Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






VII. Экономико-географический очерк Общая характеристика хозяйства.






ФРГ - высокоразвитая капиталистич. страна. Доля в мировом капиталистич. пром. произ-ве в 1975 составила ок. 9%. По объёму валового нац. продукта и пром. произ-ва занимает 3-е место в капиталистич. мире после США и Японии. По размерам нац. дохода на душу населения (3270 долл. по офиц. валютному курсу, 1973) занимает одно из первых мест в капиталистич. мире. Доля промышленности в совокупной продукции пром-сти и с. х-ва (1976) -95%. Экономика ФРГ зависима от внеш. рынков сбыта, что оказывает существенное воздействие на конъюнктурное развитие и мн. др. процессы внутр. жизни страны. Характерна высокая и всё растущая степень концентрации произ-ва и капитала. В пром-сти ок. 60% продукции производится на крупных и крупнейших предприятиях (с числом занятых св. 500 на каждом). В 1975 крупные акц. компании с капиталом 100 млн. марок и более (7, 0% всех акц. обществ) владели 69% совокупного акц. капитала (в 1954 соответственно 1, 3% и 32, 1%). Решающие позиции в экономике занимают частные монополистич. объединения (концерны), в т. ч. в угольной пром-сти - " Рурколе АГ", в металлургии, тяжёлом машиностроении, коксохимии -" Тиссен", " Крупп", " Хёш", " Маннесман", " Клёк-нер", " Гутехофнунгсхютте", в хим.- наследники " ИГ Фарбениндустри" - " Байер АГ", " БАСФ", " Хёхст", в элек-тротехнич. и электронной - " Сименс", " АЭГ-Телефункен", " Бош", в банковском деле т. н. " большая тройка" - " Дойче банк", " Дрезденский банк", " Коммерцбанк" (к-рыми предоставляется св. 1/2 всех кредитов), страховании - " Альянц".

По уровню развития гос.-монополистич. капитализма ФРГ превосходит большинство развитых капиталистич. стран. В 1972 доля гос. расходов в нац. доходе составляла 39, 3%. Гос-во активно пытается воздействовать на экономику с целью ослабления экономич. кризисов, инфляции, безработицы путём кредитной политики, разработки программ развития отд. отраслей и подъёма экономики " бедствующих районов" и т. д. В кон. 60-х гг. на предприятиях гос. сектора было занято 8, 7% всех рабочих и служащих, в т. ч. в пром-сти 2, 2%. Наибольший уд. вес гос. собственности приходится на инфраструктуру (пути сообщения, система связи), сырьевые и энергетич. отрасли пром-сти, цв. металлургию, в т. ч. произ-во алюминия (76%), свинца и цинка (примерно 2/5), добычу жел. руды (46%), произ-во электроэнергии (св. 1/2), добычу бурого угля, сооружение и эксплуатацию АЭС. Значит. гос. капитал вложен в авто- (42% общего произ-ва) и судостроение, кредитную систему (1/2 всех кредитов). Осн. гос. или смешанные (с участием гос-ва) концерны - " Фольксвагенверк", РВЭ, ФЕБА, " Зальцгиттер". Большая роль в развитии гос.-монополистич. капитализма принадлежит воен.-пром. комплексу. Воен. расходы (вкл. косвенные) составляют самую крупную статью расходов по гос. бюджету. С воен. произ-вом связано более 1000 предприятий, в т. ч. почти все крупнейшие концерны тяжёлой пром-сти, особенно " Флик" (танки), " Мессершмитт-Бёльков-Блом" (авиаракетное вооружение), " Ховальдтсверке- Дойче верфт" (военное судостроение), " Сименс", " АЭГ-Телефункен" (военная электроника), " Байер", " БАСФ", " Хёхст" (военная химия).

Значительна роль иностр. капитала в экономике страны. В 1976 в стране действовало более 10 тыс. иностр. фирм (с общим номинальным капиталом св. 44, 3 млрд. марок); крупнейшие иностр. инвесторы: США (39, 5% всех прямых иностранных инвестиций), Швейцария и Лихтенштейн (15, 8%), Нидерланды (12, 9%), Великобритания (9, 8%), Франция (5, 5%), Бельгия и Люксембург (5, 5%). Междунар. монополии контролируют (1970) 70% мощностей в нефтеперераб. пром-сти, 80% произ-ва ЭВМ, 40% - автомобилей, от 10 до 40% - продукции хим., машиностроит., стек. промышленности.

Высокие темпы роста пром. произ-ва в период до сер. 60-х гг. (9, 2% при циклич. колебаниях по годам и частых отраслевых кризисах) были связаны с ликвидацией последствий 2-й мировой войны 1939- 1945 - послевоен.. восстановит. работами, с развёртыванием научно-технич. революции и европ. экономич. интеграцией (организацией ЕОУС, Евратома и особенно ЕЭС), в системе к-рой ФРГ заняла одно из ведущих мест. В дальнейшем с сер. 1960-х гг. экономии, положение стало неустойчивым. Изменения в структуре экономики, возникшие под влиянием вздорожания сырья, рабочей силы, насыщения рынка товарами и т. п., вызвали т. н. структурный кризис экономики, очень болезненно отразившийся на ряде отраслей х-ва, положении отд. групп населения, породивший безработицу. Первый в истории ФРГ экономич. кризис (с сер. 1966 до осени 1967) вызвал снижение объёма произ-ва в пром-сти почти на 2, 8%, второй кризис (начавшийся в кон. 1973) привёл к дальнейшему сокращению произ-ва (в 1974 на 1, 4%, в 1975 на 6, 3%). В 1976 кризис сменился циклическим подъёмом; прирост пром. произ-ва составил 6, 7%. Число полностью безработных в янв. 1977 составило 1, 25 млн. чел. (149 тыс. В 1970), частично безработных 0, 3 млн. чел. Цены за 1975 выросли на 6, 0%, квартплата за 1971-74 на 25, 3%; покупат. способность зап.-герм. марки за 1950-75 понизилась приблизительно в 2 раза.

Промышленность. Наиболее быстрыми темпами развиваются отрасли, непосредственно связанные с научно-техническим прогрессом; если в 1973 индекс пром. произ-ва в целом составлял 481, 0% (1950-100), то в электротехнич. пром-сти он был 1140, 0, в автомоб.-1095, 0, в хим. - 1000, 2, в то же самое время 309, 7 в текст., 376, 0 в чёрной металлургии, 376, 5 в пищевкусовой, 429, 5% в общем машиностроении. Соответственно изменилась доля новых и старых отраслей в пром. произ-ве (см. табл. 2). На произ-во средств произ-ва в 1974 приходилось 76% пром. продукции (62% в 1950), предметов широкого потребления и пищевкусовых товаров 24% (38%).

Добывающая промышленность. ФРГ располагает мн. видами минер. сырья, но запасы их весьма неравноценны. В структуре горнодоб. пром-сти наибольшее значение имеют угледобыча, добыча калийной и кам. солей. Прочие отрасли горнодоб. пром-сти включают нефтедобычу, железорудную пром-сть, добычу свинца, цинка, меди, плавикового шпата, природного газа. Доля горнодоб. пром-сти в общей структуре пром-сти постепенно падает, что отражает как общую тенденцию сокращения объёма добычи в др. развитых капиталистич. странах, так и т. н. структурный кризис, в частности снижение произ-ва в таких отраслях этой пром-сти, как железорудная и каменноугольная.

Добыча кам. угля сосредоточена преим. в Рурском (св. 80%), Ахенском и Саарском басс. Кам. уголь Рура идёт гл. обр. для ТЭЦ и получения кокса (св. 90% всего произ-ва в стране). По добыче бурого угля ФРГ занимает 1-е место среди капиталистич. стран мира. Бурый уголь добывают больше всего в Нижнерейнском (Кёльнском) басс., на к-рый приходится св. 80% добычи всего бурого угля в стране, а также в Нижнесаксонском (центр - г. Хельмштедт), Гессенском (центр - г. Кассель), Баварском (Швандорф). Рост потребления нефти и газа, обращение к новым видам энергии и мн. др. факторы привели к сокращению потребления угля в качестве топлива.

За 1957-73 число угольных шахт сократилось со 154 до 53. Рурские концерны передали шахты под управление об-ва " Рурколе АГ".

Табл. 2. - Структура, промышленности

(доля отраслей и их групп по объёму условно чистой продукции, в %)*



Группы отраслей, отрасли      
Вся промышленность      
Добывающая 8, 15 3, 41 2, 79
в том числе:      
угольная 5, 99 2, 75 2, 09
рудная 0, 40 0, 06 0, 05
добыча калийной и кам. солей 0, 42 0, 21 0, 19
нефтегазовая 0, 27 0, 34 0, 41
Обрабатывaющая 84, 83 87, 13 86, 42
Производство осн. видов сырья и материалов 23, 40 26, 36 27, 48
в том числе:      
чёрная металлургия 5, 89 5, 89 5, 98
цв. металлургия 1, 31 1, 15 1, 16
химическая 9, 44 9, 56 11, 21
нефтеперерабат лесопильная и деревообрабатывающая 0, 56 1, 51 3, 46 0, 73 3, 17 0, 75
целлюлозно-бумажная 1, 44 0, 85 0, 91
Металлообработка и машиностроение 23, 18 36, 05 34, 62
в том числе:      
общее машиностроение 7, 47 10, 03 9, 12
производство автомобилей, мотоциклов и др. наземных трансп. средств 3, 47 6, 81 5, 89
судостроение 0, 45 0, 62 0, 63
электротехническая пром-сть 4, 49 9, 06 9, 96
точная механика и оптика 1, 08 1, 30 1, 13
производство металлоизделий 3, 36 4, 07 3, 82
производство канцелярского оборудования и вычислит. техники   0, 73 0.84
Производство предметов широкого потребления. 21, 68 15, 70 15, 15
в том числе:      
деревоперерабатывающая полиграфическая 2, 04 1, 97 2, 15 2, 38 2, 32 2, 24
переработка пластмасс 0, 34 1, 57 2, 04
кожевенно-обувная 2, 07 0, 95 0, 65
текстильная 10, 22 3, 73 3, 42
швейная 2, 41 2, 12 1, 75
пищевкусовая 16, 57 9, 02 9, 19
Энергетическая 4, 52 4, 58 6, 23
Строительная 2, 50 4, 88 4, 57

Имеются 3 гл. нефтегазоносных басс., на к-рые приходится осн. добыча нефти и газа, - Северный (90% добычи нефти и осн. добыча газа), охватывающий междуречье Везера и Эльбы (особенно Эмс-ланд и междуречье Эмс - Везер), Верхнерейнский и Предальпийский. Добыча нефти покрывает примерно лишь 6% её потребности в стране. Осн. часть используемой нефти импортируется - ок. 100 млн. т в год (из стран Бл. и Ср. Востока, Сев. Африки, Юж. Америки, СССР). Нефтеперерабат. пром-сть стала бурно расти в период 1950-70-х гг. К 1976 мощность нефтеперерабат. з-дов возросла по сравнению с 1950 почти в 30 раз (с 5, 2 млн. т до 155, 1 млн. га). Осн. мощности нефтеперерабат. пром-сти принадлежат иностр., гл. обр.амер. и англо-голл., капиталу. В довоен. период гл. центром нефтепереработки был г. Гамбург, в послевоен. время созданы новые крупные р-ны этой отрасли - Рейнский (земля Сев. Рейн-Вестфалия, гг. Гельзенкир-хен, Динслакен, Кёльн, Весселинг и др.) и Южный (земля Бавария, г. Инголь-штадт; земля Баден-Вюртемберг, г. Карлсруэ). Добыча газа также не покрывает потребности страны, и ФРГ импортирует его (из Нидерландов, СССР, норвежского сектора Северного м.) в количестве 25 млрд. м3 в 1975. Газ добывают в основном в междуречье pp. Эмс - Везер, а также на побережье Северного м., близ устья р. Эмс.

Гл. р-ном добычи жел. руды является месторождение Зальцгиттер, относящееся к т. н. северной группе железорудных месторождений, где также выделяется р-н Ильзеде-Пейне. В т. н. центральной группе месторождений известны р-ны Зигер-ланда, Лан-Дилля и Зауэрланда (Тау-нус-Хунсрюк). В относительно небольших кол-вах добывают руду на Ю., в Баварии, гл. обр. в р-нах гг. Ауэрбах, Зульцбах-Розенберг и в др.

Калийную соль добывают в 3 басс.- Сев. Ганноверском (междуречье Везера и Адлера), Юж. Ганноверском (гг. Ней-хор, Зенде, Раненберг и др.), басс. р. Вер-ра (гг. Филипсталь, Херинген и др.). Добыча кам. соли сосредоточена у гг. Бюдерих, Фридрихсхалль. Среди др. минер. ресурсов добывают плавиковый шпат (115 тыс. т в 1974; в Верхнем Пфальце), барит (860 тыс. т; Шварцвальд, Шпес-сарт), каолин (ок. 0, 5 млн. т); из рудных ископаемых - цв. металлы: свинец и цинк (Рейнские Сланцевые горы), медь.

Энергетика. В 1950-70-х гг. произошли коренные изменения в структуре энергобаланса как за счёт вытеснения твёрдого топлива жидким и газообразным, так и за счёт новых источников энергии, в т. ч. атомной (см. табл. 3).

Табл. 3. - Изменение структуры энергобаланса (потребления первичной энергии, в %)



Виды энергии        
Каменный уголь 71, 3 59, 4 29, 9 19, 3
Бурый уголь 18, 5 14, 9 9, 2 10, 0
Нефть 5, 1 21, 7 52, 6 52, 1
Природный газ 0, 1 0, 2 2, 4 13, 7
Дрова, торф 2, 2 0, 9 0, 5 0, 5
Атомная энергия     0, 6 2, 1
Гидроэнергия 2, 8 2, 9 2, 4 2, 3

Осн. часть электроэнергии вырабатывали ТЭС (94% в 1975). Твёрдое топливо продолжает сохранять решающие позиции в произ-ве электроэнергии. В структуре произ-ва электроэнергии (1975) доля кам. угля 34, 1%, бурого угля 25, 8%, нефти и нефтепродуктов 14, 3%, природного газа 15, 8%, торфа, дров и др. 0, 9%, гидроресурсов 5, 2%, атомной энергии 3, 9%. Гл. р-н произ-ва электроэнергии - земля Сев. Рейн-Вестфалия. Наиболее крупная каменноугольная ТЭС " Фёрде" (2, 35 млн. квт), наиболее крупная буро-угольная ТЭС " Нёйрат" (3, 3 млн. квт), обе станции новые, пока введены только их первые агрегаты. В числе действующих наиболее крупные буроугольные ТЭС - " Фриммерсдорф" (мощность 2, 6 млн. квт), " Нидерауссен" (2, 6 млн. квт), " Шольвен" (2, 2 млн. квт), " Вайсвайлер" (2, 0 млн. квт); на С. и в Баварии ТЭС, построенные в 1960-70-х гг., используют преим. жидкое топливо. ГЭС находятся гл. обр. на Ю. в Альпах и их предгорьях; самая крупная ГЭС - " Витцау" (мощность 190 тыс. квт). Первая атомная электростанция (АЭС) в ФРГ была введена в строй в 1961 в г. Кале (Бавария); к 1974 насчитывается 11 АЭС (общей мощностью 3, 5 млн. квт), самые крупные из них - " Библис" у Рейна, близ г. Вормс (1, 2 млн. квт), затем " Штаде" у Эльбы, к 3. от Гамбурга (0, 7 млн. квт), " Вюргассен" на Везере (0, 7 млн. квт). Ок. 6% потребляемой электроэнергии импортируется. ФРГ имеет объединённую энергосистему, в к-рую входят энергосистемы крупнейших электроэнергетич. монополий страны (крупнейшая из них - энергетич. концерн " Рейниш-Вестфелишес электрицитетсверк АГ"; РВЭ).

Обрабатывающая промышленность. Чёрная металлургия обладает мощной производств. базой, опирающейся на коксующиеся угли Рурского басс, и гл. обр. импортные (до 96%) жел. руды (из Швеции, Бразилии, Либерии и др.). Доля качеств. стали ок. 15% и имеет тенденцию к росту. Приблизительно 2/з стали производится на предприятиях концернов " Тиссен", " Хеш", " Саар-хюттен", " Клёкнер", " Крупп". Крупное трубопрокатное произ-во контролируется гл. обр. концерном " Маннесман". Ок. 70% выплавки чугуна и стали приходится на Рур, остальное на Саарскую область, Зальцгиттер, Бремен, Вецлар. Для цв. металлургии характерно преим. произ-во полуфабрикатов и литья. Преобладает алюминиевая пром-сть (на импортных бокситах и глинозёме гл. обр. из Суринама, Австралийского Союза); з-ды в Гамбурге, Тёгинге, Рейнфельдене, Лю-нене, Гревенбройхе, Норфе. Медеплавильная пром-сть целиком на импортных концентратах, з-ды в гг. Гамбург, Лю-нен, Дуйсбург, Вильгельмсбург. Выплавка свинца (приблизительно на 90% из импортных руд)-на з-дах в гг. Штольберг, Норденхам, Браубах, Бинсфельдхаммер и др.; цинка (на 30%) - на з-дах в гг. Дат-тельн, Дуйсбург, Гамбург и пр. Произ-во цв. металлов монополизировано частными концернами " Металльгезельшафт" и " Дегусса", гос. концерном " ФИАГ", частично иностр. капиталом.

Машиностроение и металлообработка. Решающая роль в пром. произ-ве и экспорте принадлежит группе машиностроит. и металлооб-рабат. отраслей (т. н. произ-во инвестиц. товаров), отличающихся высоким техническим уровнем производства, широкой номенклатурой изделий при усиливающейся тенденции к внутриотраслевой специализации (в рамках " Общего рынка").

В общем машиностроении выделяется по своему значению произ-во металлооб-рабат., в т. ч. станочного (2/3) и кузнеч-но-прессового (1/з), оборудования, по произ-ву и экспорту к-рого, а также металлургич., текст., полиграфич. и нек-рых др. машин ФРГ занимает одно из первых мест в капиталистическом мире. Крупные масштабы имеет производство строит., с.-х. машин, оборудования для пищевкусовой, хим., дерево-обрабат. пром-сти, дизель-моторов, арматуры, инструмента, подшипников, зубчатых колёс и приводов, а также подъёмно-кранового оборудования, локомотивов, вагонов. Произ-во тяжёлого оборудования контролируется концернами " Маннесман" (включая " Демаг"), " Гутехофнунгсхют-те" (" МАН"), " Крупп", " Клёкнер-Гумбольдт - Дёйцк Гл. центры: Дуйсбург, Кёльн, Оберхаузен, Эссен, Дюссельдорф, Бохум, Аугсбург. Хим. машиностроение контролируется наряду с хим. монополиями также концернами и крупными фирмами " Крупп", " Лурги", " Линде", " Уде" и др.

Произ-во с.-х. машин и тракторов контролируется концернами " Клёкнер - Гумбольдт - Дёйц", " Интернешнл харве-стер" и размещено гл. обр. в гг. Кёльн, Нёйс, Мангейм; локомотивов - концернами " Крупп", " Рейнише штальверке" (включая " Хеншель"), " Флик" (включая " Краусс-Маффей") - в гг. Мюнхен, Кассель, Эссен.

Высокий уровень развития имеют электротехническая и электронная пром-сть (производств. оборудование, бытовые электрич. и электронные приборы). Преобладает произ-во высоковольтного оборудования. Большое значение имеет произ-во телеграфно-телефонного оборудования. ФРГ - один из крупнейших в мире экспортёров электрооборудования. Электронная пром-сть поставляет электронные вычислит. машины, телевизоры (св. 1/2 - цветные), радиоприёмники, магнитофоны и т. п. Электротехнич. и электронная пром-сть характеризуется высокой степенью монополизации; св. 1/2 произ-ва под контролем концернов " Си-менс", " АЭГ-Телефункен", " Грундиг". Значит, роль иностр. капитала: США (" Стандард электрик Лоренц"), Швейцарии (" Броун, Бовери"), Нидерландов (" Филипс"). В произ-ве ЭВМ господствует амер. корпорация " ИБМ". Предприятия отрасли размещены гл. обр. в юж. части страны. Отд. крупные центры: Мюнхен, Нюрнберг, Штутгарт, Франкфурт-на-Майне, Гамбург, Ман-гейм, Эрланген, Эссен, Ганновер.

Автомобилестроение по объёму произ-ва обычно занимает 3-е место в капиталистич. мире (после США и Японии), по экспорту - 1-е (гл. импортёр - США). Высокомонополизированная отрасль, 5 концернов -" Фольксвагенверк" (фактически контролируется гос-вом, на него приходится св. 40% выпуска автомашин), " Даймлер-Бенц", " Адам Опель" и " Форд-верке" (2 последние фирмы - собственность США) и " БМВ" контролируют 95% произ-ва автомобилей. 3-ды " Фольксва-генверк" в Вольфсбурге, Ганновере, Брауншвейге, Касселе, Эмдене; " Дайм-лер-Бенц" - в Штутгарте, Зиндельфин-гене, Мангейме, Гаггенау, Вёрте; " Адам Опель" - в Рюссельсхейме, Бохуме, Кайзерслаутерне; " Форд-верке" - в Кёльне, Саарлуи; з-ды фирмы " БМВ" - в Мюнхене.

По тоннажу ежегодно спускаемых на воду мор. судов и их экспорту ФРГ занимает одно из первых мест в капиталистич. мире (в 1975, св. 7% мирового тоннажа мор. торг. судов - 2-е место после Японии). ФРГ специализируется на выпуске технически сложных дорогостоящих судов. Экспортируется до 1/2 продукции. Гос. верфь " Ховальдтсверке - Дойче верфт", " Блом унд Фосс", " Бремер Вуль-кан", " АГ Везерк Гл. центры: Бремен, Гамбург, Киль.

Речное судостроение насчитывает 83 верфи (с 6, 4 тыс. занятых, в 1973); построены суда общей грузоподъёмностью 111 тыс. т. Гл. верфи в Дуйсбурге, Франкфурте-на-Майне, Регенсбурге.

Точная механика и оптика отличаются крупными масштабами произ-ва и разнообразием ассортимента. Ведущее место (по стоимости) принадлежит произ-ву часов, особенно крупногабаритных (32 млн. шт. из 41 млн. шт. общего произ-ва в 1972, 1-е место в мире), затем кино-и фотоаппаратуры, стёкол для очков, точных измерит. приборов, микроскопов, биноклей и т. п. Ок. 1/2 всей продукции оптики и точной механики, а также часового произ-ва сосредоточено в ареале, включающем земли Баден-Вюртемберг и Гессен с прилегающими р-нами земли Рейнланд-Пфальц; гл. центры произ-ва - Штутгарт, Франкфурт-на-Майне, Вец-лар, Оберкохен.

В произ-ве металлоизделий доминируют разнообразный инструмент, замки, металлич. мебель, отопит. устройства. Гл. р-ны произ-ва - в землях Северный Рейн-Вестфалия (Золинген, Ремшейд) и Баден-Вюртемберг.

Хим. пром-сть относится к числу ведущих и традиц. отраслей зап.-герм. пром-сти. По уд. весу в пром. произ-ве и экспорте, произ-ву на душу

населения ФРГ занимает одно из первых мест в мире. Доля ФРГ в мировом капиталистич. экспорте химикатов 20-22%. На 2/3 пром-сть работает на импортном сырье. Химизации х-ва способствовали милитаризация экономики и почти полное отсутствие мн. видов натур. сырья, что стимулировало произ-во заменителей. В кон. 50-х гг. химия органич. синтеза перешла на переработку гл. обр. нефти

Табл. 4. - Производство основных промы шленных товаров



         
  Уголь каменный, млн. m        
Уголь бурый, млн. m        
Нефть, добыча, млн. m        
Нефть, переработка, млн. m        
Природный газ, млрд. м3 0, 07 0, 04 12, 6  
Электроэнергия, млрд. квт*ч        
Цинковая руда, тыс. т1 98, 4 114, 6    
Свинцовая руда, тыс. т1 46, 9 50, 0    
Медная руда, тыс. т1 1, 7 2, 2 1, 3  
Алюминий, тыс. т        
Цинк (первичн.), тыс. m       294, 7
Свинец (рафинир.), тыс. т        
Медь (рафинир.), тыс. m        
Чугун, млн. т        
Сталь, млн. m        
Автомобили грузовые и автобусы, тыс. шт.        
Автомобили легковые, тыс. шт.        
Тракторы сельскохозяйственные, тыс. шт.        
Суда, спущенные на воду, тыс. брутто peг. m        
Радиоприёмники, тыс. шт..        
Телевизоры, тыс. шт. -      
Калийные удобрения (по содержанию К2О), тыс. m        
Азотные удобрения (по содержанию азота), тыс. m        
Фосфорные удобрения (по содержанию P2O5), тыс. m        
Серная кислота (по содержанию SO3), тыс. т        
Пластмассы, тыс. m        
Синтетич. волокна, тыс. m   52, 3    
Синтетич. каучук, тыс. m -      
Цемент, млн. т        
Бумага, тыс. m        
Ткани хл.-бум., млн. м2        
Ткани шерстяные, млн. м        
1 По содержанию металла.        


Примечание: В офиц. статистич. зап.-герм. публикациях неправомерно включаются показатели по Зап. Берлину, не входящему в состав ФРГ. В ряде случаев исключить их из статистич. данных по ФРГ не представляется возможным.

и газа, доля к-рых возросла с 24% в 1957 до 96% в 1973. Осн. отрасли: произ-во пластмасс и синтетич. смол, синтетич. волокна, синтетич. каучука, детергентов и др. синтетич. материалов. Произ-во серной кислоты, соды, калийных удобрений, лаков и красок, медикаментов; по экспорту азотных удобрений и медикаментов ФРГ занимает 1-е место в мире. Химическая промышленность, тесно связанная с воен. делом, - одна из наиболее монополизированных отраслей зап.-герм. пром-сти. Концерны " Байер", " БАСФ", " Хёхст", а также " Хенкель" контролируют св. 2/3 оборота отрасли и ещё большую долю произ-ва осн. химикатов. Иностр. капитал занимает значительные позиции гл. обр. в нефтехимии. Наибольшего развития хим. пром-сть достигла в Рейнско-Вестфальском и в Юго-Зап. р-нах; крупнейшие центры (по числу занятых): Людвигсхафен (предприятие концерна " БАСФ"), Леверку-зен (" Байер"), Франкфурт-на-Майне (" Хёхст"), Марль, Дюссельдорф, Гамбург, Кёльн-Дормаген, Крефельд, Гель-зенкирхен, Весселинг.

Текстильная промышленность - ведущая отрасль лёгкой пром-сти - под влиянием научно-тех-нич. прогресса изменила свою структуру: доля хим. волокон в потреблении отрасли составила 2/3, в т. ч. синтетич. 1/2. Осн. подотрасли: хл.-бум.-38, 7% всего произ-ва в 1973 (45, 6% в 1950), шерстяная 9, 9% (14, 5%), льняная и пеньковая 7, 4% (3%), шёлковая 8, 9% (6, 9%), трикотажная 26, 1% (11, 4%), джутовая 3, 2% (14, 2%). По темпам роста выделяются трикотажная, ковровая и производство нетканых материалов. Импорт текст. товаров превышает экспорт. Гл. р-ны - Рейнско-Вестфальский (хл.-бум. и шерстяная специализация), Юго-Зап. (гл. обр. трикотаж), Юж. (хл.-бум. ткани).

Пищевкусовая пром-сть в основном перерабатывает местное с.-х. сырьё - мясо-мол., мукой., сах., рыбная, консервная, винодельч., спирто-во-дочная, пивоваренная; на импортном сырье работают отрасли - маслобойная, маргариновая, табачная, шоколадная. В целом ввоз продуктов пищевкусовой пром-сти превосходит вывоз. ФРГ экспортирует гл. обр. пиво (1-е место в мире), вино, табачные изделия. Крупнейшие пищ. монополии -" Дойче Юнилевер" (англо-голл. капитал), " Дойче Нестле" (швейц.), " Реемтсма", " БАТ" (англ.). Осн. предприятия - в гл. с.-х. р-нах и р-нах потребления (Нижняя Саксония, Бавария, Сев. Рейн-Вестфалия) и крупных мор. портах (переработка импортного сырья). Гл. центры пищ. пром-сти - Гамбург, Ганновер, Кёльн, Штутгарт, Дортмунд, Бремен.

О произ-ве осн. видов пром. товаров см. в табл. 4 на стр. 239.

Сельское хозяйство. Зем. реформа 1947-48 практически не затронула основ крупного землевладения. Для агр. отношений свойственны резкие социально-экономич. контрасты. За 1949-75 число х-в с площадью 1, 0-10 га каждое и их общая с.-х. площадь сократились более чем в 2 раза (с 1262 тыс. до 491 тыс., площадь- с 5, 1 млн. га до 2, 1 млн. га). В то же время число х-в с площадью каждое 20 га и более увеличилось в 1, 7 раза, а их общая площадь в 1, 6 раза. Общее число х-в сократилось на 742 тыс., или на 45%, и составляет ок. 0, 9 млн. (1975) с общей с.-х. площадью 12, 5 млн. га (против 1, 7 млн. х-в с общей с.-х. площадью 13, 3 млн. га в 1949). (О распределении с.-х. площадей по группам х-в см. табл. 5.) В аренду сдаётся 3616 тыс. га, или 28, 7%, всей с.-х. площади. Не прибегают к аренде земли 40% всех х-в, не имеют собств. земли 6% х-в (1971). Только для 60% общего кол-ва владельцев с. х-во было основным занятием. Семейная рабочая сила 1944, 7 тыс. чел. (полностью или частично занятые хозяева и помогающие члены семьи), наёмная - 315, 4 тыс. чел., в т. ч. постоянно занятые наёмные рабочие 128, 1 тыс. Задолженность сел. хозяев банковым и пром. монополиям возросла за 1949-75 с 3090 млн. марок до 29565 млн. марок, ежегодная выплата процентов увеличилась соответственно со 160 млн. до 2009 млн. марок.

Табл. 5. - Распределение сельскохозяйственной площади по группам хозяйств (в % от общей сельскохозяйственной площади и общего количества хозяйств)

Размер х-в по величине с.-х. площади, га    
Число х-в Площадь Число х-в Площадь
1-2 18, 5 13, 6 3, 3 1, 4
2 - 5 33, 6 20, 6 13, 8 5, 0
5-10 24, 5 19, 8 21, 5 10, 4
10 - 20 15, 6 24, 4 26, 7 24, 7
20 - 50 6, 8 19, 5 24, 4 41, 9
50 -100 0, 8 2, 4 6, 2 11, 4
100 и более 0, 2 0, 5 4, 1 5, 2

В с. х-ве получает распространение соединение всех или гл. стадий произ-ва, переработки и реализации с.-х. продуктов в единый процесс на основе договорных отношений между с.-х. производителями, в т. ч. мелкими и средними, и монополиями (банковыми, пром., торг.) - т. н. вертикальная интеграция, олицетворяющая подчинение с. х-ва мо-нополистич. капиталу.

В с. х-ве (1975) используется 53, 8% терр. страны. В с.-х. площади доля пашни, включая огороды, - 59, 1%, лугов и пастбищ - 39, 4%, садов и виноградников - 1, 4%. С.-х. площадь ежегодно сокращается, однако доля распаханной площади растёт.

Продукция животноводства (в основном молочно-мясного направления) составляет 70, 5% стоимости с.-х.

продукции, растениеводства - 29, 5% (1974/75). Кормовую базу животноводства, кроме лугов и пастбищ, составляют посевы кормовых трав, корнеплодов, значит. часть посевов картофеля и зерновых, а также отходы пищевкусовой пром-сти, импортные корма. Разводят породистый высокопродуктивный скот. О поголовье скота см. в табл. 6. Удойность коров в среднем 3997 кг (1975). Значительно развито птицеводство (91, 2 млн. шт. птицы в 1975). О произ-ве осн. продуктов животноводства см. в табл. 7.

Табл. 6. - Поголовье скота, тыс.



       
Кр. рог. скот      
в т. ч. молочные коровы      
Свиньи      
Овцы      
Лошади      

Табл. 7. - Производство основных продуктов животноводства, тыс. т



       
  Молоко      
Говядина      
Свинина      
Мясо птицы      

Земледелие. Благодаря интенсификации произ-ва урожайность с.-х. культур по сравнению с довоен. периодом выросла в среднем в 2 раза. Используется 1425 тыс. тракторов (1974), 171 тыс. зерновых комбайнов (1973). Применение хим. удобрений (одно из первых мест в мире) в 1974/75 (в кг действующего вещества на 1 га с.-х. площади): азотных 90, 0, фосфорных 65, 7, калийных 87, 7.

Степень обеспеченности своими сельскохозяйственными продуктами в нач. 1970-х гг. по зерну 70%, сахару 87%, мясу 87%, животному маслу 96%, яйцам 86%. Ввоз сельскохозяйственных продуктов в 3, 5 раза превышает их вывоз (по стоимости, 1973). О сборе осн. с.-х. культур см. в табл. 8.

Табл. 8. - Площадь и сбор основных сельскохозяйственных культур

Пшеница Площадь, тыс. га Сбор, тыс. m
1948-1952* 1960-1964* 1969- 1974*   1948-1952* 1960-1964* 1969-1974*  
               
Ячмень                
Овёс                
Рожь                
Картофель                
Сах. свёкла                

* В среднем в год.

Рыболовство. Улов рыбы в морях снижается (в тыс. т; 623 в 1965, 598 в 1970, 438 в 1975). В уловах преобладают треска (27, 7% в 1975), сельдь (12%), морской окунь (12%) и пр. Главные районы лова: Северное море, север Атлантического океана.

Лесное хозяйство обеспечивает значит. часть потребностей в древесине. Общая площадь лесов 5, 2 млн. га (1975), из них государству и федеральным землям принадлежит ок. 2, 2 млн. га. Наибольшая площадь лесов в земле Бавария (1, 4 млн. га). Лесозаготовки в 1974 составили 32 млн. м3 круглого леса.

Транспорт. В 1970 доля жел. дорог во внутреннем грузообороте составила (в т/км, в % к итогу; в скобках на 1954) 34, 1 (56, 8), автомобильных 36, 2 (15, 9), внутр. водного 22, 6 (27, 3), трубопроводного (магистральные трубопроводы) 7, 0, возд. транспорта 0, 05. В структуре внутреннего пассажирооборота доля жел. дорог (1974, в %) 35, 1 (в 1954- 56, 1), автомоб. транспорта 44, 7, возд. 7, 0. Длина железных дорог 32, 0 тыс. км, в т. ч. электрифицированных 10, 0 тыс. км (1974). При общей тенденции к сокращению железнодорожной сети начато строительство 4 скоростных пассажирских линий. Дл. классифицированных автомобильных дорог (1975) 168 тыс. км, в т. ч. автострад 5, 7 тыс. км. Парк автомобилей (1975)- 21 млн., в т. ч. легковых 16, 5, комбинированных 1, 4, грузовых 1, 1, тягачей 1, 6. Дл. внутренних водных путей 6002 км, в т. ч. реки 4034 км, каналы 1843 км, озёра 125 км (1974). Гл. судоходные реки: Рейн с притоками Майн, Неккар и Мозель (80% перевозок), затем Эмс, Везер, Эльба, Дунай. Главные судоходные каналы: Средне-герм., Дортмунд - Эмс, Рейн - Хер-не, Мозельский, реконструируется отрезок канала Рейн - Майн, строится часть канала Майн - Дунай и Гамбург - Среднегерманский канал. Крупные речные порты (грузооборот в млн. т, 1974): Дуйсбург (49, 4), Ман-гейм (10, 0), Гамбург (10, 6), Кёльн (10), Франкфурт (7, 9), Людвигсхафен (8, 5), Карлсруэ (7, 0), Бремен (5, 6), Кре-фельд (4, 6), Весселинг (7, 9), Гельзен-кирхен (6, 4), Хейльбронн (5, 6), Дортмунд (6, 3).

По внутр. водным путям в 1974 перевезено 252 млн. т грузов (гл. обр. нефть и нефтепродукты, стройматериалы, руды, металлы, зерно, удобрения), в т. ч. на перевозки с зарубежными странами приходилось 143, 6 млн. т, на транзитные перевозки 12, 2 млн. т.

Трубопроводный транспорт быстро расширяется; первый трубопровод построен в 1959. Сеть магистральных нефтепроводов 1579 км, продуктопроводов 507 км; в 1975 по нефтепроводам транспортировано св. 70 млн. т нефти, в т. ч. по нефтепроводу Вильгельмсхафен - Весселинг (390 км) - 27, 6, Триест (Италия) - Инголыптадт - Карлсруэ (в пределах ФРГ 287 км) - 18, 8, Марсель (Франция) - граница ФРГ - 18, 5, Роттердам (Нидерланды) - Раунхейм (в пределах ФРГ 259 км) - 13, 3, Генуя (Италия) - Инголыптадт (в пределах ФРГ 227 км)- 6, 3.

Морской транспорт обслуживает внешнюю торговлю; доля каботажных перевозок около 3% веса перевозимых грузов. Тоннаж морского торгового флота 8, 8 млн. брутто peг. т (1976). Ок. 50% тоннажа принадлежит 10 монополистическим объединениям (" Хапаг- Ллойд", " Дойче Шелл танкер" и др.). Сухогрузные суда 5, 4 млн. брутто peг. т (в т. ч. контейнеровозы 0, 6 млн. т), танкеры 2, 8 млн. т. Флот обеспечивает 15% импорта и 25% экспорта (1974). Часть перевозок внешнеторговых грузов осуществляется на иностр. судах. Через собств. порты ввозится 46% грузов, 35% - через порты стран Бенилюкса, гл. обр. через Роттердам, св. 12% через итал. и 6% через франц. Значительная роль в морском, в т. ч. каботажном, судоходстве принадлежит морскому Кильскому каналу. Главные морские порты по грузообороту (млн. т, 1975): Гамбург (47, 5), Вильгельмсхафен (23, 7), Бремен (21), Эмден (10, 7), Любек (5, 6), Норденхам (5, 3).

Гос. компания " Люфтганза" обслуживает до 90% авиаперевозок. В 1975 перевезено 36, 3 млн. пассажиров и 547 тыс. т грузов и 121, 4 тыс. т почты (без транзита). Главные аэропорты: Франкфурт-на-Майне, Дюссельдорф, Мюнхен, Гамбург, Штутгарт, Ганновер.

Внешние экономические связи. Экономика ФРГ тесно связана с мировым рынком: экспортная квота пром-сти ок. 25%, в т. ч. важнейших отраслей 1/3-1/2 и более, импортом покрываются большая часть потребности в топливе и сырье, части продовольствия, оборудования и т. д. Характерно положит. сальдо торг. баланса (34, 5 млрд. марок в 1975; ввоз 221, 6 млрд. марок, вывоз 256, 2 млрд. марок), являющееся основой активного платёжного баланса. На кон. 1975 золотовалютные резервы ФРГ составили 31 млрд. долл. (она имела самые крупные в капиталистическом мире резервы иностранной валюты - 26, 2 млрд. долл. и второй по величине после США золотой запас - 4, 8 млрд. долл.).

Сокращение доли прод. товаров в импорте обусловлено ростом самообеспеченности продовольствием в связи с интенсификацией с.-х. произ-ва; повышение доли готовых изделий - усилением процессов междунар. разделения труда, специализацией произ-ва. Уменьшение доли сырья в экспорте вызвано главным образом сокращением экспорта угля (см. табл. 9).

Табл. 9. - Товарная структура внешней торговли, в % к итогу по стоимости

  Импорт Экспорт
               
Продовольств. товары 44, 1 26, 3 19, 1 16, 8 3, 1 2, 3 3, 5 4, 7
Сырьё 29, 6 21, 7 13, 5 16, 4 14, 0 4, 6 2, 5 2, 4
Полуфабрикаты 13, 8 18, 9 16, 1 15, 0 18, 9 10, 4 7, 6 7, 3
Готовые изделия 12, 6 32, 2 50, 0 50, 5 64, 8 82, 4 85, 8 85, 0

В 1975 в стоимости импорта доля (в %) нефти и нефтепродуктов, природного газа, угля 17, 5, продуктов с. х-ва, лесного, охотничьего х-ва, рыболовства, пищ. товаров и табака 18, 6, " инвестиц. товаров" 21, 5, чёрных, цв. металлов 8, 3, хим. товаров 7, 8, текстиля 5, 7, одежды 3, 4; в стоимости экспорта доля " инвестиц. товаров" 53, 3, химических товаров 12, 5, чёрных и цветных металлов 10, 8, текстиля 3, 5%.

ФРГ - крупнейший внешнеторг. партнёр СССР из числа развитых капитали-стич. стран. В 1973 подписано соглашение между СССР и ФРГ на 10-летний период о развитии экономич., пром. и технич. сотрудничества; создана комиссия СССР - ФРГ по экономич. и научно-технич. сотрудничеству; организован ряд смешанных советско-зап.-герм. фирм на терр. ФРГ, сов. банк в ФРГ (" Ост-Вест-хандельсбанк"). Между сов. орг-циями и зап.-герм. фирмами заключён ряд соглашений о взаимных поставках оборудования, материалов, о передаче технич. документации, содействии стр-ву ряда пром. объектов на терр. СССР, в т. ч. Оскольского металлургического комбината (Белгородская обл.). Предусматривается увеличение поставок природного газа в ФРГ, начавшихся в октябре 1973, к 1980 до 10 млрд. м3 в год.

Общий объём инвестиций фирм ФРГ за границей на конец 1975 достиг 42 млрд. марок, из к-рых ок. 70% вывезено в промышленно развитые капиталистич. страны, в т. ч. более 50% в страны Зап. Европы, остальные в США и Канаду, и 30% в развивающиеся страны. В группе развивающихся стран преобладает вывоз в Лат. Америку. О географии внеш. торговли ФРГ см. табл. 10.

Табл. 10. -География внешней торговли (1975), в %



Группы стран, отдельные страны Импорт Экспорт
Промышленно развитые капиталистические страны 75, 2 75, 4
в том числе: страны    
ЭЕС 49, 5 43, 6
США 7, 7 5, 9
Развивающиеся страны 20, 0 16, 5
в том числе:    
страны Африки 6, 6 4, 1
Латинской Америки 3, 6 4, 0
Азии 9, 5 8, 3
Океании 0, 2 0, 0
Социалистические страны 4, 7 7, 9
в т. ч. страны Европы 4, 3 7, 2

Ежегодно ФРГ посещает ок. 7, 5 млн. иностр. туристов. В 1973-74 валютные поступления от обслуживания иностр. туристов составили 6 млрд. марок, расходы зап.-герм. туристов за границей - 18, 4 млрд. марок.

Денежная единица - зап.-герм. марка или нем. марка ФРГ (по курсу Госбанка СССР на авг. 1977 100 марок = 32, 11 руб.).

Экономико-географические районы. В послевоен. период произошло нек-рое выравнивание уровней индустриального развития в различных частях страны: в каждом из р-нов и в каждой из федеральных земель пром-сть является ведущей отраслью х-ва. Однако уровень развития отд. земель не одинаков (см. табл. 11).

Рейнско - Вестфальский район, крупнейший в ФРГ р-н тяжёлой пром-сти, ядром к-рого является Рурский каменноугольный бассейн - осн. энергетич. база страны. Доля осн. отраслей пром-сти р-на: общее машиностроение (13, 5% всех занятых в пром-сти в 1974), хим. (9, 2%), чёрная металлургия (8, 7%), угольная (8, 7%), электротехнич. (8, 4%), текст. (4, 6%), пищевая (4, 5%), автомоб. (4, 0%).

В Рейнско-Вестфальском р-не сформировалось большинство монополий, господствующих в тяжёлой пром-сти ФРГ. Новые для р-на отрасли сложились гл. обр. в 1950-70-х гг.- электротехнич., автомоб., нефтехим. За это же время сильно выросла электроэнергетика. На Рейнско-Вестфальский р-н приходится св. 90% добычи кам. угля в ФРГ, св. 95% добычи бурого угля, ок. 1/2произ-ва электроэнергии, св. 1/3 переработки нефти? 1/3 произ-ва чугуна и стали, ок. 1/2 цв. металлов. Нефть, поступающая по нефтепроводам из Вильгельмсхафена и Роттердама (Нидерланды), перерабатывается в Гельзенкирхене, Кёльне, Весселинге и др. городах. Важную роль в энергетике играет природный газ, поступающий из Ниж. Саксонии и импортируемый из Нидерландов. Добыча кам. угля, коксохимия, произ-во чёрных и цв. металлов сосредоточены преим. в Руре, предприятия др. отраслей 6. ч. размещены вне его. Крупнейшие центры чёрной металлургии - Дуйсбург, Рейнхаузен, Оберхаузен, Мюльхейм, Бохум, Дортмунд, цветной - Дуйсбург, Эссен, Люнен, Гревенбройх, тяжёлого машиностроения - Кёльн, мн. города Рура, станкостроения - Дюссельдорф, Рейдт, Билефельд, текст. машиностроения - Вупперталь, автомобилестроения - Кёльн, Бохум, произ-во металлоизделий - Золинген. Хим. пром-сть р-на, на к-рый приходится 2/5 хим. произ-ва ФРГ, к началу 60-х гг. перешла от использования отходов коксохимии и бурого угля как осн. сырья в произ-ве соединений органич. синтеза к переработке гл. обр. нефти. Остаётся значит. произ-во осн. химикатов (серной кислоты, хлора, соды, удобрений и др.). Гл. центр хим. пром-сти - Леверкузен, др. важные центры - Марль, Тройсдорф, Дюссельдорф, Вупперталь,

Табл. 11. - Со о тношение некоторых показателей экономико-географических районов (1974), %



  Площадь Население Пром-сть1 (оборот) Отрасли пром-сти (по числу занятых) С. х-во
Экономико-географич. районы Пром-сть в целом Хим. пром-сть Элек-тротех-нич. пром-сть Текст. пром-сть Сбор зерновых Поголовье кр. рог. скота
Рейнско-Вестфальский (земля Сев. Рейн-Вестфалия) 13, 8 28, 7 34, 6 31, 7 39, 0 20, 9 30, 0 17, 2 13, 2
Северный 25, 9 20, 5 18, 1 15, 5 10, 2 13, 8 9, 1 31, 6 31, 1
В т. ч. земли:                  
Шлезвиг- Гольштейн 6, 3 4, 3 3, 9 2, 3 1, 5 1, 9 1, 2 1, 5 10, 5
Гамбург 0, 3 2, 9 3, 7 2, 3 2, 9 2, 5 0, 2 0, 1 0, 1
Нижняя Саксония 19, 1 12, 1 9, 0 9, 5 5, 6 8, 0 7, 1 23, 0 20, 4
Бремен 0, 2 1, 2 1, 7 0, 2 1, 4 0, 6 0, 0 0, 0 0, 1
Юго-Восточный (земля Бавария). 28, 4 18, 1 14, 8 17, 2 11, 0 27, 5 21, 9 24, 1 31, 5
Юго-Западный 31, 9 32, 7 32, 5 35, 6 39, 8 37, 8 39, 0 27, 1 24, 2
В т. ч. земли:                  
Гессен 8, 5 9, 3 7, 7 9, 0 15, 8 9, 2 4, 5 8, 0 6, 3
Рейнланд-Пфальц 8, 0 6, 1 6, 0 5, 0 13, 0 2, 1 2, 9 6, 8 4, 7
Баден-Вюртемберг 14, 4 15, 4 17, 0 19, 5 10, 7 20, 5 31, 4 11, 5 12, 7
Саарская область 1, 0 1, 9 1, 8 2, 1 0, 3 1, 0 0, 2 0, 8 0, 5

1 Без строительства и ремесла.

Крефельд, Дормаген, Гельзенкирхен. На базе тяжёлой пром-сти в Руре издавна получило развитие крупное произ-во вооружения.

На текст. пром-сть р-на приходится ок. 1/3 текст. произ-ва ФРГ, которое основано на использовании женского труда семей шахтёров, металлургов и др. и наличии обширного рынка сбыта. Гл. центры - Вупперталь, Крефельд, Мёнхен-гладбах, Рейдт. Пищ. пром-сть перерабатывает как импортное сырьё (зерно, растит. жиры, какао), так и местное с.-х. сырьё (сахарная, мясная, молочная, пивоваренная).

С. х-во р-на - высокоинтенсивное, по преим. пригородного типа с большим перевесом животноводства. На левобережье Рейна - посевы сах. свёклы, пшеницы и ячменя; пром. овощеводство; животноводство.

В р-не особенно остро стоит вопрос о загрязнении окружающей среды, к-рое приобретает угрожающий характер. Для охраны и восстановления окружающей среды требуется проведение комплекса мероприятий, осуществление к-рых связано с крупными капиталовложениями в эту сферу.

Северный район. Пром-сть в примор. зоне связана гл. обр. с переработкой импортного сырья и использованием импортного топлива (гл. обр. ближ-невост. нефть, амер. кам. уголь): нефтепереработка (Гамбург, Бремен, Хейде), чёрная (Бремен, Любек) и цв. (Гамбург, Любек, Штаде, Норденхам) металлургия, пищ. (табачная, пивоваренная, маргариновая, маслобойная, шоколадная) пром-сть (Гамбург, Бремен), а также с обслуживанием мор. транспорта, мор. рыболовства и военно-мор. флота (судостроение и судоремонт в Киле, Гамбурге, Бремене, Эмдене, Любеке и др.). Рыболовство и переработка рыбы. В ряде портовых городов размещены предприятия отраслей, ориентированных на экспорт (например, автомобилестроение в Эмдене). В Гамбурге и Бремене сложилась крупная авиационная промышленность.

В полосе предгорий и гор пром-сть связана с переработкой местного и импортного сырья: чёрная (Зальцгиттер, Пейне) и цв. (в пригарцской области в Хар-лигенроде, Окере, Госларе, Клаустале) металлургия, произ-во удобрений, добыча и переработка нефти, автомобилестроение (Вольфсбург, Ганновер, Брауншвейг, Зальцгиттер), тяжёлое машиностроение (Зальцгиттер), хим., особенно резиновая, пром-сть (Ганновер). Крупная муком., сах., м олочная, мясная, консервная промышленность, перерабатывающая местное сельскохозяйственное сырьё. Тран-спортно-географич. положение этой части р-на связано с Среднегерм. каналом.

С. х-во отличается высокой агротехникой и интенсивностью произ-ва. В предгорьях на плодородных почвах посевы пшеницы, ячменя, сахарной свёклы, овощей, кормовых культур, высокопродуктивное по преимуществу стойловое молочное животноводство, свиноводство, птицеводство. На остальной территории, изобилующей влажными лугами и пастбищами, - молочное животноводство, посевы ржи и овса, картофеля, кормовых трав.

Юго-Восточный район. Энергетика р-на, базировавшаяся ранее на запасах гидроэнергии, укрепилась с вступлением в эксплуатацию газопровода из СССР. Повышение доли р-на в пром. произ-ве связано с быстрым ростом в послевоен. период ряда новых отраслей пром-сти, особенно электротех-нич. и радиоэлектронной (Мюнхен, Нюрнберг), ракетно-авиац. (Мюнхен, Аугсбург), нефтеперераб. (р-н Инголь-штадта, Бургхаузен), нефтехим., атомной (атомные электростанции в Гунд-реммингене, Гросвельцхейме, Нидерайх-бахе, Кале), дополнивших комплекс сложившихся ранее отраслей пром-сти: общего машиностроения (Аугсбург, Мюнхен), произ-ва автомобилей и локомотивов (Мюнхен), подшипников (Швейнфурт), металлич. игрушек, конторского оборудования (Нюрнберг), алюминия (Тёгинг), текстиля (Хоф и его окружение, Аугсбург), фарфоро-фаянсовых изделий (Зельб), молочных продуктов, пива (Мюнхен, Нюрнберг).

В с. х-ве ведущая отрасль - молочное животноводство, на б. ч. терр. сочетающееся со свиноводством, посевами зерновых, картофеля, кормовых культур. Интенсивное с. х-во с посевами пшеницы и сахарной свёклы на правобережье Дуная к востоку от Регенсбурга. Овощеводство (в окрестностях Мюнхена и Нюрнберга), табаководство и хмелеводство; в долине Майна - виноградарство.

Юго-Западный р-н сформировался в значит. степени в послевоен. период и отличается высокой долей в пром. произ-ве в масштабе всей страны наиболее совр. отраслей: автомоб. (ок. 1/2 всех занятых в ФРГ, центры Штутгарт, Рюссельсхейм, Зиндельфинген, Ман-гейм, Вёрт, Кайзерслаутерн, Саарлуи и др.), электротехнич. (соответственно ок. 2/5, центры Штутгарт, Мангейм), электронной (центры Штутгарт, Майнц, Зиндельфинген), точной механики и оптики (60%, з-ды в Оберкохене, Вец-ларе, многочисл. центры в Шварцвальде), хим. (Франкфурт-на-Майне, Людвигсхафен), нефтеперераб. (св. 1/4 мощностей ФРГ, з-ды в Карлсруэ, Ман-гейме, Вёрте, Шпейере, Раунхейме, Кларентале), а также различного, главным образом металлообрабат., оборудования (ок. 2/5; Штутгарт, Мангейм и др. центры).

Традиц. отрасли - каменноуг., коксохим., чёрная металлургия в Саарской обл. (Диллинген, Фёльклинген, Нёйнкирхен, Бурбах) и Гессене (Вецлар), а также текст. (в р-не Штутгарта) и особенно кож.-обув. (Пирмазенс - крупнейший центр в масштабе страны) развиваются замедленно. На горных реках построены многочисл. некрупные ГЭС, в Саарской обл.- ТЭС, работающие на кам. угле. Дефицит электроэнергии местного произ-ва частично восполняется созданием ряда крупных атомных электростанций (в Библисе, Неккарау, Об-ригхейме).

С. х-во носит многоотраслевой характер. На Верхнерейнской низм., в долинах pp. Мозель, Неккар выращивают виноград (фактически единств. крупный р-н виноградарства в ФРГ), табак, хмель, фрукты, ранние овощи. Распространены посевы пшеницы, сах. свёклы. На плато и склонах гор и возвышенностей сеют преимущественно серые хлеба, выращивают картофель, кормовые культуры. Высокопродуктивное животноводство (молочного направления и свиноводство) является ведущей отраслью с. х-ва, хотя его преобладание над растениеводством незначительно.

Лит.: Федеративная Республика Германии, М., 1973; Хмельннцкая Е. Л., Монополистический капитализм Западной Германии, М., 1959; Германия. Экономическая география ГДР и ФРГ, М., 1959; Мухин А. И., Экономическая география Федеративной Республики Германии, М., 1960; Лавров С. Б., География промышленности ФРГ, ч. 1 - 2, [Л.], 1967; Визит Л. И. Брежнева в Федеративную Республику Германии, М., 1973; Демин А. А., Лавров С. Б., ФРГ сегодня, М., 1973; Империализм ФРГ, [пер. с нем.], М., 1973; Краснов Ю. М., ФРГ на мировых рынках, М., 1973; Сокольников Г. О., ФРГ: современные тенденции в экономике, М., 1971; Сергеева И. А., Государственное предпринимательство в ФРГ, М., 1974; Мухин А. И., Международный монополистический бизнес в ФРГ, М., 1974; федеративная Республика Германии, М., 1975; Wirt-schaftliche itnd soziale Aspekte des technischen Wandels in der Bundesrepublik Deutschland, Fr./M., 1970; Statistisches Jahrbuch fur die Bundesrepublik Deutschland (ежегодник).

A. H. Myхин.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.04 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал