Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XIV. Архитектура и изобразительное искусство. Древнейшие памятники иск-ва Я
Древнейшие памятники иск-ва Я. относятся к культуре дзёмон. Формы и узоры глиняных сосудов упрощаются, приобретают более утилитарный (чем в культуре дзёмон) характер с появлением в 1 в. до н. э. бронзовых изделий (в т. ч. ритуальных колоколов дотаку и зеркал). В 3-6 вв. н. э. в связи с развитием культа предков в Я. начинается стр-во грандиозных царских курганов (кофун) круглой и подковообразной формы, обнесённых рвом с водой. Расположенные по их поверхности полые глиняные фигурки (ханива), изображающие воинов, жриц, слуг, коней и птиц, модели жилых домов, отличаются живой непосредственностью мимики и жестов. Наряду с курганами первыми сооружениями, выделяющимися среди примитивных земляночных построек древней Я., были зернохранилища; возведённые из массивных брёвен, лишённые окон, приподнятые для защиты от наводнений столбами над землёй, они перекрывались 2-скатной соломенной крышей, имели высокие приставные лестницы. Расчищенная вокруг них площадь служила местом первых земледельческих обрядов. По типу этих древних амбаров на обширных засыпанных галькой территориях, обнесённых четырьмя оградами, в первые вв. н. э. были возведены синтоистские святилища в Исе и Идзумо. Простотой и ясностью своей конструкции они заложили основу традиции япон. зодчества. Вместе с распространением буддизма в Я. с кон. 6 - нач. 7 вв. (т. н. период Асука; по назв. древних япон. столиц, к-рые переносились из одного места в другое) началось стр-во монастырей, пагод и храмов по кит. и кор. образцам. Небольшие по площади, разнообразные по своей внутр. планировке ансамбли Асукадера (588), Ситеннодзи (593), Хоккидзи (нач. 7 в.) и Хорюдзи (607) включали пагоду, гл. храм Кондо и ряд 1-этажных храмовых помещений, обращённых фасадом на юг, примыкающих стенами и крытыми коридорами к юж. и ср. воротам. Здания возводились по стоечно-балочной системе на белокаменной платформе, имели окрашенные красным лаком колонны и кронштейны, поддерживающие массивную черепичную, изогнутую по краям, 1-ярусную или (в гл. постройках) 2-ярусную крышу, сочетающую 2-скатное и 4-скатное покрытие (иримойя дзукури). Квадратные в плане пагоды отличались чёткостью и рациональностью форм, значит, сей-смоустойчивостью. В отличие от ничем не заполненных внутри синтоистских святилищ, центр, часть буддийских храмов составляли алтари, включающие изображения буддийских божеств, выполненные из золочёной бронзы или раскрашенного дерева. Статуям высших божеств 7 в., генетически восходящим к раннесредневековой пластике Китая и Кореи, присущи суровость и аскетич. отрешённость. Более разнообразны по типу и позам божества милосердия - босацу (бодхисатвы); их лица озарены выражением одухотворённой нежности, головы увенчаны драгоценными коронами. Времени утверждения единого централизов. феод, гос-ва соответствует создание в 710 первой постоянной япон. столицы Нара (Хэйдзё-кё), выстроенной по образцу кит. регулярных в плане городов. Гл. храмовые ансамбли города (Якуси дзи, Тодайдзи, Тосёдайдзи) выделялись чёткой симметрией планов, небывалой пространств, масштабностью площадей и путей процессий, величием и мощью конструкций. С укрупнением храмов изменился и характер буддийской пластики - дифференцировались образы божеств, умножилось кол-во статуй. Среди материалов нарской скульптуры - бронза, дерево, сухой лак, глина. Развитие япон. государственности отразилось в монументальных, полных внутр. силы, нац. по типу лиц, героизированных скульпт. образах. Их движения приобрели большую свободу, тела - округлость и пластичность; композиции утратили былую замкнутость. Особой экспрессией отличались позы и жесты полубогов - защитников буддизма, изображаемых в доспехах воинов. В 8 в. возникли и первые скульпт. портреты знаменитых проповедников буддизма. Большое распространение получили гротескные ритуальные маски. Исполненные гибкими линиями с лёгкой подкраской настенные росписи храма Хорюдзи (8 в.), близкие инд. и кит. образцам, свидетельствуют о высоком уровне япон. живописи того периода. Перемещение в 794 столицы в Хэйан (совр. Киото) положило начало т. н. периоду Хэйан (9-12 вв.). Это время, связанное с дальнейшим развитием феодализма, ознаменовалось углублением интереса к миру человеческих чувств, к добуддийским анимистич. представлениям, тягой к созданию более самобытных в нац. отношении художеств, ценностей. В связи с расцветом эзотерич. сект тэндай и сингон, отождествляющих Будду с самой природой, началось стр-во монастырей не только в пределах столицы, но и в её горных окрестностях. Храмы Энрякудзи (782), Конгобудзи (816) и Муродзи (кон. 8 - нач. 9 вв.) отличаются скромными размерами, интимным сочетанием зданий с природой, отсутствием регулярного плана. Сложнее и разветвлённее по тематике стали алтарные композиции. Пытаясь воспроизвести щедрость и бесконечное многообразие сил Вселенной, мастера включили в них ряд изображений многоликих и многоруких божеств - охранителей стран света, целителей от недугов. Раскрашенные в яркие цвета, эти деревянные статуи утратили былую величавую красоту и приобрели устрашающий демонич. облик. Для буддийской живописи особенно характерными стали символич. схемы мироздания - иконы-ман далы. Рост гор. цивилизации в 10-12 вв. обусловил значит, развитие светской архитектуры. Новый тип жилого ансамбля приобретает черты т. н. стиля синдэндзукури, продолжающего традиции нац. зодчества, соединённые с опытом континентальной архитектуры. К просторному однозальному павильону из некрашенного дерева (синдэн), приподнятому на столбах, примыкали с 2 сторон галереи (тайноя), соединяющие основное здание с остальными частями ансамбля. Фасад синдэна открывался на песчаную площадь, завершавшуюся в юж. части просторным пейзажным садом с островами, мостами, скалами и искусств, озером (имп. дворец в Киото, воссоздан по образцу 9 в. в 1789). В отделке храмовых интерьеров всё более значит, место наряду со скульптурой занимали орнамент и настенная живопись. Значит, расцвета в период Хэйан достигла и нац. живопись школы Ямато-э, внутри к-рой сложился тип горизонтальных свитков (эмакимоно), иллюстрирующих лит. произв. Эти иллюстрации (в т. ч. к роману " Гэндзи-моногатари") отмечены элегичностью образов и изысканностью чётких красочных силуэтов, соответствующих не столько действию, сколько душевному состоянию героев. Иллюстрации 12 в. к буддийским повестям и ист. легендам (Сигисанэнги-эмаки, Бан-дай нагон-эмаки) выполнены в др. манере, они весьма экспрессивно показывают безликие толпы бегущих людей, пожары, чудесные превращения, зверей, подражающих людям в их пороках; здесь преобладает уже не силуэт, а линия. Печать изысканной красоты несут декоративные виды иск-ва этого периода [художеств, лаки - макиэ (с присыпкой золотой пудрой), веера и т. д.]. С переходом власти в 12-14 вв. к воен.-феод. сословию (т. н. период Камакура, по назв. столицы сегунов Минамото) иск-во Я. становится достоянием более широких кругов; в нём наблюдается тяга к простоте, слиянию религ. и светского начал. Характерны для этой эпохи восходящие к кит. образцам монастыри секты дзэн с величеств, крышами, доминирующими над зданием, состоящим из столбов, балок и лёгких перегородок (гл. здание монастыря Энгакудзи в Камакуре, 1285). Подчёркнуто простым и рациональным становится и стиль жилого зодчества. Скульптура периода Камакура тяготела к достоверности и монументальной значительности образов. Бурно развивалось иск-во скульпт. портрета (мастерские скульпторов Кокэя и Ункэя); широко изображались и канонизировались легендарные проповедники буддизма (Мутяку, Сэсин, Куйя и др.), синтоистские святые (Хатимон и др.), а также военачальники. Портреты воинов и монахов распространились и в живописи 12-14 вв. В иллюстративных свитках эмакимоно нарастало стремление к подробной повествовательности. В декоративно-прикладном иск-ве высокого уровня достигла отделка мечей и кинжалов, в т. ч. цуб, сёдел, сбруи и т. д. В кон. 14-16 вв. под влиянием учения дзэн особого расцвета достигло садово-парковое иск-во (сады загородных вилл сегунов Асикага в Киото, превращённых в храмы Кинкакудзи и Гинкакудзи, 14 - кон. 15 вв.). Архит. стиль синдэн-дзукури сменился стилем сёин; исчезли длинные галереи, увеличилось кол-во комнат, разделяемых скользящими перегородками, появилась ниша (токонома) для живописных свитков и полка (тана) для священных книг; полы покрываются матами (татами), к-рые стали стандартной единицей измерения дома. Раздвижные стены всё более сближали интерьер с садом. Сады выполнялись в самых различных манерах; возникли и т. н. сухие ландшафты, состоящие из гальки, песка и камней. 14-16 вв.- эпоха упадка скульптуры и интенсивного развития живописи тушью (суйбоку). Расцвет монохромных пейзажей на свитках (среди ведущих мастеров - Дзёсецу, Сюбун, Сэссю и др.) подготавливался под воздействием кит. живописи. В кон. 15 в. традиции школы Ямато-э нашли продолжение и развитие в живописи школ Кано (Масанобу Кано, Мотонобу Кано, Эйтоку Кано, Санраку Кано и др., создававшие яркие декоративные композиции с изображением птиц и цветущих деревьев) и Тоса (Мицунобу Тоса и др., обращавшиеся к темам лит. произв. из жизни знати и буддийского духовенства). Высочайшего расцвета достигло иск-во керамики, претворявшее в художеств, образы естественную красоту природных форм (мастерские Сэто, Тамба, Сигараки, Ига, Бизэн и др.). В кон. 16 - нач. 17 вв. стиль япон. зодчества утратил своё единство. Под воздействием португ. архитектуры в оборонит, целях был возведён ряд грандиозных замков, сочетающих циклопич. кладку цоколя с традиц. деревянным верхом (Адзутидзё, 1576; Осакадзё, 1583; Химэдзидзё, 1601-1609). Просторные сумрачные интерьеры этих сооружений, а также дворцов украшались резьбой по дереву, многоцветными росписями с обилием золота [Замок Нидзё, дворец Фусими (ныне монастырь Нисихонгандзи) - оба нач. 17 в.]. Стремление к пышяости выразилось и в создании торжеств, храмов-усыпальниц, обильно украшенных резьбой, позолотой, росписями (мавзолей сегунов Токугава в Никко, нач. 17 в.). Благодаря распространению культа " чая (с 15 в.) сложилась архитектура иного типа; в глубине садов возникали подчёркнуто простые павильоны для чайных церемоний - полухрамы-полухижины, утверждающие красоту и ценность обыденных вещей, естеств. природы. Взаимодействие дома и сада здесь стало особенно интимным. В эстетич. принцип была возведена " патина вещей", ощущение их давности. Эстетика чайного павильона с его лёгкостью, органич. приобщённостью к миру природы, открытостью конструкций оказала существенное воздействие на стиль всего последующего жилого зодчества Я. (наиболее совершенное воплощение она нашла в ансамбле имп. загородной виллы Кацура близ Киото, 1625). Чайные церемонии стимулировали и дальнейшее развитие керамики. Расцвело произ-во фарфора с центрами в Кутани, Арита и др. С жизнью новой столицы Эдо (Токио) было связано творчество живописца и мастера художеств, лаков Корин Огата, а также целой плеяды мастеров демократич. гравюры на дереве (Укийё-э; Моронобу Хасикава, Масанобу Окумура и др.), обратившихся к показу труда и быта горожан. Ранняя техника монохромной, подкрашенной от руки гравюры сменилась более сложными приёмами, многоцветной печатью с неск. досок и т. д. Усложнилось и само отношение художников-гравёров к миру, отмеченное