Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIX. Кино 1 страница. Первые хроникальные съёмки на терр






Первые хроникальные съёмки на терр. А. были осуществлены в 1907. В 1911 рус. операторы-хроникёры А. Д. Дигмелов и А. И. Минервин сняли похороны главы арм. церкви в Эчмиадзине. В создании дореволюц. рус. фильмов участвовали арм. актёры А. И. Бек-Назаров, В. К. Папазян, А. С. Бурджалян и др. В 1920 оператор Лемберг снял документальный материал, посвящённый установлению Сов. власти в А. Офиц. дата возникновения арм. кино - апр. 1923, когда декретом Совнаркома А. было учреждено " Госкино" А. (ныне киностудия " Армен-фильм" им. А. И. Бек-Назарова). Первенец сов. арм. киноискусства - документальный фильм " Советская Армения" (1924).

Для становления арм. художеств. киноискусства большое значение имела деятельность реж. А. И. Бек-Назарова. Первый поставленный им художеств. фильм- экранизация повести классика арм. лит-ры А. Ширванзаде " Намус" (1925). Этот и последующие фильмы А. И. Бек-Назарова " Зарэ" (1927), " Хас-Пуш" (1928), " Дом на вулкане" (совм. с азерб. киностудией, 1929) преодолевали штампы " ориентальных" зап. фильмов, утверждали реалистич. принципы отображения социальных конфликтов и рево-люц. изменений в жизни народов Востока. Заметными явлениями в арм. " немом" кино были сатирич. кинопамфлет " Мексиканские дипломаты" (1932, реж. Л. А. Калантар и А. П. Мартиросян), комедия " Кикос" (1931, реж. П. А. Бархударян), экранизация рассказа О. Туманяна " Гикор" (1934, реж. А. П. Мартиросян), документальный фильм " Страна Наири" (1930, реж. А. И. Бек-Назаров).

Арм. киноискусство в своём становлении опиралось на реалистич. традиции нац. лит-ры и театра. К 30-м гг. сформировался нац. отряд творческих работников арм. кино. Большой вклад в развитие арм. кинематографа 20-30-х гг., наряду с А. И. Бек-Назаровым, внесли режиссёры П. А. Бархударян, А. П. Мартиросян, операторы Г. И. Бек-Назарян, Д. М. Фельдман, Н. Д. Анощенко, А. К. Кюн; сценаристы Е. А. Чубар, А. С. Бакунц, Г. П. Чахирьян, М. А. Геворкян; художники М. А. Арутчян, С. М. Тарьян, Е. Е. Лансере, М. Сургу-нов; актёры О. А. Абелян, Г. Н. Нерсесян, Асмик, О. М. Майсурян, Н. Н. Манучарян, А. М. Хачанян, А. Б. Амирбекян, А. М. Аветисян, Д. М. Малян.

Первый звуковой арм. фильм - " Пэпо" (1935, реж. А. И. Бек-Назаров, оператор Д. М. Фельдман) - экранизация одноим. пьесы Г. Сундукяна. Достоинства фильма в ярком отображении дореволюц. арм. быта, в высоком уровне актёрских работ. Фильм принёс славу арм. кинематографии.

В 30-е гг. уделялось большое внимание разработке историко-революц. темы. Наиболее значит. фильмы: " Каро" (1937, по мотивам повести А. Гайдара " Школа", реж. А. Т, Ай-Артян), " Зангезур" (1938, реж. А. И. Бек-Назаров), " Горный марш" (1939, реж. С. А. Кеворков). В эти годы созданы первые арм. мультипликац. фильмы " Пёс и кот" (1937, реж. Л. К. Атаманов) и др.

В 1940 была поставлена комедия на совр. тему-" Люди нашего колхоза" (реж. А. Т. Ай-Артян). В 1940 выпущен полнометражный документальный фильм " Страна радости" (ред. Г. А. Баласанян и Л. Г. Исаакян).

В годы Великой Отечеств. войны создано неск. короткометражных худож. фильмов, снят документальный материал на различных фронтах. Бек-Назаров поставил в 1944 историко-патриотич. эпопею " Давид-бек". В 1945 вышел один из лучших арм. документальных фильмов - " Страна родная".

В 1946-53 было выпущено 2 художеств. фильма. Начиная с 1954 произ-во фильмов резко увеличивается. Пришли новые кадры режиссёров, операторов, актёров. Фильмы стали более разнообразными по тематике и жанрам, большая часть их посвящена современности. В 1959 создана самостоятельная Ереванская студия хроникальных, документальных и научно-популярных фильмов. Среди значит. работ 50-60-х гг.- дилогия, посвящённая легендарному герою революции Камо - " Лично известен" (1958) и " Чрезвычайное поручение" (1965; реж. обоих фильмов С. А. Кеворков и Э. А. Ка-рамян). Осуществлена экранизация пьесы А. М. Ширванзаде " Из-за чести" (1956, реж. А. Т. Ай-Артян). Поставлены историч. фильм о воссоединении А. с Россией- " Северная радуга" (1961, реж. А. Т. Ай-Артян), фильмы " Рождённые жить" (1961, реж. Л. В. Вагаршян), " Тжвжик" (1961) и " Каринэ" (1967, реж. А. X. Манарян), " Здравствуй, это я! " (1966, реж. Ф. В. Довлатян), " Треугольник" (1967, реж. Г. С. Малян), " Братья Сароян" (1968, художеств. рук. Ф. В. Довлатян, реж. X. Г. Абрамян и А. П. Анрапетян), " Гранатовый цвет" (1969, реж. С. О. Параджанов) и др. Среди лучших документальных фильмов: " Здравствуй, Артём" (1964, реж. Г. Г. Мелик-Авакян), " Мартирос Сарьян" (1965, реж. Л. В. Вагаршян), " Семь песен об Армении" (1968, реж. Г. Г. Мелик-Авакян).

В 50-60-е гг. большой вклад в развитие арм. кино внесли реж. А. Т. Ай-Артян, С. А. Кеворков, Э. А. Карамян, Г. Г. Мелик-Авакян, Ф. В. Довлатян, С. О. Параджанов, Ю. А. Ерзинкян, Л. В. Вагаршян, Г. С. Малян, А. X. Манарян, Л. Г. Исаакян, Г. Р. Маркарян, М. Г. Акопян, Г. А. Саркисов, Д. Кесаян, документалисты Г. А. Баласанян, Д. X. Жамгарян, Р. В. Франгулян, А. Г. Егиазарян, операторы С. Г. Геворкян, И. С. Дилдарян, Ж. Г. Вартанян, С. В. Шахбазян, А. Г. Явурян, К. 3. Месян, С. X. Исраелян, Г. Н. Арамян, Г. А. Егиазарян, Г. М. Санамян, Н. А. Симонян, Г. X. Асланян, сценаристы Л. А. Карагезян, М. Ф. Овчинников, М. X. Чаманян, А. Н. Агабабов, А. С. Айвазян, М. А. Шатирян, художники С. А. Арутчян, С. А. Сафарян, П. Л. Бейтнер, Р. П. Бабаян, Р. О. Бабаян, С. X. Андраникян, В. Г. Подпомогов, актёры X. Б. Абрамян, А. А. Котикян, А. Каджворян, А. Б. Джигарханян, Г. О. Тонунц, В. К. Вардересян, М. М. Симонян, М. М. Мкртчян. В 1958 осн. Союз кинематографистов Арм. ССР.

Киносеть Арм. ССР в 1969 насчитывала 722 киноустановки.

Лит.; Лебедев Н., Очерки истории кино СССР, т. 1, М., 1965 (гл. Армянская кинематография); Кинематография Армении, [сб. статей], М., 1962; Ризаев С., Армянская художественная кинематография, Ер., 1963; Бек-Назаров А., Записки актёра и кинорежиссёра, М., 1965.

С. Асмикян

Илл. см. на вклейке, табл. XXV.


АРМЯНСКИЕ КОЛОНИИ, поселения армян во многих странах мира. Возникли в результате массовых переселений и выселений армян из Армении, в связи с непрерывными войнами на терр. Армении, тяжёлым экономич., нац. и религ. гнётом иноземных захватчиков. До нач. 5 в. А. к. сложились в странах Бл. Востока. В дальнейшем, в результате араб. владычества (7-9 вв.) и нашествий сельджуков (11 в.) эмиграция приняла более массовый характер, распространившись на Европу, города Золотой Орды, Крым, Польшу, Украину. В 11-14 вв. увеличилось число армян в Византии, Египте, Сирии, Ливане, образовались большие А. к. в Галиции, Молдавии, Венгрии и др. р-нах. На рубеже 14 в. увеличивается переселение армян в Грузию, М. Азию, Россию, Крым. В нач. 17 в. армяне основали в Иране г. Новая Джульфа. Торг. компании этой крупной А. к. были связаны со мн. странами мира. В нач. 18 в. много армян переселилось из Ирана в Индию, Китай, Бирму, на Филиппины, Яву. В России А. к. существовали в Петербурге, Москве, Астрахани, а также на Сев. Кавказе. В 1778-79 армяне основали в устье Дона неск. сёл и г. Н. Нахичевань. В А. к. шла оживлённая обществ.-политич. жизнь, в них открывались школы, типографии, театры. А. к. играли значит. роль в развитии арм. культуры и литературы. В 1512 ими было основано армянское книгопечатание в Венеции. А. к. сыграли большую роль в освободительном движении армянского народа.

В годы 1-й мировой войны 1914-18 тур. правительство, учинив в Зап. Армении массовую резню, выселило 600 тыс. армян в Сирию и Ирак. Часть уцелевших армян обосновалась в странах Бл. Востока, Египте, остальные выехали в Европу и Америку. Одновременно более 350 тыс. армян переселилось в Россию (гл. обр. на Кавказ). Трудящиеся А. к. зарубежных стран приветствовали установление Сов. власти в Армении, помогали через Комитет помощи Армении восстановлению х-ва республики. Во время 2-й мировой войны 1939-45 прогрессивные армяне А. к. Франции, Румынии, Болгарии и др. стран с оружием в руках боролись против фашизма, организовывали сбор средств на стр-во танковых колонн для Сов. Армии. В 1924-36 и в 1946-67 в Арм. ССР репатриировалось ок. 200 тыс. армян. Ныне крупные А. к. существуют в США, Иране, Турции, Ливане, Франции, Сирии, Аргентине, ОАР, Иордании, Болгарии, Ираке, Бразилии, Канаде, Австралии и др. странах. Во всех А. к. имеются землячества, арм. школы, издаются книги, журналы, газеты.

Лит.: Тер-Мкртичян Л. X., Армяне в странах арабского Востока на современном этапе, М., 1965.В. Р. Григорян.

АРМЯНСКИЙ ТАВР, Восточный Тавр, горы в Турции, расположенные вдоль южной окраины Анатолийского плоскогорья и Армянского нагорья. Дл. более 600 км, выс. до 3090 м. Включают хр. Ахыр, Энгизек, Малатья, Эр-гани, Нурхак, Хачреш. Сложены метамор-фич. изверженными и осадочными породами (известняки, песчаники). Прорезаны сквозными ущельями pp. Джейхан, Евфрат, Тигр. На сев. сухих склонах в ниж. поясе - полупустыни, выше - степи, на юж., более влажных, внизу - заросли типа маквиса, выше - дубовые парковые леса, фисташковое и можжевёловое редколесье, горные степи и альпийские луга. По Битлисскому и Пазарджикскому проходам проложены железные дороги и шоссе.

АРМЯНСКИЙ ТЕАТР драматический им. А. Мравяна в Ленинакане. Открылся в 1928 спектаклем " Мятеж" по Фурманову. Труппу театра составили актёры местного театра и выпускники арм. драматич. студии (Москва). Здесь работали режиссёр В. М. Аджемян, актёры А. М. Арменян, В. К. Америкян, Л. Б. Зорабян и др. Театр осуществил постановку произв. классич. и сов. драматургии: " Разлом" Лавренёва (1929), " Марокко" Багдасаряна (1930), " На дне" Горького (1932), " Высокочтимые попрошайки" Пароняна (1934), " Ленин" Каплера и Златогоровой (1940), " Двенадцатая ночь" Шекспира (1944), " Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина, " Ара прекрасный" Заряна (1946), " Разорённый очаг" Сундукяна (1947), " Храбрый Назар" Демирчяна (1965), " Злой дух" Ширванзаде (1968) и др. Театр награждён орденом Трудового Красного Знамени. В труппе театра (1969): нар. арт. Арм. ССР А. М. Азнаурян, А. Н. Ар-зуманян, К. Т. Арцрунян, М. С. Мартиросян, А. Б. Пашаян, Ж. А. Товмасян и др. Гл. режиссёр К. Г. Саркисян.

Б. Б. Арутюнян.

АРМЯНСКИЙ ТЕАТР академический им. Г. Сундукяна, драматический театр. Создан в Ереване в 1921 под назв. 1-й Гос. театр Армении. Открылся в янв. 1922 спектаклем " Пэпо" Сундукяна. В первые годы существования театра здесь работали актёры: О. А. Абелян, Г. К. Аветян, О. Н. Гула-зян, Г. В. Габриелян, Асмик, И. С. Алиханян, А. Т. Восканян, В. Б. Вагаршян, Р. Н. Нерсесян, М. Г. Манвелян и др. Ведущими режиссёрами были: Л. А. Калантар, А. С. Бурджалян, затем А. К. Гулакян. Лучшие постановки классической мировой, рус. и арм. драматургии: " Укрощение строптивой" (1923), " Отелло" (1926), " Гамлет" (1942) Шекспира, " Мнимый больной" Мольера (1923), " Доходное место" (1929) и " Гроза" (1935) Островского, " Маскарад" Лермонтова (1949), " Живой труп" Толстого, " Вишнёвый сад" Чехова (оба в 1951), " Идиот" по Достоевскому (1968), " Егор Булычев и другие" Горького (1933, 1952), " Дядя Багдасар" Пароняна (1954), " Хатабала" Сундукяна (1927), " Кум Моргана" (1927), " Из-за чести" (1939), " Намус" (1955) Ширванзаде, " Хаос" по Ширванзаде (1959); сов. арм., рус. драматургии: " В кольце" Вагаршяна (1930), " Наполеон Коркотян" Демирчяна (1934), " Утёс" Папазяна (1944), " Опытное поле" Заряна (1953), " На мосту" Боряна (1964), " 60 лет и 3 часа" Араксманяна (1965), " Любовь Яровая" Тренёва (1927), " Человек с ружьём" (1938), " Третья патетическая" (1960) Погодина, " Русские люди" Симонова, " Фронт" Корнейчука (оба в 1942), " Молодая гвардия" по Фадееву (1947), " Разлом" Лавренёва (1967) и др.

Театр им. Сундукяна - ведущий драматич. театр Арм. ССР. Здесь сформировалось творчество актёров и режиссёров, многие из к-рых получили известность и за пределами республики. Деятельность театра имеет большое значение для пропаганды классич. репертуара, а также для развития арм. сов. драматургии.

В 1937 театру присвоено имя Г. Сундукяна. В 1956 коллектив награждён орденом Трудового Красного Знамени. В труппе театра (1969): нар. арт. СССР А. М. Аветисян, Г. Д. Джанибекян, нар. арт. Арм. ССР О. С. Авакян, А. А. Аразян, А. М. и Г. С. Арутюнян, А. А. Ас-рян, В. К. Вардересян, Т. О. Дилакян, В. X. Маргуни, Б. П. Нерсесян, М. М. Симонян, В. X. Степанян, Г. X. Ха-жакян, Ж. С. Элоян и др. Гл. режиссёр нар. арт. СССР В. М. Аджемян.

В 1960 театр получил звание академического. Б. Б. Арутюнян.,

АРМЯНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА академический им. А. А. Спендиарова, крупнейший муз. театр Армянской ССР (Ереван). Открыт в 1933 оперой Спендиарова " Алмаст". Здание построено в 1926-53 арх. А. И. Таманяном. В театре в разное время работали: дирижёры - Г. Е. Будагян, К. С. Сараджев, Р. Г. Степанян, М. А. Тавризиан, С. Г. Чарекян; режиссёры - А. С. Бурджалян, А. К. Гулакян, Л. А. Калантар; балетмейстер И. И. Арбатов; хормейстер В. А. Никольский; художники - М. С. Сарьян, С. И. Аладжалов, М. А. Арутчьян; артисты оперы - А. Б. Даниэлян, Ш. М. Та-льян, Л. Н. Исецкий (Иоаннисян), А. Д. Каратов, П. Г. Лисициан; артисты балета - Л. П. Воинова-Шиканян, Р. Л. Тавризиан, С. Т. Саркисян, Г. Г. Георгиан, 3. М. Мурадян и др.

В театре были поставлены оперы арм. композиторов: " Ануш" (1935), " Давидбек" (1950) Тиграняна, " Храбрый Назар" (1935), " Лусабацин" (1938), " Героиня" (1950, Гос. пр. СССР, 1951) Степаняна, " Тапарникос" Айвазяна (1938), " Аршак П" Чухаджяна (1945, Гос. пр. СССР, 1946), " Арцваберд" Бабаева (1957), " Огненное кольцо" Тертеряна (1967) и др.; балеты: " Счастье" (1939), " Гаянэ" (1947), " Спартак" (1961) Хачатуряна, " Анаит" Тер-Гевондяна (1940), " Хандут" (1945), " Три пальмы" (1964) на музыку Спендиарова, " Севан" Егиазаряна (1956), " Мармар" (1957), " Вечный идол" (1966) Оганесяна, " Прометей" Аристакесяна (1967).

В репертуар театра входят также произв. рус. и зап. классики, сов. и зарубежных совр. композиторов.

В труппе театра (1968): артисты оперы - нар. арт. СССР Г. М. Гаспарян, Т. Т. Сазандарян, Н. М. Ованисян, нар. арт. Армянской ССР Г. А. Галачян, С. А. Галстян, М. А. Еркат, С. П. Даниэлян, А. Г. Карапетян, А. Г. Петросян, Д. М. Погосян, А. Т. Тутунджян, Е. С. Хачикян и др.; артисты балета - нар. арт. Арм. ССР В. Ш. Галстян, Ф. М. Еланян, С. А. Минасян, Л. В. Се-манова, В. Г. Ханамирян и др. Гл. дирижёр засл. деят. иск-в Арм. ССР А. Г. Катанян; режиссёр засл. арт. Арм. ССР А. В. Ананян; гл. балетмейстер засл. деят. иск-в Арм. ССР М. С. Мартиросян; гл. хормейстер Р. А. Айвазян.

В 1939 театр был награждён орденом Ленина. Г. Ш. Геодакян.

АРМЯНСКИЙ ЯЗЫК, язык армян, живущих в Арм. ССР, Азерб. ССР, Груз. ССР, а также в Турции, в нек-рых странах Зап. Европы, на Бл. и Среднем Востоке, в Индии, в Сев. и Юж. Америке. В пределах СССР на А. я. говорят св. 2, 5 млн. чел. (1959), за рубежом, св. 1 млн. чел. А. я. принадлежит к группе индоевроп. языков, среди к-рых является одним из древнеписьменных. История лит. А. я. делится на 3 периода: древний, средний и новый. Древний - с 5 по 11 вв. Язык этого периода называется древне-армянским, а язык письменных памятников - грабар. Язык среднего периода (11-17 вв.) наз. среднеармянским. Новый период (с 17 в.) характеризуется формированием совр. А. я., к-рый уже с кон. 19 в. приобретает особенности новоарм. лит. языка; он представлен вост. и зап. вариантами, распадающимися на множество диалектов. Население Арм. ССР пользуется вост. вариантом А. я. - ашхарабар.

В А. я. существует 6 гласных и 30 согласных фонем. Имя существительное имеет 2 числа. В нек-рых диалектах остаточно сохранились следы двойственного числа. Грамматич. род исчез. Существует постпозитивный определённый артикль. Различают 7 падежей и 8 типов склонения. Глагол в совр. А. я. имеет категории залога, вида, лица, числа, наклонения, времени. Распространены аналитич. конструкции глагольных форм. Морфология А. я. преим. агглютинативная, с элементами аналитизма. Арм. алфавит создан Месропом Маштоцем в 405-406 (см. Армянское письмо).

Лит.: Гарибян А. С., Краткий курс армянского языка, 3 изд., Ер., 1960; К у-сикьян И. К., Очерки исторического синтаксиса литературного армянского языка, М., 1959; Hubschmann Н., Аrmеnische Grammatik, Tl I, Abt. 1-2, Lpz., 1895-97; Meillet A., Esquisse d'une grammaire comparee de 1'armenien classique, 2 ed., Vienne, 1936.

АРМЯНСКОЕ НАГОРЬЕ, среднее из трёх переднеазиатских нагорий. Расположено гл. обр. в Турции, частично в СССР и в Иране. Часть А. н., находящаяся в СССР (т. н. Закавказское нагорье), занимает всю терр. Арм. ССР, юж. часть Груз. ССР и зап. часть Азерб. ССР. В широком смысле слова А. н. включает также М. Кавказ, Армянский Тавр и Курдские горы. Площадь А. н. (в широком смысле) ок. 400 тыс. км2. В геолого-структурном отношении А. н. является отрезком Средиземноморского альп. складчатого пояса с широким развитием мощных вулканогенно-осадочных толщ мезо-кайнозойского возраста и интрузиями гранитоидов и гипербазитов гл. обр. верхнемелового, палеогенового и неогенового возрастов. В пределах А. н. известны мяогочисл., часто крупные месторождения хромита - Гюлеман (Турция) и др., медных колчеданных руд - Мургул (Турция), Кварцхана (СССР) и др., мышьяка - Кагызман (Турция), жел., золотых, полиметаллич., марганцевых руд, кам. соли - Кулп (Турция), кам. угля-Олту (Турция), а также проявления нефтегазоносности. В рельефе сочетаются поднятые новейшими сводовыми движениями неогеновые и антропогеновые лавово-туфовые плоскогорья с насаженными на них вулканич. конусами и отставшие от общего поднятия тектонич. впадины, разделённые складчато-глыбовыми хребтами. Мн. хребты (Джавахетский, Арсиянский, Агрыдаг) образованы цепочками вулканов, возникших вдоль крупных разломов. Наиболее высокие вулканы: Б. Арарат, 5165 м; Се-белан, 4821 м; Сюпхан, 4434 м; Арагац, 4090 м. В историч. время (в 1441) действовал только вулкан Немрут. Крупнейшие невулканич. хребты А. н.: в сов. части Зангезурский, в зарубежной части - Паландёкен, Бингёль, Аладаг, Котур, Карадаг, Машудаг, Карабахский, Гегамский, Бозкуш. Характерны тектонич. впадины, часть к-рых занята озёрами (Ван, Севан, Резайе и др.) с высотой днищ 700-2000 м. Важнейшие котловины: Араратская, Эрзурумская, Мушская, Тебризская. Наиболее обширные плоскогорья: Карсское, Ардаганское и Джава-хетское. Климат А. н. субтропич. континентальный. Осадков в горах 300-800, во впадинах 150-300 мм в год. Минимум осадков зимой, максимум - весной. Зима длительная, в горах морозная, на С. и 3. снежная. Ср. темп-pa января от -3 до -15°С; июля от 15 до 20°С, во впадинах до 25°С. В пределах А. н. находятся верх. течения pp. Куры, Аракса, Евфрата, Б. Заба (лев. притока Тигра), а также крупные озёра Ван, Резайе (солоноводные) и Севан. Много минеральных источников, в т. ч. термальных. Впадины заняты сухими степями и горными полупустынями. Почвы светло-каштановые и бурые, до серозёмов. Вдоль водотоков -полосы пойменных лугов, кустарников. В орошённых частях - густонаселённые оазисы. На увлажнённых склонах гор, в поясе 800-1400 м - горные степи на тёмно-каштановых почвах и чернозёмах; между 1000 и 2300 м на слабооподзоленных бурых лесных почвах встречаются леса (дуб, сосна), кустарниковые заросли типа шибляка и арчев-ники. На менее увлажнённых склонах, на каменистых грунтах широко распространены заросли низкорослых колючих подушковидных кустарников. На выс. 2-3 тыс. м - участки горных лугов, выше преобладают скальные ландшафты. Вершины Б. Арарата, Сюпхана и Капутджуха покрыты вечным снегом и ледниками. В животном мире А. н. много грызунов и пресмыкающихся; встречаются косуля, безоаровый козёл, муфлон, медведь, барс, полосатая гиена.

Лит.; Магакьян И. Г., Армения в системе центрального Средиземноморья, " Доклады АН Армянской ССР", 1966, т. 42, № 4. И. Г. Магакьян.

АРМЯНСКОЕ ПИСЬМО, звуковое письмо, созданное ок. 405-406 арм. епископом Месропом Маштоцем на основе греческого (византийского) и сев.-арамейского письма, дополненное в 12 в. двумя новыми буквами и до сих пор применяемое армянами. Совр. А. п. включает 39 букв. Графика А. п. исторически претерпела значит. изменения - от угловатых к более округлым н скорописным формам.
[ris]

АРНАРСОН (Arnarson) Ингольфр, норвежец, первый поселенец в Исландии, высадившийся в 870 (или 874) па юго-зап. берегу острова. А. воздвигнут памятник в г. Рейкьявике (1907, скульптор Эйнар Йоунссон).

АРНАУДОВ Михаил (р. 5.10.1878, Русе), болгарский литературовед, фольклорист, историк культуры. Действит. чл. Болг. АН, проф. (1914-44) Софийского ун-та. Сторонник культурно-историч. метода. Работы А. посвящены теоретич. и историко-лит. проблемам, лит-ре эпохи нац. возрождения, творчеству И. Вазова, П. Яворова, нар. поэзии.

Соч.: Очерки по българския фолклор, С., 1934; Основи на литературната наука, 2 изд., С., 1942; Иван Вазов, 2 над., С.. 1944; Психология на литературного творчество, 2 изд., С., 1965 (рус. пер., С., 1968); Поети и герои на Българското възраждане, С., 1965.

АРНАУТЫ (тур. Arnavut), название албанцев у турок. В России А. называли выходцев из Албании.

АРНДТ (Arndt) Эрнст Мориц (26.12. 1769, Шориц на о. Рюген, -29.1.1860, Бонн), немецкий писатель. Окончив Йенский ун-т, был проф. истории. Принимал участие в борьбе против Наполеона (1806). Бежал в 1812 в Россию; в 1813 вернулся в Германию. Политич. позицию А. характеризуют антифеод. идеи, он идеолог освободит. войны против Наполеона, хотя и с тенденцией узко националистической, за что его критиковал Ф. Энгельс. В 1848 избран депутатом франкфуртского Нац. собрания, но не шёл дальше требований конституц. монархии. Автор " Истории крепостного права в Померании и на о-ве Рюген" (1803), " Песен для немцев" (1813), кн. " Военные песни" (1815), сб. статей " Дух времени" (т. 1-4, 1806-18). Лучшие стихи А. сохранились в нем. поэзии. В 1840 опубл. автобиографию " Воспоминания из внешней жизни".

Соч.: Werke, Bd 1-7, Lpz., 1892 - 1902.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Готфрид Кинкель, Соч., 2 изд., т. 7; Энгельс Ф., Эрнст Мориц Арндт, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; Меринг Ф., Литературно-критические статьи, т. 1 - 2, М.- Л., 1934 (см. указатель). Е. М. Закс.

АРНЕДО АЛЬВАРЕС (Arnedo Alvarez) Херонимо (р. 14.10.1897, Сан-Николас), деятель рабочего н коммунистич. движения Аргентины. Чл. компартии Аргентины (КПА) с 1925. Род. в рабочей семье. С 1913 по 1933 с.-х. рабочий, рабочий холодильной пром-сти, портовый грузчик. До 1930 работал в низовых парт. и проф. орг-циях. В 1930-31 находился в заключении, освобождён по требованию общественности. В дальнейшем неоднократно арестовывался. С 1933 чл. ЦК КПА. В 1935-37 возглавлял орг-цию компартии пров. Буэнос-Айрес. С 1938 чл. Исполкома и ген. секретарь ЦК КПА. В. М. Гончаров.

АРНЕМ (Arnhem), город в Нидерландах, порт в низовьях р. Рейн. Адм. ц. провинции Гелдерланд. 135 тыс. жит. (1968), с пригородами 262 тыс. жит. Крупный узел водных (каналы) и ж.-д. путей (мост через Рейн). Центр текст. пром-сти; одно из крупнейших предприятий " АКЮ" (произ-во искусств. и синтетич. волокон и изделий из них). Кож., хим., фарма-цевтич. пром-сть; машиностроение, выплавка олова из импортных руд.

АРНЕМЛЕНД (Arnhemland), полуостров на С. Австралии, между Тиморским м. и зал. Карпентария. Поверхность - полого-холмистое плато выс. от 180 м на С. до 400 м на Ю., сложенное гл. обр. ниж-немезозойскими и меловыми песчаниками, лежащими на древних кристаллич. породах. Плато расчленено реками на останцовые массивы, на С. обрамлено широкой равниной, круто обрывающейся к морю. Берега сильно изрезаны. В долинах рек - влажные субэкваториальные леса, на наветр. склонах гор и на вершинах массивов - эвкалиптовые леса и саванны. Месторождения у рано-радиевых руд (Рам-Джангл). На С.-З. - порт Дарвин.

АРНИКА (Arnica), род многолетних трав сем. сложноцветных. Более 30 видов, гл. обр. в Сев. Америке, немногие в Европе и Азии. В СССР 8 видов; наиболее известна А. горная (A. montana) с толстым коротким корневищем, до 60 см выс. с одиночной корзинкой оранжево-жёлтых цветков. Распространена в Белоруссии, Литве, Западной Украине в лесах и на горных лугах; как правило, на влажных почвах. В медицине применяют спиртовую настойку из высушенных цветочных корзинок - как желчегонное и кровоостанавливающее средство (при маточных кровотечениях). Вводятся в культуру как лекарственные растения А. горная, А. облиственная и А. Шамиссо.

Лит.: Атлас лекарственных растений СССР, М., 1962.

АРНИМ (Arnim) Беттина (4.4.1785, Франкфурт-на-Майне, - 20.1.1859, Берлин), немецкая писательница. Сестра К. Брентано и жена Л. Арнима - писателей романтич. школы. Друг и почитательница И. В. Гёте, она опубликовала после его смерти " Переписку Гёте с одним ребёнком" (1835), где много домыслов. Впоследствии занималась вопросами женской эмансипации: " Эта книга принадлежит королю" (1843), " Беседы с демонами" (1852).

Соч.: Samtliche Werke, Bd 1-7, В., 1920-22.

Лит.: История немецкой литературы, т. 3, М., 1966; Wyss Н., Bettina von Arnims Stellung zwischen der Romantik und dem jungen Deutschland, Bern, 1935; Germain A., Goethe et Bettina. Le vieillard et la jeune fille, P., 1939.

АРНИМ (Arnim) Людвиг Ахим (26.1. 1781, Берлин, -21.1.1831, Виперсдорф), немецкий писатель. Гл. представитель гейдельбергского кружка романтиков. В 1806-08 совм. с К. Брентано издал сб. " Волшебный рог мальчика", куда вошли нар. песни, баллады, стихи поэтов 16-17 вв. Его неоконч. историч. роман " Хранители короны" (1817) проводит идею единства Германии под эгидой феод. монархии. А. автор новелл, лучшая из к-рых " Изабелла Египетская" (1812), а также пьес " Освобождение везеля", " Равные" и др., обработок старинных нем. и англ. фарсов.

Соч.: Samtliche Werke, 3 Aufl., Bd 1-21, В., 1857; в рус. пер.- в кн.: Немецкая романтическая повесть, т. 2, М.- Л., 1935.

Лит.: Гейне Г., Романтическая школа, Собр. соч., т. 6, Л., 1958; Брандес Г., Романтическая школа в Германии, СПБ, 1907; Рейман П., Основные течения в немецкой литературе. 1750 - 1848, пер. с нем., М., 1959; История немецкой литературы, т. 3, М., 1966; Steig R., A. von Arnim und die ihm nahe standen, Bd 1-3, Stuttg., 1894 - 1913.

APHO (Arnaud) Антуан (1831-1885), французский революционер, член 1-го Интернационала, член Парижской Коммуны 1871. По профессии ж.-д. служащий. Был близок к бланкистам.. Участник восстания в Париже 31 окт. 1870 (против капитулянтской политики " Пр-ва нац. обороны"). Чл. ЦК Национальной гвардии. В Парижской Коммуне входил в комиссию внеш. сношений и комиссию обществ. служб, а затем в Комитет обществ. спасения; был одним из секретарей Коммуны. Активно участвовал в организации сопротивления контрреволюц. войскам Тьера и в баррикадных боях. После поражения Коммуны эмигрировал в Бельгию, затем в Англию. После амнистии 1880 вернулся во Францию.

APHO (Arnault) Антуан Венсан (22.1. 1766, Париж, -16.9.1834, Годервиль, деп. Ниж. Сена), французский драматург и поэт, чл. Франц. академии. Автор трагедий в духе классицизма, содержавших злободневные намёки на современность: " Лукреция" (пост. 1792), где в уста Брута вложены респ. тирады, и др. Пользовались известностью остроумные, подчас остро сатирич. басни (изд. 1814 и 1819) и лирич. стихи, одно из к-рых - " Листок" (1815), приобрело исключит. популярность и было переведено почти на все европ. языки; существует не менее восьми рус. переводов (В. А.Жуковского, В. Л. Пушкина, Д. В. Давыдова и др.). Автор содержательных мемуаров.

Соч.: CEuvres, у. 1-8, Р., 1824-27; Souvenirs d'un sexagenaire, v. 1-4, P., 1833, 2 ed., 1910; [стих. " La feuille" -" Листок" ], в кн.: Французские стихи в переводе русских поэтов XIX-XX вв. На французском и русском языках, М., 1969.

Лит.: Пушкин А. С., французская академия, в кн.: Поли. собр. соч., 2 изд. АН СССР, т. 7, М., 1958; Оксман Ю., Сюжеты Пушкина, в кн.: Пушкин и его современники, в. 28, П., 1917, с. 76 - 87; Обломиевский Д., Литература французской революции (1789 - 1794), М., 1964; Biographie universelle ancienne et mpderne, nouv. ed., publ. sous la dir. de M. Michaud, t. 2, P., 1843, p. 255-65. А. Ю. Наркевич.

APHO (Arnaud) Жорж (псевд.; наст. имя и фам. Анри Жирар) (р. 16.7. 1917, Монпелье), французский писатель. В странствиях по Южной Америке обрёл сюжеты для авантюрных романов: " Плата за страх" (1950), " Бегство отчаянного хулигана" (1951), " Ушки на макушке" (1953), где А. романтизирует индивидуалистов, героев смертельного риска. В дальнейшем писатель приходит к развенчанию того, на чём держится власть бурж. класса: мест заключения - репортаж " Тюрьма 1953" (1953), правосудия - фарс " Нежные признания" (1954), расизма - сб. очерков " Индейцы не мертвы" (1956), репрессий и пыток - публицистич. кн. " В защиту Джамилы Бухиред" (1957, совм. с Ж. Вержесом, рус. пер. 1958); фаш. диктатуры - комедия " Маршал П...." (1958, рус. пер. 1960). Поборник свободного Алжира, А. в 1960 был заключён в тюрьму и предстал перед судом, о чём поведал в памфлете " Мой процесс" (1961). С 1962 А.-в добровольном изгнании в Алжире; сотрудничает в журн. " Революсьон африкен" (" La revolution af-ricaine").


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал