Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XV. Архитектура и изобразительное искусство. Архитектура. Древнейшие поселения на терр
Архитектура. Древнейшие поселения на терр. А. восходят к энеолиту (Аджи-Халил, Шенгавит). Высокой строит. культурой характеризуются сооружения гос-ва Урарту (9-6 вв. до н. э.). От периода эллинизма сохранились остатки городов Арташата, Тигранакерта, крепость Гарни с остатками языческого храма типа греко-рим. периптера (1 в. н. э.). Нар. жилище - глхатун (прямоугольное в плане, со ступенчатым деревянным куполом), прототип к-рого описан ещё Ксенофонтом (4 в. до н. э.), традиционно сохранялось до 20 в. В связи с развитием феод. отношений (3-4 вв.) и принятием христианства (301) сооружаются замки-крепости, патриаршие и княжеские дворцы (в Двине, Звартноце, Аруче); возводятся храмы, имеющие общие черты с храмами Сирии и М. Азии, но в основном представляющие самостоят. архит. школу. Строятся церкви: однонефные зальные (Ширванджух, 5 в.) и трёхнефные базиликальные (Касах, 4 в.; Ерерук, 5 в.). Разрабатываются многообразные типы центрич. купольных храмов: квадратные в плане (в Вохджаберде, 5 в.); четырёх-апсидные (в Црвизе, Арзни, 5-6 вв.); прямоугольные в плане, с выступающими 4 апсидами и с 4 подкупольными пилонами (собор в Эчмиадзине) или без пилонов (Мастара); прямоугольные, с вписанным внутрь крестом (Аван, 591-602; Рипсиме), восьмиапсидные (Зоравар, 7 в.) и др. В сер. 7 в. возводится трёхъярусный круглый храм в Звартноце. Сочетание центрич. и базиликальной композиций привело к созданию купольных базилик (Текор, кон. 5 в.; Одзун, сер. 6 в.) и уникальных " купольных залов", в к-рых пилоны, поддерживающие купол, примыкают к продольным стенам, благодаря чему достигается нерасчленённость внутр. пространства (Птгни, 7 в.; Аруч, 7 в.). Сооружения 5-7 вв. характеризуются чёткой, компактной композицией, уравновешенностью форм и гармоничностью пропорций, лаконизмом декора, красотой кладки чисто отёсанного камня (туф, базальт). Прерванное в кон. 7 в. араб. завоеванием монумент. стр-во переживает новый подъём с кон. 9 в., после освобождения страны от владычества Араб. халифата. Частично сохраняются прежние планы и композиции, но пропорции становятся более стройными, обогащается декор (изящная резьба по камню, аркатуры). Совершенствуются арочно-сводчатые конструкции. Ведётся обширное гражд. и культовое стр-во в городах страны: в Ани (столица с 961) сооружаются мощные оборонит. стены, дворцы, кафедральный собор (989-1001) и церковь Гагикашен (1001-10; оба - зодчий Трдат); на о. Ахтамар возводятся дворец и церковь Святого креста (915-921, зодчий Мануэл), уникальная по богатству декора (многочисл. сюжетные рельефы, орнаментальная резьба и др.). Стратегич. пути прикрываются мощными крепостями (Анберд, Тигнис); формируются крупные монастырские комплексы (Татев, Санаин, Ахпат, Хцконк). В 12-14 вв. ведущей становится гражд. архитектура. Разрабатываются новые типы сооружений - гостиницы, трапезные, книгохранилища, караван-сараи (Селимский вблизи с. Ахкенд, в Зоре и др.). Строятся мосты (близ Санаина, конец 12 в.). Возводятся гавиты (притворы) - полукультовые сооружения, в монумент. формах воспроизводящие композицию нар. жилого дома (в Санаине, Ахпате, Хоракерте и др.). Церк. зодчество замыкается в нескольких канонич. типах. Создаётся ряд новых кам. конструкций, в т. ч. перекрытие на перекрещивающихся арках. Значит. интерес представляет высеченный в скале монастырь Айриванк (Гегард, 12-13 вв.). Большое стр-во в 11-14 вв. ведётся в Киликийском арм. гос-ве (1080-1375), где строятся крепости, порты, дворцы, храмы, школы. Монг.-тат. нашествие привело к упадку экономики, и с сер. 14 в. в А. почти прекращается монумент. стр-во. Кратковрем. оживление наблюдается лишь в 17 в. (монастырские комплексы: Мугни, Хор-Вирап, Татеви-Мец-Анапат и др.). После присоединения к России (1828), особенно в кон. 19 - нач. 20 вв., в городах сооружаются 2-3-этажные дома, многоквартирные или многокомнатные, часто галерейного типа. В нач. 20 в. появляются нек-рые элементы благоустройства, строятся здания обществ. назначения. Архитектура Сов. А. формировалась под воздействием социалистич. преобразований в стране на основе творческого использования традиций нац. зодчества, с учётом природных и новых бытовых условий. За годы Сов. власти фактически заново построена столица А.- Ереван. Реконструкция Еревана по ген. плану 1924 (арх. А. И. Таманян; один из ранних опытов социалистич. преобразования города) предусматривала функциональное зонирование территории, создание ансамблей крупных обществ. зданий (площадь Ленина, вузовский городок, комплекс культ.-просвет. зданий). Многоэтажные дома с квартирами сквозного проветривания и верандами, необходимыми в климатич. условиях А., строились в Ереване, Ленинакане, Алаверди и др. городах (арх. А. А. Агаронян, Б. С. Ара-зян, Н. Г. Буниатян, М. В. Григорян, О. С. Маркарян, С. А. Сафарян). В 30-х гг. арх. К. С. Алабян, Г. Б. Ко-чар, М. Д. Мазманян и др. осуществили идею комплексной застройки жилых кварталов, вели поиски оригинальных объёмно-планировочных композиций юж. жилища. Большую роль сыграло творчество А. И. Таманяна: стремление сочетать современные и традиционные архит. формы (1-я Ереванская ГЭС, 1923-26; Дом правительства, 1926-41; Театр оперы и балета, 1926-53) определило стилевую направленность арм. архитектуры до сер. 50-х гг. (здания на площади Ленина, арх. М. В. Григорян, Э. А. Са-рапян, С. А. Сафарян и др., крытый рынок, арх. Г. Г. Агабабян, инж. А. А. Аракелян, ж.-д. вокзал, арх. Э. А. Ти-гранян, винные подвалы треста " Арарат", арх. Р. С. Исраелян, - в Ереване; площадь Кирова в Кировакане, арх. О. С. Маркарян и 3. Т. Бахшинян). Применение местного камня различных оттенков (розовые, белые, кремовые туфы) придаёт своеобразный колорит городам и посёлкам А. Во 2-й пол. 50-х гг. и в 60-х гг., наряду со стр-вом из естеств. камня, получают развитие полносборное стр-во и применение типовых проектов. Творч. поиски архитекторов направлены на создание новых архит. форм и средств архитектурно-художеств. выразительности на основе совр. прогрессивных конструкций, новых строит. и отделочных материалов (Театр им. Г. Сундукяна, арх. Р.Б. Алавердян, инж. Р. А. Бадалян и др., спортивный зал " Динамо", арх. К. А. Акопян, Н. Г. Алавердян, - в Ереване; Ин-т радиофизики в Аштараке, арх. С. А. Гурзадян, М. М. Манвелян: здание симпозиумов в Бюракане, арх. С. А. Гурзадян). Всё шире используются скульптура, кам. мозаика. Большое внимание уделяется градостроительству: разработан ген. план Еревана (1969, арх. М. Д. Мазманян, Э. А. Папян и др.), ведётся реконструкция центров городов (ул. Абовяна в Ереване, арх. Ф. Г. Дарбинян и др.; ул. Арагаци в Ленинакане, арх. Г. Н. Мушегян). В комплексной застройке живописно компонуются здания различной этажности в сочетании с архитектурой малых форм, водоёмами, озеленением. Строятся жилые дома повышенной этажности (в Ереване, арх. Д. П. Торосян, Л. М. Геворкян и др.; в Кировакане, арх. В. А. Белубекян, Г. М. Карапетян, инж. В. В. Папян и др.). Создаются мемориальные сооружения-памятники: героям Са.рдарапатского сражения 1918 (арх. Р. С. Исраелян, скульпторы А. А. Арутюнян, С. М. Манасян, А. А. Шагинян) в Октемберянском районе; жертвам геноцида армян 1915 (арх. А. А. Тарханян, С. Г. Калашян, скульптор О. Хачатрян), установлению Сов. власти в А. (арх. С. А. Гурзадян и Д. П. Торосян) - оба в Ереване. Архитектура пром. и гидротехнич. сооружений 40-60-х гг. представлена зданиями ГЭС (Гюмушская, Ереванская- арх. Т. А. Марутян, инж. А. Г. Саркисян и др.) и крупных заводов (химич. волокна в Кировакане, арх. К. И. Худабашян и др.; Армэлектрозавод, арх. А. А. Погосян, О. А. Дохикян и др., и з-д химич. реактивов, арх. К. М. Ананян и др., - в Ереване). Построены мосты через р. Раздан в Ереване (инж. В. В. Пинаджян, Н. А. Славинский, арх.Г. Г. Агабабян) и через р. Касах в Аштараке (инж. С. П. Овнанян), акведук в Ереване. С. X. Мнацаканян, Л. М. Бабаян. Изобразительное искусство. На терр. А. найдены: наскальные изображения 6-го тыс. до н. э., энеолитич. чернолощёная керамика с резным геометрич. узором; художеств. изделия из металла (сосуды, украшения и др.), красноглиняная керамика с чёрной геометрич. росписью - 2-го тыс. до н. э. Обнаружены " вишапы" - огромные кам. рыбы. Остатки стенных росписей, многочисл. керамич. и бронз. изделия, ювелирные украшения открыты в урартских крепостях (Эребуни, Тейшебаини). От эпохи эллинизма сохранились серебряные чеканные чаши и ритоны, фрагменты скульптуры, мозаики (мозаичный пол бани в Гарни, 2-3 вв.), мелкие терракотовые изделия. После принятия христианства новое идейное содержание, воспринятое из центров христ. Востока, получило своеобразное творческое претворение в иск-ве А. Ср.-век. христ. храмы украшались мозаиками (найдены в осыпях; кроме того, открыты мозаики, выполненные арм. мастерами в Иерусалиме) и росписями: в церкви в Лмбате (7 в.), в Татеве (10 в., часть сцены " страшного суда", по композиции близкой к зап.-европ. памятникам), росписи графич, характера в храме Ахтамара (10 в.), росписи в Ахтале (12 в.), росписи 13 в. в церквах Тиграна Оненца и Бахтагеки в Ани и 14 в. в Ахпате. Ранняя ср.-век. скульптура представлена стелами 4-5 вв. (с резными изображениями богоматери, Григора Просветителя и др.), скромным декором церквей 5 в. С кон. 6-7 вв. резной декор становится богаче (капители храма Звартноца), появляются сюжетные фигурные рельефы (в Мрене, Лтгни), горельефные изображения ктиторов (Сисиан), часто с моделью храма в руках (с 10 в.; в Ахпате, Санаине, Ахтамаре). Уникальны рельефы храма Ахтамара (фриз " Сбор винограда", фигуры людей, зверей, птиц, библейские сюжеты и др.). В церкви Гагикашен в Ани на фасаде стояла 2-метровая статуя Гагика I с моделью церкви (нач. 11 в., не сохранилась). Наряден скульптурный декор церкви Тиграна Оненца в Ани, церквей в Нор-Гетике, Нораванке (все- 13 -14 вв.). С 9 в. появляются хачкары (стелы с резным изображением креста в орнамент. обрамлении), вначале монументальные и строгие по композиции, позднее - покрытые изощрённо тонкой, словно кружевной, резьбой. Ведущим видом изобразит. иск-ва ср.-век. А. была книжная миниатюра (самые ранние сохранившиеся образцы - 6 - 7 вв.). При разнообразии стилей и особенностей различных местных школ арм. миниатюру в целом отличают богатое декоративно-орнамент. убранство, цветовая насыщенность, ясность композиционных построений. С 9-10 вв. в ней прослеживаются 2 направления: для первого, обусловленного заказами феод. знати, характерны парадность, живописность, развитой орнамент, обилие золота (евангелия: царицы Млке, 862; Эчмиадзинское, 989; Мугни, 11 в.); для второго, связанного с демократич. слоями, - графичность, лаконизм, близость к нар. иск-ву, выразительность лиц и движений (евангелия 986, 1018 и 1038). Особенно многообразна миниатюра в 13-14 вв., когда развивается ряд локальных школ. Наиболее значительна киликийская школа, известная с 12 в. и пережившая расцвет во 2-й пол. 13 в., особенно в творчестве выдающегося художника Тороса Рослина. Его миниатюры отличаются многообразием сюжетов, психологич. выразительностью персонажей, мастерством композиции групповых сцен, лёгким и точным рисунком, виртуозно разработанным орнаментом. Высокого расцвета достигла миниатюра и в Вост. А. (замечательно по эмоциональности образов и живописности Евангелие Таргманчац, 1232, худ. Григор). Рукописи васпураканской школы, в которой преобладали линейно-графич. изображения (14 в., худ. Рстакес, Дзерун и др.), представляют демократич. линию. В 14 в. выделяются худ. Момик, Торос Таронаци, Авак (работали в монастыре Гладзоре), в 14-15 вв.- худ. Григор Татеваци, Григор (работали в Татевском монастыре). Последним крупным миниатюристом был Акоп Джугаеци (кон. 16 - нач. 17 вв.), произв. к-рого как бы предвещали начало нового, светского пути развития арм. иск-ва. Ср.-век. прикладное иск-во А. представлено разнообразной керамикой (осн. центры произ-ва в 12-13 вв.- гг. Ани и Двин), неполивной с рельефным и углублённым орнаментом, поливной с гравировкой и росписью, фаянсовыми сосудами с росписью. Известны вышивки (древнейшая - 14 в.), художеств. изделия из металла (оклад Евангелия киликийской работы, 1255, в Матенадаране, Ереван; чеканные серебряные позолоченные складни, 1293, 1300 и 1687, первый- в Эрмитаже, Ленинград, два др.- в музее Эчмиадзина), резьба по дереву (дверь из Муша, 1134, двери из церкви Аракелоц на оз. Севан, 1486, - всё в Историч. музее, Ереван). В 18 в. в работах художников семьи Овнатанян для Эчмиадзинского собора всё отчётливее проявляются черты реализма; родоначальнику этой семьи Нагашу Овнатану принадлежали первые росписи Эчмиадзинского собора (сохранились три сюжетных фрагмента); среди последующих росписей выделяются произв. его сына Арутюна, а также изображения деятелей арм. церкви, выполненные его внуком Овнатаном. После присоединения Вост. А. к России с усилением связей с рус. и зап. художеств. культурой развивается светское изобразит. иск-во А., первоначально гл. обр. живопись. В 30-70-е гг. 19 в. развит преим. портрет (произведения самобытного художника Акопа Овнатаняна и воспитанника академич. школы С. А. Нер-сесяна). В Феодосии работает знаменитый маринист - армянин по национальности И. К. Айвазовский. Колон. политика рус. царизма лишала арм. художников условий для творческой деятельности у себя на родине; они работали в Тбилиси, а также в Москве, Петербурге и за рубежом, испытывая различные художеств. воздействия. Свои произв. они посвящали жизни арм. народа, природе А. В 1880-90-х гг. реалистич. бытовые картины пишет А. И. Шамши-нян, к историч. и историко-бытовым темам обращается В. Я. Суреньянц, выступающий также как иллюстратор и театр. художник. Развивается пейзаж, родоначальником к-рого был Г. 3. Башинджагян. В кон. 19 и в 1-е десятилетие 20 вв. в русле реалистич. демократич. направления создаются сюжетные картины (Е. М. Татевосян), портреты (С. М. Агаджацян), пейзажи (Ф. П. Терлемезян, Е. М. Татевосян). Появляются арм. скульпторы (работавшие преим. в Париже): А. М. Тер-Марукян - автор первого памятника в А.- статуи X. Абовяна (1913, установлена в 1933, ныне во дворе Дома-музея Абовяна, Ереван); А. М. Гюрджян - создатель галереи мастерски исполненных портретов. В 1-м десятилетии 20 в. в Москве выступает арм. живописец М. С. Сарьян, творчество к-рого ознаменовано поисками новых средств художественной выразительности (обобщённость рисунка, интенсивность колорита, строящегося на ярких, декоративных цветовых сочетаниях). После 1920 многие арм. художники переехали в А. В формировании арм. сов. художеств. школы в 1920-30-е гг. большую роль играли творчество М. С. Сарьяна (его пейзажи, натюрморты, острые по характеристике портреты), реалистич. портреты С. М. Агаджанянт. В живописи, занимающей и до наст. времени ведущее положение в арм. иск-ве, особенно развит пейзаж (Е. М. Татевосян, С. А. Аракелян, Г. М. Гюрджян, Ф. П. Терлемезян). Тематич. картины создают С. А. Аракелян, А. К. Коджоян, Е. М. Татевосян, А. А. Бажбеук-Меликян (последние два работали в Тбилиси).. Развивается станковая и монумент. скульптура (А. М. Сарксян, С. Л. Сте-панян, А. А. Урарту). Выделяется станковая и книжная графика А. К. Коджояна, Т. А. Хачванкяна. Получила развитие театр. живопись (М. А. Арутчян, Г. Б. Якулов, М. С. Сарьян, X. А. Есаян и др.). В 40-х - 1-й пол. 50-х гг. характерно развитие сюжетной картины (сцены труда, историч. события, новый быт), пейзажа, натюрморта. В эти годы выдвинулись: живописец и график М. М. Абегян; живописцы М. А. Асламазян, О. М. Зардарян, А. В. Бекарян, Э. А. Исабекян, репатриировавшиеся из-за рубежа А. Т. Каленц и П. Н. Контураджян; среди графиков - Г. С. Ханджян (работающий также как живописец), В. Т. Айвазян; среди скульпторов - Е. С. Кочар (автор монумента " Давид Сасунский" в Ереване, 1959), Н. Б. Никогосян, Г. Г. Чубарян, Т. С. Чорекчян, С. И. Багдасарян и др. Творчество этих художников особенно ярко развернулось со 2-й пол. 50-х гг. Вживописи преобладают мажорная красочность, эмоциональная насыщенность, часто декоративность. В скульптуре появляются полные движения и экспрессии монументы. Во 2-й пол. 60-х гг. в арм. художеств. школе намечаются новые тенденции и направления. В решении совр. тем в живописи заметно стремление к большей углублённости и психологич. точности (М. К. Аветисян, Л. А. Бажбеук-Меликян, Н. Г. Котанджян, А. А. Мелконян, С. М. Мурадян и др.). Разнообразны поиски средств художеств. выразительности в творчестве молодых живописцев (М. В. Петросян, А. С. Парсамян и др.). В скульптуре всё большее место занимают мужеств. героич. образы, к-рым присущи черты монументальности (скульпторы А. А. Арутюнян, С. М. Манасян, А. Б. Григорян, К. А. Нуриджанян и др.). Среди представителей декоративно-прикладного иск-ва выделяются керамисты А. Г. Бдеян, Р. И. Шавердян, Р. Л. Си-монян и др. Архитекторов в А. готовит строит. ф-т политехнич. ин-та им. К. Маркса, художников- художеств.-театр. ин-т и художеств, уч-ще им. Ф. Терлемезяна. В 1932 в Ереване основан Союз художников Арм. ССР, в 1933 - Союз архитекторов Арм. ССР. Р. Г. Дрампян. Лит.: Измайлова Т. А., Айвазян М. А., Искусство Армении, М., 1962; Тревер К. В.. Очерки по истории культуры древней Армении, М.- Л., 1953; Якобсон А. Л., Очерк истории зодчества Армении V-XVII вв., М.- Л., 1950; Арутюнян В. М., Сафарян С. А., Памятники армянского зодчества, М., 1951; Токарский Н. М., Архитектура Армении IV-XIV вв., Ер., 1961; Арутюнян В. М., Оганесян К. Л., Архитектура Советской Армении, Ер., 1955; Дурново Л. А., Краткая история древнеармянской живописи, Ер., 1957; Армянская миниатюра, [Альбом, вступит. ст. Л. А. Дурново], Ереван, 1967; Изобразительное искусство Армянской ССР. [Альбом, текст Е. Мартикяна, Р. Парсамяна], М., 1957; Ерлашова С., Путь жизненной правды, " Искусство", 1969, Илл. см. на вклейке к стр. 240 - 241, а также на вклейке, табл. XXII, XXIII, XXIV.
|