Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Художественная самодеятельность
Самодеятельные коллективы возникли сразу после Окт. революции 1917. Только на фронтах Гражд. войны 1918-20 выступало около тысячи драматич. кружков. При Театр, отделе (ТЕО) Наркомпроса в 1919 был создан подотдел рабоче-крест. театра, занимавшийся развитием театр, самодеятельности. В 20-х гг. выступления самодеятельных коллективов носили преим. агитац. характер. Распространились коллективы «Живая газета», «Синяя блуза» (в городе), «Красная рубаха» (в деревне), показывавшие различные обозрения, лит. монтажи, отд. концертные номера, поев, междунар., производственным и др. острозлободневным вопросам, часто связанным с жизнью данного предприятия, учреждения и т. п. Тексты и постановки этих представлений принадлежали обычно самим участникам кружков. Большое значение для становления самодеятельности имело трамовское движение (см. Театр рабочей молодёжи, ТРАМ). На основе коллективов художеств, самодеятельности, в т. ч. и ТРАМов, возникли нек-рые проф. театры (им. Ленинского комсомола в Москве, Ленинграде и др. городах, а также драматич. и муз.-драматич. театры в Узбекистане, Казахстане и др. республиках). В 1930 было опубликовано пост. СНК РСФСР «Об улучшении театрального дела», направленное на усиление взаимодействия проф. и самодеятельного театра. В 1936 в Москве для руководства и помощи художеств, самодеятельности был создан Дом народного творчества им. Н. К. Крупской. С 1940 дома нар. творчества начали создаваться во всех республиках и областях. Были образованы отдел художественной самодеятельности в составе Комитета по делам иск-в при СНК СССР и сектор художественной самодеятельности ВЦСПС (1940). В кон. 30-х гг. в самодеятельность пришли мастера проф. иск-ва, стремившиеся передать творческий опыт начинающим артистам (И. М. Москвин взял шефство над Домом культуры Автозавода им. Лихачёва в Москве, М. М. Тарханов - над Домом культуры им. Горбунова, там же, и др.). В репертуар коллективов стали входить лучшие пьесы сов., а также классич. драматургии. Появились муз. самодеятельные театры. В период Великой Отечеств, войны 1941-45 коллективы художеств, самодеятельности выступали на фронте, в воен. госпиталях, на оборонных предприятиях. На Всесоюзных смотрах художеств, самодеятельности профсоюзов в 1948, 1951 и 1954 были показаны значит, работы: «Ревизор» Н. В. Гоголя (Ленингр. ун-т), «Калиновая роща» А. Е. Корнейчука и «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского (Дом культуры им. Горбунова, Москва), «Егор Булычев и другие» М. Горького (Выборгский дом культуры, Ленинград; Дворец культуры автозавода в г. Горьком), «Аттестат зрелости» Л. Б. Гераскиной (Дом культуры Автозавода им. Лихачёва, Москва), оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки (Уржумский Дом культуры), «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова (оперный коллектив Дома культуры им. Кирова в Ленинграде) и др. Сцена из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Танцевальный коллектив Дома культуры им. Чкалова. Москва. Выступление танцевального коллектива Трудовых резервов. Грузинская ССР. В СССР проводятся всесоюзные фестивали самодеятельного художеств, творчества трудящихся (один раз в 5 лет). В их рамках организуются всесоюзные, республиканские, краевые, областные, городские и районные выставки изобразит, и прикладного иск-ва, фотоискусства, конкурсы и смотры любительских фильмов, хоров, духовых и эстрадных оркестров, вокально-инструм. ансамблей, драматич. коллективов и нар. театров, агитбригад, оркестров нар. инструментов, ансамблей нар. танца, солистов- вокалистов, чтецов и др. Лучшие коллективы художеств, самодеятельности участвуют в творческих отчётах и смотрах на ВДНХ СССР. Самодеятельные коллективы с большим успехом выступают на фестивалях и конкурсах (см. Смотр художественной самодеятельности), в т. ч. международных. В коллективах самодеятельности началась деятельность мн. известных артистов - И. С. Козловского, С. Я. Лемешева, И. И. Петрова, А. П. Огнивцева (Большой театр), И. О. Горбачёва (Ленингр. академич. театр драмы им. Пушкина), С. Ю. Юрского (Ленингр. Большой драматич. театр), В. К. Васильевой (Моск. театр Сатиры), В. С. Ланового (Театр им. Вахтангова), И. С. Саввиной (Моск. театр им. Моссовета, МХАТ), С. Ишантураевой, А. Хидоятова (Узб. театр драмы им. Хамзы) и мн. др. Выступление хора Поронайского дома культуры. Сахалинская область. Художеств, самодеятельности СССР свойственны стабильность работы коллективов, повсеместность распространения и массовость, жанровое разнообразие. В кон. 50-х гг. в результате тщательной подготовки спектаклей, концертных номеров, всесторонне поставленной учеб-но-воспитат. работы лучшие коллективы стали приближаться по своему уровню к проф. театру (постоянная труппа, сложившийся репертуар, систематич. выступления перед зрителями), ансамблю, хору и др. С 1959 лучшим из них стали присваивать звание «народный» (театр, ансамбль и др.; их более 4, 5тыс. на 1975). Наиболее популярные и массовые коллективы-хоровые, вокальные и хореографические. При мн. дворцах культуры существуют ансамбли нар. танца (Челябинского металлургич. завода; «Дншро», г. Днепродзержинск; «Лявониха», Минск; «Мэрцишор», Кишинёв; Дома культуры им. Ф. Э. Дзержинского МВД Груз. ССР и др.), песни и танца (Вильнюсского ун-та; ансамбль «Арира» Абашского районного дома культуры Груз. ССР и др.), хоры (рус. нар. хор Дворца культуры металлургов Липецка; «Двентус» и «Дзинтарс» в Латв. ССР и др.). В 60-70-е гг. ряд интересных спектаклей показали нар. театры при дворцах культуры: Автозавода им. Лихачёва в Москве («Синяя тетрадь» по Э. Г. Казакевичу), «Большевик» в Киеве («Мать» К. Чапека), Текстильщиков в Ташкенте («А зори здесь тихие...» Б. Л. Васильева), Ангарских нефтехимиков («Разбитое окно» А. Ю. Кузнецова), Омских нефтехимиков («Варшавский набат» В. Н. Коростылёва), Железнодорожника в Тбилиси («Генерал Леселидзе» Г. Д. Нахуцришвили), Минских автомобилестроителей («Сталевары» Г. К. Бокарёва); при Доме офицеров в Харькове («Барабанщица» А. Д. Салынского), при Доме учителя во Львове (играет на польском яз., пост. «Свадьба» С. Выспянского, и др.); нар. театры - им. Эд. Вильдев Тарту («Хозяин Кыррбоя» А. Таммсааре), им. Пауля Пинна в Таллине («Верю в тебя» Коростылёва), Енисейский нар. театр («Человек, здравствуй!» по А. С. Макаренко). Распространение получили студенческие театры, существующие при Домах культуры высш. уч. заведений (народные театры Моск. и Ленингр. ун-тов, Моск. энергетич. ин-та, Челябинского политехнич. ин-та и др.), молодёжные театры, работающие над созданием собств. репертуара. Среди пост.: «Хорошо» Маяковского (Пермский нар. театр молодёжи), «Университетский двор» (т. н. Дворовый театр Вильнюсского ун-та) и др. Выступление Оркестра молдавских народных инструментов Каларашского дома культуры. Молдавская ССР. Помимо драматических, имеются и муз. нар. театры: оперные - Центр, дома культуры железнодорожников в Москве («Зори здесь тихие» К. В. Молчанова), Дома культуры им. Кирова в Ленинграде («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Клайпедский («Любовный напиток» Г. Доницетти), Ташкентского з-да транспортного машиностроения («Молодая гвардия» Ю. С. Мейтуса); балетные - Дома культуры им. Горького в Ленинграде («Жизель» А. Адана) и др. См. раздел Клубные учреждения и парки культуры и отдыха, статьи Художественная самодеятельность, Клубные учреждения, а также раздел Художественная самодеятельность в статьях о союзных республиках в соответствующих томах БСЭ. КИНО Рождённое социалистич. эпохой, сов. киноискусство стало важнейшей составной частью многонац. культуры Сов. Союза. Его путь тесно связан с жизнью сов. народа, отражает многообразие явлений и процессов развития сов. общества. Оно вносит большой вклад в сокровищницу мировой культуры. По своим социальным функциям, коммунистич. идейности, гуманистич. направленности и художеств, достоинствам сов. киноискусство - самое передовое в мире. Вскоре после изобретения кинематографа (1895) в Петербурге и Москве, а затем во мн. городах России состоялись первые киносеансы, ставшие популярными зрелищными аттракционами. В 1896- 1897 харьковский фотограф-профессионал А. К. Федецкий, моек, кинолюбитель В. А. Сашин и др. сняли неск. документальных лент. С 1903 появились стационарные «электротеатры», или т. н. иллюзионы, где демонстрировались первые фильмы. Активную деятельность наряду с франц. кинокомпаниями «Пате» и «Гомон» вели рус. кинопредприниматели, в т. ч. А. О. Дранков и особенно А. А. Ханжонков, к-рый открыл в 1906 торг, контору по продаже заграничных кинолент и аппаратуры, а в 1912 построил в Москве крупнейшее для того времени киноателье. В Тбилиси, Ереване, Баку, ряде городов Украины с 1907 местные кинооператоры-любители снимали хронику, с 1916 ставились художественные (т. н. игровые) фильмы. Начало проф. кинематографу в России положил игровой фильм «Стенька Разин и княжна» («Понизовая вольница», 1908, реж. В. Ф. Ромашков). В 1911 снят фильм «Оборона Севастополя» (реж. В. М. Гончаров и Ханжонков) - первая полнометражная кинолента. Реж. и оператор В. А. Старевич разработал технику трюковой съёмки и создал в 1911 -13 первые в мире объёмные мультипликац. фильмы. Ведущие дореволюц. кинорежиссёры Е. Ф. Бауэр, В. Р. Гардин, Я. А. Протазанов, П. И. Чардынин и др., операторы А. А. Левицкий, Е. И. Сла-винский, Л. П. Форестье и др. ставили фильмы (гл. обр. экранизации), часть из к-рых обладала значит, художеств, достоинствами («Пиковая дама», 1916, «Отец Сергий», 1918). Подавляющая часть кинопродукции состояла из салонных мелодрам, примитивных комедий-фарсов; официально поощрялись кинокартины с псевдопатриотич. сюжетами. Кадры из фильмов: 1. «Броненосец „Потёмкин"». Реж. С. М. Эйзенштейн. 1925. 2. «Арсенал». Реж. А. П.Довженко. 1929. 3. «Потомок Чингисхана». Реж. В. И. Пудовкин. 1929. Советское кино. Победа Окт. революции 1917 положила начало развитию многонациональной советской кинематографии. Могучее средство политич. и культурного воспитания народа - кино сразу получило всестороннюю поддержку Сов. гос-ва. В. И. Ленин, высоко оценивая возможности кинематографа как одного из наиболее действенных видов агитации и средства популяризации знаний, отмечал, что «...из всех искусств для нас важнейшим является кино» (см. «Самое важное из всех искусств». Сб., 19S3, с. 124). Одной из первых встала задача творческой и технической перестройки кинопроизводства. От дореволюц. времени осталось неск. полуразрушенных киноателье, менее 1 тыс. кинотеатров и небольшой фонд старых фильмов. В 1917 начала работать первая гос. сов. киноорганизация - Киноподотдел Наркомпроса, в 1918 - Моск. и Петрогр. кинокомитеты. 27 авг. 1919 Декретом СНК РСФСР, подписанным В. И. Лениным, фотографич. и кинематографич. пром-сть и торговля были переданы в ведение Наркомата просвещения. Работу национализированных кинофабрик, прокатных контор и кинотеатров возглавил Всеросс. фотокиноотдел (ВФКО), преобразованный в «Госкино» (1923; с 1926- «Совкино»), Аналогичный процесс проходил в др. республиках, где сформировались гос. киноорганизации: ВУФКУ (Всеукра-инское фотокиноуправление) на Украине, АФКУ (Азерб. фотокиноуправление) в Азербайджане, «Госкино» в Армении, «Госкинопром Грузии» в Грузии - все в 1920-23, «Белгоскино» в Белоруссии (первоначально из-за отсутствия технич. базы фильмы снимались в Ленинграде), «Бухкино» (в Узбекистане) - оба в 1924 и др. Коммунистич. партия целеустремлённо направляла развитие сов. кинематографии, что нашло отражение в решениях 12-го и 13-го съездов ВКП(б), материалах Всесоюзного партсовещания по кино (1928). Вопросам кино уделяли много внимания парт. и гос. деятели (Н.К.Крупская, А. В. Луначарский и др.), помогая творческим работникам осмыслить революц. действительность, поставить мастерство и опыт на службу народу. В годы Гражд. войны 1918-20 агитпоезда и агитпарохо-ды обслуживали красноармейцев, рабочих и крестьян; лекции, доклады, митинги сопровождались показом кинохроники о событиях на фронтах, о начале мирного строительства. Возглавлявшаяся Д. Вертовым группа документалистов (И. И. Беляков, М. А. Кауфман, И. П. Копалин, Е. И. Свилова) прокладывала путь от хроники к «образной кинопублицистике», составившей основу сов. документального кино. Для 20-х гг. характерны тематич. журнал «Киноправда», документальные фильмы «Шагай, Совет!», «Шестая часть мира» (оба в 1926) реж. Вертова (опыты и достижения к-рого в этой области оказали большое влияние на развитие сов. и мирового кино), новаторские историко-оеволюц. ленты «Падение династии Романовых» (1927) и «Россия Николая II и Лев Толстой» (1928), созданные реж. Э. И. Шуб на основе архивных материалов, а также кинопоэма В. А. Турина «Турксиб» (1929). Фильм «Гидроторф» (1920, реж. Ю. А. Желябужский), получивший одобрение В. И. Ленина, положил начало учебно-производств. и научно-популярному кино. В Москве, Петрограде, Киеве и Одессе в 1918-21 выпускались игровые агитфильмы, имевшие большое значение для становления художеств, кинематографии. Среди них-«Уплотнение» (1918, сценарий Луначарского, реж. А. П. Пантелеев), «За Красное знамя» (1919, реж. В. П. Касьянов), «На Красном фронте» (1920, реж. Л. В. Кулешов), а также антирелигиозный фильм «Чудотворец» (1922, реж. Пантелеев), высоко оцененный В. И. Лениным. В 20-е гг. развивалось художеств, кино в Грузии, Армении, Узбекистане, Белоруссии; первые фильмы (часто экранизации) посвящались борьбе с пережитками прошлого, строительству новой жизни: «Арсен Джорджиашвили» (1921, реж. И. Н. Перестиани), «Намус» (1925, по А. М. Ширванзаде, реж. А. И. Бек-Назаров), «Лесная быль» (1927, по М. Чароту, реж. Ю. В. Тарич) и др. Революционно-приключенческая картина «Красные дьяволята» (1923, по П. А. Бляхину, реж. Перестиани), поставленная в Грузии, стала заметным явлением киноискусства. Для подготовки творческих кадров в 1919 в Москве было создано первое в мире гос. уч. заведение в области кино - 1-я Госкиношкола (с 1925 Гос. техникум кинематографии, ГТК), k-рой руководил Гардин. Вместе с учениками он поставил фильм «Серп и Молот» (1921) - первую полнометражную художеств, картину на революц. тему. Большой вклад в развитие молодой кинематографии внёс режиссёр и один из первых сов. кинотеоретиков Кулешов, снявший с учениками возглавлявшейся им мастерской фильмы «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), «По закону» (1926) и др.; в них были применены новые методы постановки, продолжены поиски в области киномонтажа и актёрского творчества. С наибольшей полнотой и силой новаторская сущность сов. киноискусства проявилась в творчестве реж. С. М. Эйзенштейна. Он создал историко-революц. фильм «Броненосец „Потёмкин"» (1925), в к-ром вооружённое восстание моряков вырастало в обобщённый образ рус. Революции 1905-07. Идею непобедимости народа режиссёр воплотил в монументально-патетической, документально-достоверной, целостной художеств, форме. Новизна монтажных построений, метафоричность киноязыка, классич. стройность композиции отличали этот фильм. Он получил мировую известность и на референдуме Всемирной выставки в Брюсселе (1958) был назван первым в числе 12 лучших фильмов всех времён. В картине «Октябрь» (1927) Эйзенштейн развивал принципы революционно-героич. эпопеи. Смелыми поисками были отмечены его фильмы «Стачка» (1925), «Старое и новое» (1929). Режиссёр-новатор В. И. Пудовкин создал экранизацию повести М. Горького «Мать» (1926) - одно из лучших произв. мирового экрана, свидетельствующее о высоких достижениях актёрской и изобразит, культуры сов. киноискусства. Разработку историко-революц. темы Пудовкин продолжил в фильмах «Конец Санкт-Петербурга» (1927) и «Потомок Чингисхана» (1929). Заметный след в истории «немого» кино оставили фильм Г. М. Козинцева и Л. 3. Трауберга - «Новый Вавилон» (1929), киноленты энтузиастов совр. темы С. И. Юткевича - «Кружева» (1928), Б. В. Барнета -«Дом на Трубной» (1928), Е. В. Червякова - «Девушка с далёкой реки» (1928), Ф. М. Эрмлера-«Обломок империи» (1929), Ю. Я. Райзмана - «Земля жаждет» (1930), А. М. Роома - «Привидение, которое не возвращается» (1930) и др. Революц. борьбе и становлению нового быта посвящались картины режиссёра старшего поколения Протазанова - «Его призыв» (1925), «Сорок первый» (1927, по Б. А. Лавренёву), «Дон Диего и Пелагея» (1928) и др. Становление сов. кинематографии, школы неотделимо от творчества первых сов. кинодраматургов - Н. Ф. Агаджановой, О. М. Брик, К. Н. Виноградской, Г. Э. Гребнера, Д. Джабарлы, С. А. Ермолинского, Н. А. Зархи, Б. Л. и О. Л. Леонидовых, В. В. Маяковского, В. К. Туркина, В. Б. Шкловского, операторов - А. Д. Головни, А. Н. Москвина, Э. К. Тиссэ, актёров - Н. П. Баталова, О. А. Жизневой, И. В. Ильинского, Е. А. Кузьминой, В. П. Марецкой, Ф. М. Никитина, Н. К. Симонова, В. П. Фогеля, И. П. Чувелёва, М. М. Штрауха. Крупнейший укр. режиссёр А. П. Довженко создал революц. киноэпопею «Звенигора» (1928) и «Арсенал» (1929), поэтич. кинодраму «Земля» (1930) о борьбе за новую социалистич. деревню. В фильмах Довженко совершенствовалось мастерство оператора Д. П. Демуцкого. На студиях Киева и Одессы снимались укр. актёры - И. Э. Замычковский («Два дня», 1927, реж. Г. М. Стабовой), А. М. Бучма («Ночной извозчик», 1929, реж. Г. Н. Тасин) и др. Начавший работу в рус. дореволюц. кино Бек-Назаров в 20-е гг. активно выступал как организатор и режиссёр груз., азерб. и арм. кино (его имя в 1966 присвоено киностудии «Арменфильм»). Одним из зачинателей груз, кино стал актёр и режиссёр Перестиани. Груз, режиссёры Н. М. Шенгелая и М. Э. Чиаурели соединили опыт революционного кинематографа с колоритным, эмоционально насыщенным наследием нац. иск-ва. Шенгелая поставил ист. драму «Элисо» (1928), Чиаурели - драму «Саба» (1929) и памфлет «Хабарда» («Посторонись», 1931). С 1923 начался выпуск мультипликационных фильмов, первыми режиссёрами и художниками к-рых были B.C. и 3. С. Брумберг, А. И. Бушкин, А. В. Иванов, И. П. Иванов-Вано, Ю. А. Меркулов, Н. П. Ходатаев, М. М. Цехановский и др. В 20-е гг. заметно укрепилась производств, база сов. кино. Были реконструированы крупнейшие киностудии страны- «Мосфильм» (осн. в 1924, с 1935 совр. назв.), «Ленфильм» (осн. в 1918, с 1935 совр. назв.). В 1928 была создана Киевская киностудия ВУФКУ (с 1957 Киевская киностудия им. А. П. Довженко), в 1930-«Таджиккино» в Душанбе и др. Одновременно со стр-вом крупных киностудий вводились в строй предприятия по произ-ву киноаппаратуры, химич. материалов и др. К нач. 30-х гг. сов. кинематография представляла собой многонац. и самобытное иск-во. К этому времени было поставлено ок. 1000 «немых» художеств, и более 100 мультипликационных фильмов. Киносеть обслуживала ежегодно около 300 млн. зрителей. Кадры из фильмов: 1. «Обломок империи». Реж. Ф. М. Эрмлер. 1929. 2. «Чапаев». Реж. Г. Н. и С. Д. Васильевы. 1934. 3.«Пэпо». Реж. А. И. Бек-Назаров. 1935. 4. «Возвращение Максима». Реж. Г. М. Козинцев и Л. 3. Трауберг. 1937. 5. «Мы из Кронштадта». Реж. Е. Л. Дзиган. 1936. 6. «Волга-Волга». Реж. Г. В. Александров. 1-938. 7. «Ленин в Октябре». Реж. М. И. Ромм. 1937. 8. «Трактористы». Реж. И. А. Пырьев. 1939. Введение звука в кино потребовало коренной технической, а затем и творческой перестройки кинематографии. В 1926-27 лаборатории под рук. П. Г. Тагера в Москве и А. Ф. Шорина в Ленинграде разработали сов. систему звукового кино: в 1929 в Ленинграде открылся первый кинотеатр, где демонстрировались экспериментальные звуковые фильмы. Для подготовки кадров в Ленинграде в 1930 был создан Ин-т киноинженеров звукового кино (ЛИКИ); в этом же году - Гос. техникум кинематографии преобразован в ин-т (ГИК, с 1938 - ВГИК). Появились специализированные киностудии: «Союзкинохроника» (в 1931, с 1944 Центральная студия документальных фильмов), «Мостехфильм» (1933, с 1966 " Центрнаучфильм"), «Союзмультфильм» (1936), «Союздетфильм» (1936, с 1948 Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. Горького) и др. В 1932 было принято пост. ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», имевшее большое значение и для подъёма сов. кинематографии. Для работников кино боевой программой стало овладение методом социалистич. реализма. С наибольшей полнотой творческая зрелость сов. художеств, кино проявилась в выдающемся фильме Г. Н. и С. Д. Васильевых «Чапаев» (1934). В романе Д. А. Фурманова режиссёры нашли богатый источник для создания нар.-героич. драмы, где в классически завершённой форме была раскрыта красота и могучая сила рус. революц. характеров, показаны роль народа - творца истории, становление полководца революционной эпохи (в гл. роли Б. А. Бабочкин). Историко-революц. тема получила всестороннее развитие в лучших фильмах 30 - нач. 40-х гг.: «Златые горы» (1931), «Яков Свердлов» (1940) (реж. обоих фильмов Юткевич), «Окраина» (1933, реж. Барнет), «Первый взвод» (1933, реж. В. В. Корш-Саблин), «Последний маскарад» (1934, реж. Чиаурели), трилогия о Максиме-«Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939) реж. Козинцева и Трауберга (в роли Максима -Б. П. Чирков), «Мы из Кронштадта» (1936, реж. Е. Л. Дзиган), «Депутат Балтики» (1937, реж. А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц), «Последняя ночь» (1937, реж. Райзман), «Зангезур» (1938, реж. Бек-Назаров), «Щорс» (1939, реж. Довженко), «Всадники» (1939, реж. И. А. Савченко). Опыт постановки историко-революционных фильмов подготовил почву для создания особо важных по своему идейно-художеств. воздействию произв. о В. И. Ленине: «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939), реж. М. И. Ромм (в роли В. И. Ленина - Б. В. Щукин), «Человек с ружьём» (1938), реж. Юткевич (в роли В. И. Ленина - М. М. Штраух). Авторы этих фильмов показали монументальный, глубоко человечный образ вождя революции В. И. Ленина. Жизнь страны, её герои-труженики, быт и характеры строителей социализма были представлены в картинах разных жанров. Формирование нового человека стало определяющей темой многих кинокартин того времени: «Путёвка в жизнь» (1931, реж. Н. В. Экк) - первый сов. звуковой фильм; «Встречный» (1932, реж. Эрмлер и Юткевич), «Иван» (1932, реж. Довженко), «Семеро смелых» (1936), «Комсомольск» (1938), «Учитель» (1939) (реж. всех фильмов С. А. Герасимов), «Великий гражданин» (1938-39, реж. Эрмлер), «Член правительства» (1940, реж. Зархи и Хейфиц), «Большая жизнь» (1-я серия, 1940, реж. Л. Д. Луков), «Валерий Чкалов» (1941, реж. М. К. Калатозов). Новые черты в психологии советского человека, его трудовой энтузиазм, нетерпимость к пережиткам прошлого отражены в жизнерадостных комедиях Г. В. Александрова - «Весёлые ребята» (1934), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940), Барнета - «У самого синего моря» (1936), А. И. Медведкина-«Чудесница» (1937), И. А. Пырьева -«Богатая невеста» (1938), «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941), К. К. Юдина - «Девушка с характером» (1939), Корш-Саблина -«Моя любовь» (1940), А. В. Ивановского -«Музыкальная история» (1940), «Антон Иванович сердится» (1941) и др. В предвоен. годы создавались картины, показывавшие героич. прошлое сов. народа, его борьбу против чужеземных захватчиков, - «Пётр I» (1937-39, реж. В. М. Петров), «Александр Невский» (1938, реж. Эйзенштейн), «Минин и Пожарский» (1939), «Суворов» (1941) (реж. обоих фильмов Пудовкин), «Амангельды» (1939, реж. М. 3. Левин), «Богдан Хмельницкий» (1941, реж. Савченко) и др. Широкое политич. звучание приобрели антифаш. фильмы: «Профессор Мамлок» (1938, по Ф. Вольфу, реж. Г. М. Раппапорт, А. И. Минкин), «Болотные солдаты» (1938, реж. А. В. Мачерет), «Семья Оппенгейм» (1939, по Л. Фейхтвангеру, реж. Г. Л. Рошаль). Большие возможности для развития звукового кино открыло обращение к экранизации классич. лит-ры. Были поставлены фильмы: «Иудушка Головлёв» (1934, по М. Е. Салтыкову-Щедрину, реж. Ивановский), «Гроза» (1934, по А. Н. Островскому, реж. Петров), «Пышка» (1934, по Г. Мопассану, реж. Ромм), «Пэпо» (1935, по Г. М. Сундукяну, реж. Бек-Назаров), «Бесприданница» (1937, по Островскому, реж. Протазанов), трилогия М. С. Донского «Детство Горького» (1938), «В людях» (1939), «Мои университеты» (1940), «Медведь» (1938) и «Человек в футляре» (1939) (по А. П. Чехову, реж. обоих фильмов И. М. Анненский), «Маскарад» (1941, по М. Ю. Лермонтову, реж. Герасимов) и др. Успехи детского кино наиболее полно проявились в фильмах: «Рваные башмаки» (1933, реж. М. А. Барская), «Белеет парус одинокий» (1937, по В. П. Катаеву, реж. В. Г. Легошин), «Дума про казака Голоту» (1937, по А. П. Гайдару, реж. Савченко), «Тимур и его команда» (1940, по Гайдару, реж. А. Е. Разумный), киносказках «По щучьему велению» (1938, реж. А. А. Роу), «Золотой ключик» (1939, по А. Н. Толстому, реж. А. Л. Птушко). Для детей выпускались многочисл. мультипликационные киноленты («В Африке жарко», 1937, реж. Д. Н. Бабиченко; «Колобок», 1937, реж. В. Г. Сутеев; «Дядя Стёпа», 1938, реж. Сутеев; «Мой-додыр», 1939, реж. Иванов-Вано, и др.). Был создан полнометражный объёмный мультфильм «Новый Гулливер» (1935, реж. Птушко). Первую цветную кинокартину «Груня Корнакова» (1936) поставил реж. Экк. Значительный вклад в киноискусство наряду с режиссёрами внесли: кинодраматурги - М. Ю. Блейман, М. В. Большинцов, В. В. Вишневский, Е. И. Габрилович, А. Я. Каплер, А. Е. Корнейчук, Н. Ф. Погодин, Е. М. Помещиков, Л. Н. Рахманов, А. Н. Толстой; операторы - Б. И. Волчек, А. В. Гальперин, М. Е. Гиндин, А. Н. Гинцбург, В. В. Горданов, Ю. И. Екельчик, А. Н. Кольцатый, Л. В, Косматов, М. П. Магидсон, Ж. К. Мартов, В. Е. Павлов, Б. А. Петров, Ф. Ф. Проворов, В. А. Рапопорт, В. Т. Яковлев; художники - Б. В. Дубровский-Эшке, В. Е. Егоров, Е. Е. Еней, В. П. Каплуновский, И. А. Махлис, В. В. Сидамон-Эристави, Н. Г. Суворов, М. Б. Уманский, И. А. Шпинель; композиторы - И. О. Дунаевский, Д. Б. Кабалевский, Г. Н. Попов, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян, В. В. Шербачёв, Д. Д. Шостакович и др. Заметных успехов в этот период достигла сов. многонац. реалистич. актёрская школа. Иск-во актёра стало осн. средством воплощения идейно-художеств. замысла кинодраматурга и режиссёра. Яркие образы-характеры в фильмах 30-40-х гг. создали П. М. Алейников, Б. Ф. Андреев, Бабочкин, М. Н. Бернес, Н. И. Боголюбов, В. В. Ванин, Н. Вачнадзе, Э. П. Гарин, О. П. Жаков, М. И. Жаров, Я. Б. Жеймо, А. Карлиев, Н. А. Крючков, М. А. Ладынина, Т. Ф. Макарова, Н. Д. Мордвинов, Г. Н. Нерсесян, Л. П. Орлова, Н.- П. Охлопков, Е. В. Самойлов, Л. Н. Свердлин, С. Д. Столяров, А. К. Тарасова, Н. М. Ужвий, 3. А. Фёдорова, Н. К. Черкасов, Чирков, Штраух, Щукин и др. В лучших произведениях киноискусства утвердился метод социалистич. реализма. Крупным достижением сов. документального кино были кинопоэмы Вертова «Симфония Донбасса» (1930), «Три песни о Ленине» (1934), фильмы «Челюскин-1» (1934, реж. Я. М. Посельский, авторы-операторы А. М. Шафран и М. А. Трояновский), «Испания» (1939, реж. Шуб), научно-популярного кино - картины «Рукописи Пушкина» (1937, реж. С. И. Владимирский совместно с А. Егоровым), «В глубинах моря» (1938, реж. А. М. Згуриди совм. с Б. Г. Долиным) и др. С 1931 до начала 40-х гг. кинематография СССР выпустила ок. 500 звуковых художеств, фильмов, в т. ч. св. 120 мультипликационных. Количество киноустановок в 1940 составило 28 тыс., число кинозрителей 900 млн. В годы Великой Отечеств, войны 1941- 1945 сов. кинематография сыграла большую роль в воспитании боевого духа и высокого патриотизма. Были созданы фронтовые киногруппы, куда входили ветераны-документалисты и молодёжь - выпускники ВГИКа, операторы художеств, кинематографии; регулярно выходили киножурналы и спец. выпуски. Киностудия «Воентехфильм» (организована на базе «Мостехфильма») в 1941-44 создавала военно-инструктивные и учебные фильмы. Наиболее оперативной формой киноискусства стали «Боевые киносборники», состоявшие из короткометражных игровых киноновелл, документально-хроникальных очерков, поев, борьбе народа против нем.-фаш. захватчиков. В их создании участвовали ведущие мастера художеств, кино - Пудовкин, Юткевич, Савченко, Донской, Герасимов, Козинцев и др. Фронтовые операторы самоотверженно снимали боевые действия(Н. В. Быков, Б. В. Вакар, М. И. Сухова, В. А. Сущинский, А. П. Эльберт и другие погибли при исполнении служебных обязанностей) от первых дней войны до взятия Берлина и капитуляции Японии. Документальная «Летопись Великой Отечественной войны» составила более 3, 5 млн. м отснятой плёнки. За годы войны было выпущено ок. 100 документальных фильмов, ок. 490 киножурналов. Среди произведений боевой кинопублицистики, поев, событиям войны: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942, реж. Копалин, Л. В. Варламов), «Ленинград в борьбе» (1942, реж. В. М. Соловцов, Е. Ю. Учитель, Н. Г. Комаревцев, Р. Л. Кармен), «Черноморцы» (1942, реж. В. Н. Беляев), «День войны» (1942, реж. М. Я. Слуцкий; снимали 160 операторов), «Сталинград» (1943, реж. Варламов), «Орловская битва» (1943, реж. Р. Б. Гиков, Л. Н. Степанова), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943, реж. Довженко, Ю. И. Солнцева), «Народные мстители» (1943, реж. Беляев), «Урал куёт победу» (1943, реж. Ф. И. Киселёв, В. Н. Бойков), «Освобождённая Франция» (1944, реж. Юткевич), «Берлин» (1945, реж. Райзман), «Разгром Японии» (1945, реж. Зархи, Хейфиц), «Суд народов» (1946, реж. Кармен). Кадры из фильмов: 1. «Член правительства». Реж. А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц. 1940. 2. «Радуга». Рчж. М. С. Донской. 1944. 3. «Сорок первый». Реж. Г. Н. Чухрай. 1956. 4. «Летят журавли». Реж. М. К. Калатозов. 1957. 5. «Тихпйдон». Реж. С. А. Герасимов. 1957-58. 6. «Судьба человека». Реж. С. Ф. Бондарчук. 1959. 7. «Отец солдата». Реж. Р. Д.-Чхеидзе. 1965. Продолжался выпуск художеств, фильмов. Киностудии зап. и центр, р-нов страны эвакуировались в Ср. Азию и Казахстан: «Мосфильм» и «Ленфильм» перебазировались (до 1944) в Алма-Ату, где была организована Центр, объединённая киностудия; «Союздетфильм» стал работать на основе местной студии в Душанбе; Киевская киностудия работала в Ашхабаде. В 1942 был выпущен первый полнометражный художеств. фильм о войне -«Секретарь райкома» (реж. Пырьев). С большой страстностью решаемая здесь тема нар. мстителей-партизан продолжена и развита в фильмах: «Она защищает Родину» (1943, реж. Эрмлер), «Радуга» (1944, по В. Л. Василевской, реж. Донской), «Зоя» (1944, реж. Л. О. Арнштам), «Человек № 217» (1945, реж. Ромм), «Нашествие» (1945, по Л. М. Леонову, реж. Роом) и др. Высокой патриотич. и нравств. силой отличались фильмы о бойцах и командирах Сов. Армии, снятые по сценариям и пьесам К. М. Симонова, -«Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943) (реж. обоих фильмов А. Б. Столпер, Б. Г. Иванов), «Во имя Родины» (1943, по пьесе «Русские люди», реж. Пудовкин, Д. И. Васильев), а также «Фронт» (1943, по Корнейчуку, реж. Г. Н. и С. Д. Васильевы), «Подводная лодка Т-9» (1943, реж. А. Г. Иванов), «Два бойца» (1943, реж. Луков), «Март - апрель» (1944, реж. В. М. Пронин), «Подвиг разведчика» (1947, реж. Барнет), «Повесть о настоящем человеке» (1948, по Б. Н. Полевому, реж. Столпер). О преимуществе сов. воен. стратегии над авантюристич. планами нем.-фаш. захватчиков рассказывал фильм «Великий перелом» (1945, реж. Эрмлер). Трудовому героизму, неразрывной связи фронта и тыла, стойкости сов. людей поев, кинокартины: «Машенька» (1942, реж. Райзман), «В 6 часов вечера после войны» (1944, реж. Пырьев), «Большая земля» (1944, реж. Герасимов), «Жила-была девочка» (1944, реж. В. В. Эй-сымонт), «Родные поля» (1945, реж. Бабочкин, А. Ф. Босулаев). Традиции довоенных историко-биографич. фильмов продолжили постановки фильмов: «Георгий Саакадзе» (1942-43, реж. Чиаурели), «Кутузов» (1944, реж. Петров), «Давид-Бек» (1944, реж. Бек-Назаров), «Иван Грозный» (1945, 1-я серия, реж. Эйзенштейн). Историко-революц. событиям были поев, киноленты о Гражд. войне 1918- 1920: «Оборона Царицына» (1942, реж. бр. Васильевы), «Александр Пархоменко» (1942, реж. Луков), «Котовский» (1943, реж. А. М. Файнциммер), а также фильм о нац.-освободит, борьбе в Монголии «Его зовут Сухэ-Батор» (1942, реж. Зархи, Хейфиц). Успехом на фронте и в тылу пользовались сатирич. кинокомедии: «Антоша Рыбкин» (1942, реж. К. К. Юдин), «Новые похождения Швейка» (1943, реж. Юткевич) и др. Победоносное окончание войны выдвинуло перед киноискусством новые задачи творч. отражения всенар. подвига в битве против фашизма, жизни сов. людей, вернувшихся к мирному труду. В кон. 40- нач. 50-х гг. были созданы картины: «Молодая гвардия» (1948, по А. А. Фадееву, реж. Герасимов), «Сказание о земле Сибирской» (1948, реж. Пырьев), «Далёкая невеста» (1948, реж. Е. А. Иванов-Барков), «Константин Заслонов» (1949, реж. Корш-Саблин, Файнциммер), «Возвращение Василия Бортникова» (1953, реж. Пудовкин). О подъёме сов. киноискусства кон. 50-х гг., притоке новых творч. сил, более углублённом решении военной темы свидетельствовали фильмы «Летят журавли» (реж. Калатозов), «Дом, в котором я живу» (реж. Л. А. Кулиджанов и Я. А. Сегель)- оба в 1957, «Судьба человека» по М. А. Шолохову (реж. С. Ф. Бондарчук), «Баллада о солдате» (реж. Г. Н. Чухрай)- оба в 1959, получившие мировое признание. В лучших фильмах о войне нашли развитие творческие завоевания киноискусства воен. лет -документализм, стремление максимально точно и полнокровно воссоздать реальные события. Рост интереса к ист. прошлому и его выдающимся деятелям и достижениям, к военным подвигам отразился в биографич. фильмах: «Алишер Навои» (1947, реж. К. Я. Ярматов), «Мичурин» (1947, реж. Довженко), «Адмирал Нахимов» (1947, реж. Пудовкин), «Райнис» (1949, реж. Райзман), «Академик Иван Павлов» (1949), «Мусоргский» (1950) (реж. обоих фильмов Рошаль) и др. Актуальной теме борьбы за мир поев, фильмы: «Русский вопрос» (1948, реж. Ромм), «Встреча на Эльбе» (1949, реж. Александров). Психологии, раскрытие человеческих характеров нового послевоен. поколения нашло отражение в фильмах «Чужая родня» (1956, реж. М. А. Швейцер), «Высота» (1957, реж. Зархи), «Дело было в Пенькове» (реж. С. И. Ростоцкий), «Поэма о море» (по Довженко, реж. Солнцева) - оба в 1958, и др. В эти же годы поставлены комедии, которые отличались яркой музыкальностью, мастерством актёров разных поколений: «Стрекоза» (1954, реж. С. В. Долидзе), «Карнавальная ночь» (1956, реж. Э. А. Рязанов). События Гражданской войны и первых послереволюционных лет были воссозданы в фильмах «Дохунда» (1957, по С. Айни, реж. Б. М. Кимягаров), «Коммунист» (реж. Райзман), «По путёвке Ленина» (реж. Л. Файзиев) - оба в 1958. Многожанровость, характерная для картин 50-х гг., раскрылась и в фильмах-экранизациях: «Сорок первый» по Лавренёву (1956, реж. Чухрай), «Отелло» по Шекспиру (1956, реж. Юткевич), «Тихий Дон» по Шолохову (1957-58, реж. Герасимов), «Хождение по мукам» по А. Н. Толстому («Сестры», 1957, «Восемнадцатый год», 1958, «Хмурое утро», 1959; реж. Рошаль). Начатая в 30-е гг. кинолениниана была продолжена документальным фильмом «Владимир Ильич Ленин» (1949, реж. Ромм и В. Н. Беляев), включившим все сохранившиеся съёмки Ленина, и художественным фильмом «Рассказы о Ленине» (1957, реж. Юткевич). Наряду с моск, и ленингр. студиями научно-популярных фильмов активизировали также работу киностудии в Киеве и Свердловске. В числе значит, кинолент: «Они видят вновь» (1947, реж. Н. В. Грачёв), «История одного кольца» (1948, реж. Долин), «Первые крылья» (1949, реж. А. А. Гендельштейн), «Лесная быль» (1950, реж. Згуриди). Совершенствовалось мастерство мультипликаторов: «Лиса и дрозд» (1946, реж. А. В. Иванов), «Конёк-Горбунок» (1948, по П. П. Ершову, реж. Иванов-Вано), «Цветик-семицветик» (1949, реж. М. М. Цехановский), «Федя Зайцев» (1949, реж. В. С. и 3. С. Брумберг), «Олень и волк» (1951, реж. Бабиченко), «Аленький цветочек» (1952, реж. Л. К. Атаманов). В 50-е гг. стал увеличиваться выпуск художеств., документальных, научно-популярных фильмов, началась реконструкция киностудий в РСФСР и др. союзных республиках. Были построены киностудии в Литве, Латвии, Эстонии, а также в Молдавии, Киргизии, ранее не имевших собств. кинопроизводства. Более разнообразными по тематике и жанрам стали кинопроизведения Украины, Белоруссии, Грузии, значительные кинокартины созданы в Узбекистане. Процесс роста национальных кинематографий происходил и в Армении, Азербайджане, Туркменистане, Таджикистане, Киргизии, Казахстане. Вместе с мастерами старшего поколения с кон. 50-х гг. на различных студиях страны к творческой работе обратились молодые кинематографисты, гл. обр. выпускники ВГИКа, Высших сценарных (с I960) и режиссёрских (с 1966) курсов: режиссёры-Т. Е. Абуладзе, III. К. Айманов, А. А. Алов, В. П. Басов, Бондарчук, Р. А. Быков, В. Я. Венгеров, Л. И. Гайдай, Г. Н. Данелия, Ю. П. Егоров, В. П. Жалакявичюс, В. И. Ивченко, Ю. Ю. Карасик, Э. Г. Климов, А. С. Кончаловский, Кулиджанов, Т. М. Лиознова, А. Н. Митта, В. Н. Наумов, А. М. Неретниек, Ю. Н. Озеров, Г. И. Панфилов, Ростоцкий, Рязанов, С. И. Самсонов, А. А. Салтыков, Сегель, В. Н. Скуйбин, И. В. Таланкин, А. А. Тарковский, Л. А. Файзиев, Д. Я. Храбровицкий, М. М. Хуциев, Ю. С. Чулюкин, Чухрай, Р. Д. Чхеидзе, Швейцер, Э. М. и Г. Н. Шенгелая, В. М. Шукшин; сценаристы - О. А. Агишев, Ю. Т. Дунский, В. И. Ежов, Б. А. Метальников, Ю. М. Нагибин, И. Г. Ольшанский, Т. Г. Сытина, Н. Н. Фигуровский, В. С. Фрид; операторы - И. А. Грицюс, В. К. Дербенёв, Л. И. Калашников, Г. Н. Лавров, В. В. Монахов, М. М. Пилихина, С. П. Урусевский, В. М. Шумский, В. И. Юсов. Строгий отбор выразит, средств, интеллектуальность, разносторонность, глубокий психологизм, яркая характерность стали важнейшими чертами исполнит, манеры наиболее видных представителей актёрской школы. Среди них-Л. М. Абашидзе, Ш. К. Айманов, Н. У. Аринбасарова, В. Ф. Артмане, Д. Ю. Банионис, А. В. Баталов, Бондарчук, М. Г. Булгакова, Быков, М. В. Володина, М. А. Глузский, Л. М. Гурченко, А. С. Демидова, Т. В. Доронина, Е. А. Евстигнеев, О. Н. Ефремов, С. А. Закариадзе, 3. М. Кириенко, М. М. Козаков, Л. В. Куравлёв, К. Ю. Лавров, И. Г. Лапиков, Е. П. Леонов, И. В. Макарова, Н. В. Мордюкова, Г. А. Польских, Н. Н. Рыбников, М. Р. Рыскулов, И. С. Саввина, Т. Е. Самойлова, И. М. Смоктуновский, О. А. Стриженов, В. В. Тихонов, М. А. Ульянов, Е. Я. Урбанский, С. М. Чиаурели, И. М. Чурикова, Л. А. Чурсина, Шукшин и др. К нач. 60-х гг. производилось в среднем 120-140 полнометражных художеств, фильмов в год. На крупнейших киностудиях были созданы творч. объединения. Увеличился выпуск цветных кинокартин, внедрялись широкий экран, кинопанорама и стереозвук. В 1961 выпущен первый сов. широкоформатный фильм «Повесть пламенных лет» (по Довженко, реж. Солнцева). В 60-70-е гг. сов. киноискусство становится всё более многоплановым и углублённым в исследовании разнообразных сторон жизни общества; обогащаются выразит, средства, совершенствуется киноязык. По-прежнему одной из ведущих остаётся тема Великой Отечественной войны. Лучшие картины с большой эмоциональной силой повествуют о бессмертных подвигах, моральной чистоте, гуманизме сов. народа. К наиболее значит, работам относятся: «Мир входящему» (1961, реж. Алов и Наумов), «Иваново детство» (1962, реж. Тарковский), «Вступление» (1963, реж. Таланкин), «Живые и мёртвые» (по Симонову, 1964, реж. Столпер), «Сказ о матери» (1964, реж. А. А. Карпов), «Отец солдата» (1965, реж. Чхеидзе), «Никто не хотел умирать» (1966, реж. Жалакявичюс), «Яблоки сорок первого года» (1969, реж. Б. Батыров), «А зори здесь тихие...» (1972, реж. Ростоцкий), четырёхсерийная киноэпопея «Освобождение» (1970-71, реж. Озеров). Центр, место занимают фильмы, посв, совр. действительности. Их отличает широкий показ жизни страны, интересно и многогранно раскрытые образы современников - рабочих, колхозников, интеллигенции. В лучших из них проявилось многообразие тем, художеств, манер, жанрово-стилистич. исканий: «Простая история» (1960, реж.Ю. П. Егоров), «Серёжа» (1960, реж. Данелия и Таланкин), «Девять дней одного года» (1962, реж. Ромм), «Мне 20 лет» (1964, реж. Хуциев), «Председатель» (1965, реж. Салтыков), «Листопад» (1967, реж. О. Ш. Иоселиани), «Твой современник» (1968, реж. Райзман), «Доживём до понедельника» (1968, реж. Ростоцкий), «Влюблённые» (1969, реж. Э. Ишмухамедов), «У озера» (1969) и «Любить человека» (1972)- реж. обоих фильмов Герасимов; «Обвиняются в убийстве» (1970, реж. Б. И. Волчек), «Невестка» (1971, реж. X. К. Нарлиев), «Белая птица с чёрной отметиной» (1971, реж. Ю. Г. Ильенко), «Укрощение огня» (1972, реж. Д. Я. Храбровицкий), «Это сладкое слово - свобода» (1973, реж. Жалакявичюс), «Калина красная» (1974, реж. Шукшин), «Любовь земная» (1974, реж. Е. С. Матвеев), «Романс о влюблённых» (1974, реж. Кончаловский), «Красное яблоко» (1975, реж. Т. Океев), «Премия» (1975, реж. С. Микаэлян), «Прошу слова» (1976, реж. Панфилов) и др. О творческой зрелости советского кино 60-70-х гг. свидетельствуют фильмы о революции и Гражд. войне. Важным вкладом в кинолениниану явились фильмы «Синяя тетрадь» (1963, реж. Кулиджанов), «Ленина Польше» (1966, реж. Юткевич), дилогия Донского «Сердце матери» и «Верность матери» (1966-67), «Шестое июля» (1968, реж. Карасик). Эпич. широта мысли, достоверность, основанная на документах, характерны для историко-революц. фильмов этого периода; пафос революц. героики объединяет такие творчески различные картины, как «Первый учитель» (1965, реж. А. С. Кончаловский), «В огне брода нет» (1968, реж. Панфилов), «Белое солнце пустыни» (1970, реж. В. Я. Мотыль). Лит. первоисточником мн. историко-революц. кинокартин явились известные произв. сов. лит-ры: «Оптимистическая трагедия» (по Вишневскому, 1963, реж. Самсонов), «Железный поток» (по А. С. Серафимовичу, 1967, реж. Дзиган), «Комиссары» (по Ю. Н. Либединскому, 1970, реж. Н. П. Мащенко), «Бег» (по М. А. Булгакову, 1971, реж. Алов и Наумов) и др. Экранизировалась также рус. и зарубежная классика: «Дама с собачкой» (по Чехову, 1960, реж. Хейфиц), «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971) (оба по Шекспиру, реж. Козинцев), четырёхсерийный фильм «Война и мир» (по Л. Н. Толстому, 1966- 1967, реж. Бондарчук), «Дон Кихот» (по М. Сервантесу, 1967, реж. Козинцев), «Братья Карамазовы» (по Ф. М. Достоевскому, 1968, 1-3-я серии, реж. Пырьев) и др. Лучшие традиции сов. кинокомедии продолжены и в значительной мере обогащены в картинах: «Берегись автомобиля» (1966) и «Ирония судьбы, или С лёгким паром» (1976) (реж. обоих фильмов Рязанов), «Кавказская пленница»(1967, реж. Гайдай), в эксцентрич. комедии Быкова «Айболит-66» (1966), лирическом детском фильме реж. Митты «Звонят, откройте дверь» (1966) и др. Совершенствуется иск-во мультипликации. Киностудии Москвы, Киева, Тбилиси, Таллина и др. ежегодно выпускали св. 30 мультфильмов. Среди наиболее популярных -«Каникулы Бонифация» (1965, реж. Ф. С. Хитрук), «Бременские музыканты» (1969, реж. И. Ковалевская), «Крокодил Гена» (1969, реж. Р. А. Качанов), «Ну, погоди!» (1969-74, вып. 1-8, реж. В. М. Котёночкин), «О, мода, мода!» (1969, реж. В. Д. Бахтадзе), «Остров» (1973, реж. Хитрук). Заметных успехов достигло документальное кино, характерными особенностями которого стали высокая эмоциональность и художественность в изображении событий. Достижение на этом пути - трилогия «Рукопись Ленина», «Знамя партии» и «Ленин. Последние страницы» (1960-63, реле. Ф. А. Тяпкин). В числе наиболее значит, лент -«Разноэтажная Америка» (1961, реж. Г. И. Асатиани), «Катюша» (1964, реж. В. П. Лисакович), «Обыкновенный фашизм» (1965, реж. Ромм), «Великая Отечественная» (1965, реж. Кармен, И. В. Венжер), " Если дорог тебе твой дом" (1967, реж. В. С. Ордынский), «Гренада, Гренада, Гренада моя...» (1967, авторы Кармен, Симонов), «Товарищ Хо Ши Мин» (1969, реж. Е. И. Вермишева), «Нарынский дневник» (1971, реж. А. Видугирис), «Трудные дороги мира» (1974, реж. А. А. Колошин), «Сердце Корвалана» (1975, реж. Кармен). Кадры из фильмов: 1. «Никто не хотел умирать». Реж. В. П. Жалакявичюс. 1966. 2. «Председатель». Реж. А А. Салтыков 1965 3. «Ленин в Польше». Реж. С. И. Юткевич. 1966. 4. «Твой современник». Реж. Ю. Я. Райзман. 1968. 5. «Доживём до понедельника». Реж. С. И. Ростоцкий. 1968. 6. «Белая птица с чёрной отметиной». Реж. Ю. Г. Ильенко. 1971. 7. «Красное яблоко» Реж. I. Океев. 1975. 8. «Бег». Реж. А. А. Алов и В. Н. Наумов. 1971. 9. «Освобождение». Реж. Ю. Н. Озеров. 1970-71. Всё чаще центр, и респ. киностудии создают киноленты по заказу телевидения: «Операция „Трест"» (1970, реж. С. И. Колосов), «Адъютант его превосходительства» (1971, реж. Е. И. Ташков), «Семнадцать мгновений весны» (1972, реж. Лиознова), «Красное и чёрное» по Стендалю (1976, реж. Герасимов) и др. Широкое признание получил укр. телефильм «Как закалялась сталь» по роману Н. А. Островского (1973, реж. Р. Н. Мащенко). Значит, идейные процессы в киноискусстве проходят под плодотворным воздействием пост. ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии» (1972) и вдохновляющих на новые свершения решений съездов КПСС. Всё это открывает новые пути подъёма киноискусства, взаимообогащения кинематографий братских советских республик, усиления роли кино в коммунистическом строительстве, в духовной жизни народа. Сов. киноискусство, являясь массовым и действенным в острой идеологич. борьбе с империалистической пропагандой, убедительно показывает людям всего мира преимущества социалистич. строя, гуманизм и интернационализм сов. общества. Оно оказывает положит, воздействие на развитие мирового кинематографич. процесса, вносит принципиальный вклад в обогащение киноязыка. Достижения сов. киноискусства непосредственно повлияли на формирование итал. неореализма, на становление нац. кинематографий социалистич., а также развивающихся стран, способствовали утверждению социальной проблематики в кино-иск-ве развитых капиталистич. стран. Мировое признание получило теоретич. наследие классиков сов. кино - Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко, Вертова. Опираясь на их традиции, продолжает успешно и всесторонне развиваться сов. киноведение (см. раздел Киноведение). Деятели сов. кино объединены в Союз кинематографистов СССР (см. в разделе Творческие союзы). Лучшие сов. фильмы, подтверждающие высокий авторитет кинематографии СССР за рубежом, отмечаются премиями и наградами на Междунар. кинофестивалях стран Европы, Америки, Азии, Африки. В Сов. Союзе проводятся представительные смотры киноискусства: Всесоюзный кинофестиваль (с 1958), Междунар. кинофестиваль в Москве (1935, с 1959 регулярно 1 раз в 2 года), Всесоюзный фестиваль спортивных фильмов (с 1966), Междунар. кинофестиваль стран Азии, Африки (с 1968) и Лат. Америки (с 1976) в Ташкенте и др. О развитии между-нар. связей свидетельствуют совместные постановки сов. киностудий с киностудиями стран социалистич. содружества - Болгарии, Польши, Румынии, Чехословакии, Венгрии, Монголии, Югославии, ГДР, Кубы, а также киностудиями Индии, Италии, Франции, Японии, Швеции, США и др. Производство художественных документальных фильмов и кинопериодики осуществляется во всех союзных республиках. В 1975 выпущено 282 полнометражных фильма, в т. ч. 143 художественных, 30 документальных и 11 научно-популярных, 98 телевизионных и 1376 короткометражных. За год выходит св. 50 назв. периодич. киножурналов, в т. ч. «Новости дня», «Пионерия» (для детей), Всесоюзный сатирич. журнал «Фитиль», «Новости сельского хозяйства», «Наука и техника». На интенсивное развитие научно-популярного и уч.. кино в решающей степени повлияла научно-технич. революция. Сов. кинематография за годы своего существования выпустила (по 1975 включительно) ок. 5000 художеств, фильмов, в т. ч. до 900 мультипликационных. Подготовка кинематографич. творческих, руководящих и технич. кадров осуществляется Всесоюзным гос. ин-том кинематографии (ВГИК, Москва), Ленингр. ин-том театра, музыки и кинематографии, Ленингр. ин-том киноинженеров (ЛИКИ), отделениями кино в театр, ин-тах союзных и авт. республик, а также кинотехникумами. В СССР работали (1975) 39 киностудий художеств., хроникально-документальных, научно-популярных фильмов. Насчитывалось св. 154 тыс. киноустановок (из них 25628 в городах и 128468 в сел. местности), в т. ч. св. 100 тыс. широкоэкранных. Кроме того, функционировали 71 298 киноустановок без продажи билетов (в школах, на предприятиях и др.). См. Детское кино, Документальное кино, Киноискусство, Киноведение, Кинодраматургия, Киножурнал, Кинокомедия, Киномузыка, Кинопромышленность, Киносеть, Научно-популярное кино, а также раздел Кино в статьях о союзных республиках в соответствующих томах БСЭ. О. В. Якубович-Ясный.
|