Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Советские архитектура и градостроительство 1 страница
Великая Окт. социалистич. революция, упразднив частную собственность на орудия и средства произ-ва, землю и крупное гор. домовладение, а также положив начало гос. планированию нар. х-ва, определила принципиально новый, соответствующий интересам всего народа этап развития архитектуры и градостроительства. Рождённые революцией социально-экономич. условия позволили решать крупные градостроит. задачи, вызвали необходимость разработки ранее не существовавших в стране типов жилых и обществ, зданий (дворцов культуры, рабочих клубов, дет. садов и др.). Уже в 1918-19 были созданы первые архит. мастерские в Москве (под рук. А. В. Щусева) и в Петрограде (под рук. И. А. Фомина) для работы над проектами упорядочения их планировки и застройки; началась работа над ген. планами Ярославля и др. городов. Однако в тяжёлые годы Гражд. войны 1918-20 творч. деятельность архитекторов ограничивалась преим. проектированием, участием в осуществлении плана монументальной пропаганды, созданием конкурсных проектов крупных обществ, зданий нового социального назначения. Эти проекты ярко отразили революц. размах и романтику первых лет Сов. власти. После окончания Гражданской войны и перехода к восстановлению нар. х-ва началось выполнение составленного в 1920 плана ГОЭЛРО. Были построены Волховская ГЭС (1918, 1921-26, арх. О. Р. Мунц, В. А. Покровский, инж. Г. О. Графтио и др.), Земо-Авчальская ГЭС в Грузии (1-я очередь - 1923-27, арх. А. Н. Кальгин и др.) и др. электростанции, ставшие одними из первых произв. сов. пром. архитектуры. Сооружение Волховской ГЭС было также одним из первых примеров комплексного стр-ва гидротехнич. сооружения и рабочего посёлка при нём. С сер. 20-х гг. развернулось значит, жил. стр-во в крупных пром. центрах. При этом решалась важная социальная задача преобразования неблагоустроенных рабочих окраин в красивые и удобные для жизни районы с дет. садами и яслями, школами, мед. и культур-но-просветит. учреждениями. Так, напр., в Ленинграде была реконструирована часть р-на Нарвской заставы, где на Тракторной улице и др. участках в 1925-27 были построены кварталы многоэтажных домов (арх. А. С. Никольский, А. И. Гегелло, Г. А. Симонов), школа (арх. Никольский и др.), а в 1929-31 фабрика-кухня - универмаг (арх. А. К. Барутчев, И. А. Гильтер и др.). Перестройка рабочих р-нов велась в Москве [жилые массивы в районе Дубровских улиц (1926- 1927, арх. М. И. Мотылёв, Д. Н. Молоков, А. В. Юганов и др.) и быв. Дангауэровки (1929-35, арх. Мотылёв, Б. Н. Блохин и др., инж. В. Кардо-Сысоев и др.)], Баку (посёлок им. С. Шаумяна, 1921-30, арх. А. В. Самойлов), в Донбассе. В 1923 в Москве открылась Всеросс. с.-х. и кустарно-пром. выставка. Под рук. арх. И. В. Жолтовского и Щусева был создан яркий и праздничный комплекс деревянных павильонов и сооружений, в к-рых изобретат. использование деревянных конструкций своеобразно сочеталось как с традиц. формами нац. архитектуры народов СССР, так и с новыми творч. приёмами. В ходе социалистич. индустриализации страны в годы 1-й пятилетки (1929-32) развернулось интенсивное стр-во многочисл. пром. предприятий, шахт, крупных ГЭС и др. Среди них были такие индустриальные гиганты, как Магнитогорский и Кузнецкий металлургич. комбинаты, Волгоградский, Челябинский и Харьковский тракторные з-ды, Моск. шарикоподшипниковый з-д, Уральский з-д тяжёлого машиностроения и мн. др. Уже в эти годы определился качественно новый характер архитектуры пром. зданий: большое внимание уделялось бытовым помещениям (столовым, душевым и пр.), улучшающим условия работы трудящихся. Значит, достижением архитектуры и строит, техники стало стр-во Днепрогэса им. В. И. Ленина (1927-32, А. А., К. А. и Л. А. Веснины, С. Г. Аидриевский, Н. Я. Колли, Г. М. Орлов и др., инженер И. Г. Александров). Лаконичная, функционально оправданная архитектура станции определила выразительный образ мощного гидротехнического сооружения. В связи с массовым промышленным стр-вом был создан ряд крупных специализиров. проектных орг-ций, в т. ч. Ин-т по проектированию маш.-строит. заводов (Гипромаш), Ин-т по проектированию металлургич. заводов (Гипромез), Ин-т по проектированию гидростанций (Гидропроект и др.), что способствовало быстрому проф. росту кадров инженеров и архитекторов, работающих в области пром. стр-ва (И. С. Николаев, Е. М. Попов, А. С. Фисенко и мн. др.). В. А. Щ у к о, В. Г. Г с л ь ф р е и х. Театр имени М. Горького в Ростове-на-Дону. 1930-35. Восстановлен и частично перестроен в 1962-63. Братья Веснины, С. Г. Андриевский, Н. Я. Колли, Г. М. Орлов и др., инженер И. Г. Александров. Днепрогэс имени В. И. Ленина. 1927 - 32. Восстановлен в 1947- 50. П. А. Голосов. Комбинат газеты «Правда» в Москве. 1929-35. Индустриализация вызвала быстрый рост небольших старых городов, часто почти полностью изменивших свой прежний облик [напр., Дзержинск (арх. О. А. Сергеев), Запорожье (арх. И. И. Малозёмов), Караганда (арх. А. И. Кузнецов), Новокузнецк (арх. Б. Е. Светличный) и др.], а также стр-во новых городов [Комсомольск-на-Амуре (Б. И. Данчич)и др.]. Наряду с Москвой и Ленинградом большие работы по реконструкции развернулись в Свердловске (по ген. плану 1926-1927, арх. С. В. Домбровский и др.), Ереване (по ген. плану 1924, арх. А. И. Таманян). Реконструкция старых и стр-во новых городов проводились на основе ген. планов перспективного развития населённых пунктов, рассчитанных на 20-25 лет. Для их разработки были созданы крупные ин-ты по проектированию городов - Гипрогор в Москве и Ленинграде, Гипроград в Харькове, архитектурно-планировочные управления в ряде крупных городов. Под новую застройку отводились наиболее благоприятные в санитарно-гигиенич. отношении территории. Эти требования учитывались и при планировке городов на основе составленных норм плотности застройки, озеленения минимальных разрывов между жилыми массивами и пром. предприятиями. Наряду с жилищами строились школы, дет. сады, магазины, клубы и др. учреждения культурно-бытового обслуживания, создавались парки и скверы, сооружались системы водоснабжения и канализации. За годы 1-й пятилетки были построены жилые дома общей площадью 56, 9 млн. м2. Строились и крупные общественные здания, в т. ч. Дворец культуры им. М. Горького (1925- 1927, арх. Гегелло, Д. Л. Кричевский) и Кировский райсовет (1930-35, арх. Н. А. Троцкий) в Ленинграде, Ин-т В. И. Ленина (ныне Ин-т марксизма-ленинизма; 1924-27, арх. С. Е. Чернышёв), дом газеты «Известия» (1925-27, арх. Г. Б. Бархин) и комбинат газеты «Правда» (1929-35, арх. П. А. Голосов), 1-я очередь Дворца культуры Пролет, р-на (ныне Дворец культуры автомобильного завода им. И. А. Лихачёва; 1930- 1934, арх. братья Веснины) в Москве; Дом Госпрома (1925-29, арх. С. С. Серафимов и др.) и Дворец культуры железнодорожников (завершён в 1932, арх. А. И. Дмитриев) в Харькове. Много внимания уделялось стр-ву заводских и сел. клубов; большую изобретательность в их проектировании проявили арх. К. С. Мельников [напр., клубы им. Русакова (1927-29) и з-дачКаучук» (1927)], И. А. Голосов [клуб им. Зуева (1928) - все в Москве] и др. В архитектуре многих из этих зданий в контрастном и порой несколько схематичном сопоставлении геометризованных лаконичных объёмов больших глухих плоскостей стен и остеклённых поверхностей, в асимметричном, функционально обоснов. расположении помещений проявились черты конструктивизма, одного из направлений в сов. архитектуре тех лет. Выдающимся произведением сов. архитектуры стал Мавзолей В. И. Ленина (выстроен в 1924 из дерева и в 1929-30 заменён каменным, арх. Щусев); здание органично вписано в исторически сложившийся архит. ансамбль Красной площади и определило её новое идейно-художественное содержание. А. И. Г е г е л л о, Д. Л. Криченский. Дворец культуры имени М. Горького в Ленинграде. 1925 - 27. На новом пути советской архитектуры наряду с достижениями проявились и недостатки (однообразная строчная застройка ряда новых жилых районов, отставание городского хозяйства старых городов от быстро выросших потребностей населения и др.). В 1931 Пленум ЦК ВКП(б) принял широкую программу мероприятий по реконструкции гор. х-ва Москвы и др. городов. Его решения оказали положит, влияние на развитие градостроительства. Становление сов. архитектуры проходило в острой борьбе творч. архит. группировок, наиболее активными из к-рых были АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов; осн. в 1923) и ОСА (Общество совр. архитекторов; осн. в 1925). Чл. АСНОВА (Н. А. Ладов-ский, В. Ф. Кринский и др.) провозглашали необходимость полного изменения образного строя архитектуры на основе новых стройматериалов и конструкций и синтеза искусств, но практически многие из них придерживались формалистич. взглядов. Члены ОСА предлагали т. н. функциональный метод, основанный на всестороннем учёте функционального назначения зданий, на использовании новых строит, конструкций и материалов. В своей практич. деятельности ведущие члены ОСА (бр. Веснины, М. Я. Гинзбург и др.) придавали важное значение идейно-художеств. стороне зодчества, но мн. др. последователи конструктивизма её недооценивали и игнорировали архит. наследие, нац. своеобразие архитектуры, порой не считались с требованиями экономич. и технич. целесообразности стр-ва. Часть архитекторов старшего поколения (Жолтовский, И. А. Фомин, В. А. Щуко и др.) стремились творчески использовать наследие классич. архитектуры, что, как правило, приводило к архаизации архит. образа, к противоречиям между обликом и новым содержанием зданий. Пост. ЦК ВКП(б) «О перестройке литера-турно-художеств. организаций» (1932) положило конец групповой изолированности архитекторов, сплотив их в едином Союзе сов. архитекторов (см. в разделе Творческие союзы). Важную роль в определении творч. направленности сов. архитектуры сыграл конкурс (1931-33) на проект Дворца Советов в Москве. Пост. Совета стр-ва Дворца Советов по 2-му туру конкурса призывало к творч. применению лучших приёмов классич. и новой архитектуры и достижений совр. строит, техники. В одобренном затем для стр-ва проекте дворца арх. Б. М. Иофана, В. Г. Гельфрейха и Щуко широко использовалось наследие мировой архитектуры. Эти черты проекта оказали большое влияние на формирование сов. архитектуры 2-й пол. 30 - нач. 50-х гг. В 30-е гг. интенсивно развернулось стр-во новых и реконструкция старых городов. Возникли города Электросталь в Моск. обл. (ген. план - 1938, арх. Кузнецов и А. Н. Карнаухов), Мончегорск в Мурманской обл. (ген. план - 1937, арх. С. Е. Бровцев и др.) и мн. др. Характерный пример нового градостроительства - столица Тадж. ССР г. Душанбе, к-рый быстро превратился из кишлака в большой совр. красивый, хорошо озеленённый город (ген. план - 1937, арх. Н. В. Баранов, В. А. Гайкович и др.). Огромную роль в развитии градостроительства сыграло пост. ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 10 июля 1935 «О генеральном плане реконструкции Москвы», к-рое определило осн. принципы социалистич. переустройства городов. Ген. план (арх. В. Н. Семёнов, Чернышёв и др.) предусматривал ограничение роста города, разуплотнение интенсивно застроенных р-нов и новую планировочную организацию жилых кварталов с яслями, садами, школами и др. учреждениями обслуживания населения. Сохраняя исторически сложившуюся радиально-кольцевую систему улиц, план наметил их значит, реконструкцию, создание новых магистралей, озеленение и благоустройство города. Вокруг Москвы проектировалось создание лесопаркового пояса. Почти полностью перестраивались водоснабжение и канализация. Благодаря стр-ву (1932-37) канала Москва - Волга (ныне им. Москвы; архит. часть - А. М. Рухлядев, Кринский, В. Я. Мовчан и др.) была решена проблема водоснабжения столицы, а р. Москва стала судоходной. В 1936-39 были построены мосты - Крымский (арх. А. В. Власов, инж. Б. П. Константинов), Большой Каменный (арх. Щуко, Гельфрейх, инж. Н. Я. Калмыков), Москворецкий (арх. Щусев, инж. В. С. Кириллов) и др. Старая Москва с её хаотич. застройкой узких улиц превращалась в город просторных проспектов, площадей и набережных. Была создана Манежная площадь (ныне им. 50-летия Октября), полностью перестроен Охотный ряд (ныне часть проспекта Маркса), где были возведены гостиница «Москва» (1932-38, арх. Щусев, О. А. Стапран, Л. И. Савельев) и дом СНК СССР (ныне Госплана СССР; 1932-36, арх. А. Я. Лангман), перестроена ул. Горького (арх. А. Г. Мордвинов и др.), реконструированы Б. Калужская ул. (ныне часть Ленинского проспекта; 1939-40, арх. Г. П. Гольц, Мордвинов, Д. Н. Чечулин и др.), 1-я Мещанская ул. (ныне часть проспекта Мира) и др. В 1935-41 в Москве было построено жилых домов общей площадью 5, 2 млн. м2, детских садов и яслей почти на 50 тыс. мест, св. 400 школ. Среди крупных зданий, построенных в эти годы, - новые корпуса Библиотеки СССР им. В. И. Ленина (строительство начато в 1928, завершено в 1958; арх. Щуко, Гельфрейх), Воен. академия им. М. В. Фрунзе (1937, арх. Л. В. Руднев, В. О. Мунц), Театр Советской Армии (1934-40, арх. К. С. Алабян, В. Н. Симбирцев) и др. Большим достижением явилось стр-во Моск. метрополитена [первый участок вступил в строй в 1935; в числе лучших станций - -«Красные ворота» (ныне-«Лермонтовская»; 1935) и «Площадь Свердлова» (1938) - обе арх. И. А. Фомин и др.; «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»; 1935, арх. А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг) и «Маяковская» (1938-39, арх. Душкин)]; был построен комплекс Всесоюзной с.-х. выставки. А. Н. Душкин, Я. Г. Л и х т е н б е р г. Станция метро «Кропоткинская». Москва. 1935. Вслед за ген. планом реконструкции Москвы был разработан ген. план развития Ленинграда (1935-36, арх. Л. А. Ильин, В. А. Витман и др.; 1938- 1940, арх. Баранов, А. И. Наумов и др.). Здесь не было неотложной необходимости в коренной реконструкции центра - новое стр-во развернулось на свободных терр. в юж. и вост. районах: на Моск. проспекте (арх. Гегелло, Г. А. Симонов, Троцкий и др.), на М. Охте (арх. Симонов, Б. Р. Рубаненко и др.), на Щемиловке (арх. Е. А. Левинсон, И. И. Фомин и др.) и в Автово (арх. А. А. Оль, С. М. Бровцев и др.). В 1933-41 было построено 1, 6 млн. м2 жилой площади, 221 школа, дет. садов и яслей почти на 30 тыс. мест, Дом Советов (1936-40, арх. Троцкий и др.), здания Московского (1930-35) и Невского (1937-40) райсоветов (оба - арх. И. И. Фомин и др.). Реконструкция охватила сотни городов, в т. ч. столицы союзных республик и пром. центры. Осуществлялись ген. планы развития Харькова (1934, арх. А. М. Касьянов и др.), Тбилиси (1934, арх. Малоземов, Э. Курдиани, Г. Гогава), Баку (1937, арх. Баранов, В. А. Гайкович, Ильин и др.), Еревана (1936, арх. Малоземов, Н. Заргарян, С. Клевицкий), Горького (1937, арх. Н. А. Солофненко и др.), Ярославля (1936-37, арх. Баранов, В. А. Гайкович), Казани (1936-37, арх. И. С. Носов), Челябинска (1937, арх. Витман и др.), Минска (утверждён в 1938; арх. Витман, Ю. М. Киловатов и др.), Ташкента (1938, арх. Кузнецов и др.) и мн. др. городов. Началось активное преобразование курортов Кавказа и Юж. берега Крыма. Увеличились объёмы жилищного стр-ва: во 2-й пятилетке построены жилые дома общей площадью 67, 3 млн. м2. В 1936 было принято пост. СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об улучшении строительного дела и об удешевлении строительства». Развивались индустр. методы возведения зданий, основанные на заводском изготовлении стандартизированных строит, элементов (лестничных маршей, частей перекрытий и др.), применении поточно-скоростного метода стр-ва, концентрации жилых домов в крупных массивах, что позволило уменьшить сроки стр-ва и снизить его стоимость. Увеличились количество квартир на одну лестничную площадку (с 2 до 4-6 квартир) и глубина жилых корпусов, улучшились оборудование и отделка квартир. В годы 2-й и 3-й пятилеток в Москве и Ленинграде началось стр-во жилых домов из крупных блоков. В 1933-40 большой размах получило стр-во массовых обществ, зданий (построены 24103 школы на 7169 тыс. учащихся, детские сады и ясли на 420 тыс. мест). Среди мн. крупных обществ, построек - здания Верх. Совета УССР (1936-39, арх. В. И. Заболотный) и СНК УССР (1934-38, арх. И. А. Фомин и П. В. Абросимов) в Киеве, Груз, филиала Ин-та марксизма-ленинизма в Тбилиси (1938, арх. Щусев), адм. здание в Сочи (1934-36, арх. Жолтовский), Дом пр-ва Арм. ССР в Ереване (1926-41, арх. А. И. и Г. А. Таманян), Музей им. Низами в Баку (завершён в 40-е гг., арх. С. А. Дадашев и М. А. Усейнов), Дом пр-ва БССР в Минске (1930-33, арх. И. Г. Лангбард), Дом пр-ва Тадж. ССР в Душанбе (полностью завершён в 1948-49, арх. С. Л. Анисимов и др.). Архитектура Сов. павильона на Всемирной выставке 1937 в Париже впечатляюще отразила величие первой страны социализма (арх. Иофан, скульптор Мухина). В облике обществ, зданий наиболее полно проявилось характерное для этого времени стремление к идейно-художеств. выразительности архит. образов, основанных на использовании классич. наследия и традиций нац. зодчества. Однако некритич. обращение к архит. формам прошлого нередко приводило к архаизму, чрезмерной монументализации, механич. применению многочисл. декоративных элементов, перегружающих фасады, к схематизации функциональных решений общественных зданий и, как следствие, к эксплуатационным неудобствам, к увеличению стоимости строи тельства. Во 2-й и 3-й пятилетках в нарастающем объёме строились новые крупные пром. предприятия, транспортные и гидротехнические сооружения: продолжались коренная реконструкция Моск. автомоб. з-да (архит. часть - Е. М. Попов и др.), стр-во Горьковского автомоб. з-да (руководитель архит. части А. С. Фи-сенко), Сталинградского тракторного завода (рук. архит. части И. С. Николаев), сооружён Беломорско-Балт. канал, ряд ГЭС и др. Значительно расширилось применение металлич. конструкций и сборного железобетона, улучшилось благоустройство и озеленение заводских территорий, совершенней стали градостроит. решения, определяющие сочетание планировки и застройки предприятий с окружающими их гор. районами. В 30-е гг. в сел. местности формировались новые типы жилых, обществ, и хоз. построек; проектные организации приступили к созданию типовых проектов животноводческих помещений и др. Зерносовхоз «Гигант» (проект - 1928, арх. Е. И. Ермишанцев, Голосов и др.)- один из первых комплексов, включающих сооружения для крупного с.-х. производства с благоустроенным посёлком. В начальный период Великой Отечеств, войны 1941-45 осн. задачей архитектуры стало ускоренное стр-во производств, зданий для размещения перебазиров. на Восток пром. предприятий и жилищ для рабочих. Архитекторы осваивали местные строит, материалы, разрабатывали экономичные типовые жилые секции, облегчённые деревянные и кам. конструкции зданий; развивалось деревянное домостроение. В Москве, несмотря на трудности воен. времени, в 1943-44 были введены в эксплуатацию 2 новые линии метрополитена. В годы войны фаш. захватчики разрушили сотни городов и св. 70 тыс. сёл и деревень. Ок. 25 млн. чел. осталось без крова, были превращены в руины такие крупные города, как Сталинград, Минск, Севастополь, Новгород, Витебск, Псков, Великие Луки и мн. др.; тяжелейшим разрушениям подверглись Ленинград, Харьков, Ростов-на-Дону, Киев. Были уничтожены 82 тыс. школ, 40 тыс. больниц, поликлиник и др. медицинских учреждений, 44 тыс. зданий театров, клубов, домов культуры и др., разрушены мн. памятники архитектуры, в т. ч. в Ленинграде и его пригородах, Моск. обл., в Новгороде, Пскове, Киеве, Чернигове, Смоленске, Риге, Вильнюсе и др. городах. Восстановление городов и посёлков началось ещё до окончания войны и стало одним из ярких этапов сов. архитектуры и градостроительства. В 1944, после снятия блокады Ленинграда, ГКО вынес решение о первоочередных мерах по восстановлению города. Для более качественного выполнения и организации строительных работ в 1944 был создан Гос. комитет по делам архитектуры при СНК СССР. В 1945 СНК СССР принял постановление о неотложных мероприятиях по восстановлению 15 крупнейших и старейших рус. городов, разработка ген. планов к-рых была поручена ведущим сов. арх. Алабяну, Баранову, Власову, Г. П. Гольцу, Иофану, Колли, Рудневу, В. Н. Семёнову, Щусеву и др. Развернулась разработка ген. планов и 250 др. городов. Разрушенные постройки и ансамбли воссоздавались не механически. Это был творческий процесс, в результате к-рого города становились более красивыми и удобными для населения, увеличивались озеленённые площади, совершенствовались организация гор. движения и транспорта, инж. оборудование и благоустройство. Уже со 2-й пол. 1942 ленингр. архитекторы разрабатывали проект восстановления и дальнейшего развития своего города (руководитель Баранов), к-рый в 1944 был в основном завершён. На местах разрушений создавались новые архит. ансамбли, улучшающие облик города; центр Ленинграда получил развитие вдоль М. Невы к берегам Финского залива и вверх по реке до б. Александро-Невской лавры. В соответствии с этим замыслом был перестроен р-н Финляндского вокзала и на берегу Невы создан ансамбль пл. Ленина, перестроена пл. Революции (обе - арх. Баранов, Н. Г. Агеева, О. И. Гурьев и др.), реконструированы р-н Смольного (арх. Д. С. Гольдгор, М. К. Бенуа, И. И. Фомин), р-н Инженерного замка и ансамбль площади Искусств (арх. Баранов, Е. И. Катонин., В. Д. Кирхоглани), р-н ипподрома (арх. Гегелло) и др. Выросли новые р-иы жил. стр-ва, где сооружены проспекты Приморский (арх. Баранов, Гурьев, Агеева и др.)и Энгельса (арх. А. К. Барутчев, В. Ф. Белов и др.), завершена застройка проспекта Стачек (арх. В. А. Каменский и др.). Созданы крупные парки Победы - Приморский (арх. Никольский и др.) и Московский (арх. Катонин, Кирхоглани). К 1955 была завершена 1-я очередь метрополитена. Уже в 1944-45 в Ленинграде было восстановлено 1 млн. 568 тыс. м2 жилой площади, а в 1946-55 построены и восстановлены дома общей площадью 5, 4 млн. м2. В соответствии с ген. планом восстановления Волгоград, ранее отрезанный пром. предприятиями и пристанями от реки, получил широкий выход к Волге (ген. план 1945 - арх. Алабян, Симбирцев, Н. X. Поляков и др.), украсился выразит., хорошо озеленённым ансамблем площади Павших борцов и гл. набережной с парадным спуском к Волге (арх. Симбирцев, И. Е. Фиалко и др.); центр, р-н города был застроен комплексом многоэтажных жилых домов и обществ, зданий. В Севастополе, как и в Волгограде, отстроенном почти заново, были созданы новые, удачно сочетающиеся с рельефом местности архит. ансамбли площадей и улиц, хорошо воспринимающиеся со стороны моря (проект детальной планировки центра - арх. Л. М. Поляков и др.; ген. план 1946 - арх. В. М. Артюхов, Ю. А. Траутман). В Минске новая планировка и застройка центра, где вдоль проспекта Ленина была создана система впечатляющих архит. ансамблей и большой парк (в долине р. Свислочь), а также новая привокзальная площадь полностью преобразили город (арх. М. П. Парусников, В. А. Король, Б. Р. Рубаненко и др.). Были осуществлены крупные работы по восстановлению Киева и полной реконструкции его разрушенной гл. улицы - Крещатика. Новый Крещатик (1947-54, арх. Власов, А. В. Добровольский, В. Д. Елизаров, Б. И. Приймак, А. И. Малиновский) украсил город, сделал его центр более выразительным; проведены крупные работы по озеленению, создан, в частности, большой Ботанич. сад (арх. Власов и др.). В. Г. Г е л ь ф р е и х, М. А. М и н к у с. Административное здание на Смоленской площади п Могкпо. 1948 - 52. В Москве комплексное жил. стр-во (т. е. одновременно жилых домов и зданий культурно-бытового обслуживания) в основном концентрировалось на крупных свободных площадках, в районе Песчаных улиц (арх. 3. М. Розенфельд и др.) и на Юго-Западе (арх. Власов, Б. С. Мезенцев и др.). Впервые в СССР в столице началось стр-во высотных зданий [адм. здание на Смоленской площади (1948-52, арх. Гельфрейх, М. А. Минкус), жилые здания на Котельнической набережной (1948-52, арх. Д. Н. Чечулин, А. К. Ростковский), пл. Восстания (1950-54, арх. М. В. Посохин, А. А. Мндоянц и др.) и адм.-жилое здание на Лермонтовской пл. (1948-53, арх. Душкин, Мезенцев); здание Моск. ун-та (1949-53, арх. Руднев, Чернышёв, Абросимов, А. Ф. Хряков), гостиница «Украина» (1957, арх. А. Г. Мордвинов)]. Размещённые в ключевых точках города, эти здания органично вошли в планировочную структуру столицы, подчеркнув её радиально-кольцевой характер, и сыграли большую градоформирующую роль; возведение высотных зданий способствовало скорейшему прогрессу строит, техники. Однако в функциональном и экономич. отношении некоторые из них имеют существенные недостатки. С 1948 по мере восстановления кирпичных заводов и др. предприятий пром-сти стройматериалов увеличивались масштабы стр-ва многоэтажных жилых домов и развивалось начатое ещё в довоен. годы крупноблочное стр-во в Москве (арх. А. К. Буров, Б. Н. Блохин) и в Ленинграде (арх. С. В. Васильковский, И. М. Чайко). В сер. 50-х гг. в Магнитогорске и Москве впервые были смонтированы многоэтажные крупнопанельные дома (инж. Г. Ф. Кузнецов, арх. Л. М. Врангель и др.), положившие начало последующей индустриализации жилищного строительства. В 1946-55 в стране были восстановлены и построены жилые дома общей площадью 441 млн. м2. В это время нашёл широкое применение принцип серийного типового проектирования, на основе которого были разработаны комплексные серии типовых проектов малоэтажных (1-, 2-, 3-этажных) домов (арх. Д. С. Меерсон, С. П. Тургенев и др.). Внедрение типовых проектов позволило ускорить восстановление разрушенных городов и строительство новых. В 4-й и 5-й пятилетках были построены 10 164 школы на 3093 тыс. учащихся, детские сады и ясли на 518 тыс. мест, больницы и поликлиники на 140 тыс. коек. В послевоен. десятилетие завершено стр-во ряда крупных обществ, зданий и сооружений и построены новые: стадион им. С. М. Кирова (ок. 100 тыс. зрителей; 1932-50, арх. Никольский и др.) в Ленинграде, Театр оперы и балета им. А. Навои на 1200 мест (1938-47, арх. Щусев) в Ташкенте, Дом пр-ва Груз. ССР в Тбилиси (1938-53, арх. В. Д. Кокорин, Г. Лежава) и Дом пр-ва Азерб. ССР в Баку (1952,, арх. Руднев, В. О. Мунц), большой крытый Центральный рынок (1952, арх. Г. Г. Агабабян) в Ереване, здание Театра оперы и балета им. С. Айни (1939-46, арх. Д. И. Билибин, В. Д. Голли, А. А. Юнгер) в Душанбе, и др. В короткие сроки были сооружены Волго-Донской судоходный канал им. В. И. Ленина и Цимлянский гидроузел (1948-52, архитектурная часть проекта Л. М. Поляков и др.), началось строительство крупнейшей Волжской ГЭС им. В. И. Ленина около Куйбышева (с 1951, архитектурная часть проекта Р. А. Якубов и др.). В. Д. К о к о р и н, Г. Л е ж а в а и др. Дом правительства Грузинской ССР в Тбилиси. 1938 - 53. Восстановление сел. населённых мест было в основном закончено к 1950; первоначально строились преим. рубленые одноэтажные индивидуальные дома. Постепенно в колхозах и особенно в совхозах вводилась застройка по специально разработанным ген. планам. В отд. сёлах [напр., Некрасове Калининской обл. (арх. В. С. Рязанов), совхоз «Караваево» Костромской обл. (1945, арх. В. А. Остроумов и др.)] жилые, обществ, и производств, здания возводились по индивидуальным проектам. Удачно в функциональном и архитектурно-художественном отношении были решены производств, зоны Адлерского, Гагринского и Хостинского совхозов (1948-51, арх. Т. И. Макарычев и др.). Увеличилось стр-во школ и клубов (преим. по типовым проектам), к-рые заметно повлияли на общий облик сел. населённых мест. Уже к 1950 на уровне достигнутого технического прогресса была завершена 1-я очередь восстановления крупных пром. предприятий (6200), трансп. сооружений, осн. части разрушенных жилых домов и обществ, зданий. Начали строиться новые города - Рустави в Груз. ССР (с 1944, арх. М. Н. Непринцев и др.), Кохтла-Ярве в Эст. ССР (с 1946) и Ангарск в Иркутской обл. (с 1948; оба арх. Е. Я. Витенберг и др.), Сумгаит в Азерб. ССР (с 1949, арх. О. М. Исаев и др.), Новая Каховка в Укр. ССР (1952, арх. А. Д. Моторин и др.). Большой размах в послевоен. десятилетие приобрела реставрация памятников архитектуры (были реставрированы также ансамбли кремлей). Громадные по масштабам работы по восстановлению населённых мест стали новым, более зрелым этапом развития сов. градостроительства и архитектуры, в к-ром ярко воплотились принципы социалистич. планировки и застройки городов. Однако, несмотря на эти достижения, общая художеств, направленность архитектуры всё более вступала в противоречие с реальными социально-экономич. потребностями, достижениями технич. прогресса в области стр-ва. Повсеместное, часто механич. использование архит. наследия, пышных архит. форм прошлого было чуждо назначению совр. зданий и сооружений, затрудняло внедрение типизации жилых, обществ, и производств. зданий, тормозило развитие крупнопанельного домостроения. Назрела неотложная потребность решит, перестройки стилистич. направленности архитектуры, создания необходимых предпосылок для перевода стр-ва на индустр. основу. Всесоюзное совещание архитекторов и строителей (дек. 1954), пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (1955), 2-й Всесоюзный съезд архитекторов (1955) были посвящены вопросам перестройки творчества зодчих и наметили пути дальнейшего развития архитектуры на основе широкой индустриализации стр-ва. Важную роль в теории и практике архитектуры сыграло Всесоюзное совещание по градостроительству, проведённое в 1960 по инициативе ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР, обсудившее насущные задачи планировки и застройки городов и определившее прогрессивные пути их решения. Наступил новый период развития градостроительства и архитектуры, основанный на широком внедрении достижений научно-технич. революции. Наиболее существ, успехи достигнуты в 60-70-х гг. В это время были составлены долговременные прогнозы развития градостроительства, разработана основа районной планировки в масштабе всей терр. страны, началось внедрение приёмов т. н. группового расселения (особенно в р-нах стр-ва крупных производственно-энергетических комплексов), теоретически осмыслены и практически применены новые принципы планировочной и пространств, структуры городов: создание производственно-жилых районов, ступенчатая система организации жилой застройки (жилой район- микрорайон), учёт динамич. долговременного развития городов в ходе крупномасштабных работ по реконструкции старых и созданию новых их центров, более эффективные мероприятия по сохранению ценной архит. и природной среды и др. Большое внимание уделяется проблеме оздоровления и сохранения чистоты городской атмосферы, особенно в крупных городах (напр., Москва занимает одно из первых мест среди столиц мира по благоустройству и чистоте атмосферы).
|