Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Государственный строй 42 страница
Сельское хозяйство. В 1968 с.-х. угодья составляли 47, 2% всего земельного фонда А. В структуре угодий пахотные земли занимали 73%, сенокосы и пастбища 23, 9%, виноградники 1, 5%. В области 41 колхоз и 19 совхозов. В с. х-ве преобладает зерновое направление (ок. 50% всех посевов) с высоким уд. весом пшеницы и кукурузы (ок. 78%). Большую роль играют технич. культуры (16%), овощеводство и бахчеводство (2, 3%). Среди технич. культур по пром. значению выделяются: подсолнечник (8, 7%), сах. свёкла, юж. конопля, табак, эфирномасличные. Под кормовыми культурами 34, 5% посевной пл о щади. Достигнуты успехи по внедрению культуры чая (в предгорных р-нах). Ведутся работы по осушению и освоению плавневых земель, особенно Чибийских и Уль-ских плавней. Строятся рисовые оросит, системы; сооружается крупнейшее на Кавказе Краснодарское водохранилище (1969 ). В животноводстве преобладает разведение кр. рог. скота. Поголовье (на кон. 1968, в тыс. ): кр. рог. скот 154, 4, овцы 119, 4, свиньи 117, 3. В 1940 поголовье составляло (в тыс. ): кр. рог. скот 81, овцы 87, 3, свиньи 83, 6. Развиты птицеводство и пчеловодство. Транспорт. Терр. А. пересекают железные дороги: Новороссийск - Краснодар, Армавир - Туапсе, Белоре-ченск - Хаджох. Майкоп связан со мн. городами Сев. Кавказа и районами А. регулярным автобусным сообщением. Развито воздушное сообщение. Судоходство по Кубани. Внутренние различия. Западный (или Прикубанский ) район - в с. х-ве выделяются возделывание зерновых культур, овощеводство, разведение кр. рог. скота и свиней, а также птицеводство. Преобладает пром-сть по переработке с.-х. сырья. Восточный район - занимает предгорья и горную часть области. Развита лесная и деревообр. пром-сть. Имеется ряд предприятий пищевкусовой пром-сти. В с. х-ве, кроме произ-ва зерна, большое значение имеет разведение технич. культур, в т. ч. эфирномасличных, а также садоводство и виноградарство. Е. П. Мослов. Здравоохранение. На 1 янв. 1969 в А. насчитывалось 688 врачей (т. е. 1 врач на 551 жит. ) и 3208 больничных коек (84, 7 на 10 000 жителей ). На территории области имеются минеральные источники (сероводородные, хлоридно-натрие-вые ). Функционирует курорт Горячий Ключ. Культурное строительство. После Великой Окт. социалистич. революции была создана письменность на адыг. яз. В 1968/69 уч. г. в общеобразоват. школах обучалось 79 тыс. уч-ся, работали 6 ср. спец. уч. заведений (5, 3 тыс. уч-ся ) и Адыг. пед. ин-т (св. 4 тыс. студентов ). В А. имеются Ист.-краеведческий музей (Майкоп ), 168 массовых б-к, 171 клубное учреждение, 303 киноустановки. Печать и радиовещание. Выходят областные газеты: " Социалистическэ Адыгеи" (" Социалистическая Адыгея", с 1926 ) на адыг. яз., " Адыгейская правда" (с 1922 ). Областное радио ведёт радиопрограмму на адыгейском и русском языках, а также ретранслирует радиопередачи из Москвы и Краснодара. Область принимает телевизионные программы через Краснодарскую студию телевидения. Литература. Нар. поэзия адыгейцев очень богата. Она включает сказания о нартах [см. Нартский (нартовский) эпос], старинные героич. песни о борьбе народа против местных феодалов, военно-историч. песни, песни-плачи, охотничьи, трудовые, лирич., свадебные, колыбельные, шуточные. До Окт. революции были предприняты пек-рые попытки создания в Адыгее письменности на адыг. яз. Однако возникновение и развитие адыг. лит-ры стало возможным лишь после победы Сов. власти, с созданием письменности, появлением периодич. печати на адыг. яз. (1918). Первые успехи адыг. лит-ры связаны с именами А. Хаткова (1901-37; поэтич. сборники " Мелодии", 1931; " Часовой", 1935; на рус. яз.- " Мужество", 1938), Т. Керашева (р. 1902; роман " Шамбуль", 1-я ред. на рус. яз. 1932, на адыг. яз. 1934, переизд. под назв. " Дорога к счастью", 1947), И. Цея (1890-1936; пьесы " Кочас", 1925; " Хищники", 1926; " Фэмый", 1933 ), М. Па-ранука (р. 1912; поэмы " Ураза", 1929; " Будь бдительным", 1934 ). В середине 30-х гг. сделаны первые записи песен нар. ашуга Ц. Теучежа. Им созданы поэмы " Восстание бжедугов" (отд. изд. 1939 ) и " Мафоко Урысбий" (1939 ), рисующие историч. прошлое адыгов, и " Родина" (1939 ). Во время Великой Отечеств, войны, защищая Родину, погибли адыгейские писатели - Герой Сов. Союза X. Андрухаев (1921-41 ), А. Уджуху (1912-43 ), X. Уджуху (1917-42 ), Д. Ту-гуз (1918-42 ). Их воен. произв. вошли в сб. " Их слово и оружие были остры" (1966 ). В послевоен. период плодотворно работают Т. Керашев (романы " Состязание с мечтой", 1955; " Куко", 1968 ), М. Па-ранук (поэтич. сб-ки " Песнь счастливых", 1955; " Голос сердца", 1961; " Избранное", 1962; " Мирное утро", 1966 ), Ю. Тлю-стен (р. 1913; " Избранные произведения", 1964 ), А. Евтых (р. 1915; сб. рассказов " Возвращение", 1945; поэтич. сб. " Счастье", 1946; повести " Аул Псыбэ", 1950; " Превосходная должность", 1951; " У нас в ауле", 1953; " Девушка из аула", 1963 ), Д. Костанов (р. 1912; сб. рассказов " Две высоты", на рус. яз. 1947, на адыг. яз. 1948; " Труд славит человека", 1955; роман " Слияние рек", 1957; " Избранные произведения", 1962 ), К. Жанэ (р. 1919; " Стихи", 1945 ), С. Яхутль (р. 1914; " Избранное", 1964 ), А. Гадагатль (р. 1922; сб. " Сердце адыга", 1963 ). В конце 50-х гг. с литературными произведениями выступили X. Ашинов (р. 1926 ), И. Машбаш (р. 1930 ), X. Беретарь (р. 1931 ). В 60-е гг. изданы значит, в идейном и худож. отношениях книги: романы Ю. Тлюстена " Ожбаноковы" (1962 ), Дж. Джагупова " Звезда Галимет" (1964 ), А. Шеуджена " Не забудьте! " (1963 ), И. Машбаша " Оплаканных не ждут" (1966 ), X. Аши-нова " Всадник переходит бурную реку" (1966 ), Д. Костанова " Белая кувшинка" (1967 ), сб-ки поэта и переводчика произведений адыг. поэтов на рус. яз. П. Е. Резникова (р. 1910 ) " Голос дальних дорог" (1961 ), " Гвардия мира" (1964 ), пьеса Г. Схаплока " Даут" (1967 ) и др. Появились новые имена: В. Творогова, М. Тхаркахо, Е. Мамий, К. Кумпилов, Н. Куек, X. Панеш, С. Панеш, П. Ко-шубаев, Т. Чамоков, Р. Нехай и др. А. А. Схаляхо. Архитектура и изобразительное искусство. К эпохе бронзы восходят золотые и серебряные сосуды, фигурки львов и быков из Майкопского кургана, много-числ. дольмены; к раннежелезному веку - замечат. образцы " звериного стиля" (напр., из Келермесских курганов), ювелирные изделия, керамика, остатки жилищ-крепостей, оборонит, башен, культовых сооружений. Нар. жилые и хоз. постройки на протяжении веков делались с плетнёвыми стенами, обмазанными глиной, с двускатной соломенной или камышовой крышей. С 19 в. стали строить дерев, или саманные дома, иногда крытые черепицей или железом. В сов. время аулы получают б. ч. правильную планировку, строятся дерев., шлакобетонные и кирпичные жилые дома с 2-4 комнатами и верандой, клубы, школы, больницы. Преобразился г. Майкоп, в к-ром построены многоэтажные жилые и обществ, здания: ж.-д. вокзал, кинотеатры " Октябрь" (1950-е гг. ), " Гигант" (1961, арх. Ю. Ф. Каверин ), Драматич. театр им. А. С. Пушкина (1963, реконструкция, арх. С. Ф. Плешков, Н. А. Лебедев ), здание обкома (1966, арх. И. В. Ярошев-ский ), гостиница " Адыгея" (1967 ) и др. Сооружены памятник В. И. Ленину (бронза, 1959, скульптор М. Г. Манизер, арх. И. Е. Рожин ) и монумент " Дружба" (бронза, 1968, скульпторь! М. Г. и О. М. Манизер, арх. И. Е. Рожин ), посвящённый 400-летию добровольного присоединения А. к России. Одежда и предметы быта издавна украшались вышивкой золотыми и серебряными нитями, шёлком, шнуром, аппликацией. В узорах преобладают крупные растит, мотивы, негусто заполняющие фон. На серебряные изделия (украшения для одежды, конской сбруи и др. ) тонкие растит, и криволинейные узоры наносились гравировкой, чернью, филигранью, насечкой. Несложные геометрич. узоры характерны для циновок, резьбы по дереву, узорных войлоков. В сов. время появилось станковое изобразит, иск-во. В А. работают скульптор К. К. Сидашенко, живописцы И. В. Соколов, В. М. Мехед, Э. Н. Овчаренко, Д. И. Мельников, В. Ф. Долгов, Д. М. Меретуков и др. Музыка. Нар. муз. культура адыгейцев включает песенное творчество и музыку к танцам. Ист., героич., шуточные песни создавались иисполнялись обычно мужчинами; лирические, колыбельные, целебные, плачи - женщинами. Среди адыт. танцев - удж, зафак, загатлят, исламей и др. Адыг. нар. песни основаны преимущественно на диатонич. звукорядах. Им свойственно большое ритмич. разнообразие. Для адыт. песен характерно двухголосие, слагающееся из партий певца и хора, сопровождающего солиста в унисон или имеющего самостоят, мело-дич. рисунок. Адыг. нар. инструменты - камыль (духовой инструмент типа продольной флейты ), шичепшин (смычковый ), пхачич (ударный ). С сер. 19 в. получила распространение гармонь. Мн. рус. композиторы, будучи на Кавказе, познакомились с адыг. нар. музыкой и использовали её в своём творчестве - М. И. Глинка, А. А. Алябьев, М. А. Балакирев, С. И. Танеев и др. Активное изучение адыг. фольклора было начато после Великой Окт. социа-листич. революции (В. Л. Мессман, М. Ф. Гнесин, Г. М. Концевич, Н. Н. Миронов, А. Ф. Гребнев и др. ). Проф. адыг. муз. творчество развивается гл. обр. в области песенного жанра. Среди композиторов - У. Тхабисимов, М. Бе-сиджев, Г. Самогова, К. Туко и др.; исполнители - певицы засл. арт. РСФСР 3. Чичева, Р. Шеожева, Г. Самогова, певец К. Хейшхо и др. Ш, Шу. Театр. Истоки театр, иск-ва адыгейцев - в древнем нар. эпосе, песнях, шуточных сценах, входивших в бытовые, праздничные и трудовые обряды. Развитие нац. театр, иск-ва началось после Октябрьской революции и образования Адыг. АО. В 1933 был открыт театральный техникум. В 1941 в Майкопе создан обл. Драматич. театр им. А. С. Пушкина, в труппу к-рого вошли актёры адыг. обл. колхозно-совх. и рус. драматич. театров (создан в 1936 ). В годы Великой Отечественной войны театр прекратил деятельность. После изгнания фаш. оккупантов в 1943 начала работать рус. труппа, в 1958 - адыг. труппа. За годы Сов. власти выросла адыг. драматургия. Театр поставил пьесы адыг. драматургов Г. Схаплока, А. Хачака, Е. Мамия, Дж. Джагупова, а также рус. драматургов. Среди театр, деятелей А.: засл. деят. иск-в РСФСР М. С. Ахеджа-ков, засл. арт. РСФСР Н. Схакумидова, У. Цей и др. Лит.: Октябрем озаренная. Адыгея за 50 лет, Майкоп, 1967; Очерки истории Адыгеи, т. 1, Майкоп, 1957; 40 лет автономии Адыгеи. Сб. ст., Майкоп, 1962; Коссович П. Ф., Из истории нашей области, Майкоп, 1963; Пчентлешев X. А., Автономии Адыгеи - 45 лет, Майкоп, 1967; Гадагатль А., Героический эпос нарты и его генезис, Краснодар, 1967; Писатели Адыгеи. (Биографический справочник), Краснодар - Майкоп, 1965; Кэстан Д., Шъхьэлахъо А., Адытэ советскэ лите-ратурэр, Краснодар - Майкоп, 1966; Шиллинг Е. М., Адыгейский узор, " Искусство", 1940, № 3; Адыгейский орнамент [альбом, сост. М. Азаматова], Майкоп, 1960; Гнесин М. Ф., Черкесские песни, " Народное творчество", 1937, № 12; Гребнев А. Ф., Адытэ орэдхэр. Адыгейские (черкесские) народные песни и мелодии, М.- Л., 1941; Шейблер Т. К., Из истории развития кабардинской музыки за годы Советской власти, " Уч. зап. Кабардинского научно-исследовательского ин-та", 1948, т. 4. " АДЫГЕЙСКАЯ ПРАВДА", газета на рус. яз., орган Адыг. обкома КПСС и обл. Совета депутатов трудящихся. Издаётся с окт. 1922. До 1936 выходила в Краснодаре под назв. " Черкесская правда", " Адыгейская жизнь", " Колхозное знамя", с 1936 выпускается в Майкопе под назв. " А. п.". Выходит 5 раз в неделю. Тираж 30 тыс. экз. (1968 ). АДЫГЕЙСКИЙ ЯЗЫК, нижнечеркесский, кяхский, язык адыгейцев, входит в абхазо-адыгскую группу кавк. (иберийско-кавк. ) языков. Распространён в Адыг. АО и в Лазаревском и Туапсинском р-нах Краснодарского края РСФСР. Число говорящих на А. я. - ок. 87 тыс. чел. (1959 ). Имеет 4 диалекта: абадзехский, ожедухский, темир-гойский, шапсугский. Литературный А. я. сложился и развивается иа основе темиргойского диалекта. Фонетика А. я. отличается обилием согласных (в диалектах до 66 ); гласных в первичных корнях лишь два: " э" и " ы" краткие. Из стяжения слогов образовались долгие: е, и, а, о, у. Имя в определённом склонении изменяется по четырём падежам - прямому, косвенному, орудному и превратительному, а в неопределённом - по двум, изредка трём. Глагол богат формами лиц, чисел, времён, наклонений, залогов. Имеется многоличное, т. н. полиперсонное спряжение, когда в спрягаемую форму глагола одновременно включаются два или неск. личных префиксов, показателей субъекта, прямого и косвенного объектов. Для А. я. характерна многосоставность сказуемого, в состав к-рого могут входить личные префиксы, приставки места, направления и личного отношения, а иногда именные корни. Строй предложения изменяется в зависимости от переходности и непереходности сказуемого (подлежащее соответственно в косвенном и прямом падежах; сказуемое непереходное, с косвенным объектом ). Относительное определение стоит перед определяемым, а качественное - после определяемого. Обычный порядок слов в предложении: подлежащее, прямое дополнение, остальные члены, сказуемое. В лексике совр. А. я. выделяются первичные корни типа открытого слога. Из сочетания их образуется большинство адыг. слов. После Окт. революции была создана письменность на основе араб, алфавита, к-рый был заменён в 1927 латинским, а в 1938 - русским. Лит.: Яковлев Н. и Ашхамаф Д., Грамматика адыгейского литературного языка, М.- Л., 1941; Рогава Г. В., К вопросу о структуре именных основ и категориях грамматич. классов в адыгейских (черкесских) языках, Тб., 1956 (библ.); Русско-адыгейский словарь, М., 1960. АДЫГЕЙЦЫ (самоназвание адыге), народ, живущий в основном в Адыг. АО Краснодарского края РСФСР. Числ. 80 тыс. чел. (по переписи 1959). Говорят на адыгейском языке. Предки А., как и др. адыгских народов (см. Л ды г и), были автохтонным населением сев.-зап. Кавказа, хотя в их этногенезе участвовали и пришлые элементы (скифы, сарматы, аланы и др.). В 13-14 вв. часть адыгов переселилась в басе. р. Терек (кабардинцы), а осн. масса осталась на побережье Чёрного м. и в Закубанье. Эта зап. группа адыгских племён, известная под именем черкесов - непосредств. предков совр. А., включала в себя в кон. 18 и 1-й пол. 19 вв. шапсугов, абадзехов, натухайцев, темиргоевцев, бжедухов, бесленеевцев и др. более мелкие племена. Остатки плем. деления сохранились в диалектах адыгейского яз. Осн. занятиями А. были земледелие и скотоводство. Преобладающей религией был (с 18 в.) ислам суннитского толка. Великая Окт. социалистич. революция внесла коренные изменения в экономику, культуру и быт А. 27 июля 1922 была создана Адыг. АО. В ходе социалистич. строительства было коллективизировано с. х-во, развилась пром-сть, адыгейский народ создал свою интеллигенцию. См. Адыгейская автономная область. Лит.: Очерки истории Адыгеи, т. 1, Майкоп, 1957; Люлье Л. Я., Черкесия. Исто-рико-этнографические статьи, Краснодар, 1927; Октябрём озарённая. Адыгея за 50 лет, Майкоп, 1967. Б. А. Гарданов. АДЫГИ, общее наименование многочисленной в прошлом группы родственных по происхождению племён Сев. Кавказа, называвших себя адыте и известных в европ. и вост. лит-ре со времён средневековья под именем черкесов. Из совр. народов Кавказа к А. относятся адыгейцы, кабардинцы и черкесы, говорящие на родств. языках, составляющих особую ветвь сев.-зап. (абхазо-адыгской ) группы кавк. языков, и сохранившие в своей материальной и духовной культуре много общих элементов. В древности адыгские племена обитали на Ю.-З. Сев. Кавказа и Черноморском побережье. Прикубан-ские племена обычно упоминаются у античных авторов под собират. именем меотов, а причерноморские - под собств. именами; из них этнонимы зихи и кер-кеты стали позже также собирательными. Примерно в 5 в. зихи возглавили просуществовавший до 10 в. союз адыгских племён, а имя зихов вытеснило др. племенные названия адыгов. В рус. летописях с 10 в. А. именуются уже касогами, а в восточных (арабо- и персоязыч-ных ) источниках - кашаками, кешеками (" к-ш-к" ). Со времени монг. нашествия (13 в. ) распространилось наименование черкесы (ср. этноним антич. времени - керкеты ), хотя в зап. литературе иногда сохранялся и термин " зихи". В 13-14 вв. часть А. продвинулась на В. - в басе. р. Терек, где жили прежде аланы, в значит, части истреблённые во время нашествия монголов и частично оттеснённые в горы; оставшиеся на месте смешались с А. Так образовалась кабардинская народность, а из др. адыгских племён - адыгейская народность. Адыгское население Карачаево-Черкесской АО состоит отчасти из потомков зап.-адыгских (бесленеевцы ) племён, отчасти из переселившихся на Кубань в 20-40-х гг. 19 в. кабардинцев. Лит.: Деопик В. Б., Адыгейские племена, в кн.; Очерки истории СССР. III- IX вв., М., 1956; Ногмов Ш. Б., История адыгейского народа..., Нальчик, 1958. Б. А. Гарданов. АДЫРЫ (тюрк. ), холмисто-увалистые предгорья, окаймляющие Ферганскую котловину. Представляют собой полосу слившихся и перекрывающих друг друга конусов выноса, сложенных лёссово-кон-гломератовыми отложениями - продуктами разрушения гор. Высоты относительно прилегающих равнин 100-400 м. Изрезаны сильно разветвлёнными сухими балками и оврагами и имеют ландшафт полупустынь и пустынь, где большую роль играет эфемеровая растительность. АДЫЧА (в верховьях Боронг, в ниж. течении Адыаччи ), река в Якут. АССР, прав, приток Яны. Дл. 715 км, пл. басе. 89 800 км 2. Берёт начало с зап. склонов хр. Черского. Течёт в широкой долине. Питание снеговое и дождевое. Ср. расход 485 м 3/сек. Замерзает в октябре, зимой перемерзает от 1 до 4, 5 мес; вскрывается в конце мая. Гл. притоки: Делакаг, Чаркы, Туостах - справа; Дербеке, Нельгесе, Борулах - слева. Характерны огромные наледи. АДЫЯМАН (Adiyaman ), населённый пункт в Турции к Ю. от Малатьи, в 4, 5 км к С.-В. от к-рого в 1927, 1937-38 и позднее было исследовано позднепалео-литич. местонахождение с разнообразными кам. (кремень, яшма, реже обсидиан ) изделиями, относящимися, по мнению нек-рых учёных, к ориньякской культуре. Среди находок: скребки, резцы, пластины с затупленным краем, проколки, нуклеусы и др., нек-рое количество мустьерских форм, изделия, относящиеся, вероятно, к неолитич. эпохе. В р-не А. открыты также наскальные изображения (горные козлы ). Лит.: Любин В. П., Палеолит Турции и проблема раннего расселения человечества, в сб.: Советская археология, [в.] 27, М., 1957 (библ.). АДЭР (Adare), скалистый мыс в Вост. Антарктиде, на п-ове Адэр (71017' ю. ш. и 170018' в. д.), сев.-вост. оконечность Земли Виктории. Усмотрен в 1841 англ, экспедицией Дж. Росса и назван именем его друга. Вблизи мыса, на п-ове А. в 1899 была создана первая на антарктич. материке науч. зимовочная станция Кейп-Адэр, работавшая в течение года под рук. К. Борхгревинка. АДЮЛЬТЕР (франц. adultere), супружеская неверность, измена. АЖАЕВ Василий Николаевич [30.1 (12.2).1915, дер. Соцкое Моск. губ., - 27.4.1968, Москва], русский советский писатель. Окончил Лит. ин-т им. А. М. Горького (1944). Начал печататься в 1934. В 1948 опубл. сб. рассказов " Золото". Автор романа " Далеко от Москвы" (1948; Гос. пр. СССР, 1949) о трудовых подвигах сов. людей, построивших в годы Великой Отечеств, войны нефтепровод в глухой тайге. По роману созданы одноим. фильм (1950) и опера И. И. Дзержинского (1954). В 1961 опубликована повесть " Предисловие к жизни" о советской молодёжи. Награждён орденом Трудового Красного Знамени. Лит.: Ленобль Г., Место в бою, " Знамя", 1948, № 12; Гурвич А., Сила положительного примера, в его кн.: Черты современника, М., 1958; Соколов В., Вторая книга, " Новый мир", 1961, N0 10; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 1, Л., 1959. АЖБЕ, Ашбе (Azbe ), Антон (30.5. 1862, Доленьчице, Словения, - 6.8.1905, Мюнхен), словенский живописец и педагог. Учился в венской и мюнхенской АХ. В своём творчестве (" Голова крестьянина", ок. 1890, " В гареме", ок. 1895, " Негритянка", ок. 1895, - все в Нац. гал. в Любляне ) отошёл от живописной системы академизма и приблизился к принципам пленэрной живописи. В 1891 основал в Мюнхене частную художеств, школу. Учениками А. были словен. импрессионисты И. Грохар, М. Яма, чеш. живописец Л. Куба, а также И. Э. Грабарь, В. В. Кандинский и др. Лит.: Грабарь И., Моя жизнь, М., 1937, с. 119 - 146; Молева Н. М., Б елютин Э. М., Школа Антона Ашбе, М., 1953; Anton Azbe in njegova Sola (katalog-zbornik), Ljubljana, 1962. АЖГОН, айован душистый, индийский тмин (Trachyspermum copticum, Carum ajowan), однолетнее растение, относится к роду айован сем. зонтичных. Стебель цилиндрический, с продольными бороздками, ветвистый, вые. до 70-120 с м. Корень веретенообразный, тонкий, проникает в почву до 1 м. Листья очередные, дважды-трижды пери-сторассечённые, нижние - черешковые. Цветки обоеполые мелкие с белым или фиолетовым венчиком, собраны в сложный зонтик. Плод двусемянка. Хорошо созревает при жаркой, ясной погоде и умеренной влажности почвы. Дико встречается в странах Средиземноморья, М. Азии, Индии, Ср. и Вост. Азии. Культивируют как эфирномасличное в Индии, Афганистане, Иране, Турции, КНР, Аргентине, странах Сев. Африки и др. В СССР возделывают в Чуйской долине (Киргизия ); нек-рые биотипы созревают в ср. полосе Европ. части СССР. Плоды содержат 2, 5-10% эфирного масла (с 35-40% тимола ), 20-32% жира и 15-17% белка. Тимол используют в медицине, в парфю-мерно-косметич., лакокрасочной, пищ. и др. отраслях пром-сти. Обестимоленное эфирное масло (тимен ) применяют в мыловарении. Отходы переработки плодов хорошо поедают животные. Семена прорастают при темп-ре 80С. Всходы, в зависимости от темп-ры и влажности почвы, появляются на 12-30-й день после посева. Вегетац. период 120-156 дней. Сеют рано весной; в Киргизии можно сеять и под зиму, но посевы А. требуют полива. Убирают А. раздельным способом при побурении плодов на зонтиках 1-го порядка у 60-70% растений. При хорошей агротехнике урожай плодов 8-12 ц с 1 га. А. Т. Ксендз. АЖИНИЯЗ Косыбай улы (1824-1878 ), каракалпакский поэт. Писал также на узб. и казах, языках. Автор популярных любовных и филос. стихов; их осн. тема - мысль о социальном неравенстве, жажда лучшей жизни для народа. В поэме " Бозатау" изображено восстание каракалпаков против хивинского хана за нац. независимость в 1858-59. Соч.: Тацглаулы косыклар топламы, Некие, 1949; Тацгламалы шытармалары, Некие, 1965. Лит.: Давкараев Н., Очерки по истории дореволюционной каракалпакской литературы, Таш., 1959. АЖИОТАЖ (франц. agiotage ), 1 ) спекулятивная горячка на капиталистич. биржах и рынках. 2 ) (Перен. ) сильное возбуждение, борьба интересов вокруг к.-л. дела, вопроса. АЖУР (от франц. a jour - по сей день ) в бухгалтерии, состояние бухгалтерского учёта, при к-ром все счётные записи делают в день совершения хоз. операций; в более широком смысле - когда учётно-вычислит. работы выполняются в установленные графиком сроки. АЖУР (франц. ajour, от ajourer - делать сквозным ), 1 ) тонкая кружевная ткань (напр., ажурные чулки ). 2 ) Искусное плетение из тонких металлич. нитей в ювелирной работе, в художеств, литье (напр., ажурная решётка и т. п. ). 3 ) (Перен. ) тонкая, особо тщательная, искусно выполненная работа. АЗАД Маулана Абул Калам Азад (11.9.1888-22.2.1958 ), индийский политич. деятель и учёный. Один из лидеров нац.-освободит, движения, после-доват. сторонник индусско-мусульм. единства. Происходил из старинного рода делийских мусульм. улемов (законоведов ). С 1912 чл. партии Инд. нац. конгресс. В 1912-14 издавал на яз. урду газ. " Аль-Хиляль" (" Полумесяц" ) - орган антиангл, пропаганды наиболее радикально настроенной части мусульм. бурж. интеллигенции. А.- один из руководителей кампании гражд. неповиновения в 1919-22 и в 1930. Возглавлял инд. делегации во время переговоров с Англией в 1942, 1945, 1946. Автор комментариев к Корану и работ по философии и истории лит-ры урду. В авг. 1947 стал мин. просвещения независимой Индии. Соч. в рус. пер.: Индия добивается свободы, М., 1961. Лит.: Desai Mahadev, Maulana Abul Kalam Azad, L., 1941. Л. Р. Полонская. АЗАДИ Довлетмамед (1700-60 ), туркменский поэт и учёный. Отец классика туркм. лит-ры Махтумкули. Приверженец суфизма. Осн. произв. А.- поэма " Бехишт-наме" и дидактич. соч. " Вагзи-Азад", написанное в форме месневи. Язык поэмы архаичен и изобилует арабо-перс. элементами. Соч.: Сайланан эсерлер, Ашгабат, 1946; Антология туркм. поэзии, М., 1949. Лит.: Самойлович А., Стихи Доу-лет-Мамеда моллы, отца Махтумкули, в кн. Русское археологическое общество. Восточ ное отделение, т. 22, в. 1 - 2, СПБ, 1914 Ильясов О., Книга " Вагзи-Азад", Аш. 1963; Каррыев Б. А., Довлетмамед Азади, " Известия Туркм. ФАН СССР", 1949, № 2, 4 (резюме на рус.яз.). АЗАДОВСКИЙ Марк Константинович [6(18).12.1888, Иркутск, - 24.11.1954, Ленинград], русский советский фольклорист, литературовед, этнограф. Окончил в 1913 историко-филологич. ф-т Петерб. ун-та. Преподавал в Томском, Иркутскоми Ленингр. ун-тах. Автор трудов о сказках, причитаниях (1922), о писателях-декабристах, о связи лит-ры и фольклора. Итог науч.-лит. деятельности А.- капитальный труд " История русской фольклористики" (т. 1-2, 1958-63). Соч.: Ленские причитания, Чита, 1922; Верхнеленские сказки, Иркутск, 1938; Русская сказка, т. 1 - 2, М.- Л., 1932; Литература и фольклор, Л., 1938; Затерянные и утраченные произведения декабристов, в кн.: Лит. наследство, т. 59, кн. 1, М., 1954; Статьи о литературе и фольклоре, М.- Л., 1960. Лит.: Жирмунский В. М., М. К. Азадовский. Вступ. ст., в кн.; Азадовский М. К., История русской фольклористики, т. 1, М., 1958. A3АЛЕЯ, азалия (Azalea), бытующее в садоводстве название видов рода рододендрон сем. вересковых. Наиболее известна т. н. А. индийская - вечнозелёный (или полу вечнозелёный ) кустарник с красивыми яркими цветками (венчик чисто белый, розовый, красный или пёстрый ). Лит.: Деревья и кустарники СССР, т. 5, М.- Л., i960; Приходько С., Азалия индийская, К., 1967. АЗАМ (Asam ), братья Космас Дамиан (28.9.1686, Бенедиктбёйерн, - 10.5.1739, Мюнхен ) и Эгид Квирин (1.9.1692, Тегернзе, -29.4.1750, Ман-гейм ), немецкие живописцы, скульпторы и архитекторы, представители барокко. Учились в Риме (1712-14 ); деятельность их протекала гл. обр. в Баварии (отделка церк. интерьеров в Pope, 1717-23, и Фрейзинге, 1723; стр-во церкви монастыря бенедиктинцев в Вельтенбурге, 1716-21, и церкви Санкт-Иоганн-Непо-мук в Мюнхене, с 1733 ). Художеств, разносторонность А. позволяла им мастерски решать проблему пышно декори-ров. барочного интерьера, добиваясь органичного сплава разных видов иск-ва. Творчество А.- одно из крайних проявлений драматичной динамики барокко, к к-рой примешиваются религ. экзальтация и театр, патетика. Лит.: Hanfstaengl E., Die Bruder Cosmas Damian und Egid Quirin Asam, Munch., 1955. В.А.Лебедев. A3АН (араб.- призыв к молитве ), в исламе призыв к молитве, возвещаемый с минарета муэззином мечети перед каждой из пяти ежедневных молитв и один раз перед пятничной молитвой. АЗАНДЕ (Azande ), Банда, плоскогорье в Центр. Африке, на терр. Централь-ноафр. Республики, Конго (столица Киншаса ) и Судана, водораздел между басе. р. Конго, оз. Чад и р. Нил. Сложено кристаллич. и метаморфич. докембрий-скими породами. Ср. вые. 600-900 м (наибольшая на 3.- 1400 м). Высокотравная саванна с пятнами листопадных лесов, вдоль рек - вечнозелёные гале-рейные леса. Месторождения золота и алмазов. АЗАНДЕ, санде, базенда, ньямньям (самоназвание азанде ), народ, населяющий междуречье pp. Уэле и Мбому в Конго (столица Киншаса ) и пограничные р-ны Центрально-афр. Республики и Судана. Общая числ. ок. 1, 6 млн. чел. (оценка 1967 ). Язык - занде. Сохраняются традиц. верования (культ предков, культы сил природы ). В 18-19 вв. А. создали единый союз племён во главе с верх, вождём. Осн. занятие - земледелие (сорго, просо, кукуруза, маниок ); отчасти скотоводство. В кон. 19 в. А. исследовал и описал рус. путешественник В. В. Юнкер.
|