Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVI. Музыка. Отдельные сведения о ранних этапах развития музыки на терр






Отдельные сведения о ранних этапах развития музыки на терр. совр. А. дают наскальные изображения, датируемые 5 - 3-м тыс. до н. э. Сохранился своеобразный ударный инструмент кам. века " гавал-даш" (" камень-бубен") в Кобу-стане. Найденные при раскопках муз. инструменты (на терр. Мингечаура), а также сказания (героич. эпос " Китаби Деде Коркуд") свидетельствуют о муз. культуре прошлого. На протяжении мн.веков азерб. музыка бытовала в рамках фольклорного иск-ва. Были созданы клас-сич. образцы мелодий, отмеченные тонкой разработанностью ладово-интонац. строя и ритмики. Вокально-инструмент. формы содержат существ, элементы многоголосия. Особенно обширно нар. песенное творчество, многогранно отразившее различные стороны нац. жизни. Широко представлены песни трудовые (" Лучи труда", " Песня косаря"), исторические (" Пеший Кёр-оглы"), лирические (" Ты похожа на возлюбленную", " У подножия крепости", " О, сокол"), обрядовые, свадебные, шуточные (" Иди, иди") и т. д. Песни исполняются соло, редко - коллективно, в основном в унисон. Самостоят, областью в азерб. муз. фольклоре является танц. музыка. Характерные размеры 6/8 отличаются разнообразием и остротой ритмич. фигур (часты пунктиры, синкопы). Среди азерб. муз. инструментов - тар, саз, канон, уд (струнно-щипковая группа), кеманча (струнно-смычковая), ту тек, баламан, или балабан, зурна (духовые), нагара, гоша-нагара, дэф, или бубен (ударные), и др.

Иск-во ашугов, представляющее проф. нар. искусство, импровизационно, оно подчинено определённым стилистич. признакам (многократные точные или вариантные повторы коротких попевок, иногда одного звука, небольшой диапазон мелодии и т. д.). Существует неск. десятков классич. ашугских мелодий, каждая из к-рых может исполняться на разные тексты (гахраманы - героич. песня, гёзеллеме - лирич. песня-восхваление ит. д.). Ашуги исполняют дастаны (сказания) - героические (" Кёр-оглы"), лирические (" Асли и Керем", " Ащуг-Га-риб"), песни-диалоги - дейишме (муз.-поэтич. соревнования 2 ащугов), аккомпанируя себе на сазе. Среди выдающихся ашугов прошлого - Гурбани, Аббас Туфарганлы, Алескер, среди совр. ашугов - Асад Рзаев, Мирза Байрамов, Шамшир Годжаев, Ислам Юсифов и др. Традиц. азербайджанская музыка основана на развитой ладовой системе. Особенно распространены лады раст, шур, сегях. Шур является интонац. основой музыки ашугов. Исследованиями этих ладов занимались уже в ср. века теоретики Сафи-ад-дин Абд-аль-Мумин аль Урмави, Абдул Кадир Мараги, писавшие трактаты о ладах, муз. формах и связях музыки с поэтич. текстом. Названия осн. 7 ладов стали названиями мугамов.

С развитием городской культуры в ср. века связано возникновение мугамов - вокально-инструмент. циклич. пьес с контрастным сопоставлением импрови-зац.-речитативных разделов и чётких, закруглённых песенно-танцевальных мелодий (тэсниф - песня в мугаме, ренг - инструментальный эпизод). Каждая пьеса строится в одном из ладов мугамов и носит соответств. название - " Раст", " Шур", " Сегях", " Шуштэр", " Чаргях", " Баяты-шираз", " Хумаюн". Исполнители их - музыканты-профессионалы, составляют вокально-инструмент. ансамбли в составе: ханенде - певец, сазандари - тарист, кеманчист, бубнист. Текстами мугамов служат обычно стихи поэтов-классиков. В мугамах прослеживаются элементы многоголосия. Контрастность мелодич. линий возникает в зэрби-мугамах, в к-рых импровизац. вокальная партия звучит на фоне остинатных, ритмически чётких мотивов инструмент, сопровождения. Известные мугаматисты старших поколений (19 - 20 вв.) - певцы Г. Гуси, Кечачи Мамед, И. Абдуллаев, Д. Карягды, М. Бейбутов, М. Д. Амиров, С. Шушинский, 3. Адигезалов, таристы Садых Асад оглы, или Садыхджан (реконструктор тара и основатель школы совр. игры на этом инструменте), К. При-мов, М. Мансуров, А. Бакиханов; новых поколений - певцы X. Шушинский, С. Кадымова, Ш. Алекперова, А. Алиев, таристы Б. Мансуров, Э. Дадашев, Г. Мамедов и др. Большая часть муга-матистов родом из Карабаха. Мугамы исследовал Навваб Мир Мохсин Шушинский. Теория азерб. ладов создана У. Гаджибековым - " Основы азербайджанской народной музыки" (изд. в 1945).

В нач. 20 в. У. Гаджибеков закладывает фундамент совр. муз. культуры А. Его первая опера " Лейли и Меджнун" по одноим. поэме Физули (пост. 1908), основанная на нар. напевах, положила начало мугамной опере. В этом жанре написаны и др. оперы У. Гаджибекова (в т. ч. " Асли и Керем", 1912), М. Магомаева (" Шах Исмаил", пост. 1919), 3. Гаджибекова (" Ашуг-Гариб", пост. 1916). У. Гаджибеков создал также 3 муз. комедии, из к-рых известность приобрела " Аршин мал алан" (пост. 1913). Среди первых представителей нац. муз. театра - дирижёр М. Магомаев, артисты оперы и драмы Г. Сарабский, М. Терегулов, М. Багиров, Г. Гаджибабабеков, М. Алиев, А. Агдамский.

После установления Сов. власти в А. (1920) для развития муз. культуры открылись невиданные перспективы. В республике создаются консерватория (1921), муз. техникум и школы, муз. изд-во (1923). В 1926 У. Гаджибеков организовал первый многоголосный азерб. хор, в 1931 - первый нотный оркестр нар. инструментов. Были созданы муз. школа-десятилетка, филармонии (в Баку и Кировабаде), Азерб. гос. хор и др. коллективы; в 1938 - симфонич. оркестр.

В 1920-е гг. развитие получает массовая песня (У. Гаджибеков и М. Магомаев), появляются первые образцы нац. романса (А. Зейналлы). Крупным событием в муз. жизни А. была пост, в Баку оперы Р. М. Глиэра " Шахсенем" (1927, 2-я ред. 1934).

Бурный расцвет переживает азерб. музыка в 1934 - 40. Создаются оперы " Нэргиз" М. Магомаева (пост. 1935), выдающийся образец нац. муз. классики - " Кёр-оглы" У. Гаджибекова (пост. 1937), первый азерб. балет " Девичья башня" А. Бадалбейли (пост. 1940), муз. комедия " Пятирублёвая невеста" С. Рустамова (пост. 1938). Основоположниками совр. нац. школы вокального мастерства были певцы Ш. Мамедова и Бюль-Бюль.

В годы Великой Отечеств, войны созданы героико-патриотич. опера " Вэтэн" (" Родина") К. Караева и Дж. Гаджиева (пост. 1945) и др. произв. В муз. театре была пост, опера Ниязи " Хосров и Ширин", написанная на сюжет одноим. поэмы Низами (пост. 1942). Особенно заметно развивается симфонич. музыка. Первые азерб. симфонии создают К. Караев, Дж. Гаджиев, С. Гаджибеков (впервые исполнены на концертах декады музыки республик Закавказья в 1944 в Тбилиси). Одно из центр, мест в азерб. музыке тех лет занимает массовая песня патриотич. содержания. Возникает жанр романса-газели (У, Гаджибеков - " Без тебя", " Возлюбленная", слова Низами).

Интенсивное развитие получает азерб. музыка в послевоен. годы. Симфонич. музыка ярко и многогранно представлена в творчестве К. Караева (поэма " Лейли и Меджнун", 1947), Ф. Амирова (струнная симфония " Низами", 1947; симфонич. мугамы " Шур", " Кюрд Овшары", 1948), Дж. Гаджиева (поэма " За мир", 1951; 4-я симфония " Памяти Ленина", 1956), С. Гаджибекова (картина " Караван", 1945; Увертюра, 1956), Ниязи (симфонич. мугам " Раст", 1949), Дж. Джангирова (вокалыю-симфонич. поэма " По ту сторону Аракса", 1949; Концерт для скрипки с оркестром, 1951), Р. Гаджиева (Концерт для скрипки с оркестром, 1952).

Развитие муз. театра определили постановки оперы " Севиль" Ф. Амирова (1953), балета " Гюлынен" С. Гаджибекова (1950). Значительным событием стала постановка балета " Семь красавиц" К. Караева (1952), раскрывшего гуманистическую направленность образов Низами. Оперу " Низами" пишет А. Бадалбейли (пост. 1948). Современная тема прочно вошла в область оперетты: " Гызыл гюль" С. Гаджибекова (пост. 1940), " Дурна" С. Рустамова (пост. 1947), " Гезюн айдын" (" Добрая весть") Ф. Амирова (пост. 1946), " Улдуз" С. Алескерова (пост. 1948). Заметно возрос интерес композиторов к камерной музыке (К. Караев, Ф. Амиров, Дж. Гаджиев). Популярность приобрели песни С. Рустамова, Т. Кулиева, А. Рзаевой, Дж. Джангирова, Р. Гаджиева и др.

С кон. 50-х гг. азерб. музыка выдвигается на арену мирового муз. иск-ва. Сформировавшуюся в А. композиторскую школу возглавляет К. Караев, в творчестве к-рого впервые возникает сложное соединение нац. черт и стилевых признаков совр. муз. иск-ва, ставшее определяющим для азерб. музыки в целом. Острым чувством современности проникнута музыка балета К. Караева " Тропою грома" (пост. 1958, Ленинградский театр оперы в балета им. Кирова). Музыкальная драматургия этого произведения отличается непрерывностью развития, конкретность танца соединяется в нём с широким симфонич. дыханием. Завоевал популярность балет А. Меликова " Легенда о любви" (пост. 1961, там же).

Муз.-сценич. произведения создали Дж. Джангиров (опера " Азад", пост. 1957), А. Аббасов (балет " Чернушка", пост. 1965; оперетта " Не быть тебе милой моей", пост. 1963), Р. Гаджиев (оперетты " Ромео - мой сосед", пост. 1961; " Куба - любовь моя", пост. 1963), С. Алескеров (муз. комедия " Нищий сын миллионера", пост. 1966; опера " Багадур и Сона", пост. 1961), Т. Кулиев (муз. комедии " Золотоискатели", пост. 1961; " Одно слово твоё", пост. 1967), Г. Ханмамедов (муз. комедия " Одна минута", пост. 1961), 3. Багиров (муз. комедия " Свекровь", пост. 1964).

Азерб. симфонизм конца 50-х и 60-х гг. отмечен новаторскими тенденциями в области формы и муз. языка. К лучшим достижениям сов. музыки относятся симфонич. гравюры " Дон Кихот" (1960), 3-я симфония (1965), Концерт для скрипки с оркестром (1967) К. Караева, Концерт на араб, темы Ф. Амирова и Э. На-зировой (1957), " Азербайджанское каприччио" Ф. Амирова (1962), Концерт для симфонич. оркестра С. Гаджибекова (1964). В области хоровой музыки работает Дж. Джангиров (кантата " Физули", 1959; оратория " Сабир", 1962), в области камерной музыки - К. Караев, Ф. Ами-ров, Дж. Гаджиев и др. Произведения для детей написаны М. Ахмедовым, 3. Багировым, Э. Назировой.

В 50-60-е гг. созданы талантливые произведения представителями нового творч. поколения - воспитанниками азерб. консерватории. Муз.-сценич. произв. написаны Р. Мустафаевым (опера " Вагиф", пост. 1960), И. Мамедовым (опера " Лиса и волкодав", пост. 1963). В жанрах симфонич. и камерной'музыки выступают А. Рзаев, Г. Рзаев, Н. Али-вердибеков, В. Адигезалов, X. Мирза-заде, М. Мирзоев, Н. Мамедов, Т. Баки-ханов, О. Зульфугаров, Т. Гаджиев, Э. Махмудов, А. Ализаде, Ф. Караев.

Признание получила исполнит, культура А. Выдающимися заслугами отмечена деятельность дирижёра Ниязи, возглавляющего азерб. симфонич. оркестр. Среди дирижёров старшего поколения - нар. арт. Азерб. ССР А. Ба-далбейли, А. Гасанов, Ч. Гаджибеков, К. Абдуллаев. На азерб. оперной сцене выдвинулись певцы А. Рзаева, Ф. Мух-тарова, В. Никольский, А. Садыхов, А. Буниятзаде, Ф. Ахмедова, Р. Атаки-шиев, Л. Иманов, М. Магомаев, исполнитель песен нар. арт. СССР Р. Бейбу-тов. Среди музыковедов - Э. Абасова, И. Абезгауз, Д. Данилов, М. С. Исмаи-лов, Л. Карагичева, К. Касимов, А. Эль-дарова и др.

В Баку функционируют: Консерватория им. У. Гаджибекова, Азерб. театр оперы и балета им. М. Ф. Ахундова, Театр муз. комедии им. ТТТ. Курбанова, Театр песни (художеств, руководитель нар. арт. СССР Р. М. Бейбутов). В составе филармонии им. М. Магомаева - симфонич. оркестр им. У. Гаджибекова, хоровая капелла, ансамбль азерб. песни и танца, струнный квартет, гос. эстрадный оркестр. Респ. радио имеет оркестр нар. инструментов, камерный оркестр, хор, вокальный квартет " Гая". В А.-6 муз. уч-щ и 73 муз. школы.

В 1945 открыт Н.-и. ин-т азерб. иск-ва им. У. Гаджибекова АН Азерб. ССР (занимается вопросами музыки и театра). В 1934 основан Союз композиторов А. Лит.: Мамедова Ш., Пути развития азербайджанского музыкального театра, М., 1931; Виноградов В., Узеир Гаджибеков и азербайджанская музыка, М., 1938; Гаджибеков У., Основы азербайджанской народной музыки, Баку, 1945; Касимов К., Очерки из истории музыкальной культуры Азербайджана XII века, в кн.: Искусство Азербайджана, т. 2, Баку, 1949; Житомирский Д., Багиров 3., Музыка Советского Азербайджана, в сб. ст.: Советская музыка, М., 1954; К а-рагичева Л., Азербайджанская ССР, 2 изд., М., 1957 (серия " Музыкальная культура союзных республик"); Азербайджанская музыка. Сб. статей, М., 1961: Касимов К., Музыкальная культура Азербайджана 16 -17 вв., в кн.: Искусство Азербайджана, т. 8, Баку, 1962; Эльдарова Э., Искусство ашугов Азербайджана, там же; Летопись музыкальной жизни Советского Азербайджана (1920 - 1925), Баку, 1965; Абасова Э., Касимов К., Музыкальное искусство Азербайджана, в кн.: История музыки народов СССР, т. 1, ч. 2, М., 1966. Э. Абасова.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал