Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Печать, радиовещание, телевидение. 22 страница
Начало географии в В. положили офиц. описания областей, городов, церк. диоцезов. Ок. 535 Иерокл составил " Синекдем" - описание 64 провинций и 912 городов, к-рое легло в основу многих более поздних географич. сочинений. В 10 в. Константин Багрянородный составил описание фем (областей) В., базировавшееся не столько на совр. ему данных, сколько на традиции, отчего оно содержит много анахронизмов. К этому кругу географич. лит-ры примыкают описания путешествий купцов (итинерарии), паломников. Анонимный итинерарии 4 в. содержит подробное описание Средиземного моря с указанием расстояний между портами, товаров, производимых в тех или иных местах, и пр. Сохранились описания путешествий: купца Космы Индикоплова (6 в.) (" Христианская топография", где, помимо общих космологич. представлений, имеются живые наблюдения, достоверные сведения о разных странах и народах Аравии, Африки и др.), Иоанна Фоки (12 в.) - в Палестину, Андрея Ливадина (14 в.) - в Палестину и Египет, Канана Ласкариса (кон. 14 или нач. 15 вв.) - в Германию, Скандинавию и Исландию. Византийцы умели составлять географич. карты. Философия. Осн. идейные источники визант. философии - Библия и греч. классич. философия (гл. обр. Платон, Аристотель, стоики). Иноземное влияние на визант. философию ничтожно и гл. обр. негативно (полемика против ислама и лат. богословия). В 4-7 вв. в визант. философии господствуют три направления: 1) неоплатонизм (Ямвлих, Юлиан Отступник, Прокл), отстаивавший в условиях кризиса антич. мира представление о гармоничном единстве Вселенной, достигаемом благодаря цепи диалектич. переходов от Единого (божества) к материи (в этике отсутствует понятие зла); сохранялся идеал полисной организации и антич. политеистич. мифология; 2) гностико-манихейский дуализм, исходивший из представления о непримиримом расколе Вселенной на царство Добра и Зла, борьба между к-рыми должна завершиться победой Добра; 3) христианство, сложившееся как религия " снятого дуализма", как средняя линия между неоплатонизмом и манихейством. Центральный момент в развитии богословия 4-7 вв.- утверждение учения о троице и о богочеловечности Христа (то и другое отсутствовало в Библии и было освящено церковью после упорной борьбы с арианством, монофиситством, несторианством и монофелитством). Признавая сущностное различие между " земным" и " небесным", христианство допускало возможность сверхъестественного (благодаря помощи богочеловека) преодоления этого раскола (Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский). В сфере космологии постепенно утверждалось библейское представление о творении (см. выше). Антропология (Немесий, Максим Исповедник) исходила из представления о человеке как центре мироздания (" всё создано для человека") и трактовала его как микрокосм, как миниатюрное отражение Вселенной. В этике центральное место занимала проблема спасения. Расходясь с зап. богословием (Августин), византийская философия, особенно мистика, испытавшая сильное влияние неоплатонизма (см. Ареопагитики), исходила из возможности не столько корпоративного (через церковь), сколько индивидуального (через личное " оббжение" - физическое достижение человеком божества) спасения. В отличие от зап. богословов, визант. философы, продолжая традиции александрийской школы (Климент Александрийский, Ориген), признавали важность антич. культурного наследия. Завершение становления визант. богословия совпадает с упадком городов в 7 в. Перед визант. филос. мыслью встаёт задача не творч. развития христ. учения, а сохранения культурных ценностей в условиях напряжённой экономич. и политич. ситуации. Иоанн Дамаскин провозглашает компилятивность принципом своей работы, заимствуя идеи у Василия Великого, Немесия и др. " отцов церкви"; а также у Аристотеля. Вместе с тем он стремится к созданию систематич. изложения христ. вероучения, включая и негативную программу - опровержение ересей. " Источник знания" Иоанна Дамаскина - первая философско-богословская " сумма", оказавшая огромное влияние на зап. схоластику. Осн. идейная дискуссия 8-9 вв.- спор иконоборцев и иконопочитателей - продолжает в какой-то мере богословские дискуссии 4-7 вв. Если в спорах с арианами и др. еретиками 4-7 вв. ортодоксальная церковь отстаивала мысль о том, что Христос осуществляет сверхъестеств. связь между божественным и человеческим, то в 8- 9 вв. противники иконоборчества (Иоанн Дамаскин, Феодор Студит) рассматривали икону как материальный образ небесного мира и, следовательно, как посредствующее звено, связывающее " верх" и " низ". Как образ богочеловека, так и икона в ортодоксальной трактовке служили средством преодоления дуализма земного и небесного. Напротив, павликианство (см. Павликиане) и богомильство поддерживали дуалистич. традиции манихейства. На 2-ю пол. 9-10 вв. приходится деятельность эрудитов, возрождавших знание античности. С 11 в. филос. борьба приобретает новые черты в связи с зарождением визант. рационализма. Характерная для предшествующего периода тяга к систематизации и классификации вызывает критику с двух сторон: последовательные мистики (Симеон Богослов) противопоставляют холодной системе эмоциональное " слияние" с божеством; рационалисты обнаруживают в богословской системе противоречия. Михаил Пселл положил начало новому отношению к антич. наследию как к целостному явлению, а не как к сумме сведений. Его последователи (Иоанн Итал, Евстратий Никейский, Сотирих), опираясь на формальную логику (Евстратий: " Христос тоже пользовался силлогизмами"), поставили под сомнение ряд богословских доктрин. Возрастает интерес к прикладным знаниям, особенно медицинским. Распад В. после 1204 на ряд гос-в, вынужденных бороться за существование, породил обострённое ощущение трагичности собств. положения. 14 в.- время нового подъёма мистики (исихазм - Григорий Синаит, Григорий Налами); отчаявшись в возможности сохранить своё гос-во, не веря в реформы, исихасты ограничивают этику религ. самосовершенствованием, разрабатывая формальные " психо-физические" методы молитвы, открывающие путь к " обожению". Отношение к антич. традиции становится двойственным: с одной стороны, в восстановлении древних институтов стараются усмотреть последнюю возможность для осуществления реформы (Плифон), с другой - величие античности порождает чувство отчаяния, собственной творч. беспомощности (Георгий Схоларий). После 1453 визант. эмигранты (Плифон, Виссарион Никейский) способствовали распространению на Западе представлений о древнегреч. философии, особенно о Платоне. Визант. философия оказала большое влияние на ср.-век. схоластику, итал. Возрождение и на филос. мысль в слав, странах, Грузии, Армении. Историческая наука. В византийской историч. науке 4 - сер. 7 вв. были ещё сильны антич. традиции, господствовало языч. мировоззрение. Даже в сочинениях авторов б в. (Прокопий Квсарийский, Агафий Миринейский) влияние христианства почти не сказывалось. Вместе с тем уже в 4 в. создаётся новое направление в историографии, представленное Евсевием Кесарийским, к-рый рассматривал историю человечества не как результат совокупных человеч, усилий, а как телеологич. процесс. В кон. 6-10 вв. осн. жанр историч. сочинений - всемирно-историч. хроника (Иоанн Малала, Феофан Исповедник, Георгий Амартол), предметом к-рой являлась глобальная история человечества (обычно, начиная от Адама), подаваемая с откровенной дидактичностыо. В сер. 11-12 вв. историч. наука переживала подъём, стали преобладать историч. сочинения, написанные современниками событий, 'Повествующими о коротком периоде времени (Михаил Пселл, Михаил Атталиат, Анна Комнина, Иоанн Киннам, Никита Хониат); изложение стало эмоционально окрашенным, публицистичным. В их