Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






X. Просвещение. По конституции roc-во сохраняет право только общего контроля над системой образования






По конституции roc-во сохраняет право только общего контроля над системой образования. В каждой земле имеется Мин-во культов, к-рое ведает всеми вопросами образования. Администрация земель несёт осн. долю расходов на нужды нар. образования (ок. 70%), остальная часть покрывается из общинных ассигнований и ассигнований федерального пр-ва. Координация и сотрудничество центр. и зем. органов нар. образования осуществляются через Постоянную конференцию министров культов земель (созд. в 1948) и через Герм. совет по образованию (1965). Оба органа носят лишь совещат. характер. С 70-х гг. заметна тенденция к централизации дела нар. образования и усилению компетенции центр. органов власти в школьной политике. В 1973 феде-рально-зем. комиссией был принят Общий план развития нар. образования в стране до 1985, но и он не устранил все различия в структуре школьного образования, в целях и содержании обучения, в подготовке пед. кадров и т. п. в отд. землях. Религия, согласно конституции, является обязательным школьным предметом.

Сеть дошкольных учреждений развита слабо. Это в основном частные вос-питат. учреждения (до 75%), созд. церквами, фирмами, благотворит. об-вами или частными лицами. К 1975 в детских садах было св. 1 млн. мест (1/3 детей в возрасте от 3 до 5 лет). Гос. дошкольные учреждения посещало 84 тыс. детей.

Обучение в школе начинается с б лет и обязательно в течение 9, а в нек-рых землях 10 лет.

Нач. ступенью обязат. обучения является 4-летняя (а в нек-рых землях 6-летняя) т. н. осн. школа (раньше она называлась народной). В 1975 её посещало 4, 1 млн. уч-ся. После её окончания уч-ся распределяются по 3 разным типам школ, неодинаковых по объёму и уровню обучения. 1-й тип - гл. обязат. школа с 5-летним сроком обучения, старшая ступень осн. (нар.) школы (в ней обучается ок. 70% уч-ся, окончивших осн. школу). После её окончания возможно получение только низшего проф. образования. В 1975 было около 19 тыс. нар. школ (осн. и гл.), в к-рых обучалось более 6, 5 млн. уч-ся. 2-й - реальная школа (5-10-е или 7-10-е классы), даёт неполное ср. образование с проф.-практической направленностью. Окончание её даёт право поступления в ср. проф.-технич. уч. заведение, а затем в технич. вуз. (В реальной школе обучается ок. 12% уч-ся.) В гл. и реальной школах большой отсев уч-ся, их не оканчивает более 14% уч-ся каждого года обучения. 3-й - гимназия (5-13-е или 7-13-е классы), единств. тип общеобразоват. школы, дающий полное ср. образование (аттестат зрелости) и право поступления в ун-т. Наряду с тра-диц. гимназиями (классич., естеств.-ма-тематич. и совр. языков) в последние годы появились новые типы (экономич., технич., социально-экономич., пед. и др.). В гимназиях обучается 18% всех уч-ся. Переход из осн. школы в реальную и особенно гимназию осложнён целой системой пропускных формальностей, различных в каждой земле (тестовые испытания, испытат. срок от 6 месяцев до 2 лет, наблюдат. период). Эти условия " перехода" из одного типа школы в другой являются формами сохранения принципа классового характера бурж. воспитания и обучения.

Проф. образование дифференцировано и различно в разных землях. Существует обязат. проф. обучение с отрывом или без отрыва от произ-ва для тех уч-ся, к-рые не продолжают обучение после 14 лет в повышенных общеобразоват. школах. Кроме того, есть повышенные профшколы, технич. и инженерные уч-ща, школы ср. спец. образования по различным профилям и с различными сроками обучения, спец. вузы. В 6 тыс. профшкол и училищ обучается свыше 2 млн. учащихся. Правительство уделяет повышенное внимание совершенствованию и развитию системы профессионального образования.

Кроме гос. и общинных школ, имеются частные школы, в т. ч. и конфессиональные, получающие значит. финанс. поддержку от гос-ва и др. ведомств. орг-ций (иногда до 90% всех расходов). К нач. 70-х гг. кол-во частных реальных школ составляло 10, 5% от общего числа школ, гимназий - 18, 6%, профтехшкол - 26, 6%, школ специального образования - 39, 3%.

В систему высшего образования входят ун-ты, гуманитарные вузы, мед., технич., худ. высшие школы, ещё не доведённые до статуса высшей школы инженерные академии, повышенные спец.-технич. уч. заведения и др. Подавляющее большинство вузов - государственные. Лишь небольшая часть - частные или принадлежащие церкви (филос.-тео-логич. вузы и высшие церк. школы). Обучение в вузах платное. Для поступления требуется аттестат зрелости. В 1974/75 уч. г. в 252 вузах (в т. ч. в 22 ун-тах) обучалось 725 тыс. студентов. Дети рабочих составляют 5, 7% от общего числа уч-ся. В основе системы высшего образования страны лежит т. н. принцип ака-демич. свободы: каждый вуз имеет право определять свой устав, формы студенч. управления, обсуждать вопросы финансирования. Срок обучения в вузах колеблется от 3 до 7, 5 лет в зависимости от специализации. Для подготовки и сдачи экзаменов на присвоение учёной степени срок увеличивается до 18 семестров. Система высшего образования в наст. время отстаёт от уровня экономич. развития, не обеспечивает экономику и науку страны кадрами высш. квалификации. Разработанный и утверждённый проект реформы высш. образования предусматривает расширение сети высш. уч. заведений и контингента студентов, изменение структуры высшего образования, ликвидацию жёстких границ между ф-тами, мобильность уч. курсов, повышение качества научной подготовки специалистов.

Крупнейшие ун-ты: Мюнхенский университет (осн. в 1472, 35 тыс. студентов в 1974/75 уч. г.), ун-ты в Гамбурге (осн. в 1919, ок. 26 тыс.), Мюнстере (осн. в 1780, св. 25 тыс.), Кёльне (осн. в 1388, св. 23 тыс.), Бонне (осн. в 1786, св. 21 тыс.), Гейдельберге (осн. в 1386, св. 17 тыс.), Марбурге (осн. в 1527, св. 13 тыс.) и др. городах.

Крупнейшие библиотеки (1976): Гос. б-ка в Мюнхене (св. 3, 8 млн. тт.), б-ка во Франкфурте (св. 2 млн. тт.), б-ки ун-тов - в Гёттингене (ок. 2, 4 млн. тт.), Кёльне (1, 5 млн. тт.), Марбурге (св. 1, 2 млн. тт.), Мюнхене (св. 1, 7 млн. тт.), Фрейбурге (св. 1, 7 млн. тт.), Бохуме (886 тыс. тт.).

Из 146 музеев ФРГ наиболее крупные - Старая и Новая пинакотеки (см. Баварские государственные собрания картин), Нем. музей (осн. 1903) и Баварский нац. музей (осн. 1855) в Мюнхене, Музей прикладного иск-ва во Франкфурте-на-Майне (осн. 1877), Музей изящных искусств в Бремене (осн. 1823), Дом-музей Бетховена в Бонне (осн. 1889), Музей братьев Гримм в Касселе (осн. 1960), Междунар. газетный музей в Ахене (осн. 1885). Т. Яркина.

XI. Наука и научные учреждения

1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

В первые послевоен. годы науч. деятельность на терр. совр. ФРГ велась под контролем оккупац. властей, к-рый был

отменён только с вступлением в силу Парижских соглашении 1954. ФРГ была возвращена часть патентов и др. науч. и технич. документации, вывезенной в годы войны и после её окончания. Первоначально пр-во ФРГ расходовало на науч. деятельность незначит. средства, увеличивая за этот счёт капиталовложения в нек-рые т. н. " традиционные" отрасли х-ва (горнодоб., лёгкая и текст. пром-сть). Эту тенденцию поддерживали США, стремившиеся стимулировать покупку Зап. Германией амер. технич. и тех-нологич. новшеств, патентов и лицензий, а также нек-рые монополии ФРГ, заинтересованные в непосредств. получении прибылей. Экономич. рост ФРГ в 50-х гг. был достигнут при незначит. участии науч. потенциала, серьёзно подорванного войной. Однако воен.-политич. интересы и выявившееся (особенно в кон. 50-х гг.) отставание ФРГ в ряде наукоёмких отраслей пром-сти (авиация, произ-во ЭВМ и др.) и по ряду направлений науч. исследований (изучение космич. пространства, Мирового океана и нек-рых др.) вынудили пр-во ФРГ взять на себя инициативу по централизации руководства науч. политикой и по координации науч. исследований. В 1955 создано Мин-во науч. исследований и технологии. Гос-во взяло под контроль работы в области ядерной энергии, оказывало поддержку нек-рым н.-и. программам по физике, химии, радиоэлектронике и др. К нач. 60-х гг. сформировалась сеть исследоват. учреждений различного подчинения: были восстановлены старые и построены новые НИИ и науч. центры, среди них исследоват. орг-ции Об-ва им. Макса Планка (1948; до 1945 - Об-во им. кайзера Вильгельма). Открылся ряд новых ун-тов, в т. ч. технич., получили значит. развитие н.-и. подразделения в системе высшей школы. Рост научного потенциала обеспечил значительный разворот исследований по многим отраслям современной науки.

Математика. В 50-х гг. преобладали исследования в области прикладной математики, концентрировавшиеся гл. обр. в ряде науч. об-в и фирм, специализировавшихся на электронной технике. С кон. 50-х гг. программы ФРГ в этой области координируются в рамках Междунар. центра вычислит. математики (ФРГ - член с 1958). Позднее развернулись также работы в области кибернетики и системного анализа, координирующую роль в к-рых играют созд. во Франк-фурте-на-Майне Об-во по кибернетике (1962) и Об-во исследования операций (1972). В 60-70-х гг. активизировались исследования по теоретич. математике, прежде всего по математич. логике, теории множеств, алгебраич. топологии (Ф. Хир-цебрух, К. Ламотке и др.), математич. и функциональному анализу (Р. Анзорге, Д. Бирлайн, П. Л. Бутцер, В. Эберхард, Т. Калуца, X. Кнезер, Л. Коллац и др.), теории чисел (К. X. Майер, X. Хассе, Б. Шёнеберг), нек-рым разделам алгебры и геометрии (В. Бенц, М. Бройер, X. Карцель, М. Кнебуш, Ж. Тите, X. Хассе, X. Цишанг). Развиваются также теория игр, теория алгоритмов, математич. статистика, теория операторов и др. разделы совр. математики.

В области физических наук осн. направления исследований - ядерная физика, физика твёрдого тела и полупроводников, физика плазмы, оптика и спектроскопия, физика низких темп-р.

Осн. работа по этим программам осуществляется в специализиров. НИИ при Боннском ун-те, Высшей технич. школе в Мюнхене, Технич. ун-те в Брауншвейге, в гос. исследоват. центрах в Карлсруэ, Юлихе, ускорительном центре DESY близ Гамбурга и др., а также в нек-рых н.-и. учреждениях частного сектора: физич. ин-те Об-ва им. Макса Планка в Гёттингене, Ин-те по использованию атомной энергии в кораблестроении и др. Значит. роль в развитии физич. наук сыграли продолжавшие свою деятельность в ФРГ учёные старшего поколения, в частности лауреаты Нобелевских пр. за работы в области квантовой механики и ядерной физики М. Борн, В. Боте, В. Гейзенберг, О. Ган и представители их школ. Р. Мёссбауэр в 1958 открыл явление ядерного гамма-резонанса (эффект Мёссбауэра, Нобелевская пр., 1961). Широкую известность получили работы Й. X. Йенсена (Нобелевская пр., 1963, за разработку оболочечной модели ядра), Р. Бертольда, К. Виннаккера.

В области астрономических наук получили развитие астрофизика, особенно физика звёздных атмосфер (работы X. Кинле, А. Унзёльда и др.), космология (X. Хёнль), радиоастрономия и др. Обширная программа астрономич. наблюдений выполняется Бохумской, Вюрцбургской, Нюрнбергской, Тюбингенской и др. обсерваториями.

Быстрыми темпами развивалась х и-м и я. Были развёрнуты исследования по физич., аналитич. и коллоидной химии, по электрохимии, химич. термодинамике, адсорбции и катализу. Значит. поддержку со стороны частных фирм и гос-ва получили исследования по хим. технологии; в частности, ещё в 1950 был создан спец. Фонд хим. пром-сти (Франкфурт-на-Майне). Осн. внимание уделяется совершенствованию методов обработки топливного и строит. сырья, изучению коррозии и ионного обмена. Ведётся изучение проблем, связанных с химией ядерного горючего (Об-во по изучению изотопов, осн. во Франкфурте-на-Майне в 1957, и зап.-герм. сектор " Европ. компании по хим. обработке ядерного горючего", ФРГ - член-учредитель с 1959). Интенсивно исследуются вопросы радиохимии. Получили известность работы Э. Алленштейна, К. Вайля, Ф. Беккера, Г. Маца, Г. М. Шнайдера, И. Лидера и др. по физич. и неорганич. химии, труды Г. Виттига, Г. Гербериха, Р. Гомпера, В. Кирмзе, Г. Фрица, К. Фройденберга, Г. Хабермеля, Б. Хельфериха и др. по органич. химии. Продолжаются работы в области диенового синтеза, за открытие к-рого в 1950 К. Альдеру и О. Дильсу присуждена Нобелевская пр. В 1953 Нобелевскую пр. по химии получил за работы по макромолекулам X. Штаудин-гер; в последующие годы исследования в этой области продолжили Г. Рингс-дорф, Р. Шульц, И. Шурц, Г. Эберт и др. Для изучения вопросов структуры и синтеза полимеров важное значение имели труды К. Циглера (Нобелевская пр., 1963). Проведён ряд исследований сверхбыстрых химических реакций (М. Эйген, иностр. чл. АН СССР с 1976, Нобелевская пр., 1967). В изучении металлорганических соединении важные работы осуществлены Э. Фишером (Нобелевская пр., 1973).

В биологических науках существ. успехи достигнуты в молекулярной биологии и физиологии. Оживле ние исследоват. деятельности началось в 50-х гг., когда развернули работу ин-ты Об-ва им. Макса Планка, ун-ты и др., был создан ряд новых науч. об-в: Биометрич. в Бад-Наухейме (1952), Исследоват. группа по мор. водорослям в Гамбурге (1956) и др. В 50-х гг. получены важные результаты в изучении тонкой структуры гена. А. Ваккер экспериментально показал относительность различия между ДНК и РНК по нуклеотидному составу. Г. Шрамм в сер. 50-х гг. доказал генетич. роль РНК на примере растит. вирусов. В 1958 Шрамм провёл опыты по поликонденсации макромолекул, вскрывшие один из возможных путей биогенеза. В 1960 Ф. Андерер и др. сотрудники

тюбингенской лаборатории Шрамма впервые установили аминокислотную последовательность вируса табачной мозаики. Существ. значение для расшифровки генетич. кода имели также исследования X. Г. Витмана. Большой вклад в изучение проблем биохимии и цитологии внесли X. Бауэр, А. Бутенандт, В. Шефер. Ф. Линен провёл цикл исследований, посвящённых биосинтезу холестерина и жирных кислот, а также биол. роли ко-фермента А (Нобелевская пр., 1964). В области ботаники широко известны работы В. Циммермана, теоретически обосновывающие теломную теорию и принципы филогенетич. систематики, а также исследования Г. Вальтера и Й. Шмитхю-зена по географии растений. Э. Бюннин-гу принадлежит ряд открытий (1948-61) по физиологии развития и биоритмов растений. В 60-х гг. были выполнены крупные разработки в области зоологии (Р. Ганс - герпетология, Р. Зивинг - карцинология и др.) и сравнит. анатомии (X. Аутрум и др.); развивается также сравнит. физиология животных. Фундамент. исследования по проблемам инстинктов и формирования поведения животных в онтогенезе млекопитающих были осуществлены в Ин-те физиологии поведения Об-ва им. Макса Планка К. Лоренцем (Нобелевская пр., 1973). Получили широкую известность труды по проблемам ориентации и " языка" животных, физиологии органов чувств рыб и насекомых проф. Мюнхенского ун-та К. Фриша (Нобелевская пр., 1973). В морфологии начиная с 50-х гг. господствует ти-пологич. направление, представленное в ботанике школой В. Тролля, а в зоологии - " эволюционно-типологич." школой X. Вебера. В разработку проблем теории эволюции заметный вклад внесли А. Кюн, А. Ремане, Б. Ренш, X. Шпац. Ведутся работы по экологии, гидробиологии, фитоценологии (К. Мегдефрау, В. Оле, X. Эльстер, школа А. Тинемана). С 1970 ФРГ приняла участие в междунар. программе " Человек и биосфера". Широкое развитие и практич. применение получили исследования в области прикладных (в особенности с.-х.) биологич. дисциплин. Значит. роль в этом направлении сыграли правительств. (Объединение по проблемам лесовозобновления, Штутгарт, 1951, и др.) и обществ. (Нем. союз прикладной энтомологии, 1949, и др.) орг-ции. Проводятся также н.-и. работы по почвоведению, с.-х. биоценологии и паразитологии, селекции и физиологии с.-х. животных.

География, геология. В послевоенные годы помимо известных исследовательских орг-ций Геогр. ин-та в Бонне, Академии региональных исследований в Ганновере созданы также новые специали зиров. центры, в т. ч. об-во по изучению четвертичного периода (Ганновер, 1950), картографич. об-во (Карлсруэ, 1950) и др. Осн. направлениями геолого-геогра-фич. наук в 50-60-х гг. стали исследования по геодезии, геомагнетизму, сейсмологии, спелеологии, методам геологич. разведки, геохимии, теоретич. и прикладной метеорологии. Будучи членом ряда междунар. науч. орг-ций (Междунар. гео-дезич. и геофизич. союза; Междунар. гео-графич. союза; Междунар. союза геологич. наук и др.), ФРГ приняла участие в ряде междунар. программ. В 60-х гг. и особенно в 70-х гг., в связи с растущим прикладным значением геолого-географич. наук, расширились исследования по вопросам охраны окружающей среды, к-рые организуют правительств., ведомств. и частные орг-ции (в 1970 осн. частный Фонд по экологич. исследованиям), а также по спутниковой и др. разделам геодезии. Гос. учреждения и частные фирмы привлекают специалистов в области географии, геодезии, экологии и др. для науч. обоснования и решения задач градостр-ва, планировки пром. и агр. комплексов. Значит. вклад в исследование проблем взаимосвязей рельефа, климата и растительности внёс К. Тролль; ему также принадлежат труды по экологии ландшафтов. В области ландшафтоведения выделяются работы И. Шмитхюзена. Труды Г. Лаутензака и его последователей посвящены исторической геоморфологии и теоретическим вопросам географии.

Школа О. Шиндевольфа заняла видное место в исследовании историч. геологии и палеонтологич. вопросов эволюции. Известность получили работы В. Хиллера

(по нек-рым разделам геофизики), X. Шнейдерхёна (по рудным месторождениям), X. Штрунца, П. Рамдора и его школы (по минералогии), П. Вольд-штадта (по палеогеографии и четвертичной геологии). Проведены крупные исследования по океанологии (экспедиции 50- 60-х гг. на судах " Антон Дорн" и " Гаусс"; труды Г. Дитриха по термике океана и др.). Г. Флон внёс значит. вклад в развитие мн. разделов климатологии. Изданы труды И. Блютгена по общей географии климатов и М. Шварцбаха по палео-климатологии. В ФРГ продолжил свои исследования по долгосрочным прогнозам погоды Ф. Баур. В области метеорологии работает также Ф. Мёллер (актинометрия и др.).

В 60-х гг. ФРГ развернула космические исследования, программа к-рых предусматривает изучение верхних слоев атмосферы и ионосферы, магнитного поля Земли, космич. лучей и др. ФРГ - один из основателей Европ. орг-ции космич. исследований и Европ. орг-ции по разработке ракет. При участии науч. орг-ций и пром. фирм ФРГ были построены ИСЗ " IRIS-I", " Аврора", " Хеос-1" (головная орг-ция - фирма " Юнкерс"), " Борей", серия ИСЗ " Аэрос" (фирма " Дорнье"). В ФРГ создаются также автоматич. межпланетные станции, напр. " Гелиос-1" (запущена в США в 1974).

Медицина. В нач. 50-х гг. создан ряд науч. об-в: Нем. рабочая группа по онкологии (Мюнхен, 1951), Об-во по изучению аллергии (Франкфурт-на-Май-не, 1951), Об-во анестезиологов (Гейдель-берг, 1953) и др. В. Форсманом были продолжены работы по катетеризации сердца и кровеносных сосудов, начатые ещё в 20-30-х гг. (Нобелевская пр., 1956). Ряд успехов достигнут в кардиологии (X. В. Книппинг), возрастной эндокринологии и учении о метаболизме (О. Виланд, И. Крахт), фармакологии (В. Шулеман), гистологии и микроскопич. анатомии (М. Вацка, О. Ганс, Г. Штайгледер), клинич. рентгенологии (В. Фромхольд). Учёные ФРГ внесли заметный вклад в общую хирургию (Р. Ценкер), ортопедию (М. Хаккенброх), рентгенодиагностику (Г. Юнгманс), нейрохирургию (Т. Рихерт и др.). Г. Майер-Швиккерат разработал (1959) методы лечения глазных болезней с помощью световой коагуляции. Проводятся исследования по невропатологии и психиатрии (В. Лох, X. Хиппиус, В. Шольц). В этих отраслях значит, влияние имеют концепции " глубинной психологии" (Д. Висс, А. Дюрсен, М. Мюллер-Кюпперс и др.; психосоматич. школа В. Вайцзеккера). В 60 - нач. 70-х гг. интенсифицировалось изучение проблем социальной гигиены, геронтологии, мед. экологии и др.

Технические науки. Развитию на уч.-прикладных исследований в области техники и технологии уделялось, начиная с первых послевоен. лет, большое внимание как со стороны пр-ва и др. гос. органов, так и со стороны науч. об-в и проф. орг-ций (Об-во нем. инженеров; Об-во строит. инженеров, 1946; Нем. об-во авиации и космонавтики, 1968, и мн. др.). Многочисл. н.-и. и опытно-конструкторские работы (НИОКР) проводятся непосредственно крупными фирмами: напр., по красителям, пластмассам, искусств. волокнам, нефтехимии и фарма-цевтич. химии в концернах " Хёхст" и " Байер", БАСФ и др.; по автомобилестроению в компаниях " Фольксвагенверк", " Даймлер-Бенц" и др. (среди важных изобретений - двигатель Ванкеля); ло электро- и радиотехнике в компаниях " Сименс" (ей принадлежит каждый четвёртый патент на изобретение, выдаваемый в ФРГ), " АЭГ - Телефункен" и др. Наиболее значителен (из гражд. отраслей) объём исследований, выполняемых в хим., электротехнич., машиностроит., автомоб. пром-сти.

Большое внимание уделяется также НИОКР воен. значения, форсирование к-рых началось сразу же после вступления ФРГ в НАТО. В сфере воен. исследований занята значит. часть зап.-герм. НИИ, работающих в тесном сотрудничестве с н.-и. центрами США, Великобритании, Италия, Франции и др. гос-в - членов НАТО. Помимо работ по созданию и усовершенствованию боевой техники, ведутся исследования, связанные с созданием оружия массового поражения, несмотря на то, что деятельность ФРГ в этой области ограничена рядом междунар. соглашений и договоров (Парижские соглашения 1954, Договор о нераспространении ядерного оружия и др.). Необходимость соблюдения взятых на себя обязательств вынуждает пр-во осуществлять большинство воен. ядерных исследований в рамках т. н. " мирных программ" или проводить их на терр. др. стран, с к-рыми ФРГ имеет спец. соглашения (Аргентина, Бразилия, Израиль, ЮАР).

Б. А. Старостин, В. В. Щербаков (физика, технические науки).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал