Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Печать, радиовещание, телевидение. 23 страница
Музыка. Истории, условия и полиэтнич. состав населения В. определили пестроту источников, разнообразие жанров, форм и интонационно-образного строя музыки В. Её истоки восходят к персидской, коптской, еврейской, армянской песенности, а также к позднегреч. и рим. мелосу. Музыка В. впитала в себя элементы сирийской (4 в.), арабской (8 в.), славянской песенных культур. В светской музыке, исполнявшейся при императорском дворе, получили развитие т. н. аккламации - приветств. возгласы и славословия, распевавшиеся на стихотворные тексты, в т. ч. эвфемии (ритуально-праздничные аккламации), составлявшие часть придворной литургии. Эвфемии отличались орнаментальной мелодикой, включали инструментальные интермедии, исполнявшиеся трубачами и цимбалистами. При торжеств, выходах императора на ипподроме (в цирке) провозглашались хоровые (антифонные) полихронии (многолетия). Было распространено концертирование на гидравлосе, позже - пневматич. органе. В нотных записях сохранилась лишь культовая музыка, исполнявшаяся также при дворе. Визант. нотация известна в неск. видах: экфонетическая (6-8 вв.), штриховая (8-12 вв.), круглая (12-14 вв.), кукузелевы невмы (14-15 вв.). Церк. музыка В. была чисто вокальной и одноголосной. Древнейшие виды культового одноголосия - молитвенное чтение нараспев (речитирование) и мелодически более развитая псалмодия древневост. происхождения. С 4 в. в церк. пение вводятся близкие фольклору песенно-поэтич. импровизации - тропари, распевавшиеся между стихами псалмов для контраста (б. ч. хорами мальчиков), к 6-7 вв. они оттеснили псалмодию. С 10 в. тропари именовались стихирами; с развитием песенного начала преобразовались в гимны - род филос. песенной лирики, сочетавшей религиозно-мистич. мотивы с ярким эмоциональным содержанием. Наиболее значительно творчество поэта-мелода Романа Сладкопевца (6 в.) из Эмесы в Сирии, создателя т. н. кондаков - сложных композиций с хоровым рефреном. В 7-8 вв. формой гимнич. песенности стал канон, расцвет к-рого связан с деятельностью Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Космы Майюмского и знаменитой константинопольской певицы и поэтессы Касии (9 в.). Одним из крупнейших центров гимнографии был Студитский монастырь. Музыка В. до 9 в. оказывала большое влияние на муз. культуру мн. европ. стран. В 9 в. в В. наметился нек-рый застой в муз. иск-ве. Импровизаторов-мелодов, гимнотворцев сменили гимнографы-эрудиты и мастера адаптации, подтекстовывавшие новые стихи к существовавшим гимнич. напевам. Оживление муз. культуры В. связано с деятельностью гимниста и теоретика Иоанна Кукузеля из Афонского монастыря, к-рый возродил поэтич.-песенные приёмы Романа Сладкопевца. Этому этапу подъёма музыкальной культуры В. (14-15 вв.), получившему название " кукузелева эпоха", положило конец турецкое завоевание В. Лит.: Рудаков А. П., Очерки византидской культуры по данным греческой агиографии, М., 1917; Каждан А. П., Византийская культура (X-XII вв.), М., 1968 (библ. с. 221-24); Krumbacher К., Geschichte der byzantinischen Literatur, 2 Aufl., Munch., 1897; Ко u k о u 1 e s P h., Vie et civilisation byzantines, t. 1-6, Athenes, 1948-57; Haussig H., Kulturgeschichte von Byzanz, Stuttg., [1959J; Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, Munch., 1959. Успенский Ф. И., Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891; F u с h s F., Die hoheren Schulen von Konstantinopel im Mittelalter, Lpz., 1926; H u s s e у J. M., Church and learning in the Byzantine Empire. 867 - 1185, L., 1937; Buckler G., Byzantine education, в сб.: Byzantium. An introduction to East Roman civilization, Oxf., [1961]; Browning R., Byzantine scholarship, " Past and Present", 1964, № 28. Simonide B. et TheodoridesJ., Reflexions sur la science byzantine, " Revue generale des sciences pures et appliquees", 1955, t. 62, № 11 -12; T h e p d p r i d e s J., La science byzantine, в кн.: Histoire generale des sciences, v. 1, P., 1957; V о g e 1 K., Der Anteil von Byzanz an Erhaltung und Weiterbildung der griechischen Mathematik, в кн.: Antike und Orient im Mittelalter, В., 1962, S. 112-28; T e m k i n O., Byzantine medicine: tradition and empiricism, " Dumbarton Oaks Papers", 1962, № 16, p. 97-115. Valdenberg V. J., Sur le caractere general de la philosophie byzantine, P., 1929; I v a n k a E. von, Hellenistisches und Christliches im fruhbyzantinischen Geistesleben, W., 1948; Tatakis В., La philosophie byzantine, P., 1949; S e i d 1 e r G. L., Soziale Ideen in Byzanz, B., 1960; D v о r n i k F., Early Christian and Byzantine political philosophy, v. 1-2, Wash., 1967. Памятники византийской литературы, [т. 1 - 2], М., 1968-69; S о у t e r G., Byzantinische Dichtung, Athen, 1938; Cantarel1 a R.. Poeti bizantini, v. 1 - 2, Mil., 1948; Jenkins R. J. H., The hellenistic origines of byzantine literature, " Dumbarton Oaks Papers", 1963, № 17. Лазарев В. Н., История византийской живописи, т. 1-2, М., 1947 - 48; Всеобщая история искусства, т. 2, кн. 1, М., 1960, с. 25 - 72; Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия, т. 1, М., 1962, с. 388 - 404; Всеобщая история архитектуры, т. 3, Л.- М., 1966, с. 16-196; Банк А. В., Византийское искусство в собраниях Советского Союза, Л.- М., 1966; Ebersolt J., Monuments de 1'architecture byzantine, P., 1934; Brehier L., La sculpture et les arts mineurs byzantins, P., 1936; D e m u s O., Byzantine mosaic decoration, L., 1948; Grabar A., La peinture byzantine. Gen., 1953; Krautheimer R., Early Christian and Byzantine architecture, Harmondsworth, 1965; Delvoye Ch., L'art byzantin, P., 1967; Die Propylaen-Kunstgeschichte, Bd 3, В., 1968. Асафьев Б., Византийская музыкальная культура, в кн.: Неф К., История западно-европейской музыки, пер. с франц., 2 изд., М., 1938; Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М.- Л., 1941; Monumenta musicae Byzantinae, v. 1 - 3, Kbh., 1936 - 40; Wellesz E., Byzantische Musik, Breslau, 1927; его ж e, A history of Byzantine music and hymnography, 2 ed., Oxf., 1961. А. П. Каждан. В. М. Полевой (архитектура и изобразительное искусство), К. К. Розеншилъд (музыка) " Христос на троне". Перегородчатая эмаль. 11 в. Эрмитаж. Ленинград. К ст. Византия.Архитектура. 1. АН ф им и и из Тралл и Исидор из Милета. Храм св. Софии в Константинополе. 532-537. 2. Церковь св. Сергия и Вакха в Константинополе. 526-527. Капители и архитрав. 3. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме. 432-440. 4. Храм св. Софии в Константинополе. Капитель. 5. Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Начало 6 в. 6. Церковь Сан-Витале в Равенне. 526-547. 7. Базилика св. Иоанна Студита в Константинополе. 5 в. 8. Церковь Мирелейон (Будрум-Джами) в Константинополе. 1-я пол. 10 в. 9. Церковь св. Фёдора (Килисе-Джами) в Константинополе. 2-я пол. 11 -14 вв. 10. Церковь св. Фёдора в Мистре. 2-я пол. 13 в. 11. Церковь Апостолов в Салониках. 1312-15. К ст. Византия. Изобразительное искусство., 1. Голова ангела. Фрагмент мозаики церкви Успения в Никее. 7 в. 2. " Император Юстиниан со свитой". Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне. Ок. 547. 3. " Пророк Исайя между Ночью и Авророй". Миниатюра псалтири. 10 в. Национальная библиотека. Париж. 4. " Архангел Гавриил". Мозаика храма св. Софии в Константинополе. Конец 9 в. 5. " Сошествие святого духа". Мозаика свода храма Католикон в монастыре Хосиос Лукас в Фокиде. 2-я четв. 11 в. 6. " Распятие". Мозаика церкви Успения в Дафни. 2-я пол. 11 в., 7- Рельеф с изображением богоматери. Мрамор. 11 в. Византийское собрание Дамбартон-Окс. Вашингтон. 8. Мозаика монастыря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе. Нач. 14 в. 9. Икона " Св. Пантелеймон". Дерево, энкаустика. 11 в. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва. К ст. Вилла. 1-2. Вилла д'Эсте в Тиволи. 1550-72. Архитектор П. Лигорио (1 - вид со стороны террасного парка; 2 - каскад). 3. Вилла папы Юлия III (вилла Джулия) в Риме. 1550-55. Архитекторы Дж. Виньола, Б. Амманати, Дж. Вазари. Второй дворик. 4. Нимфей (1604, архитектор Дж. делла Порта) виллы Альдобрандини во Фраскати. 5. Вилла Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо. 1560-70. Архитектор Палладио. 6. Казино (1613, архитектор Дж. Вазанцио) виллы Боргезе в Риме. К ст. Вильнюс. 1. Вид на город с горы Гедиминаса. 2. Жилой массив Антакалышс. 1960-е гг. 3. Певческая эстрада. 1960. Архитекторы А. Котли, X. Сепман, У. Гельпус, инженеры Э. Паальманн, X. Орувеэ. 4. Набережные р. Нярис. 5. Здание филармонии. 6. Торговый центр " Жирмунай". К ст. Вильнюс. 1. Церковь Оное. 16 в. Фасад. 2. Церковь Пятро ир Повило. 1668-75. Архитектор И. Заор. 3. Фасад церкви Йоно. 18 в. 4. Кафе " Таурас".. 1961. Архитектор В. Батиса. 5. Здание обсерватории университета. 1782-88. Архитектор М. Кнакфус. 6. Павильон художественных выставок., 1967. Архитектор В. Чеканаускас. 7. Гостиница " Няринга". 1960. Архитекторы А. и В. Насвитис. Холл. К ст. Владимир. 1. Площадь им. В. И. Ленина. Слева-памятник В. И. Ленину (бронза, гранит, 1958, скульптор Д. Б. Рябичев, архитектор А. Н. Душкин). 2. Успенский собор. 1158-60, перестроена 1185-89. Вид с востока. 3. Золотые ворота. 1158-64 (перестроены в 17-18 вв.). 4. Дмитриевский собор. 1194-97. 5. Церковь Успения богородицы. 1649. 6. Дмитриевский собор. Фрагмент аркатурного пояса. 7. Церковь Никиты. 1762-65. К ст. Владимиро-суздальская школа. 1. " Иоанн Предтеча". Фрагмент иконы " Деисус" (1-я треть 13 в., Третьяковская галерея, Москва). 2. " Лев". Рельеф на капители южного портала Рождественского собора в Суздале (1122-25). 3. Голова апостола Петра. Фрагмент фрески Дмитриевского собора во Владимире. Ок. 1197. 4. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. 1230-34. Южный притвор. 5. " Лестничная" башня и переход к церкви дворца в Боголюбове. 1158-65. 6. Южные врата Рождественского собора в Суздале (деталь). 1222-25. 7. Георгиевский собор в Юоьеве-Польском. 1230-34. Часть северной стены с рельефами. К ст. Водопады. 1. Ниагарский водопад на р. Ниагара (США, Канада). 2. Водопад игуасу (Бразилия). 3. Водопад в Йосемитском национальном парке (США). 4. Водопад на р. Гутара в Саянах зимой (СССР). 5. Шакинский водопад (Армянская ССР). 6. Водопад в долине Флом (Норвегия). " ВИЗВОЛЕННЯ ВIТЧИЗНИ" " (Освобождение Отчизны"), подпольная антифаш. группа, действовала с окт. 1942 по июль 1944 на терр. Глинянского и Перемышлянского р-нов Львовской обл., оккупированных нем.-фаш. войсками. Организаторами " В. в." были коммунисты В. Я. Дорожко и И. Ф. Головченко. В состав группы входило 48 чел. Задачи " В. в." были сформулированы в программе: ведение антифаш. пропаганды, разоблачение предательской роли укр. бурж. националистов, мобилизация трудящихся на партизанскую борьбу против нем.-фаш. оккупантов и их наёмников. " В. в." издала и распространила во Львове, Глинянском, Золочевском и Перемышлянском р-нах ок. 10 тыс. экз. листовок, обращений и статей, осуществляла боевые операции против оккупантов. Была связана с львовской подпольной орг-цией " Народная гвардия". Лит.: Супруненко Н. И., Украина в Великой Отечественной войне Советского Союза (1941 - 1945 гг.), К., 1956. Г. М. Мултых. ВИЗЕ Владимир Юльевич [21.2(5.3).1886, Царское Село, ныне г. Пушкин, -19.2. 1954, Ленинград], советский учёный, исследователь Арктики, чл.-корр. АН СССР (1933). С 1928 сотрудник Арктического института. Профессор Ленингр. ун-та с 1945. В 1912-14 участник экспедиции Г. Я. Седова; в 1921-22 - экспедиции на " Таймыре"; в 1924, 1928 и 1931 - на " Малыгине". Науч. руководитель экспедиций на " Георгии Седове" (1930), " Сибирякове" (1932) и " Литке" (1934). Осн. труды посвящены влиянию атм. процессов и гидрологич. условий на деловитость арктич. морей. Изучал формирование климата в Центр. Арктике и влияние ледовитости на циркуляцию атмосферы. Разработал методы ледовых прогнозов. Гос. пр. СССР (1946). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Именем В. названы остров в Карском м., ледник, мыс и бухта на о. Новая Земля. Соч.: Международный полярный год, 2 изд., Л., 1932; Моря Советской Арктики, 3 изд., М.- Л., 1948; Основы долгосрочных ледовых прогнозов для арктических морей, М., 1944; На " Сибирякове" и " Литке" через ледовитые моря. Два исторических плавания 1932 и 1934 гг., М.- Л., 1946. Лит.: Буйницкий В. X., Потери науки. [Некролог] В. Ю. Визе, " Изв. Всесоюзного географического общества", 1954, т. 86, в. 4; его же, В. Ю. Визе, Л., 1969 (библ.). ВИЗЕ (Wiese) Леопольд фон (р. 2.2.1876, Глац), немецкий социолог. Профессор в Ганновере (1908-11) и ун-та в Кёльне (с 1919); после 1933 - в Гарвардском и Висконсинском ун-тах (США), а с 1945- в ун-тах Бонна и Майнца (ФРГ). Один из создателей Нем. социологич. об-ва. Представитель т. н. формальной социологии и последователь Г. Зиммеля, В. считал целью социологии исследование всеобщих форм социальных явлений. При этом В. отвлекался от конкретноист, содержания социальных явлений и противопоставлял свою концепцию марксистской теории. Основу теории В. составляет т. н. социология отношений. Общество, по В., - абстракция. Существует лишь " социальное", или " межчеловеческое", представляющее сеть отношений между людьми, каждое из к-рых является результатом определ. социальных процессов. В. строит типологию социальных процессов и отношений, исходя из понятия социальной дистанции - от высшей степени ассоциации (амальгамация) до высшей степени диссоциации (конфликт). На основе социальных процессов возникают социальные структуры как совокупность межчеловеческих отношений, классифицируемые В. по степени их устойчивости (длительности) и абстрактности: конкретные группы (краткоживущие); абстрактные группы (длительные) - народ, нация; группы с непосредств. взаимоотношениями - семья; абстрактные коллективы - гос-во, церковь. Идеи В. оказали определ. влияние на бурж. социологию, однако подвергаются критике абстрактный психологизм и формализм его концепции. С о ч.: System der allgemeinen Soziologie..., 3 Aufl., В., 1935; Soziologie. Geschichte und Hauptprobleme, 8 Aufl., В., 1967; Das Soziale im Leben und Denken, Koln, 1956; Philosophie und Soziologie, В., 19о9; Wandel und Bestandigkeit im sozialen Leben, В., 1964. Лит.: Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964, гл. 5, с. 107 - 10; О с и и о в Г. В., Современная буржуазная социология, М., 1964. И.С.Добронравов. ВИЗЕ ОСТРОВ, остров в сев. части Карского м. Пл. 288 км2. Вые. до 22 м. Сложен мор. песками и глинами. Покрыт редкой растительностью арктич. тундры. Открыт в 1930 экспедицией на пароходе " Георгий Седов" и назван в честь сов. исследователя Арктики В. Ю. Визе, в 1924 теоретически предсказавшего существование этого острова. ВИЗЕЙСКИЙ ЯРУС [от назв. г. Визе (Vise) в Бельгии], второй снизу ярус кам.-уг. системы [см. Каменноугольная система (период) ]. Выделен в 1882 белы, учёным Ч. Дюпоном. В стратотипе сложен внизу известняками с брахиоподами (Gigantoproductus giganteus), а выше чёрными сланцами с гониатитами. В СССР известняки В. я. широко представлены на Вост.-Европ. (Русской) платформе, в Донбассе, на Урале, в Ср. Азии и в Сибири (Алтай, Кузбасс и др.); имеются в ряде зарубежных стран (Англия, Франция, КНР и Др.). ВИЗЕР (Wieser) Фридрих (10.7.1851, Вена, -22.7.1926, Санкт-Гильген), эко номист, представитель австрийской школы в политической экономии. С -1903 проф. политэкономии в Венском университете. Совместно с К. Менгером и Э. Бём-Баверком разрабатывал теорию предельной полезности и ввёл этот термин (см. Предельной полезности теория). Пытался опровергнуть марксистскую теорию трудовой стоимости и прибавочной стоимости. Создал т. н. теорию вменения, согласно к-рой каждому из трёх факторов производства - труду, земле и капиталу - вменяется определённая часть ценности созданного ими продукта. В. выдвинул теорию денег, определяя их ценность в зависимости от соотношения ден. и реальных доходов. Взгляды В. получили широкое распространение в бурж. экономич. науке. Соч.: Uber den Ursprung und die Hauptgesetze des wirtschaftlichen Wertes, W., 1884; Der naturliche Wert, W., 1889; Der Geldwert und sei.ne geschichtliche Veranderungen, W., 1904; tjber die Messung der Veranderungen des Geldwertes, W., 1909. ВИЗИГОТЫ, германское племя; см. Вестготы. ВИЗИР (нем. Visier) в фотографии, редко употребляемое название видоискателя. ВИЗИРНАЯ ЛИНИЯ, визирная ось, линия, соединяющая вторую главную точку объектива астрономич. или геодезич. оптич. инструмента с точкой пересечения средних нитей сетки в фокалькой плоскости инструмента. В. л. совпадает с оптической осью инструмента, если точка пересечения средних нитей сетки лежит точно на оптич. оси; в реальных инструментах обычно составляет с ней. небольшой угол (см. Оптические системы). LL - оптическая ось; О1 и О3 - первая и вторая главные точки объектива; К - сетка нитей в фокальной плоскости; О2К - визирная линия. ВИЗИРОВАНИЕ, совмещение визирной линии астрономич. или геодезич. инструмента с направлением на выбранную точку удалённого предмета или на небесное светило. До создания телескопа угломерные инструменты направлялись на заданную точку с помощью диоптров. В совр. инструментах диоптры служат только для ориентировки, точное же наведение инструмента производится при помощи зрит, трубы с достаточно большим (в 20 - 40 раз) увеличением. ВИЗИРЬ, титул министров и высших сановников в мусульм. странах; см. Везир. ВИЗИТАЦИЯ (от лат. visitatio-осмотр) (droit de visite) в международном морском праве, право военных судов требовать в открытом море от вызывающих подозрение торг, или иных невоенных судов предъявления их судовых бумаг. Предполагает право останавливать такие суда (droit d'arret), а в ряде случаев и право осмотра судна (droit de recherche) и наложения на него ареста (droit de saisie). В мирное время право В. возникает лишь на основе спец. соглашений. Изъятия из общего правила об исключит, юрисдикции гос-ва над судами, плавающими под его флагом в открытом море, касаются только невоенных судов государств - участников соответствующих соглашений. Напр., согласно конвенции по охране подводных телеграфных кабелей (1884), воен. корабли или специально на то уполномоченные суда государств - участников конвенции имеют право проверки национальности судна, заподозренного в повреждении подводных кабелей. Конвенция о рыболовстве, заключённая СССР с Японией в 1956, предусматривает, что компетентные должностные лица имеют право осмотреть судно другой договаривающейся стороны, заподозренное в нарушении конвенции, а после установления факта нарушения - задержать это судно. Конвенция об открытом море 1958 устанавливает право В. невоенных судов, подозреваемых в пиратстве или работорговле (до 1958 эти положения являлись междунар. обычаем). Во время войны право В. и связанные с ним права приобретают иное значение. Оно осуществляется на основе норм мор. войны, т. е. помимо к.-л. спец. междунар. соглашений, и применяется воен. судами воюющих держав по отношению не только к неприятельским, но и к нейтральным торг, судам в целях обнаружения и захвата неприятельской собственности, а также для выяснения, не перевозится ли воен. контрабанда, не оказывало ли судно иные противоречащие нейтралитету услуги неприятелю и т. д. В случае подтвердившихся подозрений контрабанда (а при известных условиях и само судно) конфискуется. В. И. Менжинский. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА, документ, уведомляющий о посещении (визите); широко применяется в протокольной дипломатич. практике. Содержит звание, имя, фамилию и должность её владельца, а иногда адрес и номер его телефона. Глава сов. дипломатич. представительства может иметь также В. к., в к-рой напечатаны только слова: " Посол Союза Советских Социалистических Республик", " Посланник Союза Советских Социалистических Республик". В. к. заменяет личные визиты. В зависимости от конкретных обстоятельств на В. к. принято делать карандашом или чернилами в левом нижнем углу следующие сокращённые надписи: p. f. (pour feliciter) -при поздравлении; p. r. (pour remercier) - при выражении благодарности; р. с. (pour condoler) - при выражении соболезнования; р. р. с. (pour prendre conge) - при прощальном визите, при отъезде из страны пребывания; p. p. (pour presenter) - при заочном представлении или рекомендации другого лица (посылается одновременно с В. к. рекомендуемого). В. к. используются и в личном общении. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЗВУКОВЫХ ПОЛЕЙ, см. Звукового поля визуализация. ВИЗУАЛЬНАЯ ЗВЁЗДНАЯ ВЕЛИЧИНА, см. Звёздная величина. ВИЗУАЛЬНАЯ СПУТНИКОВАЯ ТРУБКА (от лат. visualis - зрительный), небольшой телескоп, приспособленный для наблюдений искусств, спутников Земли. В. с. т. характеризуются сравнительно большим полем зрения (5-10°) при высокой проницающей силе (см. Проницающая сила телескопа). Применяются для определения небесных координат спутников или непосредственно по отношению к звёздам, координаты к-рых известны (наблюдатель в определённый момент запоминает положение искусств, спутника Земли относительно звёзд), или по разделённым кругам, к-рыми снабжаются нек-рые типы В. с. т. (наблюдатель засекает момент прохождения спутника через центр поля зрения и отсчитывает круги). Визуальная спутниковая трубка АТ-1. ВИЗУАЛЬНО-ДВОЙНЫЕ ЗВЁЗДЫ, см. Двойные звёзды. ВИЗУАЛЬНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ, наблюдение того или иного явления непосредственно глазом, хотя бы и вооружённым. В. н. обычно отягощены личными ошибками и применяются в совр. науке только в тех случаях, когда невозможны или нецелесообразны фотографич., фотоэлектрич. и т. п. методы наблюдений. ВИЗУАЛЬНЫЙ ИНДИКАТОР НАСТРОЙКИ, электронносветовой индикатор, применяемый как указатель настройки радиоаппарата. ВИЙВИКОННА, посёлок гор. типа в Эст. ССР. Расположен в 8 км к Ю.-З. от ж.-д. ст. Вайвара (на линии Таллин - Ленинград). 2, 2 тыс. жит. (1968). Добыча горючих сланцев. ВИЙДУМЯЭСКИЙ ЗАПОВЕДНИК, находится в зап. части о. Сааремаа в Эст. ССР. Пл. 593 га (1969). Создан в 1957 для сохранения редких в Эстонии растений и растит, ассоциаций. Господствующая порода - сосна. Имеются лишайниковые, вересковые и др. боры, лесо-луга с дубом и болота. Из редких растений встречаются погремок эзельский, ситник подуздоватый, рябина ария, плющ обыкновенный, жирянка альпийская, хвощ шершавозубый и др. Лит.: Meie loomastiku looduskaitsest, Tartu, 1960. ВИЙЁРБАНН (Villeurbanne), город во Франции, фактически пром. и жилой пригород Лиона. 123 тыс. жит. (1968). Машиностроение (станки, котлы, детали автомобилей и самолётов и др.), хим. (резина, краски, парфюмерия) и шёлковая пром-сть. ВИЙОН, Вилъон (Villon) Франсуа [наст. фам.- Монкорбье или д е Лож (Montcorbier, de Loges)] (p. между 1.4.1431 и 19.4.1432, Париж, -год и место смерти неизв.], французский поэт. Воспитывался приёмным отцом капелланом Гийомом де Вийоном, имя к-рого носил. Учился на ф-те иск-в в Сорбонне, где получил звание бакалавра, затем магистра иск-в (1452). В 1455 убил в драке священника, бежал из Парижа; был помилован; вернувшись, связал свою судьбу с воровскими шайками, не раз сидел в тюрьмах. В 1463 осуждён за драку, приговорён к повешению. В ожидании смерти написал " Балладу повешенных". Но казнь была отменена, а В. изгнан из Парижа. Участвовал в состязаниях поэтов при дворе герцога Карла Орлеанского. С 1464 судьба В. неизвестна. В 1456 В. написал поэму " Лэ" в 320 стихов, известную под назв. " Малое завещание". Это насмешливая исповедь студента-бродяги, пародирующая юридич. документ, произведение большой реалистич. силы, полное проникновенного лиризма, иронии, грубоватого юмора. Его " Большое завещание" со вставными балладами (" О дамах минувших времён", " Парижские женщины", " Большая Марго" и др.) содержит 2023 стиха. Особенно примечательны реалистич. сценки из жизни парижских низов: ярко очерчены смутьяны-бродяги, воры, проститутки, трактирщики, спившиеся церковнослужители. В стихах В. содержатся размышления об утраченной юности, неразделённой любви и горькой нужде, " матери всех преступлений", предчувствие неизбежной гибели, покаянные молитвы; всё это перебивается иронией, порой благодушной, порой язвительной. Не чужды ему и патриотич. настроения (" Баллада против врагов Франции"). Ф. Вий он. Поли. собр. соч. (Париж, 1945). Илл. Ж. Пейра. Стих В. гибок и музыкален. Поэту послушны и ритм, и рифма, и сложная строфика баллады с рефренами. Язык В. вмещает говор гор. мещанства, воровской жаргон, риторику учёной Сорбонны, архаизмы в описаниях рыцарской старины. Наследниками В. стали писатели, уже свободные от ср.-век. морали (П. Гренгор, М. Ренье, К. Маро, Ф. Рабле). С похвалой отзывались о В. поэты классицизма и Просвещения (Ж. Лафонтен, Н. Буало, Мольер, П. О. К. Бомарше), романтики (В. Гюго, Т. Готье), позднее - символист П. Верден. На рус. яз. В. переводили В. Я. Брюсов, Н. С. Гумилёв, И. Г. Эренбург. Трагическая, полная приключений судьба В. являлась темой поэтич. и романтич. интерпретаций (Р. Л. Стивенсон, Ф. Карко, К. Эдшмид, П. Г. Антокольский и др.). Соч.: CEuvres completes, publ. par Л. Longnon. 3 ed.. P., 1923: CEuvres, publ... par A. Mary, P., [1962]; CEuvres poetiques, [P.], 1965: в рус. пер.- Стихи, пер. Ф. Мендельсона и И. Эренбурга, [предисл. Л. Пинского, М., 1963]: [Стихи], в кн.: Тень деревьев. Стихи зарубежных поэтов в пер. И. Эренбурга, М., 1969. Лит.: Веселовский Ю. А., Литературные очерки, т. 1, М., 1910; Мандельштам О., О поэзии. Сб. статей, Л., 1928, с. 87-97; История французской литературы, т. 1, М.- Л., 1946, с. 195-201; Эренбург И., Французские тетради, М., 1959; Cons L., Etat present des etudes sur Villon, P., 1936 (имеется библ.); Lewis D. B. W., Francois Villon. A documented survey, L., 1945; С h a n e у E. F., Francois Villon in his environment, Oxf., 1946 Burger A., Lexique de la langue de Villon Gen.- P., 1957; Seat on E., Studies ir Villon, Vaillant and Charles d'Orleans, Oxf. 1957; Char pier J., Francois Villon, [P. 1958]; Robert A., F. Villon, N. Y. [1968]. И, Н. Голенищев-Кутузов П. Г, Антокольский ВИЙРА Аугуст Пеэтерович (28.3.1853, Яама, близ Тарту, - 30.3.1919, Тарту), эстонский театральный деятель, режиссёр, дирижёр. В 1878-1903 возглавлял театр " Ванемуйне" (Тарту). Под рук. В. поставлен первый муз. спектакль на эст. яз.- " Прециоза" Вебера (1883). Осуществил постановку опер и оперетт: " Корневильские колокола" Планкета (1885), " Цыганский барон" Штрауса (1889), " Иосиф в Египте" Меюля (1899), произв. эст. драматургии - " Помешательство Муру Мику" (1880) и " Отставной солдат" (1886) Кундера, " Этакий мульк" Койдулы (1884), пьес классич. репертуара (Мольер, Шекспир). Деятельность В. в 80-х - нач. 90-х гг. способствовала формированию нац. театр, культуры. Он развивал демократич. традиции, заложенные Л. Коидулой. ВИЙРАЛЬТ Эдуард [8(20).3. 1898, дер. Губаницы, ныне Волосовского р-на Ленингр. обл., - 8.1.1954, Париж], эстонский график. Учился в художественной школе " Паллас" в Тарту (1919-24) и в дрезденской АХ. Работал в Таллине, Тарту и Париже (с 1925). Посетил Италию (1926), Марокко (1938), Швецию (1945-46). Испытал влияние экспрессионизма. В напряжённо-драматич. гротескных листах (" Кабаре", офорт, резец, 1931) В. отразил трагич. контрасты капиталистич. города, в др. работах стремился воплотить внутр. гармонию и красоту простого человека и природы (" Старый бербер", итал. карандаш, 1938, Тартуский художеств, музей; " Окрестности Вильянди", сухая игла, 1943). Э. В и йр а л ь т. " Девочка-берберка с верблюдом". Мягкий лак. 1940. Лит.: Eduard Wiiralt, Tallinn, 1959. ВИКА, виды травянистых растений рода горошек (Vicia) сем. бобовых. Название, распространённое в растениеводстве. В культуре известно 12 видов В., к-рые встречаются также как дикорастущие. Наиболее распространены В. посевная, или яровая, и В. мохнатая, или озимая. В. посевная (V. sativa) известна в культуре со времён Др. Рима. В СССР возделывается в лесной и лесостепной зонах Европ. части, в Сибири и на Кавказе. Стебель дл. от 40 до 110 ел, тонкий, ветвистый, у молодых растений прямостоячий, позднее полегает и цепляется при помощи листовых усиков. Цветки сидячие (1-3) в пазухах листьев. Венчик фиолетово-пурпурный, сиреневый или розовый. Бобы удлинённоромбич. с 4-10 семенами. Масса 1000 семян - 50-60 г. Высевается на зерно в чистом виде в ранние сроки, на зелёный корм, сено и силос в смеси с овсом, реже с ячменём - в неск. сроков. В нечернозёмных р-нах часто используют как парозанимающую культуру, в юж. р-нах, обеспеченных влагой, - как пожнивную. Урожай зерна до 20 ц/га, зелёной массы 200-250 ц/га. В 100 кг зелёной массы 20, 0 кормовых единиц и 3, 8 кг переваримого протеина, в 100 кг сена 45, 8 кормовых единиц и 12, 3 кг переваримого протеина. Районировано ок. 40 селекционных и местных сортов.
|