Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. КИНО 29 страница. Шопенгауэр(schopenhauer) Артур (22. 2. 1788, Данциг, ныне гданьск,-21. 9






И. Ф. Бэлза.

ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур (22.2.1788, Данциг, ныне Гданьск, -21.9. 1860, Франкфурт-на-Майне), немецкий философ-идеалист. С 1820 приват-доцент Берлинского ун-та, с 1831 жил во Франкфурте-на-Майне. Осн. соч.- " Мир как воля и представление" (т. 1-2, 1819- 1844). Кантовские априорные формы - время, пространство, категории рассудка - сводятся Ш. к единой основе - " закону достаточного основания". Субъект и объект рассматриваются в качестве соотносит, моментов, из к-рых складывается мир как " представление" субъекта. С др. стороны, мир, взятый как " вещь в себе", предстаёт у Ш. как слепая, безосновная " воля к жизни", к-рая дробится в бесконечном множестве " объективации". Каждой объективации свойственно стремление к абс. господству, что выражается в непрекращающейся " войне всех против всех". В то же время множество объективации воли существует и как иерархич. целостность, отражающая иерархию идей (понимаемых в платоновском смысле) - адекватных объективации воли. Высшая ступень в ряду объективации воли - человек, существо, наделённое разумным познанием. Каждый познающий индивид сознаёт себя всей волей к жизни, все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто зависящее от его существа, что служит источником беспредельного эгоизма человека. Социальная организация (гос-во) не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль. Преодоление эгоистич. импульсов осуществляется, по Ш., в сфере иск-ва и морали. Иск-во - создание гения, основывающееся на способности " незаинтересованного созерцания", в к-ром субъект выступает как " чистый безвольный" субъект, а объект - как идея. Высшее из иск-в - музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредств. отражение самой воли. Подчёркивая иллюзорность счастья и неотвратимость страдания, коренящегося в самой " воле к жизни" с её бессмысленностью и вечной неудовлетворённостью, Ш.- в противовес Лейбницу - называл существующий мир " наихудшим из возможных", а своё учение -" пессимизмом". Подлинным основанием морали Т. считал чувство сострадания, благодаря к-рому обманчивая видимость индивидуальности растворяется в сознании единства всего сущего.

Иррационалистич. и пессимистич. философия Ш., не пользовавшаяся популярностью при его жизни, получила распространение со 2-й пол. 19 в., явившись одним из источников философии жизни и предшественником ряда концепций глубинной психологии (учение о бессознательном); влияние Ш. испытали P. Вагнер, Э. фон Гартман, Ф. Ницше, T. Манн и др. В 1911 во Франкфурте-на-Майне основано Шопенгауэровское об-во.

Соч.: Samtliche Werke, Bd 1 - 7, Wiesbaden, 1946-59; Der handschriftliche Nachlap, Bd 1 - 5, Fr./M., 1966 - 75; в рус. пер.- Поли. собр. соч., т. 1 - 4, M., 1900 - 10.

Лит.: Ф и ш е р К., А. Шопенгауэр, пер. с нем., M., 1896; H и ц ш е Ф., Шопенгауэр как воспитатель, Поли. собр. соч., т. 2, M., 1909; фолькельт И., А. Шопенгауэр, его личность и учение, пер. с нем., СПБ, 1902; Грузенберг С. О., А. Шопенгауэр. Личность, мышление и миропонимание, СПБ, 1912; Асмус В. Ф., Проблема интуиции в философии и математике, M., 1953, гл.4; Быховский Б. Э., Шопенгауэр, M., 1975; Simmel G., Schopenhauer und Nietzsche, 3 Aufl., Munch.- Lpz., 1923; Pfeiffer K., Schopenhauer, [В.], 1943; Z int H., Schopenhauer als Erlebnis, Munch.- Basel, 1954; Von der Aktualitat Schopenhauers, Fr./M., 1972; Hubscher A., Denker gegen den Strom. Schopenhauer: Gestern - Heute - Morgen, Bonn, 1973.

А. А. Чанышев.

ШОПОВ Ацо (р. 20.12.1923, Штип), македенский поэт, переводчик, обществ, и гос. деятель, чл. Макед. АН и иск-в (1967), чл.-корр. Серб. АН и иск-в (1968). Участник Нар.-освободит, войны 1941-45 в Югославии. Окончил филос. ф-т ун-та в Скопье и Высшую политич. школу в Белграде. Пред. Союза переводчиков и СП Социалистич. Республики Македонии (50-60-е гг.), СП Югославии (1965-69). В 1970-77 на дипломатич. работе. Лит. деятельность начал в партиз. годы (" Стихи", 1944). В 1950 вышли кн. " На Граммосе", " Нашими руками" - об антифаш. и нац. борьбе, о строительстве новой Македонии. В лирич. сб-ках " Стихи о страданиях и радости" (1952), " Вымысел" (1963), " Рождение слова" (1966) и др. наряду с " вечными" темами ставятся проблемы поэтич. творчества и нравств. самопознания. Опубл. также сб. " Песнь чёрной женщины" (1976). Для поэзии Ш. характерны поиски в области стихосложения и лексики, свежесть поэтич, языка, мелодическая гармония. Переводит с рус. и европ. яз. Пр. Антифаш. веча нар. освобождения Югославии (1970).

Соч.: Одбрани дела, кн. 1 - 5, Скоше, 1976; в рус. пер.- Ветер приносит погожие дни. [Предисл. А. Романенко], M., 1964; [Стихи], в сб.: Поэты Югославии XIX- XX вв., M., 1963.

Лит.: Жирмунская Т., Доверие, " Литературная газета", 1965, 29 июня; Г у рчинов M., Рефлексивна зрелост на интимата " Нова Македонща", 1970, 23 авг.; Старделов Г., Поетското искуство на А. Шопов, " Современост", 1967, № 9 - 10.

А. Д. Романенко.

ШОПРОН (Sopron), город в Венгрии, на р. Иква (басе. Дуная), в медье Дьёр-Шопрон. 53 тыс. жит. (1976). Ж.-д. узел.

Текст., швейная, металлообр. и пищ. (в т. ч. виноделие и пивоварение) пром-сть. Политехнический ин-т. Памятники архитектуры: готические - бенедиктинская церковь (13 - 1-я четв. 14 вв., перестроена ок. 1490) и монастырь с залом капитула (1-я пол. 14 в.), церкви св. Михаила (13-15 вв.) и св. Георгия (14 в.; перестроена в формах барокко, 1682- 1781). Гор. башня (окончена в 1681), готич., ренессансные и барочные жилые дома. Музей им. Ф. Листа (археол. памятники, изобразит., нар. и прикладное иск-во).

Лит.: Magyarorszag muemleki topografiaja, kot. 2, res. 1 - Sopron es kornyeke muemlekei, Bdpst, 1956.

ШОП-СТЮАРДЫ (англ, shop-stewards), в Великобритании выборные представители рабочих и служащих на предприятиях; см. Фабричные старосты.

ШOПТЫКОЛЬ, посёлок гор. типа в Баянаульском р-не Павлодарской обл. Казах. CCP. Расположен на сев. окраине Казахского мелкосопочника, в 70 км к Ю.-В. от ж.-д. станции Экибастуз 1 (на линии Целиноград - Павлодар). Добыча угля.

ШОР Розалия Осиповна [11(23).6.1894, Каунас, - 18.3.1939, Москва], советский языковед и историк лит-ры. В 1919 окончила 2-й МГУ (б. Высшие женские курсы). Проф. Ин-та философии, лит-ры, истории им. H. Г. Чернышевского (1934- 1939). Осн. труды посвящены проблемам герм, и др.-инд. языкознания, общего языкознания, истории языкознания. Основатель серии " Языковеды Запада" (1933-38). Автор трудов по истории зап.-европ. лит-ры: " Генрих Гейне" (1931; совм. с Ф. Шиллером и А. Лаврецким), " Диккенс" (1931; совм. с А. Луначарским). Переводчик произведений др.-инд. лит-ры (" Панчатантра". Избр. рассказы, 1930; " Двадцать пять рассказов Веталы", 1939).

Соч.: Язык и общество, 2 изд., M., 1926; " Формальный метод" на Западе, M., 1927; На путях к марксистской лингвистике, M. - Л., 1931; Семантика ведийского глагола, в кн.: Академику H. Я. Марру. [Юбилейный сборник], M.- Л., 1935; Литература средних веков, [IX -XV вв.], M., 1936; Введение в языковедение, M., 1945 (совм. с H. С. Чемодановым).

Лит.: Сергиевский M. В., Памяти P. О. Шор, в кн.: Сборник статей по языковедению, M., 1939 (лит.). В. H. Топоров.

ШОРА МЕТОД, один из методов определения твёрдости металлов.

ШОРАПАНИ, посёлок гор. типа в Зестафонском р-не Груз. CCP. Расположен на автодороге Кутаиси - Тбилиси. Ж.-д. станция на линии Самтредиа - Тбилиси. 3-ды: " Электроэлемент", стройматериалов.

ШОРИН Александр Фёдорович [23.11 (5.12).1890, Петербург, - 21.10.1941, Ульяновск], советский изобретатель в области радио, телеграфии и звукозаписи. В 1911 поступил в Петерб. электротехнич. ин-т (в 1914 прервал учёбу в связи с призывом в армию, служил на Царскосельской радиостанции, где начал свои работы по радиотехнике); в 1919 по окончании ин-та преподавал в нём. В 1919-22 работал в Нижегородской радиолаборатории; в 1922-27 руководил радиоотделом Треста з-дов слабого тока; в 1927-34 сотрудничал в Центр, лаборатории проводной связи; с 1934 директор Ин-та автоматики и телемеханики (ныне Ин-т проблем управления) АН СССР. Автор ряда изобретений, важнейшие из к-рых - стартстопный аппарат телеграфный, трансляционные устройства для радио-буквопечатания, громкоговорящие установки, приборы звукозаписи и др.; с именем Ш. тесно связано зарождение и развитие звукового кино в СССР. Гос. пр. СССР (1941). Награждён орденом Ленина.

В. И. Шорин. П. П. Шорыгин.

Лит.: Игнатьев А. Д., Выдающийся советский изобретатель, " Вестник связи", 1951, №2; ШоринаА. А., Александр Федорович Шорин, в сб.: Нижегородские пионеры советской радиотехники, M.- Л., 1966. Ю. А. Скороспелое.

ШОРИН Василий Григорьевич (гг. рожд. и смерти неизв.), один из богатейших моек, купцов 17 в. Ш. и его приказчики вели торг, операции в Москве, Вологде, Архангельске, Великом Устюге, гг. Сибири, Поволжья, в вост. странах. В Нижнем Новгороде Ш. имел кожевенные промыслы. В 1647-48 и 1658-59 Ш.- таможенный голова в Архангельске. Проект Ш. (1658) об увеличении таможенных сборов был частично использован в Новоторговом уставе 1667. Во время Моск. восстаний 1648 и 1662 дворы, лавки и склады Ш. были разграблены. В 1669 караван судов, принадлежавших Ш., был захвачен на Волге казаками С. T. Разина. В 1673 имущество Ш. было продано за недоимки и отписано в казну.

ШОРИН Василий Иванович [26.12.1870 (7.1.1871)- 1938], советский военачальник. Род. в г. Калязине, ныне Калининской обл., в семье ремесленника. Окончил Казанское юнкерское уч-ще (1892) и Офицерскую стрелк. школу. Участник рус.-япон. войны 1904-05 и 1-й мировой войны 1914-18, в к-рой командовал батальоном и полком; с 1916 полковник, был награждён орденом св. Георгия 4-й степени и Георгиевским оружием. После Окт. революции 1917 был избран солдатами нач. дивизии. В сент. 1918 в Вятке добровольно вступил в Красную Армию и был назначен командующим 2-й армией Вост. фронта. Ш. провёл большую работу по реорганизации армии и руководил её действиями в Ижевско-Воткинской операции 1918 и др. С мая 1919 командующий Северной группой Восточного фронта, руководил проведением Пермской и Екатеринбургской операций. С кон. июля 1919 командовал Особой группой Юж. фронта (9-я, 10-я, а позже и 11-я армии), преобразованной в сент. 1919 в Юго-Вост. фронт, войска к-рого успешно действовали во время контрнаступления против войск ген. Деникина в конце 1919. В янв. 1920 командовал войсками Кавк. фронта. С мая 1920 по янв. 1921 являлся помощником Главкома Вооруж. Силами Республики по Сибири, руководил ликвидацией кулацких мятежей и войск барона Унгерна. В янв.- нояб. 1922 командовал войсками

Туркестанского фронта при ликвидации басмаческих банд Энвер-падщ.

В 1923-25 зам. командуйщего войсками Денингр. воен. округа. В 1925 уволен по возрасту в запас. Руководил работой Осоавиахима в Ленинграде. Награждён орденом Красного Знамени, Почётным революц. оружием, орденами Бухарской и Хорезмской нар. республик.

Лит.: Л а д у х и н В. И., В. И. Щорин, Калинин, 1960.

ШОРИНА ТЕЛЕГРАФНЫЙ АППАРАТ, один из первых сов. стартстопных аппаратов телеграфных (введён в эксплуатацию в 1929); назван по имени изобретателя А. Ф. Шорина. При передаче в Ш. т. а. используется равномерный 5-значный код телеграфный; при приёме знаки текста телеграммы автоматически отпечатываются на телегр. ленте. В сер. 30-х гг. вытеснен более совершенными телегр. аппаратами.

ШОРЛEMMEP (Schorlemmer) Карл (30.9.1834, Дармштадт, - 27.6.1892, Манчестер), немецкий химик-органик, чл. Лондонского королев, об-ва (с 1871). Образование получил в Гисенском ун-те. Работал в Оуэнском колледже в Манчестере (с 1859; с 1874 проф.). Осн. работы посвящены исследованию предельных углеводородов. Доказал равнозначность четырёх валентностей углерода (1868). Предложил систематику органич. соединений и создал на её основе учебник " Lehrbuch der Kohlenstoffverbinaungen" (1872, 3 изд., 1885-97). Имеет также труды по истории органич. химии. III. был прогрессивным обществ, деятелем, являлся чл. с.-д. партии Германии; находился в дружеских отношениях с К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Соч.: Возникновение и развитие органической химии, пер. с англ., M., 1937 (лит.).

Лит.: Энгельс Ф., Карл Шорлеммер, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 322-25.

ШОРСКИЙ ЯЗЫК, язык шорцев. Распространён в Кемеровской обл. РСФСР (гл. обр. в сев. предгорьях Алтая, в Кузнецком Алатау, вдоль р. Томь и её притоков, на границе с Хакасской и Горно-Алтайской авт. обл.). Число говорящих на Ш. я.- св. 12 тыс. чел. (1970, перепись). Относится к хакасской подгруппе сев.-вост. группы тюркских языков. Имеет два диалекта: мрасский, или " зекающий", лёгший в основу лит. языка (функционировал в 20-30-х гг.), и кондомский " й-диалект", распадающиеся, в свою очередь, на ряд говоров. Фонологич. особенности: гласные противопоставлены по долготе и краткости (оол - " сын", ол - " он", " тот"); смычные (краткие) и щелевые согласные выступают в начале и конце слова как глухие, в интервокальном положении как полузвонкие и звонкие (кап - " мешок", кабы - " его мешок"). Грамматич. черты: в системе склонения есть орудный падеж с аффиксом -ба/-бе, -па/-пе, -ма/-ме (напр., малтаба - " топором"); в системе времён Наличествует будущее возможное с аффиксом -кадыг, прошедшее неосуществлённое с аффиксом -калак, прошедшее обычное с аффиксом -чан/-чен,. Деепричастие имеет аффикс -ала/-еле (турала - " как только встал").

Письменность с 1927 была на основе рус., затем в 1929-38 - на основе лат. алфавитов. В 1938 был создан новый алфавит на основе рус. графики. Известен алфавит шорского букваря, изданного миссионерами в 1885.

Лит.: Д ы р е н к о в а Н. П., Грамматика шорского языка, M.- Л., 1941; Шорский фольклор. Записи, перевод, вступит, ст. и прим. H. П. Дыренковой, М.- Л., 1940; Бабушкин Г. Ф., ДонидзеГ. И., Шорский язык, в кн.: Языки народов СССР, т. 2, M. 1966. Л. С. Левитская.

ШОРСУ, посёлок гор. типа в Узбекистанском р-не Ферганской обл. Узб. CCP. Расположен в предгорьях Алайского хр., в 26 км к Ю. от ж.-д. ст. Яйпан (на линии Коканд - Хаваст). Строится (1978) з-д дренажных труб.

ШОРТА ЧACЫ, высокоточные маятниковые часы. Названы по имени их изобретателя англ. астронома и оптика 18 в. Дж. Шорта (J. Short). Ш. ч. имеют два маятника, изготовленных из инвара. Один из них, наз. свободным, заключён в барокамеру и помещается в изотермич. подвале. Второй маятник, наз. вторичным, или рабочим, устанавливается в обычном часовом деревянном футляре там, где это удобно для работы. Он связан с отсчётными устройствами, т. е. со стрелками, циферблатами и электрич. контактами. Ш. ч. работают от батареи постоянного тока напряжением 8 в. Импульсы от часов поступают каждую секунду. Свободный маятник колеблется совершенно свободно, получая каждые 30 сек заводной импульс для преодоления затухания, связанного с трением. Спец. электромеханич. устройства синхронизируют колебания вторичного маятника, к-рый выполняет функции передаточного механизма и счётчика. Регулировкой длины маятника можно пустить часы по звёздному или среднему солнечному времени. Средняя квадратичная вариация суточного хода Ш. ч. составляет ±0, 002" -0, 003". В 50-х гг. 20 в. Ш. ч. стали выходить из употребления, поскольку не обеспечивали необходимой точности при многих астрономич. исследованиях.

Лит.: Бакулин П. И., Блинов H. С., Служба точного времени, M., 1968. Л. В. Рыхлова.

ШОРТАНДЫ, посёлок гор. типа, центр Шортандинского р-на Целиноградской обл. Казах. CCP. Ж.-д. станция на линии Петропавловск - Целиноград, в 67 км к С.-З. от Целинограда. Меб. ф-ка, маслозавод, пищекомбинат, элеватор.

ШОРТАНОВ Аскерби Тахирович [р. 3(16). 10.1916, с. Анузоровка, ныне с. Лескен II Урванского р-на Као.-Балк. АССР], кабардинский советский писатель, засл. деят. иск-в Каб.-Валк. АССР (1939), засл. деят. иск-в РСФСР (1971). Чл. КПСС с 1941. В 1934-36 учился в ГИТИСе. Печатается с 1939. Осн. темы творчества Ш.- история кабардинского народа, его жизнь в сов. время. Автор ист. романа " Горцы" (1954, рус. пер. 1967), романа-хроники " Бетал Калмыков" (1968, рус. пер. 1970, под назв. " Всегда в седле") - о герое Гражд. войны, пьес " Аул Батыр" (пост, в 1939), " Когда загорается свет" (опубл. в 1947, рус. пер. 1950) - о жизни колх. села. В 1967 пост, пьеса " Посланец партии" (опубл. в 1961). Ш. известен как учёный-фольклорист. Награждён 5 орденами, а также медалями. Произв. III. переведены на MH. языки народов СССР.

Соч.: Къэзэнокъуэ жэбагъы, Налшык, 1956; Тхыгъэ къыхэхахэ, Налшык, 1957; в рус. пер.- Пьесы, Нальчик, 1957.

Лит.: T е у н о в X., Литература и писатели Кабарды, M., 1968; Кашежева Л., На пути поисков и открытий, в её кн.: Совершеннолетие пера, Нальчик, 1968; Къэбэрдей литературэм и тхыдэм теухуа очеркхэр, Налшык, 1965. Ю. Б. Розенблюм.

ШОРТГОРНСКАЯ ПОРОДА, кp. р о г. скота (от англ, shorthorn - короткорогий), порода мясного и молочно-мясного направления продуктивности. Выведена в 18 в. в Великобритании улучшением местного короткорогого скота, прилитием крови голландской и галловейской пород, а также отбором сначала по мясным, а с сер. 19 в. и по молочным качествам. В породе два типа: мясной и молочно-мясной. Масть красная различной интенсивности, белая, чалая. Быки весят 850- 950 кг (до 1200 кг), коровы 500-600 кг (до 750 кг), молодняк к годовалому возрасту при выращивании на мясо - 400- 420 кг. Убойный выход 66-67%. Мясо нежноволокнистое с мраморностью. Удои коров молочно-мясного типа 3500- 4000 кг, наибольшие до 14 тыс. кг, жирность молока 3, 7-3, 9%. Шортгорнских быков широко используют для пром. скрещивания с коровами молочных пород. В Россию Ш. п. начали завозить в 19 в. и использовали при выведении бестужевской, а позднее курганской пород.

Корова шортгориской породы (мясной тип).

Разводят Ш. п. в странах Европы, Сев. и Юж. Америки (в США с участием шортгорнов выведена порода санта-гертруда), Австралии, H. Зеландии; в СССР - в Оренбургской, Воронежской, Тюменской, Ростовской обл., Башкирской АССР.

Лит.: Шортгорнский скот и его метисы в СССР. Сб. ст., M., 1936; Руководство по разведению животных, пер. с нем., т. 3, кн. 1, M., 1965; Скотоводство, под ред. E. А. Арзуманяна, M., 1970. Б. В. Фандеев.

ШОРЦЫ (самоназв. шор; в рус. ист. документах 17-18 вв. Ш. наз. кузнецкие, кондомские и мрасские татары), народность, живущая на Ю. Кемеровской обл. РСФСР (Горная Шория), гл. обр. в басе. р. Томь и её притоков Кондомы и Мрас-Су. Числ. 16, 5 тыс. чел. (1970, перепись). Говорят на шорском языке. В прошлом формально Ш. считались православными, фактически у них сохранялись шаманство и промысловые культы. Ш. сформировались в ходе длит, смешения угорских, самодийских, кетоязычных и тюркских племён. По культуре и происхождению они близки сев. алтайцам и нек-рым этнич. группам хакасов. Вплоть до нач. 20 в. у Ш. оставались значит, пережитки родовых отношений. До Окт. революции 1917 их осн. занятиями были: охота, рыболовство, у нек-рых групп - примитивное земледелие; большое значение имело кузнечное дело, а также добыча и плавка жел. руды (отсюда наименование кузнецкие татары). За годы Сов. власти коренным образом изменилась жизнь Ш. Осн. их масса занята в с. х-ве (земледелие, животноводство, а также традиц. промыслы - охота, рыболовство, сбор кедровых орехов). Многие Ш. работают в пром-сти. Сложилась значит, прослойка интеллигенции.

Лит.: Потапов Л. П., Очерки истории Шории, M.- Л., 1936; Народы Сибири, К.-Л., 1956.

ШОРЫ, то же, что соры.

ШОРЫ (польск. szory - сбруя, упряжь), 1) часть конской упряжи, применяемая вместо хомута в параконных запряжках.2) Наглазники, прикреплённые к уздечке и не дающие возможности лошади смотреть по сторонам.

ШОРЫГИН Павел Полиевктович [16(28). 4.1881, с. Горки Ковровского у. Владимирской губ., -29.4.1939, Москва], советский химик-органик, акад. АН СССР (1939; чл.-корр. 1932). Окончил Моск. высшее технич. уч-ще (1906); работал там же (1906-10). В 1910-18 инженер на текст, ф-ке в Москве. Проф. Моск. ветеринарного и Лесотехнич. ин-тов (1919-25), Моск. химико-технологич. ин-та им. Д. И. Менделеева (1925-39). Науч. руководитель Моск. НИИ искусств, волокна (1931-39). Осн. труды по химии натрийорганич. соединений. Открыл реакцию " металлирования" [непосредственное замещение водорода в углеводородах и их производных на натрий или калий (реакция Ш.)], реакцию разложения простых эфиров (действием металлич. натрия) и два новых типа внутримолекулярных перегруппировок простых эфиров - карбинольную и фенольную. Исследования Ш. в области химии углеводов (с 1924) завершились синтезом MH. новых эфиров целлюлозы и их производных. Под руководством Ш. разработан ряд вопросов произ-ва синтетич. волокна, целл.-бум. произ-ва; созданы методы синтеза ценных душистых веществ. Портрет стр. 455.

Соч.: Избр. труды, M.- Л., 1950 (лит.).

ШОССЕ (франц. chaussee), шоссейная дорога, назв. дороги с твёрдым покрытием, широко применявшееся с нач. 19 до сер. 20 вв. вместо назв. " гужевая дорога". С 50-х гг. под Ш. понимают автомобильную дорогу с многослойной дорожной одеждой из уплотнённых щебёночных материалов, обработанных органич. вяжущими (" чёрное" Ш.) или водой (" водосвязное" III.). Термин " Ш." сохраняется в названиях нек-рых дорог (напр., Горьковское Ш., Ленинградское Т.), а также в быту. В научной и производственно-технической лит-ре вместо термина " Ш." используется более точный термин - " автомобильная дорога".

ШОССОН (Chausson) Эрнест (21.1.1855, Париж, -10.6.1899, Лиме), французский композитор. Окончил Парижскую консерваторию (1883), ученик Ж. Массне и С. Франка. С 1889 секретарь Нац. муз. об-ва. Испытал влияние франц. лирич. оперы, а также P. Вагнера. Красочность, изящество его музыки, изысканность гармонии сближают творчество Ш. с импрессионизмом. Наиболее известное произв.- " Поэма" для скрипки и оркестра (1896). Среди др. соч.- оперы, из к-рых поставлена лишь " Король Артус" (1903, театр " Де ла Монне", Брюссель), симфония (1890), музыка к драме У. Шекспира " Буря" (1888), вокально-симф. произв., в т. ч. " Поэма любви и моря" (1882-92), хоры, фп. пьесы и др. Лит.: Французская музыка вторрй половины XIX века. Сб. перевод, работ под ред. M. Друскина, M., 1938; G а 1 1 о i s J., Ernest Chausson, P., 1967.

ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич [12(25). 9. 1906, Петербург, - 9. 8. 1975,

Д. Д. Шостакович.

Москва], советский композитор, нар. арт. СССР (1954), Герой Социалистич. Труда (1966), доктор искусствоведения (1965). Член КПСС с 1960. Род. в семье инженера. Окончил Ленингр. консерваторию по классу фп. у Л. В. Николаева (1923) и композиции у M. О. Штейнберга (1925). В 1927 на 1-м Meждунар. конкурсе пианистов им. Ф. Шопена (Варшава) получил почётный диплом. Выступал с исполнением собств. произв. С 1937 вёл класс сочинения в Ленингр., в 1943-48 в Моск. консерваториях (с 1939 проф.). Среди учеников: P. С. Бунин, А. Д. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. А. Караев, Г. В. Свиридов, Б. И. Тищенко, К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский. Секретарь Союза композиторов СССР (с 1957), Союза композиторов РСФСР (с 1960, в 1960-68 первый секретарь).

Творчество III.- одна из вершин муз. искусства 20 в. В своих произв. он неизменно обращался к темам и образам большого социального значения, отображал важнейшие стороны совр. действительности. В его музыке сочетаются эпич. широта и психологич. углублённость, могучий пафос художника-трибуна и тончайшая интимная лирика. Ряд произв. Ш. раскрывает глобальные конфликты современности, столкновение мира победившего социализма с миром реакции, угнетения. Особенно большое значение имели для композитора темы войны и мира, борьбы против фашизма. Образам зла, агрессии композитор противопоставлял волю и разум сов. людей, веру в конечное торжество света над мраком. Произв. Ш. утверждают идеи советского гуманизма, проникнуты безграничным сочувствием к человеку, его страданиям.

Центр, место в творчестве Ш. занимают симф. произв., отмеченные крайней напряжённостью муз. драматургии. Муз. развитие в них многообразно, отличается остротой конфликтов и контрастов, огромным размахом тематич. разработки, связанной с внутр. переосмысливанием муз. тем. Благодаря этому у Ш. одна и та же тема иногда воплощает противоположные жизненные явления. Художник-новатор, Ш. развил традиции M. П. Мусоргского (особенно близкого ему композитора), И. С. Баха, Л. Бетховена, Г. Малера и создал свой глубоко самобытный стиль. Индивидуальность Ш. ярко проявилась в интонационном строе его музыки, в применяемых им ладах. Основываясь на ладовых системах, распространённых в рус. муз. классике, Ш. модифицировал их, создал уникальные лады. Выдающийся мастер полифонии, он по-своему интерпретировал формы фуги, пассакальи, широко пользовался полифонич. приёмами как средством тематич. развития, перестроил композицию сонатно-симф. цикла, по-новому трактуя его составные части. Огромное выразит, значение в произв. Ш. имеет драматургия оркестровых тембров. Принципы симф. муз. мышления сказались и в камерном творчестве композитора.

Уже 1-я симфония Ш. (1925), подобно ряду др. симфоний композитора, приобрела мировую известность. Последующие его произв. отразили поиски новых путей (2-я симфония -" Октябрю", 1927; 3-я - " Первомайская", 1931; ' балеты " Золотой век", 1930, и " Болт", 1931). В опере " Нос" (1928) по H. В. Гоголю и нек-рых др. произв. проявилось тяготение к сатире, юмору, гротеску. Опера " Катерина Измайлова" (" Леди Макбет Мценского уезда") по H. С. Лескову (1932; 2-я ред. 1963) ознаменовала творч. зрелость композитора. В этом произв. трагедийная линия, столь важная для всего творчества композитора, сочетается с социальной сатирой. Принципы зрелого симфонизма Ш. утвердили 4-я (1936) и особенно 5-я (1937) симфония, о к-рой композитор писал: "...Тема моей симфонии - становление личности. Именно человека со всеми его переживаниями я видел в центре замысла этого произведения" (" Вечерняя Москва", 1938, 25 янв., с. 3). К 1930-м гг. относятся 6-я симфония (1939), 1-й концерт для фп. с оркестром (1933), 24 прелюдии для фп. (1933), балет " Светлый ручей" (1935), 1-й струнный квартет (1938), а также фп. квинтет (1940; Гос. премия СССР, 1941), овеянный лирической поэзией, - одно из самых гармоничных произв. Ш. Над 7-й симфонией (т. н. Ленинградской; Гос. пр. СССР, 1942) композитор работал в блокадном Ленинграде. Она запечатлела героич. борьбу сов. народа с фашизмом, стала муз. памятником воен. лет и сыграла значит, роль в сплочении междунар. антифаш. сил. Образы, рождённые Великой Отечеств, войной, воплощены и в 8-й симфонии (1943) - произв. огромной трагич. силы, а также в фп. трио (1944; Гос. пр. СССР, 1946), 3-м квартете (1946), песнях и хорах. К этим образам композитор возвращался и в более поздние годы - в 8-м квартете, поев, памяти жертв войны и фашизма (1960), и др. соч. Раздумьями о судьбах мира наполнена 10-я симфония (1953), отмеченная богатством психологич. содержания. Оратория " Песнь о лесах" (слова E. А. Долматовского, 1949; Гос. пр. СССР, 1950) рисует картины социалистич. труда. Высокий трагизм и беззаботное веселье, мощный героич. эпос и проникновенная лирика - таков диапазон образов, воплощённых Ш. в монументальном фп. цикле - 24 прелюдии и фуги (1951), сочетающих баховскую традицию с рус. нац. характером.

Среди произв. послевоенных лет - 9-я симфония (1945), 1-й концерт для скрипки с оркестром (1948), вокальный цикл " Из еврейской народной поэзии" (1948, слова народные). В эти годы сказалось тяготение Ш. к историко-революц. тематике. Его 10 поэм для хора без сопровождения на слова революц. поэтов (1951; Гос. пр. СССР, 1952) посвящены борьбе рус. пролетариата в нач. 20 в. Продолжением этой линии явились 11-я симфония " 1905 год" (1957; Ленинская пр., 1958) и 12-я симфония " 1917 год", поев, памяти В. И. Ленина (1961), отличающиеся яркостью муз. языка, насыщенные интонациями революц. песенного фольклора. Историч. прошлое России нашло отражение и в вокально-симф. поэме " Казнь Степана Разина" (слова E. А. Евтушенко, 1964; Гос. пр. СССР, 1968).

Как и в прошлые годы, творчество Ш. этих лет характеризуется широтой образного диапазона, разнообразиемтем, к к-рым обращается художник. Вновь представлены в нём юмор, сатира - в муз. комедии " Москва, Черёмушки" (1958), в вокальном цикле " Сатиры" (слова Саши Чёрного, 1960).

В 60-е и 70-е гг. Ш. создал камерные вокальные циклы на слова А. А. Блока (1967), M. И. Цветаевой (1973). Вокальная сюита на слова Микеланджело Буонарроти (1974) обобщила нек-рые осн. темы творчества композитора: протест против зла, несправедливости, творч. подвиг художника, его бессмертие. Принципы камерного во, кального цикла в сочетании с элементами оперного жанра претворены в вокально-инструм. симфониях - 13-й на слова Евтушенко (1962), 14-й на слова Гарсиа Лорки, Г. Аполлинера, В. К. Кюхельбекера и P. Рильке (1969), в к-рой с огромной глубиной и эмоциональной силой раскрыта тема жизни и смерти. Эта проблематика лежит и в основе 15-й симфонии (1971), последних квартетов и др. Соната для альта и фп. (1975) завершила творч. путь композитора.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал