Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественные науки






Общественная мысль с древнейших времён до нач. 20 в. Зачатки обществ, идей встречаются уже в учении маздеизма (7 в. до н. э.), к-рый по мере эволюции преобразуется в зороастризм (с 6 в. до н. э.); несколько позже возникает магизм. По филос. содержанию зороастризм и магизм являлись дуалистич. системами, основанными на представлении о борьбе в мире двух противоположных начал: света и тьмы, добра и зла.

В период зарождения и формирования феод, отношений (3-6 вв.) обострение классовой борьбы находит своё идеоло-гич. выражение в религ. учении манихейства (3 в.). Существ, влияние на его формирование наряду с зороастризмом оказали гностицизм и христианство, проникавшее на Бл. Восток в форме различных ересей (несторианство и др.). В отличие от зороастризма, манихейство выдвигало тезис о господстве в мире тьмы н зла, в плену у к-рых находятся свет и добро. Манихейство послужило религ. оболочкой идеологии маздакизма (возник в Иране в кон. 5 - нач. 6 вв.); отвергая манихейский пессимизм и аскетизм, маздакиты проповедовали иму-ществ. равенство, считая естеств. блага- землю с её недрами, воду и т. п.- общим достоянием; они призывали к переустройству земной жизни в интересах обездоленных масс, утверждали веру в возможность немедленного водворения на земле царства справедливости.

Наряду с развитием филос.-религ. представлений в А. происходит накопление исторических знаний о народах, населявших Азербайджан. Этот процесс начался в глубокой древности. Уже в 7 в. было предпринято составление летописи Кавказской Албании, известной в науке под назв. " История агван".

В сер. 7 в. А. подвергся нашествию арабов. В период борьбы азерб. народа против гнёта араб, и местных феодалов (8-10 вв.) маздакизм возродился в форме учения хуррамитов. Идеологи хуррамизма - Джавидан и Бабек-гл. причину социальной несправедливости видели в наличии крупной земельной собственности и господстве феодалов. Хуррамиты призывали народ к борьбе за освобождение от феод, гнёта, установление имущественного равенства и справедливое распределение земли между крестьянами.

В эпоху арабских завоеваний в А. и др. подвластных Халифату странах получили распространение исторические и географические знания. С 8 в. в А. по арабским переводам начинают знакомиться с греческой философией, сначала с системами Платона и Пифагора, затем - Аристотеля. Получило распространение учение Эмпедокла и др. Наряду с этим появилась большая апокрифич. лит-pa - тексты, приписываемые Эмпедоклу, Демокриту, Аристотелю и др. (т. н. Псев-до-Эмпедокл, Псевдо-Демокрит и Псевдо-Аристотель). И хотя все эти подражания не отличались глубиной философствования, они всё же сыграли свою роль, подготовив почву для зарождения нац. филос. традиции. Среди группы философов 10 в. (" Ихван ас-сафа" - " Братья чистоты"), издававшей своеобразную филос. энциклопедию, были и азербайджанцы. Арабоязычный аристотелизм имел в А. видного представителя в лице Бах-маняра (11 в.), стремившегося сочетать философию Аристотеля с исламом. Другим течением филос. и обществ, мысли А. в феод, период был суфизм, гл. обр. пантеистический, видным представителем которого был Махмуд Шабу-стари (кон. 13 - нач. 14 вв.).

Высшим достижением ср.-век. мысли А. является творчество великого поэта-мыслителя Низами Ганджеви (12 в.). По своим филос. воззрениям Низами был идеалистом, но в его мировоззрении содержались элементы стихийной диалектики и материализма. Он сочувственно относился к борьбе угнетённых масс против феодалов, воспевая труд - основу социального равенства. Разуму, идее, слову Низами отводил гл. роль в борьбе за всеобщее равенство. Старший современник Низами - поэт Хагани признавал роль ощущений и разума в познании, отрицал мистич. интуицию.

В 11 -12 вв. выдвинулась целая плеяда азерб. учёных, предпринимавших длительные путешествия по странам Востока и составивших ценные труды по истории, географии, астрономии, медицине. Известный араб, путешественник Якут Хамави называет имена людей, вышедших из Ширвана, Дербента, Сал-маса, Мараги, Тебриза и получивших образование в крупных культурных центрах Востока. Бардинец Макки ибн Ахмед путешествовал по Мавераннахру, Хорасану, по свидетельству ср.-век. авторов он оставил множество книг. Поэт-учёный ХатибТебризи (11 в.) преподавал в медресе Низамия в Багдаде. Абубекр Мухаммед Ширвани занимался правоведением.

Монг.-тат. нашествие 13 в. привело к усилению реакции в области обществ, мысли в А. Однако в этот период жил и работал прогрессивный учёный - астроном и математик Насирэддин Туси. В его " Трактате о династиях" изложен утопический проект переустройства экономической политики гос-ва (значит, сокращение налогов и податей, новый принцип установления размеров налога, исходящий из учёта степени доходности земельных участков и имуществ. ценза налогоплательщиков). Ему принадлежит идея своеобразной классификации гос. расходов и доходов.

В это же время были сделаны важные шаги в прогрессивном развитии ист. познания (созданы летописные ист. сочинения и др.). В труде тебризского историка Фазлаллаха Рашидаддина (13 - 14 вв.), известном под назв. " Джами ат-таварих" (" Сборник летописей"), содержатся ценные сведения об экономич. и политич. событиях в А. и сопредельных странах периода мопг.-тат. владычества. Мухаммед Нахичевани (14 в.) составил кн. " Дастур аль-китаб" (" Руководство для писца"), в к-рой приводятся сведения о социально-экономич. жизни А. 13-14 вв.

В 14-15 вв. на Бл. Востоке получает распространение религ.-филос. учение хуруфизм. Крупным представителем этого учения был азерб. поэт Имадеддин Несими. Ценный материал по истории и географии А. во 2-й пол. 15 в. собран ъ соч. учёного-географа Абдуррашида Бакуви. Знатоком логики, лит-ры и вост.

•словесности был уроженец Тебриза Бедреддин Эмир Сеид Ахмед Ляляви. Автором популярного на Востоке труда тю этике " Ахлаги-Джелали" был историк и философ Джалаладдин Мухаммед Давани.

В 16 в. в связи с нек-рым оживлением экономич. жизни происходит известный подъём в области науки и обществ, мысли. Поэт М. Физули, в целом не выходя за рамки идеалистич. мировоззрения, в своих произведениях высказал ряд прогрессивных идей в области философии, логики и политики; в своём этич. учении он выступал как противник ср.-век. аскетизма.

В 16 в. усилился интерес к истории л культурному наследию азерб. народа. Выдающиеся для этого времени ист. соч. были созданы Гасанбеком Румлу и Ис-кендером Мюнши (16-17 вв.). Из обширного труда Румлу " Ахсанат ат-тава-рих" (" Лучшая из историй") сохранилась лишь его часть, охватывающая период 1405-1578. Большую ценность по политич. истории А., Ирана и др. сопредельных стран 16-17 вв. представляет труд Мюнши " Тарихи алем-арайи Абба-сиз> (" История украсителя мира Аббаса"). Азерб. философ 17 в. Юсиф Мухаммед-жан оглы Карабаги, большую часть своей жизни проведший в Самарканде и Бухаре, был известен как автор ряда трактатов по философии и праву.

С образованием на терр. А. во 2-й пол. 18 в. отдельных феод, ханств появляются местные хроники. Учёные А. феод, эпохи собрали ценный фактич. материал по истории, географии, лит-ре и фольклору А. и сопредельных с ним стран. Значит, вехой в становлении ист. науки в А. следует считать появление с кон. 18 в. хроник на азерб. яз. (науч. соч. того времени писались в А. гл. " обр. на языке фарси). Азерб. учёный-географ Гаджи Зейналабдин Ширвани в кон. 18 - нач. 19 вв. предпринял путешествие по странам Востока, результаты к-рого описал в сочинениях, содержащих ценные сведения по истории, этно-тоафии, культуре народов Бл. и Ср. Востока, Индии и др. стран.

Новый этап в развитии обществ, мысли в А. наступил в 19 в. В результате присоединения А. к России ширятся его связи с рус. и мировой наукой и культурой. В этот период в развитии обществ, наук в А. происходит заметный качественный сдвиг. А. Бакиханов, впервые привлёкший широкий круг источников для написания истории А., М. Казем-бек (профессор Казанского, а затем Петерб. ун-тов, виднейший рус. востоковед), просветитель М. Топчибашев и др. развивают просветительские и демократич. идеи. Поэт М. Ш. Вазех, сторонник свободы для народа, оказал влияние на идейное формирование крупнейшего мыслителя Азербайджана - М. Ф. Ахундова, давшего наиболее цельное изложение системы материалистич. философии на Бл. Востоке. Издатель первой азерб. газ. " Экинчи" (" Пахарь"), демократ Г. Зардаби выступал против релит, предрассудков, был сторонником эволюционизма.

В 19 в. на более высокую ступень развития поднялась и азерб. историография. Азерб. учёные А. Бакиханов, М. Ф. Ахундов и др. предпринимали попытки создать ист. соч. исследовательского характера, обогащённые новым материалом и охватывающие значительно больший, в сравнении с прежними ист. трудами, территориальный ареал. Наиболее выдающимся трудом по истории Сев. А. и Дагестана явился " Гюлистан-Ирам" (" Райский цветник") А. Бакиханова.

В 60-80-х гг. 19 в. философия, политич. экономия, история выделяются из обществ, мысли в качестве самостоят, дисциплин с собственным предметом исследования. Разночинцы делают попытки ставить и решать практич. вопросы с точки зрения политич. экономии, к-рую М. Ф. Ахундов называл " наукой об управлении и политике", Г. Зардаби - " наукой о коммерции", Н. Везиров - " наукой об экономии времени". Осн. экономич. вопросы, рассматриваемые ими в тот период, - зависимость уровня прибыли от количества затраченного труда; колебание цен в связи с состоянием спроса и предложения на рынке; роль машины в повышении производительности труда; преимущества крупных предприятий перед мелкими; перелив средств произ-ва и труда из одной отрасли х-ва в другие и т. п. М. Ф. Ахундов уделял много внимания принципам распределения богатств, предлагая упразднить существовавшее отчисление 4/5 части доходов в пользу духовенства и потомков пророка и обложить все сословия налогом в пользу казны в размере 1/10 части, а сел. население - 1/20 части дохода.

С кон. 19 в. начался новый период в развитии социально-экономич. мысли А. В А. проникают идеи К. Маркса и Ф. Энгельса, изучается марксистское экопомич. учение. Подъём обществ, мысли в А. был связан прежде всего с тем, что в 80-90-х г. 19 в. в Баку начинает развиваться рабочее движение, возникают с.-д. кружки (см. раздел Коммунистическая партия Азербайджана). Всё это знаменует в развитии обществ, мысли в А. наступление нового - пролетарского - этапа.

С нач. 20 в. появляются первые марксистские работы по истории А. С позиций марксистской методологии освещаются мн. вопросы истории рабочего и ре-волюц. движения в работах П. А. Джапаридзе, Б. М. Кнунянца, Н. Н. Нариманова, И. В. Сталина, А. М. Стопани, С. Г. Шаумяна, С. М. Эфендиева и др. Идеи марксизма оказывали своё влияние и на представителей демократич. культуры. Видные деятели революц. демократич. мысли нач. 20 в. А. Сабир, Дж. Мамед-кулизаде и др. и основанный Мамедку-лизаде журн. " Молла Насреддин" (пользовался широкой популярностью и за пределами А.) вели борьбу против реакц. теоретиков (А. М. Руфетов, Алибек Гу-сейнзаде и др.), пытавшихся оторвать философию, лит-ру и иск-во от жизни, от политики, разоблачали сущность их религ.-филос. построений.

Л. О. Маковельский, А. Н. Гулиев.

Развитие общественных наук после Октябрьской революции. Подлинный подъём обществ, мысли в А. наступил после победы Великой Окт. социалистич. революции. Создание Азерб. Сов. Социалистич. Республики, осуществление социалистич. индустриализации и коллективизации послужили основой для широкого развития культурной революции и коренного изменения классовой и социальной структуры общества в А. Ленинская политика дружбы народов способствовала взаимообогащению нац. культур, развитию науки и просвещения в А.

Философия. В ходе строительства социализма в А. была проведена огромная работа по пропаганде марксистской философии. Вышли в свет переводы осн. работ К. Маркса и Ф. Энгельса, осуществлено издание перевода на азерб. яз. соч. В. И. Ленина, работ видных деятелей Коммунистич. партии. Изданы произведения рус. революц. демократов. Много внимания уделялось выработке азерб. филос. терминологии.

В 1-е десятилетие Сов. власти центром изучения марксистско-ленинской философии был Азерб. гос. ун-т (осн. в 1919). Ун-том были изданы " Логика" (1921, на рус. яз.) А. Гуляева и нек-рые работы А. О. Маковельского по истории др.-греч. философии. Азерб. гос. н.-и. ин-т (АзГНИИ, осн. в 1929) опубликовал впервые на рус. языке соч. франц. философа Дешана " Истина, или Достоверная система" (т. 1, 1930). Большую роль в пропаганде идей марксизма-ленинизма сыграл лит. и обществ.-политич. журн. " Маариф ве медениет" (" Просвещение и культура"), публиковавший статьи на филос. темы, переводы статей рус. сов. философов. Опубликованы произв. Н. Н. Нариманова, С. Агамали оглы и др. АН Азерб. ССР изданы " Избранные философские произведения" М. Ф. Ахундова (1953). В Азерб. гос. ун-те им. С. М. Кирова в 1945 в составе ист. ф-та было организовано филос. отделение; в 1947 - отделение логики в психологии на филологич. ф-те. Подготовка филос. кадров ведётся гл. обр. в АН Азерб. ССР и в Азерб. гос. ун-те. В АН Азерб. ССР научно-исследовательской работой по философии занимается Ин-т философии и права (до 1967 - сектор философии); разработка философской проблематики ведётся также на кафедрах философии вузов республики. По древней и ср.-век. истории азерб. философии изданы труды А. О. Маковельского, А. Закуева, Дж. Мустафаева, А. Сеидзаде, Ф. Касумзаде и др. В 1966 издан коллективный труд " Очерки по истории азербайджанской философии" (т. 1), охватывающий период с древних времён до 18 в. По истории азерб. философии 19-20 вв. изданы работы М. Касумова, Ш. Мамедова, В. Саме-дова, 3. Геюшева, Ф. Кочарли, Э. Ах-медова, Ш. Мирзоевой. Фундаментальные исследования по истории обще-ственно-политич. и филос. мысли А. 19 в. осуществил акад. АН Азерб. ССР Г. Н. Гусейнов, оставивший ценное наследие и по ряду др. проблем истории философии А., а также по проблемам диалек-тич. и ист. материализма. Истории философии и социологии народов Бл. и Ср. Востока посвящены исследования А. За-куева, А. Агахи, Э. Гасановой, А. Амин-заде и др. В А. издан ряд работ по проблемам диалектич. и ист. материализма, логики, ленинского филос. наследия (работы Дж. Ахмедли, 3. Багирова, Т. Расулова, 3. Оруджева, Г. Юсифзаде и др.), по проблемам науч. коммунизма (работы А. Шакирзаде и др.), эстетики, этики и науч. атеизма (А. Азнаурова, М. Саттарова, М. Мамедова, А. Асланова). А. О. Маковелъский.

Историческая наука. В Сов. А. ист. наука получила качественно новое развитие. В 20-е гг. в Баку было образовано " Об-во исследования и изучения А."; в " Известиях" и " Трудах" об-ва публиковались исследования и материалы по истории, этнографии и нумизматике А. Начались и систематич. археол. изыскания в А. Были предприняты первые попытки создания обобщающих работ по истории А.- Е. А. Пахомов написал " Краткий курс истории Азербайджана" (1923), В. М. Сысоев - " Краткий очерк истории А. (Северного)" (1925). В 30-е гг. впервые в историографии А. были опубликованы работы по истории крест, движения и по агр. вопросу (А. А. Губайдулин, А. А. Саламзаде и др.). В целом же период 20-30-х гг. характеризуется трудами по средневековой истории и истории 19 в., носящими в значительной мере фактологич. и описат. характер. Большую работу в области истории партии проводил Истпарт при ЦК и Бакинском к-те АКП(б), преобразованный в 1928 в Ин-т истории партии, В те же годы появились первые работы по истории Бакинской и Азерб. парт, орг-ций, по истории революционного движения (авторы: М. Д. Гусейнов, Р. Гусейнов, А. Дубнер, А. Г. Караев, В. В. Покшишевский, С. С. Шаумян и др.); в них был обобщён значит, фактич. материал, хотя нек-рые из этих работ содержали существ, ошибки.

Большое значение для развития ист. науки имело создание в 1935 в составе Азерб. филиала АН СССР (АзФАН) Ин-та истории, этнографии и археологии. В 1941 коллективом этого института была издана " История Азербайджана. Краткий очерк". Появился ряд документ, публикаций по истории присоединения А. к России, всеобщих стачек в Баку в 1903, 1904. В годы Великой Отечеств, войны историками А. выпускались работы о героич. прошлом азерб. народа, на ист.-патриотич. темы.

Большого развития марксистская ист. наука в А. достигла в послевоен. период, особенно после 20-го съезда КПСС. Историки А. в творческом содружестве с учёными Москвы, Ленинграда, республик Закавказья и Ср. Азии создали ряд обобщающих работ. В 1958-63 вышла в свет 3-томная " История Азербайджана", в к-рой впервые дан сводный очерк социально-экономич., политич. и культурной истории А. с древнейших времён до наших дней.

Многие работы носят конкретный характер и посвящены различным периодам и проблемам истории А. На основе данных археологии И. М. Джафарзаде опубликовал исследование о старой Гандже, а совместно с И. Г. Алиевым - очерки по древней истории А. Итоги раскопок в Мингечауре и Орен-кале, Ялойлу-тепе и др. обобщены в исследованиях Р. М. Ваидова, А. А. Иессена, О. Ш. Исмизаде, Г. И. Ионе, С. М. Ка-зиева и др. Известность получили работы Е. А. Пахомова по нумизматике. Истории Мидии, Албании Кавказской, ср.-век. А. посвящены работы И. М. Дьяконова, И. Г. Алиева, А. А. Ализаде, Г. Б. А6-дуллаева, В. Н. Левиатова, М. X. Ша-рифли, 3. И. Ямпольского и др. Крупный вклад в разработку важнейших проблем истории ср.-век. А. внесён фундамент, исследованиями И. П. Пет-рушевского.

В результате проведённых изысканий отвергнут долгое время имевший широкое хождение тезис о мидийском происхождении азерб. народа, выяснено место осн. этнич. компонентов, в т. ч. тюрко-язычных, в этногенезе азербайджанцев, внесены серьёзные уточнения в трактовку проблем о генезисе и формировании рабовладельческих и феод, отношений в А., о характере рядаср.-век. феодальных гос-в на терр. А., в т. ч. Сефевидского гос-ва, и мн. др.

Азерб. историки большое внимание уделяют вопросу об ист. значении присоединения А. к России, истории азерб.-рус. отношений. Одна из актуальных проблем азерб. историографии - изучение истории социально-экономич. отношений в А. 19-20 вв. Ц. П. Агаян, И. М. Гасанов, М. А. Исмайлов, А. С. Сумбатзаде, М. М. Эфендиев и др. занимаются вопросами развития капиталистич. отношений в с. х-ве и пром-сти, агр. законодательства царизма в Закавказье, состояния фабрично-заводской пром-сти А. до 1917 и др. Истории бакинского пролетариата и революц. движения рабочих и крестьян А. посвящены работы П. Н. Валуева, А. Н. Гу-лиева, 3. И. Ибрагимова, М. А. Казиева, И. В. Стригунова и др. Опубликованы исследования по истории азербайджанской культуры.

С 50-х гг. активизировалось изучение новейшей истории А. (с 1917). История Коммунистич. партии А., борьба трудящихся за установление Сов. власти исследуются в работах И. А. Гусейнова, 3. И. Ибрагимова, Дж. Б. Гулиева, Е. А. Токаржевского. Период социали-стич. строительства в А.- коллективизация, история сов. пром-сти, культурная революция, образование социалистич. наций - получил освещение в трудах X. Алиева, Т. Кочарли, X. Алимирзое-ва, П. Азизбековой и др. Развернулись исследования по истории А. периода Великой Отечеств, войны, послевоен. социалистич. и коммунистич. строительства. Успешные шаги в этом направлении делают историки Г. А. Мадатов, Д. П. Гу-лиев и др.

О крупных успехах ист. науки в А. свидетельствует и участие азерб. историков в создании работ регионального (" Очерки истории коммунистических организаций Закавказья", ч. 1) и всесоюзного значения (" История СССР с древнейших времен до наших дней", в 12 тт., серия " Народы мира", " Очерки истории исторической науки в СССР" и др.). В А. ведутся исследования по различным проблемам отечеств, и всеобщей истории, в особенности истории Турции, Ирана, Арабского Востока (3. Аб-дуллаев, Г. Алиев и др.).

Разработка перечисленных выше проблем ведётся в Ин-те истории и Ин-те народов Бл. и Ср. Востока АН Азерб. ССР, Ин-те истории партии ЦК КП А., на ист. ф-те Азерб. гос. ун-та, на ист.-филологич. ф-те Пед. ин-та им. В. И. Ленина, в учреждениях Архивного управления при Сов. Мин. Азерб. ССР и др.

А. Н. Гулиев.

Экономическая наука. В 1922 в Баку при Политехнич. ин-те им. М. Азизбекова был организован экономии, ф-т; в 1928 при Азерб. гос. ун-те был организован ещё один экономич. ф-т, на базе к-рого в 1929 были созданы Социально-экономич. ин-т и Ин-т торговли и кооперации. Начали развёртываться экономич. исследования, посвящённые различным отраслям нар. х-ва республики. С 1937 до 1959 работал Азерб. гос. ин-т нар. х-ва им. К. Маркса, готовивший учёных-экономистов и разрабатывавший учебно-методич. пособия на азерб. яз.

В 1935 в азерб. филиале АН СССР был создан сектор экономики (с 1945 в АН Азерб. ССР). В 1958 на его базе был организован Институт экономики АН Азерб. ССР, где исследуются проблемы: темпы и пропорции развития нар. х-ва; экономическая эффективность капитальных вложений и осн. фондов; обоснования осн. направлений подъёма уровня экономич. развития р-нов А.; экономич. проблемы интенсификации и материального стимулирования производства в связи с хоз. реформой; воспроизводство рабочей силы и использование трудовых ресурсов в республике; социально-экономич. изменения в азерб. деревне; история нар. х-ва и экономич. мысли (руководители работ: А. С. Сумбатзаде, А. А. Махмудов, А. А. Надиров, А. К. Алескеров, Г. Я. Абдулсалимзаде и др.).

В 1962 был организован Азерб. н.-и. ин-т экономики и организации с. х-ыа, где анализируются вопросы размещения и специализации с. х-ва, проблемы хозрасчёта, материального стимулирования и совершенствования форм оплаты труда; нормативы затрат труда на произ-во осн. с.-х. продуктов; пути совершенствования цен на продукцию с. х-ва; повышение производительности труда; экономическая эффективность водохоз. стр-ва и улучшение использования водных ресурсов (руководители работ: С. А. Мирзоев, Д. Магеррамов и др.). В 1965 создан Н.-и. ин-т экономики при Госплане Азерб. ССР. В нём ведутся исследования по проблемам науч. основ планирования нар. х-ва; размещения производит, сил по экономическим районам; разработка межотраслевого баланса произ-ва и распределения продукта с применением математич. методов; прогнозирование развития отдельных отраслей нар. х-ва Азерб. ССР и трудовых ресурсов (М. М. Аллахвердиев и др.). В 1966 был создан Азерб. ин-т нар. х-ва им. Д. Буниатзаде. В Ин-те разрабатываются вопросы экономики, организации и планирования отраслей нар. х-ва Азерб. ССР и различные теоретич. вопросы политэкономии социализма и экономич. мысли (Б. Ю. Ахундов, А. С. Фараджев, Г. А. Дадашев, Ю.М.Ма-медов, А. А. Тривус, И. М. Датиев, Т. С. Велиев и др.). Тогда же в Баку

был создан Азерб. филиал Всесоюзного н.-и. ин-та по изучению спроса населения на товары нар. потребления и конъюнктуры торговли. При нек-рых н.-и. ин-тах организованы отраслевые лаборатории и отделы. Проводимые ими исследования имеют в основном практич. значение для развития экономики отдельных отраслей нар. х-ва республики и изучения экономики стран Бл. и Ср. Востока.

За годы Сов. власти в А. выросла большая группа учёных-экономистов, ведущих исследования по различным актуальным вопросам экономич. науки и разработке важнейших проблем развития нар. хозяйства Азерб. ССР.

А. А. Махмудов.

Юридическая наука. Создание и развитие юридич. науки в А. также началось после установления Сов. власти. До 1920 в А. не было юридич. науч. учреждений, а лиц, имеющих юридич. образование, было очень мало. В первые годы Сов. власти в А. были организованы краткосрочные курсы для работников юстиции, а в 1927 по постановлению ЦК компартии А. при вост. ф-те Азерб. гос. ун-та было создано правовое отделение, преобразованное в 1928 в юридич. ф-т. В 1968 создан Ин-т философии и права Азерб. АН; имеется также Азерб. н.-и. ин-т судебных экспертиз при Юридической комиссии Совета Министров Азерб. ССР (создан 1960).

Учёные-юристы принимают участие в разработке важнейших законодат. актов (например, в подготовке уголовного, уголовно-процессуального, гражд., гражд.-процессуального кодексов, принятых в 1960-64). Разработкой проблем юридической науки и подготовкой научно-практич. работников суда и прокуратуры в А. занимаются специалисты-юристы высокой квалификации: Дж. А. Керимов, В. П. Каграманов, А. Ш. Мильман, Д. Г. Мовсумов, М. Н. Алескеров, Ф. Н. Ахмедов, М. С. Халафов, И. П. Мамедов и др. Учёными-юристами созданы: обобщающий труд по истории гос-ва и права Сов. А.; монографич. работы о развитии отдельных отраслей сов. социалистич. права в А. в период строительства социализма; о гос.-правовых взглядах выдающихся азерб. мыслителей прошлого; ряд учебников и уч. пособий; ведётся комплексная разработка вопросов укрепления социалистич. законности и охраны прав граждан на совр. этапе коммунистич. строительства. Г. Сулейманов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал