Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
VII. Экономико-географический очерк Общая характеристика хозяйства.
ФРГ - высокоразвитая капиталистич. страна. Доля в мировом капиталистич. пром. произ-ве в 1975 составила ок. 9%. По объёму валового нац. продукта и пром. произ-ва занимает 3-е место в капиталистич. мире после США и Японии. По размерам нац. дохода на душу населения (3270 долл. по офиц. валютному курсу, 1973) занимает одно из первых мест в капиталистич. мире. Доля промышленности в совокупной продукции пром-сти и с. х-ва (1976) -95%. Экономика ФРГ зависима от внеш. рынков сбыта, что оказывает существенное воздействие на конъюнктурное развитие и мн. др. процессы внутр. жизни страны. Характерна высокая и всё растущая степень концентрации произ-ва и капитала. В пром-сти ок. 60% продукции производится на крупных и крупнейших предприятиях (с числом занятых св. 500 на каждом). В 1975 крупные акц. компании с капиталом 100 млн. марок и более (7, 0% всех акц. обществ) владели 69% совокупного акц. капитала (в 1954 соответственно 1, 3% и 32, 1%). Решающие позиции в экономике занимают частные монополистич. объединения (концерны), в т. ч. в угольной пром-сти - " Рурколе АГ", в металлургии, тяжёлом машиностроении, коксохимии -" Тиссен", " Крупп", " Хёш", " Маннесман", " Клёк-нер", " Гутехофнунгсхютте", в хим.- наследники " ИГ Фарбениндустри" - " Байер АГ", " БАСФ", " Хёхст", в элек-тротехнич. и электронной - " Сименс", " АЭГ-Телефункен", " Бош", в банковском деле т. н. " большая тройка" - " Дойче банк", " Дрезденский банк", " Коммерцбанк" (к-рыми предоставляется св. 1/2 всех кредитов), страховании - " Альянц". По уровню развития гос.-монополистич. капитализма ФРГ превосходит большинство развитых капиталистич. стран. В 1972 доля гос. расходов в нац. доходе составляла 39, 3%. Гос-во активно пытается воздействовать на экономику с целью ослабления экономич. кризисов, инфляции, безработицы путём кредитной политики, разработки программ развития отд. отраслей и подъёма экономики " бедствующих районов" и т. д. В кон. 60-х гг. на предприятиях гос. сектора было занято 8, 7% всех рабочих и служащих, в т. ч. в пром-сти 2, 2%. Наибольший уд. вес гос. собственности приходится на инфраструктуру (пути сообщения, система связи), сырьевые и энергетич. отрасли пром-сти, цв. металлургию, в т. ч. произ-во алюминия (76%), свинца и цинка (примерно 2/5), добычу жел. руды (46%), произ-во электроэнергии (св. 1/2), добычу бурого угля, сооружение и эксплуатацию АЭС. Значит. гос. капитал вложен в авто- (42% общего произ-ва) и судостроение, кредитную систему (1/2 всех кредитов). Осн. гос. или смешанные (с участием гос-ва) концерны - " Фольксвагенверк", РВЭ, ФЕБА, " Зальцгиттер". Большая роль в развитии гос.-монополистич. капитализма принадлежит воен.-пром. комплексу. Воен. расходы (вкл. косвенные) составляют самую крупную статью расходов по гос. бюджету. С воен. произ-вом связано более 1000 предприятий, в т. ч. почти все крупнейшие концерны тяжёлой пром-сти, особенно " Флик" (танки), " Мессершмитт-Бёльков-Блом" (авиаракетное вооружение), " Ховальдтсверке- Дойче верфт" (военное судостроение), " Сименс", " АЭГ-Телефункен" (военная электроника), " Байер", " БАСФ", " Хёхст" (военная химия). Значительна роль иностр. капитала в экономике страны. В 1976 в стране действовало более 10 тыс. иностр. фирм (с общим номинальным капиталом св. 44, 3 млрд. марок); крупнейшие иностр. инвесторы: США (39, 5% всех прямых иностранных инвестиций), Швейцария и Лихтенштейн (15, 8%), Нидерланды (12, 9%), Великобритания (9, 8%), Франция (5, 5%), Бельгия и Люксембург (5, 5%). Междунар. монополии контролируют (1970) 70% мощностей в нефтеперераб. пром-сти, 80% произ-ва ЭВМ, 40% - автомобилей, от 10 до 40% - продукции хим., машиностроит., стек. промышленности. Высокие темпы роста пром. произ-ва в период до сер. 60-х гг. (9, 2% при циклич. колебаниях по годам и частых отраслевых кризисах) были связаны с ликвидацией последствий 2-й мировой войны 1939- 1945 - послевоен.. восстановит. работами, с развёртыванием научно-технич. революции и европ. экономич. интеграцией (организацией ЕОУС, Евратома и особенно ЕЭС), в системе к-рой ФРГ заняла одно из ведущих мест. В дальнейшем с сер. 1960-х гг. экономии, положение стало неустойчивым. Изменения в структуре экономики, возникшие под влиянием вздорожания сырья, рабочей силы, насыщения рынка товарами и т. п., вызвали т. н. структурный кризис экономики, очень болезненно отразившийся на ряде отраслей х-ва, положении отд. групп населения, породивший безработицу. Первый в истории ФРГ экономич. кризис (с сер. 1966 до осени 1967) вызвал снижение объёма произ-ва в пром-сти почти на 2, 8%, второй кризис (начавшийся в кон. 1973) привёл к дальнейшему сокращению произ-ва (в 1974 на 1, 4%, в 1975 на 6, 3%). В 1976 кризис сменился циклическим подъёмом; прирост пром. произ-ва составил 6, 7%. Число полностью безработных в янв. 1977 составило 1, 25 млн. чел. (149 тыс. В 1970), частично безработных 0, 3 млн. чел. Цены за 1975 выросли на 6, 0%, квартплата за 1971-74 на 25, 3%; покупат. способность зап.-герм. марки за 1950-75 понизилась приблизительно в 2 раза. Промышленность. Наиболее быстрыми темпами развиваются отрасли, непосредственно связанные с научно-техническим прогрессом; если в 1973 индекс пром. произ-ва в целом составлял 481, 0% (1950-100), то в электротехнич. пром-сти он был 1140, 0, в автомоб.-1095, 0, в хим. - 1000, 2, в то же самое время 309, 7 в текст., 376, 0 в чёрной металлургии, 376, 5 в пищевкусовой, 429, 5% в общем машиностроении. Соответственно изменилась доля новых и старых отраслей в пром. произ-ве (см. табл. 2). На произ-во средств произ-ва в 1974 приходилось 76% пром. продукции (62% в 1950), предметов широкого потребления и пищевкусовых товаров 24% (38%). Добывающая промышленность. ФРГ располагает мн. видами минер. сырья, но запасы их весьма неравноценны. В структуре горнодоб. пром-сти наибольшее значение имеют угледобыча, добыча калийной и кам. солей. Прочие отрасли горнодоб. пром-сти включают нефтедобычу, железорудную пром-сть, добычу свинца, цинка, меди, плавикового шпата, природного газа. Доля горнодоб. пром-сти в общей структуре пром-сти постепенно падает, что отражает как общую тенденцию сокращения объёма добычи в др. развитых капиталистич. странах, так и т. н. структурный кризис, в частности снижение произ-ва в таких отраслях этой пром-сти, как железорудная и каменноугольная. Добыча кам. угля сосредоточена преим. в Рурском (св. 80%), Ахенском и Саарском басс. Кам. уголь Рура идёт гл. обр. для ТЭЦ и получения кокса (св. 90% всего произ-ва в стране). По добыче бурого угля ФРГ занимает 1-е место среди капиталистич. стран мира. Бурый уголь добывают больше всего в Нижнерейнском (Кёльнском) басс., на к-рый приходится св. 80% добычи всего бурого угля в стране, а также в Нижнесаксонском (центр - г. Хельмштедт), Гессенском (центр - г. Кассель), Баварском (Швандорф). Рост потребления нефти и газа, обращение к новым видам энергии и мн. др. факторы привели к сокращению потребления угля в качестве топлива. За 1957-73 число угольных шахт сократилось со 154 до 53. Рурские концерны передали шахты под управление об-ва " Рурколе АГ". Табл. 2. - Структура, промышленности (доля отраслей и их групп по объёму условно чистой продукции, в %)*
Имеются 3 гл. нефтегазоносных басс., на к-рые приходится осн. добыча нефти и газа, - Северный (90% добычи нефти и осн. добыча газа), охватывающий междуречье Везера и Эльбы (особенно Эмс-ланд и междуречье Эмс - Везер), Верхнерейнский и Предальпийский. Добыча нефти покрывает примерно лишь 6% её потребности в стране. Осн. часть используемой нефти импортируется - ок. 100 млн. т в год (из стран Бл. и Ср. Востока, Сев. Африки, Юж. Америки, СССР). Нефтеперерабат. пром-сть стала бурно расти в период 1950-70-х гг. К 1976 мощность нефтеперерабат. з-дов возросла по сравнению с 1950 почти в 30 раз (с 5, 2 млн. т до 155, 1 млн. га). Осн. мощности нефтеперерабат. пром-сти принадлежат иностр., гл. обр.амер. и англо-голл., капиталу. В довоен. период гл. центром нефтепереработки был г. Гамбург, в послевоен. время созданы новые крупные р-ны этой отрасли - Рейнский (земля Сев. Рейн-Вестфалия, гг. Гельзенкир-хен, Динслакен, Кёльн, Весселинг и др.) и Южный (земля Бавария, г. Инголь-штадт; земля Баден-Вюртемберг, г. Карлсруэ). Добыча газа также не покрывает потребности страны, и ФРГ импортирует его (из Нидерландов, СССР, норвежского сектора Северного м.) в количестве 25 млрд. м3 в 1975. Газ добывают в основном в междуречье pp. Эмс - Везер, а также на побережье Северного м., близ устья р. Эмс. Гл. р-ном добычи жел. руды является месторождение Зальцгиттер, относящееся к т. н. северной группе железорудных месторождений, где также выделяется р-н Ильзеде-Пейне. В т. н. центральной группе месторождений известны р-ны Зигер-ланда, Лан-Дилля и Зауэрланда (Тау-нус-Хунсрюк). В относительно небольших кол-вах добывают руду на Ю., в Баварии, гл. обр. в р-нах гг. Ауэрбах, Зульцбах-Розенберг и в др. Калийную соль добывают в 3 басс.- Сев. Ганноверском (междуречье Везера и Адлера), Юж. Ганноверском (гг. Ней-хор, Зенде, Раненберг и др.), басс. р. Вер-ра (гг. Филипсталь, Херинген и др.). Добыча кам. соли сосредоточена у гг. Бюдерих, Фридрихсхалль. Среди др. минер. ресурсов добывают плавиковый шпат (115 тыс. т в 1974; в Верхнем Пфальце), барит (860 тыс. т; Шварцвальд, Шпес-сарт), каолин (ок. 0, 5 млн. т); из рудных ископаемых - цв. металлы: свинец и цинк (Рейнские Сланцевые горы), медь. Энергетика. В 1950-70-х гг. произошли коренные изменения в структуре энергобаланса как за счёт вытеснения твёрдого топлива жидким и газообразным, так и за счёт новых источников энергии, в т. ч. атомной (см. табл. 3). Табл. 3. - Изменение структуры энергобаланса (потребления первичной энергии, в %)
Осн. часть электроэнергии вырабатывали ТЭС (94% в 1975). Твёрдое топливо продолжает сохранять решающие позиции в произ-ве электроэнергии. В структуре произ-ва электроэнергии (1975) доля кам. угля 34, 1%, бурого угля 25, 8%, нефти и нефтепродуктов 14, 3%, природного газа 15, 8%, торфа, дров и др. 0, 9%, гидроресурсов 5, 2%, атомной энергии 3, 9%. Гл. р-н произ-ва электроэнергии - земля Сев. Рейн-Вестфалия. Наиболее крупная каменноугольная ТЭС " Фёрде" (2, 35 млн. квт), наиболее крупная буро-угольная ТЭС " Нёйрат" (3, 3 млн. квт), обе станции новые, пока введены только их первые агрегаты. В числе действующих наиболее крупные буроугольные ТЭС - " Фриммерсдорф" (мощность 2, 6 млн. квт), " Нидерауссен" (2, 6 млн. квт), " Шольвен" (2, 2 млн. квт), " Вайсвайлер" (2, 0 млн. квт); на С. и в Баварии ТЭС, построенные в 1960-70-х гг., используют преим. жидкое топливо. ГЭС находятся гл. обр. на Ю. в Альпах и их предгорьях; самая крупная ГЭС - " Витцау" (мощность 190 тыс. квт). Первая атомная электростанция (АЭС) в ФРГ была введена в строй в 1961 в г. Кале (Бавария); к 1974 насчитывается 11 АЭС (общей мощностью 3, 5 млн. квт), самые крупные из них - " Библис" у Рейна, близ г. Вормс (1, 2 млн. квт), затем " Штаде" у Эльбы, к 3. от Гамбурга (0, 7 млн. квт), " Вюргассен" на Везере (0, 7 млн. квт). Ок. 6% потребляемой электроэнергии импортируется. ФРГ имеет объединённую энергосистему, в к-рую входят энергосистемы крупнейших электроэнергетич. монополий страны (крупнейшая из них - энергетич. концерн " Рейниш-Вестфелишес электрицитетсверк АГ"; РВЭ). Обрабатывающая промышленность. Чёрная металлургия обладает мощной производств. базой, опирающейся на коксующиеся угли Рурского басс, и гл. обр. импортные (до 96%) жел. руды (из Швеции, Бразилии, Либерии и др.). Доля качеств. стали ок. 15% и имеет тенденцию к росту. Приблизительно 2/з стали производится на предприятиях концернов " Тиссен", " Хеш", " Саар-хюттен", " Клёкнер", " Крупп". Крупное трубопрокатное произ-во контролируется гл. обр. концерном " Маннесман". Ок. 70% выплавки чугуна и стали приходится на Рур, остальное на Саарскую область, Зальцгиттер, Бремен, Вецлар. Для цв. металлургии характерно преим. произ-во полуфабрикатов и литья. Преобладает алюминиевая пром-сть (на импортных бокситах и глинозёме гл. обр. из Суринама, Австралийского Союза); з-ды в Гамбурге, Тёгинге, Рейнфельдене, Лю-нене, Гревенбройхе, Норфе. Медеплавильная пром-сть целиком на импортных концентратах, з-ды в гг. Гамбург, Лю-нен, Дуйсбург, Вильгельмсбург. Выплавка свинца (приблизительно на 90% из импортных руд)-на з-дах в гг. Штольберг, Норденхам, Браубах, Бинсфельдхаммер и др.; цинка (на 30%) - на з-дах в гг. Дат-тельн, Дуйсбург, Гамбург и пр. Произ-во цв. металлов монополизировано частными концернами " Металльгезельшафт" и " Дегусса", гос. концерном " ФИАГ", частично иностр. капиталом. Машиностроение и металлообработка. Решающая роль в пром. произ-ве и экспорте принадлежит группе машиностроит. и металлооб-рабат. отраслей (т. н. произ-во инвестиц. товаров), отличающихся высоким техническим уровнем производства, широкой номенклатурой изделий при усиливающейся тенденции к внутриотраслевой специализации (в рамках " Общего рынка"). В общем машиностроении выделяется по своему значению произ-во металлооб-рабат., в т. ч. станочного (2/3) и кузнеч-но-прессового (1/з), оборудования, по произ-ву и экспорту к-рого, а также металлургич., текст., полиграфич. и нек-рых др. машин ФРГ занимает одно из первых мест в капиталистическом мире. Крупные масштабы имеет производство строит., с.-х. машин, оборудования для пищевкусовой, хим., дерево-обрабат. пром-сти, дизель-моторов, арматуры, инструмента, подшипников, зубчатых колёс и приводов, а также подъёмно-кранового оборудования, локомотивов, вагонов. Произ-во тяжёлого оборудования контролируется концернами " Маннесман" (включая " Демаг"), " Гутехофнунгсхют-те" (" МАН"), " Крупп", " Клёкнер-Гумбольдт - Дёйцк Гл. центры: Дуйсбург, Кёльн, Оберхаузен, Эссен, Дюссельдорф, Бохум, Аугсбург. Хим. машиностроение контролируется наряду с хим. монополиями также концернами и крупными фирмами " Крупп", " Лурги", " Линде", " Уде" и др. Произ-во с.-х. машин и тракторов контролируется концернами " Клёкнер - Гумбольдт - Дёйц", " Интернешнл харве-стер" и размещено гл. обр. в гг. Кёльн, Нёйс, Мангейм; локомотивов - концернами " Крупп", " Рейнише штальверке" (включая " Хеншель"), " Флик" (включая " Краусс-Маффей") - в гг. Мюнхен, Кассель, Эссен. Высокий уровень развития имеют электротехническая и электронная пром-сть (производств. оборудование, бытовые электрич. и электронные приборы). Преобладает произ-во высоковольтного оборудования. Большое значение имеет произ-во телеграфно-телефонного оборудования. ФРГ - один из крупнейших в мире экспортёров электрооборудования. Электронная пром-сть поставляет электронные вычислит. машины, телевизоры (св. 1/2 - цветные), радиоприёмники, магнитофоны и т. п. Электротехнич. и электронная пром-сть характеризуется высокой степенью монополизации; св. 1/2 произ-ва под контролем концернов " Си-менс", " АЭГ-Телефункен", " Грундиг". Значит, роль иностр. капитала: США (" Стандард электрик Лоренц"), Швейцарии (" Броун, Бовери"), Нидерландов (" Филипс"). В произ-ве ЭВМ господствует амер. корпорация " ИБМ". Предприятия отрасли размещены гл. обр. в юж. части страны. Отд. крупные центры: Мюнхен, Нюрнберг, Штутгарт, Франкфурт-на-Майне, Гамбург, Ман-гейм, Эрланген, Эссен, Ганновер. Автомобилестроение по объёму произ-ва обычно занимает 3-е место в капиталистич. мире (после США и Японии), по экспорту - 1-е (гл. импортёр - США). Высокомонополизированная отрасль, 5 концернов -" Фольксвагенверк" (фактически контролируется гос-вом, на него приходится св. 40% выпуска автомашин), " Даймлер-Бенц", " Адам Опель" и " Форд-верке" (2 последние фирмы - собственность США) и " БМВ" контролируют 95% произ-ва автомобилей. 3-ды " Фольксва-генверк" в Вольфсбурге, Ганновере, Брауншвейге, Касселе, Эмдене; " Дайм-лер-Бенц" - в Штутгарте, Зиндельфин-гене, Мангейме, Гаггенау, Вёрте; " Адам Опель" - в Рюссельсхейме, Бохуме, Кайзерслаутерне; " Форд-верке" - в Кёльне, Саарлуи; з-ды фирмы " БМВ" - в Мюнхене. По тоннажу ежегодно спускаемых на воду мор. судов и их экспорту ФРГ занимает одно из первых мест в капиталистич. мире (в 1975, св. 7% мирового тоннажа мор. торг. судов - 2-е место после Японии). ФРГ специализируется на выпуске технически сложных дорогостоящих судов. Экспортируется до 1/2 продукции. Гос. верфь " Ховальдтсверке - Дойче верфт", " Блом унд Фосс", " Бремер Вуль-кан", " АГ Везерк Гл. центры: Бремен, Гамбург, Киль. Речное судостроение насчитывает 83 верфи (с 6, 4 тыс. занятых, в 1973); построены суда общей грузоподъёмностью 111 тыс. т. Гл. верфи в Дуйсбурге, Франкфурте-на-Майне, Регенсбурге. Точная механика и оптика отличаются крупными масштабами произ-ва и разнообразием ассортимента. Ведущее место (по стоимости) принадлежит произ-ву часов, особенно крупногабаритных (32 млн. шт. из 41 млн. шт. общего произ-ва в 1972, 1-е место в мире), затем кино-и фотоаппаратуры, стёкол для очков, точных измерит. приборов, микроскопов, биноклей и т. п. Ок. 1/2 всей продукции оптики и точной механики, а также часового произ-ва сосредоточено в ареале, включающем земли Баден-Вюртемберг и Гессен с прилегающими р-нами земли Рейнланд-Пфальц; гл. центры произ-ва - Штутгарт, Франкфурт-на-Майне, Вец-лар, Оберкохен. В произ-ве металлоизделий доминируют разнообразный инструмент, замки, металлич. мебель, отопит. устройства. Гл. р-ны произ-ва - в землях Северный Рейн-Вестфалия (Золинген, Ремшейд) и Баден-Вюртемберг. Хим. пром-сть относится к числу ведущих и традиц. отраслей зап.-герм. пром-сти. По уд. весу в пром. произ-ве и экспорте, произ-ву на душу населения ФРГ занимает одно из первых мест в мире. Доля ФРГ в мировом капиталистич. экспорте химикатов 20-22%. На 2/3 пром-сть работает на импортном сырье. Химизации х-ва способствовали милитаризация экономики и почти полное отсутствие мн. видов натур. сырья, что стимулировало произ-во заменителей. В кон. 50-х гг. химия органич. синтеза перешла на переработку гл. обр. нефти Табл. 4. - Производство основных промы шленных товаров
Примечание: В офиц. статистич. зап.-герм. публикациях неправомерно включаются показатели по Зап. Берлину, не входящему в состав ФРГ. В ряде случаев исключить их из статистич. данных по ФРГ не представляется возможным. и газа, доля к-рых возросла с 24% в 1957 до 96% в 1973. Осн. отрасли: произ-во пластмасс и синтетич. смол, синтетич. волокна, синтетич. каучука, детергентов и др. синтетич. материалов. Произ-во серной кислоты, соды, калийных удобрений, лаков и красок, медикаментов; по экспорту азотных удобрений и медикаментов ФРГ занимает 1-е место в мире. Химическая промышленность, тесно связанная с воен. делом, - одна из наиболее монополизированных отраслей зап.-герм. пром-сти. Концерны " Байер", " БАСФ", " Хёхст", а также " Хенкель" контролируют св. 2/3 оборота отрасли и ещё большую долю произ-ва осн. химикатов. Иностр. капитал занимает значительные позиции гл. обр. в нефтехимии. Наибольшего развития хим. пром-сть достигла в Рейнско-Вестфальском и в Юго-Зап. р-нах; крупнейшие центры (по числу занятых): Людвигсхафен (предприятие концерна " БАСФ"), Леверку-зен (" Байер"), Франкфурт-на-Майне (" Хёхст"), Марль, Дюссельдорф, Гамбург, Кёльн-Дормаген, Крефельд, Гель-зенкирхен, Весселинг. Текстильная промышленность - ведущая отрасль лёгкой пром-сти - под влиянием научно-тех-нич. прогресса изменила свою структуру: доля хим. волокон в потреблении отрасли составила 2/3, в т. ч. синтетич. 1/2. Осн. подотрасли: хл.-бум.-38, 7% всего произ-ва в 1973 (45, 6% в 1950), шерстяная 9, 9% (14, 5%), льняная и пеньковая 7, 4% (3%), шёлковая 8, 9% (6, 9%), трикотажная 26, 1% (11, 4%), джутовая 3, 2% (14, 2%). По темпам роста выделяются трикотажная, ковровая и производство нетканых материалов. Импорт текст. товаров превышает экспорт. Гл. р-ны - Рейнско-Вестфальский (хл.-бум. и шерстяная специализация), Юго-Зап. (гл. обр. трикотаж), Юж. (хл.-бум. ткани). Пищевкусовая пром-сть в основном перерабатывает местное с.-х. сырьё - мясо-мол., мукой., сах., рыбная, консервная, винодельч., спирто-во-дочная, пивоваренная; на импортном сырье работают отрасли - маслобойная, маргариновая, табачная, шоколадная. В целом ввоз продуктов пищевкусовой пром-сти превосходит вывоз. ФРГ экспортирует гл. обр. пиво (1-е место в мире), вино, табачные изделия. Крупнейшие пищ. монополии -" Дойче Юнилевер" (англо-голл. капитал), " Дойче Нестле" (швейц.), " Реемтсма", " БАТ" (англ.). Осн. предприятия - в гл. с.-х. р-нах и р-нах потребления (Нижняя Саксония, Бавария, Сев. Рейн-Вестфалия) и крупных мор. портах (переработка импортного сырья). Гл. центры пищ. пром-сти - Гамбург, Ганновер, Кёльн, Штутгарт, Дортмунд, Бремен. О произ-ве осн. видов пром. товаров см. в табл. 4 на стр. 239. Сельское хозяйство. Зем. реформа 1947-48 практически не затронула основ крупного землевладения. Для агр. отношений свойственны резкие социально-экономич. контрасты. За 1949-75 число х-в с площадью 1, 0-10 га каждое и их общая с.-х. площадь сократились более чем в 2 раза (с 1262 тыс. до 491 тыс., площадь- с 5, 1 млн. га до 2, 1 млн. га). В то же время число х-в с площадью каждое 20 га и более увеличилось в 1, 7 раза, а их общая площадь в 1, 6 раза. Общее число х-в сократилось на 742 тыс., или на 45%, и составляет ок. 0, 9 млн. (1975) с общей с.-х. площадью 12, 5 млн. га (против 1, 7 млн. х-в с общей с.-х. площадью 13, 3 млн. га в 1949). (О распределении с.-х. площадей по группам х-в см. табл. 5.) В аренду сдаётся 3616 тыс. га, или 28, 7%, всей с.-х. площади. Не прибегают к аренде земли 40% всех х-в, не имеют собств. земли 6% х-в (1971). Только для 60% общего кол-ва владельцев с. х-во было основным занятием. Семейная рабочая сила 1944, 7 тыс. чел. (полностью или частично занятые хозяева и помогающие члены семьи), наёмная - 315, 4 тыс. чел., в т. ч. постоянно занятые наёмные рабочие 128, 1 тыс. Задолженность сел. хозяев банковым и пром. монополиям возросла за 1949-75 с 3090 млн. марок до 29565 млн. марок, ежегодная выплата процентов увеличилась соответственно со 160 млн. до 2009 млн. марок. Табл. 5. - Распределение сельскохозяйственной площади по группам хозяйств (в % от общей сельскохозяйственной площади и общего количества хозяйств)
В с. х-ве получает распространение соединение всех или гл. стадий произ-ва, переработки и реализации с.-х. продуктов в единый процесс на основе договорных отношений между с.-х. производителями, в т. ч. мелкими и средними, и монополиями (банковыми, пром., торг.) - т. н. вертикальная интеграция, олицетворяющая подчинение с. х-ва мо-нополистич. капиталу. В с. х-ве (1975) используется 53, 8% терр. страны. В с.-х. площади доля пашни, включая огороды, - 59, 1%, лугов и пастбищ - 39, 4%, садов и виноградников - 1, 4%. С.-х. площадь ежегодно сокращается, однако доля распаханной площади растёт. Продукция животноводства (в основном молочно-мясного направления) составляет 70, 5% стоимости с.-х. продукции, растениеводства - 29, 5% (1974/75). Кормовую базу животноводства, кроме лугов и пастбищ, составляют посевы кормовых трав, корнеплодов, значит. часть посевов картофеля и зерновых, а также отходы пищевкусовой пром-сти, импортные корма. Разводят породистый высокопродуктивный скот. О поголовье скота см. в табл. 6. Удойность коров в среднем 3997 кг (1975). Значительно развито птицеводство (91, 2 млн. шт. птицы в 1975). О произ-ве осн. продуктов животноводства см. в табл. 7. Табл. 6. - Поголовье скота, тыс.
Табл. 7. - Производство основных продуктов животноводства, тыс. т
Земледелие. Благодаря интенсификации произ-ва урожайность с.-х. культур по сравнению с довоен. периодом выросла в среднем в 2 раза. Используется 1425 тыс. тракторов (1974), 171 тыс. зерновых комбайнов (1973). Применение хим. удобрений (одно из первых мест в мире) в 1974/75 (в кг действующего вещества на 1 га с.-х. площади): азотных 90, 0, фосфорных 65, 7, калийных 87, 7. Степень обеспеченности своими сельскохозяйственными продуктами в нач. 1970-х гг. по зерну 70%, сахару 87%, мясу 87%, животному маслу 96%, яйцам 86%. Ввоз сельскохозяйственных продуктов в 3, 5 раза превышает их вывоз (по стоимости, 1973). О сборе осн. с.-х. культур см. в табл. 8. Табл. 8. - Площадь и сбор основных сельскохозяйственных культур
* В среднем в год. Рыболовство. Улов рыбы в морях снижается (в тыс. т; 623 в 1965, 598 в 1970, 438 в 1975). В уловах преобладают треска (27, 7% в 1975), сельдь (12%), морской окунь (12%) и пр. Главные районы лова: Северное море, север Атлантического океана. Лесное хозяйство обеспечивает значит. часть потребностей в древесине. Общая площадь лесов 5, 2 млн. га (1975), из них государству и федеральным землям принадлежит ок. 2, 2 млн. га. Наибольшая площадь лесов в земле Бавария (1, 4 млн. га). Лесозаготовки в 1974 составили 32 млн. м3 круглого леса. Транспорт. В 1970 доля жел. дорог во внутреннем грузообороте составила (в т/км, в % к итогу; в скобках на 1954) 34, 1 (56, 8), автомобильных 36, 2 (15, 9), внутр. водного 22, 6 (27, 3), трубопроводного (магистральные трубопроводы) 7, 0, возд. транспорта 0, 05. В структуре внутреннего пассажирооборота доля жел. дорог (1974, в %) 35, 1 (в 1954- 56, 1), автомоб. транспорта 44, 7, возд. 7, 0. Длина железных дорог 32, 0 тыс. км, в т. ч. электрифицированных 10, 0 тыс. км (1974). При общей тенденции к сокращению железнодорожной сети начато строительство 4 скоростных пассажирских линий. Дл. классифицированных автомобильных дорог (1975) 168 тыс. км, в т. ч. автострад 5, 7 тыс. км. Парк автомобилей (1975)- 21 млн., в т. ч. легковых 16, 5, комбинированных 1, 4, грузовых 1, 1, тягачей 1, 6. Дл. внутренних водных путей 6002 км, в т. ч. реки 4034 км, каналы 1843 км, озёра 125 км (1974). Гл. судоходные реки: Рейн с притоками Майн, Неккар и Мозель (80% перевозок), затем Эмс, Везер, Эльба, Дунай. Главные судоходные каналы: Средне-герм., Дортмунд - Эмс, Рейн - Хер-не, Мозельский, реконструируется отрезок канала Рейн - Майн, строится часть канала Майн - Дунай и Гамбург - Среднегерманский канал. Крупные речные порты (грузооборот в млн. т, 1974): Дуйсбург (49, 4), Ман-гейм (10, 0), Гамбург (10, 6), Кёльн (10), Франкфурт (7, 9), Людвигсхафен (8, 5), Карлсруэ (7, 0), Бремен (5, 6), Кре-фельд (4, 6), Весселинг (7, 9), Гельзен-кирхен (6, 4), Хейльбронн (5, 6), Дортмунд (6, 3). По внутр. водным путям в 1974 перевезено 252 млн. т грузов (гл. обр. нефть и нефтепродукты, стройматериалы, руды, металлы, зерно, удобрения), в т. ч. на перевозки с зарубежными странами приходилось 143, 6 млн. т, на транзитные перевозки 12, 2 млн. т. Трубопроводный транспорт быстро расширяется; первый трубопровод построен в 1959. Сеть магистральных нефтепроводов 1579 км, продуктопроводов 507 км; в 1975 по нефтепроводам транспортировано св. 70 млн. т нефти, в т. ч. по нефтепроводу Вильгельмсхафен - Весселинг (390 км) - 27, 6, Триест (Италия) - Инголыптадт - Карлсруэ (в пределах ФРГ 287 км) - 18, 8, Марсель (Франция) - граница ФРГ - 18, 5, Роттердам (Нидерланды) - Раунхейм (в пределах ФРГ 259 км) - 13, 3, Генуя (Италия) - Инголыптадт (в пределах ФРГ 227 км)- 6, 3. Морской транспорт обслуживает внешнюю торговлю; доля каботажных перевозок около 3% веса перевозимых грузов. Тоннаж морского торгового флота 8, 8 млн. брутто peг. т (1976). Ок. 50% тоннажа принадлежит 10 монополистическим объединениям (" Хапаг- Ллойд", " Дойче Шелл танкер" и др.). Сухогрузные суда 5, 4 млн. брутто peг. т (в т. ч. контейнеровозы 0, 6 млн. т), танкеры 2, 8 млн. т. Флот обеспечивает 15% импорта и 25% экспорта (1974). Часть перевозок внешнеторговых грузов осуществляется на иностр. судах. Через собств. порты ввозится 46% грузов, 35% - через порты стран Бенилюкса, гл. обр. через Роттердам, св. 12% через итал. и 6% через франц. Значительная роль в морском, в т. ч. каботажном, судоходстве принадлежит морскому Кильскому каналу. Главные морские порты по грузообороту (млн. т, 1975): Гамбург (47, 5), Вильгельмсхафен (23, 7), Бремен (21), Эмден (10, 7), Любек (5, 6), Норденхам (5, 3). Гос. компания " Люфтганза" обслуживает до 90% авиаперевозок. В 1975 перевезено 36, 3 млн. пассажиров и 547 тыс. т грузов и 121, 4 тыс. т почты (без транзита). Главные аэропорты: Франкфурт-на-Майне, Дюссельдорф, Мюнхен, Гамбург, Штутгарт, Ганновер. Внешние экономические связи. Экономика ФРГ тесно связана с мировым рынком: экспортная квота пром-сти ок. 25%, в т. ч. важнейших отраслей 1/3-1/2 и более, импортом покрываются большая часть потребности в топливе и сырье, части продовольствия, оборудования и т. д. Характерно положит. сальдо торг. баланса (34, 5 млрд. марок в 1975; ввоз 221, 6 млрд. марок, вывоз 256, 2 млрд. марок), являющееся основой активного платёжного баланса. На кон. 1975 золотовалютные резервы ФРГ составили 31 млрд. долл. (она имела самые крупные в капиталистическом мире резервы иностранной валюты - 26, 2 млрд. долл. и второй по величине после США золотой запас - 4, 8 млрд. долл.). Сокращение доли прод. товаров в импорте обусловлено ростом самообеспеченности продовольствием в связи с интенсификацией с.-х. произ-ва; повышение доли готовых изделий - усилением процессов междунар. разделения труда, специализацией произ-ва. Уменьшение доли сырья в экспорте вызвано главным образом сокращением экспорта угля (см. табл. 9). Табл. 9. - Товарная структура внешней торговли, в % к итогу по стоимости
В 1975 в стоимости импорта доля (в %) нефти и нефтепродуктов, природного газа, угля 17, 5, продуктов с. х-ва, лесного, охотничьего х-ва, рыболовства, пищ. товаров и табака 18, 6, " инвестиц. товаров" 21, 5, чёрных, цв. металлов 8, 3, хим. товаров 7, 8, текстиля 5, 7, одежды 3, 4; в стоимости экспорта доля " инвестиц. товаров" 53, 3, химических товаров 12, 5, чёрных и цветных металлов 10, 8, текстиля 3, 5%. ФРГ - крупнейший внешнеторг. партнёр СССР из числа развитых капитали-стич. стран. В 1973 подписано соглашение между СССР и ФРГ на 10-летний период о развитии экономич., пром. и технич. сотрудничества; создана комиссия СССР - ФРГ по экономич. и научно-технич. сотрудничеству; организован ряд смешанных советско-зап.-герм. фирм на терр. ФРГ, сов. банк в ФРГ (" Ост-Вест-хандельсбанк"). Между сов. орг-циями и зап.-герм. фирмами заключён ряд соглашений о взаимных поставках оборудования, материалов, о передаче технич. документации, содействии стр-ву ряда пром. объектов на терр. СССР, в т. ч. Оскольского металлургического комбината (Белгородская обл.). Предусматривается увеличение поставок природного газа в ФРГ, начавшихся в октябре 1973, к 1980 до 10 млрд. м3 в год. Общий объём инвестиций фирм ФРГ за границей на конец 1975 достиг 42 млрд. марок, из к-рых ок. 70% вывезено в промышленно развитые капиталистич. страны, в т. ч. более 50% в страны Зап. Европы, остальные в США и Канаду, и 30% в развивающиеся страны. В группе развивающихся стран преобладает вывоз в Лат. Америку. О географии внеш. торговли ФРГ см. табл. 10. Табл. 10. -География внешней торговли (1975), в %
Ежегодно ФРГ посещает ок. 7, 5 млн. иностр. туристов. В 1973-74 валютные поступления от обслуживания иностр. туристов составили 6 млрд. марок, расходы зап.-герм. туристов за границей - 18, 4 млрд. марок. Денежная единица - зап.-герм. марка или нем. марка ФРГ (по курсу Госбанка СССР на авг. 1977 100 марок = 32, 11 руб.). Экономико-географические районы. В послевоен. период произошло нек-рое выравнивание уровней индустриального развития в различных частях страны: в каждом из р-нов и в каждой из федеральных земель пром-сть является ведущей отраслью х-ва. Однако уровень развития отд. земель не одинаков (см. табл. 11). Рейнско - Вестфальский район, крупнейший в ФРГ р-н тяжёлой пром-сти, ядром к-рого является Рурский каменноугольный бассейн - осн. энергетич. база страны. Доля осн. отраслей пром-сти р-на: общее машиностроение (13, 5% всех занятых в пром-сти в 1974), хим. (9, 2%), чёрная металлургия (8, 7%), угольная (8, 7%), электротехнич. (8, 4%), текст. (4, 6%), пищевая (4, 5%), автомоб. (4, 0%). В Рейнско-Вестфальском р-не сформировалось большинство монополий, господствующих в тяжёлой пром-сти ФРГ. Новые для р-на отрасли сложились гл. обр. в 1950-70-х гг.- электротехнич., автомоб., нефтехим. За это же время сильно выросла электроэнергетика. На Рейнско-Вестфальский р-н приходится св. 90% добычи кам. угля в ФРГ, св. 95% добычи бурого угля, ок. 1/2произ-ва электроэнергии, св. 1/3 переработки нефти? 1/3 произ-ва чугуна и стали, ок. 1/2 цв. металлов. Нефть, поступающая по нефтепроводам из Вильгельмсхафена и Роттердама (Нидерланды), перерабатывается в Гельзенкирхене, Кёльне, Весселинге и др. городах. Важную роль в энергетике играет природный газ, поступающий из Ниж. Саксонии и импортируемый из Нидерландов. Добыча кам. угля, коксохимия, произ-во чёрных и цв. металлов сосредоточены преим. в Руре, предприятия др. отраслей 6. ч. размещены вне его. Крупнейшие центры чёрной металлургии - Дуйсбург, Рейнхаузен, Оберхаузен, Мюльхейм, Бохум, Дортмунд, цветной - Дуйсбург, Эссен, Люнен, Гревенбройх, тяжёлого машиностроения - Кёльн, мн. города Рура, станкостроения - Дюссельдорф, Рейдт, Билефельд, текст. машиностроения - Вупперталь, автомобилестроения - Кёльн, Бохум, произ-во металлоизделий - Золинген. Хим. пром-сть р-на, на к-рый приходится 2/5 хим. произ-ва ФРГ, к началу 60-х гг. перешла от использования отходов коксохимии и бурого угля как осн. сырья в произ-ве соединений органич. синтеза к переработке гл. обр. нефти. Остаётся значит. произ-во осн. химикатов (серной кислоты, хлора, соды, удобрений и др.). Гл. центр хим. пром-сти - Леверкузен, др. важные центры - Марль, Тройсдорф, Дюссельдорф, Вупперталь, Табл. 11. - Со о тношение некоторых показателей экономико-географических районов (1974), %
1 Без строительства и ремесла. Крефельд, Дормаген, Гельзенкирхен. На базе тяжёлой пром-сти в Руре издавна получило развитие крупное произ-во вооружения. На текст. пром-сть р-на приходится ок. 1/3 текст. произ-ва ФРГ, которое основано на использовании женского труда семей шахтёров, металлургов и др. и наличии обширного рынка сбыта. Гл. центры - Вупперталь, Крефельд, Мёнхен-гладбах, Рейдт. Пищ. пром-сть перерабатывает как импортное сырьё (зерно, растит. жиры, какао), так и местное с.-х. сырьё (сахарная, мясная, молочная, пивоваренная). С. х-во р-на - высокоинтенсивное, по преим. пригородного типа с большим перевесом животноводства. На левобережье Рейна - посевы сах. свёклы, пшеницы и ячменя; пром. овощеводство; животноводство. В р-не особенно остро стоит вопрос о загрязнении окружающей среды, к-рое приобретает угрожающий характер. Для охраны и восстановления окружающей среды требуется проведение комплекса мероприятий, осуществление к-рых связано с крупными капиталовложениями в эту сферу. Северный район. Пром-сть в примор. зоне связана гл. обр. с переработкой импортного сырья и использованием импортного топлива (гл. обр. ближ-невост. нефть, амер. кам. уголь): нефтепереработка (Гамбург, Бремен, Хейде), чёрная (Бремен, Любек) и цв. (Гамбург, Любек, Штаде, Норденхам) металлургия, пищ. (табачная, пивоваренная, маргариновая, маслобойная, шоколадная) пром-сть (Гамбург, Бремен), а также с обслуживанием мор. транспорта, мор. рыболовства и военно-мор. флота (судостроение и судоремонт в Киле, Гамбурге, Бремене, Эмдене, Любеке и др.). Рыболовство и переработка рыбы. В ряде портовых городов размещены предприятия отраслей, ориентированных на экспорт (например, автомобилестроение в Эмдене). В Гамбурге и Бремене сложилась крупная авиационная промышленность. В полосе предгорий и гор пром-сть связана с переработкой местного и импортного сырья: чёрная (Зальцгиттер, Пейне) и цв. (в пригарцской области в Хар-лигенроде, Окере, Госларе, Клаустале) металлургия, произ-во удобрений, добыча и переработка нефти, автомобилестроение (Вольфсбург, Ганновер, Брауншвейг, Зальцгиттер), тяжёлое машиностроение (Зальцгиттер), хим., особенно резиновая, пром-сть (Ганновер). Крупная муком., сах., м олочная, мясная, консервная промышленность, перерабатывающая местное сельскохозяйственное сырьё. Тран-спортно-географич. положение этой части р-на связано с Среднегерм. каналом. С. х-во отличается высокой агротехникой и интенсивностью произ-ва. В предгорьях на плодородных почвах посевы пшеницы, ячменя, сахарной свёклы, овощей, кормовых культур, высокопродуктивное по преимуществу стойловое молочное животноводство, свиноводство, птицеводство. На остальной территории, изобилующей влажными лугами и пастбищами, - молочное животноводство, посевы ржи и овса, картофеля, кормовых трав. Юго-Восточный район. Энергетика р-на, базировавшаяся ранее на запасах гидроэнергии, укрепилась с вступлением в эксплуатацию газопровода из СССР. Повышение доли р-на в пром. произ-ве связано с быстрым ростом в послевоен. период ряда новых отраслей пром-сти, особенно электротех-нич. и радиоэлектронной (Мюнхен, Нюрнберг), ракетно-авиац. (Мюнхен, Аугсбург), нефтеперераб. (р-н Инголь-штадта, Бургхаузен), нефтехим., атомной (атомные электростанции в Гунд-реммингене, Гросвельцхейме, Нидерайх-бахе, Кале), дополнивших комплекс сложившихся ранее отраслей пром-сти: общего машиностроения (Аугсбург, Мюнхен), произ-ва автомобилей и локомотивов (Мюнхен), подшипников (Швейнфурт), металлич. игрушек, конторского оборудования (Нюрнберг), алюминия (Тёгинг), текстиля (Хоф и его окружение, Аугсбург), фарфоро-фаянсовых изделий (Зельб), молочных продуктов, пива (Мюнхен, Нюрнберг). В с. х-ве ведущая отрасль - молочное животноводство, на б. ч. терр. сочетающееся со свиноводством, посевами зерновых, картофеля, кормовых культур. Интенсивное с. х-во с посевами пшеницы и сахарной свёклы на правобережье Дуная к востоку от Регенсбурга. Овощеводство (в окрестностях Мюнхена и Нюрнберга), табаководство и хмелеводство; в долине Майна - виноградарство. Юго-Западный р-н сформировался в значит. степени в послевоен. период и отличается высокой долей в пром. произ-ве в масштабе всей страны наиболее совр. отраслей: автомоб. (ок. 1/2 всех занятых в ФРГ, центры Штутгарт, Рюссельсхейм, Зиндельфинген, Ман-гейм, Вёрт, Кайзерслаутерн, Саарлуи и др.), электротехнич. (соответственно ок. 2/5, центры Штутгарт, Мангейм), электронной (центры Штутгарт, Майнц, Зиндельфинген), точной механики и оптики (60%, з-ды в Оберкохене, Вец-ларе, многочисл. центры в Шварцвальде), хим. (Франкфурт-на-Майне, Людвигсхафен), нефтеперераб. (св. 1/4 мощностей ФРГ, з-ды в Карлсруэ, Ман-гейме, Вёрте, Шпейере, Раунхейме, Кларентале), а также различного, главным образом металлообрабат., оборудования (ок. 2/5; Штутгарт, Мангейм и др. центры). Традиц. отрасли - каменноуг., коксохим., чёрная металлургия в Саарской обл. (Диллинген, Фёльклинген, Нёйнкирхен, Бурбах) и Гессене (Вецлар), а также текст. (в р-не Штутгарта) и особенно кож.-обув. (Пирмазенс - крупнейший центр в масштабе страны) развиваются замедленно. На горных реках построены многочисл. некрупные ГЭС, в Саарской обл.- ТЭС, работающие на кам. угле. Дефицит электроэнергии местного произ-ва частично восполняется созданием ряда крупных атомных электростанций (в Библисе, Неккарау, Об-ригхейме). С. х-во носит многоотраслевой характер. На Верхнерейнской низм., в долинах pp. Мозель, Неккар выращивают виноград (фактически единств. крупный р-н виноградарства в ФРГ), табак, хмель, фрукты, ранние овощи. Распространены посевы пшеницы, сах. свёклы. На плато и склонах гор и возвышенностей сеют преимущественно серые хлеба, выращивают картофель, кормовые культуры. Высокопродуктивное животноводство (молочного направления и свиноводство) является ведущей отраслью с. х-ва, хотя его преобладание над растениеводством незначительно. Лит.: Федеративная Республика Германии, М., 1973; Хмельннцкая Е. Л., Монополистический капитализм Западной Германии, М., 1959; Германия. Экономическая география ГДР и ФРГ, М., 1959; Мухин А. И., Экономическая география Федеративной Республики Германии, М., 1960; Лавров С. Б., География промышленности ФРГ, ч. 1 - 2, [Л.], 1967; Визит Л. И. Брежнева в Федеративную Республику Германии, М., 1973; Демин А. А., Лавров С. Б., ФРГ сегодня, М., 1973; Империализм ФРГ, [пер. с нем.], М., 1973; Краснов Ю. М., ФРГ на мировых рынках, М., 1973; Сокольников Г. О., ФРГ: современные тенденции в экономике, М., 1971; Сергеева И. А., Государственное предпринимательство в ФРГ, М., 1974; Мухин А. И., Международный монополистический бизнес в ФРГ, М., 1974; федеративная Республика Германии, М., 1975; Wirt-schaftliche itnd soziale Aspekte des technischen Wandels in der Bundesrepublik Deutschland, Fr./M., 1970; Statistisches Jahrbuch fur die Bundesrepublik Deutschland (ежегодник). A. H. Myхин.
|