Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Советские архитектура и градостроительство 2 страница






Бурное развитие производит, сил страны вызвало интенсивное стр-во новых городов (в 1971-76 образовано 99 городов), где развернулось пром. и массовое жилищно-гражд. стр-во. Были построены Братск (арх. X. А. Бутусов, Я. Г. Грозовский и др.), Зеленоград под Москвой (арх. И. Е. Рожин, И. А. Покровский и др.), науч. городок Сибирского отд. АН СССР в Новосибирске (арх. М. А. Белый, А. С. Михайлов и др.), Навои в Узб. ССР (арх. А. В. Короткое, И. Б. Орлов, Н. И. Симонов и др.), Шевченко в Казах. ССР (арх. И. Б. Орлов, Н. И. Симонов, Г. М. Вылегжанин и др.), Тольятти в Куйбышевской обл. (арх. Б. Р. Рубаненко, В. А. Шквариков, Е. И. Кутырёв и др.), Набережные Челны в Тат. АССР (арх. Рубаненко, Кутырёв и др.), Усть-Йлимск в Иркутской обл. (арх. В. И. Смирнов и др.), Нижневартовск (арх. Е. В. Чапкин и др.) и Надым (арх. Э. С. Кунцман, В. И. Лапоногов и др.) в Тюменской обл. и мн. др. Внимательнее, чем ранее, учитывались местные природно-климатич. условия. Напр., в Навои и Шевченко, расположенных в р-нах с жарким, засушливым климатом на границе с пустынями Ср. Азии, озеленены и обводнены гор. территории. В г. Шевченко построены крупнейшие установки по опреснению мор. воды. Различные новые приёмы уплотнённой застройки, предохраняющей от сильных ветров и снежных заносов, применены в условиях сурового холодного климата в городах Сургуте, Нижневартовске и Надыме на С. Тюменской обл., на берегах Ангары в Усть-Илимске и др. городах Севера. В градостроительстве утвердились принципы микрорайонирования, т. е. создания первичных жилых образований, учитывающих наиболее удобные условия для повседневной жизни населения, его быта, воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Их размеры рассчитываются в зависимости от размеров городов, плотности расселения, этажности жилых зданий на 6-12 (в малых и ср. городах) или 20тыс. жит. (в крупных городах), что позволяет разместить близко к жилищам дошкольные учреждения, школы, магазины и др. объекты повседневного обслуживания, а также изолировать территорию микрорайона от потоков гор. транспорта. Возросла художеств, выразительность новой застройки. Механич. привязку типовых проектов и штучную разработку индивидуальных проектов постепенно вытесняет формирование архит. ансамблей, в к-рых наряду с крупными обществ, зданиями важную роль играют жилые дома, производств, здания.

Обширные градостроит. работы проводились в Москве, где ежегодный объём жил. стр-ва достигал в 1961-75 5 млн. м2 (113 тыс. квартир). С 1960-х гг. быстрыми темпами велось жилищно-гражд. стр-во в р-нах Сев. Измайлово (арх. Иофан и др.), в Фили-Мазилово (арх. Гельфрейх и др.), Химки-Ховрино (арх. Алабян, Н. Н. Селиванов и др.), Юго-Запад (арх. Мезенцев, Е. Н. Стамо и др.). В 1971 утверждён новый ген. план развития Москвы (арх. Посохин, Н. Н. Уллас и др.) в границах кольцевой автомоб. дороги на терр. ок. 80 тыс. га. С этого времени почти всё новое жил. стр-во ведётся на свободных территориях. Наиболее удачные в архит. отношении районы - Давыдково (арх. Гельфрейх, А. В. Афанасьев, Е. А. Раевская и др.), Вешняки-Владычи-но (арх. В. В. Лебедев и др.), Матвеевское (арх. Стамо, Уллас и др.), р-ны Дмитровского шоссе (арх. И. И. Ловейко и др.), Тёплого Стана (арх. Я. Б. Белопольский и др.). В центре города проложен проспект Калинина, где создан крупный ансамбль (арх. Посохин, Мндоянц и др.), застроен Комсомольский проспект (арх. Мордвинов, Е. Г. Вулых и др.), завершена застройка Ленинского проспекта в Юго-Зап. районе (арх. Власов, Мезенцев, Стамо, Белопольский и др.). Сооружены Кремлёвский Дворец съездов (1959-61, арх. Посохин, Мндоянц, Стамо и др.); спортивный комплекс Центр, стадиона им. В. И. Ленина в Лужниках (1955-56, арх. Власов, Рожин, Уллас, Хряков и др.), аэровокзалы «Шереметьево» (1964) и «Домодедово» (1965; оба - арх. Г. А. Елькин, Г. В. Крюков и др.); завершены архит. ансамбль Смоленской площади (арх. Гельфрейх, Минкус, В. П. Соколов) и реконструкция р-на Зарядья, где построена крупнейшая в Европе гостиница «Россия» (1970, арх. Чечулин, П. П. Штеллер и др.); построены крупный телевизионный центр, железобетонная башня к-рого (вые. 533 м) является выдающимся достижением строит, техники (арх. Д. И. Бурдин и др., инж. Н. В. Никитин и др.), новые линии метрополитена, мосты и путепроводы.

