоков социальной энергии народа привело к бурному развитию ист. романа. Особый смысл приобретал вопрос о наследовании героич. прошлого; стремление отразить время в типических чертах положит, героя заставляло писателей исследовать прогрессивные черты национального характера, полнее всего выявляющиеся во время больших ист. сдвигов (произв. Сергеева-Ценского, Новикова-Прибоя, С. П. Бородина, Чапыгина, Д. Гулиа, Айни, Муканова, 3. Тулуб, Я. Качуры и др.); наиболее крупным завоеванием ист. жанра явился роман А. Толстого «Пётр Первый» (1929-45). Эпическое начало входит в ист. и историко-революц. драматургию: «Первая Конная» (1929) и «Оптимистическая трагедия» (1933) В. В. Вишневского, «Гибель эскадры» (1933) А. Е. Корнейчука, «Дума о Британке» (1938) Ю. Яновского, «Партизаны» (пост. 1937) Крапивы, «Арсен» (пост. 1936) С. Шаншиашвили, «Ночные раскаты» (1934) Ауэзова и др. Е. Ч а р е н ц. «Книга пути» (Ереван, 1933). Титульный лист А. К. Коджояна. М. А у э з о в. «Путь Абая» (Алма-Ата, 1960). Илл. Е. М. Сидоркина. В поисках форм широкого социально-филос. осмысления действительности поэзия 30-х гг. обнаруживала новые жанровые возможности, расширяла и углубляла исследуемые ею тематич. пласты. Проблемы нар. бытия, трудные пути рево-люц. обновления жизни, трудовые будни города и села, героизм, ставший нормой поведения, утверждение социалистического гуманизма, судьбы отечеств, и мировой культуры - таково многообразие поэтич. панорамы этих лет, значит, место в к-рой занимают крупномасштабные произв.: поэмы «Смерть пионерки» (1932) и -«Последняя ночь» (1932) Багрицкого, «Триполье» (1933) Б. П. Корнилова, «Мать» (1933) Н. И. Дементьева, «Кулаки» (1936) П. Н. Васильева, «Маяковский начинается» (1940) Асеева, «Пятилетка» (1932) С. И. Кирсанова, «Смерть Гамлета» (1932), «Число» и «Бессмертие» (1937) Бажана, «Катерина» (1938) Бровки, «Письмоносец» (изд. 1940) М. Джалиля, «Басти» (1937) Вургуна, «Поток» (1937) Т. Жарокова и др. По мотивам и проблемам близки поэме Твардовского «Страна Муравия» «Рушанская скала» (1930) Зарьяна, «В зелёной дубраве» (1939) А. Кулешова и др. В традициях народной поэзии сложил поэму-хронику «Дагестан» (1935-36) Сулейман Стальский. Лирич. героем сов. поэзии становился человек, через мироощущение и деятельность к-рого раскрывался высокий нравственно-фи-лос. смысл революц. завоеваний. Знаменательным явлением сов. поэзии тех лет стали сб-ки стихов Тычины «Партия ведёт» (1934) и «Чувство семьи единой» (1938). Точное знание совр. нар. языка и психологии, эмоц. богатство, проникновенный лиризм отличали песни М. В. Исаковского. Вместе с В. И. Лебедевым-Кумачом ен стал родоначальником сов. массовой песни. В своеобразном жанре интеллектуально-насыщенного лирико-поэтич. цикла работали Пастернак, О. Э. Мандельштам, Чаренц, П. Яшвили, В. Гаприндашвили, Мюшфнк, С. 3. Галкин и др. Большое место в поэзии 30-х гг. занимало освоение писателями нар. легенд, сказаний, песен, поэтики, образной системы произв. фольклора (поэмы Л. Н. Мартынова, Д. Б. Кедрина, Исаакяна, Джансугурова, X. Алимджана и др.). Эстетич. открытия многонац. лит-ры - органич. выражение принципа народности. Интенсивные художеств, поиски на началах социалистич. реализма способствовали обогащению творч. индивидуальностей поэтов разных художеств, традиций и поколений. В драматургии 30-х гг. особое место занимают пьесы Горького - «Егор Бу-лычов и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933), вторая редакция «Вассы Железновой» (1910-35). Новый тип социально-ист, драматургич. конфликта, движущего действие, новый подход к истории, к действительности революц. лет, герои, выходящие на первый план как творцы и участники революц. обновления мира, - всё это служило развитию многонац. сов. драматургии. Гл. объектом изображения драматургов стал герой-творец, деятель, человек революц. размаха, созидат. энергии. Таковы персонажи пьес «Половчанские сады» (1938) Леонова, «Темп» (пост. 1930), «Мой друг» (1932) Н. Ф. Погодина, «Чудесный сплав» (1934) Киршона, «Платон Кречет» (1935) Корнейчука, «Разгром» (пост. 1934) К. Яшена, «Поколение героев» (1937) С. Клдиашвили, «Хаят» (пост. 1935) М. Ибрагимова, «Шодмон» (1939) С. Улуг-зода и др. Вместе с тем сов. драматургия добивалась успехов в показе сложных морально-этич. коллизий, в изображении тонких душевных переживаний («Машенька», 1940, А. Н. Афиногенова). Славные страницы истории народа, его борьбы за свободу и независимость, его стойкость, героизм, патриотич. одушевлённость открывались в пьесах «Рыцарь Иоанн» (1937) Сельвинского, «Богдан Хмельницкий» (1939) Корнейчука, «Зарница» (1934) Ауэзова, «Вагиф» (1937) Вургуна, «Алишер Навои» (1940) Уйгуна и И. Султанова, «Хамза» (1940) Яшена и А. Умари. Значит, явлением стали первые части трилогии Погодина о Ленине- «Человек с ружьём» (пост. 1937), «Кремлёвские куранты» (пост. 1942, в новой ред. 1956). Драматургич. лениниана пополнилась пьесами «На берегу Невы» (1937) Тренёва, «Правда» (1937) Корнейчука, «Москва, Кремль» Афиногенова. Как и произведения прозаич. и поэтич. жанров, сов. драматургия выражала творч., созидат. подъём народа, ведущие тенденции современности - в многообразии индивидуальностей, художеств, традиций, жанровых и изобразит, форм. Бурный расцвет переживала детская литература. Осн. эстетич. принципы, обусловливающие возможность серьёзного и доверит, разговора с юным читателем, были заложены ещё Маяковским. Как в поэзии (К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, А. Л. Барто, С. В. Михалков и др.), так и в прозе (Б. С. Житков, В. В. Бианки, Л. Пантелеев и Г. Белых, Л. А. Кассиль и др.) создавались художественно убедительные произв., Воспитывающие в детях патриотизм, высокие моральные качества будущих строителей коммунизма, развивающие эстетич. чувство. Проблемы самовоспитания, ответственного отношения к своим поступкам, сов. гуманизма и личной отваги ставились в остросюжетных повестях и рассказах А. П. Гайдара. К. 1-1. Ч у к о в с к и и. «Бармалей». Обложка М. В. Добужинского. Во 2-й пол. 30-х гг. обострившаяся междунар. обстановка привлекла особое внимание сов. лит-ры к темам патриотизма, интернационализма, антифашизма (стихи А. А. Суркова, К. М. Симонова, Луговского, Тычины, Р. Рзы, Алимджана, Джалиля, Леонидзе; поэма Г. Табидзе •«Четыре дня» была пронизана тревожным ощущением надвигающейся войны). В антифашистских романах «На Востоке» (кн. 1-2, 1936-37) Павленко, «Я жгу Париж» (1928) Б. Ясенского, «Падение Парижа» (1940-41) Эренбурга, в произв., поднимавших тему солидарности с борющейся Испанией (корреспонденции Кольцова, составившие основу его книги чИспанский дневник», 1938; драмы «Европейская хроника», 1953, А. Н. Арбузова; «Салют, Испания!», 1936, Афиногенова; «Парень из нашего города», 1941, Симонова, и др.), сов. лит-pa заявила о верности нового поколения защитников Родины революц. традициям. В жестоких испытаниях Великой Отечеств, войны 1941-45 народы Сов. Союза отстояли свободу и независимость своего многонац. социалистич. гос-ва. Всенар. единство сов. людей отчётливо выразилось в дальнейшем сближении братских лит-р. Сов. лит-pa внесла большой вклад в борьбу с фашизмом. Сов. писатели утверждали чувство патриотизма, гордости, ист. правоты сов. людей, высокой миссии их подвига. Более трети членов СП СССР ушло добровольцами на фронт. Многие из них отдали жизнь за Родину, в т. ч. Гайдар, Д. Алтаузен, И. П. Уткин, Крымов, Б. М. Лапин, Петров, Ставский, Муса Джалиль, О. Десняк, А. Ушаков, П. Страдзынь, Ф. Карим, Б. Булкишев и др. Во время войны, а особенно в первый её период, возросла роль публицистики. Разоблачение человеконенавистнич. сущности фашизма и мифа о непобедимости «третьего рейха» в статьях Эренбурга, обращение к героич. прошлому Родины, к нац. традициям, истокам рус. нац. характера в статьях А. Толстого, разнообразная по тематике и жанрам публицистика Шолохова, Леонова, Фадеева, А. П. Довженко, Я. Галана, Я. Коласа, В. Василевской, П. Панча, А. Алле, Судрабкална, Демирчяна и др. действенно способствовала мобилизации всех духовных ресурсов народа на борьбу с фашизмом. С первых дней войны сов. поэзия обратилась к традиц. фольклорным формам (заклинание, клятва, заговор, проклятье, оберег, плач и пр.), к-рые находили живой отклик у массового читателя. Стихи Симонова («Жди меня»), Суркова («Землянка»), А. А. Ахматовой («Мужество»), Джамбула («Ленинградцы, дети мои!»), Д. Бедного («Я верю в свой народ»), М. Рыльского («Украина»), Бажана («Клятва»), Я. Купалы («Партизаны»), Леонидзе («Не горюй, мать»), Исаакяна («Бранный клич»), Алимджана («Возьми оружие в руки»), Г. Гуляма («Ты не сирота») и др. звучали как голос народа, произносившего клятву очистить родную землю от захватчиков, спасти мир от коричневой чумы гитлеризма. Своего рода гимном Великой Отечеств, войны стала песня Лебедева-Кумача «Священная война» (1941). По-новому ставились сов. поэзией традиц. темы дружбы и любви, верности солдатскому долгу, героизма во имя Родины. О личной ответственности за судьбу Страны Советов, о красоте мира и человеческих чувств писал в моабитском застенке (фаш. тюрьма в Бельгии) поэт-герой Муса Джалиль. Главной для лит-ры стала тема войны как всенар. ратного подвига. В стихах и прозе писатели обращались к теме Родины, воспевали богатство её духовной и материальной культуры, уклад нар. жизни, образность нар. речи, постоянно подчёркивали интернац. характер мышления сов. человека, чувство общности ист. путей народов Сов. Союза. Большое воспитат. значение приобрела историко-героич. тема: стих. Исаакяна «Армянская архитектура», сб. стихов «Литва Грюнвальда» (1942) Л. Гиры, трагедия в стихах «Ливонская война» (1944) Сельвинского; поэмы «Песнь о Давиде Гурамишвили» (1942-46) С. Чиковани, «Георгий Шестой» (1942) Г. Абашидзе; повесть «Айналы» Рагимова; пьеса «Муканна» (1942-43) Алимджана, героическая драма «Тахир и Зухра» (1943) Турсун-заде и др. Большой обществ, резонанс приобрели остродраматические, глубоко современные пьесы «Фронт» (1942) Корнейчука, «Нашествие» (1942) Леонова, «Русские люди» (1942) Симонова. Верой в победу были пронизаны пьесы «У стен Ленинграда» (1944) Вишневского, «Песнь о черноморцах» (1943) Лавренёва, «Накануне» (1941) Афиногенова, «Сталинградцы» (1944) Ю. П. Чепурина, «Сердце матери» Икрами, «Минникамал» (1944) М. Амирова, «Испытание огнём» (1943) Крапивы. Ист. опыт народа, неисчерпаемая сила питающих его революц. традиций, сов. характер во всей его многогранной сложности, непоколебимой твёрдости и красоте становился предметом эпич. рассмотрения в поэмах «Киров с нами» (1940) Тихонова, «Февральский дневник» и «Ленинградская поэма» (1942) О. Ф. Берггольц, «Сын» (1943) П. Г. Антокольского, «Пулковский меридиан» (1943) Инбер, «Знамя бригады» (1943) Кулешова, «Янук Селиба» (1942) М. Танка, «Похороны друга» (1943) Тычины, «Непобедимый Кавказ» (1943) Г. Абашидзе, «Кто это?» А. Осмонова, «Партизаны Кабарды» А. Хавпачева и др. В глубоко правдивой, исполненной юмора, классически ясной по своей поэтич. форме поэме «Василий Тёркин» (1941-45) Твардовский создал бессмертный образ сов. воина, воплотившего высокую гуманность, патриотизм и силу нар. духа. К важнейшим событиям истории сов. народов, предопределившим их единство перед лицом захватчиков, обращены созданные в годы войны произв. большого эпич. плана: «Емельян Пугачёв» Шишкова, «Абай» (1942-47) Ауэзова, «Навои» (1945) Айбека, «Вардананк» (1943-46) Демирчяна, «Земля зелёная» (1945) Упита, «Шамо» (1931-64) Рагимова, «Пробуждённый край» (1953) Мусрепова, «Царь Пап» (1944) Зорьяна, «Бесики» (1942-47) А. Белиашвили, «Великий Моурави» (1937-58) А. А. Антоновской. Общим для всех нац. лит-р этого времени было обращение к документальному материалу. Подвиг партизанки Зои Космодемьянской вдохновлял поэтов разных национальностей. Поэмы о ней создали Алигер, Жароков, Н. Арсланов, 3. Халил, П. Хузангай, А. Лахути. Кирсанов написал поэму «Александр Матросов» (1946); гибели поэта-воина Абдуллы Жумагалиева посвящена поэма К. Аманжолова «Сказание о смерти поэта» (1944). Глазами участников и очевидцев увидены события, лежащие в основе повестей «Дни и ночи» (1943-44) Симонова, «Народ бессмертен» (1942) В. С. Гроссмана, «Непокорённые» (1943) Горбатова, «Радуга» (1942) Василевской, «Украина в огне» Довженко, «Сыновья и отцы» (1944) Абульгасана и др. К концу войны во мн. лит-pax получил распространение роман о Великой Отечеств, войне: «Они не прошли» (1946) Смолича, «Скипьевский лес» (опубл. 1955) Черного, «Солдат из Казахстана» (1949) Мусрепова, «Шиганак» (1945) Г. Мустафина и др. По-прежнему разрабатывая многогранную, бесконечно ёмкую тему - народна войне, писатели изображали подвиг сов. человека как естеств. результат воздействия на формирование его характера тех условий, к-рые были созданы в обществе Великим Октябрём. А. Твардовский. «Василий Тёркин» (Москва, 1959). Илл. О. Г. Верейского. Я. К о л а с. «Новая земля» (Москва, 1969). Илл. А. Кашкуревича. Духовную основу лит-ры первых послевоен. лет образовывало мироощущение, выстраданное и завоёванное народом-победителем. Её идейные устремления были направлены на то, чтобы создать благоприятную нравственно-психологич. атмосферу всенар. трудового подъёма для скорейшего залечивания ран, нанесённых войной. Особое место, к-рое заняла в мире страна-освободительница, определяло расширение проблематики и круга общественно-политич. задач сов. лит-ры. В условиях развязанной империалистами «холодной войны» против СССР сов. писатели, творчески разрабатывая традиции, заложенные в стихах Маяковского, с публицистич. страстностью подняли голос за мир во всём мире, за счастье человека, пропагандировали сов. образ жизни, интернационализм (стихотворные циклы Бажана, Вургуна, Рустама, Симонова, Суркова, Тихонова, Турсун-заде, Чиковани и др.). Стремлением раскрыть осн. конфликт эпохи - противостояние фашизма и антифашизма, мироощущение личности в период крупнейших социальных сдвигов, внушить идею личной ответственности каждого за всё происходящее на земном шаре вдохновлён многоплановый роман Эренбурга «Буря» (1946-47). На остром идейно-политич. конфликте антагонистич. классов построены драматич. повести Якобсона «Жизнь в цитадели» (1946) и «Борьба без линии фронта» (1946). Политич. проблематике посвящены романы «Наступит день» (1948) М. Ибрагимова, «Тегеран» (1952) Г. Севунца и др. Подлинный драматизм, захватывающая достоверность накопленного за годы войны жизненного материала вызвали интенсивное развитие документальной литературы, проникнутой благородным стремлением - оповестить Родину о беспримерных подвигах её героев-партизан: «Люди с чистой совестью» (1946) П. П. Вершигоры, «От Путивля до Карпат» (1945) С. А. Ковпака, «Подпольный обком действует» (кн. 1-2, 1949) А. Ф. Фёдорова, «В Крымском подполье» (1947) И. А. Козлова, «Это было под Ровно» (1948) Д. Н. Медведева и др. Опираясь на действит. человеческие судьбы, писатели поднимались до больших художеств, обобщений, раскрывали глубокий фил ос. смысл победы над фашизмом - военной, политич., экономич., нравственной. Образы реальных героев Великой Отечеств, войны, в характерах и жизненном поведении к-рых заложены типич. черты сов. человека, нарисованы в романе «Повесть о настоящем человеке» (1946) Б. Н. Полевого, повестях ч Золотая звезда» (1946) А. Каххара, «Солдат из Казахстана» (1949) Мусрепова и др. В романе Фадеева «Молодая гвардия» (1945-51) - о беспримерной деятельности подпольной комсомольской организации - правда документа, сочетающаяся с правдой художеств, образа, помогла раскрыть нравственно-филос. сущность характера героич. поколения, воспитанного партией, несгибаемых борцов за власть Советов. Тема вечной памяти о погибших, кровной боли за страдания Родины как реквием звучала в произв. Твардовского (поэма «Дом у дороги», 1946, стих. «Я убит подо Ржевом»), Исаковского (стих. «Враги сожгли родную хату») и др. Об испытаниях воен. времени рассказывали поэмы «Прометей» (1947) А. С. Малышко, «Над Ленинградом» (1948) М. Рагима и др. Воен. проблематика определила творч. поиски начинающих путь в лит-ре К. Я. Ваншенкина, Е. М. Винокурова, С. П. Гудзенко, В. Давтяна, Ю. В. Друниной, М. А. Дудина, М. К. Луконина, А. П. Межирова, С. С. Наровчатова, С. С. Орлова, Р. Парве, Э. Раннета, Б. А. Слуцкого, Г. Эмина и др. В романах и повестях «Спутники» (1946) Пановой, «Звезда» (1947) Э. Г. Казакевича, «Белая берёза» (кн. 1-2, 1947-52) М. С. Бубен-нова, трилогии «Знаменосцы» (1946-48) О. Гончара, «Глубокое течение» (1949) И. П. Шамякина, «Минское направление» (1952) И. П. Мележа и др. были созданы полнокровные образы сов. воинов, патриотов и гуманистов, раскрыто миропонимание людей, в самых тяжёлых испытаниях сохраняющих веру в торжество тех идеалов, к-рые выковывались Великим Октябрём. Художественная убедительность жизненных конфликтов этих произведений противостояла ложному монументализму, который давал о себе знать в некоторых произведениях той поры. М. Р ы л ь с к и и. «Радуга над миром» (Москва, 1962). Рисунок на обложке А. Сапожникова. На всех этапах сов. лит-pa ставила перед собой задачу создания образа положительного героя. В кон. 40 - нач. 50-х гг. таким героем являлся коммунист, прошедший войну и принёсший в мирную жизнь свой и всей страной накопленный опыт ежедневной героической борьбы за эту жизнь. Тема возвращения к мирному труду впервые заявлена в очерковой повести В. В. Овеч-кина «С фронтовым приветом» (1945). Эта же тема разрабатывалась в романах «Счастье» (1947) Павленко, «Ветер Золотой долины» (1950) Айбека, «Миллионер» (1948) Мустафина, «Весна в Сакене» (1948) Г. Д. Гулиа, «Кавалер Золотой Звезды» (кн. 1-2, 1947-48) С. П. Бабаевского, «Земля» (1954-55) С. Ханзадяна, «В Заболотье светает» (1950) Брыля, «Большие события в Науяместисе» (1951) И. Довидайтиса и др.; в поэмах «Флаг над сельсоветом» (1947) А. И. Недогонова, «Весна в „Победе"» (1948) Н. М. Грибачёва, «Рабочий день» (1948) Луконина, «Утро над Минском» М. Танка, «Новое русло» (1948) А. Кулешова и др. Тема труда в дни войны и в дни мира, творч. труда как созидат. сущности сов. человека, сов. общества, тема рабочей гордости за свой труд поднята в романах «Далеко от Москвы» (1948) В. Н. Ажаева, «В гору» (1948) А. Саксе, «Честь» (1947) Г. Баширова, «Сыр-Дарья» (1947-48) Муканова, «Люди наших дней» (1948) Сыдыкбекова, «Донбасс» (1951) Горбатова, «Водители» (1950) А. Н. Рыбакова, «Высота» (1952) Е. 3. Воробьёва, «Иван Иванович» (1949) А. Д. Коптяевой, «Апшерон» (1947) Гусейна Мехти, «Караганда» (1952) Мустафина и др. Сов. лит-pa выступала в эти годы в своей окрепшей многонац. общности и многообразии эстетич. средств и возможностей. Но в самом процессе её развития возникали немалые сложности. В условиях трудностей послевоен. периода стали появляться безыдейные, аполитичные произведения. С др. стороны, давала себя знать тенденция облегчённого обобщённо-поэтич. изображения трудовых будней, поступки героев мотивировались психологически прямолинейно. Определяя первоочередные задачи идеологич. работы, ЦК ВКП(б) принял ряд постановлений, в к-рых были отмечены достижения сов. культуры и одновременно вскрыты недостатки в развитии лит-ры и иск-ва. Постановления партии, редакционные статьи в газ. «Правда» 1946-52 утверждали особую актуальность незыблемого принципа партийности лит-ры, нацеливали на создание произведений, сочетающих высокую идейность и совершенство художеств, формы. Лучшие произв. сов. лит-ры этих лет доказывали неиссякаемую жизненность метода социалистич. реализма. Многостороннее изображение внутр. мира и обществ, отношений сов. человека отличало романы «Кружилиха» (1947) В. Ф. Пановой, «Жатва» (1950) Г. Е. Николаевой, «Дни нашей жизни» (1952) В. К. Кетлинской, «Журбины» (1952) В. А. Кочетова, «Буря» (1945-48) Лациса, «Заря Колхиды» (1931-52) Лордкипанидзе и др. Сочетание эпич. монументальности и тонкого лиризма характерно для романов «Первые радости» (1945) и «Необыкновенное лето» (1947-48, позднее продолженных романом «Костёр», 1961- 1965) Федина, в к-рых масштаб конфликтов эпохи, требующей категорически чёткого к себе отношения, придал характерам героев жизненность, типичность, глубину. В автобиографич. трилогии Гладкова «Повесть о детстве» (1949), «Вольница» (1950), «Лихая година» (1954) рассказ о детстве героя перерастал в эпопею народной борьбы за лучшую жизнь. В произведениях исторического и историко-революционного жанров писатели выясняли закономерности путей своих народов, генезис их интернационалистских устремлений, вопросы нац. самосознания («Давид-Строитель», 1946-58, Гамсахурдия, «Степан Разин», 1951, С. П. Злобина, «Встретимся на баррикадах», 1948-52, Ф. Пестрака, «Весенние ветры», 1948, К. Наджми, «Правда кузнеца Игнотаса», 1948-49, ГудайтисаТузявичюса, и др.). В трилогии «Хлеб и соль» (1959), «Кровь людская - не водица» (1957), «Большая родня» (1949-51) М. Стельмах нарисовал путь укр. крестьянства от Революции 1905-07 до Великой Отечеств, войны 1941-45. В жанре семейной хроники, тяготеющей к социально-ист, эпопее о прошлом и настоящем Сибирского края, созданы романы «Строговы» (1939-46) Г. М. Маркова, «Хребты