Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 31 страница. Ш. продолжала оставаться одним из гл






Ш. продолжала оставаться одним из гл. центров рабочего движения Великобритании. В 1971-72 рабочие Верх. Клайда в течение неск. месяцев осуществляли управление судоверфями, владельцы к-рых пытались закрыть их; при поддержке профсоюзов всех р-нов Великобритании рабочие Верх. Клайда вынудили пр-во принять решение не закрывать верфи. Характерной чертой рабочего движения Ш. (как и всей Великобритании) в 50-70-х гг. была его тесная связь с борьбой за мир. Широкий резонанс получило движение за ликвидацию амер. воен. баз. Усилились культурные и др. связи Ш. с СССР; этому содействует созданное в 1945 об-во " Шотландия - СССР". Активное участие в борьбе шотл. трудящихся за свои права принимают коммунисты. В спец. резолюции 31-го съезда компартии Великобритании (нояб. 1969) подчёркивалось, что народ Ш. имеет право сам решать свою судьбу. Компартия высказалась за создание автономных парламентов для Ш. и Уэльса. В то же время компартия выступает против бурж.-сепаратистских лозунгов полного отделения Ш., против попыток лидеров ШНП увести нац. движение в сторону от решения классовых и социальных задач, стоящих перед трудящимися Ш. Коммунисты неоднократно подчёркивали, что гл. задачей остаётся совм. борьба всех трудящихся Великобритании против монополий, за демократию и социализм. л. А. Зак.

Литература. Развивается на англ, и шотл. языках. Самые ранние из сохранившихся поэтич.. памятников датируются 14 в., но зародилась лит-pa раньше. Не позднее 13 в. возникла нар. баллада, достигшая расцвета в 15 в. и литературно фиксируемая с 16 в. в печатных листовках. Поэт и хронист Эндрю из Уинтона (15 в.) приписывал поэмы " Великие деяния Артура", " Авантюры Гавейна" и " Послание о нежной Сусанне" Хухону (14 в.), к-рый одним из первых использовал аллитерационный стих. Успехи шотландского народа в борьбе за независимость от Англии (кон. 13 - нач. 14 вв.) вызвали к жизни патриотическую поэзию: эпическая поэма " Брюс" (изд. 1571) Дж. Барбора (ок. 1316-95), поэма " Уоллес" (изд. модернизированного текста 1722) Гарри Слепого (Гарри Менестрель, 1470-92). Шотл. поэзия 15-16 вв. отражает круг идей, общий для европ. лит-ры в период зарождения и утверждения гуманизма: поэма " Книга короля" (1423) лирич. поэта и короля Якова I (1394-1437), басни и поэма " Завещание Крессиды" (опубл. 1593) P. Хенрисона (ок. 1430-1506), поэмы и сатиры У. Данбара (1460 - ок. 1517). Провозвестник Возрождения - поэт Г. Дуглас (ок. 1474-1522, перевод " Энеиды" Вергилия, поэма " Король Сердце", 1516). Яркие образцы гуманистич. лирики создали А. Скотт (1525? -85?) и А. Монтгомери (1556? -1610?). Объединение Ш. с Англией отразилось и на развитии литературы. Лит-ра 17 в. полна отголосков политич. и религ. борьбы, но она значительно уступает лит-ре предшествующего периода. В 18 в. MH. писатели-шотландцы пишут на англ, яз., сохраняя при этом нац. колорит (Дж. Хоум, 1722-1808, У. Уилки, 1721-72, и др.).

Противоречия бурж. развития в Ш и утрата ею нац. независимости пробудили в лит-ре Ш. ностальгию об ушедшем прошлом, что обусловило интерес к фольклору и ср.-век. лит-ре. А. Рамзей (1686- 1758) и P. Фергюсон (1750-74) в стихах на шотл. яз. воспроизвели особенности нар. поэзии, её жизнерадостность и вольнолюбие. Общеевроп. резонанс имели " Сочинения Оссиана" (1765) Дж. Макферсона (1736-96), стилизованные в духе древней гэльской поэзии; полные меланхолии, они стали одним из важнейших проявлений предромантизма. В глубоко демократич. и самобытной поэзии P. Бёрнса (1759-96, сб. " Стихотворения, написанные преимущественно на шотландском диалекте", 1786) воплотился свободолюбивый дух народа, его мечты о справедливости и равенстве. Берне воспел шотл. природу, сел. жизнь и крест, труд. Писавший на англ. яз. Вальтер Скотт (1771-1832), создатель жанра ист. романа в лит-ре нового времени, начал творч. путь как собиратель нар. шотл. поэзии (" Песни шотландской границы", 1802), написал ряд романтич. поэм на ср.-век. сюжеты. Его ист. романы запечатлели картины шотл. жизни 16-18 вв. (" Уэверли", 1814, и др.). Большую роль в развитии лит-ры Великобритании сыграли в эпоху романтизма журналы " Эдинбург ревью" (" Edinburgh Review", 1802-29) и " Блэквудс мэгэзин" (" Blackwood's Magazine"). Среди поэтов-романтиков заслуживает упоминания Джон Вильсон (1785-1854), чей " Чумной город " (1816) был использован А. С. Пушкиным в " Пире во время чумы". Мировую известность приобрёл представитель позднего романтизма, создатель авантюрных и ист. романов P. Л. Стивенсон (1850-94). Натуралистич. проза писателей т. н. огородной школы (Дж. Макдональд, 1824- 1905; Дж. Уотсон, 1850-1907, и др.) свидетельствовала о повороте лит-ры к совр. темам. Дж. Браун (1869-1902) в романе " Дом с зелёными ставнями" (1901) обличал стяжательство и корысть.

В 1-й пол. 20 в. возник социальный роман. Д. Аллан (" Марш голодных", 1934), А. Макартур (1901-47, " Неплохой город", 1935), Дж. Блейк (1893-1961, " Кораблестроители", 1935), обратившись к индустриальной тематике, отразили Ш. в период мирового экономич. кризиса, показали классовую борьбу в Ш. Л. Грэссик Гиббон (1901-35) создал эпич. трилогию " Шотландская тетрадь" (1932-34), изобразив судьбы шотл. фермеров на фоне ист. событий нач. 20 в. В 1920-е гг. начинается т. н. шотландское Возрождение - расцвет новейшей шотл. поэзии на родном языке, происшедший под влиянием творчества выдающегося поэта Хью Макдиармида (наст. фам.- К. M. Грив, р. 1892), автора двух " Гимнов Ленину" (1931, 1935), создателя школы совр. шотл. поэзии. Э. Мюир (1887-1959, " Собрание стихотворений", 1960), Дж. Брюс (р. 1909, сб. " Морские беседы", 1944), P. Тодд (р. 1914, " Венок зимнему солнцестоянию", 1962), У. Сутар (1898-1943, " Избранные стихи", 1948), Э. Юнг (1885-1971), С. Г. Смит (р. 1915, " Орфей и Эвридика", 1955), А. Скотт (р. 1920, " Избранные стихи 1943-74", 1975), А. Мак-Ки (р. 1925, " Клитак", 1972) следовали поэтике У. Одена и англ, поэзии 30-х гг., но в их творчестве прослеживаются и шотл. лит. традиции. Из совр. прозаиков наиболее значительны P. Дженкинс (р. 1912, романы " Военные гости", 1956, " Оборотень", 1958), Дж. M. Браун (р. 1921, " Календарь любви", 1967, и др.), И. К. Смит (р. 1928, " Подумайте о лилиях", 1968, " Потерянное лето", 1969), Мюриел Спарк (р. 1918, " Расцвет мисс Джин Броди", 1961, и др.). Драма получила сравнительно малое развитие. По-английски писали Джеймс Барри (1860-1937, " Восхитительный Крейтон", пост. 1902, " Питер Пэн", 1904, " Что каждая женщина знает", 1918), Джеймс Брайди (наст. фам.- Г. О. Мейвор, 1881-1951, " Солнечная соната", 1930, " Товий и его ангел", 1931, " Доктор Ангелус", 1950, и др.). Социальные мотивы особенно значительны в пьесах Джо Корри (1894-1968, " Время борьбы", 1929), У. Д. Хома (р. 1912), Юэна Мак-Кола и др. А. А. Аникст.

Архитектура и изобразительное искусство. К эпохе родового строя относятся остатки пастушеских поселений с кам. хижинами, кам. валы и цилиндрич. башни (" брохи"). С иск-вом Ирландии тесно связаны раннехрист. шотл. церкви, а также кам. кресты, украшенные изображениями языч. и христ. характера, сочетающимися со сложным геометрич. и растит, орнаментом.

С 12 в. в Ш. возводились романские, с 13 в.- готич. постройки, обычно отмеченные строгой простотой образов (наряду с нервюрными в шотл. готике широко применялись и цилиндрич. своды), в т. ч. многочисл. замки (тип шотл. замка - вздымающаяся прямо от земли, обычно 4-гранная башня-донжон). В 15-16 вв. замки превращались в " дворцы с башней" т. н. баронского стиля, постепенно впитавшего отд. черты франц. Возрождения. В 17-18 вв. лучшие архитекторы-шотландцы (Дж. Ванбру, Дж. Гиббс, У. Чеймберс, братья Адам) мало строили на родине, предпочитая быстро растущие пром. центры Англии; однако шотл. классицизм породил не только MH. интересные постройки, но и примечат. образцы градостроительства (реконструкция Эдинбурга по проекту Дж. Крэга, 2-я пол. 18 в.). С эпохой романтизма (когда в шотл. зодчестве широко распространилась ложная готика) связан расцвет нац. изобразит, иск-ва (в живописи - портреты Э. Геддеса, Г. Рёберна, пейзажи А. и П. Несмитов, Дж. Томсона, жанровые композиции Д. Уилки).

Дом Джона Нокса в Эдинбурге. 16 в.

Нац.-романтич. веяния нашли продолжение в деятельности Б. Скотта и др. мастеров, создавших в кон. 19 - нач. 20 вв. новые типы коттеджа и оформления жилого интерьера. Одним из крупнейших архитекторов " модерна" явился шотландец Ч. P. Макинтош. В 20 в. шотл. архитектура развивается в общем русле совр. англ, зодчества (возведение городов-спутников в 1950-60-е гг. и т. д.); в массовой жилой застройке преобладают невысокие многоквартирные дома, несколько суровые по силуэту, но соединённые в живописные комплексы.

В шотл. изобразит, иск-ве 20 в. выделяются близкие импрессионизму произв. живописцев У. Макгрегора (и др. мастеров " школы Глазго"), У. Мак-Таггарта, экспрессионистич. полотна " шотл. колористов" С. Пепло, Л. Хантера, Дж. Максуэлла. В 1950-70-е гг. традиц. для совр. шотл. иск-ва связи с франц. художеств, течениями ослабевают (что показывают произведения Дж. Эрдли, P. Филипсона и др.).

Для нар. иск-ва Ш. характерны текстильные изделия (шерстяные ткани - твид, шевиот и клетчатая ткань тартан), резьба по дереву, плетёные изделия.

Илл. см. также на вклейке, табл. XXVI (стр. 512-513).

Лит.: Hardie W., Scottish painting. 1837-1939, L.. 1976.

Музыка. Истоки музыкального искусства Ш. восходят к нар. песенно-танцевальной культуре племён, населявших страну (кельтов, скоттов, скандинавов и др.). Музыка издавна занимала важное место в быту рыбаков, пастухов, землепашцев, а также сукновалов и др. ремесленников, слагавших трудовые, любовные, шуточные и др. песни. Странствующие кельтские нар. певцы-сказители барды (с древнейших времён до 19 в.), позднее менестрели и лютнисты были носителями и хранителями самобытного нац. эпоса; они слагали и исполняли эпич., героич. песни, саги и баллады, а также любовные и др. песни. Для шотл. песенности характерны пентатоника и натуральные лады. В мелодиях часто встречаются скачки на большие интервалы; их метроритмич. особенности (т. н. ломбардский ритм, скоч снэп) связаны со спецификой нар. танцев рил, стретспей, флинг (см. Экосез). Пение и танцы сопровождались игрой на арфе (с 12 в.), волынке (с 15 в. осн. нац. инструмент Ш.; существуют воен. оркестры из волынщиков), Фиделе, позднее виоле, скрипке. Проф. церк. и светская придворная музыка развивалась с 12 в. В 13 в. возникли певческие школы, в к-рых изучали григорианский хорал, а также игру на органе и др. инструментах. Первые органы установлены в церквах в 1440-х гг. В 15 в. выдвинулись органисты и композиторы Дж. Мэлисон, Дж. Фети, Дж. Блэк, П. Дейвидсон, А. Мелвилл, Л. де Франс. С сер. 15 в., когда столицей Ш. стал Эдинбург, здесь была создана королевская капелла, при дворе работали MH. иностр. музыканты. Сохранившиеся рукописные муз. сб-ки 16 в. содержат церк. (мессы, мотеты, энсземы, псалмы и др.) и светские (танцы, попурри) вокальные и инструм. произв. Среди композиторов Ш. 1-й пол. 16 в.- P. Карвер, P. Джонсон, Д. Пиблс, P. Дуглас, А. Блэкуэлл. Распространение идей Реформации и утверждение пресвитерианства затормозило развитие музыки в Ш. Подъём муз. иск-ва начался в 17 в. О высоком развитии шотл. музыки при Стюартах (с 1603) свидетельствует ряд рукописей (в т. ч. т. н. Скинская рукопись, 1615-35), содержащих записи мелодий песен, танцев, арий и инструм. соч. в лютневой табулатуре. Нац. шотл. мелодии использовали в своих соч. Г. Пёрселл, Г. Плейфорд (соч. для вёрджинела) и др. англ, композиторы, позднее - Ф. Мендельсон (" Шотландская симфония"), M. Брух (" Шотландская фантазия" для скрипки с оркестром) и др. В 18 в. создавались проф. муз. об-ва, хоровые, оркестровые и оперные объединения и ассоциации. Возрос интерес к нар. шотл. музыке в Ш. и Англии. Были опубликованы многочисл. фольклорные муз. сб-ки, в т. ч. " Каледонский Орфей" (1726), " Шотландский музыкальный музей" (1787- 1803). На основе шотл. нар. песен написана 1-я шотл. балладная опера А. Рамзея " Благородный пастух" (1725), послужившая образцом для др. шотл. и лнгл. произв. этого жанра, а также оказавшая влияние на нем. зингшпилъ. В 18-19 вв. высокого проф. уровня в Ш. достигло исполнительское иск-во. Развивалось муз. образование - в 1838 при Эдинбургском ун-те создана кафедра музыки, в 1890 основана Королевская шотл. академия музыки. Во 2-й пол. 19 в. выдвинулись композиторы T. Эрскин, Дж. Фергус, В. Макгиббон, Д. Доу, H. Хоу. В 1929 организована Шотл. нац. академия музыки в Эдинбурге. Основатель совр. композиторской школы - А. Макензи (кон. 19 - 1-я треть 20 вв.; автор 5 опер, ораторий, кантат, фантазий, фп. концерта и др. соч.); в числе его последователей - X. Мак-Кунн, Ч. Макферсон, У. Уоллес, Ф. Дж. Скотт, Л. Драйсдейл. Среди современных композиторов - С. Дейви, P. Кроуфорд, T. Масгрейв. В III. работали нем. и англ, дирижёры X. Г. фон Бюлов, Ч. Халле, Дж. Барбиролли; музыковеды Дж. Томсон, P. Бишоп, Ф. Нике, Д. Тови. С 1947 проводится ежегодный междунар. фестиваль муз., драм, и балетного иск-ва в Эдинбурге, где имеется консерватория, симф. оркестр, хоры. Муз. центром является также Глазго. И. В. Розанов.

Драматический театр. Драм, театры в Ш. появились в сер. 18 в. Первый патент на " концертный зал" в Эдинбурге был выдан в 1767. К сер. 18 в. были сооружены три театральных здания в Глазго, но их сожгли религ. фанатики. В 1769 актёр и антрепренёр Д. Росс создал в Эдинбурге театр " Ройял", где ставил пьесы англ, авторов; здесь играли преим. англ, актёры. В 1883 открылся театр " Лицеум". Вначале в театре играли лучшие англ, труппы (Г. Ирвинга и др.), выступления к-рых оказывали значит, влияние на формирование нац. театр, иск-ва (в 1964 " Лицеум" был приобретён Эдинбургской корпорацией и с 1965 стал репертуарным театром, худ. рук. К. Перри). В 1782-1863 в Глазго работал " Данлоп стрит тиэтр", в 1805-29- " Куин стрит тиэтр", в 1842-48 - театр " Адельфи", в 1845 - " Сити тиэтр", затем " Куинс тиэтр" и " Принс тиэтр". В 1909 создан " Репертуарный театр Глазго" во главе с реж. А. Уэрингом. Театр просуществовал всего пять сезонов, но сыграл заметную роль в формировании нац. театр, иск-ва. Наряду с пьесами англ, и иностр. авторов было пост. неск. произв. шотл. драматургов, в т. ч. с наибольшим успехом " Кэмпбелл из Килмори" Дж. Фергюсона. 1-я мировая война 1914-18 прервала деятельность этого театра. Оставшиеся материальные средства были потрачены на организацию в 1921 труппы " Шотландские нац. актёры", для поощрения шотл. драматургов. Когда из-за финансовых трудностей в нач. 30-х гг. труппа прекратила существование, её деятельность продолжил " Кёртн тиэтр" в Глазго (1933-40). В 1939 был успешно проведён первый шотл. театр, фестиваль. С этого времени " Скотиш комьюнити драма ассошиэйшен" устраивает фестивали ежегодно (принимают участие все проф. и любительские коллективы Ш.). В 1943 в Глазго был основан репертуарный Гражданский театр (" Глазго ситизенс тиэтр"). В 70-е гг. интересные пост, осуществляют экспериментальные театры " Траверс тиэтр клаб" (Эдинбург) и " Клоуз студиа тиэтр" (Глазго). Репертуарные театры работают в Перте, Данди, Питлохри, Сент-Андрусе. Театры получают субсидии от Шотландского совета иск-в и от гор. советов иск-в. С 1947 проходят ежегодные Эдинбургские междунар. фестивали музыки и драмы. ф. M. Крымко.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 249-59, 272-76, 322, 333-35, 339-40, 362, 419, 430, 464, 467 - 70, 473; т. 4, с. 141-42; т. 8, с. 522-28; т. 21, с. 130, 133-34; т. 23; т. 25, ч. 1 - 2; Л енин В. И., Поли, собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 113-14; т. 41, с. 63-65, 200-01; Скотт В., История Шотландии, пер. с англ., ч. 1 - 3, СПБ, 1831; GaIIaс her W., Revolt on the Clyde, L., [1949]; The Edinburgh history of Scotland, v. 2-4, Edin.- L., 1965-74; A new history of Scotland, v. 1-2, L. [a. o.], 1962; Donaldson G., Scotland, the shaping of a nation, Newton Abbot, 1974; История английской литературы, т. 1, в. 1, М.- Л., 1943; M i 1lar J. H., A literary history of Scotland,

L., 1903; Reid J. M., Modern Scottish literature, Edinburgh - L., 1945; W i tt i e K., The Scottish tradition in literature. Edinburgh - L., 1958; Cr a i g D., Scottish literature and the Scottish people, L., 1961; Speirs J., The Scots literary tradition, L., 1962; Henderson Th. F., Scottish vernacular literature, 3 ed., Detail, 1969; Lindsay M., History of Scottish literature, L., 1977; F inlay J., Scottish art, L., [1946]; его же, Scottish crafts, L., 1948; E 1 s о m J., Theatre outside London, L, 1971; Farmer H. G., A history of music inSc9tland, L., [1947]; Rubsamen W. H., Scottish and English music of the Renaissance in a newly discovered manuscript, в кн.: Festschrift H. Besseler zum sechzigsten Geburtstag, Lpz., 1961, p. 259 - 84; The Scots musical museum originally published by James Johnson, v. 1 - 2, Hatboro, 1962; Hancock P. D., A bibliography of works relating to Scotland, 1916-1950, pt. 1 - 2, Edinburg, 1959-60; Reader's guide to Scotland. A bibliography, L., 1968.

ШОТЛАНДКА, ткань, вырабатываемая из хл.-бум., шерстяной пряжи, различных химич. нитей саржевым переплетением с рисунком в крупную клетку, типичным для тканей нац. шотландской одежды. Ш. используют для пошива платьев и верхних мужских сорочек.

ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА, философия " здравого смысл а", возникла и получила распространение в 60- 80-х гг. 18 в. в шотл. ун-тах. Её основатель - T. Рид, виднейшие представители -Дж. Освальд, Дж. Битти, Д. Стюарт. Ш. ш. сформировалась в полемике со скептицизмом Д. Юма; она отвергала также философию Дж. Беркли. Основанием непреложных для " здравого смысла" истин является, согласно учению Ш. ш., непосредственная интуитивная достоверность, заложенная в самой природе человека и имеющая божеств, происхождение. По существу философия " здравого смысла" закрепляла " общепринятые" убеждения и предрассудки, делая их фундаментом науки, морали и религии. Утверждая веру как основание философии, Ш. ш. выдвигала основанные на " непосредств. познании" доводы в пользу бытия бога, души и целесообразности всего сущего; вместе с тем посредством подобных же доводов она отстаивала от нападок субъективного идеализма, скептицизма и агностицизма материальный мир, опровергала феноменалистич. теорию восприятий (" идей"). Одним из " фундаментальных законов познания", по учению Ш. ш., является уверенность, что материальный мир существует независимо от сознания. Однако главное для Ш. ш.- признание самоочевидности религ. " истин" и непререкаемых нравств. норм, коренящихся в " моральном чувстве". Именно поэтому её представители боролись против сенсуализма Дж. Локка и материализма Д. Гартли и Дж. Пристли, а впоследствии - Д. Дидро; в свою очередь материалисты (в частности, Пристли) подвергли острой критике Ш. ш. Наиболее активным пропагандистом философии " здравого смысла" в США был Дж. Мак-Кош; во Франции влияние Ш. ш. сказалось на учении П. Руайе-Коллара.

Лит.: История философии, т. 2, M., 1941, с. 269 - 73; M ас С osh J., The Scottish philosophy, biographical expository, L., 1875; Pattison-Pringle A. S., Scottish philosophy, Edin., 1884; La u r i e H., Scottish philosophy in its national development, Glasgow, 1902; Harrison F., The philosophy of common sense, L., 1907; Grave S. A., Scottish philosophy of common sense, Oxf., 1960; The story of Scottish philosophy, ed. D. S. Robinson, [N. Y.], 1961. Б. Э. Быховский.

А. В. Шотман. Дж, Б. Шоу.

ШОТЛАНДСКИЙ ЯЗЫК, язык гэлов, населения сев. Шотландии; см. Гэлъский язык.

ШОТЛАНДЦЫ, нация, населяющая сев. половину о. Великобритания и прилегающие о-ва. Числ. в Великобритании св. 5, 2 млн. чел. (1975, оценка). К Ш. нередко причисляют и гэлов - остатки кельтоязычного населения горных р-нов страны. Ш.-иммигранты и их потомки живут также в США (250 тыс. чел.), Канаде (св. 200 тыс. чел.), Австралии (св. 150 тыс. чел.), Новой Зеландии (св. 50 тыс. чел.). Ш. говорят на диалекте англ, языка, лит. яз.- английский. По религии большинство Ш.- протестанты (пресвитерианская церковь), часть (ок. 15%) - католики. Этнич. основу Щ. составили местные племена пиктов и кельтские племена скоттов, переселившиеся в 5-б вв. с о. Ирландия; в 7 в. они частично смешались с прибывшими в Шотландию герм, племенами англов и саксов, восприняв их язык. Формирование шотл. народности происходило в условиях образования шотл. гос-ва (11 в.) и борьбы против англ, завоевателей. Политич. объединение Шотландии с Англией в нач. 18 в. и проводившаяся англ, пр-вом политика ассимиляции Ш. не привели к слиянию Щ. с англичанами. По осн. чертам традиц. культуры и быта Ш. близки к ирландцам. В горных р-нах у них ещё в 18 в. существовала клановая система; сохранились элементы традиц. муж. костюма (клетчатая юбка, плед, вязаные чулки до колен и др.), особенности пищи, праздников и т. п. Распространено песенное творчество, восходящее к традициям историч. баллад и героич. кельтских сказаний. См. также Шотландия.

Лит.: Народы зарубежной Европы, т. 2, M., 1965. В. И. Козлов.

ШОТMАН Александр Васильевич [25.8 (6.9).1880-30.10.1937], советский гос. и парт, деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1899. Род. в с. Александровское, ныне в черте Ленинграда, в семье рабочего. Рабочий-токарь. В 1899-1902 чл. Петерб. " Союза борьбы за освобождение рабочего класса", участник " Обуховской обороны" 1901, чл. Петерб. к-та РСДРП. Делегат 2-го съезда РСДРП (1903). В период Революции 1905-07 чл. Петербургского, затем Одесского к-тов партии. В 1911-12 чл. Гельсингфорсского к-та с.-д. партии Финляндии, участвовал в Поронинском (1913) совещании ЦК РСДРП с парт, работниками, кооптирован в состав ЦК и Рус. бюро ЦК РСДРП. В нояб. 1913 арестован, сослан в Сибирь. В 1917 чл. Томского к-та бюро ЦК РСДРП(б) и исполкома Совета, с июня чл. Петрогр. окружного к-та партии. Делегат 6-го съезда РСДРП(б). Осуществлял связь ЦК партии с находившимся в Разливе В. И. Лениным, организовывал его переход в Финляндию. После Октября 1917 зам. наркома почт и телеграфов. В 1918-20 чл. Президиума BCHX, пред. Сиб. CHX. В 1923-24 пред. ЦИК Карел. АССР. С 1926 в BCHX и Президиуме ВЦИК. Делегат 13-17-го съездов партии, в 1924-34 чл. ЦКК. Чл. ВЦИК и ЦИК СССР.

Соч.: Записки старого большевика, 3 изд., Л., 1963; Ленин в подполье (июль - октябрь 1917 г.), в кн.: Воспоминания о В. И. Ленине, т. 2, M., 1969.

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., ч. 2, с. 486; Бондаревская T. П., А. В. Шотман, M., 1963. ШОТТ (Schott) Пауль Герхард (15.8.1866, Чирма в Тюрингии, -15.1.1961, Гамбург), немецкий океанограф (ФРГ). Окончил Берлинский ун-т (1891); с 1921 проф. Гамбургского ун-та. В 1891-92 совершил науч. экспедиции в Индию и Вост. Азию. В 1898-99 участник нем. океанографич. экспедиции в Атлантич. и Тихом ок. на судне " Вальдивия". В 1902 проводил науч. исследования в Вест-Индии. В 1929 участвовал в кругосветной экспедиции на " Метеоре". Создал первые монографии по географии Атлантич., Индийского и Тихого океанов, к-рые послужили основой для их дальнейшего изучения.

Соч.: Ozeanographie und maritime Meteorolqgie, Bd 1 - 2, Jena, 1902; Geographic des Indischen und Stillen Ozeans, Hamb., 1935; Geographic des Atlantischen Ozeans, 3 Aufl., Hamb., 1942.

ШОТТ (Schott) Фридрих Отто [17.12. 1851, Виттен (Рур), - 27.8.1935, Йена], немецкий химик, основатель (1884) и руководитель фирмы Йенского стек, произ-ва (" Jenaer Glaswerk Schott und Genossen"). Учился в Высшей технич. школе в Ахене и в Вюрцбургском и Лейпцигском ун-тах. Осн. работы посвящены химии и технологии стекла. Путём введения в состав стекла разнообразных окислов в различных пропорциях (окислов бария, цинка, свинца, бора, фосфора и др.) создал новые сорта стёкол с особо ценными свойствами - оптич., хим., термич., электрич. и др. Работы Ш. послужили основой для развития нем. пром-сти оптич. стекловарения. Ш. организовал произ-во высококачеств. стек., хим., мед., электротехнич. аппаратуры.

Лит.: Kuhnert H., Otto Schott, " Zeitschrift fur technische Physik", 1936, [Bd] 17, Jsfe 1 (см. там же статью E. Berger'a); Hovestadt H., Jenaer Glas und seine Verwendung in Wissenschaft und Technik, Jena, 1900.

ШОТТ-ЭШ-ШЕРГИ, бессточное солёное озеро - себха в Алжире, к С. от Caхарского Атласа, на вые. 987 м. Представляет собой цепочку трёх озёр, соединённых друг с другом узкими пересыхающими рукавами; общая протяжённость ок. 150 км, шир. от неск. км до неск. десятков км. Слой соли, образующейся на поверхности в сухой период, достигает местами мощности в неск. десятков см.

ШОУ (Shaw) Джордж Бернард (26.7. 1856, Дублин, - 2.11.1950, Эйот-Сент-Лоренс), английский драматург. По происхождению ирландец. Ранние годы провёл в Дублине, по окончании школы (1871) служил клерком. В 1876 переехал в Лондон, занимался журналистикой (в т. ч. муз. рецензии) и лит-рой. Романы " Неразумный брак" (1880), " Любовь артиста" (1881), " Профессия Кэшеля Байрона" (1882) и самый острый по социальной тематике роман " Неуживчивый: социалист" (1883, отд. изд. 1887; рус. пер. под назв. " Социалист-любитель", 1910) были отвергнуты бурж. издателями и печатались в социалистич. периодике. В качестве одного из лидеров " Фабианского общества" Ш. на протяжении ряда лет трудился в области непосредств. пропаганды идей социализма, издавая спец. трактаты, брошюры и книги.

Уже в романах (лит. дебюте Ш.) определилось ядро его творч. метода - парадокс как средство ниспровержения признанных идеологич. устоев. Первая пьеса Ш. " Дома вдовца" (1892) вызвала, скандал и успеха не имела, как и последовавшая за ней пьеса " Сердцеед" (1893). " Профессия г-жи Уоррен" (1894), трактовавшая тему проституции, была впервые поставлена в Англии в 1907. Трудности с постановкой вынудили Ш. издавать пьесы (печать не подвергалась предварит, цензуре). Названные пьесы составили сб. " Пьесы неприятные" (1898); тогда же был издан второй цикл - " Пьесы приятные": " Оружие и человек" (1894), " Кандида" (1894), " Избранник судьбы" (1895), " Поживём-увидим! " (1895). Следующий цикл - " Три пьесы для пуритан" (1901): " Ученик дьявола" (1896- 1897), " Цезарь и Клеопатра" (1898), " Обращение капитана Брасбаунда" (1899). Один из создателей совр. " драмы идей", Ш. утверждал тип пьесы-дискуссии, в к-рой столкновение мнений, враждебных идеологий ставило острейшие проблемы обществ, и личной нравственности. " Человек и сверхчеловек" (1901-03) - " комедия и философия", по определению Ш., трансформирует традиц. тему Дон-Жуана: героя преследует женщина. В эпизоде " Дон-Жуан в аду" устами дьявола высказывается поразительная по силе критика пороков капиталистич. цивилизации. " Другой остров Джона Булля" (1904) в образах двух гл. героев противопоставляет не только нац. типы (ирландец и англичанин), но соответственно " романтика" и " реалиста" (как их толковал Ш.). " Майор Барбара" (1905) содержит критику бурж. филантропии; в пьесе - впервые у Ш.- высказывается мысль о том, что бурж. насилию нужно противопоставить силу, служащую социальному прогрессу и справедливости. Даже в решении частных вопросов Ш. остаётся остросоциальным драматургом. " Дилемма врача" (1906) показывает, как в бурж. условиях медицина теряет свой гуманный характер; " Андрокл и лев" (1913) критикует догматич. христианство. Вопросам семьи, брака, воспитания поев. " Женитьба" (1908), " Мезальянс" (1910), " Первая пьеса Фанни" (1911). " Разоблачение Бланко Поснета" (1909) содержит обличение религ. ханжества мещан. " Пигмалион" (1913), сталкивая проблемы речевой культуры и общего духовного развития, выявляет нравственное превосходство девушки из низов над внешне интеллигентным, аристократичным профессором фонетики.

На Окт.. революцию 1917 в России Ш. откликнулся гротескным фарсом " Аннаянска, большевистская императрица" (1918), где со всей определённостью высказался за применение методов насилия в целях преобразования общества. В пьесе " Дом, где разбиваются сердца" (1913- 1919), написанной под явным влиянием А. П. Чехова, Ш. обличает паразитизм господств, класса, утрату им духовных ценностей, стирание индивидуальности характера.

Д ж. Б. Ш о у. " Пигмалион". С. П. Кэмпбелл в роли Элизы. Театр " Хиз маджестис" (Великобритания). 1914.

Напротив, в труде и решительном обновлении всего уклада жизни видит спасение старый капитан Шатовер. Пенталогия " Назад к Мафусаилу" (1918-20) - " метабиологическая " драма из пяти не связанных единством фабулы частей, причудливая утопия мира долгожителей." Святая Иоанна" (1923) - трагедия, притом единственная у Ш. В ней в трактовку истории Жанны д'Арк Ш. внёс новый мотив: Деве даёт силу не одержимость, а разум, к-рого одинаково боятся и французы, и англичане. Когда после казни Жанны чопасность" исчезла, её реабилитируют, однако никто не хочет, чтобы она вернулась к жизни.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал