Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
VII. Экономико-географический очерк. Общая характеристика хозяйства
Общая характеристика хозяйства. Я.-высокоразвитая индустриальная страна капиталистич. мира. После восстановления довоен. уровня в нач. 50-х гг. темпы роста её экономики были самыми высокими среди развитых капнталисткд. стран. С 1951 по 1973 среднегодовые темпы роста валового нац. продукта (ВНЩ составили 10%. В 1969 по объёму ВНП и пром. произ-ва Я. вышла на 2-е место в капиталистич. мире (после США). Доля Я. в мировом капиталистич. произ-ве в 1976 составила 9, 5% (2% в 1950, 5, 5% в 1965). По размерам внешнеторг. оборота Я. занимает 3-е место среди капиталистич. стран (после США и ФРГ). Её доля в мировом капиталистич. экспорте и импорте в послевоен. период неуклонно возрастала и достигла соответственно 7, 5% и 7, 1% (1976). (Карту см. на вклейке к стр. 529.) Осн. факторами, способствовавшими высоким темпам экономич. роста, были: коренная реконструкция пром-сти и др. отраслей экономики на базе новейшей техники и технологии; высокий уровень валовых внутр. инвестиций в гос. расходах (их доля в ВНП составляла 30-35%); относительное уменьшение затрат на социальные нужды; высокая доля личных сбережений (ок. 30% дохода); наличие высококвалифицир. трудовых ресурсов; до 1973 сказывался также низкий уровень мировых цен на импортируемые сырьевые и топливно-энергетич. ресурсы. Действие названных и ряда др. факторов развёртывалось в условиях усиления мер гос.-монополистич. регулирования экономики. После поражения япон. милитаризма во 2-й мировой войне необходимость обеспечения ускоренного экономич. роста и быстрой индустриализации рассматривалась гос.-монополистич. олигархией Я. в качестве главной цели гос. политики. Реализация этой программы требовала широкого гос. вмешательства в частную производственную деятельность и установления тесных связей между гос-вом и корпорациями. Ведущие отрасли пром-сти получили специальную правительств, помощь в виде беспошлинного импорта оборудования, практики ускоренной амортизации, займов, субсидирования экспорта, защиты от иностр. конкуренции, налоговых льгот, квот на сырьё и т. д. Япон. пр-во содействовало кредитованию производств, компаний, что обеспечивало высокий уровень инвестиций, а отложенные прибыли облагались более низкими налоговыми ставками, чем личные доходы, что способствовало накоплению капитала я росту сбережений. Высокие косвенные налоги также стимулировали сбережения. Структура гос. расходов была подчинена интересам наращивания частных производств, инвестиций. Эти экономич. рычаги способствовали перераспределению материальных, трудовых и финанс. ресурсов в пользу наиболее быстро развивающихся отраслей и корпораций. Гос. воздействие на экономику Я. охватывает почти все стороны обществ, воспроизводства. Доля гос. средств в формировании основного капитала составляет примерно 25%. Вместе с тем гос. сектор в экономике Я. ограничен традиционными сферами (транспорт, связь, табачная пром-сть и т. п.). На него приходится лишь 12% всех занятых в стране, из к-рых почти 1/2 работает в центральных правительств, учреждениях. В 1975 ВНП Я. составил 476, 6 млрд. долл. 6, 6% чистого внутр. продукта (нац. дохода) было создано в первичных отраслях (с. х-во, лесное х-во, морской промысел, добывающая пром-сть), 35, 9% - во вторичных отраслях (в т. ч. 26, 9% в обрабатывающей пром-сти, 8, 6% в стр-ве), 57, 5% в сфере услуг - в торговле (19, 3%), на транспорте и связи (7%), в финанс. сфере (12%) и др. В 1975 в структуре валового нац. расхода Я. наибольший уд. вес занимало личное потребление (56, 6%), доля государственного потребления составляла 11, 1%, валовых внутренних инвестиций в основные средства - 30, 8%, прироста запасов - 1, 5%. Я. имеет широкие внешнеэкономич. связи. Доля экспорта товаров и услуг в ВНП составила 13, 9% в 1975. В то же время экономика страны нуждается в большом кол-ве привозного сырья и топлива. Доля импорта в структуре валового нац. расхода - 13%. Отсюда высокая зависимость Я. от конъюнктуры мирового капиталистич. рынка. Я.- крупный экспортёр капитала. По размерам прямых частных капиталовложений за границей (19, 4 млрд. долл. в 1976/77) она занимает 4-е место (после США, Великобритании и ФРГ). Активное сальдо внешнеторг. и платёжного балансов способствовало притоку в страну иностр. валюты. В 1971 и в 1973 Я. произвела две ревальвации иены, после чего перешла на плавающий курс своей валюты. Золотовалютные резервы Я. выросли с 4, 8 млрд. долл. в 1970 до 29, 4 млрд. долл. в 1978. Накопление Я. крупных валютных резервов ведёт к повышению курса иены по отношению к осн. валютам капиталистич. стран, прежде всего к амер. доллару, что ухудшает возможности япон, экспорта, но одновременно стимулирует экспорт капитала и удешевляет импорт сырья. Для япон. экономики характерна высокая степень концентрации произ-ва и централизация капитала. После роспуска в 1946 старых концернов - дзайбацу в стране начали формироваться новые монополистич. объединения, среди к-рых господствующее положение заняли финансовые группы " Мицубиси", " Мицуи", " Сумитомо", " Фудзи-Ясуда", " Санва", " Дайити кангё гинко". В отличие от дзайбацу, к-рые, как правило, возглавлялись семейными " держательскими компаниями", совр. финансовые группы представляют собой объединения мощных пром. и финансово-кредитных корпораций, связанных общими коммерч. интересами, взаимным владением акциями и переплетающимися директоратами. Такой характер совр. финансовых групп придаёт им большую манёвренность в обходе действующих норм " антимонополистического законодательства". Высокомонополизированы такие отрасли пром-сти, как чёрная и цветная металлургия, нефтехимия, судостроение, автомобилестроение, произ-во искусств, волокна, пищевая пром-сть. Напр., 3 крупнейшие металлур-гич. компании-" Синниппон сзйтэцу", " Ниппон кокан" и " Кавасаки сэйтэцу" - производят ок. 70% чугуна и стали, 60% проката. В автомобилестроении 2 компании - " Тоёта дзидося" и " Ниссан дзидося" - выпускают св. 90% автомобилей. На долю 10 ведущих торг, компаний приходится св. 1/2 общего объёма ртгутр. торговли, через них проходит 1/2 всего экспорта и 3/з импорта Я. Деятельность ведущих япон. монополий перерастает нац. границы. Среди 200 крупнейших компаний капиталистического мира - 18 японские (1976; в 1961 - только 8). В сер. 70-х гг. в структуре экономич. развития Я. наметились важные изменения. Экономич., валютный, экологич., инфляционный и энергетич. кризисы, охватившие капиталистич. страны, вызвали в Я. (к-рая среди главных капиталистич. стран в наибольшей степени зависит от внеш. сырьевых и энергетич. источников) серьёзные экономич. осложнения. Действие многих факторов, благоприятствовавших высоким темпам экономич. роста, было ослаблено или сведено на нет. В результате борьбы трудящихся произошло сближение уровней заработной платы в Я. и др. развитых капиталистич. странах. Резкое повышение мировых цен на нефть и сырьё повысило издержки произ-ва, что снизило конкурентоспособность япон. товаров на мировом рынке. С наибольшей силой кризис 1974-75 ударил по т. н. базовым отраслям, развитием к-рых был обусловлен быстрый экономич. рост в предыдущие годы. Я. встала перед необходимостью изменения структуры экономики - перенесения центра тяжести экономич. роста с материало-и энергоёмких отраслей, таких, как чёрная металлургия, судостроение, нефтехимия на отрасли материале- и энергосберегающего типа. В гос. программах экономич. развития на 2-ю пол. 70-х гг. в 80-е гг. выдвигается задача преимущественного развития наукоёмких отраслей, совершенствования экономич. в социальной инфраструктуры. Промышленность. С 1965 по 1975 в отраслевой структуре пром-сти удельный вес тяжёлой индустрии возрос с 41% до 70%, гл. обр. за счёт машиностроения и металлургии: удельный вес лёгкой и пищ. пром-сти соответственно снизился с 52% до 29%. Характерная особенность япон. обрабатывающей пром-сти, особенно машиностроения, - сосуществование крупного произ-ва с мелким. Мелкие и средние предприятия (менее 100 занятых), на к-рых работает '/г всех занятых, выпускают ок. 30% условной чистой продукции. Многие из мелких предприятий выполняют субподрядные операции для крупных компаний. Значительно выросли в Я. такие традиционные отрасли пром-сти, как судостроение, чёрная металлургия, произ-во стройматериалов, нефтепереработка. К числу новых отраслей, к-рые особенно активно развивались в послевоен. время, относятся: приборостроение, произ-во электронных изделий, медикаментов, нефтехимия, станко- и автомобилестроение (см. табл. 3). Табл. 3.-Структура промышленности (по количеству занятых, %)
В отличие от структуры пром-сти, её размещение остаётся в общем без особых изменений. Почти 2/з терр. страны, где проживает до 30 млн. чел., можно отнести к категориям экономически сравнительно менее развитых р-нов, в то время как 4/з терр. - В. Хонсю (где живёт ок. 80 млн. чел.) сохраняет за собой ведущее положение; именно здесь формируется Тихоокеанский индустриально-транспортный пояс (15 префектур), на к-рый приходится 3/4 промышленного производства Я. Добывающая промышленность. Удельный вес добывающей пром-сти в послевоенные годы сокращается. Наибольшее значение имеет угледобывающая пром-сть. Начата добыча природного газа. Местная добыча нефти незначительна. За счёт собственной жел. руды покрывается менее 10% потребности. Имеются значит, запасы меди (на о. Хонсю - в префектурах Акита, Тотиги и Ибараки, где расположены крупные месторождения - Асио и Хитати; на о. Сикоку - в Бесси), пиритов, цинка, свинца, каолина (гл. обр. на о. Хонсю - в р-не зал. Исе и на С.-В.), талька, натуральной серы. В небольших кол-вах добывают марганец, хромиты, висмут, платину и др. Однако свои потребности по большинству видов полезных ископаемых Я. удовлетворяет в основном за счёт импорта. Энергетика. В структуре энергетического баланса старые источники получения энергии уголь и гидроэнергия отошли на второй план и тем самым сократилась роль внутренних источников энергии. К 1975 удельный вес внеш. источников повысился за счёт нефти до 90%. Доля различных источников в энергобалансе Я. в сер. 70-х гг. составляла (%): нефть 75; кам. уголь 18, 5; природный газ 1, 5; прочие (включая гидроэнергию) 5%. В связи с мировым энергетич. кризисом возросло использование угля, активно ведётся строительство АЭС и изучается возможность использования геотермической энергии. В 1965 в Я. было ввезено 70 млн т нефти, а в 1977 - 237 млн. Мощность нефтеперерабатывающих заводов 277, 6 млн. т (нач. 1977). Установленная мощность электростанций за 1955-77 возросла более чем в 5 раз и достигла 81, 5 млн. квт, в т. ч. 50, 5 млн. квт - ТЭС, 23 млн. кет - ГЭС, 8 млн. квт - АЭС. В начале 1978 действовало 14 АЭС и сооружалось ещё 13 станций. Обрабатывающая пром-сть. Чёрная металлургия Я. занимает по объёму производства 2-е место среди капиталистич. стран (после США). Особое внимание уделялось внедрению передовой техники: конверторного способа произ-ва (свыше 80%), увеличению единиц мощности доменных печей. Лидером металлургии является мощная корпорация " Ниппон сэйтэцу" (объединяет свыше 500 разного рода компаний, организаций и н.-и. учреждений) - крупнейшая металлургич. фирма капиталистич. мира. Импортная жел. руда составляет 90% от всего потребления. В 1977 было ввезено 115 млн. т жел. руды, гл. обр. из Австралии, стран Лат. Америки и Юж. Африки; угля (из Австралии, Индии, Канады) - св. 60 млн. т. Наиболее важными центрами чёрной металлургии являются г. Китакюсю, агломерация г. Осака с группой прилегающих городов от Химедзи на 3. до Вакаямы на Ю.-В., г. Нагоя, Токийская агломерация (с гл. центром Кавасаки) и г. Тиба. Цветная металлургия имеет своей основой традиц. произ-во меди, цинка и свинца. Однако внутр. потребности в значит, степени покрываются импортом (в 1977 было ввезено 115 тыс. т первичной меди). Я. занимает 2-е место в капиталистич. мире по произ-ву алюминия (крупный импортёр его, закупает ежегодно от 300 до 370 тыс. т). Производится выплавка и многих других металлов (магния, титана, никеля, редких металлов). Машиностроение - одна из отраслей, к-рые развиваются особенно быстрыми темпами. К числу наиболее развитых подотраслей можно огнести энергетич., электротехнич. машиностроение, произ-во технологического, насосно-компрессорного и холодильного оборудования, транспортное, с.-х., строит, машиностроение. Значит, развитие получили приборостроение, изготовление точных инструментов и механизмов, произ-во шарикоподшипников, мед. и оптич. аппаратуры. Часть продукции япон. машиностроения ориентируется на внеш. рынок - суда, автомобили, комплектное промышленное оборудование, радиоэлектронная аппаратура. По судостроению и экспорту судов Я. занимает 1-е место в мире; в 1976 на долю Я. приходилось св. '/з всего мирового тоннажа спущенных на воду судов. Более '/2 производимых судов экспортируется. Электротехннч. и электронная пром-сть производит прежде всего бытовую аппаратуру (39, 7% всего капиталистического произ-ва в 1976), широко идущую на мировые рынки, а также разнообразный ассортимент аппаратуры пром. и науч. назначения. Произ-во опирается на широкую научно-экспериментальную базу. В этой отрасли также весьма велико использование мелких производителей. Увеличение произ-ва радиоэлектронной пром-сти 6. ч. связано с активизацией внеш. поставок (цветные телевизоры, малые электронно-вычислит. машины). Быстро развивающейся отраслью машиностроения стала автомоо. пром-сть. К 1976 Я. вышла на 2-е место в капиталистич. мире (ок. 25% всего капиталистич. произ-ва в 1976); на экспорт идёт почти 1/2 продукции. Развито тракторостроение (288 тыс. шт. в 1977). По объёму произ-ва металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования Я. занимает 3-е место в капиталистич. мире (стоимость продукции 1 млрд. долл. в 1976). Табл. 4. - П р о и з в о д с т в о промышленной продукции
Машиностроение размещается преим. в р-не гг. Токио - Кавасаки - Йокохама, Нагоя, Осака-Кобе. Нек-рые виды машиностроения возникли на С.-З. Кюсю, особенно в г. Нагасаки, где находятся крупные судостроит. верфи. Химич. пром-сть характеризуется весьма большим разнообразием продукции. Помимо традиц. произ-в - основной химии, произ-ва минеральных удобрений, искусств, волокна - активно развивается произ-во синтетич. материалов (пластмасс, синтетич. волокон и каучука) на базе нефт. продуктов. Значит, развитие получила нефтепереработка (общий объём производства нефтепродуктов 192 млн. т в 1976) - основа нефтехимии; мощности произ-ва базисного продукта нефтехимич. пром-сти - этилена - к 1976 составили 5, 1 млн. т. По размерам произ-ва многих видов химич. товаров Я. уступает среди капиталистич. стран только CШA и ФРГ. Развито изготовление лечебных препаратов, витаминов, средств защиты сельскохозяйственных растений. Основные районы размещения химической промышленности - побережье Токийского зал., район Нагой и зап. оконечность о. Хонсю. Лесопиление и деревообработка. Ежегодно заготавливается ок. 35-37 млн. м3 древесины; импортируется леса ок. 45 млн. м3 (1977). Кроме того, ввозится технологич. щепа. Т. о., собств. ресурсы леса обеспечивают лишь 40-45% потребностей страны. Произ-во пиломатериалов составляет ок. 40 млн. м3 в год. Максимально используются отходы. Большинство лесопилен, работающих на местном сырье, невелики по размерам. Более крупные лесопильные предприятия, использующие импортную древесину, находятся в районе больших портов, на Ю. Хонсю - в Хиросиме, Окаяме, на С. Хонсю и на Хоккайдо. Крупные размеры имеет фанерное произ-во. Почти 1/з продукции фанеры вывозится. Целлюлозно - бумажная пром-сть достигла значит. размеров, её продукцию составляют различные виды бумаги и картона (5, 9 млн. т). По суммарному произ-ву этих товаров Я. занимает 2-3-е место в капиталистич. мире. Осн. районы целлюлозно-бум. произ-ва - о. Хоккайдо и северная часть о. Хонсю. Велико значение текстильной про м-с т и по количеству предприятий, по числу занятых, по вывозу продукции за границу. Особенно развито произ-во тканей из выпускаемых в Я. синтетич. волокна, а также хл.