Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XVII. Театр
Историч. корни япон. театра восходят к древним обрядовым действам земледельч. празднеств. В 7-8 вв. вместе с буддизмом в Я. проникают театр, формы из стран Вост. Азии. Эти муз.-танц. представления (гигаку и бугаку) способствовали формированию классич. япон. театра. К кон. 14 - нач. 15 вв. из разнообразных заимствованных и исконно япон. представлений возник театр ноо, включающий музыку, танец и драматич. действие. Гл. персонажи этого театра носят маски. Выдающиеся теоретики, актёры и драматурги Киёцугу Канъами (1333-84) и Мотокиё Дзэами (1363-1443) разработали эстетич. основу иск-ва ноо как рафинированного театра воинов и аристократов. В строгой канонич. форме жанр сохраняется и в 20 в. С 17 в. в связи с ростом городов получили развитие и др. театр, жанры, отражавшие запросы третьего сословия. Это театр кукол дзёрури и театр кабуки, ставшие ведущими традиц. жанрами япон. театр, иск-ва. Основу дзёрури составляют муз.-песенный сказ, исполняемый певцом-сказителем гидаю, и представление кукол. Репертуар состоит из классич. пьес япон. драматургов, написанных в специфич. форме дзёрури. Ведущий драматург, писавший также и для кабуки, - Мондзазмон Тикамацу (1653-1724). Театр кабуки (действуют актёры) соединяет муз., танц. и драматич. элементы. Он развивался параллельно с театром дзёрури, и оба они оказывали друг на друга влияние. К кон. 18 в. театр кабуки сформировался окончательно. Представления кабуки рассчитаны на массового зрителя и отличаются яркой зрелищностью. Женские роли в этом театре по традиции исполняются мужчинами (оннагата). В последней трети 19 в. Япония вступила на путь капиталистич. развития. Связанные с этим социальные и политич. преобразования оказали заметное влияние и на театр. В нач. 20 в. появились новые жанры, созданные в результате обновления традиц. театра (симпа, синкокугэки) и заимствования европ. форм (совр. драма- сингэки, опера, балет). Театр, иск-во совр. Я. чётко делится на традиц. театр (бугаку, ноо, кабуки, дзёрури) и европ. театр (драма, опера, балет). Своеобразная прослойка между ними- симпа, япон. мещанская мелодрама, и синкокугэки, популярная драма, основа к-рой - сцены сражений на мечах. Каждый из этих жанров включает разработанную эстетику, репертуар, свой путь развития, ведущих деятелей. Традиц. театры имеют свой репертуар, состоящий из пьес япон. классиков, а также произв. совр. отечеств, драматургов, использующих преим. историч., героич. и романтич. сюжеты. Режиссёры в япон. традиц. театре отсутствуют. Среди наиболее известных актёров 70-х гг.: в театре ноо - Минору Кита, Мотомаса Курс Хосё; в театре кабуки - Кандзабуро Накамура, Утаэмон Накамура, Косиро Мацумото, Байко Оноэ, молодые актёры - Энноскэ Итикава, Кикугоро Оноэ, Китиэмон Накамура, Цумасабуро Бандо; в симпа - Яэко Мидзутани; в синкокугэки - Сего Симада, Рютаро Тацуми. В 1966 в Токио создан нац. театр, центр чКокурицу гэкидзё" - единственный в Я. гос. театр, призванный содействовать сохранению и развитию традиц. жанров. При центре организована первая япон. театр, школа для подготовки актёров театра кабуки и театра кукол дзёрури (в традиц. театре воспитание велось в актёрских семьях). Репертуар театров сингэки составляют переводы классич. и совр. пьес европ. и амер. драматургов, а также новые произв. япон. авторов. Значит, место в нём занимают произв. рус. и сов. драматургов. В Я. насчитывается ок. 100 трупп сингэки. Наиболее крупные из них: " Хайюдза", " Минтай", " Бунгакуд-за". Ведущие деятели этого театра: режиссёры - Корэя Сэнда, Дзюкити Уно; актёры и актрисы - Осаму Такидзава, Эйтаро Одзава, Исудзу Ямада, Харуко Сугимура, Тиэко Хигасияма, Ясуэ Ямамото. Подготовкой актёров сингэки занимается созданная в 1949 школа-студия при театре " Хайюдза". Среди периодич. изданий: ежегодники - театральный " Энгэки нэнкан" (с 1966), балетный " Барэ нэнкан" (с 1972); журналы - теоретический по сингэки чТэаторо" (с 1946); критический иллюстрированный по традиц. театру " Энгэкикай" (с 1943) и др. Лит.: Японский театр. Сб. статей под ред. Н. И. Конрада, М., 1928; Конрад Н. И., Театр Кабуки, М.- Л., 1928; Театр и драматургия Японии. Сб. статей под ред. Н. И. Конрада, М., 1965; О д з а к и К., Новый японский театр, пер. с япон., М., 1960; Г у н д з и М., Японский театр Кабуки, пер. с япон., М., 1969; С а т о К., Современный драматический театр Японии, М., 1973; Гришелёва Л. Д., Театр современной Японии, М., 1977. Л. Д. Гришелёва.
|