Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XV. Музыка. Муз. жизнь после разгрома фашизма быстро восстановилась
Муз. жизнь после разгрома фашизма быстро восстановилась. Среди нем. композиторов после окончания 2-й мировой войны 1939-45 крупнейшим оставался П. Хиндемит. Не менее значит. фигурой стал в 50-60-е гг. К. Орф, муз.-театр. сочинения к-рого занимают видное место в совр. репертуаре нем. оперных театров (" Бернауэрин", 1947; " Антигона", 1949; " Царь Эдип", 1959; " Прометей", 1968; " Комедия конца света", 1973; новые пост. " Кармины Бу раны" и " Умницы", 1947-75). Оперный композитор В. Эгк после соч. 30-х гг. (" Волшебная скрипка", 1935, и " Пер Гюнт", 1938) создал для муз. театра ряд новых опер и балетов (особенно значительны " Ирландская легенда", 1955, и " Ревизор" по Гоголю, 1957). Примечат. событиями в жизни оперного театра были также пост. соч. Г. Рейтера (" Доктор Иоганнес Фауст", 1936, " Лю-бекские пляски смерти", 1948, и " Дорога в город счастья", 1948). В послевоен. годы стали исполняться произв. К. А. Хартмана, музыка к-рого была запрещена в годы нацизма. В репертуар вошли его единств. опера " Симплиций Симплициссимус" (новая ред. 1955), симфонии и камерные произведения. Камерными операми " Прилив" (1947) и " Ночная птица" (1948), оперой-балетом " Прусская сказка" (1950) и рядом экспериментальных инструм. соч. снова заявил о себе Б. Блахер. В. Фортнер в послевоен. годы эволюционировал от неоклассицизма к экспрессионизму (оперы " Кровавая свадьба" по Гарсиа Лорке, 1957; " Елизавета Тюдор", 1972). Заметное место занимают Г. Биалас (" Индианская кантата", 1951; кантата " В начале", 1962; оперы " Геро и Леандр", 1966; " Окассен и Николетт", 1969; " Кот в сапогах", 1974) и из композиторов старшего поколения - Э. Пеппинг, В. Малер, X. Генцмер, 3. Боррис. Поколение композиторов, выдвинувшихся после 1945, многочисленно. X. В. Хенце (с 1956- в Италии) в своих операх (" Бульвар одиночества", 1952; " Король-Олень", 1956; " Принц Хомбургский", 1960; " Молодой лорд", 1965, и др.), ораториях, симфониях и камерных соч. применяет разнообразные виды композиторской техники- от обычного тонального письма до ультра-совр. приёмов. К. Штокхаузен принадлежит к группе т. н. авангарда, он получил известность благодаря фестивалям новой музыки (среди его произв. " Контрапункты" для 10 инструментов, 1953; фп. пьесы, 1952-53; " Пение юношей в пещи огненной", 1956, и " Контакты", 1960, воспроизводимые электронными средствами звучания); его произв. кон. 60-х - нач. 70-х гг. отразили увлечение вост. религиями и философией. К послевоен. поколению относятся авторы опер и балетов Г. Клебе, Б. А. Циммерман (опера " Солдаты" по Р. Ленцу, 1960), X. У. Эн-гельман и др. Группа более молодых композиторов т. н. авангарда (переселившийся из Аргентины М. Кагель, швейцарец К. Хубер, а также П. Ружичка, Э. Кар-кошка, X. Лахенман и др.) продолжает свои эксперименты, хотя общий интерес к музыке этого рода резко снизился. ФРГ имеет крупные муз. центры: Мюнхен, Бонн, Штутгарт, Франкфурт-на-Майне, Гамбург, Дюссельдорф, Кёльн и др. В них находятся консерватории или высшие муз. школы, оркестры, муз. театры, церк. и светские хоры. В ФРГ проводится множество нац. и междунар. муз. фестивалей, конкурсов, конгрессов, съездов и симпозиумов по вопросам муз. науки и педагогики. Интенсивное развитие получила наука о музыке. Под ред. Ф. Блуме завершается издание капитальной муз. энциклопедии (" Музыка в истории и современности"), написаны труды о совр. музыке (К. X. Вёрнер, X. X. Штуккеншмидт, У. Дибелиус), социологич. и музыковедч. работы - Т. Адорно; об Орландо Лассо и о Р. Шумане - В. Бёттихера, фоль-клористич. исследования-В. Виоры и др. Успехи достигнуты в области массового муз. воспитания (в детских садах и общеобразоват. школах), к-рое стало гос. делом благодаря усилиям композитора К. Орфа (его система муз. педагогики получила распространение не только в европ. странах, но также в Америке, Азии и Африке) и его учеников и сотрудников (В. Твиттенхофа, Г. Кетман и др.). Среди исполнителей: певцы Э. Шварц-копф, X. Пиларчик, Д. Фишер-Дискау, И. Борк, А. Шлемм, К. Александер, К. Хефлигер; дирижёры - Э. Йохум, Р. Кемпе, X. Кнаппертсбуш, И. Кайльберт, Ф. Лайтнер, Р. Кубелик; режиссёры В. Вагнер, Г. Реннет, Г.-Р. Зельнер. В ФРГ функционируют (1976): Вюртем-бергский оперный театр (Штутгарт), Баварская гос. опера (Мюнхен), Гамбургская опера, опера Франкфурта-на-Майне, оперный театр в Кёльне и др.; в числе крупнейших муз.-исполнительских коллективов: симф. оркестр Северо-Германского радио, симф. оркестр Баварского радио. Издаются муз. журналы: " Ми-sik und Bildung" (с 1969), " Melos/Neue Zeitschrift fur Musik" (c 1974, Майнц) и др. Лит.: Stuckenschmidt Н. Н., Musik des 20. Jahrhunderts, Munch., 1969; Linke N., Musik zwischen Konsum und Kult: eine kritische Studie zum Musikleben in der Bun-desrepublik, 2 Aufl., Wiesbaden, 1974; Wiesand A., Fohrbeck K., Musiktheater, Schreckgespenst oder offentliches Bedurfnis?, Mainz, 1975. О. Т. Леонтъева.
|