Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Печать, радиовещание, телевидение. 20 страница
Соч.: Версурь, Кишинэу, 1965; в рус. пер. - Имя твоё, " Дружба народов", 1967, № 1. Лит.: Л а г и н а Н., Всё беру у тебя, Молдова..., " Москва", 1967, №12; Вангели С., Поэтический мир Григоре Виеру, " Детская литература", 1967, №9; КовальджиК., Стихи Г. Виеру, " Литературная газета", 1967, 4 янв. К. В. Ковальджи. ВИЕСИТЕ, город (с 1928) в Екабпилсском р-не Латв. ССР, у озера Внесите. 3, 2 тыс. жит. (1969). Произ-во швейных изделий, хвойной муки. В. возник в 1890. ВИЕТ, Вьет (Viete) Франсуа (1540, Фонтене-ле-Конт, - 13.12.1603, Париж), французский математик. По профессии юрист. В 1591 ввёл буквенные обозначения не только для неизвестных величин, но и для коэффициентов уравнений; благодаря этому стало впервые возможным выражение свойств уравнений и их корней общими формулами. Ему принадлежит установление единообразного приёма решения ур-ний 2-й, 3-й и 4-й степеней. Среди открытий сам В. особенно высоко ценил установление зависимости между корнями и коэффициентами уравнений. Для приближённого решения уравнений с численными коэффициентами В. предложил метод, сходный с позднейшим методом Ньютона. В тригонометрии В. дал полное решение задачи об определении всех элементов плоского или сферич. треугольника по трём данным, нашёл важные разложения cos nx и sin nx по степеням cos x и sin x. В. впервые рассмотрел бесконечные произведения. Соч. В. написаны трудным языком и поэтому получили меньшее распространение, чем заслуживали. Портрет стр. 30. Соч.: Opera mathematica, Lugduni Batavorum, 1646; Isagoge in artem analyticam, Tours, 1591. Лит.: С т р о и к Д. Я., Краткий очерк истории математики, пер. с нем., 2 изд., М., 1969. ВИЖ, см. Животноводства институт Всесоюзный научно-исследовательский. ВИЖАЙ, река в Пермской обл. РСФСР, лев. приток р. Вильва (бассейн Камы). Дл. 125 км, пл. басс. 1080 км2. Начинается вблизи ст. Тёплая Гора на зап. склоне Ср. Урала; по берегам ряд высоких скал-камней. В 9 км вниз от Пашийского Завода часть потока проходит по карстовым тоннелям. Сплавная. В верховьях В. месторождение хромистого железняка. ВИЖАС, река в Архангельской обл. РСФСР. Дл. 219 км, пл. басс. 3050 км2. Берёт начало из небольшого озера, впадает в Чешскую губу Баренцева м. Питание снеговое и дождевое. Сток неск. регулируется озёрами. ВИЖЕ-ЛЕБРЁН (Vigee-Lebrun) Элизабет Луиз (16.4.1755, Париж, - 30.3.1842, там же), французская художница. Работала в области портретной живописи. Училась сначала у своего отца - портретиста Л. Виже, а затем у Г. Бриара и Г. Ф. Дуайена. Чл. Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (с 1783). Работала во Франции (до 1789 и с 1809), Италии, Германии, России (1795- 1801), Великобритании и Швеции. Для произведений В. (преим. женских портретов) характерны идеализация и слащавая чувствительность (автопортреты; портреты Марии Антуанетты, мадам де Сталь и др.). В России В. писала портреты знати и членов царской семьи. Лит.: М а к ф о л X., Виже-Лебрён, пер., М., 1909. ВИЖНИЦА, город (с 1940), центр Вижницкого р-на Черновицкой обл. УССР. Расположен при впадении р. Виженка в Черемош (басе. Дуная). Ж.-д. ст. 4, 6 тыс. жит. (1968). Деревообр. комбинат, маслодельный завод. Художеств, промыслы (резьба по дереву, инкрустация по металлу, вышивка). Училище прикладного иск-ва. ВИЗА (франц. visa, от лат. visus - увиденный, просмотренный), в широком смысле слова надпись соответствующего должностного лица на к.-л. документе или акте, удостоверяющая его подлинность или придающая ему силу. В узком смысле слова В.- отметка в паспорте, к-рая означает разрешение на въезд данному лицу на терр. соответствующего гос-ва, на выезд с этой территории или на проезд через неё. Соответственно различают В. въездные, выездные или транзитные, выдаваемые компетентными органами гос-ва на определённый срок. Большинство гос-в устанавливает разрешит, систему въезда иностранцев, т. е. въезд иностранцев допускается лишь при наличии в их паспортах соответствующей В. В отд. случаях устанавливается упрощённый порядок въезда иностранцев, напр, для туристов (по спискам), экипажей иностр. торговых судов (по мореходным книгам), жителей пограничных районов при пересечении границы для кратковрем. делового пребывания (по пропускам). Транзитная В. не требуется для пассажиров междунар. авиа- и мор. линий, если они не покидают территорию аэропорта или борт судна. Безвизовый въезд, выезд или транзит может быть установлен спец. соглашением между гос-вами. Так, капиталистич. страны Зап. Европы заключили в послевоен. период ряд соглашений, по к-рым граждане этих стран, а также граждане США, Австралии и Канады имеют право безвизового въезда на территорию зап. европ. стран при наличии нац. заграничного паспорта. Обычно правила о безвизовом въезде распространяются на иностранцев, не имеющих намерения получить право на постоянное жительство в стране въезда. В СССР существует разрешит, порядок въезда, выезда и транзита, к-рый регулируется спец. Положением о въезде в СССР и о выезде из СССР. Въезд иностранцев в СССР допускается лишь при наличии В., выдаваемой посольствами, миссиями и консульствами СССР за границей. Граждане стран, не имеющих дипломатич. и консульских отношений с СССР, могут обращаться за В. в посольство или консульство СССР в любой другой стране. В отд. случаях В. на въезд в СССР выдаются за границей специально уполномоченными на то сов. представителями. В. на выезд из СССР выдаются МИД СССР, МИД союзных республик, дипломатии. агентствами МИД СССР, а также органами милиции. Безвизовый въезд, выезд и транзит в СССР возможен лишь при наличии спец. соглашения с соответствующим гос-вом (такие соглашения СССР имеет с большинством социалистич. стран). И. П. Влищенко, В. И. Менжинский. ВИЗАНТИЙ (греч. Byzantion), древний город на европ. стороне прол. Босфор. Осн. ок. 660 до н. э. В 330 н. э. был переименован в Константинополь. С 1453 называется Стамбул. ВИЗАНТИЙСКОЕ ПРАВО, право, действовавшее в Визант. империи (6-15 вв.). Характеризовалось параллельным действием норм церк. и светского права, объединявшихся в особых сборниках -" Номоканонах". Ист. значение В. п. определяется той ролью, к-рую Византия играла в Европе и частично в Азии. В. п. было во многом заимствовано феод, правом Армении и Грузии. Осн. источниками В. п. были законы, издававшиеся императорами, и кодификация Юстиниана, служившая основой для дальнейших кодификаций. См. также Прохирон, Эклога. ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ, в и з а н т и н и с т и к а, отрасль медиевистики, представляющая собой комплекс гуманитарных наук, изучающих историю, право, язык и культурное наследие (лит-ру, философию, иск-во и пр.) Византии. В. оформилось как особая отрасль знания во 2-й пол. 19 в., когда в науке утвердился и самый термин " Византия"; истоки же В. уходят в далёкое прршлое. Вне пределов Византии интерес к её культуре и истории проявился уже в раннее средневековье в Армении, Грузии, южнослав. странах и Др. Руси, ист. судьбы к-рых были тесно связаны с империей. В Западной Европе внимание к Византии стало устойчивым и постоянным с эпохи Возрождения (охватывавшей 15- 16 вв.) в связи с возобновлением интереса к античности (Византия считалась продолжением Вост.-Рим. империи, Византия сохранила памятники антич. культуры, визант. учёные первыми стали их изучать) и крупными политич. событиями (тур. экспансия на Балк. п-ове, борьба вокруг унии между зап.-католич. и вост.-православной церквами). В. вырастало в зап.-европ. странах из исследования антич. авторов, изучения рим. права (Кодекса Юстиниана) и богословия. Интерес к Византии в Зап. Европе возрос ещё более после падения Константинополя (1453), когда турки-османы, завоевавшие Византию, стали угрожать др. европ. гос-вам. С 16 в. В. быстро развивается во Франции, Италии и Германии. Большую роль в этом сыграли учёные-греки, эмигрировавшие на 3. в ходе завоевания их родины турками. С кон. 17 в. важнейшее значение приобрели византиноведческие занятия во Франции. Науч. основы французского В. заложил Ш Дюканж. Созданный им словарь ср.-греческого языка не утратил значения до сих пор. Развитие В. в 16-17 вв. характеризовалось преим. изданием и комментированием визант. источников, а также разработкой методики и вспомогат. византиноведч. дисциплин. С сер. 17 до нач. 18 вв. во Франции был издан т. н. Парижский многотомный корпус визант. повествоват. памятников. В. во Франции находилось под покровительством королев, двора и служило политич. целям абсолютизма: Византия изображалась как образец централизов. монархии. В 18 в. франц. философы-просветители, борясь с абсолютизмом, выступили с резко критич. интерпретацией истории Визант. империи, акцентируя внимание лишь на её отрицат. чертах (Вольтер, Ш. Л. Монтескье). Развита и обоснована эта концепция была в трудах Ш. Лебо и англ, историка Э. Гиббона - основоположника науч. В. в Великобритании. С 1828 в Бонне начало выходить " Собрание авторов по византийской истории" (т. н. Боннский корпус) - междунар. издание визант. повествоват. памятников (по большей части перепечатка Парижского корпуса, но именно в данном издании эти источники доступны византинистам до сих пор). За полвека вышло 49 (50-й т.- в 1897) томов. Работа над этим изданием способствовала преобладанию филологич. исследований в зап. В., ведущую роль в к-ром стали играть византинисты Германии, где в последней четв. 19 в. К. де Бор приступил к науч. критич. переизданию визант. памятников. В Германии над ист. исследованиями преобладали также и юридические, развитие к-рых было тесно связано с именем К. Цахарие фон Лингенталя, издателя византийских юридических памятников и крупнейшего знатока византийского права. В 1892 немецкий филолог и литературовед К. Крумбахер основал спец. журнал-ежегодник " Вуzantinische Zeitschrift", к-рый стал важнейшим организующим центром междунар. В. (роль осн. библиографии, справочника по В. этот журнал играет до сих пор). Прогресс в изучении визант. цивилизации, признание её значит, влияния на мировую культуру, выявление существенного своеобразия ист. процесса в Византии - всё это способствовало быстрому развитию византиноведения. К. Крумбахер в Германии создал общий курс византийской литературы, Ш. Диль во Франции - первые очерки визант. истории вплоть до падения империи, Дж. Б. Бьюри в Великобритании - основополагающие труды по визант. адм. системе. Одновременно, во 2-й пол. 19 в. становление В. завершилось и в России. Оно вырастало здесь из занятий отечеств, историей, тесно переплетавшейся с историей Византии, и из славяноведения. Усиление борьбы южнослав. народов против тур. ига и обострение Восточного вопроса определили значит, внимание науч. и культурной общественности к этой отрасли знания. Осн. роль в оформлении русского В. сыграл В. Г. Васильевский. В 1894 он основал журнал-ежегодник " Византийский временник", который наряду с " Byzantinische Zeitschrift" стал также признанным организующим центром междунар. В. Рус. школа византинистов, в к-рой с самого начала преобладали ист. исследования (В. Г. Васильевский, Ф. И. Успенский, Н. А. Скабаланович, П. В. Безобразов, Б. А. Панченко, А. А. Васильев, К. Н. Успенский, П. А. Яковенко и др.), внесла особенно значит, вклад в изучение внутр. (в частности, аграрной) истории Византии, а также в изучение истории Др. Руси, введя в науч. оборот визант. источники по ср.-век. рус. истории. В России было издано немало визант. офиц. документов. Большое между нар. значение имели также труды Н. П. Кондакова по визант. искусству. Особенно бурно В. в Зап. Европе развивалось в период между двумя мировыми войнами. На первый план вместо филологических выступили ист. исследования и искусствоведение. В особые отрасли выделились визант. сфрагистика, нумизматика, палеография и др. Возникли новые науч. центры В., вышли новые спец. издания по В., немало общих медиевистич. журналов стали систематически публиковать византиноведч. исследования. Помимо Германии, Франции и Великобритании, значит, подъёма В. достигло в Италии, Австрии, Бельгии, Греции, Югославии, Чехословакии, Болгарии и др. Ещё более широкие масштабы приобрело развитие В. в Европе после 2-й мировой войны. Крупный центр В. сложился также в США. В ФРГ до последнего времени гл. значение имела филолого-источниковедч. школа Ф. Дёлъгера, разработавшего основы науч. публикации офиц. визант. документов (дипломатика). Крупную роль в развитии византийской филологии в Бельгии сыграл основатель журнала " Byzantion" А. Грегуар. Г. А. Острогорский (Югославия) создал первый полный курс визант. истории, в к-ром были учтены осн. достижения совр. В. Во Франции П. Лемерлем была основана новая школа франц. византинистов, уделяющая большое внимание источниковедению и социально-экономич. истории. Серьёзные исследования, посв, вопросам истории визант. идеологии, принадлежат И. Шевченко и М. Мейендорфу (США). Попытку социальнопсихологич. характеристики визант. об-ва предпринял X. Хунгер (Австрия). Ведущую роль в развитии зап. В. играют в наст, время византинисты Франции (изучение истории, источников, иск-ва, сфрагистика, палеография) и ФРГ (источниковедение, изучение права, богословия, лит-ры, филология). В. на совр. этапе характеризуется усилением интереса к социальной проблематике, укреплением междунар. связей. Систематически созываются междунар. конгрессы византинологов (1-й конгресс, Бухарест, 1924; последний, 13-й конгресс, Оксфорд, 1966; сов. византинисты принимают в них участие начиная с 10-го конгресса, Стамбул, 1955). Создана (1955) междунар. ассоциация византинистов (" Междунар. ассоциация византиноведческих исследований"). Ведётся широкая работа в области визант. источниковедения. Под контролем междунар. ассоциации начато издание неопубликованных источников и критич. переиздание опубликованных в 19 в. В СССР в 30-х гг. 20 в. появляются первые исследования сов. историков, в к-рых с марксистских позиций рассматриваются проблемы истории Византии. Организац. науч. центр сов. В. был создан перед Великой Отечеств, войной в Ленинграде (кафедра В. в ЛГУ под рук. М. В. Левченко), а после войны - и в Москве (в Ин-те истории АН СССР группа В. под рук. Е. А. Косминского), в 1947 при АН СССР было возобновлено прерванное после 1927 издание " Византийского временника" (сов. серия). В 1956 при Ин-те истории АН СССР был создан сектор В., ставший основным научным центром советского В. (ныне сектор находится при Ин-те всеобщей истории АН СССР). Важную организац. роль играют также науч. центры В., сложившиеся в Ленинграде (Ленингр. отделение Ин-та народов Азии АН СССР, ЛГУ, Эрмитаж) и в др. городах (Тбилиси - Ин-т истории языка и лит-ры АН Груз. ССР, Свердловск - Уральский ун-т, Ереван - Ин-т истории АН Арм. ССР). Особенно заметный вклад сов. византинисты внесли в разработку проблем социально-экономич. истории Византии (М. В. Левченко, Н. В. Пигулевская, Е. Э. Липшиц, М. Я. Сюзюмов, 3. В. Удальцова, А. П. Каждан, Г. Л. Курбатов и др.), в изучение византино-слав. отношений (Е. Э. Липшиц, Г. Г. Литаврин и др.), визант. искусства (В. Н. Лазарев, А. В. Банк и др.), визант. источниковедения и истории культуры (П. Е. Ернштедт, С. Г. Каухчишвили, Е. Ч. Скржинская и др.). Сов. византинисты работают и в области вспомогат. византиноведч. дисциплин (нумизматика, сфрагистика, палеография и кодикология). В 1967 осн. итоги развития сов. В. были подведены в коллективном труде " История Византии" (3 тт.); очерки развития сов. В. даны в кн. 3. В. Удальцовой " Советское византиноведение за 50 лет" (1969). Значит, успехов за послевоен. период достигло В. также в социалистич. странах: в Болгарии, Югославии, Чехословакии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии. В социалистич. странах работает ряд крупнейших византинистов современности: Г. А. Острогорский (Югославия), Д. Моравчик (Венгрия), И. Дуйчев и Д. Ангелов (Болгария), Э. Вернер (ГДР) и др. Марксистское В. играет в наст, время всё более заметную роль в развитии мирового В. При всём многообразии концепций ист. и культурного развития Визант. империи в историографии центр, пунктом полемики является вопрос о месте и значении Византии в мировом культурно-ист, процессе. Византинисты-марксисты, выявляя особенности в её ист. судьбах, подчёркивают то общее, что сближает ход развития Византии и стран Зап. Европы в ср. века. Они отстаивают идею поступательного, прогрессивного развития Византии и характеризуют ход её истории как закономерную смену этапов зарождения и эволюции одного из вариантов феод, общества. Большинство учёных капиталистич. стран, напротив, делает упор на консервативные черты визант. обществ, институтов, на их генетич. связи с рим. институтами, характеризует Византию как особый тип вост.-православного общества, эволюция к-рого была будто бы противоположна развитию Зап. Европы в эпоху феодализма. Полемика ведётся и по мн. др. проблемам, напр, по вопросам о роли гос. власти в Византии, о влиянии Византии на развитие др. народов (значит, часть буржуазных византинистов изображает визант. гос-во как надклассовый институт и преувеличивает масштабы визант. влияния на культурное развитие юж. я вост. славян). Важнейшие науч. центры совр. В. находятся при ун-тах и академиях наук СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР, Чехословакии, Югославии, Австрии, Великобритании, Бельгии, Греции, Италии, США, Франции, ФРГ и др. стран. Главные совр. периодич. византиноведч. издания: " Византийский временник" (Петербург, 1894, Петроград, 1918- 1924, Ленинград, 1924-1927, Москва, с 1947), " Byzantinobulgarica" (Sofia, с 1962), " Byzantinoslavica" [Prague (Praha), с 1929], " Byzantion" (P.- Brux., с 1924), " Byzantinisch-Neugriechische Jahrbucher" (Athen, с 1920), " Byzantinische Zeitschrift" (Lpz.-В., с 1892), " Dumbarton Oaks Papers" [Camb. (Mass.), с 1940], " Epeteris Hetaireion ByzantinSn Spudon" (Athenai, с 1924), " Зборник Радова. Византолошког института" (Београд, с 1952), " Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinischen Gesellschaft" (W., с 1951, с 1969 - " Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinistik"), " Etudes Byzantines" (Вис., с 1943, с 1946 - " Revue des Etudes Byzantines", P.), " Travaux et Memoires" (P., с 1966). Лит.: Васильевский В. Г., Обозрение трудов по византийской истории, СПБ, 1890; Удальцова 3. В., Основные проблемы византиноведения в советской исторической науке, М., 1955: Соколов Н. П., Сорок лет советского византиноведения, т. 1, Горький, 1959; Удальцова 3. В., Византиноведение, в кн.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 4, М., 1966: М о ravcsikGy., Byzantinoturcica, 2 Aufl., Bd 2, В., 1958; S. 1 - 164; Ostrogorsky G., Geschichte des byzantinischen Staates, Munch., 1963, S. 1 - 18. См. также Jahrbuch der Osterreichischen byzantinischen Gesellschaft, Bd 15, W., 1966. Г. Г. Литаврин. ВИЗАНТИНЫ, первоначальное название визант. золотых солидов. Впоследствии В., или безантами, назывались также распространённые в Зап. Европе в 9-14 вв. все вост. золотые монеты, в т. ч. и араб, динары. В 14 в. В. были вытеснены из обращения цехинами, или венецианскими дукатами. ВИЗАНТИЯ, Византийская имрерия, государство, возникшее в 4 в. при распаде Римской империи в её вост. части и существовавшее до сер. 15 в. Столицей В. был Константинополь, осн. имп. Константином I в 324-330 на месте бывшей мегарской колонии Византии (отсюда назв. гос-ва, введённое гуманистами уже после падения империи). Фактически с основания Константинополя началось обособление В. в недрах Рим. империи (с этого времени обычно ведут историю В.). Завершением обособления принято считать 395, когда после смерти последнего императора единой Рим. державы Феодосия I (правил в 379-395), произошло окончательное разделение Рим. империи на Вост. Римскую (Византийскую) и Зап. Римскую империи. Императором Вост. Рим. империи стал Аркадий (395-408). Сами византийцы называли себя римлянами - по-греч. чромеями", а свою державу " Ромейской". На протяжении существования В. происходили неоднократные изменения её территории. Этнич. состав нас. В. был пёстрым: греки, сирийцы, копты, армяне, грузины, евреи, эллинизированные малоазийские племена, фракийцы, иллирийцы, даки. С сокращением терр. В. (с 7 в.) часть народов осталась вне пределов В. В то же время на терр. В. расселялись новые народы (готы в 4-5 вв., славяне в 6- 7 вв., арабы в 7-9 вв., печенеги, половцы в 11-13 вв. и др.). С 6-11 вв. в состав населения В. входили этнич. группы, из к-рых в дальнейшем сформировалась итал. народность. Преобладающую роль в экономике, политич. жизни и культуре В. играло греч. население. Гос. язык империи в 4-6 вв.- латинский, с 7 в. до конца существования В.- греческий. Мн. проблемы социально-экономич. истории В. сложны и в решении их в сов. византиноведении существуют различные концепции. Напр., в определении времени перехода В. от рабовладельч. отношений к феодальным. По мнению Н. В. Пигулевской и Е. Э. Липшиц, в В. 4-6 вв. рабство уже потеряло своё значение; согласно же концепции 3. В. Удальцовой (к-рую в данном вопросе разделяет А. П, Каждан), до 6-7 вв. в В. господствовало рабовладение (соглашаясь в общем с этой точкой зрения, М. Я. Сюзюмов рассматривает период между 4 и 11 вв. как " предфеодальный"). В истории В. можно выделить приблизительно 3 осн. периода. Первый период (4 - сер. 7 вв.) характеризуется разложением рабовладельч. строя и началом формирования феод, отношений. Отличительной чертой начала генезиса феодализма в В. было спонтанное развитие феод, строя внутри разлагавшегося рабовладельч. общества, в условиях сохранения позднеантич. гос-ва. Особенности аграрных отношений в ранней В. - сохранение значит, масс свободного крестьянства и крест, общины, широкое распространение колоната и долгосрочной аренды (эмфитевсиса), более интенсивная, чем на Западе, раздача рабам участков земли в виде пекулиев. В 7 в. в визант. деревне было подорвано, а местами уничтожено крупное рабовладельч. землевладение. На терр. бывших поместий устанавливалось господство крест, общины. В конце 1-го периода в сохранившихся крупных поместьях (преим. в М. Азии) труд колонов и рабов стал вытесняться всё шире применявшимся трудом свободных крестьян- арендаторов. Визант. город 4-5 вв. в основном оставался антич. рабовладельч. полисом; но с кон. 4 в. наблюдался упадок мелких полисов, их аграризация, а возникавшие в 5 в. новые города являлись уже не полисами, а торг.-ремесл. и адм. центрами. Крупнейшим городом империи был Константинополь, центр ремесла и междунар. торговли. В. вела оживлённую торговлю с Ираном, Индией, Китаем и др.; в торговле же с зап.-европ. гос-вами по Средиземному м. В. обладала гегемонией. По уровню развития ремесла и торговли, по степени интенсивности гор. жизни В. в этот период опережала страны Западной Европы. В 7 в., однако, города-полисы окончательно пришли в упадок, аграризации подверглась значительная часть городов, центр общественной жизни переместился в деревню. В. 4-5 вв. была централизованной военно-бюрократич. монархией. Вся полнота власти сосредоточивалась в руках императора (василевса). Совещательным органом при императоре был Сенат. Всё свободное население делилось на сословия. Высшим сословием было сенаторское. Серьёзной общественной силой стали с 5 в. своеобразные политич. партии - димы, важнейшими из к-рых были венеты (возглавлялись сановной знатью) и прасины (отражали интересы торг.-ремесл. верхов) (см. Венеты и прасины). С 4 в. господствующей религией стало христианство (в 354, 392 пр-во издало законы против язычества). В 4-7 вв. была выработана христ. догматика, сложилась церк. иерархия. С кон. 4 в. стали возникать монастыри. Церковь превратилась в богатую организацию, обладавшую многочисленными зем. владениями. Духовенство освобождалось от уплаты налогов и повинностей (за исключением позем, налога). В результате борьбы различных течений в христианстве (арианства, несторианства и др.) господствующим в В. стало православие (окончательно в 6 в. при имп. Юстиниане I, но ещё в кон. 4 в. имп. Феодосии I пытался восстановить церк. единство и превратить Константинополь в центр православия). С 70-х гг. 4 в. не только внешнеполитическое, но и внутриполитич. положение В. в значит, мере определяли отношения империи с варварами. В 375 с вынужденного согласия имп. Валента на терр. империи (к югу от Дуная) расселились вестготы. В 376 вестготы, возмущённые притеснением визант. властей, подняли восстание. В 378 объединённые отряды вестготов и части восставшего населения империи наголову разбили армию имп. Валента при Адрианополе. С огромным трудом (ценой уступок варварской знати) имп. Феодосию удалось подавить в 380 восстание. В июле 400 варвары едва не завладели Константинополем, и только благодаря вмешательству в борьбу широких слоев горожан они были изгнаны из города. К кон. 4 в. с увеличением числа наёмников и федератов произошла варваризация визант. армии; временно за счёт поселений варваров расширились мелкое свободное землевладение и колонат. В то время как Зап. Рим. империя, переживавшая глубокий кризис, пала под ударами варваров, В. (где кризис рабовладельч. х-ва протекал слабее, где сохранились города как центры ремесла и торговли и мощный аппарат власти) оказалась экономически и политически более жизнеспособной, что позволило ей устоять против варварских нашествий. В 70-80-х гг. 5 в. В. отразила натиск остготов. Сельскохозяйственные работы. Мозаика пола Большого дворца в Константинополе. 6 в. (?) Доение козы. Мозаика пола Большого дворца в Константинополе. 6 в, (?). Цирковые представления. Часть диптиха. Слоновая кость. 517. Эрмитаж. Ленинград. В кон. 5-6 вв. начались экономич. подъём и нек-рая политич. стабилизация В. Была проведена финанс. реформа в интересах торг.-ремесл. верхушки крупных городов В., в первую очередь Константинополя (отмена хрисаргира - подати, взимавшейся с гор. населения, передача гос-вом сбора налогов откупщикам, взимание позем, налогов деньгами и т.д.). Социальное недовольство широких плебейских масс привело к обострению борьбы между венетами и прасинами. В вост. провинциях В. усилилось оппозиционное религ. движение монофиситов, в к-ром переплелись этнич., церк., социальные и политич. интересы различных слоев населения Египта, Сирии и Палестины. В кон. 5- нач. 6 вв. на терр. В. с севера через Дунай начали вторгаться слав, племена (493, 499, 502). В правление имп. Юстиниана I (527-565) В. достигла апогея своего политич. и воен. могущества. Осн. целями Юстиниана были восстановление единства Рим. империи и упрочение власти единого императора. В своей политике он опирался на широкие круги средних и мелких землевладельцев и рабовладельцев, ограничивал притязания сенаторской аристократии; одновременно добился союза с православной церковью. Первые годы правления Юстиниана отмечены крупными нар. движениями (529-530 - восстание самаритян в Палестине, 532 - восстание " Ника" в Константинополе). Пр-во Юстиниана провело кодификацию гражданского права (см. Кодификация Юстиниана, Дигесты, Институции). Законодательство Юстиниана, направленное в значит, мере на укрепление рабовладельч. отношений, отражало в то же время изменения, происшедшие в общественной жизни В., содействовало унификации форм собственности, нивелировке гражданских прав населения, установило новый порядок наследования, заставляло еретиков переходить в православие под угрозой лишения гражданских прав и даже смертной казни. В правление Юстиниана усилилась централизация гос-ва, была создана сильная армия. Это дало возможность Юстиниану отбить натиск персов на востоке, славян на севере и осуществить обширные завоевания на западе (в 533-534 - гос-ва вандалов в Сев. Африке, в 535-555 - Остготского королевства в Италии, в 554 - юго-вост. областей Испании). Однако завоевания Юстиниана оказались непрочными; в отвоёванных у варваров зап. областях господство византийцев, реставрация ими рабовладения и рим. налоговой системы вызывали восстания населения [восстание, вспыхнувшее в армии в 602, переросло в гражд. войну, привело к смене императоров - престол занял центурион (сотник) Фока]. В кон. 6-7 вв. В. утратила завоёванные области на Западе (за исключением Юж. Италии). В 636-642 арабы завоевали наиболее богатые вост. провинции В. (Сирию, Палестину, Верх. Месопотамию), в 693- 698 - её владения в Сев. Африке. К кон. 7 в. терр. В. составляла не более 1/3 державы Юстиниана. С кон. 6 в. началось заселение Балканского п-ова слав, племенами. В 7 в. они расселились на значит, территории в пределах Визант. империи (в Мёзии, Фракии, Македонии, Далмации, Истрии, части Греции и даже были переселены в М. Азию), сохранив, однако, свой язык, быт, культуру. Изменился этнич. состав населения и в вост. части М. Азии: появились поселения армян, персов, сирийцев, арабов. Однако в целом с потерей части вост. провинций В. стала этнически более единой, ядро ее составляли земли, населённые греками или эллинизированными племенами, говорившими на греч. языке. Второй период (сер. 7 - нач. 13вв.) характеризуется интенсивным развитием феодализма. В результате уменьшения терр. в начале этого периода В.- преим. греческое, а в 11 - 12 вв. (когда в её состав временно входили слав, земли) - греко-слав. гос-во. Несмотря на терр. потери, В. оставалась одной из могущественных держав Средиземноморья. В византийской деревне в 8-1-й пол. 9 вв. стала преобладающей свободная сел. община: общинные отношения расселившихся в В. слав, племён способствовали укреплению и местных визант. крест, общин. Законодательный памятник 8 в. Земледельческий закон свидетельствует и о наличии соседских общин, и об имуществ. дифференциации внутри них, о начале их разложения. Визант. города в 8-1-й пол. 9 вв. продолжали переживать упадок. В 7-8 вв. в В. произошли важные перемены в адм. устройстве. Старые диоцезы и провинции заменяются новыми воен.-адм. округами - фемами. Вся полнота воен. к гражд. власти в феме сосредоточивалась в руках командира фемного войска - стратига. Составлявшие войско свободные крестьяне - стратиоты - за несение воен. службы зачислялись пр-вом в разряд наследственных держателей воинских зем. участков. Создание фемного строя по существу знаменовало децентрализацию гос-ва. Вместе с тем оно укрепило воен. потенциал империя и дало возможность в правления Льва III (717- 741) и Константина V (741-775) добиться успеха в войнах с арабами и болгарами. Политика Льва III была направлена на борьбу с сепаратистскими тенденциями местной знати (издание в 726 законодат. сборника Эклога, разукрупнение фем), на ограничение самоуправления городов. В 8 - 1-й пол. 9 вв. в В. началось широкое религ.-политич. движение - иконоборчество (отражало преим. протест нар. масс против господствующей церкви, тесно связанной с константинопольской сановной знатью), использованное провинц. знатью в своих интересах. Движение возглавили императоры Исавримском династии, к-рые во время борьбы с иконопочитанием изымали в пользу казны монастырские и церк. сокровища. С особой силой борьба иконоборцев и иконопочитателей развернулась в правление имп. Константина V. В 754 Константин V созвал церк. собор, осудивший иконопочитание. Политика императоров-иконоборцев усилила провинц. знать. Рост крупного землевладения и наступление феодалов на крест, общину привели к обострению классовой борьбы. В сер. 7 в. на востоке Визант. империи в Зап. Армении зародилось нар.-еретич. движение павликиан, распространившееся в 8-9 вв. в М. Азии. Другое крупное пар. движение в В. 9 в.- восстание 820^825 Фомы Славянина (ум. в 823), охватившее малоазийскую территорию империи, часть Фракии и Македонии и с самого начала имевшее антифеод, направленность. Обострение классовой борьбы, напугало класс феодалов, заставило его преодолеть раскол в своих рядах и восстановить в 843 иконопочитание. Примирение пр-ва и воен. знати с высшим духовенством и монашеством сопровождалось жестокими преследованиями павликиан. Движение павликиан, вылившееся в сер. 9 в. в вооружённое восстание, было в 872 подавлено.
|