сочинениях уже нет теологического объяснения событий: бог не выступает как непосредственный двигатель истории, историю (особенно в произведениях Михаила Пселла и Никиты Хониата) творят человеческие страсти. Ряд историков выразил скептическое отношение к основным визант. общественным институтам (напр., Хониат выступил против традиционного культа императорской власти и противопоставил визант. испорченности воинственность и моральную стойкость " варваров"). Пселл и Хониат отошли от моралистич. однозначности характеристик действующих лиц, рисуя сложные образы, к-рым свойственны добрые и дурные качества. С 13 в. историч. наука переживала упадок, её гл. сюжетом стали богословские дискуссии (исключение - мемуары Иоанна Кантакузина, 14 в.). Последний подъём визант. историографии приходится на конец истории В., когда трагич. восприятие действительности породило " релятивистский" подход к пониманию историч. процесса (Лаоник Халкокондил), движущая сила которого усматривалась не в направляющей воле божьей, а в " тйхе" - судьбе или случае. Юридическая наука. Стремление к систематизации и традиционализм, характерные для визант. культуры, особенно отчётливо проявились в визант. юридич. науке, начало к-рой было положено систематизацией рим. права, составлением сводов гражд. права, наиболее значительный из которых - Corpus juris civilis (6 в.). На этом своде затем и базировалось визант. право, задача правоведов ограничивалась в основном толкованием и пересказом свода. В 6-7 вв. Corpus juris civilis был частично, переведён с латинского на греч. яз. Эти переводы легли в основу компилятивного сборника Василики (9 в.), к-рый часто переписывался с маргинальными схолиями (комментариями на полях). К Василикам - составлялись разнообразные справочные пособия, в т. ч. " синопсисы", где статьи по отдельным правовым вопросам располагались в алфавитном порядке. Помимо рим. права, визант. юридич. наука изучала каноническое право, к-рое основывалось на постановлениях (правилах) церковных соборов. Подъём юридической науки начинается с 11 в., когда в Константинополе была основана высшая юридич. школа. Попытка обобщить практику константинопольского суда была предпринята в 11 в. вт. н. " Пире" (" Опыт") - сборнике судебных решений. В 12 в. визант. правоведы (Зонара, Аристин, Валсамон) выпустили ряд толкований на правила церк. соборов, стремясь согласовать нормы канонического и рим. права. В В. существовал нотариат, причём в 13-14 вв. отдельные провинц. канцелярии вырабатывали локальные типы формуляров для составления документов. Литература. Лит-pa В. опиралась на тысячелетние традиции древнегреч. лит-ры, на всём протяжении истории В. сохранявшей значение образца. Реминисценциями из антич. авторов полны сочинения визант. писателей, принципы антич. риторики, эпистолографии, поэтики сохраняли действенность. Вместе с тем уже ранневизант. лит-ре присущи новые художеств, принципы, тематика и жанры, выработанные частично под влиянием раннехрист. и вост. (преим. сирийских) традиций. Это новое отвечало общим принципам визант. мировоззрения и выражалось в ощущении автором собственной ничтожности и личной ответственности перед богом, в оценочном (Добро - Зло) восприятии действительности; в центре внимания уже не мученик и борец, а аскет-праведник; метафора уступает место символу, логич. связи - ассоциациям, стереотипам, упрощённой лексике. Театр, осуждённый христ. богословами, не имел в В. почвы. Превращение литургии в осн. вид драматич. действа сопровождалось расцветом литургич. поэзии; крупнейшим литургич. поэтом был Роман Сладкопевец. Литургич. песнопения (гимны) представляли собой кондаки (по-греч. " палочка", т. к. рукопись гимна наворачивалась на палочку) - поэмы, состоявшие из вступления и 20-30 строф (тропарей), завершавшихся одинаковым рефреном. Содержание литургич. поэзии основывалось на преданиях Ветхого и Нового завета и на житиях святых. Кондак был по существу поэтич. проповедью, иногда переходившей в диалог. Роман Сладкопевец, начавший применять тонич. метрику, широко используя аллитерации и ассонансы (временами даже рифмы), сумел наполнить его смелыми сентенциями, сравнениями и антитезами. История как повествование о столкновении человеческих страстей (Прокопий Кесарийский) сменяется историей церкви и всемирно-историч. хроникой, где путь человечества показан как теологич. драма столкновения Добра и Зла (Евсевий Кесарийский, Иоанн Малала), и житием, где та же драма развёртывается в рамках одной человеч. судьбы (Палладий Еленопольский, Кирилл Скифопольский, Иоанн Мосх). Риторика, ещё у Либания и Синесия Киренского отвечавшая антич. канонам, уже у их современников превращается в проповеднич. иск-во (Василий Великий, Иоанн Златоуст), Эпиграмма и поэтич. экфраза (описание памятников), к-рые до 6 в. сохраняли античную образную систему (Агафий Миринейский, Павел Силенциарий), сменяются морализующими гномами. В последующие столетия (сер. 7 - сер. 9вв.) антич. традиции почти сходят на нет, тогда как наметившиеся в протовизант. период новые принципы становятся господствующими. В прозаич. лит-ре осн. жанры - хроника (Феофан Исповедник) и житие; агиографическая лит-pa переживает особый подъём в период иконоборчества, когда жития служили задачам прославления монахов-иконопочитателей. Литургич. поэзия в этот период теряет прежние свежесть и драматизм, что внешне выражается в замене кондака каноном - песнопением, состоявшим из неск. самостоятельных песен; " Великий канон" Андрея Критского (7-8 вв.) насчитывает 250 строф, отличаестя многословиием и растянотостью, стремлением автора вместить в одно соч. всё богатство его знаний. Зато гномы Касии и эпиграммы Феодора Студита на темы монастырской жизни при всей их морализации, подчас наивной, остры и жизненны. С сер. 9 в. начинается новая полоса накопления лит. традиций. Создаются литературоведческие своды (" Мириобиблон" Фотия - первый опыт критико-библиографич. лит-ры, охватывавший ок. 280 книг), словари (Сеида). Симеон Метафраст составил свод визант. житий, расположив их по днямцерк. календаря. С 11 в. в визант. лит-ре (напр., в творчестве Христофора Митиленского и Михаила Пселла) наряду с элементами рационализма и критикой монашеского быта возникает интерес к конкретным деталям, юмористич. оценкам, попыткам психологически мотивировать действия, использовать разговорный язык. Ведущие жанры ранней визант. лит-ры (литургич. поэзия, житие) приходят в упадок, окостеневают. Всемирно-историч. хроника, несмотря на попытку Иоанна Зонары создать подробное повествование с использованием работ лучших антич. историков, оттесняется мемуарной и полумемуарной историч. прозой, где находят своё выражение субъективные вкусы авторов. Появляются воинский эпос (" Дигенис Акрит") и эротич. роман, подражавший античному, но вместе с тем претендовавший на аллегорич. выражение христ. идей (Макремволит). В риторике и эпистолографии возникает живая наблюдательность, окрашенная юмором, а временами и сарказмом. Ведущие писатели 11-12 вв. (Феофилакт Болгарский, Феодор Продром, Евстафий Солунский, Михаил Хониат и Никита Хониат, Николай Месарит) - преим. риторы и историки, но одновременно филологи и поэты. Создаются и новые формы организации лит. творчества - лит. кружки, объединявшиеся вокруг влиятельного мецената, такого как Анна Комнина, к-рая сама была писательницей. В противовес традиц. индивидуалистич. мировоззрению (Симеон Богослов, Кекавмен), культивируются отношения дружбы, к-рая в эпистолографии выступает чуть ли не в эротич. образах (" томление"). Однако разрыва ни с теологич. мировоззрением, ни с традиционными эстетическими нормами не происходит. Нет и трагического ощущения кризисного времени: так, анонимное соч. " Тимарион" описывает путешествие в ад в мягкоюмористич. тонах. Захват Константинополя крестоносцами (1204) практически покончил с " предренессансными" явлениями в лит-ре В. Поздневизант. лит-ру отличает компилятивность, в ней господствует богословская полемика. Даже наиболее значит, поэзия (Мануил Фила) остаётся в круге тем и образов Феодора Продрома (придворного поэта 12 в.- автора панегириков императорам и вельможам). Живое личное восприятие действительности, каким являются мемуары Иоанна Кантакузина, - редкое исключение. Внедряются фольклорные элементы (" звериная" тематика басен и эпоса), подражания зап. рыцарскому роману (" Флорий и Плацафлора" и др.). Возможно, под зап. влиянием в В. в 14-15 вв. появляются театральные действа на библейские сюжеты, напр, о юношах в " пещи огненной". Только накануне падения империи и особенно после этого события возникает лит-pa, пронизанная сознанием трагичности ситуации и ответственности, хотя и ищущая обычно разрешения всех проблем во " всесильной" античности (Гемист, Георгий Плифон). Завоевание В. турками вызвало к жизни новый подъём древнегреч. историч. прозы (Георгий Сфрандзи, Пука, Лаоник Халкокондил, Критовул), лежащий хронологически уже за пределами собственно визант. лит-ры. Лучшие произведения лит-ры В. оказали большое влияние на болгарскую, древнерус., сербскую, грузинскую, армянскую лит-ры. Отдельные памятники (" Дигенис Акрит", жития) были известны и на Западе. Архитектура и изобразительное искусство В., в отличие от большинства стран Европы, не испытали существ, воздействия культуры " варварских" народов. Избежала В. и катастрофич. разрушений, постигших Зап. Рим. империю. По этим причинам антич. традиции долго сохранялись в визант. иск-ве, тем более, что первые века его развития прошли в условиях позднего рабовладельческого государства. Процесс перехода к ср.-век. культуре в В. затянулся надолго и шёл по нескольким руслам. Особенности византийского искусства определились отчётливо к 6 в. В градостроительстве и светской архитектуре В., в значит, мере сохранившей антич. города, ср.-век. начала складывались медленно. Архитектура Константинополя 4-5 вв. (форум с колонной Константина, ипподром, комплекс имп. дворцов с обширными помещениями, украшенными мозаичными полами) хранит связи с антич. зодчеством, гл. обр. римским. Однако уже в 5 в. начинает складываться новая, радиальная планировка визант. столицы. Сооружаются новые укрепления Константинополя, представляющие собой развитую систему стен, башен, рвов, эскарпов и гласисов. В культовой архитектуре В. уже в 4 в. возникают новые типы храмов, принципиально отличающиеся от своих антич. предшественников, - церковные базилики и центрич. купольные здания, гл. обр. баптистерии. Наряду с Константинополем (базилика Иоанна Студита, ок. 463) они возводятся и в др. частях Визант. империи, приобретая местные черты и многообразие форм (суровая кам. базилика Кальб-Лузех в Сирии, ок. 480; сохранившая эллинистич. живописность интерьера кирпичная базилика св. Димитрия в Салониках, 5 в.; ротонда св. Георгия в Салониках, перестроена в кон. 4 в.). Скупость и простота их наружного облика контрастируют с богатством и великолепием интерьеров, связанных с нуждами христ. богослужения. Внутри храма создаётся особая, отделённая от внешнего мира среда. Со временем внутр. пространство храмов становится всё более текучим и динамичным, вовлекая в свои ритмы антич. ордерные элементы (колонны, антаблементы и т. п.), к-рые обильно используются в визант. архитектуре вплоть до 7-8 вв. В архитектуре церк. интерьеров выражается ощущение бескрайности и многосложности мироздания, неподвластного в своём развитии человеческой воле, вынесенное из глубочайших потрясений, вызванных гибелью антич. мира. Церковь Сан-Витале в Равенне. 526-547. 1. Интерьер. 2. План. А н ф и м и и из Т р а л л и Исидор из М и л е т а. Храм св. Софии в Константинополе. 532-537. План. Высочайшего подъёма зодчество В. достигает в 6 в. По границам страны возводятся многочисл. укрепления. В городах сооружаются дворцы и храмы, отличающиеся подлинно имперским великолепием (центрич. церкви Сергия и Вакха в Константинополе, 526-527, и Сан-Витале в Равенне, 526-547). Завершаются поиски синтетич. культового здания, объединяющего базилику с купольной конструкцией, начатые ещё в 5 в. (кам. церкви с дерев, куполами в Сирии, М. Азии, Афинах). В 6 в. возводятся большие купольные, крестообразные в плане храмы (Апостолов в Константинополе, Панагии на о. Парос и др.) и прямоуг. в плане купольные базилики (церкви в Филиппах, св. Ирины в Константинополе и др.). Шедевром среди купольных базилик является храм святой Софии в Константинополе (532-537, арх. Анфимий и Исидор; см. Софии храм). Его огромный купол возведён на 4 столбах с помощью парусов. По продольной оси здания давление купола принимают на себя сложные системы полукуполов и колоннад. Массивные опорные столбы при этом маскируются от зрителя, а 40 окон, прорезанных в основании купола, создают необычайный эффект - чаша купола кажется легко парящей над храмом. Соразмеренный с величием визант. гос-ва 6 в., храм св. Софии воплощает в своём архит.-художеств, образе представления о вечных и непостижимых " сверхчеловеческих" началах. Тип купольной базилики, требующий чрезвычайно искусного укрепления боковых стен здания, не получил дальнейшего развития. В градостроительстве В. к 6 в. определяются ср.-век. черты. В городах Балканского п-ова выделяется укреплённый Верхний город, у стен к-рого разрастаются жилые кварталы. Города в Сирии часто строятся по нерегулярному плану, отвечающему рельефу местности. Тип жилого дома с внутр. двором в ряде районов В. долго сохраняет связь с антич. зодчеством (в Сирии - до 7 в., в Греции - до 10-12 вв.). В Константинополе сооружаются многоэтажные дома, нередко с аркадами на фасадах. Монастырь Хосиос Лукас в Фокиде. 11 в. 1. Храм Католикон. Общий вид. 2. Храм Католикон (внизу) и церковь Богоматери (вверху). Планы. " Сергий и Вакх". Икона. 6 в. Киевский музей западного и восточного искусства. Переход от античности к средним векам вызвал глубокий кризис в художеств, культуре, обусловив исчезновение одних и зарождение других видов и жанров изобразит, иск-ва. Гл. роль начинает играть иск-во, связанное с церковными и государств, нуждами, - росписи храмов, иконопись, а также книжная миниатюра (преимущественно в культовых рукописях). Проникаясь ср.-век. ре лиг. мировоззрением, иск-во изменяет свою образную природу. Представление о ценности человека переносится в потустороннюю сферу. В связи с этим разрушается антич. творч. метод, вырабатывается специфич. ср.-век. условность иск-ва. Скованное религ. идеями, оно отражает действительность не путём прямого её изображения, а по преимуществу с помощью духовно-эмоц. строя художеств, произведений. Иск-во скульптуры приходит к острой экспрессии, разрушающей антич. пластич. форму (т. н. " Голова философа из Эфеса", 5 в., Художественно-ист, музей, Вена); со временем в визант. иск-ве почти совсем исчезает круглая пластика. В скульпт. рельефах (напр., на т. н. " консульских диптихах") отд. жизненные наблюдения сочетаются со схематизацией изобразит, средств. Наиболее прочно антич. мотивы сохраняются в изделиях художеств, ремесла (изделия из камня, кости, металла). В церковных мозаиках 4-5 вв. сохраняется антич. ощущение красочности реального мира (мозаики церкви св. Георгия в Салониках, кон. 4 в.). Позднеантич. приёмы вплоть до 10 в. повторяются в книжной миниатюре (" Свиток Иисуса Навина", Ватиканская б-ка, Рим). Но в 5-7 вв. во всех видах живописи, включая первые иконы (" Сергий и Вакх", 6 в., Киевский музей зап. и вост. иск-ва), нарастает духовноумозрит. начало. Приходя в столкновение с объёмно-пространств. способом изображения (мозаики церкви Хосиос Давид в Салониках, 5 в.), оно подчиняет себе впоследствии все художеств, средства. Архит.-пейзажные фоны сменяются отвлечённо-торжеств. золотыми фонами; изображения становятся плоскостными, их выразительность раскрывается с помощью созвучий чистых пятен цвета, ритмич. красоты линий и обобщ. силуэтов; человеч. образы наделяются устойчивым эмоц. смыслом (мозаики с изображением императора Юстиниана и его жены Феодоры в церкви Сан-Витале в Равенне, ок. 547; мозаики церкви Панагии Канакарии на Кипре и монастыря св. Екатерины на Синае - 6 в., а также мозаики 7 в., отмеченные большей свежестью восприятия мира и непосредственностью чувства, - в церквах Успения в Никее и св. Димитрия в Салониках). Историч. потрясения, пережитые В. в 7 - нач. 9 вв., вызвали существенный перелом в художеств, культуре. В зодчестве этого времени совершается переход к крестово-купольному типу храма (его прототип - церковь " Вне стен" в Русафе, 6 в.; постройки переходного типа - церкви Успения в Никее, 7 в., и св. Софии в Салониках, 8 в.). В яростной борьбе взглядов иконопочитателей и иконоборцев, отрицавших правомочность использования реальных изобразит, форм для передачи религ. содержания, разрешались противоречия, накопленные в предшествующее время, формировалась эстетика развитого ср.-век. иск-ва. В период иконоборчества церкви украшались гл. обр. изображениями христ. символов и декоративными росписями. В сер. 9-12 вв., в период расцвета иск-ва В., окончательно утверждается крестово-купольный тип храма, с куполом на барабане, устойчиво укреплённом на опорах, от к-рых крестообразно расходятся 4 свода. Более низкие угловые помещения также покрываются куполами и сводами. Такой храм представляет собой систему надёжно связанных друг с другом небольших пространств, ячеек, выстраивающихся уступами в стройную пирамидальную композицию. Структура здания обозрима внутри храма и наглядно выражена в его внешнем облике. Наружные стены таких храмов нередко бывают украшены узорной кладкой, керамич. вставками и т. п. Крестово-купольный храм является завершённым архит. типом. В дальнейшем архитектура В. лишь развивает варианты этого типа, не открывая более ничего принципиально нового. В классич. варианте крестово-купольного храма купол воздвигается с помощью парусов на свободно стоящих опорах (церковь Аттик и Календер, 9 в., церковь Мирелейон, 10 в., храмовый комплекс Пантократора, 12 в., - все в Константинополе; церковь Богоматери в Салониках, 1028, и др.). На терр. Греции развился тип храма с куполом на тромпах, опирающимся на 8 торцов стен (храмы: Католикон в монастыре Хосиос Лукас, в Дафни - оба 11 в.). В монастырях Афона сложился тип храма с апсидами на сев., вост. и юж. концах креста, образующими в плане т. н. триконх. В провинциях В. встречались частные разновидности крестово-купольного храма, строились также и базилики. В 9-10 вв. росписи храмов приводятся в стройную систему. Стены и своды церквей сплошь покрываются мозаиками и фресками, расположенными в строго определ. иерархия, порядке и подчинённы. " Болтуны". Миниатюра т. н. " Хлудовской псалтири". 9 в. Исторический музей. Москва. Резная каменная плита в церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. 6 в. В интерьере создаётся проникнутая единым содержанием архитектурно-художеств. среда, в корую включаются также и иконы, размещ. на иконостасе. В духе победившего учения иконопочитателей изображения рассматриваются как отблеск идеального " архетипа"; сюжеты и композиция росписей, приёмы рисунка и живописи подвергаются определённой регламентации. Свои идеи визант. живопись выражала, однако, через образ человека, раскрывая, их как свойства или состояния этого образа. Идеально возвышенные образы людей господствуют в иск-ве В., в известной мере сохраняя в претворённом виде художеств, опыт антич. иск-ва. Благодаря этому иск-во В.. выглядит относительно более " очеловеченным", чем многие другие великие иск-ва средних веков. Общие принципы визант. живописи 9-12 вв. по-своему разрабатываются в отд. художеств, школах. Столичное иск-во представлено мозаиками константинопольской св. Софии, в к-рых от " македонского" (сер. 9 - сер. 11 вв.) к " комниновскому" периоду (сер. 11 в.- 1204) нарастали возвышенная строгость и одухотворённость образов, виртуозность живописной манеры, сочетающей изящество линейного рисунка с изысканной цветовой гаммой. Со столицей связаны лучшие произведения иконописи, отличающиеся глубокой человечностью чувств (" Владимирская богоматерь", 12 в., Третьяковская гал., Москва). Большое число мозаик было создано в провинции - величаво-спокойные в монастыре Дафни ок. Афин (11 в.), драматически-экспрессивные в монастыре Неа Мони на о-ве Хиос (11 в.), провинциально-упрощённые в монастыре Хосиос Лукас в Фокиде (11 в.). Разнообразие течений существует и в фресковой живописи, распространившейся особенно широко (исполненные драматизма росписи церкви Панагии Кувелитиссы в Кастории, 11-12 вв.; наивно-примитивные росписи в пещерных церквах Каппадокии и др.). " Дмитрий Солунский". Резная икона. Стеатит, серебро. 11 - 14 вв. Оружейная палата. Москва. В книжной миниатюре после краткого расцвета иск-ва, проникнутого жизненной непосредственностью и политич. полемичностью (" Хлудовская псалтирь", 9 в., Ист. музей, Москва), и периода увлечения антич. образцами (" Парижская псалтирь", 10 в., Нац. б-ка, Париж)распространяется ювелирно-декоративный стиль. Этим миниатюрам свойственны вместе с тем и отд. меткие жизненные наблюдения, напр, в портретах ист. лиц. Скульптура 9-12 вв. представлена гл. обр. рельефными иконами и декоративной резьбой (алтарные преграды, капители и т. д.), отличающейся богатством орнамент, мотивов, нередко антич. или вост. происхождения. Высокого расцвета достигает в это время декоративно-прикладное иск-во: художеств, ткани, многоцветная перегородчатая эмаль, изделия из слоновой кости и металла. Дворец Текфур-серай в Константинополе. 14 в. После нашествия крестоносцев визант. культура вновь возрождается в отвоёванном в 1261 Константинополе и связанных с ним государствах на терр. Греции и М. Азии. Церковная архитектура 14-15 вв. повторяет в основном старые типы (небольшие изящные церкви Фетие и Молла-Гюрани в Константинополе, 14 в.; украшенная узорами кирпичной кладки и обнесённая галереей церковь Апостолов в Салониках, 1312- 1315). В Мистре строятся церкви, объединяющие в себе базилику и крестово-купольный храм (2-ярусная церковь монастыря Пантанасса, 1428). Ср.-век. в основе архитектура порой впитывает нек-рые мотивы итал. зодчества и отражает становление светских, ренессансных тенденций (церковь Панагии Паригоритиссы в Арте, ок. 1295; дворец Текфурсерай в Константинополе, 14 в.; дворец правителей Мистры, 13-15 вв.; и др.). Жилые постройки Мистры живописно расположены на скалистом склоне, по сторонам идущей зигзагом гл. улицы. 2-3-этажные дома, с хозяйств, помещениями внизу и жилыми комнатами в верх, этажах, напоминают небольшие крепости. В кон. 13 - нач. 14 вв. блестящий, но кратковременный расцвет переживает живопись, в к-рой развивается внимание к конкретно-жизненному содержанию, реальным взаимоотношениям людей, пространств, изображению среды - мозаики монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе (нач. 14 в.), церкви Апостолов в Салониках (ок. 1315) и др. Однако наметившийся разрыв со ср.-век. условностью не осуществился. С сер. 14 в. в столичной живописи В. усиливается холодная отвлечённость; в провинции распространяется измельчённо-декоративная живопись, иногда включающая повествовательно-жанровые мотивы (фрески церквей Перивлепта и Пантанасса в Мистре, 2-я пол. 14 - 1-я пол. 15 вв.). Традиции изобразит, иск-ва, а также светского, культового и монастырского зодчества В. этого периода были унаследованы в ср.-век. Греции после падения Константинополя (1453), положившего конец истории В.
|