Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация и краткая характеристика витаминов 32 страница
Развитие В.-и. и. в 1-ю мировую войну 1914-18 связано гл. обр. с использованием воюющими сторонами позиционных форм боевых действий, с разработкой вопросов теории и практич. мероприятий по созданию глубокоэшелонированных оборонит, полос и обеспечению их прорыва. В ходе войны были разработаны и применены первые образцы противопехотных и противотанковых мин, немцы на терр. Франции, Бельгии и Голландии в 1917- 1918 впервые произвели с помощью их массовые разрушения. В ходе Гражд. войны и воен. интервенции 1918-20 зародилось сов. В.-и. и., основы к-рого заложены под непосредств. влиянием В. И. Ленина, к-рый требовал широкого применения инж. средств в ходе воен. действий. По инициативе Ленина в февр. 1918 учреждена Коллегия по инж. обороне Республики, к-рая разработала мероприятия по ускоренной подготовке оборонит, рубежей и укреплённых районов для отражения наступления войск интервентов и белогвардейцев, предложила способы инж. обеспечения высокоманёвренных операций Красной Армии, закрепления позиции, подготовки укреплённых плацдармов. В это время были созданы Воен.-инж. училище и фортификац. ф-т Воен.-технич. академии. В 1919 вышел труд К. И. Величко " Укреплённые позиции и инженерная подготовка их атаки", имевший важное значение в становлении сов. В.-и. и. В развитии В.-и. и. между 1-й и 2-й мировыми войнами гл. место занимали вопросы воен.-инж. подготовки гос-в к войне и проблемы, связанные с созданием системы приграничных укреплений. В зап. странах (Франция, Германия, Бельгия) строительство укреплённых линий (" линия Мажино", 1928-38; члиния Зигфрида", 1935-40, и др.) привело к дальнейшему развитию долговременной и броневой фортификации. Появились новые взгляды на применение заграждений. Влияние зап. В.-и. и. распространилось на Финляндию (" линия Маннергейма", 1929-39), Грецию и др. страны Европы и Азии. Вместе с тем получает развитие строительство автомоб. дорог в воен. целях (автострады в Германии 1934-39, автомоб. дороги в Маньчжурии), в ряде стран развивается аэродромостроение. В Великобритании и США осн. усилия В.-и. и. направляются на разработку проблем манёвренного базирования ВМФ и обеспечения гидромобильных действий войск, в особенности высадки мор. десантов. Советское В.-и. и. в этот период развивалось на основе обобщения опыта 1-й мировой и Гражданской войн, а также критич. оценки взглядов зарубежных теоретиков. В отличие от зап. специалистов, уделявших осн. внимание дальнейшему развитию способов обеспечения позиционных форм борьбы и, в частности, созданию приграничных укреплений из сплошных линий, сов. В.-и. и. разрабатывались способы обеспечения манёвренных боевых действий в условиях ведения глубоких операций с одновременным решением проблем воен.-инж. подготовки гос-ва к войне. Вместо сплошных линий пограничных укреплений сов. В.-и. и. была обоснована и осуществлена зародившаяся в ходе Гражд. войны идея применения для прикрытия границ системы укреплённых районов. Становление и развитие сов. В.-п. и. в годы Гражд. войны и в послевоен. период связано с деятельностью видных сов. учёных - военных инженеров К. И. Величко, Д. М. Карбышева, Г. Г. Невского, ф. И. Голенкина, Г. X. Потапова, С. А. Хмелькова, А. П. Шошина, В. В. Яковлева и др. Сов. В.-и. и. принадлежит приоритет в разработке проблем инж. обеспечения операций и боя. В трудах сов. учёного воен. инж. Карбышева (30-е гг. 20 в.) " Инженерное обеспечение наступательной операции", " Инженерное обеспечение оборонительной операции" и др. разработаны основы теории инж. обеспечения операций и боевого применения инж. войск. Е. В. Александровым и др. были разработаны принципы боевого использования инж. войск в бою и операции, предложены способы применения и устройства заграждений на всю глубину операции. Многие из этих теоретич. положений были закреплены в Полевых уставах 1936 и 1941, в Наставлении по инженерному делу 1939, Наставлении по фортификации 1939 и др. В ходе сов.-финл. войны 1939-40 были заложены теоретич. основы и выработаны практич. рекомендации по преодолению массированных минных и др. заграждений, применению групп разграждений, штурмовых групп и отрядов для прорыва долговременных укреплений (" линия Маннергейма"), впервые применялись минные тралы и миноискатели. В нач. 2-й мировой войны В.-и. и. Франции, Великобритании, Бельгии не смогло предложить эффективные способы противодействия инж. средствами высокоманёвренным операциям нем. войск, а В.-и. и. Германии не смогло решить задачу обеспечения прорыва долговременных укреплений " линии Мажинок В ходе войны В.-и. и. Великобритании и США успешно решило задачи инж. обеспечения крупных мор. десантных операций (высадка во Франции и Италии) и действий войск в особых условиях (Сев. Африка, Индокитай и др.), но отставало в разработке проблем инж. обеспечения операций на континентальных театрах воен. действий. В этом отношении нек-рые успехи имело В.-и. и. Германии, но и оно не выдвинуло заметных идей или решений данных проблем. На развитие В.-и. и. зап. стран в этот период оказывало сильное влияние сов. В.-и. и. Разработанные сов. В.-и. и. в довоен. годы теоретич. положения и практич. рекомендации по воен.-инж. подготовке территории страны и театров воен. действий к войне, инж. обеспечению операций и боевых действий войск, по общему направлению развития инж. войск, их тактики, по характеру развития средств инж. вооружения нашли широкое применение в Великой Отечеств, войне 1941 - 1945. В организации инж. обеспечения операций Красной Армии в этой войне принимали участие талантливые сов. воен. инженеры М- П. Воробьёв, К. С. Назаров, И. А. Петров, А. И. Прошляков, Л. 3. Котляр, А. ф. Хренов и др. Их усилиями, а также творчеством мн. командиров частей, войсковых инженеров, штабов инж. войск, учёных Воен.-инженерной и др. академий обеспечивалось в ходе войны дальнейшее развитие сов. В.-и. и. В первые годы Великой Отечеств, войны сов. В.-и. и. успешно разрабатывало систему инж. оборудования гос. рубежей и стратегич. районов обороны (Московского, Ленинградского и др.), мероприятия по противодействию высокоманёвренным действиям противника (массовое применение различных заграждений и пр.). В ходе войны получила развитие и сложилась система инж. оборудования глубокоэшелонированной позиционной обороны, что нашло отражение в Полевом уставе и в Руководстве по позиционной обороне с применением системы траншей. Высокого уровня достигло иск-во обеспечения прорыва обороны противника, форсирования водных преград, закрепленил инж. средствами захваченных плацдармов (Сандомирский на Висле, Кюстринский на Одере, и др.) и штурма городов (Кенигсберг, Берлин и др.). Более чётко определились роль и место инж. войск в бою и операции, организация их боевого применения и взаимодействия с различными родами войск, утвердился принцип массированного применения в операциях инж. сил и средств на важнейших направлениях. В начале послевоен. периода В.-и. и. всех стран развивалось на основе обобщения опыта минувшей войны, гл. обр. в направлении дальнейшего совершенствования форм инж. обеспечения действий бронетанковых и механизированных войск, способов форсирования водных преград, принципов устройства и преодоления заграждений, применения приёмов войсковой и оперативной маскировки. Выводы В.-и. и. закреплены в ряде уставов и наставлений, изданных после войны в различных странах. Появление ядерного оружия и поступление его на вооружение армий неск. государств, разработка др. видов оружия и техники поставили перед В.-и. и. ряд новых проблем стратегич., оперативного и тактич. масштаба с учётом перспектив развития средств, форм и способов вооруж. борьбы. Особую значимость приобретает разработка проблем инж. обеспечения постоянной боевой готовности войск, инж. мероприятий по защите войск и объектов тыла от совр. средств поражения, обеспечения боевых действий войск в условиях массовых разрушений и заражений. Лит.: Энгельс Ф., Фортификация, Маркс К. иЭнгельсФ., Соч., 2 изд., т. 14; Ленин В. И., Военная переписка. 1917 - 1922 гг., М., 1966; Ласковский Ф., Материалы для истории инженерного искусства в России, ч. 1 - 3, СПБ, 1858 - 1865; Теляковский А., Фортификация, ч. 1-2, СПБ, 1852-1855; Карбышев Д. М., Избр. научные труды, М., 1962; Тухачевский М., Инженерное соразмерение операций, Избр. произв., т. 1, М., 1964; Из истории русского военно-инженерного искусства. Сб. ст., М., 1952; Инженерные войска Советской Армии в важнейших операциях Великой Отечественной войны. Сб. ст., М., 1958; Военно-инженерное искусство и инженерные войска русской армии. Сб. ст., М., 1958; 50 лет Вооруженных Сил СССР, М., 1968. Г. Ф. Самойлович, В. К. Харченко, А. Д. Цирлин. ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ КОМИССИИ, создавались в России для составления офиц. истории войн. 1) В.-и. к. по описанию рус. -тур. войны 1877 - 78 при Гл. штабе (с 1905 при Гл. управлении Генштаба), создана в 1879. В 1886 составление описания войны на Кавк. театре было передано воен.-ист. отделу штаба Кавк. воен. округа. В 1897 были подготовлены к изданию 3 тома, но воен. мин. П. С. Ванновский забраковал рукопись ввиду содержавшейся в ней критики в адрес рус. командования. В 1911 В.-и. к. закончила свою работу и была ликвидирована. Всего за 1898-1913 были изданы: " Описание русско-турецкой войны 1877-1878 на Балканском полуострове", 1901-16, в 9 тт. (14 кн., объём ок. 400 печатных листов) с атласом; не подлежащее оглашению " Особое прибавление" (в. 1-6, 1899-1911; дипломатич. документы, переписка царя с главнокомандующим и ген. Э. И. Тот-лебеном, секретные материалы по плану войны, донесения воен. агентов). 2) В.-и. к. по описанию рус.-япон. войны 1904 - 05 при Гл. управлении Генштаба, создана в 1906. К нач. 1910 работа была закончена, и в течение 1910 изданы 9 тт. (16 кн.) " Русско-японской войны 1904-1905" и альбом карт. Общий объём издания составил 600 печатных листов. Издания В.-и. к. содержат богатый фактич. материал, но требуют критич. отношения. 3) Историч. комиссия по описанию действий флота в р у с.-япон. войну 1904 - 05 при мор. Генштабе. Создана в 1908. Издания комиссии: " Русско-японская война 1904- 1905 гг. Работа исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904- 1905 гг. при морском Генштабе" (Введение, ч. 1, 1918, кн. 1-4, 6, 7, 1912- 1918); сб. документов " Русско-японская война 1904-1905 гг. Действия флота. Документы, изданные исторической комиссией..." (отдел 1-4, 1907 -14) и др. 4) В.-и.к. по описанию 1-й мировой войны 1914 - 18 при воен.-историч. части (позднее в составе воен.-историч. отдела) Всероглавштаба, учреждена 13 авг. 1918 (с 15 нояб. 1918 наз. Комиссией по исследованию и использованию опыта войны 1914-18, затем Воен.-историч. комиссией); расформирована 29 мая 1921. Пред. В.-и. к. были В. Н. Клембовский (авг. - окт. 1918) и А. А. Свечин (с нояб. 1918). Было подготовлено 39 работ о войне 1914-18 и 13- о Гражд. войне, опубликовано 44 работы. На их основе был издан " Стратегический очерк войны 1914-1918" (т. 1-7, 1920-23). В труде приводятся мн. оперативные документы и даётся фактологич. описание войны на рус. фронте. Однако в нём отсутствуют науч. анализ и оценка воен. действий, а также описание хода войны на др. театрах и морях. " ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ", ежемесячный журнал Мин-ва обороны СССР. В 1939-40 издавался как орган Нар. комиссариата обороны СССР, в янв.-июле 1941 орган Генштаба РККА; издание было прекращено с началом Великой Отечеств, войны и возобновлено в 1959. Публикует статьи, документы и материалы по истории воен. искусства, гл. обр. новейшего времени начиная с Гражд. войны в СССР, мемуары и воспоминания деятелей Гражд. и Великой Отечеств, войн, рецензии и науч. информацию. ВОЕННОЙ ИСТОРИИ ИНСТИТУТ Министерства обороны СССР, научно-исследовательское учреждение в Москве. Образовано в окт. 1967. Осн. задачи института - изучение проблем Великой Отечеств, и 2-й мировой войн, воен. прошлого нашей Родины и методологич. проблем воен. истории. Институт координирует н.-и. работу в области воен. истории, подготавливает и публикует науч. труды, монографии и научнопопулярные работы, ведёт подготовку науч. кадров через адъюнктуру и аспирантуру. Научно-методнч. руководство работой В. и. и. осуществляет Отделение истории АН СССР. Печатный орган ин-та -" Вестник военной истории". ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА, одна из спец. служб Вооруж. Сил СССР, осуществляющая охрану здоровья военнослужащих, их систематпч. мед. обеспечение в условиях мирного и воен. времени. На В.-м. с. в мирное время возлагаются: проведение комплекса леч.-профилактич. мероприятий для сохранения и укрепления здоровья личного состава Вооруж. Сил; сохранение сан. благополучия в войсках, защита их от массовых, в первую очередь эпидемических, заболеваний, обучение военнослужащих приёмам оказания первой медицинской помощи при ранениях и боевых поражениях, а также гигиенич. навыкам предохранения от заразных болезней; организация и проведение боевой и спец. подготовки личного состава В.-м. с. В воен. время первостепенными задачами В.-м. с. являются сохранение жизни наибольшему числу раненых, поражённых и больных, а также скорейшее восстановление их боеспособности. Успешному решению этой задачи призвана служить система мед. обеспечения войск, к-рая предусматривает: рациональное расчленение оказания мед. помощи во времени (изменение сроков оказания помощи в зависимости от характера поражения, состояния пострадавших и воен. обстановки) и пространстве (распределение между различными леч. учреждениями леч. мероприятий, оказываемых раненым и поражённым); органич. сочетание лечения и эвакуации медицинской и обеспечение преемственности оказания мед. помощи поражённым и больным на этапах мед. эвакуации; эшелонирование (т. е. расчленённое расположение дальше или ближе к фронту) леч. учреждений и манёвр ими в зависимости от обстановки. Важное место в системе мед. обеспечения войск занимают также сан.-гигиенич. и противоэпидемич. мероприятия, проводимые для защиты личного состава войск от возникновения и распространения заразных заболеваний, что имеет особое значение при вынужденном пребывании войск в эпидемически неблагополучных районах. В полку В. м.-с. представлена полковым мед. пунктом (ПМП), в состав к-рого входит лазарет с врачами и фельдшерами, фармацевтом, зубным врачом и санитарами. В.-м. с. полка организует и проводит все необходимые леч.-профилактич., сан.-гигиенич. и противоэпидемич. мероприятия. Мед. силы и средства полков и др. отд. частей, входящих в состав дивизии, составляют В.-м. с. дивизии. Для оказания квалифицированной медицинской помощи в дивизии существует мед.-санитарный батальон или лазарет. В.-м. с. располагает сетью стационарных учреждений - гарнизонными и окружными военными госпиталями, гарнизонными поликлиниками, военными санаториями и домами отдыха, сан.-противоэпидемич. учреждениями. Общее руководство В.-м. с. осуществляет Центр, воен.-мед. управление Мин-ва обороны СССР. А. С. Георгиевский. " ВОЕННО-МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ", ежемесячный журнал, орган Центр, воен.-мед. управления Мин-ва обороны СССР; одно из старейших (издаётся с 1823) рус. мед. периодич. изданий, первый отечеств, журнал в области воен. медицины. В " В.-м. ж." сотрудничали видные деятели воен. медицины Н. И. Пирогов, А. А. Чаруковский и др. С 1858 " В.-м. ж." выходил ежемесячно. В 1917 его издание прекратилось, а с 1929 Гл. воен.-сан. управление РККА начало выпускать ежемесячный воен.-мед. журн. " Военно-санитарное дело", переименованный в 1944 в " В.-м. ж." (в 1930-33 " В.-м. ж." издавался Военно-медицинской академией). " В.-м. ж." освещает вопросы теории и практики общей и военной медицины. Лит.: Багдасарьян С. М., " Военно-медицинский журнал", " Военно-медицинский журнал", 1944, МЬ 1 - 2; Левит М. М., Медицинская периодическая печать России и СССР (1792-1962), М., 1963. Д. И. Винокуров. ВОЕННО-МОРСКОЕ ИСКУССТВО, теория и практика подготовки и ведения вооруж. борьбы на море; составная часть военного искусства. Сов. В.-м. и. включает: стратегич. использование ВМФ, оперативное искусство ВМФ и тактику ВМФ. Между этими частями В.-м. и. существуют тесная связь и взаимозависимость. Стратегич. использование ВМФ - высшая область В.-м. и., к-рая, исходя из задач воен. стратегии, оказывает решающее влияние на развитие оперативного иск-ва и тактики ВМФ, ставит им задачи. Оперативное иск-во и тактика обслуживают стратегич. использование ВМФ, обеспечивая достижение им целей и задач в войне. Элементы В.-м. и. зародились в древности с появлением воен.-мор. флотов и совершенствовались в связи с развитием общества, вооружения, боевой техники и форм вооруж. борьбы. В рабовладельч. государствах (Др. Греция, Др. Рим и др.) флот состоял из гребных судов (см. Гребной флот). Воен. стратегия рабовладельч. гос-в отводила ВМФ вспомогат. роль в войнах и ограничивала его действия прибрежными районами. Способами достижения победы в бою были таран и абордаж, а осн. тактич. формой боя - фронтальное столкновение флотов, оканчивавшееся в ходе его ведения единоборством отд. воен. судов между собой. Первой попыткой обобщения воен. опыта рабовладельч. Рима явился труд Вегеция (нач. 5 в.) " Краткое изложение военного дела", в к-ром он наряду с др. вопросами дал описание осн. известных в то время способов ведения боевых действий на море. В Европе в эпоху раннего феодализма (до 10 в.) ВМФ и В.-м. и. существенного развития не получили. В период расцвета феодализма в Европе были достигнуты успехи в кораблестроении. С 10-11 вв. появляются парусные суда, затем - средства навигации (компас, секстан, мор. карты), что позволяет совершать длит, плавания в открытом море. В 15-16 вв. происходит переход от гребного флота к парусному, к-рый завершился к сер. 17 в. С 14 в. парусные корабли оснащаются артиллерией. Стратегия нарождавшихся в 15-16 вв. колониальных империй (Испания, Португалия, позднее Англия, Франция, Голландия) повысила роль ВМФ в войнах, изменила характер его действий и возложила на флот выполнение самостоят, задач по нарушению коммуникаций противника и обороне своих мор. путей. Однако тактика первых парусных флотов 15-16 вв. ещё мало отличалась от способов ведения боя гребного флота. В 17 в. создаются постоянные ВМФ, к-рые стали важным воен. средством осуществления внеш. политики гос-ва. Дальнейшее развитие корабельной артиллерии, использование её в качестве гл. оружия в мор. сражениях аигло-голл. войн 17 в. внесли коренные изменения в боевой состав, организац. структуру парусного флота и его тактику; была установлена классификация кораблей и определены их задачи. Основу ударной мощи флотов составляли линейные корабли, фрегатам, арт. гребным судам и брандерам отводилась вспомогат. роль в мор. сражениях и блокадных действиях. Сложилась боевая организация флота. Корабли стали объединяться в эскадры под единым командованием флагмана. Ведение боевых действий крупными силами флотов неоднородного состава повысило требования к управлению эскадрой в мор. сражении, исход к-рого в значительно большей степени, чем прежде, стал определяться иск-вом флагмана - командира эскадры. Осн. тактич. формой ведения мор. боя эскадрами флотов стала линейная тактика, предусматривавшая маневрирование кораблей в линии баталии (кильватерной колонне). Такая тактика обеспечивала наиболее эффективное использование артиллерии, установленной на кораблях вдоль бортов в неск. рядов. Таран стал применяться всё ре/ке. Абордаж сохранялся на всём протяжении существования парусных флотов. Линейная тактика господствовала на протяжении 17-18 вв. Значит, вклад в развитие В.-м. и. 1-й четв. 18 в. внесло рус. В.-м. и., проявившееся в Сев. войне 1700-21 против сильного мор. противника - Швеции. Вместо проводившихся тогда флотами зап. стран набегов на побережье, борьбы на коммуникациях и ген. сражения флотов Пётр I применял более решит, и надёжный метод ведения войны путём занятия воен.-мор. баз и побережья противника совместными действиями армии и флота. Для его тактич. иск-ва характерны: организация постоянного взаимодействия флота и армии, решит, действия флота по уничтожению сил противника с применением неожиданных для него форм манёвра (охват флангов, прорезание строя, окружение, абордажидр.). Обобщённый опыт боевых действий флота при Петре I был изложен в Морском уставе 1720. Возросшая к сер. 18 в. эффективность корабельной артиллерии (увеличение дальности стрельбы, убойной и разрушит, силы ядра, меткости огня) вступила в противоречие с тактич. формой её использования - линейной тактикой. Рус. адмиралы Г. А. Спиридов и ф. ф. Ушаков впервые в практике мор. боя отказались от шаблонов линейной тактики и заложили основы новой формы боевого использования флота - манёвренной тактики. Их В.-м. и. отличалось высокой активностью, решительностью действий при достижении поставленных целей, хорошей организацией взаимодействия всех сил и проявилось в победах рус. флота над турецким в сражениях в Хиосском проливе (1770), у о. Тендра (1790) и у мыса Калиакрия (1791). Первые попытки теоретич. обоснования манёвренной формы ведения мор. боя нашли отражение в труде англичанина Дж. Клерка " Опыт морской тактики" (ч. 1-4, 1790-97, рус. пер. " Движение флотов", 1803), в к-ром он на основе анализа причин неудач англ. ВМФ в сражениях сер. 18 в. изложил нек-рые рекомендации по изменению линейной тактики и внедрению манёвренных принципов ведения мор. боя. Однако в В.-м. и. крупнейших мор. держав (Великобритания, Франция, Испания, Голландия) линейная тактика продолжала господствовать до кон. 18 в. Мор. победы англ. адм. Г. Нельсона при Абукире (1798) и Трафальгаре (1805) и рус. адм. Д. Н. Сенявина в Афонском сражении (1807), в к-рых были использованы принципы ведения манёвренного боя, способствовали утверждению в В.-м. и. манёвренной тактики. Такая тактика предусматривала наряду с манёвром эскадры для более полного использования артиллерии и нарушения управления силами флота противника большую самостоятельность в проведении манёвра отд. кораблей. Это внесло новое содержание в тактику одиночного корабля и предъявило повышенные требования к командиру в иск-ве управления и использовании оружия корабля в бою. Дальнейшее развитие капиталистич. произ-ва, науки, воен. техники позволило улучшить конструкцию воен. кораблей, их парусное и арт. вооружение. Опыт Крымской войны 1853-56 показал преимущества паровых кораблей перед парусными при ведении манёвренного мор. боя. Во 2-й пол. 19 в. в Великобритании, США, Франции были созданы паровые корабли с броневой защитой. Основой ударной мощи флотов стали броненосцы с мощным арт. вооружением и сильной бронёй. Появились также крейсера, минные заградители, миноносцы. Изменения в материально-технич. базе флота потребовали разработки тактики использования броненосных эскадр в мор. бою. Существ, вклад в этот вопрос внесли рус. учёные. Адм. Г. И. Бутаков в труде " Новые основания пароходной тактики" (1863) обобщил опыт боевых действий паровых кораблей и предложил правила их перестроения в эскадре для ведения мор. боя. Эти правила получили признание во всех флотах мира. Адм. А. А. Попов на опыте Крымской войны первым правильно оценил большое значение броненосного флота в боевых действиях на море. Адм. С. О. Макаров, исходя из опыта рус.-тур. войны 1877-78, впервые изложил тактику использования минно-торпедного оружия. В труде " Рассуждения по вопросам морской тактики" (1897) он первым подошёл к разработке тактики броненосного флота как науки. В этом и др. трудах Макаров обосновал необходимость взаимодействия артиллерийских и минно-торпедных кораблей в морском бою, теоретически обосновал целесообразность применения кильватерного строя при построении боевых порядков броненосных эскадр, сформулировал принципы противоминной и противолодочной обороны. В 90-х гг. 19 в. один из создателей амер. империалистич. воен.-мор. стратегии контр-адм. А. Мэхэн и воен. идеолог англ, буржуазии вице-адм. ф. Коломб пытались обосновать теорию " господства на море". Они связывали эту " теорию" с установлением амер. и англ, мирового господства путём создания подавляющего превосходства воен.-мор. сил в линейных броненосных кораблях и уничтожения враждебных воен. флотов в одном генеральном сражении. Коломб пропагандировал " вечные и неизменные" законы ведения мор. войны, механически переносил способы и формы ведения воен. действий на море парусными флотами на паровой флот, не учитывал развития новых боевых сил и средств флота. Он противопоставлял флот армии, недооценивал значения сухопутных войск, не учитывал общего хода и исхода воен. действий в целом на суше и на море. Эта " теория" была полностью опровергнута опытом 1-й и 2-й мировых войн. Несмотря на это, воен. идеологи США и Великобритании после 2-й мировой войны 1939- 1945 вновь обратились к трудам Мэхэна и Коломба для обоснования своих идей о мировом господстве. В ходе рус.-япон. войны 1904-05 В.-м. и. обогатилось опытом ведения боевых действий по обороне воен.-мор. баз (оборона Порт-Артура) и ведения противоблокадных действий, в к-рых использовались корабли флота, береговая артиллерия, мины и торпеды. Первые попытки применения торпед и мин показали, что артиллерия, оставаясь гл. оружием для нанесения удара, перестала быть единств, средством боевого воздействия на противника. Выявилась необходимость создания новых классов кораблей (линейных кораблей, тральщиков и др.) и новых образцов минного и артиллерийского оружия. Зародились основы тактики ведения крупных морских сражений с участием значит, сил бронированных кораблей (Цусимское сражение, бой в Жёлтом море, действия Владивостокского отряда кораблей и др.). Решающей силой в борьбе на море по опыту рус.-япон. войны во мн. флотах мира были признаны линейные корабли. Опыт противоминных действий указал на необходимость организации повседневной боевой деятельности флота в борьбе за обеспечение благоприятного режима в районе своих баз. Для ведения разведки, борьбы с эскадренными миноносцами и действий на мор. коммуникациях во флотах мн. стран стали применяться лёгкие крейсера. Воен. доктрины мор. держав после рус.-япон. войны существенных изменений не претерпели. По-прежнему считалось, что завоевание господства на море должно достигаться путём ген. сражения осн. сил флотов. В ходе 1-й мировой войны 1914-18 кораблями универсального назначения были признаны эскадренные миноносцы, применялись лёгкие крейсера и особенно подводные лодки, к-рые превратились в самостоят, род сил ВМФ и успешно решали не только тактические, но и оперативные задачи. Это вызвало создание сторожевых кораблей и охотников за подводными лодками. Появились также и др. новые классы кораблей - авианосцы, торпедные катера, десантно-высадочные средства. Удельный вес в боевых действиях больших надводных арт. кораблей понизился. В основном оформился новый род мор. сил - морская авиация. Достижение стратегич. целей путём проведения одного ген. сражения, как это предусматривалось англо-амер. доктриной " господства на море", стало невозможным. В.-м. и. была выдвинута новая форма боевой деятельности флота - операция, к-рая вызвала необходимость соответств. мер по её обеспечению: оперативной разведки, маскировки, обороны крупных надводных кораблей при переходе морем и в бою от подводных лодок, материально-технич. обеспечения и др. Получила дальнейшее развитие повседневная боевая деятельность флота для создания благоприятного оперативного режима в районе своих баз, побережья и в районе боевых действий. Русским В.-м. и. были разработаны способы ведения мор. боя на заранее подготовленной минно-арт. позиции как вынужденной меры в борьбе с более сильным противником. Такая позиция была создана в Балт. м. на линии о. Нарген - п-ов Порккала-Удд с целью не допустить прорыва герм, флота в вост. часть фин. залива. Она состояла из неск. линий минных заграждений, выставленных поперёк Фин. залива, и береговых арт. батарей на флангах позиций. В тылу этой позиции развёртывались и действовали гл. силы флота. Опыт войны подтвердил эффективность этой формы ведения флотом боевых действий в прибрежном районе против превосходящих сил противника. Элементы сов. В.-м. и. зародились в годы Гражд. войны и воен. интервенции 1918-20, когда созданный молодой Сов. республикой Рабоче-Крест. Красный Флот оборонял подступы к Петрограду с моря, поддерживал на побережье части Красной Армии арт. огнём, обеспечил подавление белогвардейского мятежа на фортах " Красная Горка" и " Серая Лошадь", высаживал десанты и вёл борьбу с озёрными и речными силами противника. Широко развернувшееся благодаря успехам социалистич. индустриализации строительство ВМФ в годы предвоен. пятилеток шло в направлении создания совр. по тому времени надводных кораблей, подводных лодок, мор. авиации и береговой артиллерии. В период между 1-й и 2-й мировыми войнами сов. В.-м. и. были созданы основы оперативного использования флота в различных видах боевых действий и в совместных действиях с сухопутными войсками на приморских направлениях, тактика действий разнородных сил ВМФ, основы взаимодействия между ними в мор. бою, к-рые нашли отражение в Наставлении по ведению мор. операций, Боевом уставе ВМС и др. документах, изданных накануне Великой Отечеств, войны 1941 - 1945. В.-м. и. в бурж. гос-вах после 1-й мировой войны характеризовалось наличием различных, нередко противоположных взглядов на использование ВМС в войне. Подорванное в 1-й мировой войне " всемогущество" линейного флота привело к тому, что мн. воен. теоретики стали противопоставлять один род мор. сил другому, пытаясь отыскать такой из них, к-рьш мог бы обеспечить господство на море, отстаивали принципы ген. сражения, опровергнутые ходом войны. Вместе с тем развитие существовавших и появление новых сил и средств борьбы вызывало необходимость пересмотра устаревших взглядов. Перед началом 2-й мировой войны флоты пополнялись авианосцами, крейсерами, эскадренными миноносцами, торпедными катерами, морской авиацией. Получили развитие радиолокация и гидролокация. В воен. доктринах развивающиеся силы борьбы на море (авиация, подводные лодки и др.) и новые способы боевых действий первоначально должного отражения не находили.
|