Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эстрада






Истоки эстрадного иск-ва народов СССР - в деятельности нар. музыкантов, певцов, острословов, кукольников, жонглёров, дрессировщиков, акробатов (скоморохи у славян, берикаоба у грузин, масхарабозы у узбеков и таджиков, балаганные деды-раёшники; см. Раёшник). С 17- нач. 18 вв. в дивертисментах оперно-балетных и драматич. театров участвовали исполнители певческих (в нач. 19 в. Е. С. Сандунова, А. О. Бантышев и др.) и танц. номеров, впоследствии - музыканты, драматич. артисты с чтением стихов, рассказов (П. С. Мочалов, М. С. Щепкин, В. А. Каратыгин, П. М. Садовский, позже М. Н. Ермолова, В. Н. Давыдов), куплетисты (И. И. Монахов и др.). С ними на сцену пришли сатирич. произв. Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, стихи А. С. Пушкина, А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, И. С. Никитина. В формировании эстрадного иск-ва значительную роль сыграли нар. хоры - русские, украинские, цыганские. Большой успех с 60-х гг. 19 в. имела «Славянская капелла» под рук. Д. А. Агренева-Славянского, выступавшая и за рубежом. В хорах выдвинулись певцы - П. И. Богатырёв, В. В. Панина, Н. В. Плевицкая, куплетисты - П. Ф. Жуков и Н. Ф. Монахов, гармонист и частушечник П. Е. Невский, музыканты, танцовщики. В нач. 20 в. утвердились театры миниатюр («Летучая мышь» в Москве, «Кривое зеркало» в Петербурге). Появились талантливые исполнители. Среди них - чтец И. Ф. Горбунов, куплетист Г. В. Молодцов, певцы - А. Д. Вяльцева, А. Н. Вертинский, конферансье - Н. Ф. Балиев, А. Г. Алексеев, К. Э. Гибшман и др.

Новый этап в развитии эстрадного иск-ва начался после Окт. революции 1917. В годы Гражд. войны 1918-20 мн. артисты выезжали на фронт, выступали в рабочих клубах. Происходило обновление эстрадного репертуара, создавались новые жанры. Злободневный политич. фельетон утверждали Н. П. Смирнов-Сокольский, Г. И. Афонин. С куплетами газетчика выступал Л. О. Утёсов. В 20-е гг. возникли коллективы «Синяя блуза», соединявшие газ. публицистику с театр, выразительностью. К работе над эстрадным репертуаром были привлечены В. В. Маяковский, Демьян Бедный, В. Е. Ардов и др. В лит. монтажах А. Я. Закушняк (основоположник жанра), В. Н. Яхонтов поднимались до высокой политич. публицистики, фил ос. обобщений. Широкое признание получил Гос. эстрадный оркестр под рук. Утёсова (1929).

Выступает К. И. Шульженко.

В жанре лирич. эстрадной песни выступали Т. С. Церетели, И. Юрьева. Рождение в 30-е гг. массовой и лирич. песни (И. О. Дунаевский, М. И. Блантер, бр. Дм. Я. и Дан. Я. Покрасс и др.) способствовало формированию творчества мн. певцов и целых коллективов. Выдвинулись эстрадные певицы К. И. Шульженко, Л. А. Русланова; исполнители нар. песен различных национальностей - А. И. Загорская, И. П. Яунзем, Р. Бейбутов; артисты сатирич. жанров - рассказчик В. Я. Хенкин, куплетисты Б. С. Борисов, И. С. Набатов, оригинального жанра - Р. В. Зелёная; конферансье М. Н. Гаркави, «дуэты» - Л. Б. Миров и Е. П. Дарский (затем М. В. Новицкий), М. В. Миронова и А. С. Менакер, с 40-х гг.- Ю. Т. Тимошенко и Е. И. Березин и др. Значит, успехов достигло иск-во эстрадного танца в творчестве балетм. К. Я. Голейзовского, артистов А. А. Редель и М. М. Хрусталё-ва, культивировался нар. танец (рус., укр., белорус., груз., арм., узб. -певица и танцовщица Тамара Ханум и др.). В 1939 создан Ленингр. театр миниатюр (художеств, руководитель и ведущий исполнитель А. И. Райкин).

В годы Великой Отечеств, войны 1941- 1945 мн. эстрадные артисты в составе фронтовых бригад выступали в деиствующей армии, в госпиталях, на оборонных предприятиях, в колхозах. В послевоен. годы всё более утверждается многонац. характер эстрадного иск-ва СССР.

Сцена из спектакля «Время в пути» Ленинградского театра миниатюр под руководством и при участии А. И. Райкина.

В 50-60-е гг. возникли новые эстрадные коллективы - в Грузии, Армении, республиках Прибалтики и др., Саратовский театр миниатюр, Моск. театр миниатюр, Моск. мюзик-холл, Ленингр. мюзик-холл, Театр миниатюр в Одессе. Созданы вокальные ансамбли «Дружба» (1955), «Песняры» (1969), «Орэра» и мн. др. Популярность приобрели певцы Л. Г. Зыкина, М. Н. Бернес, М. М. Магомаев, Г. М. Великанова, О. И. Воронец, Р. Т. Багланова, М. Кодряну, М. В. Криста-линская, Э. С. Пьеха, Э. А. Хиль, И. Д. Кобзон, балалаечник П. И. Нечипоренко, исполнитель танцев народов мира М. Эсамбаев, баянист А. В. Беляев и мн. др.

В 60-70-е гг. развивались различные жанры эстрадного иск-ва. Наряду с концертными номерами кукольников - С. В. Образцова, «дуэта» И. Н. Дивова и С. Я. Мей (ныне И. Н. Дивова и Н. А. Степановой) и др., появились новые, напр, игра с куклами; возрождается иск-во пантомимы (А. А. Елизаров и др.). Произв. для эстрады создали писатели В. А. Дыховичный, М. Р. Слободской, В. 3. Масс, М. А. Червинский, Ф. А. Липскеров и др., композиторы Т. Н. Хренников, А. И. Островский, О. Б. Фельцман, А. Н. Пахмутова, Н. В. Богословский и др. В СССР систематически устраиваются концерты артистов зарубежной эстрады. Мн. сов. артисты с большим успехом гастролируют, участвуют в конкурсах, фестивальных смотрах в различных странах. В СССР работают студии, училища (в Москве, Ленинграде, Киеве, Свердловске), готовящие артистов эстрады, ставящие для них номера. Отделение для режиссёров эстрады имеется в ГИТИСе им. А. В. Луначарского в Москве.

См. также Эстрада. Ю.А.Дмитриев.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал