Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XVIII. Драматический театр. Возникновение арм. театра относится к1-му тыс
Возникновение арм. театра относится к1-му тыс. до н. э. Существовали трагедийные (актёры дзайнарку-гусаны и вохпергаки) икомедийные (актёры катакер-гаки икатака-гусаны) представления. В 69 до н. э. при царе Тигране II было построено театр. здание в г. Тиграпакерте. Его сын Артавазд II создал театр в Арта-шате, где выступала труппа актёра Язона. В 4 в. н. э. представления устраивались при дворе Аршака II. Имелись театр. здания, построенные по типу античных амфитеатров. Первые дошедшие до нашего времени драматургич. произв.- драматич. поэма Ованеса Ерзнкаци (О. Плуз) и " Адамова книга" Аракела Сюнеци. В 17-19 вв. театр развивался в арм. колониях во Львове (школьный театр), в Москве, Венеции, Вене, Мадрасе, Калькутте и др. В 1810 в Константинополе были поставлены первые арм. спектакли под рук. М. Бжишкяна. В 1846-66 здесь работая проф. театр " Арамян тат-рон" (под рук. О. Гаспаряна), гастролировавший в Тбилиси, Ереване, Тебризе. В 1836 Г. Шермазанян создал в Тбилиси театр под названием " Шермазанян дар-бас". В 50-х гг. 19 в. в Константинополе работало неск. любительских театров, на сцене к-рых шли пьесы М. Пешикташляна, С. Экимяна, Т. Терзяна и др. В нач. 60-х гг. на основе любительских трупп были организованы арм. проф. театры " Аревелян татрон" под рук. Экимяна в Константинополе (в 1861) и под рук. Г. Чмшкяна в Тбилиси (в 1863). Деятельность тбилисской труппы, появление произв. основоположника арм. реалистич. драматургии Г. Сундукяна (" Пэпо", " Хатабала", " Ещё одна жертва" и др.) определили утверждение критич. реализма на арм. сцене. В кон. 19 - нач. 20 вв. реалистич. традиции нац. драматургии получили выражение в творчестве А. Па-роняна (" Дядя Багдасар"), А. Ширванзаде (" Из-за чести", " Евгине", " Арменуи" и др.), Л. Шанта (" Старые боги"). В это время начали творческую деятельность драматурги В. Папазян (" Утёс"), С. Тараян (" Сократ" и др.), Э. Тер-Григорян, Нар-Дос, Л. и М. Манвелян, Д. Демир-чян и др. В 60-70-х гг. 19 в. арм. театры открылись в Ереване, Нахичевани-на-Дону и нек-рых др. городах (Александрополь, Баку, Шуша, Ганджа). С кон. 70-х гг. 19 в., в результате преследований арм. театров в Константинополе со стороны тур. пр-ва, многие видные актёры переехали в Закавказье: П. И. Адамян, Сирануйш, Астхик, А. Рачья, М. Мнакян, М. Нвард и др. В это время на арм. сцене в Тбилиси выступали крупные актёры-реалисты: Г. А. Чмшкян, М. О. Амрикян, Г. 3. Тер-Давтяц, Вардуи, К. Арамян С. Чмшкян и др. В развитии арм. театра 80-х гг. 19 в. особенно выделяется сценич. деятельность трагика П. И.Адамяна, в творчестве к-рого ярко выразился протест против социального и нац. гнёта. Последующее развитие арм. театра кон. 19 - нач. 20 вв. связано с именами Сирануйш иО. А. Абеляна, продолжавших традиции реалистического и одновременно романтически приподнятого иск-ва П. И. Адамяна и Г.А. Чмшкяна. Появилось новое поколение актёров и режиссёров: Г. А. Петросян, О. М. Севумян, О. М. Майсурян, А. Н. Арменян, О. Г. Зарифян, И. С. Алиханян, С. А. Адамян, О. Н. Гулазян, Асмик, А. Т. Восканян, В. К. Папазян, М. Г. Манвелян, Г. К. Аветян, А. М. Вруйр, О. К. Степанян, Е. М. Дурян-Арменян и др. Характерная черта развития арм. театра этого периода - создание сети нар. театров (в Ереване, Шуше, Баку, Тбилиси и др.), где наряду с проф. актёрами выступали любители. В работе этих театров участвовали А. Г. Харазян, П. А. Араксян, О. Г. Тер-Григорян, Г. Н. Пирумян и др. Развитию арм. дореволюц. театра способствовала революционно-демократич. и марксистская критика. Ещё в нач. 60-х гг. 19 в. Микаэл Налбандян в своих статьях писал об обществ. значении арм. театра. В нач. 20 в. появились выступления в печати С. Г. Шаумяна и С. С. Спандаряна, к-рые призывали театр стать на службу народу. В годы 1-й мировой войны 1914-13 и дашнакского господства в А. (1918-20) передовые деятели культуры, стремясь сохранить реалистич. традиции арм. театра, вели борьбу против декадентства, пессимизма, мистики. Победа Великой Окт. социалистич. революции открыла широкую перспективу для развития арм. театра. С 1918 арм. актёрские труппы организовывались в городах Сов. России, на Украине, в Ср. Азии. После установления Сов. власти в Закавказье (1920-21) были созданы арм. театры в А., Азербайджане, Грузии. В 1921 в Ереване организован Театр им. Г. Сундукяна, ставший крупнейшим драматич. театром А. (открылся в 1922 спектаклем " Пэпо" Сундукяна). Становление этого театра связано с деятельностью режиссёров Л. А. Калантара, А. С. Бурджа-ляна, А. К. Гулакяна, В. М. Аджемяна, актёров Р. Н. Нсрсссяна, В. Б. Вагаршяна, А. М. Аветисяна, А. Т. Восканян, Асмик, О. Н. Гулазян, В. К. Папазяна, Г. Д. Джанибекяна, Р. Т. Вартанян, С. О. Гарагаш, М. М. Джанана, А. М. Ха-чаняна и др. В 1920 создан Бакинский арм. гос. театр, где работали О. А. Абе-лян, Жасмен, X. О. Арутюнян, А. А. Ова-несян, Л. Г. Ерамян, Т. X. Сарян и др. В арм. театре, организованном в 1921 в Тбилиси (ныне им. С. Шаумяна), выступали И. С. Алиханян, О. М. Майсурян, А. С. Мамиконян, М. Г. и А. К. Бе-роян, А. Г. Лусинян и др. В репертуаре арм. сов. театров большое место заняли пьесы Сундукяна, Щирванзаде, Пароняна, А. Н. Островского, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, М. Горького, А. П. Чехова, Софокла, У. Шекспира, Ф. Шиллера, Бомарше, Лопе де Вега, К. Гольдони, Г. Ибсена. Были поставлены пьесы сов. авторов Д. Демирчяна, В. Б. Вагаршяна, К. А. Тренёва, Б. А. Лавренёва, Н. Ф. Погодина и др. С 30-х гг. 20 в. в репертуаре арм. театра начинает занимать ведущее место тематика, отражающая сов. действительность, становление нового человека - строителя социализма. За годы Сов. власти создана большая сеть арм. театров: театры юного зрителя в Тбилиси (в 1929), в Ереване (в 1929), театр им. Мравяна в Ленинакане (в 1928), где работали актёры Л. Б. Зорабян и Ц. К. Америкян, Театр им. Абеляна в Кировакане (в 1931), арм. театры в Сухуми (в 1928), Батуми (в 1931), Степанакерте (в 1932), Кировабаде (в 1935) и др. В Ереване работают Азерб. театр им. Дж. Джабарлы (с 1929), Театр кукол (с 1935), Рус. драматич. театр им. К. С. Станиславского (с 1937), Ереванский арм. драматич. театр (с 1969). Среди театр. деятелей Арм. ССР: нар. артисты СССР А. М. Аветисян, В. М. Ад-жсмян, Г. Д. Джанибекян, нар. артисты Арм. ССР Г. А. Акопян, Л. А. Алавер-дян, А. А. Аразян, А. Н. Арзуманян, А. А. и Г. С. Арутюнян, К. Т. Арцрунян, А. А. Асрян, Г. А. Ашюгян, О. А. Буниатян, В. К. Вардерссян, В. Т. Вартанян, О. Н. Гулазян, Т. О. Дилакян, Л. Б. Зорабян, Р. Н. Капланян, М. К. Костанян, Д. М. Малян, В. X. Маргуни, А. А. Мас-чян, А. А. Мкртумян, Б. П. Нерсесян, А. Б. Пащаян, Т. X. Сарьян, М. М. Симо-няи, В. X. Степанян, Г. X, и И. Г. Данзас, Ж. А. Товмасян, Г. X. Хажакян, К. М. Хачванкян, Ж. С. Элоян и др.; театр, художники М. А. Арутчян, С. М. Тарян, Г. Б. Якулов, С. А. Арутчян и др. В процессе овладения методом социалистич. реализма, в работе над образом человека повой эпохи обогащались реалистич. традиции арм. театр. иск-ва. Оно характеризуется высокой культурой, романтич. приподнятостью, к-рые всегда отличали арм. театр. В 1944 открыт Театр. ин-т с актёрским, режиссёрским, театроведческим ф-тами. В 1940 в Ереване создано Арм. театральное об-во. Лит.: Гоян Г., 2000 лет армянского театра, т. 1 - 2, М., 1952; Ризаев С., Театры Советской Армении. Справочник, Б. Б. Арутюнян. Илл. см. на вклейке, табл. XXV. Цирк. Первый сов. арм. цирковой коллектив создан в 1956 (в 1961 получил назв. " Ереван"). Цирк А.широко известен в СССР, гастролировал зарубежом; является заслуж. коллективом Арм. ССР. Среди артистов арм. цирка: нар. артисты Арм. ССР В. А. Арзуманян (Арзуманов), А. Акопян, засл. артисты Арм. ССР Е. Б. Аванесова, Ш. М. Геворкян, А. А. Магдесян, братья М. А. и Р. А. Акопян, Л. Г. Енгибарян (Енгибаров), С. И. Исаакян, Р. Г. Манукян, П. П. Щетинин, Н. А.Ширай и др.
|