Саянские» (1940-54) С. В. Сартакова, «Даурия» (1942-48) К. Ф. Седых, «Амур-батюшка» (1941-46) Н. П. Задорнова, «Алитет уходит в горы» (1947-48) Т. 3. Сёмушкина, и др. Важный вклад в освоение ист. проблематики внесли пьесы Сельвинского, И. Кочерги, Шаншиашвили и другие; поэмы «Тысяча восемьсот сорок восьмой» (1948) Антокольского, «Первороссийск» (1950) Берггольц, «Павлик Морозов» (1950) С. П. Щипачёва, «Хата рыбака» (1947) Я. Коласа, «Дневник мира» Танка, «Ленин» (1950) Расула Рзы, «Мугань» (1949) Вургуна, «Портохала» (1951) Г. Леонидзе, «Хасан-арбакеш» (1954) Турсун-заде, «Своими глазами» (1952) А. Токомбаева, «Песня зари» (1948) Г. Менюка, «На земле литовской» (1949) Т. Тильвитиса, «Вероника» (1952) В. Вальсюнене, и др. В лит-ре, особенно в поэзии, выдвинулись новые писательские имена, принёсшие национальную проблематику и поэтическую традицию, обновлённую новым содержанием, выражающим принцип интернационализма; разворачивалось творческое дарование Р. Гамзатова, К. Кулиева, М. Карима, Д. Кугультинова, С. Мауленова, Дж. Мул-дагалиева и др. Всё настоятельнее ощущалась потребность в художеств, синтезе новых процессов современности. В романе Леонова «Русский лес» автору удалось рассмотреть в глубоком историко-философском аспекте сложную специфику переживаемого страной периода. Значит, изменения, происшедшие в мире в 50-х гг., взятый Коммунистич. партией курс на дальнейшую демократизацию обществ, жизни, важным звеном к-poro явилось преодоление последствий культа личности, утверждение партией ленинских норм жизни определили проблематику и направленность произв., отразивших назревающие потребности обществ, развития. Поэма Твардовского «За далью - даль» (1950 - 60) стала как бы лирич. дневником поэта-гражданина, напряжённо размышляющего об ист. значении послевоен. пути его Родины. Конкретность анализа, публицистичность, стремление вскрыть жизненные противоречия с парт. позиций, искать пути их преодоления отличали произв. Овечкина «Районные будни» (1952-56), а также проблемные очерки А. В. Калинина, Г. Н. Троепольского, В. Ф. Тендрякова, С. Жураховича, А. Михалевича, Я. Брыля, А. Кулаковского, И. Авижюса, И. Довидайтиса, Ф. Мухаммадиева, А. Сидки, И. Антонова и др. В повести Тендрякова «Не ко двору» (1954), романах Пановой «Времена года» (1953), Д. А. Гранина «Искатели» (1954), пьесах В. С. Розова «В добрый час» (пост. 1954) и А. П. Штейна «Персональное дело» (1954) в полемически заострённой форме ставился вопрос о месте человека в обществе, его гражданском самосознании. С рассказами и повестями, пронизанными острым чувством современности, лиризмом и тонким юмором выступили Ч. Айтматов, В. П. Аксёнов, С. П. Антонов, Т. Ахтанов, И. Гусейнов, Ю. М. Нагибин, Д. Шенгелая и др. Повести «Жестокость» и «Испытательный срок» (обе 1956) П. Ф. Нилина, романтрилогия Ю. П. Германа: «Дело, которому ты служишь» (1957), «Дорогой мой человек» (1961), «Я отвечаю за всё» (1964) ставили проблемы социалистич. гуманизма, доверия к человеку. Тенденцией к возможно полному, объективному изображению совр. общественно-ист, развития отличался роман Николаевой «Битва в пути» (1957). Важными событиями лит. жизни сер. 50-х гг. явилось завершение Ауэзовым работы над эпопеей «Путь Абая» (1942-56), в к-рой скрупулёзное исследование социально-экономич. процессов жизни казах, народа сочеталось с тонким реалистич. показом истории человеческих судеб, выход в свет последних романов тетралогии Катаева «Волны Чёрного моря» (1936- 1961), трилогии Каверина «Открытая книга» (1949-56), тетралогии А. Хинта «Берег ветров» (1951-66).
|