нежным лиризмом (женские образы Харунобу Судзуки, Утамаро Китагава, Сюнсё Кацукава) или интересом к напряжённо-психологич. решениям (театр, образы Дзюробэя Сяраку и Тоёкуни Утагава). Новую страницу в япон. гравюре открыло творчество Кацусика Хокусай и Хиросигэ Андо, обращавшихся преим. к жанровым и возвышенно-эпич. пейзажным композициям. В живописи 18 - нач. 19 вв., отмеченной чертами упадка, заметно стремление сблизить европ. и нац. манеры (школа Маруяма - Сидзё). Жанр пейзажа возродился в творчестве художников направления нанга или бундзинга (Тайга Икэ, Бусон Ёса, писавшие прозрачные, полные воздуха пейзажи тушью и красками). Япон. гор. архитектура после вступления страны на путь капиталистич. развития в кон. 19 - нач. 20 вв. характеризуется эклектич. смешением нац. и старых европ. стилей, однако с нач. 1920-х гг. значит, распространение получили и идеи европ. рационализма (арх. Мамору Ямада и др.). В живописи рубежа 19-20 вв. сложилось два направления - традиционное " нихонга" и европ. " era". Ряд мастеров традиц. стиля (Тэссай Томиока, Тайкан Ёкояма и др.) продолжали развивать принципы ср.-век. декоративной пейзажной живописи. Творчество обучавшихся за границей мастеров масляной живописи Сотаро Ясуи, Рюйдзабуро Умэхара, Сэйки Курода и др. формировалось под влиянием импрессионизма, постимпрессионизма и фовизма. С 1920-30-х гг. всё большее влияние на изобразит, иск-во Я. оказывали кубизм, сюрреализм и др. модернистские течения. Воздействие Великой Октябрьской социалистич. революции проявилось в Я., в частности, и в зарождении нового социально-заострённого по своей проблематике и реалистич. по форме иск-ва. В 1925 образовалась Лига деятелей пролет, иск-ва и лит-ры, а в 1929 - Япон. союз пролет, художников. Большим духовным подъёмом проникнуто творчество живописцев Томоэ, Ябэ, Гэндзи, Оцуки, Токи Окамото и графиков Масаму Янасэ, Кэндзи Судзуки, героями произв. к-рых стали рабочие. В 1930-х гг. все прогрессивные художеств, организации были запрещены; в иск-ве получили распространение черты шовинизма или пассивного следования ср.-век. традициям. После поражения во 2-й мировой войне 1939-45 и крушения милитаристского режима в Я. интенсивно развиваются архитектура, графика и декоративные иск-ва. В архитектуре на новой основе возродился интерес к традициям нац. зодчества. Лёгкие каркасные конструкции, архит. формы, активно взаимодействующие с окружающим пространством, совмещаются с использованием новейших материалов и строит, приёмов (арх. Кунио Маёкава, Кэндзо Тангэ и др.). С кон. 1950-х гг. усиливаются поиски синтеза архит., скульпт. и живописных форм, интенсивнее используются пластич. и декоративные возможности бетона, дерева, шире применяются мозаика и росписи. Однако несмотря на высокий технич. и эстетич. уровень совр. стр-ва в япон. совр. архитектуре отсутствует единая градостроит. программа; нехватка земли, особые сейсмич. условия, массовая застройка 1-этажными частными домами затрудняют реконструкцию городов. Для совр. живописи характерно обилие разнородных направлений и школ. В ней противоречиво сочетаются демократич. тенденции, тяга к архаизации (Сери Аран) и следование авангардистским зап.-европ. и амер. течениям (Ивами Фурудзава, Сэйдзи Того, Таро Окамато и др.). Ряд мастеров (Сэйсон Маэда, Хигасияма Кайи и др.) умело совмещают традиц. декоративность, поэтич. сказочность с совр. мироощущением. Гражданств, пафос, высокое реалистич. мастерство свойственны монументальным панно Тосико Акамацу и Йри Маруки, а также работам Мита Гэндзиро и Макото Сакураи. Скульптура является наименее связанным с традицией видом совр. япон. иск-ва. Большинство совр. скульпторов, получивших образование в Европе, следует различным зарубежным течениям (Сигэру Узки, Томонори Тойофуку и др.). К произведениям, отражающим подъём послевоен. демократии, движения, принадлежат работы Сэйбо Китамура, Кадзуо Кикути и др. Графика, наиболее демократич. и массовый вид совр. япон. иск-ва, от полного разрыва с традицией (в 1920-е гг.) пришла к органич. соединению нац. специфики с совр. видением мира. В отличие от прошлых эпох, в япон. графике 20 в. работу художника, резчика и печатника выполняет один мастер. Произв. Тадасигэ Оно, Макото Уэно, Дзюньитиро Сэкино, Такидайра Дзиро, Хирохару Нии объединены интересом к судьбам простого человека, природе Я. Работающие в разных манерах Сэмпан Маэкава, Харацка Уньити, Онти Косиро, Сико Мунаката стремятся органически сочетать в своих произв. европ. и нац. традиции. Илл. см. на вклейках-к стр. 561 и табл. XXXIV-XXXVII (стр. 544-545). Лит.: Всеобщая история искусств, т. 1, 2 (кн. 2), 6(кн. 1), М., 1956 - 65; Всеобщая история архитектуры, т. 1, 9, 11, М., 1970-73; Японская гравюра, М., 1963; Николаева Н. С., Современное искусство Японии. Краткий очерк, М., 1968; е ё ж е, Декоративное искусство Японии, М., 1972; Федоренко Н. Т., Краски времени. Черты японского искусства, М., 1972; Коломиец А. С., Современная гравюра Японии и её мастера, М., 1974; Kultermann U., Neues Bauen in Japan, В., 1960; Paine R. Т., S о р е г A., The art and architecture of Japan, 2 ed., Edinburgh - L., 1974; N e w m a n A. R., R yerson E., Japanese art, L., 1966. Н. А. Виноградова. Музыка Я.- древнее самобытное иск-во; в процессе развития оно испытывало влияния корейской и особенно кит. муз. культур, подверглось воздействию муз. иск-ва Индии и стран Юго-Вост. Азии, с 19 в.- стран Европы и США. 8 первые века н. э. музыка входила в религ. действа (т. н. мистерии кагура, отражавшие мифологию синтоизма). Светская вокальная и инструм. музыка в 7 в. была связана с танц. драмой г иг а к у (в ней музыка сопровождала специфич. движения актёров в масках) и с театр, жанрами дэнгаку и с ар у г а к у (на их основе сформировался позднее придворный театр woo). В 7 - 9 вв. под влиянием придворной кит. музыки сложилось придворное иск-во г аг а к у (изящная музыка), в к-ром после реформы по упорядочению многообразных форм и приёмов исполнения (9-12 вв.) стали развиваться чисто япон. традиции. Они легли в основу классич. музыки Я. По времени возникновения в гагаку различались стили к о г а к у (старая музыка) и сингаку (новая музыка); по жанрам гагаку делилась на к а нг э н (чисто инструм. музыка) и б уг а к у (аккомпанирующая танцу). Нац. особенности музыки Я. проявились в своеобразии ладовой структуры - наряду с бесполутоновыми пентатонич. ладами, сохраняющимися в нар. музыке, получили распространение 5-ступенные лады с чередованием полутоновых, целотоновых и 2-тоновых интервалов (в гор. музыке лад миякобуси, в сельской- лад и н а к о б у с и). В 14 в. сформировалась лирич. драма ноо, в к-рой декламация сочеталась со специфич. пением (восходит к буддийской храмовой музыке), танцем и инструм. сопровождением (флейта н о к к а н и ударные инструменты). Для записи музыки ноо применялась сложная система нотации, обозначались специфич. мелодич. формулы и ритмич. рисунок. Среди япон. инструментов - струнные (щипковые): кото (13-струнная цитра; её 2-струнная разновидность - н и г э н к и н), сямисэн (род лютни) и б и в а (заимствованная из Китая 4-струнная лютня); духовые: кагура-буэ и ёко-буэ, рютэк и, или фуэ, комабуэисякухат и и др. виды бамбуковых флейт, х ит и р и к и (род гобоя), с ё (губная гармоника); ударные: тайко, какко, сима, или цури, дай-к о, до-наг адайко, сан-но-цудзуми, коцудзуми и о-цудзуми (различные виды барабанов), с ё к о (бронзовый гонг), к а н э (тарелочки), с у д з у (храмовая колотушка с колокольчиками). Наибольшее распространение получили произв. для кото, т. н. с о к и о к у; их выдающимся исполнителем был Ясудзи Кэндзё (сер. 17 в.). Крупнейшие исполнители (создатели исполнительских школ) - Кэндзё Икута (17 в.), Косаку Ямада (кон. 18- нач. 19 вв.) и Кэндзё Яэдзаки (19 в.), писавший т. н. музыку с а н к ё к у (трио для кото, сямисэна и сякухати). В практике традиционной и классической музыки Я. сохранилось много инструментов кит. происхождения. В 17 - нач. 19 вв. муз. иск-во Я. демократизировалось. В противовес придворному иск-ву гагаку и ноо возникло более демократич. иск-во театра кабуки и кукольного театра д з ё р у р и (с кон. 16 в.). Музыка кабуки осн. на т. н. н а г а у т а (" длинной песне"), в которой куплеты певца чередуются с инструм. интерлюдиями. Во 2-й пол. 19 в., после незавершённой бурж. революции 1867-68, в муз. культуру Я. стали проникать европ. и амер. влияния. В 1879 япон. педагог Сюдзи Идзава (совм. с амер. муз. педагогом Л. У. Мейсоном) ввёл в Я. систему всеобщего обучения хор. пению в начальной школе, он же основал в Токио Ин-т муз. исследований (с 1886 Токийская муз. школа). В кон. 19 в. Я. стали посещать гастролёры из др. стран, позднее из России. В 1881 состоялся 1-й концерт европ. музыки, в 1897 - 1-е выступление япон. симф. оркестра. Возник интерес к европ. музыке; композиторы Я. стали получать муз. образование в Европе, среди первых - Косаку Ямада, Киёси Нобутоки, позднее - Ясудзи Киёсэ и Ёрицунэ Мацудайра. Они основали новую федерацию композиторов (с 1930 - Япон. ассоциация совр. музыки); представители этой группы использовали в своих соч. элементы нац. музыки, однако определяющим было влияние гл. обр. нем. и франц. муз. иск-ва. Широкое использование нац. муз. фольклора и традиций классич. музыки Я. началось в кон. 40-х - 50-е гг. (соч. Митио Мамия, Ясуси Акутагава). Муз.-просвет. работу ведёт " Об-во трудящихся - любителей музыки" (с 1949) с филиалами во мн. городах. Для др. группы их современников характерно заимствование новейших приёмов письма европ. и амер. школ (Ёсиро Ирино, Садао Бэкку, Акира Миёси, Икума Дан, Кан Исии и др.). В кон. 50-х гг. в Я. проникли влияния авангардистов, стали культивироваться различные виды экспериментальной музыки (в 1949 осн. Экспериментальная студия). Среди композиторов кон. 50-60-х гг. - Тору Такэмицу, Кадзуо Фукусима, Тосиро Маюдзуми (" Симфония Нирваны", 1958). Центром экспериментальной музыки стал г. Каруидзава (группа " Онгаку" - Тосиро Маюдзуми, Макото Морои, Юдзи Такахаси и др. представители совр. авангардизма, развивающие идеи Дж. Кейджа, К. Штокхаузена, П. Булеза). В нач. 50-х гг. возникло массовое самодеят. хоровое движение, носящее антимилитаристский характер; один из первых коллективов - Центр, токийский хор " Поющие голоса Японии" (с 1952, руководитель А. Сэки; в 1964 гастролировал в СССР). В 1960-70-х гг. Тэруяки Нода, Ёсио Хатимура, Синитиро Икэбэ продолжают экспериментировать в области электронной музыки и сонористики. Среди исполнителей: дирижёры Комэи Абэ, Масаси Уэда, Акэо Ватанабэ, Хироюки Иваки, Такаси Моро, Юдзи Таяма; пианист Кэйко Танака; скрипачка Ёко Кубо; музыковед Сабуро Сонобэ. Центр муз. жизни - Токио. В 1920 здесь выступала оперная труппа " Асакуси". В Я. 15 симф. оркестров (из них 6 - в Токио, 2 - в Осаке), камерно-инструм., хор. коллективы, группы традиц. классич. музыки " Ниппония", " Сигенкам" и др. Осн. уч. заведения - Ун-т иск-в, муз. ун-т Тохо. Существуют муз. изд-ва, фирмы грампластинок. Проводятся муз. фестивали в Токио, Осаке, Каруидзаве. Распространились различные виды эстрадной музыки, позднее джаз и попмузыка. Лит.: Иофан Н., Из истории японской музыки 7-9 вв., в сб.; Искусство Японии, М., 1965; Malm W. P., Japanese music and musical instruments, Rutland - Tokyo, 1959; Танабэ Х., Нихон онгаку гайрон (Японская музыка), Токио, 1961; Н аr i с h-S chneider E., A History of Japanese music, L., 1973. Дж. К. Михайлов.
|