Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XVIII. Кино 15 страница. Лит.: Приходькова Е. К., Путилин
Лит.: Приходькова Е. К., Путилин Н. И., К 70-летию со дня рождения и 50-летию научной, педагогической и общественной деятельности Г. В. Фольборта, в сб.: Физиология нервных процессов, К., 1955. ФОЛЬВАРК (folwark, от нем. Vor-werk - хутор), польское наименование помещичьего х-ва, в узком смысле слова - барской запашки. Фольварочная система ведения феод. х-ва (в Польше и нек-рых др. странах Центр. и Вост. Европы) была связана с барщиной как осн. формой феод. ренты и наз. обычно фольварочно-барщинной системой. Незначительное до 15 в. помещичье х-во растёт затем за счёт крест. наделов, об. щинных и вновь осваиваемых земель. В 16 в. Ф., производящий продукцию для сбыта на рынке (городском или внешнем), становится осн. источником доходов феодала. С утверждением капитализма Ф. стал основой крупнопомещичьих хозяйств. Ф. в Польше ликвидированы с установлением нар. власти и проведением агр. реформы 1944. ФОЛЬГА (польск. folga, от нем. Folie, от лат. folium - лист), лента (шириной 5-1000 мм и толщиной 0, 001-0, 2 мм) из цветных, редких, благородных металлов и стали. Традиционный способ получения Ф. толщиной 0, 02 мм и более - рулонная прокатка с натяжением в многовалковых станах (4-, 6- или 12-валко-вых); более тонкую Ф. (0, 0045-0, 01 мм) изготавливают прокаткой сдвоенных заготовок (с последующим разделением). Для получения Ф. минимальной толщины из труднодеформируемых материалов, прокатка к-рых сложна или невозможна, а также биметаллической или многослойной Ф. со слоями из различных металлов и сплавов применяют вакуумное испарение расплавленного металла с конденсацией его паров на спец. ленте-подложке и последующим отделением от неё Ф. Наиболее распространена алюминиевая Ф.- гладкая, тиснёная, без покрытия, а также анодированная, травленая, лакированная или окрашенная. Выпускают также каптированную Ф. (склеенную с бумагой, плёнкой, тканью); это повышает эксплуатац. характеристики Ф. и обеспечивает экономию металла. Из Ф. изготовляют обкладки конденсаторов, аноды радиоламп, экраны кабелей и деталей радиоаппаратуры, датчики сопротивления, сотовые заполнители авиац. шумопоглощающих конструкций, печатные формы; Ф. используют для упаковки пищ. продуктов, табачных, парфюмерных и хим. изделий и т. д. Лит.: Черняк С. Н., Карасевич В. И., Коваленко П. А., Производство фольги, 2 изд., М., 1968. М. 3. Ерманок. ФОЛЬГА в полиграфии, рулонный многослойный материал для тиснения, состоящий из бум. или лавсановой основы с нанесёнными на неё воско-смоляным, пигментным (или металлич.) и адгезионным (клеящим) слоями. При тиснении под действием высокой темп-ры штампа воск в местах изображения расплавляется, пигментный слой отстаёт от основы и под давлением закрепляется на материале. Применяется также и алюм. Ф. для изготовления печатных форм, для ротапринтов, а до сер. 1950-х гг. для тиснения на переплётных крышках применялись латунная и золотая Ф. ФОЛЬКЕЛЬТ (Volkelt) Йоханнес (21.7. 1848, Липник, Галиция, ныне СССР, - 8.5.1930, Лейпциг), немецкий философ-идеалист, психолог и эстетик. Проф. в Йене, Базеле, Вюрцбурге и Лейпциге. Отмечая внутр. противоречия гносеологии И. Канта, пришёл к выводу о невозможности " имманентной" теории познания, неизбежно завершающейся скептицизмом, и необходимости " транссубъективных" допущений: объективного бытия, множественности сознаний, признающих общезначимость суждений об этом бытии, и закономерного порядка в бытии. В эстетике до известной степени примыкал к психологич. направлению и разделял теорию вчувствования Ф. Т. Фишера - Т. Липпса. Соч.: Kants Erkenntnistheorie, Lpz., 1879; Erfahrung \md Denken, Hamb.- Lpz., 1886; System der Asthetik, Bd 1-3, Munch., 1905-14; GewiВheit und Wahrheit, Munch., 1918; Das Problem der Individualitat, Munch., 1928; в рус. пер.- Эстетика трагического, " Педагогический сборник", 1899, № 1-4; Современные вопросы эстетики, СПБ, 1900. Лит.: Кruger F., Nekrolog auf Johannes Volkelt, Lpz., 1930. ФОЛЬКЕТИНГ, название однопалатного парламента Дании. Избирается на 4 года гражданами, достигшими 20 лет. Состоит из 179 депутатов. Работой Ф. руководят председатель " и вице-председатели. Ф. принимает законы, бюджет, контролирует пр-во и адм. аппарат, решает внешнеполитич. вопросы и т. д. См. также Дания, раздел Государственный строй. ФОЛЬКЛОР (англ, folklore, букв.- нар. мудрость), см. в ст. Народное творчество. ФОЛЬКЛОРИСТИКА, наука о фольклоре (народном творчестве). В зависимости от науч. представлений о предмете Ф. изменялись и её границы, и её место среди др. наук. Ф. определялась то как часть этнографии, то как отрасль литературоведения и музыкознания. Рассматривали её и как вспомогат. дисциплину др. наук: истории культуры, социологии. Постепенно Ф. становится самостоят. ис-кусствоведч. наукой, формируется её структура, разрабатываются методы исследования. Ф. изучает словесное, песенное, муз. (инструментальное), хореографич., драматич. и др. коллективное творчество нар. масс. Возникновению Ф. предшествовал многовековой опыт собирания (записи) произв. фольклора и обработки их в творчестве писателей, драматургов, композиторов разных стран. Науч. интересу к фольклору в Европе способствовала деятельность просветителей 18 в. В России традиции просветительства по-новому возродились в фольклористич. концепции революц. демократов 19 в. Изучение нар. творчества стимулировалось развитием романтизма, в русле к-рого появляется особое направление Ф.- мифологическая школа (бр. В. и Я. Гримм). В 19 - нач. 20 вв. осн. направлениями мировой Ф. были: миграционная теория (теория заимствований - Т. Бенфей), антропологическая школа (" самозарождения сюжетов теория" - Э. Б. Тайлор), этно-психологическая школа (В. Вундт), гео-графо-историч. (финская) школа (Ю. и К. Круны). Крупнейшие представители Ф. в России: А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, Александр Н. Веселовский, П. В. Киреевский, А. Н. Пыпин и др. В 20 в. особенно распространено социологич. изучение фольклора, к-рое в России оформилось в т. н. историческую школу (В. Ф. Миллер). Оставаясь в методологич. отношении в пределах эволюционизма и позитивизма, названные направления вместе с тем знаменовали по-следоват. ступени прогрессивного развития Ф. Идеалистич. тенденции в Ф. 20 в. в наибольшей степени выражены в пси-хоаналитич., неомифологич. и магически-ритуалистич. школах зап.-европ. и амер. Ф. С сер. 1950-х гг. характерным направлением мировой Ф. оказался структурализм (К. Леви-Строс), распространение к-рого сопровождается острой дискуссией. Диалектико-материалистич. изучение фольклора, берущее начало в трудах классиков марксизма, разрабатывалось П. Лафаргом, Ф. Мерингом, А. Грамши, Г. В. Плехановым, А. В. Луначарским, М. Горьким, многими сов. фольклористами, зарубежными исследователями-марксистами. Среди основоположников сов. Ф.- М. К. Азадовский, В. М. Жирмунский, К. В. Квитка, Б. В. Асафьев, В. Я. Пропп, Б. М. и Ю. М. Соколовы. Совр. марксистская Ф. в СССР и социа-листич. странах изучает фольклор как социально обусловленный, исторически развивающийся специфич. вид творч. деятельности нар. масс, исследует нац. своеобразие и взаимодействие фольклора разных народов, особое внимание уделяет отражению в нар. творчестве действительности, нац.-освободит. и революц. борьбы, судьбам фольклора в совр. условиях, способствует усвоению прогрессивных нар. традиций в искусстве социали-стич. общества. Большой размах приобрела собирательская работа с применением новой методики, технич. средств записи и расшифровки. Тенденция к комплексному изучению разных видов нар. творчества создаёт перспективу для Ф. как науки синтетической. Основные совр. междунар. фольклористич. общества: Фольклорное товарищество (Folklor Fellows), Междунар. об-во этнологии и фольклора при ЮНЕСКО (ISEF), Междунар. совет нар. музыки (IFMC). В СССР - Науч. совет по нар. творчеству при Отделении лит-ры и языка АН СССР, Всесоюзная фольклорная комиссия при Союзе композиторов СССР. Лит.: Чичеров В. И., Маркс - Энгельс о фольклоре, " Советский фольклор", 1936, № 4 - 5; Фридлендер Г. М., К. Маркс и Ф. Энгельс и вопросы литературы, 2 изд., М., 1968; Ленинское наследие и изучение фольклора. [Сб.], Л., 1970; Коккьяра Дж., История фольклористики в Европе, пер. с итал., М., 1960; Гусев В. Е., Проблемы фольклора в истории эстетики, М.-Л., 1963; Мелетинский Е., Вопросы теории эпоса в современной зарубежной науке, " Вопросы литературы", 1957, № 2; Землянова Л. М., Современная американская фольклористика. Теоретические направления и тенденции, М., 1975; Путилов Б. Н., Методология сравнительно-исторического изучения фольклора, Л., 1976; Пыпин А. Н., История русской этнографии, т. 1 - 4, СПБ, 1890-92; Азадовский М. К. История русской фольклористики, т. 1 - 2, М., 1958 - 63; Бандарчык В. К.; Гiсторыя беларускай этнаграфii XIX ст., Мiнск, 1964; Дей О. I., Сторiнки з icтopii украiнськоi фольклористики, К., 1975; Соколова В. К., Советская фольклористика к 50-летию Октября, " Советская этнография", 1967, № 5; Гацак В. М., Фольклористика Советского Союза за 50 лет, " Изв. АН СССР. Отделение литературы и языка", 1972, т. 31, в. 6. Иностр. лит-ру по Ф. см. Bibliographic Internationale des Arts et Traditions Populaires (Internationale Volkskundliche Bibliograohie), Bale-Bonn, 1949-. В. Е. Гусев. ФОЛЬКМАНОВСКИЕ КАНАЛЫ [по имени нем. учёного А. В. Фолькмана (A. W. Volkmann; 1800-77)], каналы трубчатых костей у позвоночных животных и человека, проходящие в радиальном направлении по отношению к её длинной оси. В Ф. к. расположены кровеносные сосуды, идущие из надкостницы. В компактном веществе кости они переходят непосредственно в гаверсовы каналы, в отличие от к-рых Ф. к. не окружены концентрически расположенными костными пластинками. " ФОЛЬКСВАГЕНВЕРК" (Volkswagenwerk), автомобильная монополия ФРГ; см. Автомобильные монополии. " ФОЛЬКСШТИММЕ" (" Volksstimme" - " Народный голос"), ежедневная австрийская газета, центральный орган Комму-нистич. партии Австрии. Издаётся в Вене с авг. 1945. Публикует внутр. и междунар. информацию, офиц. документы партии. Последовательно отстаивает права и интересы трудящихся. ФОЛЬКСШТУРМ (Volkssturm), ополчение, созданное в фаш. Германии во время 2-й мировой войны 1939-45 в результате тотальной мобилизации мужчин в возрасте от 16 до 60 лет. Создан по указу А. Гитлера от 25 сент. 1944 (по предложению нач. Ген. штаба сухопутных войск ген. X. Гудериана). Организация Ф. была возложена на нацистскую партию, руководство и обучение - на рейхс-фюрера СС Г. Гиммлера. Осн. органи-зац. единицей являлись батальоны Ф. 2-4-ротного состава, вооружённые пре-им. стрелк. оружием. В правовом отношении мобилизованные в Ф. приравнивались к солдатам вермахта. Массовое участие Ф. в боевых действиях имело место в Силезии (40 батальонов) в дек. 1944 - янв. 1945, в Венгрии и на австр. границе (30 батальонов) в дек. 1944 - марте 1945, на Одере, Нейсе и в р-не Берлина (до 50 батальонов). Ф. использовался также для пополнения кадровых армейских частей. ФОЛЬМАР (Vollmar) Георг (7.3.1850, Мюнхен, - 30.6.1922, Урфельд), деятель С.-д. партии Германии, один из лидеров её оппортунистич. реформистского крыла. В молодости офицер. В 1879-80 ред. газ. " Социал-демократ" (" Der Sozialde-mokrat"); линия Ф. как редактора не соответствовала революц. курсу руководства партии, вследствие чего он вынужден был оставить этот пост. В 1881-87 и 1890-1918 депутат рейхстага, неоднократно избирался в баварский ландтаг. В 90-е гг. выступил за ограничение деятельности С.-д. партии только борьбой за реформы. Отстаивал идею " гос. социализма", призывал к союзу социал-демократов с либералами. При разработке аграрной программы партии защищал интересы зажиточных крестьян, заявляя, что кулачество (" гроссбауэры") способно стать опорой социалистич. переустройства деревни. Оппортунистич. взгляды Ф. критиковали Ф. Энгельс, А. Бебель, а затем В. И. Ленин. ФОЛЬМЕР (Volmer) Макс (3.5.1885, Хильден, Рейнланд, - 3.6. 1965, Бабельсберг, Потсдам), немецкий физико-хи-мик, чл. Германской АН в Берлине(1934). После окончания (1910) Лейпцигского ун-та работал ассистентом; в 1920-22 проф. Гамбургского ун-та; с 1922 проф. Высшей технич. школы и директор Ин-та физ. химии и электрохимии в Берлине. В 1945-55 работал в СССР. В 1956-58 Ф. - президент Германской АН в Берлине. Осн. труды посвящены теоретич. и экспериментальному исследованию процессов образования новых фаз, что имело большое значение для развития теории возникновения и роста кристаллов (в частности, Ф. совм. с Т. Эрдеи-Грузом была разработана теория образования и роста кристаллов при электроосаждении металлов). Ф. исследовал кинетич. закономерности процессов плавления; развил новую теорию электрохимич. поляризации (теорию замедленного разряда); выявил роль возбуждённых молекул и атомов в элементарном фотохимич. процессе; выполнил ряд работ по кинетике гетерогенных хим. реакций. Иностр. чл. АН СССР (1958). ФОМА АКВИНСКИЙ, Фома Аквинат (Thomas Aquinas) (1225 или 1226, замок Роккасекка близ Акуино, Юж. Италия, - 7.3.1274, монастырь Фоссануова, Юж. Италия), средневековый философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма; монах-доминиканец (с 1244). Учился в Неаполитанском ун-те (1239-44), затем у Альберта Великого в Парижском (1245-48) и Кёльнском (1248- 1252) ун-тах. С 1257 доктор Парижского ун-та. Читал лекции в Париже, Кёльне, Риме и Неаполе. В 1323 причислен к лику святых католич. церкви, в 1567 признан пятым " учителем церкви". В осн. монументальных трудах " Сумма теологии" (ок. 3 тыс. статей, не окончена) и " Сумма против язычников" подведены итоги теологич.-рационалистич. поисков зрелой схоластики, направленных на отработку вероучения в формах здравого смысла. Культуру здравого смысла, упорядочение " естеств." рассудка, над к-рым надстраивается ярус " сверхъестеств." догмы, Ф. А. вслед за Альбертом Великим нашёл у Аристотеля. Задача, к-рую ставит себе Ф. А., - это упорядочение множества в единство, а не просто созерцание единства, отрешённого от всякой множественности; он как бы стремится вывести бытие бога из бытия вещей. В этом мышление Ф. А. отличается от абстрактного умозрения ранней схоластики (Ансельм Кентербе-рийский), ориентировавшейся на Платона, неоплатонизм и Августина. В рубриках " Суммы теологии" одни и те же схемы мысли накладываются на бесконечную пестроту конкретных вопросов - от пяти доказательств бытия бога до определения границ допустимого и недопустимого в финансовой деятельности и т. п. В основе онтологии Ф. А.- восходящая к Аристотелю антитеза " потенциального" (возможного) и " актуального" (действительного). " Потенциальное" - колеблющаяся, неустановившаяся, открытая для перемен незавершённость и постольку несовершенство. " Чистая потенциальность" - материя, " слабейший вид бытия"; она характеризуется лишь пассивной восприимчивостью к воздействию извне. " Актуальное" - это реализованность, осуществлённость, завершённость и тем самым совершенство. " Актуальна" в своей противоположности материи форма - принцип порядка и чёткости; абс. актуальность, не допускающая к.-л. потенциальности, - бог, источник всякого оформления. Материя вносит в форму и присущую форме идеальную всеобщность конкретизирующий " принцип индивидуации". Во всём сущем Ф. А. вслед за Аристотелем различает " субстанцию" (сущность) и " акциденции". Онтология Ф. А., как это вообще характерно для ср.-век. философии, ценностно окрашена: " сущее и благое есть понятия взаимозаменимые" (Summa theologiae, II, q. 18, а. 3). Антропология Ф. А., особенно связанная с острыми идеологич. конфликтами его эпохи, исходит из представления о человеческом индивиде как личностном соединении души и тела. Душа нематериальна и субстанциальна, однако получает завершающее осуществление лишь через тело. Эту идею Ф. А. защищал как против платоническо-августиновского спиритуализма, так и против аверроизма (Сигер Брабантский), учившего о единой безличной интеллектуальной душе во всех мыслящих существах мироздания. Учение Оригена о сущностном тождестве ангельской и человеческой природы, с точки зрения Ф. А., ложно. Человеческая душа - не просто " двигатель" тела, но его субстанциальная форма. Эта концепция вызвала противодействие августинистско-францисканских оппонентов Ф. А., пока не была принята на Вьен-нском соборе в 1314 в качестве ортодоксальной доктрины католич. церкви. В аверроизме Ф. А. видел ниспровержение христ. эсхатологии, апеллирующей к судьбам личной души. Личность для Ф. А.- " самое благородное во всей разумной природе" (там же, I, q. 20, а. 1), интеллект - это всегда личный интеллект и постольку не абс. начало, но часть целого. Только в боге интеллект есть сущность, в человеке же - потенция сущности, так что не " интеллект мыслит", но человек мыслит " при посредстве" интеллекта. Это включение интеллекта в душевно-телесную индивидуальность и отрицание его абсолютности, вытекающее из христ. догматич. предпосылок, сочетается у Ф. А. с утверждением примата интеллекта над волей. Ф. А. считает, что разум сам по себе выше воли, однако делает оговорку, что в жизненной плоскости любовь к богу важнее, чем познание бога. Для этики Ф. А. характерно учение о " естеств. законе", вложенном богом в сердца людей и описываемом в духе этики Аристотеля; над ним надстраивается " божеств. закон", к-рый превосходит " естеств. закон", но не может ему противоречить. В трактате " О правлении государей" Ф. А. соединяет восходящие к Аристотелю представления о человеке как обществ. существе, об общем благе как цели гос. власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями и т. д. с христ. догматами и доктриной о верховном авторитете рим. папы. Ф. А. с оговорками признаёт право народа восстать против тирана, систематически извращающего справедливость. Философско-теологич. система Ф. А. стала с 14 в. знаменем доминиканских схоластов в их спорах с августинизмом и францисканским " скотизмом" (системой Иоанна Дунса Скота). С 16 в. томизм энергично насаждается иезуитами; их теологи (Ф. Суарес и др.) комментируют и модернизируют систему Ф. А. Со 2-й пол. 19 в. учение Ф. А. становится основой неотомизма. Соч.: Opera omnia, v. 1 - 25, Parma, 1852-73 (переизд. N. Y., 1948); v. 1-34, P., 1871-80, v. 1 - 16, Roma, 1882 (изд. не оконч.); рус. пер.- в кн.: Антология мировой философии, т. 1, М., 1969, с. 823 - 62. Лит.: Бронзов А. А., Аристотель и Фома Аквинский в отношении к их учению о нравственности, СПБ, 1884; Боргош Ю., Фома Аквинский, [пер. с польск.], 2 изд., М., 1975; Гараджа В. И., Проблемы веры и знания в томизме, " Вопросы философии", 1963, № 9; Маritain J., Le docteur An-gelique, P., 1930; Grabmann M, Thomas yon Aquin, 8 Aufl., Munch., 1949; Pieper J., Uber Thomas von Aquin, 2 Aufl., Munch., 1949; Сhestertоn G. K., St. Thomas Aquinas, N. Y., 1956; Gi1sоn E., Le tho-misme. Introduction a la philosophic de St. Thomas d'Aquin, 6 ed., P., 1965. С. С. Аверинцев. ФОМА МАГИСТР (Thomas Magistros; в монашестве - Феодул) (ок. 1270 - ум. 1325), византийский филолог. Род. в Солуни (Салоники). Советник имп. Андроника II Палеолога (1282-1328). Гл. соч.- " Изборник аттических имен и глаголов" - алфавитный словарь слов и выражений с примерами их употребления древними авторами. Помимо старых лексиконов, Ф. М. использовал соч. Геродота, Фукидида, Синесия и др. Ему принадлежат также речи (" О царской власти", " О государстве" и др.), письма, схолии к соч. Эсхила, Софокла, Еврипи-да, Аристофана, Синесия. ФОМА СЛАВЯНИН (ок. 760 - 823), руководитель нар. восстания в Византии ок. 820. Славянин по происхождению. Будучи турмархом (военачальником) в одной из малоазийских фем, поднял восстание, использовав недовольство нар. масс процессом феодализации, а иконопочитателей - репрессиями пр-ва императоров-иконоборцев. В восстании приняли участие также армяне, грузины и др. народы вост. фем. Ф. С. получил поддержку Араб. халифата. Восстание охватило почти всю М. Азию, часть Фракии и Македонии. С декабря 821 в течение года Ф. С. безуспешно осаждал Константинополь; отсутствие у него сильного флота, наступление войск болг. хана Омуртага (к-рого призвал на помощь имп. Михаил) и разлад в социально разнородном лагере восставших заставили Ф. С. отступить от столицы. В 823 был осаждён в Аркадиополе, после длительного сопротивления выдан императору и казнён. В ряде р-нов восставшие продолжали держаться до 825. Лит.: Липшиц Е. Э., Очерки истории византийского общества и культуры, М. -Л.. 1961, с. 212 - 28. ФОМА СПЛИТСКИЙ (Foma Splitskij), Фома Архидьякон (ок. 1200- 8.5.1268, Сплит), хронист, политич. деятель Сплита. Окончил ун-т в Болонье (1227), с того же года нотариус и каноник, с 1230 архидьякон в Сплите. Стремился укрепить господствующее положение гор. патрициата, упрочить влияние католической церкви в далматинских городах, поднять авторитет папской власти. Автор хроники " История архиепископов Солоны и Сплита" (т. н. " Historia Saloni-tana") - ценного источника по средневековой истории югославянских народов и венгров, особенно - истории Хорватии 12-13 вв. Публ.: Foma Arhidakon. Kronika, Split, 1960. ФОМАЛЬГАУТ (а Южной Рыбы), звезда 1, 2 визуальной звёздной величины, наиболее яркая в созвездии Южной Рыбы; светимость в 14 раз больше солнечной, расстояние от Солнца 7 пар. ФОМВИХАН Кейсон (р. 13.12.1920, пров. Саваннакхет), лаосский политич. и гос. деятель. Образование получил в Ханое, где учился в лицее и университете. В 1942 включился в патриотич. борьбу лаосского народа против японских оккупантов и французских колонизаторов. В 1950 назначен министром обороны в пр-ве лаосского Сопротивления. С 1955 ген. секретарь ЦК Нар.-революц. партии Лаоса. В том же году был назначен главнокомандующим патриотич. вооруж. силами Лаоса. С 1959 зам. пред. ЦК Патриотич. фронта Лаоса. С дек. 1975 премьер-министр Лаосской Народно-Демократической Республики. ФОМЕНКО Владимир Дмитриевич [р. 16(29).9.1911, Чернигов], русский советский писатель. Чл. КПСС с 1942. Участник Великой Отечеств. войны 1941-45. Окончил ф-Т языка и лит-ры Ростовского пед. ин-та (1941). Печатается с 1946. Опубл. сб-ки очерков " Дело чести" (1946), " Обыкновенные люди" (1947), " Человек в степи" (1949) и рассказов " Одна строчка" (1951), " Рассказы" (1952), " Охотничья жилка" (1953) и др. В романе " Память земли" (кн. 1-2, 1961-70) показаны большие перемены в жизни донских станичников, связанные со стр-вом Волго-Донского канала, процессы преодоления частнособственнических пережитков, различные методы парт. руководства. Роман переведён на иностр. языки. Ф. награждён орденом " Знак Почёта" и медалями. Лит.: Сурганов В., Идущим дальше, " Вопросы литературы", 1971, № 8; Турков А., Трудный новоселья срок..., " Литературная газета", 1973, 3 окт.; Кузнецов Ф., С веком наравне, " Новый мир", 1975, № 2; Русские советские писателн-про-заикн. Биобиблиографический указатель, т.5, М., 1968. ФОМИН Александр Васильевич [2(14). 5.1869, с. Ермолевка Петровского у. Саратовской губ., - 16.10.1935, Киев], советский ботаник, акад. АН УССР (1921). Окончил Моск. ун-т (1893). С 1896 ассистент Юрьевского ун-та, с 1902 ботаник Тбилисского ботанич. сада, в 1914-27 проф. Киевского ун-та. Директор Киевского ботанич. сада (с 1921), Н.-и. ин-та ботаники (с 1927), Ин-та ботаники АН УССР (с 1931). Осн. труды по папортникообразным СССР в целом (1931) и по его регионам: Кавказу (1913), Украине (1926), Сибири и Д. Востоку (1930), по флоре и растительности Кавказа. Лит.: Збiрник праць, присвячений памятi акад. О,. В. Фомiна, Киiв, 1938 (лит.). ФОМИН Александр Григорьевич [13(25). 3.1887, Гусятино, ныне с. Гусятин Чеме-ровецкого района Хмельницкой обл., - 20.5.1939, Ленинград], советский библиограф, книговед, литературовед. Проф. (1938). Учился в Петерб. ун-те (1906-11). Преподавал в вузах историю, рус. лит-ру, библиографию, книговедение. В 20-х гг. работал в Н.-и. ин-те книговедения при Гос. публичной б-ке в Ленинграде, в нач. 30-х гг.- в Ин-те книги, документа и письма АН СССР. Внёс крупный вклад в развитие сов. библиографии, особенно литературоведческой. Осн. труды: " Современное состояние русской библиографии и её очередные задачи" (1927), " Методы составления библиографических указателей" (1929), " Книговедение как наука" (1931), " Путеводитель по библиографии, биобиблиографии, историографии, хронологии и энциклопедии литературы" (1934), " Обзор вышедших после Великой Октябрьской социалистической революции изданий произведений русских дореволюционных писателей" (1938). Соч.: Избранное, М., 1975. Лит.: Берков П. Н., А. Г. Фомин, М., 1949. М. Д. Эльзон. ФОМИН Василий Васильевич (2.4. 1884 - 1.9.1938), участник росс. революц. движения; советский гос. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1910. Род. в Москве в семье рабочего. С 1897 работал приказчиком. Участник Революции 1905- 1907 в Москве, Астрахани. В 1911 чл. Оренбургского к-та РСДРП. Подвергался арестам и ссылке. В 1-ю мировую войну 1914-18 мобилизован в армию. После Февр. революции 1917 чл. Минского совета, фронтового к-та Зап. фронта, Минского и Сев.-Зап. обл. к-тов РСДРП(б), редактор газ. " Звезда". Делегат 2-го Всеросс. съезда Советов, чл. ВЦИК, работал в Пе-трогр. ВРК. В 1918-20 чл. коллегии и нач. отделов ВЧК, комиссар Центр. управления воен. сообщений, Гл. управления путей сообщения. С 1921 пред. Высшего совета по перевозкам, зам. наркома путей сообщения, пред. Центр. управления речных пароходств, чл. Президиума ВСНХ. С 1931 зам. наркома водного транспорта. В 1927-31 и с 1935 в Наркомвнуторге СССР. Делегат 13, 15-16-го съездов партии, в 1924-25 чл. ЦКК РКП(б). Соч.: Съезд депутатов армий и тыла Западного фронта в апреле 1917, в сб.: В борьбе за Октябрь в Белоруссии и на Западном фронте, Минск, 1957. Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., см. Справочный т., ч. 2, с. 481. ФОМИН Владимир Владимирович [р. 12(25).1.1909, с. Дамураты, ныне на терр. Польши], советский химик, чл.-корр. АН СССР (1964). Чл. КПСС с 1947. После окончания (1931) Ин-та социального воспитания (Нежин) преподавал до 1938 в ср. школах, в 1943-48 - в МГУ; с 1948 работает в НИИ неорганич. материалов. Осн. труды посв. проблемам комплексообразования, экстракции (в частности - экстракционным равновесиям), кинетики, химии радиоактивных элементов. Награждён 5 орденами, а также медалями. Соч.: Химия экстракционных процессов, М., 1960. ФОМИН Евстигней Ипатович [5(16). 8.1761, Петербург, - конец апреля (ст. ст.) 1800, там же], русский композитор. Учился в Воспитательном уч-ще при Академии художеств (с 1776 в муз. классах, по композиции у Г. Раупаха, Ф. Сарто-ри). С 1782 совершенствовался под рук. Дж. Б. Мартини и С. Маттеи в Болон-ской филармонич. академии, в 1785 избран её членом. В 1786 вернулся в Петербург. Ф.- крупнейший композитор кон. 18 в., один из создателей рус. оперы. Нац. характерностью отличается его опера " Ямщики на подставе" (" Игрище невзначай") на текст Н. А. Львова (1787), высокой трагедийностью - мелодрама " Орфей" на текст Я. Б. Княжнина (1792, пост. 1800). Среди др. соч.- комич. оперы " Американцы" (1788, пост. 1800), " Золотое яблоко" (пост. 1803), " Новгородский богатырь Боеславич" (1786), хоры к трагедии " Ярополк и Олег" В. А. Озерова (1798). Лит.: Финагин А. В., Евст. Фомин. Жизнь и творчество, в сб.: Музыка и музыкальный быт старой России, т. 1, Л., 1927; Фесечко Г. В., Новые материалы о композиторах П. А. Скокове и Е. И. Фомине, в кн.: Музыкальное наследство, т. 2, ч.1, М., 1966; Доброхотов Б., Евстигней Фомин, М., 1968. ФОМИН Иван Александрович [22.1(3.2). 1872, Орёл, - 12.6.1936, Москва], советский архитектор. Учился в петерб. АХ (1894-97 и 1905-09) у Л. Н. Бенуа и одновременно занимался офортом у В. В. Матэ. После исключения в 1897 из АХ за участие в студенческих беспорядках работал до 1905 в Москве помощником арх. Л. Н. Кекушева, затем Ф. О. Шехтеля. В ранний период творчества испытал влияние стиля " модерн". С нач. 1900-х гг. Ф. изучал наследие отечеств. зодчества, выступив активным пропагандистом архитектуры рус. классицизма; участвовал в издании " Истории русского искусства", организовал " Историческую выставку архитектуры" в 1911 в Петербурге Ф.- создатель стиля неоклассицизма в рус. архитектуре. В 1910-х гг. разработал градостроит. проекты [застройка площади на о. Голодай (1912) и комплекс Тучкова Буяна (1913) в Петербурге, курорт Ласпи в Крыму (1916) - все три не осуществлены] и на основе использования композиц. приёмов и декоративных средств классицизма создал архит. образ совр. здания и его интерьеров [быв. дома А. А. Половцева (1911- 1913) и С. С. Абамелек-Лазарева (1912- 1914)]. В сов. время выполнил планировку и озеленение Марсова поля в Петрограде (1920-23; илл. см. т. 15, с. 415). В 1919 возглавил архит. мастерскую Совета по урегулированию плана Петрограда и его окраин при Совете Коммунального х-ва Петрограда. В 1920-е гг. продолжил последоват. поиски синтеза классики с принципами совр. архитектуры. Выступив с теорией обновления классики (создания, по словам зодчего, " пролетарской классики"), Ф. предлагал заимствовать от классич. архитектуры только её общие принципы ордерной (см. Ордер архитектурный) организации, отбрасывая детали. Исходя из этой теории, Ф. разрабатывал в собственной трактовке тектонич. структуру зданий на основе строгого, предельно упрощённого ордера [Химико-технологич. ин-т в Иванове (1929), быв. дом об-ва " Динамо" (1928-30), новый корпус Моссовета (1929-30) и станция метрополитена " Красные ворота" (ныне " Лермонтовская", 1935; илл. см. т. 16, табл. XII, стр. 96-97) в Москве]. В 1930-е гг. в творчестве Ф. наметился переход к более непосредств. использованию классич., декоративно " обогащённых" форм [здание Сов. Мин. УССР в Киеве (при участии арх. П. В. Абросимова), 1934- 1938]. Преподавал в АХ в Ленинграде (ученики А. И. Гегелло, Е. А. Левинсон, В. О. Мунц), с 1933 рук. школы-мастерской при Моссовете (среди учеников П. В. Абросимов, Л. М. Поляков, М. А. Минкус и др.). Занимался также офортом (серии - " Проект курзала на Минеральных водах", 1909, " Рим", 1910).
|