-бум. (12, 4% всего капиталистич. произ-ва, 3-е место среди капиталистич. стран) и шерстяных тканей, изготовляемых из импортных хлопка и шерсти. Я. сохранила позиции крупнейшего в мире производителя тканей из натур, шёлка. В результате конкуренции на мировом рынке со стороны развивающихся стран, япон. текст, пром-сть переориентировалась на выпуск высококачеств. тканей, что позволило ей сохранить позиции на внеш. рынках. В пищевкусовой пром-сти занято св. 600 тыс. чел., а фактически гораздо больше, поскольку для деревни подсобным занятием часто является изготовление ряда пищ. продуктов. Различаются 2 группы отраслей пищ. пром-сти: традиционные (обработка риса и рыбы, изготовление сакэ, растительных масел, чайная пром-сть) и относительно новые (сах., табачная, муком., мясо-мол., консервная, пивоваренная и др.). Предприятия первой группы встречаются повсюду, они преимущественно мелкого и среднего типа. Среди предприятий второй группы преобладают крупные фабрики и заводы. Сельское хозяйство. А г р ар н ы е отношения. Агр. реформа 1946-49 ликвидировала помещичье землевладение. Размер участка у землевладельца, самостоятельно обрабатывающего землю, устанавливался в пределах 3 " г в среднем для всей страны (кроме о. Хоккайдо). Реформа охватила только пахотные земли, у б. помещиков оставались лесные участки, оросительные сооружения. Ограничивался также размер аренды - в пределах 1 га (на Хоккайдо - 4 га), натуральная арендная плата была заменена денежной и резко снижена. В фонд аграрной реформы поступило для выкупа св. 1 млн. га земли. Выиграли от реформы более всего зажиточные и кулацкие х-ва, которые скупали помещичьи земли. В 1972 под предлогом повышения конкурентоспособности япон. с. х-ва были сняты ограничения землепользования. Однако карликовый тип крест, х-в сохранился. Немало крест, семей обращается к побочным занятиям. Отраслевая структура земледелия претерпела значит, изменения. Обрабатываемая площадь исчислялась к сер. 70-х гг. ок. 5, 7 млн. га, посевная площадь - св. 6 млн. га (за счёт 2 посевов в ряде районов). Под зерновыми (гл. обр. под рисом, почти исключительно поливным) 54, 5% посевной площади, под овощами 27, 2%, под технич. культурами н тутовником 6, 7%, кормовыми травами 11, 6%. Под посевами риса занято 45-46% всех обрабатываемых пл. страны. Урожайность риса высокая (в среднем 50 ц с га поливного поля) за счёт использования химич. удобрений и ядохимикатов, подачи воды, селекции семян. Овощи в пригородных хозяйствах обычно производят круглогодично. Возделывают сою, фасоль, чай, табак. Выращивают цитрусовые, яблоки, груши, сливы, персики, хурму, клубнику и др. Сбор плодово-ягодных с 1950 по 1977 возрос более чем в 5 раз. О площади и сборе сельскохозяйственных культур см. табл. 5. К сер. 70-х гг. собств. произ-во обеспечивало страну рисом, овощами и фруктами. Табл. 5. -Площадь и сбор основных сельскохозяйственных культур
* Млн. т. Жив от новодство получило значит, развитие лишь в послевоен. годы, что было вызвано увеличением внутр. спроса на мясо и молочные продукты, ранее имевшие огранич. употребление. Гл. р-ном животноводства стал С. страны - о. Хоккайдо; здесь производится до 80% всей молочной продукции страны. О поголовье скота и птицы и продукции животноводства см. табл. 6 и 7. Табл. 6. - Состав поголовья скота и птицы, тыс.
Табл. 7.- Продукция животноводства и птицеводства, тыс. п
Шелководство - традиц. отрасль япон. с. х-ва, находилась длительное время в состоянии упадка: произ-во шёлкасырца 20, 6 тыс. т в 1977. Лесное хозяйство. Лесной фонд составляет 23, 3 млн. га (в т. ч. '/2 искусственно лесовозобновлённые), однако значит, часть его приходится на горные р-ны, неудобные для эксплуатации. Велико значение лесозащитных насаждений (5, 6 млн. га). В частном владении находится почти 60% всех лесов. Рыболовство и морской промысел. По размерам рыболовства Я. занимает 1-е место в мире. В 1977 улов рыбы и добыча морепродуктов составили 10, 7 млн. т (против 4 млн. m в 1950-х гг.). В составе рыболовного флота (1975) ок. 400 тыс. судов общим тоннажем св. 2, 5 млн. т. Осн. объектами лова являются: сельдь, тунец, треска, лососёвые, камбала и др. В прибрежных водах добывают водоросли и моллюски. Прибрежный лов даёт 1/4 стоимости всех морепродуктов. Океанич. рыболовство в Тихом ок., в водах Антарктики (включая китобойный промысел), в Индийском и Атлантическом ок. даёт большую часть улова Я. Транспорт. Внутр. грузооборот за 1955-75 увеличился с 85 млрд. т • км до 343 млрд. т-км. За этот период жел. дороги резко снизили свою долю в общем грузообороте (с 51% до 18%) и резко возросла роль автомоб. транспорта (с 11% до 44%); сохраняет своё значение каботажный флот (38% в 1955, 38% в 1975). На конец 1977 дл. жел. дорог составляла 27 тыс. км, из которых 16 тыс. км электрифицировано (против 1, 5 тыс. км в 1950). Из-за гористого рельефа местности преобладают однопутные узкоколейные дороги. Многочисленны туннели и мосты. Магистральные ж.-д. пути проходят преим. вдоль мор. побережья о. Хонсю, опоясывая его кольцом. В 1942 вошёл в эксплуатацию подводный туннель Кам-мон (3614 м) через прол. Симоносеки между о-вами Хонсю и Кюсю. В 1970-75 построен второй подводный туннель Син- Каммон между гг. Симоносеки и Кокура. Строится (1978) самый большой в мире подводный туннель Сейкан (36, 4 км) у прол. Цугару, между о-вами Хонсю и Хоккайдо. Новым направлением в реконструкции ж.-д. транспорта является сооружение путей для сверхскоростных поездов (св. 200 км/ч); первая линия Токайдо (515 км) открылась в 1964 и связала Токио с Осакой; в 1975 эта магистраль протянулась на Ю., до г. Фукуока (1090 км). Дл. автодорог с твёрдым покрытием ок. 260 тыс. км. Автострадами связаны почти все крупнейшие центры востока Я. В автопарке (1977) 19, 7 млн. легковых машин, 11, 3 млн. грузовых, 0, 2 млн. автобусов. В Токио, Йокохаме, Осаке, Кобе, Нагое и Саппоро имеется метрополитен; строится (1978) в гг. Киото и Хиросима. В Токио функционирует монорельсовая дорога. Мор. торг, флот, обслуживающий в основном внеш. торговлю, почти непрерывно увеличивался: в 1950 общий его тоннаж исчислялся 1, 7 млн. брутто per. m, в 1977 - 40, 0 млн. брутто per. т, что составило 12% мирового. По тоннажу мор. торг, флот Я. занял 2-е место среди стран капиталистич. мира (после Либерии). Рост япон. морского флота в значительной мере обусловлен огромными масштабами перевозок грузов. Ежегодно Я. ввозит от 500 до 620 млн. т грузов. В мор. судоходстве господствуют 6 компаний: " Ниппон юсэн кайся" (осн. в 1885), " Осака сёсэн кайся" (1883; с 1942 под назв. " Осака сёсэн Мицуи сэмпаку"), " Ямасита-Син-Нихон кисэн" и др. Воздушное сообщение заметно расширилось в послевоенное время, особенно в связи с большим ростом иностранного туризма. Главная япон. авиакомпания - " Ниппон коку". Международные рейсы обслуживают новый аэропорт Нарита, к С.-В. от Токио, а также аэропорты международного значения близ гг. Осака и Ниигата. Внутр. возд. линии связывают почти все крупные города страны. Внешние экономические связи. На внеш. рынке реализуется значит, часть продукции обрабат. пром-сти Я. Доля готовых пром. изделий превышает 80% стоимостиэкспорта. В 1975 на экспорт пошло 86% судов, 47% телевизоров, 70% фотоаппаратов и кинокамер, 59% часов, 41% легковых автомобилей, 56% стальных труб. В то же время япон. экономика в очень сильной степени зависит от импорта топлива и сырья, которые составляют ок. 70% импорта Я. Размеры внешнеторгового оборота Я. быстро растут (см. табл. 8). В течение первого послевоен. двадцатилетия характерным для внеш. торговли был пассивный баланс. Однако с 1965 баланс внеш. торговли всё чаще становится положительным. О товарной структуре экспорта и импорта и географии внешней торговли см. табл. 9 и 10. Табл. 8. -Динамика внешней торговли, млрд. долл.
Ден. единица - иена. Внутренние различия. В офиц. япон. литературе принято разделение страны на 8 крупных экономич. районов: о. Хоккайдо; Тохоку (Оу), Канто, Тюбу, Кансай (Кинки), Тюгоку (на о. Хонсю); о. Сикоку, о. Кюсю. О х-ве префектур и экономич. р-нов см. соответствующие статьи в томах БСЭ. К. М. Попов. Лит.: Треварта Г. Т., Япония. Физическая и экономическая география, пер. с англ., М., 1949; Попов К. М., Минеральные ресурсы Японии, М., 1949; М о и- Табл. 9.-Товарная структура экспорта и импорта, в % от стоимости
* Включено в " прочее". Т а'б л. 10. - Некоторые направления географии внешней торговли, млн. долл.
Осн. торг, связи у Я. с США (23, 3% экспорта и 18, 2% импорта) и странами Юго-Вост. Азии (20, 9% экспорта и 20, 7% импорта); на страны Зап. Европы приходится соответственно 16, 1% и7, 6%, Бл. и Ср. Востока-28, 9% импорта, Австралийский Союз-8, 3% импорта; ок. 6% внешнеторг. оборота - с социалистич. странами (1976). Общий товарооборот СССР с Японией в 1977 составил 2, 3 млрд. руб. (экспорт - 853, 4 млн. руб., импорт - 1444, 4 млн. руб.). Внешнеэкономич. связи Я. и СССР осуществляются по линии торговли (торговый договор и соглашение 1957), рыболовства, организации сухопутных, возд. и мор. перевозок, совместного участия в проектах разработки природных ресурсов Сибири и Д. Востока и др. Из Советского Союза Я. получает лес (круглый лес, балансы, технологич. щепу и пиломатериалы), уголь, нефть, калийные соли, цветные металлы, хлопок и др.; Я. закупает также некоторые виды сов. оборудования. Я. вывозит в Сов. Союз машины и комплектное пром. оборудование, транспортные средства (в т. ч. судовое оборудование), прокат чёрных металлов (особенно стальные трубы), потребит, товары. Новой формой торг, отношений между Я. и СССР стала прибрежная торговля между р-нами сов. Д. Востока и зап. р-нами Я. В 1976 Я. посетило 795, 2 тыс. иностр. туристов. сеевП. А., Рыболовство Японии, М., 1967; Воспроизводство общественного продукта в Японии, М., 1970; Динкевич А. И., Очерки _ экономики современной Японии, М., 1972; Я н о С., Японская экономика на пороге двадцать первого века, пер. с япон., М., 1972; Современная Япония, под ред. И. А. Латышева, 2 изд., М., 1973; Петров Д. В., Япония в мировой политике, М., 1973; Власов В. А., Научно-техническая революция в Японии, М., 1975; Р а м з е с В. Б., Социально-экономическая роль сферы услуг в современной Японии, М., 1975; Добровинский Б. Н., Япония: проблемы эффективности экономики, М., 1975; Н а в л и ц к а я Г. Б., Бамбуковый город, М., 1975; Баскакова М. В., Япония: государство и накопление основного капитала, М., 1976; Браги н а Н. М., Современная японская деревня, М., 1975; В оробьев М. В., Соколова Г. А., Очерки по истории науки, техники и ремесла в Японии, М., 1976; Певзнер Я. А., Государство в экономике Японии. М., 1976; Япония. Ежегодник (изд. с 1972), М., 1972-77; Япония в системе мировых хозяйственных связей, М., 1977; ПрохожевА. А., Организация управления экономикой и государством в Японии, М., 1977; Монополистический капитал Японии на рубеже 60-70-х годов, М., 1 977; Куцовина Н. К., Рыбное хозяйство Японии, М., 1978; X л ын о в В. Н., Рабочий класс Япошш в условиях научно-технической революции, М., 1978; Статистический материал по экономике Японии (1960 - 1977), М., 1978.
|