Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Советское изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Великая Окт. социалистич. революция открыла новую эпоху в истории иск-ва народов СССР, коренным образом изменив его содержание, а также его роль в обществ, жизни. Иск-во было поставлено на службу народу. Проникнутое духом коммунистич. партийности и народности, вдохновившееся идеалами социализма, оно перешло к образному воплощению революц. борьбы масс и их энтузиазма в построении нового общества. Создание качественно новой художеств, культуры социализма приняло форму двустороннего процесса эстетич. воспитания трудящихся и демократизации, возрастания идейно-воспитат. роли самого иск-ва. Преобразования в области культуры были обращены ко всем народам страны, получившим возможность свободного и полнокровного развития нац. художеств, традиций. Социалистич. революция уничтожила границы, изолировавшие иск-во многих национальностей от магистральных путей мирового ист.-художеств, процесса. Сколь бы ни были различны исходные позиции, с к-рых начинало свою историю в сов. время иск-во различных народов, общей целью было формирование всесторонне развитой художеств, культуры, владеющей тем богатым арсеналом средств, видов и жанров, к-рый позволяет ей отвечать на запросы социалистич. общества, являть собой совершенную эстетич. форму обществ, сознания. Уже в первые годы Сов. власти, в тяжёлых условиях Гражд. войны и хоз. разрухи, гос-во делало всё возможное для развития культуры, сохранения художественных ценностей, организации музейного дела. Этим целям служили декрет «О регистрации, приёме на учёт и охранении памятников искусства и старины» (1918), реформа художеств, образования, учреждение закупочных комиссий, в задачу к-рых входило приобретение для гос. фондов произв. изобразит, иск-ва, выделение крупных денежных средств для устройства художеств, выставок и конкурсов и т. д. Огромную роль в формировании нового, сов. иск-ва сыграл план монументальной пропаганды, выдвинутый В. И. Лениным и предусматривавший пропаганду идей коммунизма средствами иск-ва и прежде всего скульптуры. Началом монументальной пропаганды явился декрет СНК от 12 апр. 1918 «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции». В произв. скульпторов, участвовавших в осуществлении этого плана (Н. А. Андреев, С. Т. Конёнков, М. Г. Манизер, А. Т. Матвеев, С. Д. Меркуров, В. А. Синайский, Л. В. Шервуд в РСФСР; М. И. Гельман, И. П. Кавалеридзе на Украине и др.), ярко проявилось тяготение к созданию обобщённых, героизированных образов. В период Гражд. войны и иностр. воен. интервенции 1918-20 острая необходимость в изображениях, способных наглядно разъяснять народу политику Сов. власти, нести в массы лозунги партии обусловила расцвет иск-ва плаката, крупнейшими мастерами к-рого были В. Н. Дени и Д. С. Моор, опиравшиеся на традиции нар. лубка и опыт прогрессивной зарубежной и отечеств, политич. графики. Наряду с печатными создавались плакаты рисованные, размножавшиеся с помощью Д. С. Моор. " Ты записался добровольцем? ". Плакат. 1920. трафарета (обычно сопровождавшиеся краткими стихотворными текстами), т. н. «Окна РОСТА», инициатором к-рых был М. М. Черемных, а ведущим художником и поэтом В. В. Маяковский. Эта форма агитац. иск-ва получила значительное распространение («Окна ЮгРОСТА», «УкрРОСТА», «БакКавРОСТА», «Арм КавРОСТА», «ГрузКавРОСТА»). Средствами агитации, в общедоступной форме раскрывающими всемирно-ист, смысл происходящих событий, служили также героически-призывные, жизнерадостные композиции, украшавшие города в дни революц. празднеств, росписи агитпоездов и агитпароходов. В. Д. Е р м и л о в. Эскиз оформления вагона агитпоезда «Красная Украина». Акварель. 1921. Фрагмент. Новое содержание проникло в эти годы во все виды графики - газетную, журнальную, книжную, станковую. В иск-ве книги на протяжении 20-х гг. (преим. в РСФСР и на Украине) совершился процесс её демократизации, переход к оформлению массовых изданий (политических, просветительных, детских и т. д.), к углублённому решению художником всего комплекса иллюстраций и макета в целом; художественно оформленная массовая книга начинала играть всё более заметную роль в общем процессе социалистич. культурной революции. В различных видах графики в первые послереволюц. годы успешно выступали Н. И. Альтман, Ю. П. Анненков, Бенуа, Н. Н. Купреянов, Ф. А. Малявин, Д. И. Митрохин, А. П. Остроумова-Лебедева, П. Я. Павлинов, И. Н. Павлов, В. Д. Фалилеев, С. В. Чехонин в РСФСР; Нарбут на Украине; Азимзаде в Азербайджане; Л. Л. Бурэ в Узбекистане и др. В живописи, мастера к-рой также искали пути для отражения того нового, что принесла с собой революция, наряду с работами символико-аллегорич. характера (произв. Кустодиева, Петрова-Водкина, Рылова, Юона в РСФСР) появились картины, имеющие значение художеств, документов эпохи (произв. И. И. Бродского, И. А. Владимирова в РСФСР). Для изобразит, иск-ва 20-х гг. в целом было характерно существование многих художеств. объединений, декларации к-рых порой существенно различались между собой. В борьбе за художеств, осмысление революц. действительности, за формирование метода социалистич. реализма постепенно преодолевались формалистич. и натуралистич. тенденции, эстетские взгляды на задачи и цели иск-ва. Значит, заслуга в утверждении в изобразит, иск-ве тем революц. борьбы и становления нового быта принадлежала мастерам, входившим в Ассоциацию художников революц. России (АХРР). Филиалы АХРР и родственные ей орг-ции возникли на Украине, в Белоруссии, Грузии, Армении, Узбекистане, Башкирии, Татарии. Большую роль в художеств, жизни 20 - нач. 30-х гг. сыграли стремившееся выразить энергию и бодрость молодой страны Общество художников-станковистов (ОСТ), общество художников «Четыре искусствам, объединившее крупнейших мастеров, владевших высокой проф. культурой; Ассоциация революционного искусства Украины (АРМУ) и нек-рые др. объединения. Важной составной частью общего процесса культурной революции в 1920-е гг. явилось складывание принципов совр. художеств, творчества у народов, до Окт. революции 1917 не имевших развитого проф. иск-ва. Переосмысление традиц. художеств, форм в иск-ве народов Ср. Азии и Сибири происходило в условиях братской помощи со стороны мастеров др. нац. школ (особенно значительным было содействие представителей рус. иск-ва). В живописи 20 - нач. 30-х гг. на первый план выдвинулась ист.-революц. тематика (Ф. С. Богородский, Бродский, С. В. Герасимов, М. Б. Греков, А. А. Дейнека, А. А. Осмёркин, Петров-Водкин, П. П. Соколов-Скаля, П. М. Шухмин в РСФСР; Ф. Г. Кричевский, А. Г. Петрицкий, Н. С. Самокиш на Украине; В. В. Волков в Белоруссии; А. Коджоян в Армении и др.). Обновление бытового жанра было связано с пристальным интересом художников к приметам социалистического образа жизни, утверждавшегося в среде, хранившей традиц. черты и нац. формы быта (Дейнека, Е. А. Кацман, А. В. Моравов, Ю. И. Пименов, С. В. Рянгина, Ц. С. Сампилов, Е. М. Чепцов в РСФСР; Светлицкий на Украине; П. П. Беньков, А. Н. Волков в Узбекистане; Б. Нурали в Туркменистане и др.). Стремление создать жизнеутверждающие образы нового человека, рождённого революцией, определило ведущую тенденцию портретной живописи (С. В. Малютин, В. Н. Мешков, Г. Г. Ряжский в РСФСР; П. Г. Волокидин на Украине; С. Агаджанян в Армении и др.). В пейзажной живописи особое значение приобрели индустриальные мотивы, связанные с преобразоват. деятельностью сов. людей (К. Ф. Богаевский, Куприн, Б. Н. Яковлев в РСФСР; Г. Гюрджян, Ф. Терлемезян в Армении и др.), но создавались и обобщённые лирич. образы природы (В. Н. Бакшеев, Грабарь, Н. П. Крымов, Лентулов, Машков, Юон в РСФСР; А. Цимакуридзе в Грузии; Сарьян в Армении и др.). Предпринимались отд. попытки возрождения лучших традиций монументальной живописи (В. А. Фаворский, Е. Е. Лансере и др.). Продолжали успешно развиваться различные виды графики, в т. ч. книжная и журнальная иллюстрация, книжное оформление, плакат, эстамп, рисунок, карикатура. Известность завоевали рисунки В. М. Конашевича, В. В. Лебедева, П. В. Митурича, Н. А. Тырсы, ксилографии А. И. Кравченко, П. Н. Староносова, Фаворского, литографии Г. С. Верейского, офорты И. И. Нивинского, акварели Л. А. Бруни, карикатуры Б. Е. Ефимова (РСФСР), плакаты А. И. Страхова, ксилографии В. И. Касияна, офорты В. X. Заузе, акварели А. А. Шовкуненко (Украина), рисунки А. М. Бразера (Белоруссия), И. Шарлеманя (Грузия), гравюры А. Коджояна (Армения), В. А. Рождественского, рисунки А. В. Николаева (Узбекистан). Осн. направление скульптуры 20-х гг. по-прежнему определялось принципами монументальной пропаганды; на первом плане стояла задача создания произв., содержащих значит, ист. обобщения (Конёнков, Матвеев, Меркуров, В.И. Мухина, И. Д. Шадр в РСФСР). Наряду с монументальными произв. возникло немало замечательных работ в жанре скульптурных портретов (Голубкина, В. Н. Домогацкий, С. Д. Лебедева в РСФСР; Николадзе в Грузии и др.)- Особое значение для формирования скульптуры имело создание станковых произв. и монументов, посвящённых В. И. Ленину (серия «Лениниана» Андреева, 1919-32; памятники: перед Финляндским вокзалом в Ленинграде, бронза, гранит, 1926, скульптор С. А. Евсеев, арх. В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх; на Земо-Авчальской ГЭС, Груз. ССР, бронза, гранит, 1927, скульптор Шадр, арх. С. Е. Чернышёв). В театрально-декорационном иск-ве наряду с приверженцами жанрово-обстано-вочной и живописной системы декораций выступили сторонники эксцентрич. зрелищности и театрального конструктивизма. Среди видных театральных художников этого периода - А. А. Веснин, Головин, В. А. Симов, В. А. и Г. А. Стенберги, Ф. Ф. Федоровский, Г. Б. Якулов в РСФСР; М. И. Драк, Петрицкий, А. В. Хвостенко-Хвостов на Украине и др. Художники (В. Е. Егоров, Е. Е. Еней, С. В. Козловский в РСФСР) активно участвовали в создании первых сов. кинофильмов. В оформит, иск-ве 20-х гг. особое значение обрело оформление выставок, пропагандирующих достижения социалистич. строя (Л. М. Лисицкий в РСФСР). Важное значение для формирования декоративно-прикладного иск-ва имел декрет ВЦИК от 26 апр. 1919 «О мерах содействия кустарной промышленности». В 1920-е гг. росло произ-во кустарных изделий (гончарство, ткачество и т. д.), восполняющих недостаток пром. товаров; нар. художеств, изделия получили популярность во мн. странах. Сов. декоративно-прикладное иск-во развивалось на базе старинных и вновь созданных художеств, промыслов [лаковая миниатюра с. Палех (И. И. Голиков и ДР-), Федоскино, хохломская роспись (Ф.. Ф. и С. Ф. Красильниковы и др.), богородская скульптурная резьба (А. Я. Чушкин и др.) в РСФСР; художеств, обработка металла в Дагестане (А. Ахмедов и др.); ковроделие на Кавказе и в Ср. Азии и т. д.] и предприятий художеств, пром-сти (фарфоровый з-д им. М. В. Ломоносова в Ленинграде, текст, ф-ки Москвы, Иванова и др.). Отходя от отвлечённого формотворчества, мастера т. н. производственного искусства (Л. С. Попова и др.) обратились к конструированию пром. изделий (мебели, одежды, тканей и т. д.) и к работе в полиграфии. С. В. Чехонин. Блюдо «РСФСР». Петроградский фарфоровый завод. 1918. Музей Ленинградского фарфорового завода имени М. В. Ломоносова. В художеств, пром-сти успешно работали также Н. Я. Данько, Н. М. Суетин, Чехонин, Р. К. Щекатихина-Потоцкая и др. Пост. ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций», на основе к-рого в разное время в союзных и авт. республиках были созданы союзы сов. художников, способствовало сплочению мастеров художеств, культуры и ознаменовало новый этап в развитии многонац. сов. иск-ва. С этим этапом было связано утверждение теории социалистич. реализма. Иск-во 30-х гг., проникнутое сознанием успехов социалистич. строительства, отражало жизнь и борьбу сов. народа, активно раскрывало оптимистич. пафос эпохи первых пятилеток. Важной для творческой практики стала также проблема художеств, наследия, его глубокого и всестороннего освоения. Характерной чертой художеств, жизни 30-х гг. были большие тематич. выставки («15 лет РККА», 1933; «20 лет РККА и Военно-Морского Флота», 1938; «Индустрия социализма», 1939), где центральное место занимали крупные по размерам и масштабные по образному смыслу живописные полотна. Л. М. Лисицкий. Оформление вводного зала советского павильона на международной выставке «Пресса» в Кёльне. 1928. В живописи 30-х гг. к ист.-революц. тематике успешно обращались Б. В. Иогансон в РСФСР, Ф. Г. Кричевский на Украине. Мажорные композиции, посвящённые жизни трудящихся, создавали Т. Г. Гапоненко, С. В. Герасимов, Дейнека, Пименов, А. А. Пластов, А. Н. Самохвалов в РСФСР; К. Д. Трохименко на Украине; У. Джапаридзе, И. Тоидзё в Грузии; А. Кастеев в Казахстане; Н. Карахан, 3. М. Ковалевская в Узбекистане; С. А. Чуйков в Киргизии. В портретах А. М. Герасимова, В. П. Ефанова, П. Д. Корина, Нестерова (РСФСР) раскрылись богатый внутр. мир и огромная творческая активность сов. людей. Важный вклад в развитие пейзажа и натюрморта внесли Кончаловский, Лентулов, Машков в РСФСР; Н. Г. Бурачек на Украине; Е. Ахвледиани, Д. Какабадзе в Грузии; М. Абегян, С. Аракелян, Сарьян в Армении. Размах стр-ва способствовал успехам монументально-декоративной живописи (Дейнека, Е. Е. Лансере, Фаворский в РСФСР и др.). В области театрально-декорац. живописи в 30-е гг. плодотворно работали Н. П. Акимов, П. В. Вильяме, Б. И. Волков, В. В. Дмитриев, И. М. Рабинович, А. Г. Тышлер, Н. А. Шифрин в РСФСР; Г. Мустафаев в Азербайджане; М. Арутчян в Армении; И. Гамрекели в Грузии и др. Принцип объёмно-пространственных декораций обогащался использованием живописи. В кинематографии 30-х гг. заметный след оставила деятельность художников Н. Г. Суворова, И. А. Шпинеля (РСФСР) и др. Значит, образцы оформления выставочных ансамблей были связаны с организацией в Москве Всесоюзной с.-х. выставки 1939 (гл. худ. В. Н. Яковлев) и участием СССР во всемирных о выставках в Париже 1937 и Нью-Йорке 1939 (обе - гл. худ. Н. М. Суетин). В книжном оформлении на первый план выдвинулась иллюстрация, ставящая целью глубокое сюжетно-психологич. раскрытие событий и характеров. Замечат. образцы книжной графики создавали А. М. Каневский, Е. А. Кибрик, Кукрыниксы, К. И. Рудаков, Фаворский, Д. А. Шмаринов в РСФСР; И. И. Ижакевич, Касиян на Украине; Г. Абакелия, Л. Гудиашвили, С. Кобуладзе, И. Тоидзё в Грузии; Е. Кочар в Армении. В станковой графике этого периода видное место заняли сатирич. композиции Б. Е. Ефимова, Кукрыниксов, Н. Э. Радлова, К. П. Ротова, цветные линогравюры И. А. Соколова, рисунки Н. П. Ульянова, акварели А. В. Фонвизина (РСФСР), гравюры Д. Кутателадзе (Грузия). Для скульптуры было особенно характерно распространение монументальных произв., обусловленное, в частности, усилившимся содружеством скульптуры и архитектуры в создании выдающихся сооружений социалистич. эпохи. Всемирную известность приобрело произв. Мухиной «Рабочий и колхозница», символич. монументальная группа, венчавшая павильон СССР на Всемирной выставке 1937 в Париже (ныне установлена перед сев. входом ВДНХ СССР в Москве). Многочисл. памятники и примечат. образцы монументально-декоративной скульптуры создали также И. С. Ефимов, Манизер, Меркуров, Г. И. Мотови-лов, Н. В. Томский в РСФСР; М. Г. Лысенко на Украине; 3. И. Азгур, А. О. Бембель в Белоруссии; П. Сабсай в Азербайджане; Абакелия в Грузии. Типические образы современника возникли в станковой пластике (работы В. Я. Боголюбова и В. И. Ингала, Синайского, Шервуда в РСФСР и др.), а также в жанре скульптурного портрета (работы Б. Д. Королёва, Лебедевой, Мухиной, И. М. Чайкова в РСФСР и др.). Интенсивно развивалась в 30-е гг. и художеств, пром-сть (фарфоро-фаянсовая, стекольная, обойная, текстильная), ориентировавшаяся в основном на традиц. нац. формы изделий и типы декора. Большая организационная работа велась в артелях нар. художеств, промыслов (интенсивно расширялась система подготовки творческой молодёжи в спец. профтехшколах и техникумах). Развивалось иск-во лаковой миниатюры (Н. П. Клыков в Мстёре, К. В. Костерин, С. А. Монин, В. Д. Пузанов в Холуе). Было восстановлено произ-во дымковской игрушки (в Дымково близ Вятки; Е. А. Кошкина, А. А. Мезрина). Много ярких творческих индивидуальностей выдвинулось в самых различных областях нар. художеств, культуры: Н. С. Курзин, А. И. Лёзнов (жостовские подносы), Я. А. Герасименко, И. Т. Гончар (укр. керамика), М. П. Примаченко, Г. Ф. Со-бачко-Шостак (укр. декоративные росписи). Произв. нар. иск-ва (ковры, керамика, изделия из металла, дерева, кости и т. п.) стали выполнять декоративные функции в больших обществ, сооружениях или выставочных ансамблях. В. Д. Л о т о н и н а. Декоративная ткань «Морской флот». Ситец. 1933. В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 сотни художников разных национальностей работали на фронте и в тылу, средствами иск-ва помогая мобилизовать силы армии и всего народа для отпора врагу. Огромную роль играло суровое, драматически-напряжённое иск-во графики; плакат, политич. карикатура, станковая графика получили многообразное развитие, став действенным средством идейной борьбы с фашизмом. Боевые традиции «Окон РОСТА» возродились в «Окнах ТАСС» (художники Кукрыниксы, Радлов, Г. К. Савицкий, Черемных, П. М. Шухмин в РСФСР; И. Ахундов в Азербайджане; Л. Абдуллаев и Рождественский в Узбекистане и др.). Глубоко патриотические, ярко эмоциональные образы создавались в печатном плакате (плакаты Л. Ф. Голованова, Н. Н. Жукова, В. С. Иванова, А. А. Кокорекина, В. Б. Корецкого, Шмаринова в РСФСР; Касияна на Украине; И. Тоидзе в Грузии). Были распространены политич. карикатура (Л. Г. Бродаты, Ю. А. Ганф, Б. Е. Ефимов, Кукрыниксы в РСФСР; С. Арутчян в Армении), агитац. листовки, периодически выходившие в Ленинграде плакаты «Боевой карандаш» (И. С. Астапов, В. И. Курдов, Г. Н. Петров, Тырса), фронтовые иллюстрированные журналы и газеты (О. Г. Верейский, В. Н. Горяев, Б. И. Пророков в РСФСР). Самобытным явлением иск-ва военных лет стали серии станковых рисунков, посвящённых тяжёлым и героич. будням фронта и тыла (С. С. Боим, Курдов, А. Ф. Пахомов, Л. В. Сойфертис, Шмаринов в РСФСР). В большие циклы обычно складывались и многочисл. фронтовые зарисовки (В. В. Богаткин, Горяев, Н. И. Дормидонтов, Жуков, А. В. Кокорин, Д. К. Мочальский в РСФСР). Значит, успехи были достигнуты как в станковом графич. портрете и пейзаже, так и в книжной иллюстрации (Г. С. Верейский, С. В. Герасимов, А. Д. Гончаров, Ф. Д. Константинов, М. С. Родионов, Фаворский в РСФСР и др.). События войны нашли правдивое, многогранное отражение в лучших произв. живописи этого периода - тематич. полотнах Ф. С. Богородского, С. В. Герасимова, Дейнеки, Б. М. Йеменского, В. Г. Одинцова, Пластова, мастеров Студии военных художников им. М. В. Грекова, портретах сов. воинов, полководцев, партизан работы А. М. Герасимова, П. И. Котова, Ф. А. Модорова, И. А. Серебряного, Вл. А. Серова, Б. Н. Яковлева и др. Патриотич. подъём сов. народа отразился также в пейзажах В. В. Мешкова, Н. М. Ромадина, Я. Д. Ромаса, проникнутых горячей любовью к родной земле, в произведениях, посвящённых ист. прошлому (историч. композиции М. И. Авилова, А. П. Бубнова, Н. П. Ульянова). Продолжало развиваться и театрально-декорац. иск-во, важное место в к-ром заняла героико-патриотич. тема. Л. Ф. Голова н о в. «Дойдём до Берлина!». Плакат. 1944. Для скульптуры периода войны большое значение имел портретный жанр, с к-рым были связаны многие работы Е. В. Вучетича, Мухиной, Томского в РСФСР; Азгура в Белоруссии; Нико-ладзе в Грузии. Героизм нар. подвига был запечатлен и в станковой скульптуре (Е. Ф. Белашова, В. В. Лишев, Манизер в РСФСР). Победоносное окончание войны, работы по восстановлению и дальнейшему развитию нар. х-ва поставили перед сов. художеств, культурой новые задачи. Ещё интенсивнее стали выставочная деятельность и пропаганда иск-ва (смотры новых произв. по областям и республикам, периодически организуемые большие всесоюзные выставки). Всё более важное значение в художеств, жизни получали бурно развивавшиеся нац. школы, творчество художников различных краёв и областей РСФСР. В 1947 был учреждён науч. и творческий центр сов. иск-ва - Академия художеств (АХ) СССР. В 1957 на 1-м съезде сов. художников был создан единый Союз художников СССР. В живописи по-прежнему большое место занимала тема войны. Наряду с батальными, эпическими по своему образному строю полотнами, были созданы произв. лирич. и драматич. содержания, многообразно, нередко в остропсихологич. манере, повествующие о повседневной жизни советских людей на фронте и в тылу. В лучших картинах на исторические темы проявились глубокое понимание роли народа в революц. событиях, интерес к раскрытию идейного смысла исторических эпизодов (Иогансон, Вл. А. Серов в РСФСР; А. М. Лопухов, Г. С. Мелихов, В. В. Шаталин на Украине; А. Бекарян в Армении; О. Скулме в Латвии и др.). В батальной и жанровой живописи, посвящённой событиям воен. лет (П. А. Кривоногов, А. И. Лактионов, Неменский, Ю. М. Непринцев, Серов в РСФСР; В. А. Костецкий, В. Г. Пузырьков на Украине; Н. М. Воронов, В. П. Суховерхов, А. Д. Шибнев в Белоруссии и др.), взволнованно рассказывалось о героизме народа, о переживаниях сов. людей в воен. годы. Стремясь отразить послевоен. действительность, раскрыть типические явления сов. быта в его национальном своеобразии у различных народов, исполненные жизненной правды и поэзии полотна создали А. П. Левитин, Д. К. Мочальский, А. А. Мыльников, Пластов, Ф. П. Решетников в РСФСР; С. А. Григорьев, Т. Н. Яблонская на Украине; Р. В. Кудревич в Белоруссии; Н. И. Бахчеван, М. Е. Гамбурд в Молдавии; М. Абдуллаев в Азербайджане; Джапаридзе, А. Кутателадзе, Р. Стуруа в Грузии; О. Зардарян, Э. Исабекян в Армении; 3. Иногамов, Н. В. Кашина в Узбекистане; В. М. Боборыкин в Таджикистане; Е. М. Адамова, М. Данешвар в Туркменистане; Э. Калнынь, А. Скриде в Латвии; Э. Ките, Р. Уутмаа в Эстонии и др. В портретной живописи выделялись воплощающие образы людей труда, деятелей культуры произв. Ефанова, Корина, Д. А. Налбандяна, В. М. Орешникова, Серебряного в РСФСР; М. М. Божия, Шовкуненко на Украине; К. Магалашвили в Грузии; А. Абдуллаева в Узбекистане; А. Гудайтиса в Литве; Р. Треумана в Эстонии. Важными достижениями было отмечено развитие пейзажной живописи, где преобладали пейзажи-картины эпического или лирич. характера, воспевающие неповторимое своеобразие и красоту природы страны. Среди лучших пейзажных произв. этих лет - картины С. В. Герасимова, А. М. Грицая, Г. Г. Нисского, Ромадина, Ромаса, Б. Я. Ряузова, С. X. Юнтунена в РСФСР; И. И. Бокшая, А. М. Кашшая, А. А. Коцки, Ф. Ф. Манайло, С. Ф. Шишко, И. Н. Штильмана на Украине; В. К. Цвирко в Белоруссии; С. Бахлул-заде в Азербайджане; Г. Гюрджяна, X. Есаяна, Сарьяна в Армении; А. Исмаилова в Казахстане; Тансык-баева в Узбекистане; Г. Айтиева в Киргизии; М. Хошмухаммедова в Таджикистане; Л. Свемпа, К. Убана в Латвии; Китса, Р. Сагритса в Эстонии. К значит, образцам монументально-декоративного иск-ва этого периода принадлежат мозаики Дейнеки, Корина для станций Моск. метрополитена, резьба по ганчу (Т. Асланкулов, А. Болтаев) и роспись (Ч. Ах-маров) в интерьерах Театра оперы и балета в Ташкенте. Г. Кишев. Сахарница в форме средневекового кубачинского котла (пос. Кубачи, Дагестанская АССР). Серебро. 1947. Л. К е р и м о в, К. К я з и м з а д е. Ковёр по мотивам поэм Низами (Азербайджанская ССР). 1940-е гг. Обогащённое опытом воен. лет, мастерство художников графики кон. 40- 50-х гг. наиболее ярко проявилось в политич. графике и книжной иллюстрации. Теме борьбы за мир посвящены многочисл. произв. Бродаты, Ганфа, Б. Е. Ефимова, Кукрыниксов, Сойфертиса и др. карикатуристов, а также графические композиции Пророкова. В книжной графике, отличающейся многообразием творческих индивидуальностей, глубина проникновения в образный строй лит. произв., мастерство психологич. характеристик сочетались с возрастающим интересом к ритмич. согласованности отд. изображений, входящих в иллюстративный цикл. В РСФСР в области книжной иллюстрации плодотворно работали О. Г. Верейский, С. В. Герасимов, Д. А. Дубинский, Каневский, Кибрик, Шмаринов. Больших успехов достигла книжная гравюра на дереве (Гончаров, Константинов, М. И. Пиков, Фаворский) и иллюстрирование дет. книги (Ю. А. Васнецов, В. М. Конашевич, В. В. Лебедев, А. Ф. Пахомов, Е. М. Рачев); плодотворно работали такие мастера книжного оформления, как С. М. Пожарский, С. Б. Телингатер и др., а в области станковой графики - Н. Н. Волков, А. В. Кокорин, А. М. Лаптев, Н. А. Пономарёв и др. Значит, образцы книжной и станковой графики создали также М. Г. Дерегус, В. Г. Литвиненко, А. С. Пащенко, А. И. Резниченко, И. М. Селиванов на Украине; М. Рахман-заде в Азербайджане; Д. Габашвили, В. Григолиа, А. Шаликашвили в Грузии; В. Айвазян, Ханджян в Армении; К. Я. Баранов, X. Ходжиков в Казахстане; И. Икрамов, В. Кайдалов в Узбекистане; Л. А. Ильина, А. Н. Михалёв в Киргизии; Б. И. Серебрянский в Таджикистане; И. Кузминскис, А. Кучас, В. Юркунас в Литве; А. Апинис, П. Упитис в Латвии; Р. Кальо, М. Лаарман, Э. Окас, Г. Рейндорф, Э. Эйнманн в Эстонии. Стремление глубоко проникнуть в замысел драматурга и композитора, создать наилучшие условия для игры актёров, колористич. и композиционно-рит-мич. целостность общих решений были свойственны лучшим работам театр, художников (декорации и костюмы Вильямса, Б. И. Волкова, А. И. Константи-новского, В. Ф. Рындина, Ф. Ф. Федоровского в РСФСР; Петрицкого, Ф. Ф. Нирода на Украине; О. П. Марикса, П. В. Масленникова, Е. Г. Чемодуро-ва в Белоруссии; Н. Фатуллаева в Азербайджане; С. Вирсаладзе, С. Кобуладзе в Грузии; М. Арутчяна в Армении; П. Я. Зальцмана в Казахстане; Г. Вилкса, А. Лапиня, О. Скулме в Латвии). Продолжало развиваться и иск-во оформления кинопостановок (М. А. Богданов, Г. А. Мясников в РСФСР). Одним из важнейших жанров скульптуры этих лет оставался портрет. Продолжалось выполнение монументальных портретных бюстов для установки их в городах и сёлах (согласно правительств, постановлениям о сооружении бюстов дважды и трижды Героев Сов. Союза и Героев Социалистич. Труда на их родине). Возводились многочисл. памятники, посвящённые выдающимся лицам и событиям прошлого и современности и в совокупности составляющие своеобразную летопись истории и культуры. Лучшим образцом комплексного мемориального сооружения этого периода стал мемориал воинов Советской Армии в Трептов-парке в Берлине (1946-49, скульптор Вучетич, арх. Я. Б. Белопольский). Значит, известность получили станковые и монументальные произв., созданные М. К. Аникушиным, Белашовой, А. П. Кибальниковым, Конёнковым, Лебедевой, Мухиной, Томским, В. Е. Цигалем в РСФСР; И. М. Гончаром, В. И. Знобой, В. М. Клоковым, А. А. Ковалёвым, Лысенко, А. П. Олейником, О. А. Супрун на Украине; Азгуром в Белоруссии; Л. И. Дубиновским в Молдавии; Ф. Абдурахмановым, Сабсаем в Азербайджане; Н. Канделаки, К. Мерабишвили, Ш. Микатадзе, Николадзе, В. Топуридзе в Грузии; С. Багдасаряном, Е. Кочаром, А. Сарксяном, С. Степаня-ном, А. Урарту, Г. Чубаряном в Армении; X. Найзбаевым в Казахстане; Ф. И. Грищенко в Узбекистане; О. М. Мануйловой в Киргизии; П. Александравичюсом, Р. Антинисом, Ю. Кедайнисом, Ю. Микенасом, Н. Петрулисом, Б. Пундзюсом, П. Римшей в Литве; А. Бриеде, Я. Заринем, Э. Мелдерисом в Латвии; Э. Роосом, А. Старкопфом, Р. Тимотеусом в Эстонии. Для декоративно-прикладного иск-ва было особенно характерно изготовление уникальных выставочных произв. (фарфоровых и стеклянных ваз, многофигурных керамич. композиций, многометровых ковров и т. д.), но художники-прикладники всё чаще обращали внимание и на повышение художеств, качества массовых бытовых вещей. В области керамики плодотворно работали Н. И. Бессарабова, П. В. Леонов, А. А. Лепорская, С. М. Орлов, В. Г. Филянская, С. Е. Яковлева в РСФСР; Д. Ф. Головко, Е. С. Железняк на Украине; Г. Картвелишвили, Д. Цицишвили в Грузии; художеств, стекла - Э. М. Криммер, Е. И. Рогов, Б. А. Смирнов в РСФСР; резьбы по кости - С. П. Евангулов в РСФСР; текстиля - С. А. Заславская, Н. В. Кирсанова, Т. К. Озёрная, В. К. Склярова, К. А. Штих, Е. Я. Шумяцкая в РСФСР. Видное место заняли отмеченные тонким национальным своеобразием изделия художеств, пром-сти республик Прибалтики: керамика и стекло (Л. Дзегузе, Г. Г. Круглов, Р. Панциховская, 3. Улете в Латвии; И. Микенас, Л. Стролис в Литве; Э. Пийпуу, М. Роосма, В. Эл-лер в Эстонии и др.), тиснение по коже (Э. Адамсон-Эрик, А. Рейндорф в Эстонии и др.), ювелирные изделия (Э. Куррель, X. Пихельга-Рауд в Эстонии и др.). В продукции художеств, промыслов выделялись работы мастеров лаковой миниатюры [Т. И. Зубковой, А. А. Котухиной (Палех), И. Н. Морозова, И. А. Фомичева, Е. В. Юрина (Мстёра), В. Д. Липицкого, С. П. Рогатова, И. И. Страхова (Федоскино), В. А.Белова, В. Д. Пузано-ва-Молева (Холуй)], вышивки (В. Н. Косновой, Г. М. Дмитриевой-Шульпиной в Мстёре и др.), ковроделия (Н. Е. Вовк на Украине, Л. Керимов в Азербайджане и др.). Тончайшие резные изделия из кости, выразительную мелкую скульптуру из кости, рога, камня и т. д. создавали холмогорские, тобольские, чукотские и др. мастера. Новый этап в эволюции сов. иск-ва связан с воплощением в жизнь величеств. программы строительства коммунизма. Гл. линия в развитии художеств, культуры развитого социалистич. общества была определена Программой КПСС как «...укрепление связи с жизнью народа, правдивое и высокохудожественное отображение богатства и многообразия социалистической действительности, вдохновенное и яркое воспроизведение нового, подлинно коммунистического, и обличение всего того, что противодействует движению общества вперед» (1976, с. 131). В сов. иск-ве 60-70-х гг. особенно интенсивным становится творческое взаимообогащение нац. школ. Развивая метод социалистического реализма, мастера, работающие в различных республиках, краях и областях СССР, сочетают интернационалистическое содержание с формами, органически вобравшими в себя богатейшие традиции нац. художеств, культур. Характерная черта сов. искусства 60-70-х гг.- складывающаяся гармонич. совокупность разных видов и отраслей художеств, творчества - от декоративно-прикладных до обращающихся в изобразит, форме к масштабным идеологич. проблемам. В.результате создаются предпосылки для формирования целостной эстетич. среды, охватывающей все стороны духовной и материальной жизни сов. людей. Наряду с активно работающими мастерами, утвердившими своё место в иск-ве ещё в 20-40-х гг., всё успешнее выступают художники последующих поколений, что приводит к особому разнообразию манер, творческих почерков, индивидуальных стилей. Усиливается тяготение к созданию значит, типических образов, к максимальному использованию выразит, возможностей художеств, формы. Интерпретируя жизнь, художники сочетают романтич. обобщённость с драматич. экспрессией или лирич. проникновенностью образов. В пост. ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью» (от 21 окт. 1976) указано на необходимость «...дальнейшего усиления внимания партийных, государственных и общественных организаций к профессиональному и идейному воспитанию творческой молодежи»(«Правда», 1976, 21 окт., с. 1). М. О с и с. «Знамя Октября мы пронесем через века!», Плакат. 1965. В живописи создаются произв., в к-рых находят выражение борьба народов за коммунистич. идеалы, духовный рост людей социалистич. общества, героика труда, многообразие форм быта народов СССР; усиливается тяготение к яркой эмоциональной образности, к активности художеств, воздействия произв.; возрастает психологич. выразительность ритмов и колорита. Оригинальную разработку получают ист.-революционный и бытовой жанры, темы индустриального развития СССР, гор. быта и жизни колх. деревни, портрет. В этих жанрах успешно выступили Д.Д. Жилинский, В.Ф. Загонек, В. И. Иванов, Л. В. Кабачек, Г. М. Коржев, Ю. П. Кугач, Е. Е. Моисеенко, Д. К. Мочальский, П. П. Оссовский, В. Е. Попков, Д. К. Свешников, А. П. и С. П. Ткачёвы, Ю. Н. Тулин в РСФСР; В. Ф. Задорожный, А. Л. Наседкин, В. В. Токарев, К. В. Филатов, А. А. Хмельницкий, В. А. Чеканюк на Украине; М. В. Данциг, М. А. Савицкий в Белоруссии; М. Г. Греку, В. Г. Руссу-Чобану в Молдавии; Н. Абдурахманов, А. Джафаров, Т. Нариманбеков, Т. Салахов в Азербайджане; А. Бандзеладзе, Г. Геловани, Э. Каландадзе, Г. Кутателадзе, 3. Нижарадзе, Г. Тоидзе в Грузии; М. Аветисян, Л. Бажбеук-Меликян, А. Мелконян, С. Мурадян, М. Петросян в Армении; С. Айтбаев, С. Мамбеев, Н.-Б. Нурмухаммедов в Казахстане; Р. Ахмедов, Н. Кузыбаев, М. Саидов, Г. Улько, Р. Чарыев в Узбекистане; Б. Джумабаев в Киргизии; 3. Хабибулаев, X. Хушвахтов в Таджикистане; Д. Байрамов, И. Клычев в Туркмении; С. Джяукштас, В. Каратаюс, А. Савицкас, Л. Тулейкис в Литве; Б. Берзинь, И. Заринь, Э. Илтнер в Латвии; Э. Аллсалу, Л. Мууга в Эстонии и др. К достижениям пейзажного жанра относятся произведения Б. Ф. Домашникова, Е. И. Зверькова, В. Ф. Стожарова, В. Я. Юкина „(РСФСР), В. К. Цвирко (Белоруссия), И. Шважаса (Литва) и др. В. Е. Попков. «А. С. Пушкин». 1974. В условиях интенсивного развития градостроительства и архитектуры раскры- Е. Е. М о и с е е н к о. «9 мая». 1973- 1975. ваются новые художеств, возможности монументальной живописи, обогащается её техника. Мозаики, композиции из майолики, стенные росписи и др. монументальные произв., отмеченные символич. обобщённостью образов, играют всё более важную роль в зрительной организации плоскости стены, пространства интерьера, а иногда и общей композиции архит. комплекса. Успехи монументально-декоративной живописи, связаны с именами Н. И. Андронова, А. В. Васнецова, Ю. К. Королёва, Мыльникова, Б. А. Тальберга в РСФСР; Э. И. Котова, В. В. Мельниченко, А. Ф. Рыбачук на Украине; Н. Ю. Игнатова, 3. Церетели в Грузии и др. Важный вклад в монументально-декоративное иск-во внесли мастера витража (К. Моркунас, А. Стошкус в Литве и др.). Разработке новых методов музейной и выставочной экспозиции, появлению новых форм наглядной агитации активно содействовала мастера оформительского иск-ва [особенно примечательны были павильоны СССР на Всемирных выставках в Брюсселе (1958) и Осаке (1970), обе - гл. худ. К. И. Рождественский; Всемирной выставке в Монреале (1967) и Всемирной выставке по охране окружающей среды в Спокане (США, 1974), обе - гл. худ. Р. Р. Клике]. В. И. И в а н о в. «В кафе „Греко"». 1974. X. А. Я к у п о в. «Челнннскне красавицы (КамАЗ)». 1975. Мышление пространств, категориями, стремление подчеркнуть выразительность сценич. конструкции, использование эмоциональных возможностей цвета и освещения характеризуют театрально-декорационное иск-во (Н. Н. Золотарёв, Э. Г. Стенберг, С. М. Юнович в РСФСР; А. Саидов в Азербайджане; Т. Мирзашвили, И.Сумбаташвили в Грузии; Г. Исмаилова в Казахстане; М. Юлдашев в Узбекистане; А. Алмамедов в Туркменистане; Г. Земгал в Латвии). Усилению психология, и пластич. выразительности кадра способствовали художники кино (Б. К. Немечек, К.А. Черняев в РСФСР; Ф. А. Гамурарь в Молдавии; В. Калинаускас, А. Ничюс в Литве). К у к р ы н и к с ы. Иллюстрация к сказу Н. Лескова «Левша». Акварель. 1974. О. К. К о м о в. «Космос. Ю. А. Гагарин и С. П. Королёв». Бронза. 1975. Широтой гуманистич. проблематики, обострённым интересом к специфич. особенностям материала, нередко романтич. символикой, строгой конструктивностью форм отличаются лучшие произв. совр. сов. скульптуры. В монументальной пластике, наряду с многочисл. памятниками традиц. типа, всё чаще создаются величеств. архитектурно-скульптурные мемориальные сооружения в память сов. воинов и жертв фаш. террора, представляющие собой сложные пространственно-развитые комплексы архитектуры, скульптуры и организованного ландшафта [мемориалы - на Пискарёвском кладбище в Ленинграда (1960, скульпторы В. В. Исаева, Р. К. Таурит и др., арх. А. В. Васильев, Е. А. Левинсон), жертвам фаш. террора в Пирчюписе (Литов. ССР; 1960, скульптор Г. Йокубонис, арх. В. Габрюнас), Саласпилсе (Латв. ССР; 1961-67, скульпторы Л. В. Буковский, Я. Заринь и др., арх. О. Н. Закаменный и др.), Хатыни (Белорус. ССР; 1968-69, скульптор С. И. Селиханов, архитекторы Ю. М. Градов и др.), комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде (1963-67, скульпторы Вучетич и др., арх. Белопольский, В. А. Дёмин), комплекс мемориальных памятников и ансамблей «Зелёный пояс славы» на рубежах героич. обороны Ленинграда (1964-67, авторы общей планировки архитекторы Г. Н. Булдаков, В. Л. Гайкович, М. А. Сементовская), комплекс -«Брестская крепость-герой» в Бресте (1966-71, скульпторы Кибальников, А. О. Бембель Скульпторы Л. В. Буковский, Я. Заринь и др., архитекторы О. Н. Закаменный и др. Мемориал в Саласпилсе. 1961-67. и др., арх. В. А. Король и др.), мемориал защитникам Ленинграда (1975, скульптор Аникушин, арх. С. Б. Сперанский)]. Значит, произв. в области станковой, монументальной и декоративной скульптуры создали П. И. Бондаренко, Л. Н. Головницкий, Исаева, О. К. Комов, Г. Ф. Ланкинен, Ю. Г. Нерода, А. Г. Пологова, И. А. Тенета, А. П. Файдыш-Крандиевский, Д. М. Шаховской в РСФСР; В. 3. Бородай, Г. Н. Кальченко, Д. П. Крвавич на Украине; Л. Н. Гумилевский, Г. И. Муромцев в Белоруссии; И. Д. Китман, К. С. Кобизева в Молдавии; Т. Мамедов, О. Эльдаров в Азербайджане; Б. Авалишвили, Э. Амашукели, М. Бердзенишвили, Э. Какабадзе, Д. Микатадзе, В. Ониани в Грузии; А. Арутюнян, А. Григорян, С. Манасян, К. Нуриджанян в Армении; X. Наурзбаев в Казахстане; М. Мусабаев в Узбекистане; Т. Садыков в Киргизии; К. Жумагазин в Таджикистане; В. Вильджюнас, Б. Вишняускас, Йокубонис в Литве; В. Алберг, Буковский, Л. Давыдова-Медене в Латвии и др. Интенсивные поиски новых форм и ансамблей предметов бытовой обстановки, а также наиболее удачных способов оформления обществ, интерьеров ведутся в декоративно - прикладном и с к - в е. Разрабатываются новые простые и изящные по формам образцы малогабаритной мебели и др. предметов бытового назначения, усиливается выразительность цвета и фактуры в декоративных тканях, многообразие и богатство ритма, цвета и формы в декоративной керамике, художеств, стекле и т. д. Богатые эстетич. возможности, заложенные в природе материала и особенностях технологич. процесса, раскрываются в различных видах керамики (В. С. Васильковский, И. Е. Лясс, В. Н. Ольшевский, В. Н. Цыганков в РСФСР; Н. Кикнадзе, Ш. Нариманишвили, Ж. Почхидзе, Р. Яшвили в Грузии; Ю. Адомонис, М. Врубляускас в Литве; С. Озолиня в Латвии и др.), художеств, стекле (Г. А. Антонова, С. М. Бескинская, Д. Н. и Л. Н. Шушкановы, Е. И. Рогов в РСФСР; М. А. Павловский на Украине; В. С. Мурахвер, С. Я. Раудвеэ в Белоруссии и др.), чеканке по металлу, особенно развитой в Грузии (К. Гурули, М. Кутателадзе, И. Очиаури и др.), художеств, текстиле (А. А. Андреева, Н. М. Жовтис, А. Л. Забелина в РСФСР; Ю. Бальчиконис, Р. Блустова, Э. Вигнере, 3. Вогелене, Р. Ясудите в Литве, Р. Хеймрат в Латвии; М. Адамсон, Э. Реэметс, Э. Ханзен, Л. Эрм в Эстонии). Наряду с изделиями новых форм производятся и традиционные художественные предметы с элементами ручного изготовления (керамика Дагестана и Закарпатья, фарфор Гжели, расписные изделия Хохломы, дымковская глиняная игрушка и т. д.), придающие совр. жилому интерьеру индивидуальную выразительность и теплоту. Важное значение для создания благоприятных условий дальнейшего развития традиц. форм декоративно-прикладного иск-ва имело пост. ЦК КПСС от 27 февр. 1975 «О народных художественных промыслах». Д. Уметов. Ковёр «Хозяин гор». Войлок. 1969-70. П. В. Леонов. Сервиз «Суздаль». Фарфор. 1967. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Москва. К. Гурули. «Руставели». Латунь, дерево. 1965. Музей искусства народов Востока. Москва. Плодотворно развиваются различные отрасли художеств, конструирования пром. продукции, чему способствовало пост. Сов. Мин. СССР от 28 апр. 1962, обязавшее все министерства, ведомства и организации «обеспечить систематическое повышение качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем широкого использования методов художественного конструирования, позволяющих создавать удобные в эксплуатации, недорогие и красивые изделия», и постановление Сов. Мин. СССР от 18 октября 1968 «Об улучшении использования достижений технической эстетики в народном хозяйстве», дополнительно стимулировавшее внедрение методов дизайна в художественную промышленность. В. С. Мурахвер. Декоративный комплект «Ярило». Стекло. 1967. Решения партии способствовали укреплению связи сов. иск-ва с жизнью, с практикой строительства коммунистич. общества, с борьбой за мир. В центре внимания художников оказались нравственные идеалы, этич. проблемы, характерные для периода развитого социалистич. общества. Непосредств. участие иск-ва А. С т о щ к у с. «Песня жизни». Витраж. 1963-65. Галерея витража и скульптуры. Каунас. А. А л а м а а. «Пусть всегда будет солнце!». Шамот. 1963. Художественный музей Эстонской ССР. Таллин. в созидательной деятельности народа получило новое выражение в работе коллективов художников на ответственных участках нар. х-ва, в тематич. выставках [среди крупнейших из них - «50 лет Советской власти» (1967) и «Слава Труду!» (1976), посвящённая 25-му съезду КПСС; обе выставки были проведены в Москве], организованных в городах, на предприятиях и новостройках, в колхозах и совхозах. Расширяются междунар. связи сов. иск-ва (совместные выставки и обмен выставками, укрепление творческих контактов сов. художников с мастерами иск-ва др. социалистических стран, с представителями прогрессивных направлений в иск-ве капиталистич. и развивающихся стран). См. также раздел Архитектура и изобразительное искусство в статьях о союзных республиках в соответствующих томах БСЭ. О. И. Сопоцинский,
|