Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация и краткая характеристика витаминов 29 страница
К нач. 1-й мировой войны 1914-18 крупные гос-ва имели: Россия - 263 воен. самолёта преим. франц. произ-ва, Франция - 156, Великобритания - 30, США - 30, Германия - 232, Австро-Венгрия - 65, Италия - 30. Воен. самолёты того времени могли развивать скорость до 120 км/ч и достигать высоты до 4000 м. С началом войны они применялись гл. обр. для ведения возд. разведки и корректирования огня артиллерии. В нач. 1915 разведыват. самолёты воюющих стран были оборудованы бомбодержателями, бомбосбрасывателями, бомбардировочными прицелами и вооружены пулемётами; возникла бомбардировочная авиация. В России в 1914 был принят на вооружение первый в мире 4-моторный бомбардировщик " Илъя Муромец", а в дек. 1914 сформирована первая эскадра из 10 таких самолётов. К лету 1916 эскадра состояла уже из 20 самолётов. Для борьбы с самолётами, выполнявшими возд. разведку и бомбометание, в первое время использовались наиболее скоростные и манёвренные самолёты-разведчики, вооружённые пулемётами. В последующем стали строиться самолёты-истребители; появилась истребит, авиация. В 1915 на вооружении имелись одноместные самолёты-истребители: во Франции " Ньюпор" и " Спад", в Германии " Фоккер", в России франц. самолёты " Ньюпор". В ходе войны ВВС превратились в одно из средств боевого воздействия на противника. Началась борьба за господство в воздухе, к-рая сводилась гл. обр. к возд. боям. Начало активной борьбе в воздухе с самолётами противника положили русские лётчики, прежде всего П. Н. Нестеров, Е. Н. Крутень, К. К. Арцеулов и др. Они разработали фигуры сложного пилотажа и принципы ведения возд. боя. В годы 1-й мировой войны численность авиации воюющих гос-в резко возросла. Если в начале войны во всех воюющих странах имелось всего 806 боевых самолётов, то к концу войны Германия имела 2730 самолётов, Австро-Венгрия - 622, Франция - 3321, Великобритания - 1758, США - 740, Италия - 842, Россия - 590. Всего было св. 10 тыс. самолётов, в т. ч. разведчиков 44, 9%, истребителей - 40, 4%, бомбардировщиков - 14.7%. К концу войны скорость лучших типов самолётов-истребителей повысилась до 200-220, разведчиков - до 170- 180, бомбардировщиков-до 160-170 км/ч. В составе ВВС рус. армии вследствие технико-экономич. отсталости страны были гл. обр. устаревшие самолёты иностр. фирм. Советские ВВС создавались вместе с Красной Армией. 28 окт. (10 нояб.) 1917 по инициативе В. И. Ленина было образовано Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания (пред. А. В. Можаев). В дек. была учреждена Всеросс. авиац. коллегия по управлению Возд. флотом Республики (пред. К. В. Акашев), на к-рую возлагались руководство формированием авиац. частей, центр, и местных управлений Возд. флота Республики, подготовка авиац. кадров и материально-технич. обеспечение. В янв. 1918 были сформированы первые 6 авиац. отрядов (по 12 самолётов в каждом), направленные под Петроград, на Украину и в Белоруссию. Одновременно с созданием первых авиац. частей проводилась реорганизация органов управления. 24 мая 1918 было создано Гл. управление Рабоче-Крест. Красного Воен.-Возд. флота (до февр. 1921 нач. К. В. Акашев), к-рое объединяло ВВС страны. К нояб. 1918 было сформировано 38 авиаотрядов, к весне 1919 - 61 (45 разведывательных, 12 истребительных, 3 артиллерийских, 1 аэрофотографический). Всего на фронтах Гражд. войны в 1918-20 одновременно действовало до 350 сов. самолётов. Для руководства боевой деятельностью авиац. частей на фронтах Гражд. войны в авг. 1918 было создано Полевое управление авиации и воздухоплавания при Реввоенсовете Республики - сокращённо Авиадарм (авиация действующей армии), начальником к-рого с сент. 1918 по февр. 1921 был А. В. Сергеев. Лётные кадры для ВВС в 1918 готовились в 1-й Московской и в Егорьевской школах лётчиков, а также в Петрогр. воен. школе лётчиков-наблюдателей. В 1919 организован Моск. авиац. техникум, к-рый в 1920 реорганизован в Ин-т инженеров Красного Возд. Флота. В нояб. 1922 на базе этого института создана Академия Возд. флота (ныне Воен.-возд. инж. академия им. Н. Е. Жуковского). Самолёты и вертолёты Военно-Воздушных Сил СССР: 1. Сверхзвуковой боевой самолет с крылом изменяемой в полёте стреловидности. 2. Всепогодный истребитель-перехватчик. 3. Истребитель-бомбардировщик. 4. Самолёт вертикального взлёта и посадки-5. Военно-транспортный самолёт. 6. Тяжёлый вертолёт Ми-6. 7. Сверхзвуковой дальний ракетоносец. В период Гражд. войны авиац. отряды были объединены в авиац. группы, к-рые использовались на гл. направлениях действий сухопутных войск, и наносили бомбовые удары по вражеским объектам, вели возд. бои, возд. разведку, поддерживали связь, сбрасывали листовки и агитац. литературу. В это время были заложены основы оперативного искусства ВВС и тактики родов авиации. За мужество и отвагу при выполнении боевых заданий 219 лётчиков и лётчиков-наблюдателей были награждены орденом Красного Знамени, а 16 лётчиков дважды удостоены этой награды. Самолёты военно-воздушных сил капиталистических государств: 1. Тактический истребитель F-4C (США). 2. Истребитель SAAB-37 " Вштен" (Швеция). 3. Тактический истребитель " Мираж Ш6" с изменением геометрии крыла (Франция). 4. Истребитель-перехватчик УР-12А (США). 5. Стратегический бомбардировщик " Виктор" (Великобритания). 6. Стратегический бомбардировщик Б-58 (США). 7. Стратегический бомбардировщик В-52Н (США). После окончания Гражд. войны начался постепенный рост численности и качеств, рост ВВС. В 1924-33 на вооружение ВВС поступили отечеств, истребители И-2, И-3, И-4, И-5, разведчики Р-3, тяжёлые бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3. За 1930-40 произ-во воен. самолётов возросло в 6, 5 раза. На вооружение ВВС были приняты истребители И-15, И-16, И-153, бомбардировщики СБ, Ил-4, ТБ-7. В 1939-40 сов. авиаконструкторами были разработаны новые типы совр. боевых самолётов. В 1924 авиац. отряды были сведены в однородные эскадрильи (по 18-43 самолёта), к-рые в конце 20-х гг. заменены авиац. бригадами. В 1938-39 ВВС были переведены с бригадной организации на полковую и дивизионную. Осн. тактич. единицей стал полк, состоящий из 4- 5 эскадрилий (60-63 самолёта, а в тяжёлобомбардировочном полку - 40 самолётов). В соответствии с назначением и задачами ВВС изменился удельный вес различных родов авиации в составе ВВС: бомбардировочная и штурмовая авиация к 1940-41 составляла 51, 9%, истребительная--38, 6% разведывательная- 9, 5%. Однако многие типы самолётов по осн. тактико-технич. данным ещё уступали однотипным самолётам ВВС капиталистич. гос-в. Рост технич. оснащённости ВВС, их численное увеличение потребовали значит, улучшения дела подготовки командных, инженерных и лётнр-технич. кадров. В 1938 подготовка лётно-технич. кадров для ВВС осуществлялась в 18 лётных и технич. уч-щах. Командный ф-т Академии им. Н. Е. Жуковского в 1940 был преобразован в Воен.-возд. академию командного и штурманского состава (ныне Воен.-возд. академия им. Ю. А. Гагарина). В 1921-41 руководство сов. ВВС осуществляли: А. В. Сергеев (февр. 1921 - кон. 1922), А. П. Розенгольц (март 1923- дек. 1924), П. И. Баранов (дек. 1924 - июнь 1931), командарм 2-го ранга Я. И. Алкснис (июнь 1931 - дек. 1937), командарм 2-го ранга А. Д. Лактионов (дек. 1937 - сент. 1939), ген.-лейт. авиации Я. В. Смушкевич (сент. 1939 - апр. 1940), ген.-лейт. авиации П. В. Рычагов (апр. 1940 - апр. 1941). ВВС капиталистич. гос-в в 1918-39 получили значит, развитие и к нач. 2-й мировой войны 1939-45 имели в строю боевых самолётов: Германия-4400, США- 8000, Япония - 4500, Великобритания - 4030, Франция - 3330, Италия - 2950. Удельный вес бомбардировочной авиации в составе ВВС всех стран увеличился по сравнению с 1918 в 2, 5 раза, а истребит, и разведыват. авиации-уменьшился. ВВС Германии делились на 5 возд. флотов - оперативных объединений, каждый из к-рых включал 800-1200 самолётов. ВВС Великобритании были самостоят, видом вооруж. сил, подчинялись министру авиации и делились на истребительные и бомбардировочные командования; мор. авиация подчинялась воен.-мор. министру. ВВС США до 2-й мировой войны не имели единого командования. Авиац. части и соединения, предназначенные для поддержки войск, объединялись в возд. корпуса, к-рые подчинялись командованию войск. Годовое произ-во самолётов в 1939 составляло: в Германии- 10 000, Великобритании - 5800, Франции - 3200, Италии - 3000, Японии - 2500, США-2400. В СССР перед нач. 2-й мировой войны КПСС и Сов. правительством были приняты меры по форсированию произ-ва лучших типов самолётов. В 1940-41 были начаты серийный выпуск истребителей Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, бомбардировщиков Пе-2, Пе-8, штурмовиков Ил-2 и перевооружение ими авиац. полков. Эти типы самолётов превосходили однотипные самолёты ВВС Германии. Напр., макс, скорость са.молёта Як-1 на 30 км/ч превышала скорость Ме-109; самолёты Пе-2 и Пе-8 по сравнению с Ju-88 и Не-111 имели большую бомбовую нагрузку и скорость полёта. Штурмовик Ил-2 по сравнению с нем. штурмовиком Hs-129 имел большую скорость и дальность полёта и лучшее вооружение - реактивные снаряды и 400-кг бомбы. Однако к началу Великой Отечеств, войны перевооружение сов. авиачастей новой авиац. техникой и переучивание лётного состава не были закончены. С началом Великой Отечеств, войны 1941-45 в результате внезапных ударов нем.-фаш. авиации по аэродромам сов. ВВС в первый день войны понесли серьёзный урон в самолётах. Несмотря на тяжёлые потери в самолётах на аэродромах, борьба с нем. авиацией приобрела ожесточённый характер. Численному превосходству противника были противопоставлены высокое напряжение действий сов. ВВС, боевое мастерство, отвага и героизм лётного состава. На вооружение ВВС стали поступать новейшие самолёты-истребители Як-76, Як-9, Як-3, Ла-5, Ла-7, Ла 9, двухместные штурмовики Ил-2, а с лета 1944 - Ил-10, бомбардировщики Ту-2, новые пушки, бомбы, в т. ч. противотанковые, радио- и радиолокац. станции, аэронавигац. оборудование, аэрофотоаппараты и др. техника и вооружение. В мае 1942 во фронтовой авиации были созданы возд. армии - крупные авиац. оперативные объединения (к концу года их насчитывалось 13). С осени 1942 началось формирование отд. авиац. корпусов Резерва Верх. Главнокомандования как наиболее целесообразной формы авиац. резервов. В марте 1942 дальняя и тяжелобомбардировочная авиация была изъята из подчинения командующего ВВС и преобразована в Авиацию дальнего действия с непосредств. подчинением Ставке. Изменение организац. структуры и резко возросшая численность ВВС позволили массированно применять авиацию на решающих направлениях действий сухопутных войск и осуществлять централизованное управление ею. Высокие боевые качества сов. ВВС особенно ярко проявились в битвах под Москвой, Сталинградом, Курском, в операциях на Правобережной Украине, в Белоруссии, Ясско-Кишинёвской, Висло-Одерской и Берлинской. Если в операциях 1941 участвовало 200-500 самолётов, то в 1943-45 - до неск. тысяч, а в Берлинской операции 1945 - до 8400 самолётов. Авиац. пром-сть систематически увеличивала произ-во самолётов. Среднемесячный выпуск во 2-й пол. 1941 составлял 1630 самолётов, в 1942 - 2120, в 1943 - 2907, в 1944 - 3355 и в 1945 - 2206 самолётов. За годы Великой Отечеств, войны сов. лётчики совершили ок. 4 млн. боевых самолёто-вылетов и сбросили на врага 30, 5 млн. бомб. В возд. боях и на аэродромах было уничтожено 55 тыс. нем. самолётов (84% всех потерянных ими на Вост. фронте). Сов. лётчиками была оказана большая помощь партизанам. Только полки дальней авиации и Гражд. Возд. Флота совершили ок. НО тыс. самолётовылетов, доставив партизанам 17 тыс. т вооружения, боеприпасов, продовольствия и медикаментов, перевезли по воздуху св. 83 тыс. партизан. Сов. лётчики показали многочисл. примеры беззаветной преданности Родине, подлинного героизма и высокого боевого мастерства. Беспримерные подвиги совершили лётчики Н- Ф. Гастелло, В. В. Талалихин, А. П. Маресьев, И. С. Полбин, Б. Ф. Сафонов, Т. М- Фрунзе, Л. Г. Белоусов, 3. А. Сорокин, П. Т. Харитонов, С. И. Здоровцев, М- П. Жуков и мн. др. Св. 200 тыс. воинов сов. ВВС награждены орденами и медалями, 2420 авиаторам присвоено звание Героя Сов. Союза, 65 лётчикам - звание дважды Героя Сов. Союза и двум - звание трижды Героя Сов. Союза (А. И. Покрышкин и И. Н. Кожедуб). Две трети авиац. соединений и частей получили почётные наименования, более одной трети удостоены звания гвардейских. Сов. ВВС во время Великой Отечеств, войны руководили командующие ВВС ген.-лейт. авиации П. ф. Жигарев (апр. 1941 - февр. 1942) и Гл. маршал авиации А. А. Новиков (апр. 1942 -март 1946). ВВС Великобритании и США в период 1941-45 на европ. и афр. театрах войны действовали в благоприятной для них обстановке, т. к. осн. силы немецких ВВС были скованы на сов.-герм, фронте. Однако и в этих условиях англ, бомбардировщики до лета 1943 вели лишь ограниченные действия по нем. объектам, а усилия ВВС США сосредоточивались гл. обр. в районе Тихого ок. против Японии и в районе Средиземного м. для обеспечения мор. десантных операций. ВВС воюющих гос-в в ходе 2-й мировой войны в своём развитии достигли новых высоких количеств, и качеств, показателей. Произ-во боевых самолётов всех воюющих гос-в за годы войны составило 450 тыс. Значительно повысились лётно-технич. характеристики самолётов: скорость истребителей достигла 650- 720 км/ч, бомбовая нагрузка фронтовых бомбардировщиков - 2 тыс. кг, а дальность полёта - 2 тыс. км. В США и Великобритании была создана стратегич. авиация. Дальнейшее развитие получили авиац. средства поражения: появились фугасные бомбы массой до 9000 кг, зажигательные - до 500 кг. Германия применила самолёты-снаряды ФАУ-1, ракетные снаряды ФАУ-2 по объектам на терр. Великобритании. Возросли калибр и скорострельность авиац. пушек и пулемётов. ВВС широко применяли реактивные снаряды и радиотехнич. средства, обеспечивавшие самолётовождение в любых условиях погоды, в любое время суток, точный выход на объекты действий и эффективное поражение их. Благодаря возросшим трансп. возможностям ВВС широко стала применяться транспортировка крупных возд. десантов в глубокий тыл противника с различными целями. В послевоенные годы сов. ВВС были перевооружены реактивными самолётами МиГ-9, МиГ-15, Як-15, Ла-15 и др. На вооружение поступили сов. трансп. самолёты и вертолёты. На основе обобщённого опыта, накопленного в период Великой Отечеств, войны, были разработаны новые боевые уставы, наставления и руководства по боевому применению видов и родов авиации. Для обеспечения надёжного самолётовождения, точного бомбометания и стрельбы самолёты оснащаются различными радиоэлектронными системами; было начато оборудование аэродромов системой " слепой" посадки самолётов по приборам. Поступление на вооружение ВВС ядерного оружия обусловило коренные изменения в формах и способах боевого применения ВВС и резко повысило их роль в ведении войны. Одновременно продолжалось технич. развитие авиации. Истребит, авиация получила сверхзвуковые самолёты МиГ-19, вооружённые ракетами класса " воздух-воздух", а на смену устаревшим самолётам-штурмовикам пришли истребители-бомбардировщики МиГ-15 бис. На вооружение дальней авиации поступили новые тяжёлые реактивные и турбовинтовые самолёты. Увеличилось произ-во вертолётов, поступил на вооружение вертолёт Ми-6 с турбореактивными двигателями. Количеств, и качеств, рост воен.-трансп. самолётов и вертолётов позволил расширить задачи военно-трансп. авиации, которая полностью оформилась как род авиации. В связи с поступлением на вооружение ВВС сверхзвуковых самолётов, вооружённых ракетами " воздух-воздух" и " воздух-земля", дальняя и фронтовая авиация с 1960 стала превращаться в сверхзвуковую, ракетоносную авиацию. Это значительно повысило боевые возможности ВВС по преодолению ПВО противника и более надёжному поражению возд., наземных и надводных целей. Продолжала меняться тактика дальней и фронтовой авиации. Самолёты-ракетоносцы получили возможность наносить удары по целям с дальних дистанций, не заходя в зону действий средств ПВО объектов противника. Значительно возросли возможности воен.-трансп. авиации. Она стала способной перебрасывать в глубокий тыл противника соединения возд.-десантных войск с их штатной боевой техникой и вооружением (танки, орудия, ракеты, автомашины). Наряду с технич. развитием ВВС совершенствовались формы и способы их применения. Осн. совр. формами боевых действий ВВС являются возд. операции и совместные действия с др. видами вооруж. сил, а осн. способами их боевых действий - массированные удары и действия небольшими группами. В послевоен. период главнокомандующими сов. ВВС были: Гл. маршал авиации К. А. Вершинин (март 1946 - окт. 1949 и янв. 1957 - март 1969), Гл. маршал авиации П. ф. Жигарев (окт. 1949 - янв. 1957), маршал авиации П. С. Кутахов (с марта 1969). ВВС капиталистич. гос-в (США, Великобритании, Франции, ФРГ) в послевоен. период также перевооружены реактивной авиац. техникой, имеют (особенно в США) управляемые и неуправляемые ракетные снаряды различных классов и назначения. В строительстве ВВС капиталистич. гос-в особое внимание уделяется развитию тактич. авиации (США, ФРГ, франция), к-рая рассматривается в качестве осн. средства доставки ядерных боеприпасов на театр воен. действий и поддержки войск. Для поражения объектов в глубоком тылу продолжают сохраняться стратегич. бомбардировщики типа В-52 (США), " Вулкан" и " Виктор" (Великобритания), " Мираж" (Франция). Лит.: КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза. Сб. документов, 1917-1958, М.. 1958; ЗУ лет Вооруженных Сил СССР [1918 - 19681, 1968; История Великой Отечественной войны Советского Союза, 1941 - 1945, т. 1 - 6, М., 1963 - 65; Советские Военно-Воздушные Силы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг., М., 1968; Военно-воздушные силы, М., 1959; 3алуцкий Г. В., Выдающиеся русские лётчики. М. Ефимов, П. Нестеров, Е. Крутень, К. Арцеулов, М., 1953; Л а п ч и и с к и и А. Н., Красный воздушный флот. 1918 -1928, М., 1928; Симаков Б. Л. и Шипилов И. Ф., Воздушный флот Страны Советов. Краткий очерк истории авиации нашей Родины, М., 1958; Военно-воздушные силы в современной войне. (По иностранным взглядам), М., 1957; Ли Э ш е р, Воздушная мощь, пер. с англ., М., 1958. См. также лит. при ст. Авиация. К. А. Вершинин. ВОЕННО-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ, см. Государственно-монополистический капитализм. ВОЕННО-ГРУЗИНСКАЯ ДОРОГА, историч. название дороги через Гл. Кавказский хр. (Крестовый перевал, 2384 м), соединяющей г. Орджоникидзе (Сев.-Осет. АССР) с г. Тбилиси (Груз. ССР). Дл. 208 км. Идёт по долине Терека, пересекает хр. Скалистый по Дарьяльскому ущелью, затем по ущелью р. Байдарка к перевалу, откуда спускается в долину р. Белая Арагви и по правобережью р. Кура подходит к Тбилиси. В.-Г.д. проложена рус. войсками. Постоянное сообщение по ней было открыто в 1799. После присоединения Грузин к России (1801) началась постройка новой, улучшенной В.-Г. д. В 1863 дорожное полотно В.-Г. д. было шоссировано. В.-Г. д. сыграла большую роль в развитии экономич. связей между Россией и Закавказьем. За годы Сов. власти дорога реконструирована. Имеется постоянное автосообщение. По всей трассе дороги встречаются груз, памятники старины: соборы, крепости, сторожевые башни и т. п. На В.-Г. д. расположены г. Мцхета (в древности - столица Грузии) с собором 11 в., храм-монастырь Джвари (кон. 6 - нач. 7 вв.). Земо-Авчальская ГЭС им. В. И. Ленина (1927). Дорога живописна. Развит туризм. Лит.: Арджеванпдзе И. А. Военно-грузинская дорога, Тб., 1954. ВОЕННОЕ ДЕЛО, условный термин, к-рый в широком понимании охватывает все вопросы, связанные с вооруж. силами, их развитием, обучением, использованием в войне и т. д., а также подготовкой защиты населения на случай войны. ВОЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО или военное право, система установленных государством правовых норм, закрепляющих принципы и формы устройства вооруж. сил, регулирующих отношения в области их строительства, жизни, быта и деятельности и определяющих обязанности, права и ответственность военнослужащих и др. участников обществ, отношений в области военного строительства. В воен. время и в местностях, объявленных на военном положении, сфера действия В. з. обычно расширяется; оно распространяется на наиболее важные в воен. отношении отрасли нар. х-ва и транспорта, на сферу охраны обществ, порядка и гос. безопасности и т. п. В. з. является частью правовой системы государства; отражает черты данного общественно-политич. и гос. строя, закрепляет политику господствующего класса по вопросам воен. строительства. В. з. призвано, учитывая специфнч. организацию и назначение вооруж. сил, обеспечить в них твёрдую воинскую дисциплину, чёткий строй внутр отношений, отвечающий задачам использования вооруж. сил в определённых политич. делях. Одна из осн. задач В. з.- обеспечить условия для накопления достаточного количества военнооб^ченных резервов, поддержания высокой боевой готовности войск. Советское В. з. выражает и закрепляет ленинские социалистич. принципы, политику КПСС в области воен. строительства, отражает подлинно демократия., гуманный характер Сов. гос-ва и его Вооруж. Сил, стоящих на страже мирного труда сов. людей и защищающих дело мира во всём мире. В основе советского В. з.- идеи нерасторжимого единства армии и народа, пролетарского интернационализма и защиты социалистич. завоеваний трудящихся. Воинский правопорядок в Сов. Вооруж. Силах базируется на социалыю-политич. единстве их личного состава, на отношениях товарищеского сотрудничества, уважения, взаимопомощи между офицерским составом, солдатами и матросами. Советское В. з. является комплексным по характеру составляющих его правовых норм. Оно включает в себя гл. обр. нормы гос. и адм. права, а также уголовного, уголовно-процессуального, финансового права и нек-рых др. отраслей права, поскольку этими нормами регулируются специфич. отношения по строительству Вооруж. Сил и охране установленного в них правопорядка. Вместе с тем В. з.- внутренне согласованная система правовых норм, объединяемых общностью цели и предмета правового регулирования, поэтому оно с полным основанием может рассматриваться как военное право, т. е. как комплексная, но относительно самостоятельная и обособленная система правовых норм. В. з. учитывает особенности армии как организации, предназначенной для вооруж. борьбы и основанной в силу этого на строжайшей воинской дисциплине, полном единоначалии, беспрекословном повиновении, последовательном централизме в управлении войсками. В то же время сов. В. з. закрепляет принцип политич. и гражд. полноправия военнослужащих, содержит твёрдые гарантии законности в воен. управлении. В. И. Ленин, Коммунистич. партия всегда придавали большое значение строгому и сознательному соблюдению норм законодательства. В. И- Ленин указывал: " Не за страх, а за совесть исполнять все законы о Красной Армии, все приказы, поддерживать дисциплину в ней всячески, помогать Красной Армии всем, чем только может помогать каждый, - таков первый, основной и главнейший долг всякого сознательного рабочего и крестьянина..." (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 152). К нормам В. з. относятся нормы, определяющие: устройство Вооруж. Сил; организацию и полномочия органов воен. управления; порядок комплектования кадров и запаса Вооруж. Сил личным составом; порядок прохождения военной службы', правовое положение военнослужащих и военнообязанных; организацию и порядок ведения войскового х-ва; правила гос. материального обеспечения военнослужащих; права воен. властей в местностях, объявляемых на воен. положении; основы мобилизации Вооруж. Сил. Одним из осн. источников сов. В. з. является Закон СССР о всеобщей воинской обязанности от 12 окт. 1967 (см. Воинская обязанность в СССР). Характерной формой выражения норм В. з. служат воинские уставы - своды правил поведения и деятельности военнослужащих. Источником В. з. являются также нормативные акты, утверждаемые мин. обороны СССР, - положения, наставления, руководства, инструкции, правила. Составной частью В. з. являются также Закон об уголовной ответственности за воинские преступления, Положения о военной прокуратуре, о военных трибуналах, нормы уголовно-правового и процессуального характера, определяющие порядок, основания и особенности привлечения военнослужащих к уголовной ответственности. В капиталистич. гос-вах В. з. резко отделено от общей системы права и лишено тех демократич. ин-тов, к-рые провозглашаются в бурж. конституциях и рекламируются бурж. идеологами, т. к. цель бурж. В. з.- изолировать армию от народа, отстранить солдат от участия в общественно-политич. жизни, превратить армию в послушное орудие капиталистич. монополий для подавления трудящихся масс (напр., использование войск США для подавления негритянских волнений). В империалистич. армиях для солдат нет к.-л. гарантий законности; солдаты и матросы фактически лишены политич. прав путём установления для них многочисл. избирательных цензов. В нек-рых бурж. гос-вах военнослужащие вообще лишены политич. прав: им запрещается заниматься политич. деятельностью, свободно выражать своё мнение (напр., в ФРГ по закону О правовом положении солдат, § 15), установлены тяжёлые наказания за нарушения воинской дисциплины (напр., в Едином кодексе военной юстиции США). Военное командование располагает неограниченными по существу возможностями для расправы с неугодными ему солдатами. В. з. империалистич. государств в наиболее открытой форме служит реакц. целям монополистич. капитала; в военной практике культивируются взгляды тех бурж. идеологов, к-рые утверждают, что когда гремят пушки, молчат законы, а демократия кончается у ворот казармы. Лит.: Основы советского военного законодательства, М., 1966. П.И.Романов. ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО Министерства обороны СССР, издаёт воен.-науч., воен.-технич., воен.-политич. и художеств, литературу для обучения и воспитания личного состава Вооруж. Сил. Организовано в 1919 под назв. Литиздат ПУР, с 1924 - Гос. воен. изд-во (ГВИЗ), в 1936-46- В. и. Наркомата обороны СССР. ВОЕННОЕ ИСКУССТВО, теория и практика подготовки и ведения военных действий на суше, море и в воздухе; важнейшая отрасль военной науки. Составными частями сов. В. и. являются стратегия военная, оперативное искусство и тактика. Между ними существуют тесная связь и взаимозависимость. Они дополняют друг друга и тем способствуют наиболее полному решению задач, стоящих перед В. и. Стратегия - высшая область В. и. Она тесно связана с политикой и находится в непосредств. зависимости от неё. Вместе с тем стратегия решающим образом влияет на развитие оперативного иск-ва и тактики. Тактика, являясь низшей ступенью В. и., занимается вопросами боя подразделений, частей и соединений. Оперативное иск-во занимает промежуточное положение между стратегией и тактикой и охватывает вопросы подготовки и ведения операций. Оперативное иск-во и тактика обеспечивают достижение поставленных стратегией целей и задач. В. и. может быть также разделено на виды в зависимости от видов вооруж. сил: В. и. сухопутных войск, В. и. ракетных войск, В. и. войск ПВО страны, В. и. воен.-возд. сил и военно-морское искусство. Кроме того, каждый вид В. и. включает В. и. родов войск, сил и спец. войск, входящих в тот или иной вид вооруж. сил. Причём родственное В. и. нек рых родов войск и спец. войск, входящих в неск. видов вооруж. сил, может быть объединено общим понятием, напр, военно-инженерное искусство. Такое деление В. и. на части, виды и отрасли весьма условно и может применяться лишь в конкретных случаях. В бурж. воен. теории к В. и. относятся стратегия и тактика. Термин " оперативное искусство" не употребляется. Однако в ней нередко применяются понятия " большая тактика" или" малая стратегия", к-рые по существу означают то же самое, что и " оперативное искусство", т. к. рассматривают подготовку и ведение операций. В. и. развивается в зависимости от уровня произ-ва, экономики, характера соответствующего им обществ, строя. В. и. зависит также от особенностей историч. развития страны, нац. особенностей и традиций, геогр.условий и др.факторов. В. и. в рабовладельч. обществе базировалось на рабовладельч. экономике, позволявшей создавать армии лишь в неск. десятков тысяч воинов, вооружённых холодным оружием. Гл. родом войск в большинстве стран была пехота. В государствах Др. Востока, помимо пехоты и конницы, применялись отряды воинов, сражавшихся на боевых колесницах, слонах и верблюдах. Состав вооруж. сил, их снаряжение определяли стратегию и тактику. В гос-вах Др. Востока, в Индии и Китае стратегия первоначально ограничивалась проведением кратковременных походов на сравнительно небольшие расстояния. С изменением снабжения войск, использованием ресурсов покоряемых гос-в, что было характерно для Др. Греции и Др. Рима, длительность походов стала увеличиваться. Стратегии, иск-во в рабовладельч. обществе выражалось гл. обр. в подготовке к войне, выборе места и момента сражения, определении гл. пункта для нанесения удара, в руководстве войсками. Развитие тактики шло от простейших форм боевых порядков и фронтального столкновения к более сложным боевым порядкам и маневрированию войск на поле боя. Др.-греч. города-государства, нередко объединявшиеся в воен.-политич. союзы, располагали по сравнению со странами Др. Востока лучше вооружённой и обученной армией; основной их воен. силой была тяжёлая пехота (гоплиты), вооружённая мечами, копьями и имевшая металлич. защитные доспехи. Для боя гоплиты строились в фалангу - плотное и глубокое (8-12 и более шеренг) построение; характерным примером такого боевого порядка является сражение у Марафона (490 до н. э.). Бой начинался с расстояния броска метательного оружия. Удар с фронта дополнялся ударом с фланга лёгкой пехоты, кавалерии и завершался преследованием. В сражении при Левктрах (371 до н. э.) беотийский полководец Эпаминонд первым открыл важнейший тактич. принцип неравномерного распределения войск по фронту в целях сосредоточения сил для гл. удара на решающем участке. В 4 в. до н. э. высокого развития В. и. достигло в армии Др. Македонии, возглавлявшейся Александром Македонским, к-рый превратил конницу в ударное средство разгрома противника. В сражении с колхидянами (400 до н. э.) греч. полководец Ксенофонт положил начало расчленению фаланги на отд. отряды (лохи), в результате чего образовалось неск. тактич. единиц, способных к самостоятельным действиям.
|