Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
X. Просвещение. Первые школы в Я. появились в 6 в
Первые школы в Я. появились в 6 в. при буддийских монастырях. В нач. 8 в. был принят первый законодательный акт по нар. образованию, согласно к-рому была сделана попытка создать систему гос. школ (столичных и провинциальных). В них юноши из высших сословий изучали кит. классику, философию, законы, историю, математику. Эти школы просуществовали недолго и в период усиления феод, раздробленности пришли к упадку. Вместо них крупные феодалы при своих дворах создали клановые школы, где юноши получали рыцарское воспитание и изучали воен. дело, классич. лит-ру, математику и этикет. Образование простого народа сводилось к передаче трудовых навыков, а воспитание осуществлялось при помощи буддийских молитв. Бурный рост городов, развитие торговли и ремёсел привели к созданию в сер. 17 в. школ для детей купцов, ремесленников и бедных самураев (тера-коя), где обучали грамоте, счёту, ручному труду. К сер. 19 в. таких школ в Я. было довольно много. Централизов. система образования стала складываться в Я. после незавершённой бурж. революции 1867-68. Быстрое развитие капитализма потребовало повышения образоват. уровня в стране. Бурж. реформы 70-х гг. в области просвещения создали единую централизованную систему образования, ввели обязат. начальное обучение, открыли сеть гос. школ вместо храмовых и частных. Особенно быстро начала развиваться сеть начальных школ. Для ср. школы этого периода характерно многообразие типов школ: мужские и женские, общеобразоват. и проф., тупиковые и готовящие к продолжению образования. Вступление япон. капитализма в империалистич. стадию определяло и содержание образования. В 1890 был опубликован " Имперский эдикт о воспитании и образовании" (" Кёику тёкуго"), проникнутый духом милитаризма, шовинизма и монархизма. На основе этого эдикта мн. годы в школах осуществлялось воспитание уч-ся в духе милитаризма и национализма. После разгрома Я. во 2-й мировой войне 1939-45 существенной перестройке подверглась и система образования. В 1947 был принят " Основной закон об образовании", к-рый провозгласил: равенство доступа к образованию, 9-летнее всеобщее, бесплатное и обязательное обучение, совместное обучение мальчиков и девочек. Была создана однотипная структура школ. Однако провозглашённые демократич. принципы не были полностью реализованы. Наличие частных школ и школ, принадлежащих религ. об-вам, плата за обучение в старшей ср. и высшей школе говорят о непоследовательности бурж. законодательства в области образования. Управление системой нар. образования осуществляют Мин-во просвещения и местные к-ты (префектурные и муниципальные). Непосредственно контролирует работу школ Ин-т школьных инспекторов (префектурных и министерских). Дошкольное воспитание детей от 3 до 6 лет в значит, мере осуществляется сетью детских садов. В 1975 в Японии было ок. 13, 1 тыс. детских садов, в к-рых воспитывалось ок. 2, 2 млн. детей (62% детей данного возраста). Половина детских садов частные, с высокой платой за воспитание. Значит, часть детей поступает в детский сад в возрасте 5 лет за год до поступления в школу. Первая ступень обязат. обучения - 6-летняя начальная школа для детей от 6 до 12 лет. В 1975/76 уч. г. в 22, 7 тыс. школ обучалось 10, 2 млн. уч-ся. Вторая ступень - 3-летняя младшая ср. школа для детей от 13 до 15 лет. В 1975/76 уч. г. в 9, 9 тыс. младших ср. школ обучалось ок. 4, 5 млн. уч-ся; уч. план включает обязат. предметы и предметы по выбору. Старшая ср. школа с 3-летним сроком обучения для детей от 16 до 18 лет охватывает ок. 90% выпускников обязат. школы. В 1975/76 уч. г. в 4, 6 тыс. старших ср. школ обучалось св. 2, 6 млн. уч-ся. Переход из младшей ср. школы в старшую осуществляется на основе вступит, экзаменов и тестовых испытаний." Обучение в старшей ср. школе платное и строго дифференцированное, с выделением 2 отделений: общеобразоват. и профессионального. Общеобразоват. отделение в свою очередь имеет потоки: академический и общий с выделением в первом гуманитарного и естественно-математич. циклов. В проф. отделении - с.-х., рыболовный, пром., коммерческий, домоводческий и др. потоки, в к-рых могут быть более узкие курсы - энергетич., садоводческий, агрономический и др. В 1975 63% всех учеников старшей ср. школы занималось на общеобразоват. отделении и 37% - на профессиональном. Формальное право поступления в высшую школу имеют все выпускники старшей ср. школы, но фактически подготовка выпускников проф. потоков не даёт возможности воспользоваться этим правом, дифференцированность обучения в ср. школе служит серьёзным препятствием к получению широкими массами молодёжи полноценного образования. В 1975/76 уч. г. в 3, 3 тыс. школ обучалось 2, 7 млн. уч-ся. Существуют вечерние старшие ср. школы с 4-летним сроком обучения и сокращённой уч. неделей. В 1975/76 уч. г. в 1, 4 тыс. вечерних школ обучалось св. 230 тыс. уч-ся. Гос. система проф.-технич. образования развита слабо. Подготовка квалифицир. рабочих осуществляется в уч. центрах на предприятиях, на краткосрочных курсах и в частных проф.-технич. школах. В 1975/76 уч. г. в 7952 проф.-технич. школах и на курсах обучалось ок. 1, 2 млн. уч-ся. Высшее образование осуществляется сетью ун-тов, младших колледжей и технич. колледжей. В 1975 было 420 ун-тов, где обучалось св. 1, 7 млн. студентов. Срок обучения 4 года, на мед. ф-гах 6 лет. 77% ун-тов частные, с высокой платой за обучение. Дети рабочих составляют 9% всех студентов. Крупнейшие гос. ун-ты: Токийский университет (18, 5 тыс. студентов в 1975/76 уч. г.), Тохоку ун-т в г. Сендай (осн. в 1907, 10, 5 тыс. студентов), Киото ун-т (осн. в 1897, ок. 14, 7 тыс. студентов) и др. Из частных наиболее популярны: Нихон ун-т (осн. в 1903, 102 тыс. студентов), Васэда ун-т (осн. в 1882, 41, 6 тыс. студентов), Мэй-дзи ун-т (осн. в 1881, 33, 5 тыс. студентов), Хосэй ун-т (осн. в 1880, 29 тыс. студентов), Токай ун-т (осн. в 1942, 26, 6 тыс. студентов) - все в Токио. На экономич. и юридич. ф-тах обучается 41% студентов, на инж. и естеств.-науч.- 24%, на литературных - 12%, на пед.- 7%, мед.-4, 5% и с.-х.-3%. Наряду с крупными ун-тами существуют карликовые с 200-300 студентами и однимдвумя ф-тами. Обучение осуществляется на базе старшей ср. школы. В 1975 в 513 младших колледжах обучалось ок. 354 тыс. студентов. Выпускают специалистов со ср. технич. или ср. пед. образованием. 85% младших колледжей - частные уч. заведения, 86% всех студентов - девушки. Технич. колледжи с 5-летним сроком обучения строятся на базе младшей ср. школы, в основном эгогос. уч. заведения. В 1975/76 уч. г. в 65 колледжах обучалось ок. 48 тыс. студентов. В 1975 в Я. было 895 публичных библиотек. Наиболее значит, принадлежат ун-там. Крупнейшие из них - б-ки Токийского ун-та (осн. в 1887, св. 4 млн. тт. в 1976) и ун-та Киото (осн. в 1899, св. 3, 4 млн. тт.). Крупнейшая б-ка страны - Нац. парламентская б-ка (осн. в 1948, св. 6, 5 млн. тт. в 1976). В Я. 409 музеев, в т. ч. Токийский нац. музей (осн. в 1871), Музей Окура Сюкокан (осн. в 1917), Нац. науч. музей (осн. в 1877), Нац. музей западного иск-ва (осн. в 1959), Нац. музей совр. иск-ва (осн. в 1952) и др.- в Токио; Нац. музей (осн. в 1889), Галерея совр. иск-ва (осн. в 1963), Муниципальный музей (осн. в 1933) и др.- в Киото; Муниципальный музей (осн. в 1936) и др.- в Хоккайдо; Гор. музей изящных иск-в-в Осаке (осн. в 1936) И др. М. Л. Родионов,
|