Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Международные культурные связи СССР
Советский Союз поддерживает культурные связи со 120 странами (1976). История междунар. культурных связей СССР показывает, что политика их развития, проводимая Коммунистич. партией и Сов. гос-вом, обусловлена сущностью социалистич. строя. Строительство коммунистич. общества предполагает освоение и использование всего лучшего, прогрессивного, имеющегося в мировой культуре. СССР рассматривает междунар. культурное сотрудничество как равноправный и взаимовыгодный обмен ценностями материальной и духовной культуры в целях укрепления взаимопонимания между народами, обогащения нац. культур. Культурные связи СССР с зарубежными странами проводятся на основе уважения и строгого соблюдения принципов суверенитета, невмешательства во внутр. дела, законов и обычаев каждой страны. Культурные связи в 1917 - 39. В первые же месяцы после Великой Окт. социалистич. революции были сделаны шаги по установлению междунар. культурных связей. Сов. пр-во 30 дек. 1917 опубликовало обращение к народам и правительствам др. стран, в котором говорилось, что оно «... имеет своей задачей создание таких условий, при которых... все народы могли бы быть объединены в экономическом и культурном сотрудничестве» (Документы внешней политики СССР, т. 1, 1957, с. 68). Провозглашённая В. И. Лениным политика бережного отношения к культурному наследию прошлого, использования богатств мировой культуры в интересах строительства нового общества привлекла к себе внимание международной общественности. Советское пр-во уделяло внимание установлению связей как со странами Европы и Сев. Америки, так и со странами Азии, Африки и Лат. Америки, особенно с Афганистаном, Ираном, Индией, Китаем, Монголией и Турцией. Многие выдающиеся деятели культуры Запада выступили в поддержку Окт. революции и участвовали в установлении первых культурных контактов с рабоче-крест. гос-вом. Яркий пример междунар. поддержки Страны Советов - опубликованный в газ. «Юманите» 26 окт. 1919 манифест «Против блокады» группы видных писателей, учёных и обществ, деятелей (А. Барбюс, Ж. Р. Блок, П. Вайян-Кутюрье, П. Лан-жевен, Г. Манн, Р. Тагор, А. Франс, Б. Шоу и др.). Этот документ был высоко оценён Лениным. Важную роль в становлении культурных связей сыграли междунар. пролет, орг-ции солидарности с новой Россией. В 20-х гг. возникли организации: Международная рабочая помощь (Межраб-пом), Международное объединение революционных писателей (МОРП), Международное бюро революц. художников и др. Большое значение для развития культурных связей СССР имело создание в 1925 Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС). В 20-30-х гг. во мн. странах возникли об-ва культурных связей с СССР и союзы друзей СССР. Литература и книгообмен. Мн. выдающиеся писатели мира горячо приветствовали Окт. революцию (Р. Роллан, А. Франс, Т. Драйзер, 3. Неедлы, М. Андерсен-Нексё, И. Бехер, Шон О'Кейси и др.). Важную роль сыграла деятельность Дж. Рида, написавшего книгу «Десять дней, которые потрясли мир», и А. Р. Уильямса -автора книг «Ленин- человек и его дело», «Сквозь русскую революцию», «76 вопросов и ответов о Советах». Эти книги - результат пребывания их авторов в Сов. России. В 1920 в Сов. Россию приезжал Г. Уэллс, к-рый был принят Лениным. В 20-30-х гг. СССР посетили мн. видные писатели: И. Ольбрахт, Андерсен-Нексё, М. Майерова, Барбюс, Вайян-Кутюрье, Бехер, А. Зегерс, Л. Фейхтвангер, Драйзер, Л. Арагон, Шоу, Роллан, Н. Хикмет, Тагор и др. В 1927 на празднование 10-летнего юбилея Окт. революции в СССР приехало ок. 1500 иностр. гостей, среди них было немало деятелей культуры. В это же время был проведён конгресс друзей СССР, президиум к-рого включал представителей 38 стран. Сов. писатели с первых лет установления Сов. власти совершали зарубежные поездки и использовали их для популяризации достижений лит-ры социалистич. реализма. Важное значение имела деятельность М. Горького, жившего несколько лет за границей. Неоднократно был за рубежом В. Маяковский, революц. поэзия к-рого служила укреплению авторитета сов. культуры. Его произведения переводили Бехер, Арагон, Э. Триоде, Дж. Линдсей, П. Неруда и др. За границу выезжали также С. Есенин, Л. Сейфуллина, И. Эренбург, В. Лидии, М. Слонимский, О. Форш, Л. Никулин, Г. Серебрякова, А. Безыменский и др. В 1918 по инициативе М. Горького было создано изд-во " Всемирная литература", к-рому удалось наладить сотрудничество с более чем 350 учёными, переводчиками и зарубежными писателями. К 1924 изд-во опубликовало 213 книг, 11 номеров журналов «Восток» и «Современный Запад» и 57 произведений в сб-ках «Новости иностранной литературы». Созданием изд-ва «Всемирная литература» были заложены основы переводческого дела в СССР. В 1930-32 было издано 11 тт. собр. соч. Роллана. В 1931 Изд-во художеств. лит-ры выпустило книги 20 иностр. писателей тиражом ок. 1, 5 млн. экз., 16 авторов в серии «Новинки иностранной революционной литературы» (ок. 1.3 млн. экз.) и 3 выпуска массовой б-ки (св. 3, 1 млн. экз.), включавшей произведения Уэллса, Э. Синклера, Арагона, Драйзера, Бехера, М. Залки, Б. Иллеша, Б. Ясенского и др. Переводы произв. сов. писателей издавались за рубежом. Вначале это были в основном произв. М. Горького, переведённые на 12 языков. В 1923-25 во Франции и Италии вышли сб-ки стихов и поэм Есенина. В 1921-24 в Чехословакии на долю сов. писателей приходилось ок. 10% всей переведённой художеств, лит-ры, в 1926 - более 30%. В 1930-32 в США, Великобритании и Канаде было опубл. более 20 отд. изданий сов. художеств, лит-ры. В странах Центр, и Юго-Вост. Европы были опубл. «Тихий Дон» М. Шолохова, «Цемент» Ф. Гладкова, «Чапаев» Д. Фурманова, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Железный поток» А. Серафимовича и мн. др. В янв. 1930 ВОКС создал Комитет по изданию за границей сов. лит-ры. В 20-30-е гг. начал развиваться книгообмен. В 1921 по инициативе Ленина при СНК была создана Центр, межведомств, комиссия по приобретению и распространению иностр. лит-ры (Коминолит). В нач. 1920 создано Бюро по междунар. книгообмену АН СССР. В 1921 в Финляндию впервые было послано 150 изданий. В 1923-25 за рубеж было направлено более 74 тыс. экз. изданий АН СССР и получено св. 50 тыс. Сов. книги направлялись в 48 стран, в СССР поступала лит-pa из 24 стран. Издания Сов. Союза экспонировались на междунар. выставках: в 1922 - в Праге на выставке совр. изданий и во Флоренции на книжной выставке. В 1925 в Лондоне была организована выставка сов. плаката, книг, периодич. изданий и стенных газет, в 1934 в Варшаве - выставка сов. книги и т. д. Сов. литераторы участвовали в междунар. конгрессах писателей в Париже (1935) и Мадриде (1937). Зарубежные писатели приняли участие в работе 1-го Всесоюзного съезда сов. писателей (1934) и в мероприятиях в связи со 100-летием со дня смерти А. С. Пушкина (1937). Кино. Междунар. контакты начались с обмена хроникально-документальными фильмами. Важную роль в создании и распространении за рубежом сов. фильмов сыграл Межрабпом («5 лет Сов. России», «1 мая 1922 г. в Москве», фильмы о 3-м, 4-м и 5-м конгрессах Коминтерна, «Похороны Ленина», «Мать и дитя в России» и др.). Всего за 1924-32 Межрабпом выпустил 241 кинокартину, из них 34% было продано 26 странам. Межрабпом занимался также ввозом зарубежных фильмов в СССР (около 200 фильмов). В нач. 30-х гг. сов. кинофильмы демонстрировались в 52 странах. При этом показ ряда фильмов запрещался (напр., Вс. Пудовкина «Мать» в Великобритании, Д. Вертова «Энтузиазм» в Германии). Грандиозный успех выпал на долю фильма С. Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин"», привлекли внимание фильмы «Мать» и «Конец Санкт-Петербурга» Пудовкина, «Мы из Кронштадта» Е. Дзигана, «Депутат Балтики» А. Зархи и И. Хейфица, трилогия о Максиме Г. Козинцева и Л. Трауберга. Сов. кино стало участником междунар. киносмотров. Один из первых сов. художественных фильмов «Поликушка» А. Санина на традиционном киноконкурсе в США (1922) был включён в число 10 лучших фильмов, выпушенных за год на экраны мира. На выставке декоративных иск-в в Париже (1925) сов. фильмы завоевали 2 золотые медали («Стачка» Эйзенштейна и «Из искры пламя» Д. Бассалыго), а также серебряную медаль и почётный диплом. На междунар. киновыставке в Гааге (1928) СССР занял 1-е место по количеству экспонатов и разно-образиюи выставленных материалов. В Нью-Йорке (1930) среди 5 премированных лучших кинофильмов мира было 3 советских («Потомок Чингис-хана» Пудовкина, «Земля» А. Довженко, «Генеральная линия» Эйзенштейна и Г. Александрова). С 1932 СССР стал участвовать в Венецианском кинофестивале. На междунар. кинофестивалях 1932-37 ряд призов был присуждён фильмам «Путёвка в жизнь» Н. Экка, «Весёлые ребята» Александрова, «Петербургская ночь» Г. Рошаля, «Гроза» и «Пётр Первый» В. Петрова, и др. В конце 20-х - нач. 30-х гг. за рубеж направлялись сов. киноэкспедиции: в Афганистан (1928), Йемен (1929), Монголию (1930). Большое значение для развития мекс. кинематографии имела поездка Эйзенштейна в эту страну (1930- 1931). В 1936 в Монголии И. Траубергом был снят звуковой художеств, фильм «Сын Монголии». В 1935 в Москве состоялся 1-й Моск. междунар. кинофестиваль. Первые премии получили сов. фильмы «Чапаев» Г. и С. Васильевых, «Крестьяне» Ф. Эрмлера и «Юность Максима». Изобразительное искусство. В 1918 при Отделе изобразит, иск-в Наркомпроса было создано междунар. бюро. С нач. 20-х гг. Сов. Россия стала организовывать за рубежом художеств, выставки. При активной поддержке Ленина первая выставка открылась в Берлине в 1922 (экспонировалось 600 произведений). Вторая была проведена в США (1924), на ней были представлены работы 100 художников, в т. ч. А. Н. Бенуа, А. М. Васнецова, И. И. Бродского, И. Э. Грабаря, С. Т. Конёнкова и др. В 20-30-е гг. начался обмен художеств, выставками. Сов. выставки прошли почти во всех европ. странах, США, Канаде, Японии, странах Азии и Лат. Америки. В 1930 передвижная выставка «Искусство Советского Союза» (150 картин, ок. 100 гравюр, а также скульптура и фаянс) была показана в Швеции, Норвегии и Германии. В 1934 были организованы сов. выставки: иск-ва в США, графики в Финляндии, художественная выставка в Турции; в 1936 - выставка графики в Китае и др. В 1926 в Москве состоялась 1-я выставка произв. революц. художников Запада. В нач. 30-х гг. в Москве дважды экспонировались произв. художников - членов клуба Дж. Рида. В 1928 организована выставка франц. иск-ва, в 1932 в Москве и Ленинграде - персональная выставка произв. Кете Кольвиц, в 1934 - выставка финл. иск-ва, в 1937 - выставка белы, живописи и т. д. С сер. 20-х гг. СССР стал участвовать в междунар. художеств, выставках. Сов. художники представили произв. на традиционную 24-ю междунар. выставку иск-ва в Венеции (1924). В 1925 СССР участвовал в междунар. выставке декоративных иск-в (Париж), на к-рой сов. экспонаты получили 185 наград (в т. ч. 9 Гран при и 58 золотых медалей). СССР участвовал в междунар. выставках «Социалистическое иск-во сегодня» (Амстердам, 1930), 1-й междунар. выставке гравюр на дереве (Варшава, 1931), графики (Варшава, 1933) и т. д. Театр и музыка. В 20-30-е гг. важной формой междунар. связей стал выезд за рубеж театр, и муз. коллективов. В 1921 в Швеции, Норвегии и Финляндии прошли гастроли Гос. квартета домр под упр. Г. П. Любимова. В 1922-24 Моск. художеств, театр (реж. К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко) показал зрителям Германии, Югославии, Франции и США 561 спектакль рус. и иностр. классики. В 1925 совершил турне по Европе Моск. Камерный театр (реж. А. Я. Таиров), которому на междунар. выставке в Париже был присуждён Гран при. В 1928 в Германии, Латвии, Швейцарии, Италии состоялись концерты Ленингр. академич. капеллы. Событием в культурной жизни Парижа в 1928 стало выступление театра им. Е.Вахтангова. В 1930 совершил поездку в Германию Театр им. Вс. Мейерхольда. В 1930 состоялась 7-месячная поездка Камерного театра (Европа и Южная Америка). В 1935 группа артистов Большого театра дала 23 концерта в Турции и т. д. С интересом встречали в Сов. Союзе зарубежные творч. коллективы. Начало этому было положено в 1928 япон. классич. театром «Кабуки» (выступил в Москве и Ленинграде). Во 2-й пол. 20-х гг. начался обмен самодеятельными рабочими коллективами. В 1927 моек, коллектив «Синяя блуза» выехал на гастроли в Германию. Под влиянием сов. художеств, самодеятельности создавались рабочие самодеятельные коллективы и в ряде стран Запада. В 1929-32 в СССР выступили самодеятельные рабочие коллективы из Германии («Красный рупор», «Тревога», «Театр молодых актёров»), В Москве было создано Междунар. рабочее театральное объединение (МРТО), учредителями к-рого были представители рабочих театров СССР, Германии, Чехословакии, Франции, Бельгии, Швейцарии, США. По решению МРТО 15 февр. 1931 в СССР и в ряде стран Запада впервые был проведён Междунар. день рабочего театра. В 1933 в Москве состоялась Междунар. олимпиада революц. театров (выступили 26 сов. и зарубежных коллективов). Вскоре после Окт. революции 1917 начал развиваться обмен отд. исполнителями. В нач. 20-х гг. в Москве выступили нем. дирижёр О. Фрид и венг. скрипач И. Сигети; в 1923-25 - нем. дирижёры Г. Брехер, Б. Вальтер, О. Клемперер, Г. Абендрот и др. В 1928 в Москву приезжал автор музыки «Интернационала» П. Дегейтер. В довоен. годы в СССР побывали дирижёр Л. Стоковский (США), пианисты Б. Барток (Венгрия), А. Рубинштейн (Польша), Э. Петри и А. Шнабель (Германия) и др. С начала 30-х гг. сов. режиссёры стали получать приглашения на постановку спектаклей в зарубежных театрах. В 1931 Н. Сац в содружестве с О. Клемперером поставила на сцене Берлинского театра оперу «Фальстаф» Дж. Верди, а в театре «Колон» в Буэнос-Айресе-«Свадьбу Фигаро» В. Моцарта. Со 2-й пол. 20-х гг. деятели сов. театра и музыки начали участвовать в междунар» конкурсах и конгрессах: 1-м конкурсе пианистов им. Ф. Шопена (Варшава, 1927), муз. фестивале (Зальцбург, 1928), театральных конгрессах (Париж, 1928, и Рим, 1930), конкурсе скрипачей (Брюссель, 1937)и др. Представители культуры СССР участвовали в работе междунар. орг-ций. В сер. 20-х гг. Сов. Союз вступил в Международное общество современной музыки. Всемирную лигу артистич. организаций и др. Участие СССР во всемирных выставках. На Всемирной выставке в Париже (1937) сов. павильон посетило 20 млн. чел. В зале, посвящённом иск-ву, экспонировались картины, гравюры, скульптуры, макеты театр, постановок, образцы нар. художеств, творчества, в кинотеатре демонстрировались сов. художеств, и документальные фильмы. На сцене парижских театров выступили артисты МХАТ и Краснознамённого ансамбля песни и пляски Сов. Армии. Сов. павильону было присуждено ок. 270 наград (95 Гран при, 70 золотых, 40 серебряных и 6 бронзовых медалей, более 50 почётных дипломов). Высших наград были удостоены статуя В. Мухиной «Рабочий и колхозница», картины художников И. Бродского, С. Герасимова и Б. Иогансона. На Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939) были представлены произв. сов. живописи, графики и скульптуры, изделия нар. умельцев, макеты и эскизы театр, постановок, художественная лит-pa и периодика, образцы детского творчества и др. С сов. экспозицией ознакомились 16, 5 млн. чел. Междунар. культурные связи СССР существенно нарушила 2-я мировая война 1939-45. В тяжёлых условиях войны, в ходе к-рой ещё более возрос интерес к СССР, во мн. странах (Франция, Дания, Бельгия и др.), оккупированных нем.-фаш. войсками, в подполье продолжалась деятельность орг-ций друзей Сов. Союза. Напр., Белы, об-во друзей СССР регулярно издавало тиражом 25 тыс. экз. бюллетень «Радио Москвы» (за время оккупации было распространено 198 номеров). Культурные связи в 1945-76. Победа Сов. Союза в Великой Отечеств, войне 1941-45 ещё более укрепила междунар. авторитет первого социалистического гос-ва и открыла новые перспективы для всестороннего сотрудничества между странами. В первые послевоен. годы на развитие культурных связей СССР с зарубежными странами существенно влияли два фактора: с одной стороны, проводимая империалистич. державами политика «холодной войны», а с другой - необходимость сосредоточить все силы и средства на быстрейшем восстановлении нар. х-ва. Важным фактором духовной жизни человечества стало растущее культурное сотрудничество соцналистич. стран. Масштабы междунар. культурного сотрудничества СССР значительно возросли с выходом на мировую арену с нач. 60-х гг. большой группы независимых гос-в Африки и Азии. Широкое развитие получили многосторонние формы культурных связей. В 50-х гг. СССР вступил в различные междунар. орг-ций. С 21 апр. 1954 Сов. Союз - член ЮНЕСКО. Курс на значит, расширение связей потребовал создания общегос. координирующего и планирующего органа. В 1957-67 функционировал Гос. комитет по культурным связям с зарубежными странами при Сов. Мин. СССР, сыгравший важную роль в развитии культурного сотрудничества. В 1958 на базе ВОКС был создан Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД). С 50-х гг. начался процесс заключения долгосрочных соглашений о культурном и научном сотрудничестве. В 1976 Советский Союз имел межправительств, соглашения по культурным обменам с 81 страной. Культурные связи со странами социалистич. содружества составляют более половины общего объёма междунар. культурных связей СССР. Наряду с общими соглашениями, в к-рых определены основы регулирования культурных взаимоотношений, имеется также св. 100 соглашений по отд. вопросам культурного сотрудничества: об обмене теле- и радиопрограммами, о совместном произ-ве кинофильмов, об обмене студентами, аспирантами и стажёрами. Осуществляется (с 1975) переход на 5-летнее планирование культурного сотрудничества. Только по линии Мин-ва культуры СССР в социалистич. страны выезжало в 1961- 1965 ок. 15 тыс. представителей сов. культуры, в 1966-70 - ок. 25 тыс. и в 1971- 1975 - св. 35 тыс. В послевоен. десятилетия в СССР было издано 8 тыс. назв. книг 1200 авторов из стран социализма, в т. ч. 1400 болг. и 900 польск. книг. В социалистич. странах переводится значительное число сов. книг. В 1971-75 из СССР выезжало 495 художеств, коллективов, а приезжало в СССР - 411. За это же время Сов. Союз экспонировал 413 выставок, а в Сов. Союзе было проведено 243. В социалистич. странах состоялось ок. 200 фестивалей и недель сов. фильмов и ок. 150 - в СССР. В 1974 демонстрировалось более 450 советских фильмов (160 млн. зрителей). Развитию культурных связей способствовало празднование 50-летия Великой Окт. революции (1967), 100-летия со дня рождения В. И. Ленина (1970), 50-летия образования СССР (1972), 30-летия Победы над фашизмом (1975) и др. Одна из традиц. форм культурных связей между социалистич. странами - обмен художеств, коллективами и отд. исполнителями. В социалистич. странах выступали Большой театр Союза ССР, балетная труппа Ленингр. театра оперы и балета имени С. М. Кирова, МХАТ, Малый театр, Ленинградский Большой драматич. театр им. А. М. Горького, Театр им. Е. Вахтангова, Укр. театр оперы и балета им. Т. Г. Шевченко, Центральный театр кукол, Гос. ансамбль нар. танца СССР, Гос. хореографич. ансамбль «Берёзка»,.танцевальные коллективы союзных республик, напр. Молд. ансамбль нар. танца «Жок», Узб. ансамбль «Бахор» и др., Гос. рус. нар. хор им. Пятницкого, Омский рус. нар. хор и др. В Сов. Союз приезжали Болг. нар. театр им. И. Вазова, Гос. ансамбль песни и танца ДРВ, Будапештский оперный театр, Гос. ансамбль песни и танца КНДР, Кубинский ансамбль нар. музыки, Нац. балет Кубы, Гос. ансамбль песни и танца МНР, Монг. драматич. театр им. Д. Нацагдоржа, польские ансамбли «Мазов-ше» ии «Шлёнск», Рум. драматич. театр им. И. Караджале, Словацкий нац. театр, Люблянская опера, Сербский нац. театр и др. Устанавливаются прямые контакты между различными учреждениями культуры. Напр., между театром драмы Литов. ССР и Веймарским нац. театром (ГДР); руководитель Веймарского театра О. Ланг и гл. художник Ф. Хавеман поставили в Вильнюсском театре драму Ф. Шиллера ч Коварство и любовь». Обменялись выставками Гос. Эрмитаж и Дрезденская галерея. Сов. учреждения культуры поддерживают (сер. 70-х гг.) прямые связи с 227 театрами, музеями, библиотеками. Традицией стало взаимное проведение дней культуры, для участия в к-рых привлекаются выдающиеся деятели культуры, известные художеств, коллективы и отд. исполнители. Напр., в 1970-75 сов. писатели участвовали более чем в 70 днях культуры, декадах, неделях лит-ры в странах социализма. Проводятся фестивали музыки и драматургии. Всё чаще создаются совместные произведения - постановка спектаклей, произ-во кинофильмов и др. В сотрудничестве с чехосл. кинематографистами созданы фильмы «Соколове», «Завтра будет поздно», польскими -«Помни имя своё», болгарскими - «Украденный поезд», югославскими - «Единственная дорога» и т. д. Проводятся художеств, выставки социалистич. стран (Москва, 1959; Варшава, 1970; Москва, 1975), выставки «Интерпресс-фото», фестивали фильмов кинолюбителей и т. д. Развиваются связи творч. союзов, проводятся совместные заседания секретариатов, двусторонние симпозиумы по вопросам творчества и т. д. Организуются ежегодные встречи руководителей кинематографии, издат. дела, союзов писателей, художников, композиторов, архитекторов, журналистов. Проводятся встречи министров культуры социалистических стран, напр, в Будапеште (1971), Берлине (1972), Варшаве (1973), Гаване (1974), Бухаресте (1975), Улан-Баторе (1976). Культурные связи с развивающимися странами приобретают всё больший размах, разнообразные и устойчивые формы. Развивая дружеств. связи с этими странами, Сов. Союз исходит из ленинского положения о необходимости оказания бескорыстной культурной помощи отсталым и угнетённым народам (см. В. И. Ленин, Поли, собр. соч., 5 изд., т. 30, с. 120). Гл. содержание культурного обмена СССР с развивающимися странами - оказание практич. содействия в подготовке нац. кадров, в возрождении и развитии их культур, в создании науч. и культурных учреждений. В уч. заведениях культуры и иск-ва, в театрах и балетных труппах этих стран работает более 100 сов. деятелей культуры (1976). Большую роль в культурных связях играет обмен художеств, коллективами и выставками. В СССР выступили Афг. драматич. театр «Ды Кабул нындаре», ансамбли танца Алжира, Бирмы, Ганы, Гвинеи, Замбии, Индии, Ирака, Лаоса, Ливии, Марокко, Пакистана, Руанды, Сомали, Уганды, Шри-Ланки, Эфиопии и др., Нац. балет Сенегала, Нац. фольклорный ансамбль Мали, Аргент. фольклорный ансамбль «Багуала», Венесуэльский фортепианный квартет, Колумбийский нац. балет, Парагвайский ансамбль «Лос Парагвайос» и др. В СССР были проведены Инд. нац. выставка, выставки совр. изобразит, иск-ва Афганистана, иск-ва Непала, шедевров иск-ва Ирана, егип. выставка «Сокровища гробницы Тутанхамона», ирак. выставка «Сокровища Древнего Двуречья», совр. живописи Эфиопии, прикладного иск-ва Алжира, Гвинеи и Марокко, изобразительного и прикладного иск-ва Заира, Конго и Того, выставка современной уругвайской гравюры и др. Культурные связи с капиталист и ч. странами СССР всегда рассматривал как важный фактор мирного сосуществования гос-в с различным социально-экономич. строем. С сер. 50-х гг. на гастроли в капиталистич. страны выезжали все известные художеств, коллективы СССР. В свою очередь, в Сов. Союзе за эти годы побывали многие известные артистич. коллективы: балетная труппа франц. Нац. оперы «Гранд-Опера», Королев, балет Великобритании, «Нью-Йорк сити балле», Дат. Королев, балет, Нац. балет Нидерландов, Миланский театр «Ла Скала», Венская гос. опера, Швед, королев, опера, Финл. нац. оперный театр, франц. театр «Комеди Франсез», Шекспировский мемориальный театр, Стратфордский драматич. театр из Канады, Греч, театр трагедии, Финл. нац. театр, Норв. драматич. театр, Сицилийский театр «Театро Стабиле», япон. театр «Кабуки», итал. театр марионеток «Пикколи ди Подрекка», япон. традиц. театр кукол «Авадзи», амер. балет на льду «Холидей он айс», Венский балет на льду чАйс ревю», Дат. Королев, симфонич. оркестр, Бостонский, Венский, Лондонский, Монреальский, Нью-Йоркский и Филадельфийский симфонич. оркестры, Амстердамский, Мюнхенский, Страсоургский филармонич. оркестры, Рейнский, Цюрихский и Штутгартский камерные оркестры, Нью-Йоркские джаз-оркестр и квартет духовых инструментов, Венский камерный ансамбль старинной музыки и др. В странах Запада был проведён ряд крупных культурных мероприятий СССР. Во Франции - гастроли (1970) всей оперной труппы Большого театра, впервые за его 200-летнюю историю (было показано 33 спектакля, присутствовало 75 тыс. зрителей); фестиваль иск-в народов СССР (1972) под девизом «Широка страна моя родная», посвящённый 50-летию образования СССР. 250 певцов, танцоров и музыкантов 15 сов. союзных республик представили многонациональное искусство СССР. В США - демонстрация (1972) в течение 10 месяцев выставки «Творчество народов СССР» (1500 произведений прикладного иск-ва всех союзных республик), её посетило 540 тыс. чел.; выставке было посвящено более 50 телепередач амер. станций и св. 800 статей в газетах и журналах США; на гастролях (1975) Большого театра присутствовало св. 500 тыс. зрителей. В Великобритании - фестиваль рус. и сов. музыки (1972), в к-ром участвовали мастера сов. иск-ва Д. Шостакович, Т. Хренников, Е. Светланов и 6 англ, симфонич. оркестров (прозвучало ок. 310 произведений рус. классики и сов. композиторов); выставка рус. и сов. пейзажа (1975). В Японии - первый фестиваль рус. и сов. музыки (1975), в к-ром участвовало ок. 350 сов. мастеров муз. иск-ва в составе таких коллективов, как Гос. симфо-нич. оркестр Ленингр. филармонии под управлением Е. Мравинского, Моск. камерный оркестр под рук. Р. Баршая, Гос. академич. рус. нар. оркестр им. Н. Осипова под управлением В. Дубровского, Гос. академич. рус. хоровая капелла им. А. Юрлова под управлением Ю. Ухова, и выставка шедевров рус. и сов. живописи (1975). Советские дирижёры (А. Ш. Мелик-Пашаев и др.) и режиссёры (И. М. Туманов и др.) ставили рус. и сов. оперы во мн. странах. Участие СССР в многосторонних культурных мероприятиях. Сов. Союз придаёт важное значение развитию культурного сотрудничества на многосторонней основе. В 1958 СССР был участником Всемирной выставки в Брюсселе (сов. павильон посетило св. 30 млн. чел.). СССР получил более 520 призов и медалей выставки, вт. ч. 100 по разделу «Культура». На Всемирной выставке 1967 в Монреале павильон СССР посетило 13 млн. чел. Художеств, коллективы и артистич. ансамбли СССР дали ок. 400 концертов, на к-рых побывало св. 900 тыс. чел., а в кинотеатре сов. павильона - ок. 750 тыс. чел. Сов. павильон на Всемирной выставке в Осаке (1970), одну треть к-рого занимала экспозиция по культуре, посетило 28 млн. чел. Сов. кинематографисты участвовали во мн. междунар. кинофестивалях: художеств, фильмов (Акапулько, Бейрут, Зап. Берлин, Ванкувер, Уэллингтон, Венеция, Дели, Канн, Карачи, Карлови-Вари, Карфаген, Коломбо, Локарно, Лондон, Мангейм, Мельбурн, Мар-дель-Плата, Нион, Окленд, Париж, Пномпень, Сан-Себастьян, Сан-Франциско, Сидней, Стратфорд, Тегеран, Чикаго, Эдинбург), короткометражных и документальных (Буэнос-Айрес, Гренобль, Краков, Лейпциг, Монтевидео, Оберхаузен, Тампере, Тур), телевизионных (Александрия, Зап. Берлин, Канн, Монте-Карло, Прага), научно-технических (Белград, Будапешт, Падуя, Пардубице), научно-популярных (Падуя, Рим), авторских (Бергамо, Сан-Ремо), детских и юношеских (Венеция, Палермо, Тегеран), мультипликационных (Аннеси, Бухарест, Загреб, Мамая), фантастических (Триест), медицинских (Брюссель), военных (Версаль, Веспрем, Вроцлав), спортивных (Кортина-д'Ампеццо, Крап), туристских (Белград, Нант). В 1971-75 сов. фильмы завоевали на междунар. кинофестивалях 227 золотых, серебряных, бронзовых наград и почётных дипломов. Деятели сов. музыки участвовали в междунар. муз. конкурсах и неоднократно удостаивались высоких наград, в т. ч. в крупнейших конкурсах им. Жака Тибо и Маргариты Лонг (Париж), королевы Елизаветы (Брюссель), Ф. Шопена (Варшава). Среди др. фестивалей и конкурсов - междунар. муз. фестивали «Пражская весна», «Варшавская осень», муз. конкурсы (Женева, Будапешт, Вена, Лос-Анджелес), конкурсы вокалистов (Барселона, Монреаль, Рио-де-Жанейро, Тулуза, Хертогенбос), пианистов (Будапешт, Лидс, Монтевидео, Париж, Рио-де-Жанейро, Терни, Форт-Уэрт), скрипачей (Генуя, Монреаль, Познань, Хельсинки), дирижёров (Зап. Берлин, Рим), виолончелистов (Флоренция), исполнителей на духовых инструментах (Будапешт), полифонич. и нар. музыки (Ареццо), струнных квартетов (Прага), самодеятельных хоровых коллективов (Дебрецен), молодых дирижёров (Зап. Берлин), молодых исполнителей (Будапешт), молодых певцов (Тулуза), молодых оперных певцов (София), молодых скрипачей (Познань), юных пианистов (Париж), молодёжных симфонич. оркестров (Зап. Берлин). СССР принял участие в междунар. фестивалях иск-в (Авиньон, Мехико, Ницца, Токио, Шираз), фестивалях балетного иск-ва (Варна, Хельсинки), драматич. театров (Венеция), телевиз. театров (София), камерной музыки (Пловдив) и др. Советские художники участвовали в междунар. художеств. выставках (Венеция, Сан-Паулу), выставках графики (Краков), плаката (Варшава) и др. Сов. деятели культуры участвовали в создании Ассоциации писателей стран Азии и Африки (1958), Междунар. ассоциации художников-карикатуристов (1958), Междунар. ассоциации мультипликац. кино (1961), Междунар. ассоциации преподавателей рус. языка и лит-ры (1967), Междунар. ассоциации по изучению цивилизации Центр. Азии (1973), Междунар. ассоциации по изучению и распространению слав, культур (1976) и др. Сов. Союз участвует (1975) в работе более 550 различных международных орг-ций. Яркий показатель повышения роли сов. культуры - проведение на терр. СССР междунар. мероприятий. Нек-рые из них стали традиционными. Напр., с 1958 в Москве проводится Междунар. муз. конкурс им. П. И. Чайковского (1 раз в 4 года), в 5-м конкурсе (1974) участвовало 204 музыканта из 30 стран. С 1959 в Москве проводится Междунар. кинофестиваль (1 раз в 2 года). В 9-м фестивале (1975) приняло участие св. 1 тыс. кинематографистов почти из 100 стран. С 1968 в Ташкенте проводится Междунар. кинофестиваль стран Азии и Африки (1 раз в 2 года), на 3-м фестивале (1974) были показаны 31 художеств, фильм из 29 стран и 70 документальных - из 22 стран. С 1976 этот киносмотр стал Междунар. кинофестивалем стран Азии, Африки и Лат. Америки. С 1969 в Москве проводится Междунар. конкурс артистов балета (1 раз в 4 года), во 2-м конкурсе (1973) -75 чел. из 23 стран. В 1967, 1970 и 1975 в Москве проведены крупные междунар. выставки книг. На выставке 1975 было представлено более 25 тыс. книг' на 88 языках, выпущенных 500 изд-вами и фирмами 44 стран, а также ООН, ЮНЕСКО и ВОЗ. В 1969 и 1973 в Москве проводилась междунар. выставка «Сатира в борьбе за мир». Проведены также междунар. конкурс-фестиваль совр. эстрадной песни, междунар. фестиваль молодёжной политич. песни, конгресс Междунар. союза кукольников (УНИМА), фестиваль кукольных театров и др. Цель этих междунар. форумов - консолидация мирового прогрессивного иск-ва, утверждение средствами культуры идей мира и гуманизма. В течение мн. лет СССР занимает первое место в мире по выпуску переводной лит-ры. В Сов. Союзе издаётся переводных книг в 9 раз больше, чем в Великобритании, и в 4 раза больше, чем в США. За годы Сов. власти было издано 28 тыс. произв. иностр. авторов на 76 яз. народов СССР. Ежемесячный журн. «Иностранная литература» издаётся тиражом 600 тыс. экз., в нём публикуются лучшие произведения совр. зарубежных писателей. Этой же цели служат лит.-художеств. и обществ.-политич. журн. «Bceceiт» («Весь мир») и «Лооминг» («Творчество»). Выпущено уникальное издание- «Библиотека всемирной литературы», в 200 тт., в к-рую входят лучшие творения художественной литературы (тираж каждого тома - 300 тыс. экз.). Общий тираж изданных в СССР произведений иностранной литературы приближается к 1, 5 млрд. экз. В сов. театрах идут (1976) спектакли по 129 произведениям современных западных писателей, в т. ч. 35 пьес амер., 21 пьеса франц., 15 - итал. авторов. По данным ЮНЕСКО, по телевидению социалистич. стран программ, подготовленных на студиях Запада, показывается в 3 раза больше, чем программ социалистич. стран по телевидению зап. стран. В 1966-75 СССР приобрёл 61 амер. фильм (амер. фирмы купили за это же время 25 сов. фильмов). Сов. Союз ежегодно закупает в капиталистич. странах 50-60 фильмов. В 1974-75 было выпущено в массовый прокат 14 новых франц. фильмов, 10-амер., 7-итал., 3- английских, не считая показа ранее купленных картин. Сов. Союз последовательно проводит курс на расширение и укрепление культурных связей со всеми странами и народами. Г. Л. Можаев.
|