М. В. Посохин, А. А. Мндоянц и др. Кремлёвский Дворец съездов. Москва. 1959-61.

Новый ген. план Ленинграда (1966, арх. В. А. Каменский, А. И. Наумов, Г. Н. Булдаков и др.) творчески развивает осн. положения предыдущего ген. плана восстановления и развития города.

В связи с большим объёмом массового жилищно-гражд. стр-ва выросли новые жилые районы на Выборгской стороне и Малой Охте (арх. А. В. Васильев и др.), на правом берегу Невы (арх. Д. С. Гольд-гор и др.), в Моск. р-не, где продолжен Измайловский проспект (арх. Сперанский и др.), и др. Важнейшим этапом в градостроит. истории Ленинграда явился выход застройки города к берегу моря на Васильевском о., где после намыва большой терр. создаётся приморский район и система новых архит. ансамблей мор. набережной (арх. Баранов, С. И. Евдокимов, Каменский, Наумов, И. И. Фомин и др.). Построен ряд крупных обществ, зданий, в т. ч. Финляндский вокзал (1960, арх. П. А. Ашастин, Баранов, Я. Н. Лукин и др.), киноконцертный зал «Октябрьский» (1967, арх. А. В. Жук, Каменский и др.), гостиница «Ленинград» (1970, арх. Сперанский и др.), аэровокзал (1974, арх. Жук и др.), застроена пл. Победы с мемориалом защитникам Ленинграда (арх. Сперанский и др.), введена в строй линия 3-й очереди метрополитена.

Д. И. Бурдин и др., инженер Н. В. Никитин и др. Башня телевизионного центра в Останкине. Москва. 1964 - 67.

М. В. Посохин, А. А. М н д о я н ц, В. А. С вире кий. Здание Совета экономической взаимопомощи. Москва. 1969.

В 1969 утверждён новый ген. план Киева (арх. Приймак и др.); город, столетиями строившийся на правом берегу Днепра, получил дальнейшее развитие на левобережье - в Дарнице; центр ныне формируется на обоих берегах реки, где создан крупный гидропарк и обширные пляжи-место массового отдыха киевлян. Город украсили новые обществ, здания - Дворец пионеров (1965, арх. А. М. Милецкий, Э. А. Бильский), Дворец культуры «Украина» (1970, арх. Е. А. Марин-ченко и др.), аэровокзал в Борисполе (1966, арх. А. В. Добровольский и др.). В 1960-71 вступили в строй новые линии метрополитена.

В Минске возникло много новых жилых районов, в т. ч. своеобразные по характеру застройки жилой комплекс на ул. Толбухина (1966, арх. Ю. В. Шпит и др.) и жилой массив по Моск. шоссе; центр Минска развивается вдоль р. Свислочь, где расширяется парк и сооружён Дворец спорта (1966, арх. С. Д. Филимонов, В. Н. Малышев).

Сильное землетрясение разрушило в 1966 значит, часть Ташкента. На помощь столице Узб. ССР пришла вся страна, и в течение нескольких лет последствия землетрясения были устранены. Ген. план восстановления и развития Ташкента, утверждённый Сов. Мин. Узб. ССР в 1970, получил наиболее яркое воплощение в планировке и застройке центра (1966 -74, арх. Л. Т. Адамов, С. Р. Адылов, Е. Г. Розанов и др.), к-рый теперь имеет новую планировку и современный, характерный для юж. города архит. облик. Ташкент обогатился новыми жилыми кварталами и крупными обществ, сооружениями (здания Сов. Мин. Узб. ССР, 1965-67, арх. Мезенцев, Розанов и др.; Ташкентского филиала Центр, музея В. И. Ленина, 1970, арх. Розанов, В. Н. Шестопалов и др.; ЦК КП Узбекистана, 1964, арх. В. Е. Березин и др.), строится 1-я линия метрополитена. Крупные градостроит. работы осуществлены в Алма-Ате (реконструирован проспект Ленина и сооружён ансамбль площади у Дворца культуры им. В. И. Ленина, 1970, арх. В. Н. Ким, Ю. Г. Ратушный, Н. И. Рипинский, Л. Л. Ухоботов и др.), Ашхабаде [ансамбль пл. Карла Маркса со зданием Респ. б-ки им. К. Маркса (1965- 1976, арх. А. Ахмедов и др.)], Баку, Тбилиси, Ереване.

Л. К. Адлер, Ю. И. Карпушин и др. Дворец спорта в Тольятти. 1975.

Проведены крупные, имеющие большое и дейно-художеств, значение работы по реконструкции Ульяновска: преобразован гор. центр и в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина построен ансамбль Ленинского мемориала (арх. Мезенцев, М. П. Константинов и др.). Большое пром. и жилищно-гражд. стр-во ведётся в Горьком: реконструирована значит, часть заокских р-нов, где создаётся архит. ансамбль площади Ленина (арх. В. В. Воронков и др.). Завершается ансамбль гл. площади и построен Дом Советов в Перми (1975, арх. Мезенцев, А. И. Пилихин и др.).

Б. Г. Б а р х и н и др. Музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского в Калуге. 1967.

Преобразился облик Владивостока: создан новый обширный жилой р-н Второй Сев. речки (арх. Т. Н. Дружинина и др.) и перестроены р-ны Корейской слободы (арх. Е. Л. Иохелес и др.), Минной гавани (арх. В. С. Дубов и др.), создаётся ансамбль гл. площади на берегу бухты Золотой Рог (арх. Розанов и др.). Также интенсивно застраиваются Хабаровск, Красноярск, Новосибирск, Омск, Свердловск, Челябинск, Уфа, Волгоград, Куйбышев, Ярославль, Псков, Новгород, Архангельск, Мурманск и мн. др. города. Объёмы жилищно-гражд. стр-ва из года в год возрастают (с 1966 ежегодно вводится св. 100 млн. м2 полезной жилой площади; в 1966-75 улучшили жилищные условия более 111 млн. чел.; ежегодно ок. 11 млн. чел. получали квартиры в новых домах или расширяли занимаемую площадь в существующих домах (при этом уровень бытовых удобств был значительно повышен). По общим объёмам жилищного стр-ва СССР занял одно из ведущих мест в мире. Увеличение объёмов жилищно-гражд. стр-ва основано на постоянном росте крупнопанельного полносборного домостроения, удельный вес к-рого к 1975 по стране достиг 50%, а в отд. городах и более высокого уровня (в Москве - 83%, в Ленинграде - ок. 80%, в Тольятти - 84%, в Братске - 97%).

Е. Г. Розанов, В. Н. Шестопалов, Ю. А. Б о л д ы ч е в. Ташкентский филиал Центрального музея В. И. Ленина. 1970.

Наряду с достижениями в массовом жилищно-гражд. стр-ве проявились и отрицат. явления: однообразие застройки, наличие мн. примеров невысокого качества стр-ва, в ряде городов - отставание инж. оборудования и благоустройства жилых терр. и стр-ва зданий культурно-бытового обслуживания. Для преодоления этих недостатков в 1969 ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по улучшению качества жилищно-граждан-ского строительства». В соответствии с этим постановлением проводится перестройка оборудования домостроит. комбинатов, к-рая даёт возможность производить различные типы жилых зданий, типовые блок-секции или отд. инж. конструкции; изменена методика типового проектирования, позволившая создавать многообразные сочетания разнотипных блок-секций, различные по этажности и протяжённости жилые дома; расширены возможности разработки индивидуальных проектов и т. д. Разработаны и с 1973 внедряются улучшенные типы жилых домов, в к-рых увеличена общая площадь квартир, размеры комнат, кухонь, ванных. Всё это помогает преодолеть однообразие застройки, не сглаживая, а выявляя индивидуальные архитектурно-художеств., исторически сложившиеся особенности, своеобразие внешнего облика городов. Больших успехов добились зодчие Вильнюса, по проектам к-рых созданы в 60-70-е гг. новые жилые р-ны, наиболее значительным из к-рых является Лаздинай (арх. В. Чеканаускас, В. К. Бальчюнас, В. Бредикис, Г. Валюшкис и др.); застройка здесь отличается выразительностью объёмно-пространств. решений, хорошо сочетающихся с рельефом местности и зелёными насаждениями. На высоком уровне благоустройства и комплексного обслуживания созданы жилые р-ны в г. Тольятти (арх. Б. Р. Рубаненко, Е. Л. Иохелес, Г. А. Градов и др.).

Б. С. Мезенцев, А. И. П и л и х и н. Дом Советов в Перми. 1975.

А. Т. Полянский, Д. С. В и т у х и н. Один из комплексов Артека. 1960 -70-е гг.

Разработаны прогрессивные типы лечебно-оздоровит. зданий: выразительнее стал их архит. облик, улучшилось сочетание застройки с природной средой [санаторий «Сочи» в Сочи (1965, арх. Ю. Л. Шварцбрейм), пансионат в Пицунде (1959-67, арх. Посохин, Мндоянц и др.), новые комплексы Всесоюзного пионерского лагеря «Артек» им. В. И. Ленина (1960 -70-е гг., арх. А. Т. Полянский, Д. С. Витухин и др.)].

С сер. 60-х гг. быстро растёт капитальное стр-во в сел. местности. Повсеместно разрабатываются проекты районной планировки с.-х. р-нов и ген. планы переустройства и перспективного развития отд. сёл, учитывающие перспективы постепенного укрупнения сёл и деревень, преобразования их в посёлки гор. типа с благоустроенными жилищами, культурно-бытовым обслуживанием и инженерным оборудованием (водоснабжение, канализация, центр, отопление). Важную роль в развитии переустройства сел. населённых мест сыграло поинятое в 1968 пост. ЦК КПСС и Сов. М-ш. СССР «Об упорядочении строительства на селе». Значительно расширилось стр-во благоустроенных посёлков с удобными квартирами в 1-, 2-, 4-этажных домах, школами, клубами, поликлиниками, магазинами. Таковы посёлки Кузнецовский (1970, арх. А. М. Каминский, С. К. Капский, Ю. Ф.Стефанчук и др.), Вороново (1970, Г. Г. Гоциридзе, С. К. Исмаилов, Ю. В. Лопаткин) в Моск. обл., в к-рых функционально оправданно сочетаются жилые кварталы, обществ, центр и производств, зона. Мн. сел. посёлки гоо. типа построены на Украине, в Молдавии и Белоруссии, в прибалт. республиках. Пример переустройства старого села - с. Кодаки в УССР (1966-70, арх. В. Я. Крючков, М. М. Мельников, Б. А. Прицкер, Л. Л. Семенюк и др.), где создана гл. площадь с торг, центром и клубом; пример стр-ва новых сел. посёлков - с. Вертилишки в БССР (нач. 1970-х гг., арх. В. Н. Емельянов, Г. В. Заборский и др.). В пос. Саку Эст. ССР (строится с 1958, арх. В. А. Херкель и др.), где располагается респ. Н.-и. ин-т земледелия и мелиорации, зона жилых двухэтажных и одноэтажных усадебных домов органично сочетается с н.-и. и производственно-экспериментальными корпусами, образуя выразит, архитектурно-пространств. среду. Рациональность планировки, предусматривающей удобную взаимосвязь жилой и производств, зон, привлекательность облика жилых и др. зданий характерны для посёлка Даанава в Литов. ССР (строится с 1965, арх. Р. Камайтис, В. К.Шимкус и др.). Большой объём работ по переустройству сел. населённых мест вызвал необходимость создания специализиров. строит, орг-ций, входящих в состав Мин-ва сел. стр-ва СССР.

Ю. Л. Шварцбрейм, В. Э. Эдельская н др. Цирк в Сочи. 1974.

А. Ахмедов и др. Республиканская библиотека им. К. Маркса в Ашхабаде. 1965- 1976.

М. Порт и др. Здание ЦК КП Эстонии в Таллине. 1968.

В архитектуре пром. зданий и сооружений произошла значит, творческая перестройка: созданы новые типы производств, зданий (в т. ч. универсальные и блокированные производств, корпуса), комплексы пром. узлов; сооружены новые гор. пром. районы; разработаны унифицированные типовые секции цехов и а дм.-бытовых зданий. Повсеместно применяется сборный железобетон, внедрены большепролётные конструкции 24 X 12 м и 40 х 40 м (напр., на шёлкоткацкой фабрике им. Я. М. Свердлова в Москве, 1960-61, арх. С. И. Бурдо, инж. С. Н. Добрынин, А. С. Шевелёв). Улучшаются озеленение и благоустройство пром. территорий и их сочетание с окружающей застройкой. Архитектура мн. объектов отличается простотой композиционных приёмов, логичностью применения конструкций и отделочных материалов, индивидуализирующих внешний облик и интерьеры зданий и сооружений [Волжский автомоб. завод ям. 50-летия СССР (1967-72, архит. часть М. М. Меламед, И. О. Куркчи и др.) в Тольятти, комплекс заводов большегрузных автомобилей (1970-75, архит. часть Л. К. Дятлов, Меламед, А. П. Степанец и л.п.)в Набережных Челнах; архит. решение ГЭС: Волжской им. 22-го съезда КПСС в Волгограде (1951 - 1962, архит. часть Р. А. Якубов, А. ф. Белов и др.) и Братской им. 50-летия Великого Октября (архит. часть проекта, осуществлённая в 1960-68, Орлов, Ю. Н. Гумбург и др.), Красноярской (завершена в 1972, архит. часть - М. И. Брусиловский, А. И. Горицкий и др.)].

Проведены крупные работы по восстановлению и реставрации памятников архитектуры, сохранению их градоформирующей роли и обеспечению их эффективного использования. В городах с исторически сложившимися центрами или отд. ансамблями (напр., в Москве, Риге, Таллине, Баку и др.) сохраняются не только отд. здания и ансамбли, но и комплексы застройки старых кварталов, улиц, определяющих архит. своеобразие городов. Ведутся поиски органич. сочетания новой застройки с памятниками архитектуры. Проведена не имеющая по объёму и сложности аналогий в мировой практике реставрация Зимнего дворца, Адмиралтейства, Исаакиевского и Казанского соборов, Смольного монастыря, Петропавловской крепости, Елагина дворца и мн. др. зданий и ансамблей в Ленинграде (арх. Бенуа, Н. Н. Белехов и др.), дворцово-парковых комплексов в Павловске, Петродворце и Пушкине (И. И. Варекина, А. Э. Гессен, А. И. Земнова, Е. В. Казанская, А. А. Кедринский, Л. П. Либединский, С. В. Попова-Гунич, В. М. Савков и др.), где восстановлены парки, фонтаны, дворцы и павильоны с их интерьерами, созданными выдающимися архитекторами и мастерами декоративно-прикладного иск-ва. Яркие примеры комплексной реставрации памятников архитектуры - Суздаль (А. Д. Варганов, И. А. Столетов и др.), Троице-Сергиева лавра в Загорске ('В. И. Балдин) и Регисгпан в Самарканде (А. Зайнутдинов, П. Захидов, К. С. Крюков и др.). Крупные рестав-рац. работы проведены в Москве (П. Д. Барановский, Л. А. Давид, Е. А. Дейстфельд, Е. П. Жаворонкова, В. Я. Либсонидр.), Пскове, Новгороде, Владимире, Горьком, Туле, Астрахани, Бухаре, Киеве, Чернигове, Риге, Таллине, Вильнюсе и др. городах, а также в Грузии, Армении и Азербайджане. В 1976 принят закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», призванный обеспечить наилучшие условия для сохранения ист. и художеств, (в т. ч. архит.) наследия народов СССР.

Н. И. Р и п и н с к и й, Л. Л. Ух оботов и др. Дворец культуры имени В. И. Ленина в Алма-Ате. 1970.

Г. М. Орлов, Ю. Н. Гумбург и др., главный инженер Г. К. Суханов. Братская ГЭС им. 50-летия Великого Октября. Архитектурная часть - 1960-68.

Для успешного осуществления огромного по масштабам стр-ва создана необходимая производств, база строит, орг-ций: построено более 415 больших домостроит. предприятий, многочисл. заводы и полигоны сборного железобетона. В крупных городах были сформированы мощные строит, opr-ции (Главмосстрой - в Москве, Главленинградстрой - в Ленинграде, Главкиевстрой - в Киеве и др.) и система др. крупных орг-ций, входящих в состав общесоюзных и респ. строит, министерств. Совершенствуются крупные проектные орг-ций гор. значения (Моспроект, Ленпроект, Киевпроект, Донецкгражданпроект и др.), областного (облгражданпроекты), республиканского (Гипрогоры, Гипроград) и союзного значения (Центр, н.-и. и проектный ин-т градостроительства, Центр, н.-и. ин-т типового и экспериментального проектирования жилища и др.). Создан ряд новых крупных пром. проектных ин-тов различного производств, профиля.

Для гос. руководства пром. стр-вом, градостроительством и архитектурой учреждены Гос. к-т Сов. Мин. СССР по делам стр-ва (Госстрой СССР) и К-т по гражд. стр-ву и архитектуре при Госстрое СССР (Госгражданстрой), а также госстрои союзных республик, областные управления по стр-ву и архитектуре и управления и отделы гл. архитекторов городов. Плодотворно развиваются междунар. связи сов. архитекторов (участие сов. зодчих в междунар. конгрессах и конкурсах и т. д.).

См. Архитектура, Градостроительство, Жилище, Планировка сельских населённых мест, Промышленные здания, а также раздел Архитектура и изобразит, иск-во в статьях о союзных республиках в соответствующих томах БСЭ. Н. В. Баранов.

МУЗЫКА

Сов. музыка отличается разнообразием нац. форм, жанров п средств выражения. В своём развитии она опирается на богатейшее наследие нар. творчества и классич. музыки народов СССР. Мн. виды нар. музыки, сохранившиеся на терр. Сов. Союза, имеют глубокие корни. С течением времени нар. музыка развивалась, частично изменялась под влиянием новых ист. условий. Древними являются многие рус., арм., груз., узб. и др. обрядовые, трудовые, эпич. песни. Исключительно богат муз. инструментарий народов СССР. В области нар. творчества постепенно формировались черты своеобразного нац. склада, присущего муз. культуре каждого народа в отдельности. При всём различии форм и типов многонац. иск-ва СССР в нём существуют и сходные элементы, обусловленные общностью ист. судеб народов СССР. Их длит, борьба за независимость, против иноземного угнетения нашла отражение в героич. эпосе, ист. песнях, проникнутых горячим патриотич. чувством и пафосом свободолюбия.

Давние традиции имеет и проф. музыка мн. народов СССР. В Грузии и Армении в 4 в. зародились формы церк. пения, а с 8 - 9 вв. вырабатывалась особая система их нотации. О формах светского музицирования имеются сведения в арм. героич. эпосе «Давид Сасунский» (10 в.) и поэме груз, поэта Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (12 в.). Высоко развито было муз. иск-во в эпоху Киевской Руси (9-12 вв.), к к-рой восходит культура трёх братских слав, народов: русского, украинского, белорусского. К этому же времени относится появление наиболее ранних образцов рус. муз. письменности, применявшейся для записи церк. напевов, т. н. знаменное письмо (см. Крюки). Носителями светской муз. традиции в Др. Руси были певцы-сказители, а также скоморохи, иск-во к-рых, несмотря на преследования церкви, пользовалось большой популярностью и было любимо народом. Мн. народы СССР вплоть до Окт. революции 1917 не имели муз. письменности, и развитие их муз. иск-ва опиралось только на устную традицию. В проф. музыке ряда народов, передающейся в устной традиции, возникли многочастные вокально-инструм. произв.: у таджиков и узбеков - маком, у азербайджанцев - мугам. В 16 в. сложился среднеазиат. шашмаком - цикл из шести макомов. На рубеже 17 -18 вв. в Армении и Азербайджане наблюдался подъём творчества проф. нар. музыкантов - ашугов, Формирование рус. нац. композиторской школы относится к последней трети 18 в., когда проф. муз. иск-во высвободилось из-под власти церкви и приобрело большое обществ, значение. Творчество композиторов: М. С. Березовского, Д. С. Бортнянского, Е. И. Фомина, И. Е. Хандощкина, В. А. Пашкевича и др. развивалось в тесной связи с передовой отечеств, культурой того времени. В своих операх, инструм. и хоровых произв. они правдиво воплощали сюжеты из жизни народа, разрабатывали мелодии нар. песен. Существ, роль в культурной жизни играли крепостные театры Шереметевых, Воронцовых и др., где ставились оперы и балеты. В 1776 кн. П. В. Урусов и антрепренёр М. Г. Медокс сформировали труппу российского театра; в 1780 в Москве открылся Петровский театр, в котором шли драматические, оперные и балетные спектакли; ещё не было разделения трупп (см. Большой театр СССР). В Петербурге музыкальные спектакли проходили с 1783 в здании Каменного (Большого) театра (см. Ленинградский театр оперы и балета). Рус. музыка 19 в., отразившая рост освободительного движения в стране, отличалась яркой демократич. направленностью, реалистич. глубиной и многогранностью содержания, народностью образов и муз. языка, высоким художеств, совершенством формы. Основоположник классич. рус. музыки М. И. Глинка создал в области оперной, симф. и камерной вокальной музыки произв., глубоко национальные по духу и вместе с тем стоящие на уровне высочайших достижений мирового муз. иск-ва. Его оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», оркестровая фантазия «Камаринская» и др. сочинения стали высокими образцами реализма и глубины содержания, художеств, мастерства. А. С. Даргомыжский в опере «Русалка» (по Пушкину) выдвинул тему социального неравенства, показав драму людей из народа. Глубины и силы реалистич. отображения действительности, богатства,,, форм и средств художеств. выразительности достигла рус. музыка во 2-й пол. 19 в. в творчестве П. И. Чайковского и участников " Могучей кучки" -М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова и др. В их произв. звучал страстный протест против обществ, бесправия, угнетения народа, насилия над человеческой личностью, вера в нар. силы, в светлое будущее. Свободолюбие рус. народа отражено в операх на ист. сюжеты - «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина. Поэзию рус. нар. сказки тонко передал Римский-Корсаков в опере «Снегурочка». Огромной силы драматизма в воспроизведении душевных переживаний человека достиг Чайковский в опере «Пиковая дама» и 6-й симфонии. Композиторы нач. 20 в. А. Н. Скрябин и С. В. Рахманинов ярко отразили в своём творчестве бурные настроения предреволюц. лет.

Сцена из оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова. Московская частная русская опера. 1897-98.

В кон. 19 и нач. 20 вв. у ряда народов складываются национальные муз. школы, на формирование и развитие к-рых оказала воздействие рус. классич. музыка. Общим для всех этих школ было стремление к правдивому отображению жизни своего народа и развитию самобытных начал его музыкального творчества. В укр. музыке велика была роль Н. В. Лысенко - автора опер («Тарас Бульба» по Н.В.Гоголю и др.), хоровых и др. произв., выдающегося исследователя и пропагандиста нар. творчества, педагога и музыка льно-обществ. деятеля. М. А. Баланчивадзе и 3. П. Палиашвили создали первые груз, оперы на нац. историко-легендарные сюжеты, в к-рых широко использованы интонации и формы груз, нар. музыки. Классич. значение приобрела опера «Абесалом и Этери» Палиашвили. В Армении Комитас (С. Г. Согомонян) заложил основы арм. композиторской школы своими обработками нар. песен, А. Т. Тигранян создал первую арм. оперу «Ануш». В Азербайджане были поставлены первые азерб. оперы У. Гаджибекова, основанные на традиц. формах нар. музыки. Группу видных мастеров, способствовавших формированию нац. композиторских школ, выдвинуло муз. иск-во Латвии (А. Юрьян, Я. Витол, Э. Дарзинь), Эстонии (Р. Тобиас, А. Капп), Литвы (М. Петраускас, М. Чюрленис). Многие из этих композиторов были учениками, а впоследствии друзьями и соратниками выдающихся мастеров рус. музыки. В свою очередь рус. композиторы-классики, обращаясь к муз. фольклору братских народов, обогатили тем самым своё творчество. Они отражали темы из жизни различных народов, а также пользовались мелодиями, ритмами и интонациями нар. музыки. Высокохудожественно и правдиво воплощены образы укр. нар. творчества в произв. Глинки, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова. Глинка, М. А. Балакирев, Римский-Корсаков, Бородин, А. Г. Рубинштейн глубоко проникли в интонац. строй музыки народов Закавказья и Ср. Азии, развили её элементы в формах оперного и симф. иск-ва. Большое значение имела также практпч. деятельность видных передовых рус. музыкантов в центрах нац. культуры. Так, М. М. Ипполитов-Иванов, работавший в Тбилиси в 1882 - 93, способствовал развитию муз. культуры Грузии и укреплению дружественных связей между рус. и груз, музыкантами.

Высокого расцвета достигло в 19 - нач. 20 вв. муз.-исполнит, иск-во. Рус. фортепьянная (А. Г. Рубинштейн, А. Н. Есипова, Рахманинов и др.), виолончельная (К. Ю. Давыдов, А. А. Брандуков, А. В. Вержбилович и др.), скрипичная (Н. Д. Дмитриев-Свечин, Л. С. Ауэр, И. В. Гржимали, В. В. Безекирский и др.), а также оперная (О. А. Петров, Ф. И. Стравинский, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова и др.) школы завоевали мировое признание. Однако в условиях тяжёлого нац. гнёта, отличавшего политич. строй дореволюц. России, муз. иск-во большинства народов не могло получить свободного развития.

Ф. И. Шаляпин в партии Кончака (опера«Князь Игорь» А. П. Бородина).

Советская музыка. Окт. революция 1917, установившая равноправие наций, открыла перед народами СССР возможность проявления творческих сил во всех видах искусства. Советское музыкальное искусство - качественно новый этап развития мирового муз. творчества и музыки народов СССР, преемственно связанный с классич. традициями и вместе с тем принципиально отличный от
всех предшествовавших этапов. Сов. музыка продолжает и развивает наиболее прогрессивные черты наследия прошлого: демократизм, гуманизм, гражданственность, верность жизненной правде, нац. своеобразие, внимание и уважение к культурам др. народов. В то же время она вдохновляется новыми идеями - сознательного революц. преобразования мира и построения коммунистич. общества, руководствуется эстетич. принципами социалистич. реализма, партийностью, народностью, интернационализмом. Сов. муз. иск-во активно участвует в духовной жизни общества, в формировании идейных убеждений, нравственных качеств и эстетич. вкусов сов. людей, в воспитании нового человека. Сов. музыка многонациональна, в её развитии участвуют представители всех сов. республик, всех наций и народностей. Входящие в неё нац. культуры всё полнее реализуют свои внутр. возможности, активно между собой взаимодействуют, обогащают друг друга и сближаются на базе общих идейно-эстетич. принципов, лежащих в основе единой социалистич.муз.культуры. Важнейшим условием успешного формирования социалистич. муз. культуры стало гос. муз. строительство. Этот тезис впервые был выдвинут в подписанном В. И. Лениным Декрете СНК о Моск. и Петрогр. консерваториях (12 июля 1918). В ведение гос-ва перешли крупнейшие муз. учреждения (консерватории, Большой и бывший Мариинский театры, нотные издательства, фабрики муз. инструментов и др.). Были созданы новые концертные и музыкально-просветит. орг-ции (Русский нар. оркестр, 1919, с 1946 им. Н. П. Осипова, Петрогр. филармония, 1921, и др.), музыкально-учебные заведения. В первые послереволюц. годы в области муз. иск-ва решались гл. обр. задачи просвещения трудящихся, их приобщения к основам муз. культуры. При участии квалифицированных музыкантов проводились многочисл. популярные концерты и лекции о музыке, были организованы самодеятельные хоры, оркестры, уч. студии, в т. ч. в частях Красной Армии. Важную роль в сохранении и распространении ценностей муз. классики сыграла деятельность композиторов А. К. Глазунова, Ипполитова-Иванова и Р. М. Глиэра, возглавлявших соответственно Петроградскую, Московскую и Киевскую консерватории, А. Д. Кастальского, руководившего Нар. хоровой академией в Москве, и мн. др. В годы Гражд. войны 1918-20 появились первые сов. муз. произв. - гл. обр. песни. Они были созданы как самодеятельными авторами (с оригинальной музыкой - «По долинам и по взгорьям», слова политработника Красной Армии П. С. Парфёнова; на изменённые нар. и бытовые напевы - «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «Смело мы в бой пойдём», «Расстрел коммунаров»), так и композиторами, связанными с красноармейской средой («Марш коммунаров» Д. С. Васильева-Буглая, его же «Проводы» на напев укр. нар. песни с новыми словами Демьяна Бедного, «Песня Коммуны» А. С. Митюшина, «Марш Будённого» Дм. Я. Покрасса, «Красная Армия всех сильней» С. Я. Покрасса, «Всё выше» Ю. А. Хайта). Среди произв. др. жанров - 5-я симфония Н. Я. Мясковского (1918), хоры Кастальского и мастеров укр. музыки Н. Д. Леонтовича, Я. С. Стенового, К. Г. Стеценко.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал