Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XIV. Архитектура и изобразительное искусство. Во 2-й пол. 1940-х гг. стр-во носило сугубо утилитарный характер: расчищались от развалин разрушенные города и сёла
Во 2-й пол. 1940-х гг. стр-во носило сугубо утилитарный характер: расчищались от развалин разрушенные города и сёла, строились многочисл. бараки в виде стоящих на земле сводов из гофрированной стали, церкви (т. н. церкви нужды, типовой проект О. Бартнинга) из щебня и сборных деревянных конструкций. В архитектуре адм. и правительств. зданий преобладали тенденции неоклассицизма. В то же время поощрялось экспериментальное стр-во, делались попытки творческого приобщения к традициям новой архитектуры (особенно к принципам " Баухауза"). Под воздействием В. Гропиуса и Л. Миса ван дер Роз возникла своеобразная " мисовская" школа, представители к-рой (Э. Эйерман, П. Шнейдер-Эслебен) стремились к строгой рациональности композиц. решений. В течении ор ганической архитектуры (X. Херинг, X. Шарун) возродились нек-рые черты нем. экспрессионизма (жилые дома " Ромео" и " Джульетта" в Штутгарте, 1957-59, арх. X. Шарун). В конце 1950-х гг. сформировался зап.-герм. вариант брутализма (О. М. Унгерс и др.). К нач. 1970-х гг. в зодчестве наметились тенденции к большей гибкости и динамичности композиций, усилились поиски структурных решений, допускающих возможность трансформации по горизонтали и вертикали. Важной областью совр. зап.-герм. архитектуры является церк. стр-во, где широко применяются сложные конструкции, причудливые пространств. решения. Для градостроит. работ, развернувшихся с нач. 1950-х гг., характерно стремление сохранить ист. центры городов, рационально решить трансп. проблемы, расширить парковые зоны. Однако во мн. городах центры в результате бессистемной застройки превращены в обособленные, перенасыщенные транспортом супергорода. В жил. стр-ве интенсивно используются ряды малоэтажных сблокированных домов, строятся многочисл. корпуса башенного типа. Для обществ. сооружений характерны консольно-подвесные конструкции, висячие конструкции из железобетона, оригинальные покрытия из тканей в виде растянутых тентов, предложенные арх. Ф. Отто (спортивные сооружения Олимпийского комплекса в Мюнхене, 1968-72, арх. Г. Бениш и др.). Художеств. жизнь на терр. ФРГ в момент окончания 2-й мировой войны 1939-45 находилась в состоянии застоя. Постепенно возникавшие художеств. группировки объединили ряд художников-реалистов (" Мюнхенское товарищество художников", " Новая группа") и авангардистов (" Немецкий художеств. союз"). Видную роль в первоначальном развитии изобразит. иск-ва сыграли мастера старшего поколения, продолжавшие традиции иск-ва 1910-20-х гг.: экспрессионисты М. Пехштейн, К. Шмидт-Рот-луф, Э. Хеккель и др., ученик А. Матисса пейзажист X. Пурман. Философски углублённые, нередко насыщенные гражданств. пафосом произведения создавал О. Дикс. Гуманистич. и антимилитаристские образы заняли важное место в творчестве В. Гейгера и О. Панкока. Вместе с тем произведения ряда живописцев отличались крайней условностью художеств. языка (В. Баумейстер, В. Гиллес, X. А. П. Грисхабер, И. Керковиус и др.). 1960-е гг. в иск-ве стали периодом интен сивного распространения абстрактного искусства (Т. Вернер, Ф. Винтер, Э. В. Най), тогда как в др. европ. странах абстракционизм уже пошёл на убыль. Драматизм катастрофы, постигшей Германию в период фаш. диктатуры, пытались воплотить в своих произведениях сюрреалисты Р. Эльце, Э. Энде, М. Циммерман и Ф. Радзивилл, сочетающий элементы сюрреализма и " новой вещественности". К нач. 1970-х гг. на арену художеств. жизни вышли многочисл. представители новейших авангардистских течений: " оп-арта", " поп-арта" (А. Башла-ков, П. Вундерлих, К. Клафек, X. П. Аль-верман, К. Штек, вводящие в свои произведения элементы социальной критики), гиперреализма, иск-ва " хеппенинга" (И. Бойюс и др.) и т. д. Однако и реали-стич. тенденции достаточно сильны в совр. живописи (Т. Нидеррейтер, А. Хейнцин-гер и др.); многие прогрессивные мастера сплотились вокруг основанного в 1960 критиком Р. Хипе журнала " Теndenzen". Важное значение в графике имеют традиции политич. и социальной сатиры нем. графики 1-й трети 20 в. Острые противоречия обществ. жизни нашли отражение в офортах А. В. Дреслера, литографиях А. П. Вебера, гравюрах К. Хуббуха; трагич. патетики исполнены произв. К. Рёс-синга, О. Хермана, К. Шеллемана. В скульптуре прогрессивные традиции нем. пластики были продолжены Г. Марксом, а также X. Виммером, А. Лёрхером, Э. Шарфом и др.; в области религ. скульптуры выделяются остроэкспрессивные произв. Ю. Вебера, Э. Матаре. Им противостоят скульпторы-авангардисты старшего поколения (К. Леман, Б. Хайлигер) и представители абстракционистской пластики, выдвинувшиеся в 1940-е-50-е гг. (Н. Крикке, Б. Майер-Деннингхоф, X. Ульман, О. X. Хайек, Э. Херманс и др.). При работе над памятниками жертвам фаш. концлагерей у нек-рых представителей абстрактной пластики (В. Эльфес и др.) намечаются тенденции к созданию образов, более конкретно связанных с социально-ист. действительностью. Интенсивно развивается иск-во дизайна (одно из ведущих мест в к-ром занимают мастера, связанные с ульмской высшей школой художественного конструирования). Илл. см. на вклейках - к стр. 256, и табл. XI, XII (стр. 224-225). Лит.: Всеобщая история искусств, т. 6, кн. 1, М., 1965; Всеобщая история архитектуры, т. 11, [М., 1973]; Марченко Е., Искусство Федеративной Республики Германии, в сб.: Борьба за прогрессивное реалистическое искусство в зарубежных странах, М., 1975, с. 160-90; Simon A., Bauen in Deutschland, Essen, 1969 (на англ., франц., исп. и нем. яз.); Morschel J., RohJ., Deutsche Kunst der 60-r Jahre, Bd 1 - 2, Munch., 1971-72.
|