Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Архитектура и изобразительное искусство. Дольмен близ Каменномостского посёлка (краснодарский край)
Дольмен близ Каменномостского посёлка (Краснодарский край). 2-е тыс. до н. э. Женские статуэтки из стоянки Выхва-тинцы (на территории Украинской ССР). Трипольская культура. Глина. Начало 2-го тыс. до н. э. Эрмитаж. Ленинград. Фрагмент росписей Каповой нещеры (Башкирская АССР). Палеолит. Терр. СССР - область древних художеств, культур. Первые памятники иск-ва, обнаруженные гл. обр. на терр. РСФСР и Укр. ССР (росписи Каповой пещеры в Башкирской АССР, фигурки людей и животных из глины, дерева и рога, различные образцы гравировки на кости и камне и т. д.), восходят к верхнему палеолиту. В эпохи мезолита и неолита различные виды художественной культуры интенсивно развивались также на территории Белоруссии, Закавказья, Ср. Азии, Прибалтики (к 6-2-му тыс. до н. э. относятся расписная керамика Приднепровья и Ср. Азии, художественные изделия из металла древних племён Кавказа и Ср. Азии). В эпохи энеолита и бронзы почти на всей территории СССР существовали самобытные художественные культуры. В 1-м тыс. до н. э. и нач. 1-го тыс. н. э. наряду с первобытным иск-вом железного века развивалось иск-во классового общества (культуры Урарту, Мидии, Албании Кавказской). Юг Ср. Азии стал р-ном распространения культуры Бактрии, Север - культуры Хорезма. С сер. 1-го тыс. до н. э. в юж. р-нах существовали регионы, испытавшие интенсивное воздействие антич. цивилизации. Высокого расцвета достигло иск-во античных городов Северного Причерноморья. Отличавшаяся местными чертами антич. культура гос-в на терр. Груз. ССР и Арм. ССР просуществовала до первых веков н. э. Иск-во, сочетавшее антич. художеств, опыт (а иногда и влияние инд. изобразит, культуры) с местными традициями, развивалось также в Ср. Азии: в Парфянском царстве, Греко-Бактрийском царстве, Кушанском царстве, Согде. Культура рабовладельческих гос-в постоянно взаимодействовала с культурами народов, стоявших на первобытнообщинной или раннеклассовой стадии развития (скифов, сарматов, саков, народов Сибири, Алтая, Д. Востока). Обе эти культурные традиции сыграли важную роль в становлении ср.-век. иск-ва на терр. СССР. Значит, самобытности достигло ещё в дофеод. период иск-во славян. Единая по ист. типу ср.-век. художеств, культура обрела в разных регионах своеобразные черты, обусловленные различиями социально-экономич. укладов и особенностями местных религий. В 5-8 вв. на терр. Ср. Азии существовали отмеченные местным своеооразием художеств, культуры раннефеод. гос-в - Согда, Тохаристана, Хорезма, Уструшаны и др. С исламизацией Ср. Азии и Азербайджана (8-11 вв.) они оказались втянутыми в культурную орбиту мусульм. мира. В Ср. Азии получили глубоко оригинальное истолкование типы мусульм. культовых построек (мечеть, мавзолей и т. д.), а также характерных для Переднего и Ср. Востока светских сооружений (крытые рынки, караван-сараи и т. д.). Монументальные, нередко богато украшенные изысканным орнаментом (исполненным в технике резной терракоты, майоликовой мозаики и т. д.) архит. памятники 10-19 вв., созданные народами Ср. Азии и Азербайджана, заняли выдающееся место в истории мирового зодчества [мавзолей Исмаила Самани в Бухаре, кон. 9 - нач. 10 вв.; караван-сарай Даяхатын (Туркм. ССР), И в.; мавзолей в Серахсе (Туркм. ССР), 11 в.; мечеть-мавзолей Талхатан-Баба (Туркм. ССР), 11 в.; мавзолей Мухаммеда Башшара (Тадж. ССР), ок. 11-12 вв.; Девичья башня в Баку, 12 в.; мавзолей Султана Санджара в Старом Мерве (Туркм. ССР), 12 в.; ансамбль Пои-Калян в Бухаре, 12-16 вв.; мавзолей Манаса (Кирг.. ССР), 14 в.; мемориальный ансамбль Шахи-Зинда, 14-15 вв., культовый комплекс Биби-Ханым, 1399-1404, мавзолей Гур-Эмир, 1404, все - в Самарканде; дворец Ширваншахов в Баку, осн. стр-во - 15 в.; ансамбль пл. Регистан в Самарканде, 15-17 вв.; хивинские дворцы 19 в. и др.]. «Пантера» из Келермесского кургана (на территории Адыгейской АО). Золото. 6 в. до н. э. Эрмитаж. Ленинград. Торговое сооружение Таки-Заргаран в Бухаре. 16 в. Мавзолей Гур-Эмир в Самарканде. 1404. Стуковая панель из дворца Саманидов в Афрасиабе. 9-10 вв. Самаркандский музей истории культуры и искусства народов Узбекской ССР. Выдвинутое исламом запрещение изображать божество обусловило отсутствие религ. тематики в ср.-век. ср.-азиат, изобразит, иск-ве и привело к ограничениям в создании изображении человека и др. живых существ. Однако высочайшего расцвета достигло иск-во орнаментики (геометрич., эпиграфич., стилизованно-растительные, иногда зооморфные мотивы). Блестящее развитие получило в ср.-век. Ср. Азии и Азербайджане иск-во книжной миниатюры, а также нар. декоративное и прикладное иск-во (резьба по камню, дереву, декоративные росписи, вышивка, ткачество, ковроделие, художеств, обработка металла, керамика и т. д.). Дворец Ширваншахов в Баку. Основное строительство - 15 в. Укреплённые жилища в селе Шатили (Хев-суретия, Грузинская ССР). Позднее средневековье. В ср.-век. Грузии и Армении сооружались величеств, замки-крепости и дворцы; после принятия христианства (3-4 вв.) возводились отличающиеся чёткостью и компактностью композиции, уравновешенностью форм и гармоничностью пропорций, красотой кладки храмы, имеющие общие черты с ранне-христ. памятниками Сирии и М. Азии, но в основном представляющие самостоят, архит. школы. Среди наиболее значит, памятников ср.-век. зодчества Закавказья храмы Джвари (586/587-604), Цроми (626-634), кафедральный собор Светицховели в Мцхете (1010-29), замок-крепость в Ананури (16-17 вв.)- все в Груз. ССР; церковь Рипсимэ в Эчмиадзине (618), Татевский монастырь (9-11 вв.), монастырь Санаин (10- 13 вв.), монастырь Гегард, частично вырубленный в скалах (преим. 12- 13 вв.) - все в Арм. ССР. Храмы украшались мозаиками, росписями, резьбой по камню. Интенсивно развивались также книжная миниатюра (крупнейший мастер - армянский миниатюрист 2-й пол. 13 в. Торос Рослин), чеканка по металлу (знаменитые грузинские мастера Бешкен и Бека Опизари и др.), вышивка и т. д. Натерр. Европ. части СССРв 10-Нвв. сложилась художеств, культура Киевской Руси, впитавшая традиции иск-ва славян, а в дальнейшем своеобразно претворившая мощное влияние Византии. Для др.-рус. храмов, в к-рых самобытно интерпретировался визант. тип крестово-купольного культового здания, характерны ступенчато-пирамидальная композиция, величавые пропорции, строгая уравновешенность пространства и массы. Мировое значение имеют такие др.-рус. памятники, как Софийский собор в Киеве (1037) и Софийский собор в Новгороде (1045-50). В 12-13 вв. сложились самобытные архит. школы в Новгороде, Пскове, Владимире, Галиче, Полоцке и др. городах и княжествах. Среди значительнейших произв. этого периода: отмеченные пластич. мощью и лаконизмом объёмов новгородские соборы нач. 12 в.- Николо-Дворищенский, Георгиевский Юрьева монастыря, собор Антониева монастыря; более изысканные по пропорциям, стройные, украшенные богатым архит. и рельефным декором сооружения владимиро-суздальской школы 2-й пол. 12 в.- Дмитриевский и Успенский соборы Владимира, церковь Покрова на Нерли и мн. др. Отд. монументально-декоративные циклы (мозаики и фрески Софии Киевской, фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде, 1199) и иконы свидетельствуют о высоком уровне живописи Киевской Руси. Тяжелейший удар др.-рус. культуре в 13 в. был нанесён татаро-монгольским завоеванием. С 14 в. на базе художеств, традиций Киевской Руси формировались прочно связанные между собой рус., укр. и белорус, ср.-век. художеств, культуры, постепенно обретавшие всё более яркие нац. особенности. Рус. иск-во вступило к 14 в. в период нового постепенного подъёма. Всецело подчинённое религ. идеологии, оно вместе с тем проникалось глубокой человечностью, нередко - большими обществ, идеями. В кон. 13-15 вв. переживала расцвет новгородская школа (своеобразные типы одноглавых церквей; росписи Феофана Грека, 2-я пол. 14 в.; островыразит. иконы и памятники книжной миниатюры). На одно из ведущих мест выдвинулась псковская школа. Развивались также архит. и живописные школы Ростова, Ярославля, Твери, Вологды. С 14 в. на первое место постепенно вышла художеств, школа Москвы. Величайшими достижениями рус. и мирового иск-ва 15-16 вв. явились моек, памятники, отличающиеся особым пространственным размахом композиционных решений, живописностью силуэта, богатством декора (ансамбль Моск. Кремля, 15 - 17 вв.; церковь Вознесения в Коломенском, 1532; храм Василия Блаженного в Москве, 1555-60). К шедеврам др.-рус. иск-ва этого периодЗ принадлежат также иконы и фресковые циклы работы А. Рублёва (15 в.) и Дионисия (кон. 15- нач. 16 вв.), многочисл. др. произв. иконописи, книжной миниатюры, декоративно-прикладного иск-ва (художеств, шитьё, резьба по дереву, изделия из металла и т. д.). В 17 в. усилились светские тенденции, фольклорное и декоративное начала; эти процессы были характерны как для зодчества, где пространственные решения сочетались с интересом к пёстрому, «узорочному» внешнему убранству (церкви в Филях, Уборах, соборы в Рязани, Астрахани и др.), так и для живописи (насыщенные реалистич. элементами иконы и парсуны С. Ушакова и др.; росписи церквей Москвы, Ярославля, Костромы и др.). Более интенсивным стало взаимодействие рус. иск-ва с художеств, культурами Зап. Европы и Востока. Софийский собор в Новгороде. 1045-50. Дмитриевский собор во Владимире. 1194-97. «Людогощенский крест». Дерево. 1359. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник. Крепостъ в Сороках (Молдавская ССР). 1543. В основном те же процессы характерны и для ср.-век. иск-ва Украины, накопившего к моменту воссоединения с Россией (1654) богатый ист.-художеств, опыт. В 14-16 вв. здесь сооружались мощные живописно расположенные крепости (замки в Хотине, 13-15 вв., Каменце-Подольском, 14-16 вв., Остроге, 14- 16 вв., и др.), глубоко самобытные культовые постройки (церковь-крепость в Сутковцах, 1467). В кон. 16 в. мастера зап.-укр. областей творчески освоили в кам. стр-ве элементы архитектуры и скульптуры Возрождения (украшенная богатым пластич. декором часовня Трёх святителей во Львове, 1578-91, и др.). Монументальная живопись и иконопись с 15 в. обогащались фольклорными и реалистически-жанровыми мотивами. Новым стимулом для развития архитектуры и изобразит, иск-ва стала освободит, борьба укр. народа. В Белоруссии в ср. века интенсивно развивалось крепостное и культовое зодчество (церковь-крепость в Малом Можейкове, 16 в.), высокого уровня достигло искусство скульптуры, испытавшее влияние зап.-европ. готики. В 16 в. наметились отдельные черты художественной культуры Возрождения. В 17 в. в Белоруссии и на Украине распространилось барокко. В художественной культуре Прибалтики, развивавшейся в тесном контакте с иск-вом стран Зап. Европы, глубоко своеобразное нац. истолкование получили в 13-16 вв. принципы готики (Домская церковь в Риге, первоначально строившаяся в романском стиле, 13- 15 вв.), в 16-17 вв.- ренессансные тенденции (здание братства Черноголовых в Таллине, 1597, арх. А. Пассер, и др.), с 17 в.- барокко, наиболее пышное в Литве (внутреннее убранство церкви Пятро ир Повило в Вильнюсе, 1668-75, и др.). Использование зап.-европ. опыта сочеталось с творческим применением местных нар. традиций в прибалтийской ре-лиг, монументальной и станковой живописи, скульптуре (кам. надгробия, лепной декор интерьеров, деревянная пластика) и декоративно-прикладном иск-ве 10- 11 вв. На рубеже 17-18 вв. начался качественно новый этап в истории иск-ва мн. народов, живущих на терр. СССР, вызванный глубокими причинами, коренившимися в обществ, развитии страны. Иск-во и архитектура, в значит, мере освобождённые от подчинения ср.-век. религ. идеологии (в собственно России, а также на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Прибалтике, отчасти в Грузии и Армении), стали на путь, к-рый в целом характеризовался преобладанием светского реалистич. начала. В 1757 была создана Академия художеств в Петербурге. Существенную роль в стилистике рус. иск-ва 18 в. сыграло установление широких связей с зап.-европ. художеств, культурой. Исключит, успехов достигло нашедшее наиболее яркое выражение в стр-ве Петербурга градостроительство, насыщенное гражд. пафосом, отражающим процесс формирования нации и мощный подъём рус. государственности. Развитое барокко в рус. архитектуре завершилось в сер. 18 в. творчеством В. В. Растрелли (Большой дворец в Петергофе, 1747-52; Смольный монастырь, 1748-54, и Зимний дворец, 1754-62, - оба в Петербурге, перестройка Большого Екатерининского дворца в Пушкине, 1752-57, и др.) и С. И. Чевакинского (Никольский морской собор в Петербурге, 1753-62). В дальнейшем получил распространение рус. классицизм, претворивший на нац. почве художеств, принципы античности и воплотивший гуманистич. идеи философии Просвещения. Классицистич. направление представлено творчеством выдающихся рус. архитекторов 18-1-й трети 19 вв.: в Москве и её окрестностях - В. И. Баженова (дом Пашкова, ныне старое здание Б-ки им. В. И. Ленина, 1784-86, и др.), М. Ф. Казакова (здание Сената, ныне Верх. Совета СССР и Сов. Мин. СССР, 1776-87, и др.), а также Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьева, О. И. Бове; в Петербурге и его окрестностях - А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. М. Валлен-Деламота (Академия художеств, 1764-88), Ч. Камерона (дворец в Павловске, 1780-1801), И. Е. Старова (Таврический дворец, 1783-89, и др.), Дж. Кваренги (Смольный ин-т, ныне здание Ленингр. обкома и горкома КПСС, 1806-08, и др.), А. Н. Воронихина (Казанский собор, 1801-11), А. Д. Захарова (здание Адмиралтейства, 1806-23), К. И. Росси (Михайловский дворец, ныне Русский музей, 1819-25; ансамбль Гл. штаба, ныне адм. учреждения, 1819- 1829, и мн. др.), В. П. Стасова (Павловские казармы, иыне здание «Ленэнерго», 1817-20, и др.)- По размаху градостроительных мероприятий, жизненности решения поставленных задач, выразительности образов русская архитектура этого времени заняла одно из первых мест в мировом зодчестве. Традиции ср.-век. зодчества нашли наиболее органичное продолжение в замечательных памятниках деревянной архитектуры (комплекс деревянных сооружений в Кижах Карельской АССР, преимущественно 18 в., и др.). Церковь Воздвиженья в Дрогобыче (Украинская ССР). До 1631. Церковь Онос в Вильнюсе. 16 в. С. Д. Ковнири др. Ковнировский корпус Киево-Печерской лавры (Украинская ССР). 1696-1773. В творчестве рус. живописцев И. Н. Никитина, А. М. Матвеева, Ф. С, Рокотова, выходцев с Украины В. Л. Боровиковского и Д. Г. Левицкого, скульптора Ф. И. Шубина большой высоты достигло иск-во портрета, проникнутое глубоким гуманистич. содержанием. Зародился бытовой жанр (М. Шибанов), самостоят., значение во 2-й пол. 18 в. получил пейзаж (Ф. Я. Алексеев). Передовые тенденции рус. иск-ва кон. 18 - нач. 19 вв. ярко проявились в поэтически-одухотворённой классицистич. скульптуре М. И. Козловского, И. П. Мартоса, И. П. Прокофьева, Ф. Г. Гордеева, в ист. живописи А. П. Лосенко и Г. И. Угрюмова. Высокого уровня достигло рус. декоративно-прикладное (мебель, фарфор, художеств, изделия из металла, стекла, камня и т. д.) и театрально-декорационное иск-во, в к-ром выделялись декорации Дж. Валериани и П. Гонзаго. В 18 в. на Украине сложился один из наиболее праздничных, декоративно-насыщенных вариантов стиля барокко [постройки Киево-Печерской лавры (произв. С. Д. Ковнира и др.), общественные здания и церкви, созданные И. Г. Григоровичем-Барским, наметившим в своём творчестве переход к классицизму, и мн. др. сооружения]; на рубеже 18-19 вв. господствующим направлением в архитектуре стал классицизм. Новое, светское начало ярко сказалось также в укр. скульптуре и живописи этого периода. Аналогичная эволюция от принципов барокко к иск-ву классицизма в 18 в. была свойственна и архитектуре (а отчасти и изобразит, иск-ву) Белоруссии и Прибалтики. В укр., белорус, и прибалт. градостроительстве кон. 18 - нач. 19 вв. под влиянием рус. позднего классицизма широко применялись «образцовые» проекты культовых, обществ, и жилых зданий. В 18 в. отд. принципы европ. зодчества (особенно в офиц. гор. стр-ве), а также различные жанры светского изобразительного иск-ва (преимущественно портрет) стали характерными для художеств, культуры Грузии и Армении (особенно после их присоединения к России). В 19 - нач. 20 вв. иск-во большинства народов, входивших в Росс, империю, переживало общеевроп. этапы эволюции. В архитектуре самой России (а также Украины, Белоруссии и Прибалтики) со 2-й трети, 19 в. преобладающее значение получил эклектизм. В то же время велись поиски совр., конструктивно и функционально оправданных архитектурных решений. С нач. 19 в. в тесной связи с ростом нац. самосознания и подъёмом освободит, революц. движения в России формировалась демократич. культура, породившая мощное течение передового реалистич. иск-ва (см. Реализм), первоначально сочетавшегося в творчестве ряда мастеров с тенденциями романтизма. Развивались портретная живопись (В. А. Тропинин, О. А. Кипренский), пейзаж (С. Ф. Щедрин), поэтичный крест, жанр (А. Г. Венецианов и его школа), политич. карикатура, портретная и книжная графика. Продолжался расцвет монументальной и декоративной скульптуры (В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, Ф. Ф. Щедрин и др.). К вершинам рус. изобразит, иск-ва 1-й пол. 19 в. принадлежит творчество К. П. Брюллова и особенно А. А. Иванова; каждый из них по-своему отразил в монументальных произв. важные обществ, идеи, внёс в иск-во новые темы и художеств, методы. В кон. 1-й пол. 19 в. П. А. Федотов в жанровых картинах и рисунках выступил родоначальником критич. реализма в рус. иск-ве. Ведущими представителями демократич. реализма 2-й пол. 19 - нач. 20 вв., беспощадно обличавшего самодержавно-крепостнич. строй и последовательно отстаивавшего принципы народности иск-ва, были передвижники, участники Товарищества передвижных художеств, выставок, сплотившего с 1870-х гг. в своих рядах большинство прогрессивных художников. Мастера критич. реализма создали типические образы рус. дореволюц. действительности и дали ей оценку с передовых, демократич. позиций. Они сумели с большой художеств, убедительностью показать в иск-ве народ, его душевную силу и красоту. Широкое развитие получили бытовой жанр, портрет, пейзаж, ист. живопись. Среди крупнейших рус. художников-реалистов 2-й пол. 19 и нач. 20 вв.- В. Г. Перов, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, Г. Г. Мясоедов, Н. А. Ярошенко, В. В. Верещагин, В. Е. Маковский, К. А. Савицкий, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, величайшие мастера рус. иск-ва И. Е. Репин, создавший яркие образы нар. жизни, и В. И. Сури ков, воскресивший в красочных полотнах драматические страницы истории народа. Исторические образы и жанровые сюжеты нашли воплощение и в скульптуре (М. М. Антокольский и др.). Основополагающее значение для развития критич. реализма в рус. изобразит, иск-ве имели материалистич. эстетика В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского и передовая художеств, критика (особенно В. В. Стасов). О. И. Бове, А. А. Михайлов. Большой театр в Москве. 1821-24. Перестроен в 1855-56 А. К. Кавосом. Несмотря на реакц. политику царизма, препятствовавшего развитию нац. культур народов России, прогрессивное рус. иск-во 19 в. оказало революционизирующее воздействие на иск-во др. народов, питавшееся социальными и национально-освободит. идеями. На протяжении 19 в. интенсивно складывались нац. художеств, школы, связанные с прогрессивными слоями петерб. Академии художеств, а с 70-х гг. с Товариществом передвижных художеств, выставок. Основоположником демократич. реализма в живописи и графике Украины стал укр. поэт и худ. Т. Г. Шевченко. Во 2-й пол. 19 в. и в нач. 20 в. выдающимися мастерами, продолжателями традиций Шевченко, явились живописцы и графики Д. И. Безперчий, К. А. Трутовский, Н. И. Мурашко, С. И. Васильковский, К. К. Костанди, Н. К. Пимоненко и др. Представителями демократич. реализма были: в Грузии - живописцы А. Беридзе, Г. Габашвили, Р. Гвелесиани, А. Мревлишвили, М. Тоидзе; в Армении - С. Агаджанян, Г. Башинджагян, Е. Татевосян; в Латвии - живописцы К. Гун, Ю. Федер, Я. Розентал, Я. Валтер; в Эстонии - А. Адамсон, К. Дюккер, И. Кёлер. Известное влияние на творчество мн. живописцев России, Украины, Прибалтики с кон. 19 в. оказывали принципы импрессионизма. Прогрессивное рус. иск-во способствовало преодолению ср.-век. норм в художеств, культуре Ср. Азии, вошедшей в 19 в. в состав России. Однако классовый и нац. гнет самодержавия тормозил культурное развитие всех народов страны, особенно тех, к-рые населяли её отсталые окраины. Важнейшей областью их художеств, культуры в 19 - нач. 20 вв. было декоративно-прикладное творчество, основанное на богатейших нар. традициях (резьба по камню и художеств, работа по металлу у народностей Сев. Кавказа, керамика, вышивка, ковроделие, иск-во декоративной резьбы и росписи в Азербайджане и Ср. Азии, резьба по кости у народностей Сибири и т. д.). Чороны (якутские деревянные сосуды для кумыса). 19 в. Накануне Окт. революции 1917 общая картина художеств, жизни была крайне неоднородной и чрезвычайно противоречивой. Наряду с иск-вом, накопившим опыт острой идеологич. борьбы в капиталистич. условиях, существовало иск-во ср.-век. типа, а также иск-во, сохранившее все характерные признаки первобытного художеств, творчества (у ряда народов Севера и Сибири). В архитектуре России и нек-рых др. наций, населяющих территорию СССР, во 2-й пол. 19- нач. 20 вв. прогресс в строит, технике, применение более совершенных конструкций, появление новых материалов (металл, железобетон и т. д.) и типов сооружений (промышленных, транспортных, торг, зданий, многоэтажных жилых домов и г. д.) первоначально сочетались с эклектич. подражанием самым.различным стилям. В кон. 19 - нач. 20 вв. в отд. регионах (преим. Россия, Украина, Белоруссия, Прибалтика) распространился стиль «модерн», представители к-рого искали единства конструктивного и художеств, начал, применяли асимметричные построения, многие металлич. конструктивные и декоративные элементы, новые отделочные материалы, из к-рых составлялись живописные, обогащённые изысканной орнаментикой композиции. Параллельно с «модерном» (и нередко сливаясь с ним) в зодчестве этой эпохи существовали течения, тяготевшие к творческому переосмыслению форм нац. ср.-век. и нар. зодчества; возникновение нац.-, романтических тенденций во многом способствовало дифференциации и выявлению своеобразия местных архит. школ. Среди наиболее интересных зодчих данного периода - А. Е. Белогруд, И. В. Жолтовский, Ф. И. Лидваль, М. М. Перетяткович, В. А. Покровский, И. А. Фомин, Ф. О. Шехтель, А. В. Щусев в России; П. Ф. Алёшин, А. Н. Бекетов, В. Г. Кричевский на Украине; Э. Лаубе в Латвии и др. Однако в целом наиболее прогрессивные тенденции в предреволюц. зодчестве не могли получить органич. развития в условиях капиталистич. действительности (что особенно сказалось в градостроительстве). Витраж в особняке Рябушинского (ныне - Музей-квартира М. Горького) в Москве. 1902-06. В рус. изобразит, иск-ве нач. 20 в. наиболее остро отразился зреющий перелом; в сложных формах проявилось столкновение двух культур - кризисной буржуазно-дворянской и рождающейся пролетарской. Под влиянием социальных движений расширилась сфера обществ, воздействия иск-ва; переживала подъём журнальная, книжная, а также станковая тиражная графика, предпринимались попытки возродить монументально-декоративное иск-во, нар. промыслы и т. д. Одновременно с этим распространялись течения, программно противопоставлявшие себя обществ, жизни, нередко тяготевшие к остросубъективным художеств, экспериментам, порою обретавшим реакционно-утопич. смысл. Изменения в реалистич. иск-ве нашли наиболее яркое отражение в редких по цельности художеств, стиля и остроте характеристик произв. Вал. А. Серова, в мятежно-роман-тич. творчестве М. А. Врубеля, лирически-мечтательных произв. П. В. Нестерова, празднично-чувственных образах К. А. Коровина, элегич. произв. В. Э. Борисова-Мусатова, пейзажах И. Э. Грабаря, А. А. Рылова, К. Ф. Юона, красочных, с оттенком стилизации композициях Б. М. Кустодиева, в изысканном творчестве мастеров, отстаивавших принципы объединения " Мир искусства" (Л. С. Бакст, А. Н. Бенуа, А. Я. Головин, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, Н. К. Рерих, К. А. Сомов и др.), в скульптуре А. С. Голубкиной, С. Т. Конёнкова, А. Т. Матвеева, П. П. Трубецкого. Бурный расцвет пережили в этот период рус. гравюра, книжная графика, театр, живопись, имевшая общеевроп. резонанс благодаря творчеству мастеров, участвовавших в Русских сезонах за границей (Бакст, Головин, Н. С. Гончарова). Стиль «модерн», возродивший проблему синтеза иск-в, оказал значит, воздействие на декоративно-прикладное творчество (изделия мастерских, организованных Е. Д. Поленовой в Абрамцеве, М. К. Тенишевой в Талашкине). В нач. 20 в. рус. иск-во развивалось в резких столкновениях реализма и модернистских тенденций, гуманизма и декаданса. В живописи " Голубой розы" туманно-мистич. мотивы сосуществовали с красочной поэзией Востока (П. В. Кузнецов, М. Сарьян и др.). Художники " Бубнового валета" (П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, И. И. Машков) соединяли формальные живописные искания с традицией рус. нар. иск-ва, стремясь выразить материально-чувственную природу предметного мира. Особый мир возник в одухотворённых эпико-символич. полотнах К. С. Петрова-Водкина. М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова от красочных гротескно-экспрессивных образов в духе примитивизма перешли к полному отказу от изобразительности в иск-ве. Крайние формы кризиса бурж. иск-ва нашли своё выражение в творчестве первых представителей абстрактного искусства (В. В. Кандинский, К. С. Малевич). Кризисные противоречия в предреволюц. период были в значит, мере свойственны художеств, культурам мн. народов Росс, империи. Традиции реализма обогащались поисками национально-самобытных форм (а иногда сочетались с веяниями «модерна») в творчестве живописцев Ф. Г. Крччевского, А. А. Мурашко, Г. П. Светлицкого, графиков Е. Л. Кульчицкой, Г. И. Нарбута на Украине; скульптора Я. Николадзе в Грузии; живописца В. Суреньянца в Армении; живописца А. Жмуйдзинавичюса, скульптора П. Римши в Литве; живописца В. Пурвита, скульптора Т. Залькална в Латвии; живописцев П. Рауда и К. Рауда в Эстонии. Тонкое нац. своеобразие присуще проникнутым многочисл. музыкальными и фольклорными ассоциациями произведениям литов. живописца и композитора М. Чюрлениса. Остроэкспрессивные полотна создавал груз, мастер-примитивист Н. Пиросманашвили. Фантастич. алогичный мир возник в полотнах выходца из Белоруссии М. 3. Шагала. Представители крайних модернистских направлений (укр. скульптор А. П. Архипенко и др.) порывали связи с местными художеств, традициями, примыкая к интернац. кругу мастеров т. н. парижской школы. Традиции демократич. реализма, интенсивно развивавшегося в нач. 20 в., особенно укрепились в период Революции 1905-07, когда на первое место выдвинулась активно сражавшаяся с царизмом журнальная графика (Добужинский, Д. Н. Кардовский, Кустодиев, Е. А. Лансере, Вал. А. Серов в России; Ф. С. Красицкий, М. Г. Сластион на Украине; А. Азимзаде в Азербайджане; О. И. Шмерлинг в Грузии; Я. Тилберг, Р. Заринь в Латвии; А. Лайкмаа, Н. Трийк в Эстонии и др.). Тематика, связанная с революц. событиями 1905-07, с жизнью и борьбой рабочего класса и трудового крестьянства, заняла ведущее место в творчестве таких мастеров, как А. Е. Архипов, С. В. Иванов, Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, Л. В. Попов в России; Я. М. Кру-гер в Белоруссии; Лайкмаа в Эстонии. Огромное значение для борьбы с бурж. идеологией в иск-ве имела статья В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905).
|