Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Государственный строй 39 страница






А. п. как отрасль права отражает сущность экономии, и социального строя, сущность государства, принципы системы права данной общественно-экономич. формации. А. п. эксплуататорских гос-в регулирует отношения между гос-вом и подданными в целях охраны частной собственности, режима эксплуатации и обеспечения интересов господств, класса. Осн. часть норм бурж. А. п. составляют нормы, регламентирующие адм.-поли-тич. деятельность бурж. гос-ва, в т. ч. применение адм. принуждения в различных его формах. Эти нормы таковы, что дают возможность полиции и другим адм. властям действовать на основе свободного усмотрения (т. н. дискреционная власть), широко применяя репрессивные меры путём непосредств. принуждения в адм. порядке, без обращения в судебные органы.

В условиях всё большего сращивания гос. аппарата с аппаратом монополий и милитаризации экономики империа-листич. гос-во активно вмешивается в руководство экономикой в интересах финанс. олигархии. Это находит отражение и в действующем А. п. В частности, это выражается в значит, увеличении числа адм.-правовых норм по вопросам экономич. регулирования (регламентация гос. сектора х-ва и компетенции соответствующих органов управления, гос. регулирование нек-рых сторон хоз. деятельности монополий, установление гос. контроля над отд. отраслями х-ва и т. д.). Значительно расширяются также адм. полномочия отраслевых органов управления, осуществляющих централизов. руководство деятельностью публичных корпораций или гос. контроль за деятельностью частных предприятий и их объединений, а также органов, координирующих развитие капиталистич. х-ва (органов планирования, учёта и контроля, финанс. органов); большое развитие получило адм.-правовое регулирование т. н. социальных услуг.

В социалистич. гос-вах А. п.- самостоят, отрасль системы социалистич. права, в которой находят своё выражение принципы социалистич. демократизма, хозяйственно-организаторская, социально-культурная, воспитательная функции социалистич. гос-ва. Нормы А. п. В этой области обеспечивают реализацию гарантированных конституцией политич. и социально-экономич. прав граждан. Эти же цели преследует и правовое регулирование адм.-политич. деятельности гос. органов, призванное охранять социалистич. завоевания, обществ, порядок и гос. безопасность в интересах трудящихся. Регулируя обществ, отношения, складывающиеся в процессе исполни-тельно-распорядит. деятельности органов социалистич. гос-ва, А. п. оказывает активное воздействие на развитие экономич. отношений, в его нормах получают правовое закрепление осн. принципы гос. управления в социалистич. обществе (см. Управление государственное). Социалистич. А. п. закрепляет формы и методы организации управления нар. х-вом, способы обеспечения законности и гарантии прав граждан в области исполнительно-распорядит, деятельности. регулирует обществ, отношения, складывающиеся в ходе исполнительно-распорядит. деятельности органов Советского гос-ва, осуществляющих задачи коммунистич. строительства. Осн. часть сов. А. п. составляют нормы, регулирующие порядок руководства и управления отраслями нар. х-ва: организацию планирования и финансирования, учёта и контроля; подготовки, подбора и расстановки кадров; оперативное управление предприятиями и хоз. организациями. Особо важное значение имеют нормы А. п., отражающие мероприятия по проведению в СССР (с сер. 60-х гг.) экономич. реформы и определяющие правовое положение социалистич. производств, предприятий, права и обязанности хоз. министерств, ведомств и объединений. Важной задачей сов. А. п. является обеспечение дальнейшего развития учреждений культуры, нар. образования, здравоохранения, организация н.-и. деятельности, реализация гарантированных Советской конституцией прав и демократич. свобод граждан, защита этих прав и свобод, совершенствование правовых гарантий личности в области гос. управления. Нормы сов. А. п. направлены также на обеспечение функции гос-ва по обороне страны, охране обществ, порядка и гос. безопасности, на развитие внеш. сношений Сов. гос-ва.

Система сов. А. п. складывается из общей и особенной частей. Общая часть объединяет нормы, регламентирующие правовое положение и компетенцию органов управления, правовое положение граждан и обществ, орг-ций в сфере исполнительно-распорядит. деятельности, формы и методы этой деятельности (акты управления, меры убеждения и поощрения, меры принуждения, способы и формы обеспечения законности в адм. деятельности). К общей части относятся и адм.-процессуальные нормы, регулирующие порядок рассмотрения адм. споров и применения соответствующих мер воздействия. Особенная часть содержит нормы, к-рые регулируют организацию, методы и формы управления отд. отраслями нар. х-ва, социально-культурной и адм.-политич. деятельности.

Источниками сов. А. п. являются Конституция СССР, конституции союзных и авт. республик, законы и постановления Верх. Совета СССР, Верх. Советов союзных и авт. республик, Указы и постановления Президиума Верх. Совета СССР, Президиумов Верх. Советов союзных и авт. республик, постановления и распоряжения Совета Министров

СССР, Советов Министров союзных и авт. республик, приказы и инструкции министров, председателей гос. комитетов и ведомств, решения и распоряжения местных Советов депутатов трудящихся и их исполкомов.

Лит.: Административное право. Учебник под ред. А. Е. Лунёва, М., 1967; Козлов Ю. М., Предмет административного права, М., 1967. Н. Г. Салищева

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ противоправное виновное действие (или бездействие), нарушающее установленные полномочными органами гос-ва правила, охраняющие интересы гос-ва, обществ, орг-ций и граждан, нормальную работу органов гос-ва и обществ, орг-ций, обществ, порядок, гос. и обществ, безопасность и т. д., и влекущее административную ответственность.

А. п. отличается от преступления меньшей степенью обществ, опасности. Совершение А. п. служит основанием для применения мер общественного или адм. воздействия. Противоправность А. п. состоит в том, что лицо совершает действие, запрещённое правом, или не совершает того, что предписано правом, причём совершает умышленно или по неосторожности, т. е. при наличии вины; противоправное действие (бездействие) должно находиться в причинной связи с наступившими вредными последствиями. Т. о., противоправность, виновность и причинная связь действия с наступившими вредными последствиями и образуют А. п.

А. Е. Лунёв.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО отрасль права, совокупность правовых норм, регулирую-ших обществ, отношения, возникающие и складывающиеся при рассмотрении и разрешении индивидуальных адм. дел в сфере гос. управления (см. Административный процесс). Нормы А.-п. п. определяют порядок приёма и рассмотрения в аппарате управления заявлений и жалоб граждан, порядок издания ряда адм. актов (в т. ч. актов о применении мер адм. принуждения), порядок разрешения споров между сторонами адм.-правовых отношений, устанавливают процессуальные гарантии прав граждан и др. участников адм. процесса, порядок расследования, рассмотрения и исполнения дел об адм. проступках и др. Различают след, виды норм А.-п. п.: устанавливающие и закрепляющие общие принципы адм. процесса; определяющие конкретные права и обязанности участников адм. процесса; регулирующие компетенцию органов, разрешающих адм. дела, и порядок рассмотрения этих дел; устанавливающие процессуальные сроки на всех стадиях адм. процесса; регулирующие порядок обжалования и опротестования принятых решений.

В СССР нормы А.-п. п. закреплены в ряде законодат. актов Союза ССР и союзных республик (законодательство о применении адм. штрафов и др. мер адм. воздействия, положения об административных комиссиях, положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и др.).

Лит.: Сорокин В. Д., Проблемы административного процесса в СССР, М., 1968; Салищева Н. Г., Административный процесс в СССР, М., 1964.

Н. Г. Салищева.

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО деление территории государства на части: области, провинции, губернии, департаменты и т. п. А.-т. у. любого гос-ва обусловлено его классовой природой, задачами и функциями; цель его-в наиболее эффективной организации и функционировании всего гос. механизма, в особенности системы местных органов гос. власти (местного самоуправления).

В бурж. странах А.-т. у. основывается преим. на соображениях адм.; удобства; и фискально-полицейских интересах.

Сов. А.-т. у. строится с учётом естест-венно-историч. и экономич. условий (природные ресурсы, характер и уровень развития х-ва, направление и развитие путей сообщения, количество и плотность населения и т. д.), нац. моментов (нац. состав населения, бытовые особенности), необходимости макс, приближения гос. аппарата к населению в целях предоставления трудящимся возможностей для участия в осуществлении гос. власти.

В СССР основными адм.-территориальными единицами являются область, район, город, село (станица, деревня, хутор, кишлак, аул), посёлок (рабочий, дачный, курортный); в РСФСР имеются, кроме того, края. Конституции союзных республик, имеющих областное (краевое) деление, содержат перечень областей (краев), входящих в их состав. Конституции союзных республик, не имеющих областного деления, содержат перечень городов респ. подчинения и р-нов. Изменение областного (краевого) деления производится высшими органами гос. власти союзных республик в порядке, установленном для внесения изменений в конституции союзных республик. Изменения во внутриобластном (краевом) делении (упразднение р-нов, разукрупнение и образование новых р-нов и т. д.) в союзных республиках, имеющих обл. деление, и изменения в районном делении республик, не имеющих областей, производятся Президиумом Верх. Совета союзной республики. Вопросы об образовании, упразднении, передаче в другой р-н сёл и посёлков решаются краевыми (областными) Советами депутатов трудящихся, а в союзных и авт. республиках, не имеющих областного деления, - Президиумом соответствующего Верх. Совета.

А.-т. у. других социалистич. стран строится с учётом своих конкретных особенностей, регулируется конституциями, законами и указами по вопросам А.-т. у., законами о местных органах гос. власти.

Лит.: Барахатян В. А., Павловский Р. С., Создание и развитие советского административно-территориального устройства,; Уч. зап. Харьковского юридического института;, 1957, т. 11, в. 1; Рус и нова С. И., Государственное устройство социалистических стран Европы, Л., 1966, гл. III, с. 90-112.

Н. П. Фарберов.

АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РАСХОДЫ расходы на содержание аппарата управления и его обслуживание. Включают в себя затраты на содержание органов гос. власти и гос. управления, аппарата общехоз. управления (министерств, ведомств, гл. управлений, объединений, комбинатов, трестов, строек) и аппарата по управлению произ-вом непосредственно на предприятиях. А.-у. р. гос. предприятий, находящихся на хозрасчёте, покрываются доходами предприятий и включаются в себестоимость продукции.

Величина А.-у. р. определяется гл. обр. численностью адм.-управленч. персонала. Для органов гос. управления, учреждений культуры, просвещения, здравоохранения и др. орг-ций численность адм.-управленч. персонала устанавливают министры и руководители ведомств СССР, Советов Министров союзных республик. Структура и штаты предприятий утверждаются директором предприятия и наряду со сметой А.-у. р. регистрации в финанс. органах не подлежат.

Средства на содержание аппарата управления расходуются по смете А.-у. р., к-рая включает: фонд заработной платы адм.-управленч. персонала; расходы на служебные командировки и перемещения; прочие А.-у. р. (отчисления на социальное страхование адм.-управленч. персонала, расходы на служебные разъезды и содержание легкового транспорта, канцелярские, типографские, почтово-теле-фонные и телеграфные расходы, содержание и текущий ремонт зданий и инвентаря адм.-управленч. назначения, содержание телефонных станций, коммутаторов, диспетчерской связи, машинно-счётных станций и бюро, охраны). В общей сумме А.-у. р. фонд заработной платы составляет примерно три четверти всех расходов.

23-й съезд КПСС указал на необходимость дальнейшего сокращения и удешевления аппарата управления. Проведение экономич. реформы позволяет сократить и упростить адм.-управленч. аппарат. В среднем за год экономия от сокращения штатов и др. адм.-управленч. расходов составляет ок. 2, 5-3% их общей суммы. Дальнейшее сокращение адм.-управленч. аппарата будет происходить на базе рационализации его работы, упрощения документации, внедрения вычислит, техники и др. средств механизации инженерно-технич. труда.

И. А. Кантор.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СОЮЗЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ, международные унии, до сер. 20 в. название специальных целевых объединений гос-в, возникших во 2-й пол. 19 в. Создавались с целью междунар. регулирования почтовых сношений, ж.-д. транспорта, телеграфа, радио, междунар. охраны авторских прав в области науки, техники, лит-ры и иск-ва, здравоохранения и др. Одним из первых А. с. м. явился образованный на основе многосторонней 1-й телеграфной конвенции 1865 Международный телеграфный союз, впоследствии преобразованный в Международный союз электросвязи. В 1874 в Берне был основан Всеобщий почтовый союз (в 1878 заменён Всемирным почтовым союзом); в 1875 в Париже был учреждён Междунар. союз мер и весов; Бернская конвенция 1886, установившая единообразные начала в отношении ширины ж.-д. колеи и свойств подвижного состава, явилась основой создания Международного союза железнодорожного транспорта. В 1883 в Берне основан Междунар. союз для защиты пром. собственности, к-рый в 1886 объединился с Междунар. союзом для защиты произведений лит-ры и иск-ва; в 1890 в Брюсселе учреждён Международный союз для публикации таможенных тарифов и т. д. Все А. с. м. имели нек-рые общие черты: в их основе лежали многосторонние конвенции, договоры или соглашения обычно бессрочного характера, т. е. рассчитанные на продолжит, период действия, все они имели постоянные органы (бюро или комиссии). Функции бюро, как правило, были ограничены чисто информац. задачами - собирать и публиковать соот-ветств. материалы, давать справки, а также служить посредниками между гос-ва-ми-участниками (исключение составляло бюро Междунар. союза ж.-д. транспорта, к-рое по желанию сторон могло разрешать недоразумения между национальными ж.-д. управлениями).

В 20 в. число А. с. м. резко возросло. После создания Лиги Наций империалистич. круги, занимавшие руководящее положение в ней, попытались использовать А. с. м. как инструмент влияния на междунар. отношения. Однако эти попытки встретили сопротивление со стороны многих участников А. с. м., поскольку далеко не все они входили в состав членов Лиги. В своём большинстве А. с. м. оставались в этот период самостоят, образованиями и лишь обменивались информацией с Секретариатом Лиги.

Название А. с. м. в сер. 20 в. вышло из употребления. Существующие ныне межправительств, opг-ции с аналогичными целями (их более 200) квалифицируются как междунар. орг-ции по спец. вопросам, нек-рые из них являются специализированными учреждениями ООН. См. также Международные организации.

Е. С. Пчелинцев.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОДЕКС, законодательный акт, содержащий в си-стематич. изложении нормы права, относящиеся к определённому кругу вопросов адм. законодательства. В СССР первый А. к., имевший большое значение для развития адм. права, был принят в УССР 12 окт. 1927 (СУ УССР, 1927, № 63-65, ст. 240). Он включал 15 разделов: общие положения; адм. акты; меры адм. воздействия; иные адм. меры принудит, характера; трудовая повинность по предупреждению стихийных бедствий и по борьбе с ними; обязанности населения по охране обществ, порядка; гражданство УССР, порядок его приобретения и утраты; регистрация и учёт движения населения; общества и союзы, клубы, съезды и собрания; правила о культах; публичные зрелища, увеселения и игры; пользование гос. флагом СССР и печатями; надзор адм. органов в области пром-сти; надзор адм. органов в области торговли; порядок обжалования действий адм. органов. Принятию А. к. УССР предшествовала разработка в РСФСР в 1924 проекта адм. устава, переименованного в 1925 в А. к. (проект не был утверждён).

По вопросу об объёме и содержании А. к. существуют две точки зрения: а) система А. к. должна соответствовать системе действующего адм. права (предлагается именовать его Кодексом советского управления); б) А. к. призван регулировать в процессе управления отношения между органами гос-ва и гражданами, включать нормы, устанавливающие общие принципы сов. гос. управления и адм. производства, а также нормы, регулирующие порядок применения адм. взысканий.

В социалистич. странах нет А. к., хотя кодификация адм. законодательства была проведена и выразилась в принятии спец. кодексов по узкому кругу вопросов. Так, в Польше 14 июля 1960 утверждён Кодекс административного производства, в Чехословакии 12 июля 1950 приняты адм.-уголовный закон, содержащий подробную регламентацию и квалификацию адм. проступков во всех отраслях гос. управления, и уголовно-процессуальный кодекс, определяющий порядок адм. производства при расследовании и рассмотрении адм. проступков, в Венгрии 9 июня 1957 принят закон об общих постановлениях адм. процесса.

В капиталистич. гос-вах также не имеется А. к. (за исключением Португалии, где существует Свод законов под названием А. к., к-рый не содержит системы законодат. норм адм. права и хотя бы существенных отраслей законодательства в области внутр. управления). Во Франции под наименованием А. к. действует составленный частным издательством сборник разнородных и в разное время изданных нормативных актов, регулирующих деятельность органов центр, администрации, гос. служб, префектов, муниципалитетов, а также вопросы рыночной торговли и правил дорожного движения. в. А. Власов.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР, см. Надзор.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОСТУПОК, см. Административное правонарушение.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС 1) в широком смысле - деятельность по применению адм.-правовых норм и разрешению индивидуальных дел исполнит, и распорядит. органами гос. власти.

2) В узком смысле - урегулированная правовыми нормами деятельность гос. органов по разрешению адм.-правовых споров, возникающих между участниками (сторонами) спора, а также по применению мер адм. принуждения.

Задача сов. А. п.- обеспечение социалистич. законности в гос. управлении, охрана прав и законных интересов сов. граждан. Адм.-процессуальные нормы определяют порядок приёма и рассмотрения жалоб на действия гос. органов и их должностных лиц, порядок привлечения к ответственности за совершение адм. проступков, применения мер адм. воздействия (личное задержание, санитарные, адм.-технич., адм.-медицинские и др. меры). Участниками А. п. могут быть граждане, обществ, орг-ции, гос. органы и их должностные лица. Каждый из участников процесса имеет определённые законодательством процессуальные права и обязанности. Напр., гражданин имеет право требовать рассмотрения его жалобы в установленный законом срок и в компетентном органе, давать личные объяснения по существу дела, требовать вызова свидетелей и т. д. Обществ, орг-циям предоставлено право возбуждения дел об адм. нарушениях, участия в рассмотрении и разрешении жалоб, в деятельности административных комиссий и др. органов, полномочных применять меры адм. принуждения, и т. п.

А. п. представляет собой совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, к-рые могут быть разделены на след, стадии:

Возбуждение адм. дела по инициативе гос. органов, обществ, орг-ции или граждан, а затем направление его по подведомственности. Сроки возбуждения дела зависят от характера и содержания дела (напр., жалобы на незаконное наложение адм. штрафов подаются в суд в 10-дневный срок со дня получения постановления о наложении штрафа).

Рассмотрение и разрешение дела по существу. Это важнейшая стадия А. п. Законодательство (напр., Положение об административных комиссиях) чётко определяет порядок производства по адм. делам. Некоторые дела, возникающие из адм.-правовых отношений, законом отнесены к компетенции нар. судов (жалобы на неправильность в списках избирателей, иски об исключении из описи имущества, об отмене незаконно наложенных дисциплинарных взысканий и др.).

Исполнение решения (постановления) по делу возлагается либо на орган, вынесший решение, либо на иные органы управления (милицию, администрацию предприятия, учреждения и т. д.). По нек-рым категориям дел предусмотрены ограничит, сроки исполнения принятых решений (напр., постановление о наложении штрафа, не исполненное в течение 3 месяцев со дня его вынесения, исполнению не подлежит).

На всех стадиях А. п. должны соблюдаться предусмотренные законом процессуальные сроки. Сторонам А. п. предоставляется возможность ознакомления со всеми материалами дела, а в случае необходимости - истребования дополнит, материалов, вызова свидетелей и очевидцев. Решение должно быть принято в установленном законом порядке и в надлежащей форме.

Решения, принятые в порядке А. п., могут быть обжалованы сторонами в вышестоящий орган, а в случаях, установл. законом, - в суд, или опротестованы прокурором в порядке общего надзора.

Развитие и совершенствование А. п. в СССР неразрывно связано с дальнейшей демократизацией гос. аппарата: повышается роль законодат. регулирования адм. процесса, всё более широкое распространение получает принцип коллегиальности и др. демократич. формы деятельности гос. органов, решающих адм. дела, расширяется участие общественности на всех стадиях А. п., совершенствуются адм.-процессуальные гарантии прав сов. граждан.

Лит.: Салищева Н. Г., Административный процесс в СССР, М., 1964.

Н. Г. Салищева.

АДМИНИСТРАЦИЯ (от лат. administratio - управление), 1) в широком смысле - вся деятельность государства по управлению, к-рую К. Маркс определял как...организующую деятельность государства; (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 440). В СССР общегосударственную А. образуют исполнит, и распорядит. гос. органы, осуществляющие функции управления, т. е. повседневное управление экономия., социально-культурным и адм.-политич. строительством в Советском социалистич. гос-ве. 2) В узком смысле - лица, к-рые руководят учреждением или предприятием. Напр., директор предприятия и его заместители, ректор высшего учебного заведения и его заместители образуют соответственно А. данного предприятия, вуза.

В основе деятельности сов. А. лежит принцип законности, общие же правовые основы деятельности общегос. А. установлены Конституцией СССР, а также конституциями союзных и автономных республик. Правовое положение А. предприятий и учреждений, их компетенция определяются Уставом (Положением) этого учреждения. Партийные организации КПСС предприятий, в соответствии с Уставом КПСС, пользуются правом контроля деятельности администрации (ст. 59). Большую помощь в работе А. оказывают профсоюзные орг-ции предприятий и учреждений, постоянно действующие производственные совещания и др. Взаимоотношения вышестоящей и нижестоящей А. строятся на основе принципа демократического централизма.

А. наделяется определёнными правами, необходимыми для реализации возложенных на неё обязанностей (напр., правом на издание актов управления, найма и увольнения рабочих и служащих, поощрения и дисциплинарного наказания подчинённых). Вовне А. представляет интересы учреждения или предприятия, от его имени заключает договоры, выступает в судебных, арбитражных и др. гос. органах, а также в общественных орг-циях. А. Е. Лунёв.

АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЕННАЯ, Двоенное управление территорией, занятой в ходе воен. действий. 2) Воен. управление территорией, оккупированной в результате войны. 3) Учебная дисциплина. В дореволюц. России была особым предметом курса Академии Генштаба и рассматривала вопросы воен. законодательства, определявшие устройство и быт рус. армии. В сов. воен.-уч. заведениях А. в. как уч. дисциплина изучается в воен. уч-щах и нек-рых командных воен. академиях; включает изучение основ строительства Вооруж. Сил СССР, их комплектования, организацию соединений и частей, их мобилизацию, развёртывание, организацию работы в штабах и др.

АДМИНИСТРАЦИЯ ПОМОЩИ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ Объединённых Наций (United Nations Relief and Rehabilitation Administration; ЮНРРА), междунар. орг-ция, созданная в ходе 2-й мировой войны гос-вами - участниками антигитлеровской коалиции с целью оказания помощи населению стран, освобождённых от нем.-фаш. и япон. оккупации. Договор о создании ЮНРРА подписан 9 нояб. 1943 в Вашингтоне представителями 44 государств: Австралийского Союза, Бельгии, Боливии, Бразилии, Великобритании, Венесуэлы, Гаити, Гватемалы, Гондураса, Греции, Доминиканской Республики, Египта, Индии, Ирана, Ирака, Исландии, Канады, Китая, Колумбии, Коста-Рики, Кубы, Либерии, Люксембурга, Мексики, Нидерландов, Никарагуа, Новой Зеландии, Норвегии, Панамы, Парагвая, Перу, Польши, Сальвадора, СССР, США, Уругвая, Филиппин, Франции, Чехословакии, Чили, Экуадора, Эфиопии, Южно-Афр. Союза и Югославии. В авг. 1945 в члены ЮНРРА были приняты БССР, УССР, Дания, в марте 1946 - Турция. В нач. 1947 пр-ва США и Англии, не желая оказывать помощь на основе междунар. сотрудничества, добились ликвидации ЮНРРА.

Публ.: Правда, 1943, 14 нояб., № 281.

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ, 1) управление, заведование. 2) Формалыго-бюро-кратич. управление, осуществляемое лишь посредством приказов и распоряжений, командование, игнорирование роли масс в управлении социалистич. произ-вом.

АДМИРАЛ [голл. admiraal, от араб, амир аль (бахр) - владыка на море], воинское звание (чин) в воен.-мор. флотах. В Европе вощло в употребление в 12 в. в Венеции и Генуе, а затем распространилось на флоты др. стран. В России адмиральские чины (генерал-адмирал, адмирал, вице-адмирал и контр-адмирал) установлены Петром I в кон. 17 - нач. 18 вв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1940 в ВМФ СССР установлены звания: контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, адмирал флота; для адмиралов инженерно-корабельной службы - инженер-контр-адмирал, инженер-вице-адмирал и инженер-адмирал. 3 марта 1955 вместо звания адмирал флота введено звание Адмирал флота Советского Союза, а 28 апр. 1962 дополнительно введено звание адмирал флота.

АДМИРАЛ (Pyrameis atalanta), дневная бабочка сем. нимфалид. Крылья в размахе 5-6 см. Передние крылья сверху чёрные, на вершине с белыми пятнами и косой красной перевязью, задние - чёрные, с красной краевой полоской. Встречается А. по лесным опушкам, в парках и садах Европы и Азии (в Сибири). Летает в июле - сентябре, а перезимовавшие бабочки - весной. Гусеница живёт на листьях крапивы и чертополоха. Культурным растениям не вредит.

АДМИРАЛ ФЛОТА, воинское звание в ВМФ СССР и нек-рых др. странах (напр., Великобритании). В СССР введено 7 мая 1940. Упразднено 3 марта 1955 с введением звания Адмирал флота Советского Союза', 28 апр. 1962 вновь восстановлено и при этом приравнено к соответствующим общевойсковым воинским званиям - генерал армии и маршал рода войск.

АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА, высшее воинское звание в ВМФ, соответствующее воинскому званию Маршал Советского Союза. Введено Указом Президиума Верх. Совета СССР от 3 марта 1955.

АДМИРАЛТЕЙСКИЙ ПРИКАЗ, Приказ адмиралтейских дел, центральное гос. учреждение, ведавшее в России в нач. 18 в. строительством, вооружением и снабжением флота. В 1696 возник Адмиралтейский двор в Воронеже в составе Владимирского судного приказа, с ликвидацией к-рогоадмиралтейские и корабельные дела; были переданы в 1700 Ф. М. Апраксину и при нём был образован А. п. В 1712 осн. функции А. п. были переданы Воен.-мор. канцелярии в Петербурге, а приказ преобразован в её хоз. орган- Моск. адмиралтейскую контору.

Лит.: Веселаго Ф. Ф., Краткая история русского флота, 2 изд., М.- Л., 1939.

АДМИРАЛТЕЙСТВА ОСТРОВА (Admiralty Islands), группа вулканич. и коралловых о-вов в Тихом ок., в архипелаге Бисмарка. Входит в состав Новой Гвинеи - подопечной терр. Австрал. Союза. Пл. 2072 км2 (наиболее значит, о-в Манус, 1554 кл2). Нас. 19, 2 тыс. чел. (1965) - папуасы. Нек-рые острова возвышенны (на о-ве Манус вершина вые. до 719 м) и лесисты. Плантации кокосовой пальмы. Рыболовство. Открыты в 1527- 1529 исп. мореплавателем А. Сааведра.

АДМИРАЛТЕЙСТВ-КОЛЛЕГИЯ, высший орган управления мор. ведомством в России, учреждённый Петром I 12 дек. 1718. Функции А.-к. менялись: руководила строительством гл. обр. воен. кораблей, их вооружением, сооружением портов, гаваней и каналов, подготовкой мор. офицеров и т. д. Первым президентом А.-к. был Ф. М. Апраксин. В 1720 А.-к. было издано собрание воен.-мор. узаконений: Книга - устав морской о всем, что касается доброму управлению в бытность флота в море; (гл. автор - Пётр I). В 1802 А.-к. вошла в состав Мор. мин-ва. Наряду с А.-к. существовал Адмиралтейский департамент (1805-27) с функциями Гл. канцелярии мин-ва. В 1827 А.-к. была преобразована в Адмирал-тейств-совет; существовал до 1917.

Лит.: Веселаго Ф., Краткая история рус. флота (с начала развития мореплавания до 1825), 2 изд., М.- Л., 1939, с. 155-205.

АДМИРАЛТЕЙСТВО, 1) осн. центр воен. кораблестроения для отдельного мор. театра. В России в кон. 17-19 вв. имелись А. в Воронеже (1695-1711), Петербурге, Севастополе, Николаеве и в Кронштадте. А. обычно располагались в гаванях, портах и на удобных для спуска кораблей берегах рек, напр. Главное А. в Петербурге было расположено на левом берегу Невы. В 1704-1844 здесь строились корабли, а затем в нём были размещены органы управления флотом. 2) Здание в Ленинграде, выдающееся произведение русской и мировой архитектуры. Заложено как корабельная верфь в 1704 Петром I, к-рому принадлежал осн. замысел сооружения. С 1727 по 1738 перестраивалось И. К. Коробовым, с 1806-А. Д. Захаровым (закончено в 1823), создавшим монументальное здание в строгих формах рус. ампира. А., к башне к-рого сходятся 3 магистрали города, является центром архит. композиции Ленинграда. Органич. связь скульптуры (работы Ф. Ф. Щедрина, И. И. Те-ребенёва и др.) фасадов и интерьеров А. с архитектурой здания - блестящий образец синтеза этих двух иск-в.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал