Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация и краткая характеристика витаминов 34 страница






Корабли русского ВМФ начала 20 в.: 14. Эскадренный броненосец " Ретвизан". 1902. 15. Линейный корабль " Императрица Мария". 1915. 16. Миноносец " Безупречный". 1902. 17. Подводная лодка " Кайман", 1911.

В 1-й мировой войне 1914-18 участвовали сотни надводных кораблей, подводных лодок, а на последнем ее этапе и самолётов. Линейные корабли ввиду резко возросшей угрозы со стороны применения мин, подводных лодок и др. средств использовались крайне ограниченно. Их развитие шло по пути увеличения артиллерии гл. калибра и толщины броневого пояса (до 406 мм), увеличились количество и калибр зенитных орудий, скорость хода была доведена до 25 узлов, водоизмещение до 35 тыс. т. Линейные крейсера, имевшие слабое бронирование, не оправдали своего назначения, и их строительство было прекращено. Широкое применение в ходе войны нашли лёгкие крейсера, водоизмещение к-рых к концу войны возросло до 8 тыс. т, а скорость хода до 30 узлов и более. Кораблями универсального назначения были признаны эскадренные миноносцы, к-рые стали наиболее многочисленными в составе флотов воевавших государств. Их водоизмещение было доведено до 2 тыс. т, скорость хода до 38 узлов. Дальнейшее развитие получили минные заградители и тральщики. Появились спец. типы тральщиков: эскадренные быстроходные тральщики, базовые тральщики-искатели и катера-тральщики. Важную роль в боевых действиях на море сыграли подводные лодки, к-рые превратились в самостоят, род сил ВМФ, способный успешно решать не только тактич., но и оперативные задачи. Установилась классификация подводных лодок, к-рые делились на большие, средние и малые; были созданы транспортные подводные лодки. Дальность плавания подводных лодок составляла ок. 5500 миль, надводная скорость ок. 18, а подводная 9-10 узлов, число торпедных аппаратов возросло до 6, на вооружении имелись 1-2 орудия калибра от 20 до 152 мм. Особенно эффективно подводные лодки использовались для действий на коммуникациях, за время войны они потопили ок. 6 тыс. судов. Серьёзная угроза со стороны подводных лодок потребовала принятия мер по защите крупных надводных кораблей при возвращении их в базу, на переходе морем и в бою. В ходе войны появились новые классы кораблей: авианосцы, сторожевые корабли, торпедные катера. Первый авианосец с взлётно-посадочной палубой был переоборудован в Великобритании из недостроенного крейсера " Фьюриес" и мог принимать св. 4 разведыват. самолётов и 6 истребителей. Впервые в боевых действиях на море использовалась авиация. Она вела разведку, наносила бомбовые удары по кораблям и базам флота, вела корректировку арт. огня кораблей. Оружием самолётов наряду с бомбами стали торпеды. ВМФ начал превращаться в объединение разнородных сил - надводных кораблей, подводных лодок и авиации, при доминирующем положении надводных сил.

Корабли иностранных флотов периода 2-й мировой войны 1939 - 45: 18. Линейный корабль (Великобритания). 19. Линейный корабль (фаш. Германия). 20. Авианосец (США). 21. Эскадренный ниноносец (США). 22. Подводная лодка (США). 23. Авианосец (Япония). 24. Крейсер 1-го класса (Япония).

В период между 1-й и 2-й мировыми войнами строительство флотов в капиталистич. гос-вах, несмотря на переговоры и соглашения между мор. держг.вами о нек-ром ограничении гонки мор. вооружений, продолжалось. В 1936 в фаш. Германии были спущены на воду линейные корабли " Шарнхорст" и " Гнейзенау", это было прямым нарушением Версальского договора, чему попустительствовали зап. державы. При водоизмещении 37 тыс. га эти корабли имели по девяти 280-мм орудий в трёхорудийных башнях, броневой пояс толщиной по ватерлинии 320 мм и скорость хода 31 узел. В 1939 Германия спустила на воду 2 линейных корабля типа " Бисмарк" (водоизмещение 45 тыс. т, восемь 381-мм орудий, толщина брони 330 мм и скорость хода 30 узлов). В 1936- 1938 в США были заложены 6 линейных кораблей типа " Вашингтон" (водоизме щение 35 тыс. т, девять 406-мм орудий, толщина брони 406 мм и скорость хода 30 узлов). В Великобритании в это же время началось строительство 5 линейных кораблей типа " Кинг Джордж V" (водоизмещение 35 тыс. т, артиллерия гл. калибра - десять 356-мм орудий, толщина брони 406 мм). Дальнейшее совершенствование линейных кораблей в США, Великобритании, Японии, Германии и др. капиталистич. странах шло по линии улучшения их тактико-технич. данных. Устаревшие или недостроенные линейные корабли, крейсера и торговые суда перестраивались в авианосцы. В 1937-38 Великобритания, Япония и США перешли к серийному строительству авианосцев. Стандартное водоизмещение этих кораблей колебалось от 17 до 22, 6 тыс. т, скорость хода 30-34 узла. Такими кораблями были амер. " Энтерпрайс" и " Йорктаун", япон. " Сорю" и " Хирю" и англ. " Арк Ройял". К нач. 2-й мировой войны 1939-45 в ВМФ Великобритании находилось 7 авианосцев, США -5, франции -1 и Японии -6. Интенсивно строились крейсера, эскадренные миноносцы, торпедные катера. Строительство подводных лодок замедлилось. Во всех флотах имелась бомбардировочная, минно-торпедная, разведыват. и истребит, авиация. Значит, развитие получило арт. и торпедное оружие кораблей, были созданы новые неконтактные мины, новое противолодочное оружие, радиолокация и гидролокация. В воен. доктринах капиталистич. держав недооценивались развивающиеся силы и средства борьбы на море - авиация, подводные лодки и возникающие в связи с этим новые способы боевых действий. Несмотря на то, что исход 2-й мировой войны решался на суше, и в первую очередь на сов.-герм, фронте, размах вооруж. борьбы на море по сравнению со всеми предыдущими войнами значительно увеличился. В ней принимали участие св. 6 тыс. кораблей и судов и ок. 14 тыс. самолётов. Ареной вооруж. борьбы флотов практически стал весь Мировой океан. За годы войны было проведено 36 крупных мор. операций. Борющиеся стороны потеряли 2017 кораблей большого и среднего водоизмещения. В ходе войны линейные корабли утратили своё прежнее значение, уступив роль гл. ударных надводных сил флота авианосцам. Линейные корабли и крейсера стали силами обеспечения авианосцев. Применение авианосной авиации позволило вести мор. бои в условиях, когда противостоящие группировки кораблей находились в неск. сотнях миль друг от друга. На таких расстояниях эскадренные миноносцы нe могли использовать по прямому назначению своё торпедное оружие, в то же время они приняли на себя значит, часть задач по охране авианосцев, десантных отрядов, конвоев и защите системы базирования флота. Видное место в боевых действиях заняли подводные лодки, к-рые использовались гл. обр. для борьбы с судоходством противника. Только в фаш. Германии в 1939-45 было построено 1175 подводных лодок. Для борьбы с ними применялись надводные корабли, авиация, подводные лодки и минное оружие. Большое развитие в ходе войны получила мор. авиация, к-рая превратилась в самостоят, род сил флота. Особую роль в боевых действиях играла авианосная авиация, применение к-рой привело к появлению боя авианосных сил и позволило распространить возд. угрозу для сил флота противника практически на все районы Мирового океана. Группировки надводных сил, прикрываемые истребителями авианосной авиации, получили возможность подходить к побережью противника. Применялись совместные действия сил флота с сухопутными войсками. Возросло число десантных операций. За годы войны союзниками было высажено более 600 крупных десантов, из к-рых 6- стратегич. масштаба. Наиболее крупной была Нормандская десантная операция 1944, в к-рой участвовали 860 кораблей и св. 14 тыс. самолётов, обеспечивших высадку трёх общевойсковых армий амер.-англ. войск. Большое распространение получила радиолокация. В составе флотов использовались корабли ПВО. В мор. операциях подтвердилось на практике большое значение скрытности подготовки операций, тщательной разведки, стремительности манёвра, обеспечения господства в воздухе в районе проведения операции. 2-я мировая война подтвердила вывод о том, что цели вооруж. борьбы на море должны достигаться воен.-мор. флотами, состоящими из разнородных сил, при тесном взаимодействии между ними.

В послевоен. период в строительстве ВМС капиталистич. государств, прежде всего США и Великобритании, осн. усилия направлялись на создание атомных ракетных подводных лодок, вооружённых баллистич. ракетами, а также авианосной авиации и ударных авианосцев. Надводные корабли начали оснащаться зенитными и противолодочными ракетами различных классов, а атомные подводные лодки - ракетами средней дальности полёта (2800-5000 км) стратегического назначения. На авианосную ударную авиацию возлагаются большие задачи в боевых действиях на море во всеобщей ядерной войне и в ограниченных пли локальных войнах. Резко возросло насыщение кораблей и самолётов авиации ВМС различными радиоэлектронными средствами. Происходит качеств, обновление парка самолётов авиации ВМС. Много внимания уделяется развитию сил и средств для борьбы с подводными лодками. В связи с этим увеличилось значение в составе флотов противолодочных и транспортно-десантных вертолётов, появились новые классы и типы кораблей (десантные и противолодочные вертолётоносцы и др.). Значительно активизировалось развитие ВМФ ФРГ за счёт строительства подводных лодок, ракетных кораблей и катеров, противолодочных кораблей, десантных судов, закупок самолётов и вертолётов для ВМФ.

Советский ВМФ - преемник и продолжатель лучших традиций рус. флота, создавался и развивался вместе со всеми Сов. Вооруж. Силами. Декрет о создании Рабоче-Крест. Красного флота был подписан В. И. Лениным 29 янв. (11 февр.) 1918. Сов. моряки по указанию Ленина 22-27 февр. 1918 перевели из Ревеля в Гельсингфорс сов. воен. корабли, к-рые Сов. Россия по Брестскому мирному договору обязана была вывести из зап. части Финского зал. в его вост. часть или немедленно разоружить. В марте - апр. 1918 корабли совершили переход в Кронштадт и Петроград. Это был беспримерный в истории Ледовый поход, позволивший сохранить для Сов. России осн. ядро Балт. флота (236 кораблей и вспомогат. судов, в т. ч. 6 линейных кораблей, 5 крейсеров, 54 эскадренных миноносца, 12 подводных лодок, 5 минных заградителей, 6 тральщиков, 11 сторожевых кораблей).

В годы Гражд. войны и воен. интервенции 1918-20 Балт. флот оборонял подступы к Петрограду с моря, отражал попытки англ, флота прорваться в вост. часть финского зал. для поддержки белогвардейцев, поддерживал на побережье части Красной Армии арт. огнём, обеспечил быстрое подавление белогвардейского мятежа на фортах " Красная Горка" и " Серая Лошадь" (июнь 1919), являвшихся ключевыми пунктами в обороне Петрограда с моря. В связи с угрозой захвата кораблей Черномор, флота нем. оккупантами, вторгшимися на Украину, линейный корабль " Свободная Россия" и 9 миноносцев по приказу В. И. Ленина были потоплены 18 июня 1918 у Новороссийска; часть кораблей ушла в Азовское м. и составила ядро Азовской военной флотилии, а часть была захвачена интервентами. Из кораблей преимущественно Балт. флота за годы Гражд. войны было создано св. 30 морских, озёрных и речных флотилий. Наиболее крупные из них - Волжская, Каспийская, Днепровская, Северо-Двинская, Онежская и Азовская воен. флотилии - совместно с войсками Красной Армии вели борьбу с речными и озёрными силами противника, нарушали его перевозки и переправы. В 1918-20 на морях, озёрах и реках было выставлено св. 7600 мин, на к-рых подорвались и затонули 23 боевых корабля и вспомогат. судна противника. Более 75 тыс. моряков были направлены на сухопутные фронты. В ходе Гражд. войны зародились элементы сов. военно-морского искусства.

В марте 1921 10-й съезд РКП(б) принял решение о возрождении и укреплении ВМФ. Личный состав кораблей стал комплектоваться преим. из фаб.-зав. рабочих. При Политич. управлении Красной Армии был создан Мор. отдел для руководства партийно-политич. работой на флоте. Началось восстановление кораблей. В 1922-23 в состав действующих кораблей Балт. флота вошли линейный корабль " Петропавловск", крейсер " Аврора", учебное судно " Океан", отд. дивизион, состоявший из 8 эскадренных миноносцев, отд. дивизион из 9 подводных лодок, отряд траления из 20 тральщиков, финско-Ладожский отряд пограничной охраны в составе 17 сторожевых судов и др. кораблей. В состав Черномор, флота в 1923 были введены крейсер " Коминтерн" (б. " Память Меркурия"), эскадренные миноносцы " Незаможник" и " Петровский", 2 подводные лодки и ряд др. кораблей. Одновременно с восстановлением корабельного состава флота велась подготовка квалифицированных командных кадров. Уч-ще командного состава флота в 1922 было реорганизовано в Воен.-мор. уч-ще (ныне Высшее воен.-мор. уч-ще им. М. В. Фрунзе). Летом 1922 механич., кораблестроит. и электротехнич. отделы этого уч-ща были преобразованы в Мор. инж. уч-ще (ныне Высшее воен.-мор. инж. уч-ще им. ф. Э. Дзержинского). В 1923 открыты Высшие курсы специалистов командного состава флота. Началась подготовка кадров высшей квалификации в Воен.-мор. академии.

К 1928 была отремонтирована значит, часть кораблей, произведена частичная модернизация линейных кораблей, восстановлены и модернизированы эскадренные миноносцы, восстановлены воен.-мор. базы. В годы довоен. пятилеток 1929-40 ВМФ получил сотни новых первоклассных кораблей. Окрепли Балт. и Черномор, флоты. По решению ЦК ВКП(б) были созданы два новых флота - Тихоокеанский (1932) и Северный (1933). В 1938 Коммунистич. партией принята программа строительства большого морского и океанского флота. В 1937 образован Нар. комиссариат ВМФ. В Севастополе, Баку, Владивостоке созданы новые воен.-мор. уч-ща. Были заново разработаны боевые уставы и наставления для ВМФ.

Накануне Великой Отечеств. войны 1941-45 в состав ВМФ входило ок. 1000 боевых кораблей различных классов, в т. ч. 3 линейных корабля, 7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев; 218 подводных лодок, 269 торпедных катеров, более 2 тыс. самолётов мор. авиации. Значительно улучшилась система базирования ВМФ. С первых дней войны ВМФ надёжно защищал мор. коммуникации, обеспечивал эвакуацию населения, промышленных предприятий и снабжение войск, блокированных противником с суши. Северный флот установил непосредственный контакт с ВМС союзников (Великобритания, США) и обеспечил внеш. коммуникацию, связавшую сев. порты СССР с их портами. Для обеспечения движения судов в Арктике и, в частности, по Сев. мор. пути была создана Беломор. флотилия. Мн. приморские плацдармы и воен.-мор. базы длительное время удерживались совместными усилиями сухопутных войск и флота. Сев. флот (командующий А. Г. Головко) совместно с войсками 14-й армии вёл бои на дальних подступах к Кольскому зал. и Мурманску. В 1942 на него была возложена оборона п-овов Средний и Рыбачий. Балт. флот (командующий В. ф. Трибуц) участвовал в обороне Лиепаи, Таллина, Моонзундских о-вов, п-ова Ханко, Ораниенбаумского плацдарма, островов Выборгского зал. и Сев. побережья Ладожского оз. Флот сыграл важную роль в героич. обороне Ленинграда. Черноморский флот (командующий Ф. С. Октябрьский, с апр. 1943 Л. А. Владимирский, с марта 1944 ф. С. Октябрьский) совместно с сухопутными войсками провёл операции по обороне Одессы, Севастополя, Новороссийска, участвовал в обороне Сев. Кавказа. На многоводных реках и озёрах для создания оборонит, рубежей использовались речные и озёрные флотилии: Азовская, из к-рой выделялись отряды кораблей для действий на pp. Дон и Кубань; Дунайская, Пинская, Чудская, Ладожская, Онежская, Волжская, отряд кораблей на оз. Ильмень. Ладожская флотилия сыграла большую роль в обеспечении коммуникации через Ладожское озеро (" дорога жизни") в осаждённый Ленинград. В 1943 была воссоздана Днепровская, а в 1944 Дунайская речные воен. флотилии. Первая (перебазированная в басс. Одера) принимала участие в Берлинской операции. Дунайская флотилия вела бои в басс, реки и участвовала в освобождении Белграда, Будапешта и Вены. В ходе войны ВМФ высадил более 110 десантов. Тихоокеанский флот (командующий И. С. Юмашев) и Краснознамённая Амурская флотилия (командующий Н. В. Антонов) в авг. - сент. 1945 участвовали в разгроме японской Квантунской армии, в освобождении Кореи, Маньчжурии, Юж. Сахалина и Курильских о-вов.

Корабли Советского ВМФ периода Великой Отечественной войны 1941-45: 25. Крейсер " Красный Кавказ". 26. Охотник заподводными лодками. 27. Торпедный катер.

За время войны Сов. ВМФ потопил 1245 боевых кораблей и вспомогат. судов и св. 1300 транспортных судов противника. За выдающиеся боевые заслуги в Великой Отечеств, войне более 350 тыс. моряков награждены орденами и медалями, 513 чел. удостоены звания Героя Сов. Союза, а 7 чел.- звания дважды Героя Сов. Союза.

В послевоенное время Советский ВМФ развивался с учётом боевого опыта. Преимущество отдавалось развитию крупных надводных кораблей. Велось также строительство дизельных подводных лодок, способных действовать на больших удалениях от своих баз. Самолётный парк мор. авиации обновлялся за счёт поступления реактивных самолётов, заменивших поршневыс. В это же время велась разработка новых боевых технич. средств и оружия. В нач. 1950-х гг. созданы ядерные заряды для ракет и мор. торпед, успешно совершенствовались ракеты, предназначенные для поражения наземных и возд. целей, были разработаны первые корабельные ядерные энергетич. установки и с 1953 началось строительство атомных подводных лодок. Всё это позволило ЦК КПСС и Сов. правительству определить новые направления развития ВМФ и взять курс на строительство качественно нового, океанского, ракетно-ядерного флота. Корабли стали оснащаться ракетно-ядерным оружием, новейшими радиоэлектронными средствами. Были созданы атомные подводные лодки различного назначения, ракетные корабли, катера, противолодочные корабли, способные вести успешную борьбу с совр. скоростными и глубоководными подводными лодками. Для решения спец. задач созданы надводные корабли различных классов. Мор. авиация получила на вооружение более совершенные реактивные самолёты, способные нести на большие расстояния дальнобойные ракеты. Боевой состав авиации пополнился новыми противолодочными самолётами и вертолётами. На смену береговой нарезной артиллерии стали поступать ракетные комплексы, способные надёжно поражать мор. цели на дальних подступах к побережью. Наряду с технич. развитием ВМФ совершенствуются формы и способы его оперативно-стратегич. использования.

Лит.: Веселаго Ф. Ф., Краткая история русского флота (с начала развития мореплавания до 1825 года), 2 изд., М.- Л., 1939; Шершов А. П., История военного кораблестроения с древнейших времен и до наших дней, М.- Л., 1940; История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941 - 1945, т. 1^6, М., 1963-65; Боевой путь Советского Военно-Морского флота, [2 изд.], М., 1967; Яковлев В. Д., Советский Военно-Морской флот, 2 изд., М., 1969; В ь гоне н к о Н. П., Мордвинов Р. Н., Военные флотилии в Великой Отечественной войне, М., 1957; Организация и вооружение армий и флотов капиталистических государств, 2 изд., М., 1968; Нимиц Ч., Поттер Э., Война на море (1939 - 1945), пер. с англ., М., 1965; Р о с к о Т., Боевые действия подводных лодок США во второй мировой войне, пер. с англ., М., 1957; Мэтлофф М., От Касабланки до " Оверлорда", пер. с англ., М., 1964; Богданов В. М., Военно-морской флот Советской страны. Библиографический указатель, М., 1947. См. также лит. при ст. Военно-морское искусство. С. Г. Горшков.

ВОЕННО-НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА (ВНО), добровольные самодеятельные организации в Вооруж. Силах СССР. Первое ВНО образовано в окт. 1920 при Воен. академии РККА для изучения опыта Гражд. войны и воен. интервенции 1918-20. С 1925 ВНО перешло к работе гл. обр. среди гражд. населения и в марте 1926 было переименовано в Об-во содействия обороне СССР (ОСО). В 1927 ОСО слилось с Авиахимом, образовав Осоавиахим. В нояб. 1956 в Вооруж. Силах СССР вновь воссозданы ВНО. Они имеются в частях, на кораблях, в воен.-уч. заведениях, в управлениях соединений, в штабах и управлениях военных округов (флотов) и центрального аппарата Мин-ва обороны СССР, а также при окружных (флотских) и гарнизонных Домах офицеров. Членом ВНО может быть каждый генерал, адмирал и офицер, изъявивший желание принять участие в его работе. Высший руководящий орган ВНО - общее собрание членов, к-рое избирает Совет в составе председателя, его заместителя, секретаря и неск. членов. ВНО содействуют изучению вопросов воен. теории, отечеств, и иностр. воен. техники и боевого опыта минувших войн, улучшению вооружения и организации войск, разработке и внедрению новых передовых методов обучения и воспитания войск, новых способов ведения боевых действий. В зависимости от количества членов и их специальности в составе ВНО могут создаваться секции (кружки) по соответств. специальностям или отраслям воен. дела. М. Н. Скопцов.

ВОЕННООБЯЗАННЫЙ, в СССР гражданин, состоящий в запасе Вооруж. Сил СССР. В. призываются на учебные, а также на поверочные сборы на сроки, определённые Законом СССР о всеобщей воинской обязанности 1967.

В., призванные на уч. или поверочные сборы, обеспечиваются на время сборов натуральным и ден. довольствием за счёт государства; за В.- рабочими, служащими и колхозниками, призванными на сборы, сохраняются за время сборов занимаемая должность и 75% среднего заработка по месту работы.

При объявлении мобилизации В. должны явиться в пункты и в сроки, указанные в их мобилизационных предписаниях, в повестках или в приказах районных (городских) военных комиссаров. В., не явившиеся по мобилизации в указанные им пункты и сроки, несут ответственность по законам воен. времени. См. также Запас. И. И. Романов.

ВОЕННО-ОСЕТИНСКАЯ ДОРОГА, историч. название дороги через Гл. Кавказский хр. (Мамисонский перевал, 2829 м), соединяющей ж.-д. ст. Даргкох (Сев.-Осет. АССР) с г. Кутаиси (Груз. ССР). Дл. 275 км. Строительство начато в 1858, в 1888 открыто колёсное движение. Дорога идёт вдоль р. Ардон по Кассарскому ущелью, ущелью Мамисон-Дона и после перевала вступает в долину р. Риони, по к-рой идёт до Кутаиси. Автосообщение от Даргкоха до Бурона и от Шови до Кутаиси. Способствовала развитию экономич. жизни Зап. Грузии и Сев. Осетии. Живописна. Развит туризм.

ВОЕННО-ОХОТНИЧЬИ ХОЗЯЙСТВА, спортивные охотничьи хозяйства Всеармейского военно-охотничьего об-ва, расположенные в разных районах СССР. В В.-о. х. обеспечиваются охрана и воспроизводство промыслово-охотничьих зверей и птиц и организованный отстрел (охота). Первые В. о. х. созданы в 1931. В 1970 Всеармейское воен.-охотничье об-во имело 164 В.-о. х. с общей площадью угодий ок. 6 млн. га. Право охоты в В.-о. х. имеют все члены охотничьего об-ва, получившие путёвку на охоту в данном х-ве на определ. срок и вид дичи. Для обслуживания членов об-ва В.-о. х. имеют охотничий и рыболовный инвентарь: лодки, чучела, флажки для оклада зверей, а нек-рые х-ва и средства передвижения; имеются также охотничьи собаки и подсадные утки.

Отстрел дичи проводится по производств, плану в соответствии с данными учёта наличия зверей и птиц и при выполнении его охота закрывается независимо от указанных ранее сроков. В.-о. х. осуществляют бпотехнич. мероприятия, направленные на рост численности зверей и птиц, проводят их учёт, охраняют места массового размножения, отстреливают вредных хищников и т. п. Для обогащения фауны В.-о. х. производится подсадка (акклиматизация и реакклиматизация) охотничье-промысловых зверей и птиц - маралов, пятнистых оленей, косуль, кабанов, зайцев, серых и белых куропаток и др.



ВОЕННОПЛЕННЫЕ (в междунар. праве), лица, принадлежащие к вооруж. силам (включая добровольческие отряды партизан, участников движения сопротивления и др. комбатантов) воюющей стороны, оказавшиеся во власти противника. К В. относятся также нек-рые некомбатанты - воен. корреспонденты, члены экипажей торгового флота и гражд. авиации и др.

До 2-й пол. 19 в. в междунар. праве не было многосторонних соглашений, устанавливающих режим воен. плена. Первая конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, зафиксировавшая нормы, регулирующие режим воен. плена, была принята в 1899 на 1-й конференции мира в Гааге. 2-я Гаагская конференция мира (1907) выработала новую конвенцию, более полно определившую правовой режим В. 1-я мировая война 1914-18 вызвала необходимость дальнейшей разработки норм воен. плена, и в 1929 была принята Женевская конвенция о В. (СССР не являлся её участником).

В период 2-й мировой войны 1939- 1945 фаш. Германия, поправ междунар. конвенции, подвергала В. истязаниям и массовому уничтожению. В целях предотвращения произвола воюющих, под влиянием социалистич. гос-в и демократич. сил мира, в 1949 была разработана и подписана Женевская конвенция об обращении с В., направленная на гуманизацию правил ведения войны. Благодаря усилиям СССР и др. социалистич. стран в эту конвенцию были включены принципиально новые нормы: запрещение дискриминации в отношении В. по причинам расы, цвета кожи, религии, пола, происхождения или имуществ. положения; установление уголовной ответственности за нарушение положений конвенции и др. Исключительно важным нововведением является распространение положений конвенции на гражд. и нац.-освободит, войны. Т. о., осн. конвенциями, регулирующими режим воен. плена, являются: Положение о законах и обычаях сухопутной войны (приложение к 4-й Гаагской конвенции 1907) и Женевская конвенция 1949 об обращении с В.

В соответствии с общепризнанными нормами совр. междунар. права В. находятся во власти неприятельской державы, а не отд. лиц или воинских частей, взявших их в плен. Обращение с В. при всех обстоятельствах должно быть гуманным, без всякой дискриминации. К пленным женщинам конвенция предписывает относиться со всем полагающимся их полу уважением. Посягательство на жизнь и физич. неприкосновенность В. (убийство, причинение увечья, жестокое обращение, пытки и истязания), а также посягательство на их человеческое достоинство, в т. ч. оскорбительное и унижающее обращение, запрещаются. Ни один В. не может быть подвергнут физич. калечению, а также науч. или мед. опыту, если это не оправдывается соображениями лечения.

Государство, во власти к-рого находятся В., обязано бесплатно содержать их, а также оказывать им надлежащую врачебную помощь; В. должны пользоваться такой же пищей, помещением и одеждой, как войска гос-ва, взявшего их в плен. Лично принадлежащая В. собственность, за исключением оружия, воинского имущества и воен. документов, остаётся в их владении; им предоставляется полная свобода отправления религиозных обрядов, разрешается посылать и получать письма, индивидуальные или коллективные посылки и ден. переводы. В. (за исключением офицеров) могут привлекаться к работам, не имеющим отношения к воен. действиям; В. нельзя использовать на опасных или угрожающих здоровью работах без их согласия. Работа, выполняемая В., должна оплачиваться: часть заработной платы удерживается на расходы по содержанию В., а оставшаяся сумма выдаётся им при освобождении.

В. должны подчиняться законам, уставам и приказам, действующим в вооруж. силах гос-ва, в плену к-рого они находятся; за неповиновение к ним могут применяться меры судебного или дисциплинарного характера (коллективные наказания за индивидуальные проступки воспрещаются). В. не могут быть преданы суду или осуждены за действия, не являющиеся наказуемыми по законодательству того гос-ва, во власти к-рого они находятся; к ним нельзя применять меры наказания, кроме тех, к-рые предусмотрены за такие же деяния, совершённые лицами из состава вооруж. сил держащего в плену гос-ва. За неудавшийся побег В. подлежат наказанию только в дисциплинарном порядке. Любой незаконный акт или бездействие держащего в плену гос-ва, приводящие к смерти В. или ставящие под угрозу их здоровье, запрещаются и квалифицируются как серьёзные нарушения конвенции. Лица, виновные в таких действиях, считаются военными преступниками и подлежат привлечению к уголовной ответственности.

В 1958 в СССР был принят закон об уголовной ответственности за воинские преступления, установивший строгое наказание лиц, нарушающих права В. Империалистич. гос-ва часто грубо нарушали и нарушают общепризнанные нормы междунар. права о В. (напр., массовые убийства В. в фаш. Германии во время 2-й мировой войны, преднамеренное истребление В. из состава вооруж. сил Нац. фронта освобождения Юж. Вьетнама амер. войсками в преступной войне против вьетнамского народа).

Лит.: Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны от 5 (18) окт. 1907 г., в кн.: Международное право в избранных документах, т. 3, М., 1957, с. 41 - 46; Женевская конвенция об обращении с военнопленными от 12 авг. 1949 г., в кн.: Женевские конвенции о защите жертв войны, М., 1954, с. 69 -129; Международное право, М., 1966, с. 617.

М. Н. Андрюхин.

ВОЕННО-ПОЛЕВАЯ ТЕРАПИЯ, медицинская дисциплина, изучающая причины и механизмы возникновения, клинич. течение, лечение и профилактику болезненных процессов во внутр. органах, развивающихся от воздействия оружия и под влиянием особенностей труда и быта военнослужащих; разрабатывает и внедряет в практику усовершенствованные формы оказания помощи больным и раненым на этапах эвакуации медицинской. Осн. задачи В.-п. т.: изучение заболеваемости личного состава войск как в условиях боевых действий, так и в условиях тыловой службы; изучение особенностей возникновения, клинич. проявлений и течения заболеваний среди военнослужащих действующей армии; изучение этиологии, ранней диагностики, патогенеза, клиники, профилактики и лечения патологич. процессов, развитие которых связано с применением атомного, химич. и бактериологич. оружия, а также заболеваний внутр. органов, обусловленных ранением, воздействием взрывной волны, термич. ожогами и обморожением; разработка и внедрение в практику наиболее эффективных и доступных в условиях боевой обстановки мероприятий, направленных на укрепление здоровья личного состава вооруж. сил, а также методов профилактики и лечения заболеваний; разработки вопросов военно-врачебной экспертизы, применительно к условиям боевой деятельности войск; науч.обоснование и внедрение в практику наиболее совершенных форм оказания терапевтич. помощи (поражённым, больным и раненым) в действующей армии и на этапах мед. эвакуации. Разработка вопросов В.-п. т. проводится на основе достижений мед. науки, военной медицины с учётом совр. состояния воен. искусства.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал